ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2014 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2014 год) - часть 14

 

 

Таблица 7.3
Поступление арендной платы и доходов от продажи земельных участков
в республиканский и местные бюджеты в 2014 году (тыс. рублей)
Поступило арендной платы и дохо-
в том числе:
Муниципальные
дов от продажи земельных участков
доходов от продажи земельных
арендной платы за земли
образования
в бюджеты всех уровней
участков
всего
респ.
местные
всего
респ.
местные
всего
респ.
местные
Городские округа
Костомукшский
43 840,3
29,0
43 811,3
19 959,6
29,0
19 930,6
23 880,7
-
23 880,7
Петрозаводский
343 545,7
7 881,8
335 663,9
293 625,9
7 718
285 907,9
49 919,8
163,8
49 756,0
Муниципальные районы
Беломорский
6 709,0
1 859,0
4 850,0
6 085,8
1 859,0
4 226,8
623,2
-
623,2
Калевальский
3 496,6
136,0
3 360,6
2 224,8
136,0
2 088,8
1 271,8
-
1 271,8
Кемский
6 647,4
171,0
6 476,4
5 870,5
171,0
5 699,5
776,9
-
776,9
Кондопожский
25 136,6
304,0
24 832,6
13 741,6
304,0
13 437,6
11 395,0
-
11 395,0
Лахденпохский
55 878,9
305,0
55 573,9
7 408,0
305,0
7 103,0
48 470,9
-
48 470,9
Лоухский
5 618,4
328,0
5 290,4
2 699,7
328,0
2 371,7
2 918,7
-
2 918,7
Медвежьегорский
16 639,5
929,0
15 710,5
7 402,4
929,0
6 473,4
9 237,1
-
9 237,1
Муезерский
6 950,5
34,0
6 916,5
6 538,0
34,0
6 504,0
412,5
-
412,5
Олонецкий
11 288,0
1 073,0
10 215,0
6 540,9
1 073,0
5 467,9
4 747,1
-
4 747,1
Питкярантский
20 354,2
420,0
19 934,2
13 426,6
420,0
13 006,6
6 927,6
-
6 927,6
Прионежский
38 322,6
2 967,0
35 355,6
19 628,6
2 967,0
16 661,6
18 694,0
-
18 694,0
Пряжинский
48 143,4
780,0
47 363,4
14 543,6
780,0
13 763,6
33 599,8
-
33 599,8
Пудожский
9 880,4
120,0
9 760,4
7 410,7
120,0
7 290,7
2 469,7
-
2 469,7
Сегежский
20 171,4
470,0
19 701,4
17 224,0
470,0
16 754,0
2 947,4
-
2 947,4
Сортавальский
43 007,5
490,0
42 517,5
17 691,6
490,0
17 201,6
25 315,9
-
25 315,9
Суоярвский
5 030,4
424,0
4 606,4
3 975,5
424,0
3 551,5
1 054,9
-
1 054,9
Итого по республике
710 660,8
18 720,8
691 940,0
465 997,8
18 557,0
447 440,8
244 663,0
163,8
244 499,2
В местные бюджеты в 2014 году поступило 963 740,0 тыс. рублей доходов
от использования земельных участков, в том числе (см. табл. 7.2, табл. 7.3):
• доходы, получаемые в виде арендной платы — 447 440,8 тыс. рублей;
• доходы от продажи земельных участков — 244 499,2 тыс. рублей;
• земельный налог — 271 800 тыс. рублей.
В целом в бюджеты всех уровней в 2014 году поступило доходов
от использования земельных участков в Республике Карелия в размере
1 001 141,6 тыс. рублей (109,7% к уровню 2013 года), в том числе:
• доходы, получаемые в виде арендной платы — 481 569,0 тыс. рублей;
• доходы от продажи земельных участков — 247 772,6 тыс. рублей;
• земельный налог — 271 800 тыс. руб.
Поступление доходов от пользования лесным фондом. В соответ­
ствии с Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федераль-
ном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. », Законом
Республики Карелия от 20.12.2013 № 1759-РК «О бюджете Республики
Карелия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», приказа-
ми Федерального агентства лесного хозяйства от 26.12.2013 № 419 «Об ад-
министрировании органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской
Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета»
и № 418 «Об администрировании органами государственной власти субъ-
ектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия
Российской Федерации в области лесных отношений, доходов бюджетов
субъектов Российской Федерации» Министерство по природопользованию
и экологии Республики Карелия является администратором доходов от ис-
пользования лесов.
Начисление платежей за использование лесов производится на осно-
вании постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007
№ 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках пла-
ты за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собс-
твенности», Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
В отчетном году в бюджеты всех уровней платежи за использование ле-
сов поступили в сумме 957 738,7 тыс. рублей (110,8% к уровню 2013 г.), в том
числе в федеральный бюджет — 674 406,6 тыс. рублей, в консолидирован-
ный бюджет Республики Карелия — 283 332,1 тыс. рублей (табл. 7.4).
С 01.01.2007 года, согласно Лесному кодексу РФ, выполнение меропри-
ятий по воспроизводству лесов на арендованных лесных участках является
обязанностью арендатора. Из средств федерального бюджета на меропри-
ятия по воспроизводству лесов, проводимые на не арендованных лесных
участках, в 2014 году было направлено 23 541,7 тыс. рублей, в т. ч. на лесо-
восстановление — 6 814,5 тыс. рублей.
211
Таблица 7.4
Поступление платежей за пользование лесными ресурсами по уровням
бюджета в 2014 году (тыс. рублей)
в том числе в бюджеты:
из них в:
Поступило
консо-
Наименование платежа
в 2014 г.,
феде-
лидиро-
мес-
бюджет
всего
ральный
ванный
тные
респуб-
РК
бюдже-
лики
ты
Платежи за использование лесов,
всего,
957 738,7
674 406,6
283 332,1
283 332,1
-
в т. ч.:
Плата за использование лесов
по договору купли-продажи лесных
насаждений в части:
- минимальных ставок платы
2 861,4
2 861,4
-
-
-
– превышающей минимальные
3 887,4
-
3 887,4
3 887,4
-
ставки платы
Арендная плата за использование
лесов в части:
- минимального размера арендной
617 820,6
617 820,6
-
-
-
платы
– превышающей минимальный раз-
256 814,6
-
256 814,6
256 814,6
-
мер арендной платы
Прочие поступления от денежных
взысканий (штрафов) и иных сумм
33 196,2
32 495,5
700,7
700,7
-
в возмещении ущерба
Плата за предоставление государс-
твенными органами субъектов РФ,
казенными учреждениями субъектов
РФ сведений, документов, содержа-
751,4
-
751,4
751,4
-
щихся в государственных реестрах
(регистрах), ведение которых осу-
ществляется данными государствен-
ными органами, учреждениями
Денежные взыскания (штрафы) за на-
рушение лесного законодательства,
установленное на лесных участках,
20 636,1
20 636,1
-
-
-
находящихся в федеральной собс-
твенности
Плата по договору купли-продажи
лесных насаждений для собственных
20 585,0
-
20 585,0
20 585,0
-
нужд
Денежные взыскания (штрафы)
за нарушение ФЗ «О пожарной безо-
1 186,0
593,0
593,0
593,0
-
пасности»
212
Поступление доходов от пользования недрами. От пользования недра-
ми в 2014 году получены 660 542 тыс. рублей доходов (90,1% к уровню
2013 года, см. табл. 7.2), в том числе:
1) налоговые доходы: налог на добычу полезных ископаемых 658 065 тыс.
рублей, состоящий из налога на добычу общераспространенных полезных
ископаемых 148 795 тыс. рублей и налога на добычу прочих полезных иско-
паемых 509 270 тыс. рублей; 2) неналоговые доходы — регулярные платежи
за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории
РФ 2 477 тыс. рублей.
Плата за пользование водными объектами. В соответствии с феде-
ральным законодательством республике передан ряд полномочий в облас-
ти водных отношений, в том числе по предоставление водных объектов
или их частей, находящихся в федеральной собственности, в пользование.
В 2014 г. в целях эффективного использования водных ресурсов продолже-
на работа по выявлению юридических лиц и индивидуальных предпринима-
телей (нелегитимных водопользователей), самовольно использующих вод-
ные объекты. Сведения о водопользователях, не имеющих оформленных
прав пользования водными объектами, направляются в Карельскую меж-
районную природоохранную прокуратуру для принятия мер прокурорского
реагирования.
В отчетном периоде рассмотрено 112 заявлений о предоставлении вод-
ных объектов в пользование, из них: отказано в 16 случаях; выдано 30 ре-
шений; заключено 66 договоров водопользования, в т. ч. 18 договоров
по процедуре проведения аукциона, и 123 дополнительных соглашения
к действующим договорам по установлению платы исходя из фактических
параметров водопользования, что предусмотрено Правилами расчета и взи-
мания платы за пользование водными объектами, находящимися в феде-
ральной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ
от 14.12.2006 № 764.
Указанные меры привели к увеличению количества заключенных догово-
ров водопользования, увеличению доли водопользователей, имеющих офор-
мленные права на водопользование и, как следствие, увеличению доходов
федерального бюджета от платы за водопользование. В 2014 г. поступление
в бюджет средств от платы за водопользование составило 55,2 млн рублей,
что на 7% выше плановых показателей.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств, предостав-
ляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов
РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отноше-
ний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2007 № 629,
с Федеральным агентством водных ресурсов согласованы перечни меропри-
ятий и целевые прогнозные показатели на 2015 г.
Инвестиции на природоохранные мероприятия. На охрану окружа-
ющей среды и рациональное использование природных ресурсов в 2014 г.
было использовано 223,2 млн рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах
в 2,1 раза больше по сравнению с 2013 годом (табл. 7.5). Преобладающая
их часть (85,5%) была направлена на охрану и рациональное использование
водных ресурсов.
213
Таблица 7.5
Инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использо-
вание природных ресурсов по направлениям в 2010-2014 годах
Показатели
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Тыс. руб (в фактически действовавших ценах)
Охрана и использование при-
1 120 344
950 278
137 613
100 360
223 207
родных ресурсов, всего, в т. ч.:
охрана и рациональное использо-
40 183
95 528
20 322
20 938
190 924
вание водных ресурсов
охрана атмосферного воздуха
1 070 907
638 016
104 919
61 716
-
охрана и рациональное использо-
-
189 077
8 743
17 692
13 166
вание лесных ресурсов
прочие природоохранные меро­
-
27 657
3 629
13
19 117
приятия
В% к итогу
Охрана и использование при-
100
100
100
100
100
родных ресурсов, всего, в т. ч.:
охрана и рациональное использо-
3,6
10,1
14,8
20,9
85,5
вание водных ресурсов
охрана атмосферного воздуха
95,6
67,1
76,2
61,5
-
охрана и рациональное использо-
-
19,9
6,4
17,6
5,9
вание лесных ресурсов
прочие природоохранные меро­
-
2,9
2,6
-
8,6
приятия
В% к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
Охрана и использование при-
в 2,4 р.
81,7
13,5
67,9
в 2,1 р.
родных ресурсов, всего, в т. ч.:
охрана и рациональное использо-
124,0
в 2,3 р.
19,8
95,9
в 8,7 р.
вание водных ресурсов
охрана атмосферного воздуха
в 2,5 р.
57,4
15,3
54,8
-
охрана и рациональное использо-
в 3,9 р.
4,3
в 1,9р.
70,8
вание лесных ресурсов
прочие природоохранные меро­
125,9
в 3,1 р.
12,2
0,4
приятия
Изменилась структура инвестиций по видам экономической деятельно­
сти, если в предыдущие годы (2010-2013 гг.) подавляющую долю (96-65%)
традиционно занимали инвестиции в обрабатывающие производства,
то в 2014 году их доля сократилась до 41,3% (табл. 7.6). Основной объем
(130,9 млн рублей, или 58,7%) составили инвестиции в другие виды деятель-
ности. По сравнению с 2013 годом объем инвестиций в обрабатывающие
производства в текущих ценах увеличился на 40%, в другие виды деятель-
ности — в 3,8 раза.
214
Таблица 7.6
Инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов по видам экономической
деятельности в 2010-2014 годах
Показатели
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего, тыс. руб.
1 120 344
950 278
137 613
100 360
223 207
обрабатывающие произ-
1 076 306
685 610
118 711
65 853
92 274
водства
другие виды деятельности
44 038
264 668
18 902
34 507
130 933
Всего,%
100
100
100
100
100
обрабатывающие произ-
96,1
72,1
86,3
65,6
41,3
водства
другие виды деятельности
3,9
27,9
13,7
34,4
58,7
По источникам финансирования основную долю инвестиций занимали
собственные средства предприятий (157,5 млн рублей, или 70,6%, табл. 7.7).
Бюджетные средства практически в полном объеме поступили из федераль-
ного бюджета и составили 65,6 млн рублей.
Таблица 7.7
Инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное
использование природных ресурсов по источникам финансирования
в 2010-2014 годах
Показатели
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Тыс. руб.
Всего, в т. ч.:
1 120 344
950 278
137 613
100 360
223 207
бюджетные средства, всего,
4 116
186 312
3 389
31 461
65 694
из них:
из федерального бюджета
4 116
2 305
3 389
31 445
65 592
из бюджетов субъектов
Федерации и местных бюд-
-
184 007
-
16
102
жетов
собственные средства пред-
1 116 228
736 594
134 224
68 899
157 513
приятий
другие источники
-
27 372
-
-
-
В% к итогу
Всего, в т. ч.:
100
100
100
100
100
бюджетные средства, всего,
0,4
19,6
2,5
31,3
29,4
из них:
из федерального бюджета
0,4
0,2
2,5
31,3
29,4
215
Показатели
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
из бюджетов субъектов
Федерации и местных бюд-
0,0
19,4
0,0
0,0
0,0
жетов
собственные средства пред-
99,6
77,5
97,5
68,7
70,6
приятий
другие источники
-
2,9
-
-
-
На охрану окружающей среды в 2014 году, кроме инвестиций, израсходо-
вано 1 941 839 тыс. рублей текущих затрат предприятий и организаций, что
на 259 991 тыс. рублей, или на 15,5% больше уровня 2013 года (табл. 7.8).
Основной рост произошел за счет увеличения затрат на сбор и очистку сточ-
ных вод (на 22,4%) и на обращение с отходами (на 11,5%). Текущие затраты
на охрану атмосферного воздуха снизились на 27,7%.
Таблица 7.8
Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды
в 2013-2014 годах (в фактически действовавших ценах; тыс. рублей)
Направления природоохранной деятельности
2013 г.
2014 г.
Всего (без учета средств, выплаченных другим предпри-
1 681 918
1 941 839
ятиям; без налога на добавленную стоимость)
на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изме-
80 909
58 481
нения климата
на сбор и очистку сточных вод
840 259
1 028 527
на обращение с отходами
752 885
839 768
на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и под-
5 132
11 469
земных вод
на защиту окружающей среды от шумового, вибрационно-
80
к
го и других видов физического воздействия
на сохранение биоразнообразия и охрану природных
30
-
территорий
на другие направления деятельности в сфере охраны
2 623
к
окружающей среды
Таким образом, в 2014 году с точки зрения экономического регулирова-
ния природопользования в республике можно выделить ряд позитивных из-
менений по сравнению с 2013 годом:
1) увеличение поступления природно-ресурсных платежей в доходную
часть бюджета в целом на 4,1%;
2) рост доли платежей за пользование природными ресурсами, остаю-
щихся на территории республики, с 63,9% в 2013 до 64,7% в 2014 году, в том
числе увеличение поступлений в местные бюджеты на 22% (на 173,9 млн
рублей) за счет роста доходов от использования земельных ресурсов;
216
3) рост поступлений неналоговых доходов за счет платы за негативное
воздействие на окружающую среду на 50%;
4) значительное увеличение инвестиций на охрану окружающей среды
и рациональное использование природных ресурсов (в 2,1 раза в сопос-
тавимых ценах), как за счет роста собственных средств предприятий, так
и средств федерального бюджета;
5) увеличение текущих затрат предприятий на охрану окружающей среды
на 15,5% в основном за счет роста ассигнований на сбор и очистку сточных
вод и обращение с отходами.
7.4 Государственная экологическая
экспертиза. разрешительная деятельность
и нормирование воздействия
на окружающую среду
7.4.1. Государственная экологическая экспертиза
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользо-
вания по Республике Карелия. В 2014 году на государственную экологичес-
кую экспертизу (ГЭЭ) поступили материалы по 5-и объектам, из них по двум
объектам материалы возвращены без проведения экспертизы по просьбе
заказчика и в связи с некомплектностью. По объекту «Реконструкция сущес-
твующего золоотстойника под илонакопитель избыточного ила на террито-
рии промплощадки ОАО «Кондопога» в г. Кондопога» — на конец отчетного
периода экспертиза не завершена.
В 2014 году ГЭЭ завершена по 2 объектам:
«Материалы оценки состояния запасов водных биологических ре-
сурсов и обоснования объемов ОДУ ВБР в пресноводных водоемах
(Онежское и Ладожское озера, прочие водоемы) Республики Карелия
на 2015 год» (положительное заключение)
• проектная документация «Ангар для утилизации бытовых отходов»
по титулу «Создание инфраструктуры по обслуживанию электрических
сетей о. Валаам» (отрицательное заключение)
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
За отчетный период проведены 7 ГЭЭ, в частности:
• по материалам, обосновывающим объемы (лимиты, квоты) изъятия
охотничьих ресурсов в период с 01.08.2014 по 01.08.2015 годы на тер-
ритории Республики Карелия (положительное заключение)
• по материалам, обосновывающим создание на территории
Беломорского муниципального района Республики Карелия государс-
твенного комплексного (ландшафтного) заказника регионального зна-
чения «Варозеро» (отрицательное заключение)
217
• по материалам, обосновывающим создание на территории
Калевальского муниципального района Республики Карелия государ­
ственного гидрологического (болотного) заказника регионального зна-
чения «Юпяужсуо» (положительное заключение)
7.4.2. Разрешительная деятельность и нормирование
допустимого воздействия на окружающую природную среду
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-
ния по Республике Карелия. В соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физи-
ческих воздействий на него» осуществлялись функции по установлению
предельно допустимых для юридических лиц и индивидуальных предприни-
мателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на террито-
рии Республики Карелия.
За отчетный год рассмотрено 243 материала природопользователей
по установлению нормативов предельно допустимых выбросов вредных (за-
грязняющих) веществ в атмосферный воздух. Они установлены для 160 про-
изводственных территорий природопользователей, по 83 материалам вы-
дано отрицательное заключение, в виду представления недостоверной
и искаженной информации. В 2014 году выдано 117 разрешений на выбросы
загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах нормативов пре-
дельно допустимых выбросов (ПДВ) для предприятий федерального уровня
государственного экологического контроля, в том числе 1 разрешение в пре-
делах временно согласованных выбросов. Общий объем выбросов по разре-
шениям, выданным в 2014 году, составил 9934,4 т.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469
«О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и мик-
роорганизмов в водные объекты для водопользователей» осуществлялись
функции по согласованию нормативов допустимых сбросов (НДС) для пред-
приятий-водопользователей. В 2014 году рассмотрены 28 материалов про-
ектов НДС, согласовано 17 материалов, 11 отклонены ввиду несоответствия
требованиям нормативных документов.
В 2014 году выдано 11 разрешений на сбросы загрязняющих веществ
в водные объекты в пределах НДС. Постановлением Правительства
Российской Федерации от 08.06.2011 № 448 при невозможности соблю-
дения нормативов допустимых сбросов Росприроднадзор и его территори-
альные органы могут устанавливать лимиты на сбросы веществ в водные
объекты на основе разрешений, действующих только в период проведения
мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существу-
ющих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с уче-
том поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов
веществ и при условии наличия согласованных с Росприроднадзором планов
снижения таких сбросов.
Разрешение на сброс на уровне лимитов было выдано ОАО
«Петрозаводские коммунальные системы» и ООО «Питкяранта Палп».
218
В 2014 году лимиты на размещение отходов установлены для 985 произ-
водственных территорий природопользователей, масса размещаемых отхо-
дов в пределах утвержденных лимитов на размещение отходов составила
140,375 млн т.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого
и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятель-
ности которых образуются отходы, представляют отчетность об образова-
нии, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в Управление.
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего пред-
принимательства являются количество отходов, фактически направленные
на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании,
обезвреживании, о размещении отходов. За 2014 год отчетность представили
240 субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2014 году в рамках
разрешительной деятельности Управлением по заявкам юридических лиц, ин-
дивидуальных предпринимателей и физических лиц выдано:
4 согласования для получения в Росприроднадзоре разрешения на до-
бывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу
Российской Федерации (ООО «Лаборатория экологии и эволюции био-
систем», ИБ КарНЦ РАН)
5 справок-обоснований для принятия Росприроднадзором решений
об экспорте геологических материалов (ООО «Норд Транзит», ИГ
КарНЦ РАН, ООО «Карельская рудная компания»)
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В 2014 году рассмотрено 26 комплектов документов по выдаче разрешений
на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юриди-
ческим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационар-
ные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и не подлежащим федеральному государственному экологическому
контролю. Выдано 25 разрешений на выбросы и одному заявителю отказано.
7.5 Государственный контроль и надзор
в области природопользования и охраны
окружающей среды
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования по Республике Карелия. Деятельность осуществляется в рам-
ках Положения об Управлении в соответствии с утвержденными плана-
ми, приказами и рекомендациями Росприроднадзора и Департамента
Росприроднадзора по СЗФО. Одной из приоритетных задач является повы-
шение эффективности государственного надзора.
219
Управлением в 2014 году проведено 247 контрольно-надзорных меропри-
ятий, в том числе:
127 проверок хозяйствующих субъектов (31 плановые, 96 внеплановые)
8 проверок в рамках предлицензионного контроля
26 рейдовых проверок
2 проверки полноты и качества осуществления переданных полномо-
чий Российской Федерации в области охраны и использования объек-
тов животного мира, а также в области охоты и сохранения охотничьих
ресурсов
• рассмотрено
34 административных дела, переданных Управлению
по подведомственности другими контрольно-надзорными органами
для принятия мер
• возбуждено и рассмотрено 14 административных расследований и ад-
министративных дел, без проведения проверок
• специалисты Управления привлекались в качестве экспертов в 36 про-
верках, проводимых органами прокуратуры
В ходе плановых и внеплановых надзорных мероприятий проверено
64 хозяйствующих субъекта, 2364 объектов надзора. Из проверенных хо-
зяйствующих субъектов хозяйственную деятельность без нарушений зако-
нодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды
осуществляли 19 хозяйствующих субъектов или 30% (в 2013 году — 55%),
с нарушениями — 45 или 70% (в 2013 году 45%).
Количество проведенных рейдов в отчетном году составляет
162%
к уровню 2013 года (16 рейдов). К проведению рейдовых мероприятий при-
влекались представители Казачьей стражи в Республике Карелия. В ходе
осуществления надзорной деятельности выявлено 212 нарушений, устране-
но 184 (86,8%). Это почти на 8% больше чем в 2013 году (79,1%, выявлено
187, устранено 148).
В целях устранения нарушений в отчетном периоде выдано 204 предпи-
сания, из них исполнено в установленный срок — 176 (86,3%), что несколько
выше, чем в 2013 году (80,9%, выдано 184, выполнено 149). По итогу плановых
и внеплановых проверок, а так же в порядке рассмотрения административ-
ных дел, переданных в Управление по подведомственности, к администра-
тивной ответственности привлечено 121 лицо, в том числе 72 юридических,
46 должностных и 3 физические лица, что также несколько больше, чем
в 2013 году (108% по отношению к 2013 году -112 лиц).
За отчетный период назначено административных наказаний в виде
штрафов, которые необходимо оплатить в отчетном периоде, на сумму
4959,5 тыс. рублей, взыскано с учетом переходящих — 4494,3 тыс. рублей
или 90,6%. В 2014 году ЗАО «Петрозаводскмаш» продолжило возмещение
вреда причиненного водным объектам (Онежское озеро) вследствие аварий-
ных сбросов нефтепродуктов в 2010 году. Возмещено 700 тыс. рублей.
При проведении проверок особое внимание уделялось надзору за соблю-
дением природопользователями условий лицензионных соглашений, соблю-
дением режима ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах,
выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО, за выполне-
нием поднадзорными субъектами ранее выданных предписаний, за полно-
220
той и своевременностью платы за негативное воздействие на окружающую
среду. По результатам контрольно-надзорной деятельности объем средств
израсходованных природопользователями в 2014 году в целях выполнения
предписаний госинспекторов Управления и по решению судебных органов
составил 155,4 млн рублей.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Под региональный экологический контроль (надзор) попадает:
• около 37 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимате-
лей, осуществляющих хозяйственную деятельность
335 лицензий на разведку и добычу общераспространенных полезных
ископаемых
• более 70 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ис-
пользующих поверхностные водные объекты, а также осуществляю-
щих различную деятельность в границах водоохранных зон водных
объектов
137 ООПТ регионального значения общей площадью 391 600 га
В течение 2014 года проведено 15 плановых проверок, из них по:
• региональному государственному надзору за геологическим изучени-
ем, рациональным использованием и охраной недр в отношении участ­
ков недр местного значения — 5
• региональному государственному надзору в области использования
и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подле-
жащих федеральному государственному надзору — 4
• региональному государственному экологическому надзору при осу-
ществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением де-
ятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому надзору: за деятельностью в облас-
ти обращения с отходами; за охраной атмосферного воздуха; контроль
платы за негативное воздействие на окружающую среду — 5
• контролю за соблюдением законодательства об экологической экспер-
тизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объек-
тах, подлежащих государственному экологическому контролю (надзо-
ру) — 1
Кроме того, проведено
27 внеплановых проверок по выполнению
ранее выданных предписаний и по обращениям, поступившим в ад-
рес Министерства от граждан, юридических лиц, органов прокуратуры,
а также 9 административных расследований. Увеличение количества
внеплановых проверок в 4 раза (по сравнению с 2013 годом) связано
с увеличением поступивших обращений, а также требований Карельской
межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении внеплановых
выездных проверок.
В целях устранения выявленных нарушений природоохранного законо-
дательства и природоохранных требований в области охраны окружающей
среды за отчетный период выдано 22 предписания, из них выполнено — 1,
221
по остальным предписаниям сроки истекают в течение 2015 года. Контроль
за выполнением предписаний ведется постоянно.
В 2014 году проведено 62 рейдовых проверки, в том числе по выявлению:
• несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов
на территориях Республики Карелия
• безлицензионного пользования недрами
• нарушений в области охраны окружающей среды
• нарушений в области использования и охраны водных объектов
• нарушения требований законодательства об особо охраняемых при-
родных территориях
• нарушений требований законодательства об экологической эксперти-
зе, из них 31 выезд совместно с Управлением Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике
Карелия, Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой,
Управлением ветеринарии по Республике Карелия
7.5.1. Государственный контроль и надзор за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования (Росприроднадзор) по Республике Карелия. В 2014 году на тер-
ритории Республики Карелия деятельность в сфере недропользования
осуществляли 277 недропользователей, в том числе имеющие лицензии
на объекты, содержащие полезные ископаемые федерального уровня надзора
(НОПИ) — 78.
Общее количество действующих лицензий на право пользования недра-
ми — 461, из них:
• на объекты, НОПИ -127 лицензии (в т. ч. 34 — на одиночные скважины
на воду)
• на объекты, содержащие общераспространенные полезные ископа-
емые (ОПИ) и поднадзорны региональному органу исполнительной
власти в сфере недропользования — 334
За отчетный период проведено 40 надзорных мероприятий в сфере недро-
пользования, из них 11 — плановых, 29 — внеплановых. Всего проверено
состояние 83 объектов недропользования федерального уровня надзора.
В ходе надзорных мероприятий проверена деятельность недропользовате-
лей, осуществляющих как геологическое изучение участков недр, так и до-
бычу полезных ископаемых, в т. ч. подземных вод.
Основной задачей государственного геологического надзора в 2014 году
являлось выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связан-
ных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов,
с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении недро-
пользования, соблюдение условий лицензионных соглашений, выполнение
выданных Предписаний. При проведении мероприятий по государственному
надзору выявлено 83 нарушения законодательства РФ в сфере недрополь-
зования, с учетом ранее выявленных устранено 73.
222
Следует отметить, что для устранения многих нарушений требуется дли-
тельный период времени. Для устранения выявленных в ходе проверок нару-
шений выдано 83 предписания, выполнено — 73. В целях исполнения пред-
писаний Управления, природопользователями израсходовано 22, 114 млн
рублей, в т. ч. на выполнение природоохранных мероприятий — 256 тыс. руб-
лей, геологоразведочных работ — 21,858 млн рублей.
Основными «злостными нарушителями» в сфере недропользования
в 2014 году явились: ООО «Карелгеоресурс», ООО «Карелцемент», ООО
«Карху», ООО «Кианит», ООО «Нафта Никель». В связи с систематиче­
ским невыполнением условий лицензионного соглашения, предписаний
Управления, материалы проверок были направлены в Росприроднадзор для
решения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами.
Материалы комиссией рассмотрены, у всех недропользователей право поль-
зования недрами досрочно прекращено.
Следует отметить предприятия, которые соблюдают требования зако-
нодательства РФ в сфере недропользования. Это ООО «Инвестсервис»,
ООО «Лобское-5», ОАО «Карелгаз» и выполняют ранее выданные предпи-
сания — ООО «Прионежская горная компания», ОАО «Питкярантское карь-
ероуправление», ООО «Проминвест», ОАО «Славмо», ОАО «Племсовхоз
«Мегрега» и др.
За 2014 год аннулирована 31 лицензия на право пользования недрами,
т. е. прекращено пользование недрами с нарушением лицензионных согла-
шений (в 2013 году — 30 лицензий). По результатам надзорных мероприятий
в течение 2014 года оформлено 46 лицензий на право пользования недрами,
т. е. прекращено безлицензионное право пользования недрами, либо поль-
зование недрами начато согласно требованиям законодательства РФ в сфе-
ре недропользования.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В 2014 году в области регионального государственного надзора за геологи-
ческим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отноше-
нии участков недр местного значения проведено 19 проверок юридических
лиц, из них 5 — плановых, 12 внеплановых по выполнению ранее выданных
предписаний и 2 по требованию Карельской межрайонной природоохранной
прокуратуры (1 проверка комплексная — недропользование, экология).
В целях устранения нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзор-
ных мероприятий, выдано 16 предписаний. За нарушения законодательства
Российской Федерации в области недропользования возбуждено 36 админи­
стративных дел, из них на рассмотрение в мировые суды (по части 2 статьи
19.4.1 и по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ) направлено 9 дел. Кроме того, в те-
чение 2014 года 1 дело об административном правонарушении по части 2 ст.
7.3 КоАП РФ поступило из прокуратуры Прионежского района. По результа-
там рассмотрения к административной ответственности привлечено 30 пра-
вонарушителей на общую сумму 1721 тыс. рублей, взыскано 599 тыс. рублей.
Основными нарушениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах», являются несоблюдение обязательных условий поль-
зования недрами по лицензиям и безлицензионное пользование недрами.
223
По результатам надзорных мероприятий необходимости в прекращении прав
пользования недрами не возникало.
Следует отметить, что недропользователи, получившие лицензии на пра-
во пользования недрами для геологического изучения и добычи общерас-
пространенных полезных ископаемых, часто нарушают сроки проведения
комплексного геологического исследования и разработки месторождений.
Решение проблемы возможно после внесения изменений в природоохран-
ное законодательство.
7.5.2. Государственный надзор за использованием
и охраной водных объектов
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Республике Карелия. На территории Карелии в 2014 году
деятельность в сфере федерального государственного надзора в области ис-
пользования и охраны водных объектов осуществляют 400 юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, использующих поверхностные водные
объекты, их водоохранные зоны и водосборные площади для различных нужд.
Результаты надзорной деятельности Управления показывают, что основ-
ными объектами, оказывающими негативное воздействие на водные и зе-
мельные ресурсы водоохранных зон и водосборных площадей на территории
Карелии, являются предприятия следующих отраслей экономики:
• целлюлозно-бумажной промышленности
• деревообрабатывающей промышленности
• железнодорожного и водного транспорта
• черной и цветной металлургии
• горнопромышленного комплекса
• топливно-энергетического комплекса
• жилищно-коммунального хозяйства
• сельского и рыбного хозяйства
Кроме того, интенсивное водопользование с ощутимой антропогенной на-
грузкой осуществляется для целей судоходства на внутренних водных путях
в периоды навигации, включая Ладожское и Онежское озера, Беломорско-
Балтийский канал, реки Водла, Нижний Выг и Шижня.
Действующих по состоянию на декабрь 2014 года документов на право
пользования водными объектами — 351, из них оформлено: лицензий — 2,
договоров и решений в соответствии со статьей 11 Водного кодекса РФ —
349. В течение 2014 года Управлением проверено разрешительных докумен-
тов — 67 (~19%). Проведено 84 надзорных мероприятия, из них проверок:
27 — плановых, 28 — внеплановых (~51% от общего количества) и 12 рейдов
(патрулирований акваторий и территорий). В сфере федерального государ­
ственного надзора в области использования и охраны водных объектов в те-
чение 2014 года проверено:
46 природопользователей (из них 31 водопользователь)
19 единиц внутреннего водного транспорта — флота
(1 — ООО
«Шальский грузовой порт» и 18 — ООО «Петрозаводская судоходная
компания», порт приписки г. Петрозаводск)
224
117 земельных участков на территориях водоохранных зон и водосбор-
ных площадей водных объектов
Важным в работе является выполнение проверок выполнения ранее вы-
данных Предписаний и проведение начиная с 2011 года внезапных рейдо-
вых проверок с целью надзора за режимом использования территорий водо­
охранных зон и водосборных площадей водных объектов.
Всего в 2014 году проведены 12 рейдов. В результате 6 рейдовых про-
верок по выявлению несанкционированных свалок ТБО и рейдов под де-
визом: «Водным объектам — чистые берега и причалы!» госинспекторами
Управления обнаружены стихийные свалки бытовых отходов в водоохранных
зонах. Это водные объекты на территории Питкярантского муниципального
района (Ладожское озеро) и Шуйского сельского поселения Прионежского
муниципального района (река Шуя).
С целью поддержки инициативы проведения социальной акции «Водным
объектам — чистые берега и причалы» постоянно проводятся мероприятия
по уборке территорий, в т. ч. прилегающих к водным объектам. Так, в 2014 году
Управление провело экологические акции по сбору и уборке твердых быто-
вых отходов в г. Петрозаводске по приведению в порядок водоохранных зон:
1) р. Неглинка в районе улицы Вольная; 2) Онежского озера в м. Пески.
Материалы рейдовых проверок переданы в Карельскую межрайонную
природоохранную прокуратуру, городские и районные органы Прокуратуры
Республики Карелия, по подведомственности в другие органы исполнитель-
ной власти для принятия мер и решения вопроса о ликвидации несанкциони-
рованных свалок ТБО.
В порядке взаимодействия с другими федеральными органами исполни-
тельной власти, органами государственной власти и местного самоуправле-
ния Республики Карелия, иными надзорными органами проведено 17 прове-
рок (в т. ч. рейдовых). Так, Управлением совместно с филиалом ФБУ «ЦЛАТИ
по СЗФО» по Республике Карелия в ходе 17 выездов проведены отборы
проб природных и сточных вод. Выявлено 42 нарушения Водного кодекса РФ
от 03.06.2006 № 74-ФЗ и Федерального закона «Об охране окружающей сре-
ды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, устранено с учетом ранее выявленных — 32 на-
рушения.
В Республике Карелия в 1990-е годы действовало 127 комплексов очист­
ных сооружений (в т. ч. 94 БОС, 27 МОС, 3 ФХО, 2 ФМО, 1 ЛОС, см. список
аббревиатур), в настоящее время действует 110 комплексов очистных со-
оружений, из них проектные показатели по очистке сточных вод обеспечи-
вают 37 сооружений. В 6-ти районных центрах (г. Медвежьегорск, г. Пудож,
г. Беломорск, г. Кемь, п. Калевала, п. Лоухи) и более 35 иных населенных
пунктах (поселках) вовсе нет КОС. В ряде населенных пунктов (например,
п. Пиндуши, п. Пушной и др.) в течение 2000-2014 годов очистные соору-
жения были вообще разрушены. Централизованный сбор ливневых сточных
вод организован только в г. Петрозаводске и г. Сортавала, очистка которых
(кроме 1 из 34 организованных выпусков г. Петрозаводска) повсеместно
не ведется. Надзорная, административная и судебно-претензионная работа
по данным проблемным объектам ведется непрерывно более 10 лет.
Выдано
41 Предписание, выполнено с учетом ранее выданных —
30 Предписаний. Назначено 58 административных наказаний в виде штра-
225

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..