ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2015 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2015 год) - часть 14

 

 

7.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НОРМИРОВАНИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
7.4.1. Государственная экологическая экспертиза
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-
ния по Республике Карелия. В соответствии с поручениями Росприроднадзора
в Управление Росприроднадзора по Республике Карелия в 2015 г. на госу-
дарственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) поступили материалы по 8-и
объектам, из них по двум объектам материалы возвращены без проведения
экспертизы. В 2015 г. ГЭЭ проведена по 6 объектам, из них по 4 объектам
утверждены положительные заключения и по 2 отрицательные (на доработ-
ку). Информация об объектах государственной экологической экспертизы
размещена на сайте Росприроднадзора: http://rpn.gov.ru/.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В отчетном периоде организовано и проведено 5 ГЭЭ по объектам региональ-
ного уровня по материалам:
• обосновывающим лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов на тер-
ритории Республики Карелия в период с 01.08.2015 г. до 01.08.2016 г. (заклю-
чение положительное);
• проектной документации по объекту: «Строительство мостового пе-
рехода через протоку на 21 км автомобильной дороги «Кола», 1 051 км -
Нильмозеро - Нильмогуба в Лоухском районе Республики Карелия» в части
прохождения данного объекта по территории государственного комплексного
(ландшафтного) заказника регионального значения «Полярный круг» (заклю-
чение положительное);
• проектной документации по объекту: «Строительство распределитель-
ной сети 6-0,4 кВ на острове Валаам» (заключение положительное);
• обосновывающим создание на территории Пудожского муниципального
района Республики Карелия ландшафтного памятника природы регионально-
го значения «Варгачное-Корбозерское» (заключение положительное);
• проектной документации объекта: «Реконструкции ВЛ-10 кВ Л-95-01-9
с устройством линейного ответвления ВЛЗ-10 кВ, монтажом ТП-10/6 кВ в
п. Тарулинна Сортавальского района (в рамках договора технологического
присоединения №2129С/12 от 08.04.2013 г. с ООО «Дача Винтера»), в части
прохождения данного объекта по территории государственного ботаническо-
го заказника регионального значения «Сортавальский» (заключение положи-
тельное).
7.4.2. Разрешительная деятельность и нормирование
допустимого воздействия на окружающую природную среду
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природо-
пользования по Республике Карелия. В соответствии с Постановлением
210
Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. №183 «О норма-
тивах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и
вредных физических воздействий на него» осуществлялись функции по уста-
новлению предельно допустимых для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на
территории Республики Карелия. За отчетный год рассмотрено 214 матери-
алов природопользователей по установлению нормативов предельно допу-
стимых выбросов (ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух. Нормативы предельно допустимых выбросов установлены для 174
производственных территорий природопользователей, по 40 материалам
выдано отрицательное заключение, в виду представления недостоверной и
искаженной информации.
В 2015 г. выдано 219 разрешений на выбросы загрязняющих веществ
в атмосферный воздух в пределах нормативах ПДВ для предприятий феде-
рального уровня государственного экологического контроля, в том числе 4
разрешения в пределах временно согласованных выбросов. Общий объем
выбросов по разрешениям, выданным в 2015 г., составил 15 716,8 т.
Согласование нормативов допустимых сбросов веществ и микроорга-
низмов в водные объекты. Выдача разрешений на сбросы загрязняющих ве-
ществ в водные объекты. В соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 23.07.2007 №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых
сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользо-
вателей» осуществлялись функции по согласованию нормативов допусти-
мых сбросов (НДС) для предприятий-водопользователей. В соответствии с
Постановлением от 30.04.2013 №393 «Об утверждении правил установления
для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов
допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганиз-
мов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и
лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганиз-
мов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской
Федерации» осуществлялись функции по согласованию НДС для абонентов
организаций, осуществляющих водоотведение в водные объекты через цен-
трализованные системы водоотведения (ЦСВ). 2015 г. рассмотрены 10 мате-
риалов проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) для водопользова-
телей и 7 проектов НДС абонентов ЦСВ. Выдано 11 разрешений на сбросы
загрязняющих веществ в водные объекты в пределах НДС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
08.06.2011 г. №448 при невозможности соблюдения нормативов допустимых
сбросов Росприроднадзор и его территориальные органы могут устанав-
ливать лимиты на сбросы веществ в водные объекты на основе разрешений,
действующих только в период проведения мероприятий по охране окружа-
ющей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реа-
лизации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения
установленных нормативов допустимых сбросов веществ и при условии на-
личия согласованных с Росприроднадзором планов снижения таких сбросов.
Разрешение на сброс на уровне лимитов было выдано ОАО «ПКС-Водоканал».
211
Установление нормативов образования отходов и лимитов на их разме-
щение. В 2015 г. нормативы образования отходов и лимиты на их размеще-
ние утверждены для 126 производственных территорий природопользовате-
лей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в
соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам мало-
го и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной дея-
тельности которых образуются отходы, представляют отчетность об образо-
вании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в Управление
Росприроднадзора по Республике Карелия или в Министерство природополь-
зования и экологии Республики Карелия. Лимитами на размещение отходов
для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количество
отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчет-
ностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении от-
ходов. За 2015 год в Росприроднадзор по Республике Карелия отчетность
представили 40 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработ-
ке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасно-
сти. В 2015 г. поступило 16 заявлений о предоставлении лицензии на дея-
тельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвре-
живанию, размещению отходов I-IV класса опасности и 16 заявлений о
переоформлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса
опасности Предоставлены 11 лицензий и переоформлено 11 лицензий
Разрешительная деятельность. В 2015 г. поступило 10 заявок на со-
гласование возможности добывания объектов животного и растительного
мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Управлением
Росприроднадзора по Республике Карелия выдано 9 согласований на до-
бывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную
книгу Российской Федерации. Поступило 2 заявки на выдачу справок-обо-
снований для принятия Росприроднадзором решений об экспорте ресурсов
животного и растительного происхождения, выдано 2 справки-обоснования.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В 2015 г. рассмотрено 25 комплектов документов по выдаче разрешений на
выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух юридиче-
ским лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные
источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз-
дух и не подлежащим федеральному государственному экологическому кон-
тролю. Выдано 24 разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух.
212
7.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования по Республике Карелия. Деятельность Управления осуществля-
ется в рамках Положения об Управлении в соответствии с утвержденными
планами, приказами и рекомендациями Росприроднадзора и Департамента
Росприроднадзора по СЗФО. Одной из приоритетных задач является повы-
шение эффективности государственного надзора.
В 2015 г. Управлением проведены следующие контрольно-надзорные
мероприятия:
24 комплексные плановые проверки, из них 3 в отношении органов
местного самоуправления и 21 в отношении юридических лиц (ЮЛ) и инди-
видуальных предпринимателей (ИП), что составляет 67% к уровню 2014 г.
Проверки органов местного самоуправления в 2015 г. проводились впервые;
59 внеплановых проверок, из них 1 в отношении органов местного само-
управления и 58 в отношении ЮЛ и ИП или 60% к уровню 2014 г.;
28 рейдовых проверок или 107% к уровню 2014 г. (26 рейдов);
23 проверки в рамках предлицензионного контроля, что почти в 3 раза
превышает показатель 2014 года (в 2014 г. - 8);
• рассмотрено 37 административных дел, переданных Управлению по
подведомственности из других органов исполнительной власти или 108% к
уровню 2014 года (34 дела);
• возбуждено и рассмотрено 19 административных дел без проведения
проверок (в основном по статье 8.41. КоАП РФ «невнесение в установленные
сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду»);
• проведено 4 административных расследования;
• принято участие в 35 проверках, проводимых органами прокуратуры
(в 2014 - 36);
План контрольно-надзорных мероприятий выполнен на 100%. Снижение
числа плановых и внеплановых проверок вызвано сокращением численности
инспекторов в предыдущие годы.
Деятельность без нарушений законодательства в сфере природополь-
зования и охраны окружающей среды осуществляли 24 хозяйствующих субъ-
екта или 50% от общего количества проверенных (48, в 2014 г. — 30%), с
нарушениями - 24 субъекта или 50% (в 2014 г. 70%). В ходе осуществления
надзорной деятельности выявлено 103 нарушения, устранено 101. В целях
устранения нарушений в отчетном году выдано 103 предписания, исполнено
в установленный срок - 101 предписание. По итогу плановых и внеплановых
проверок, а также в порядке рассмотрения административных дел возбуж-
денных без проведения проверок, в том числе переданных в Управление по
подведомственности, к административной ответственности привлечено 101
лицо, в том числе 48 юридических, 44 должностных и 9 физических.
213
В 2015 г. Управление продолжило активную работу по исполнению по-
ручения Министра природных ресурсов и экологии РФ о разработке и реа-
лизации комплекса мер с целью выявления и ликвидации мест несанкцио-
нированного размещения твердых коммунальных отходов (ТКО). При выяв-
лении несанкционированных свалок ТКО Управление инициирует работу по
деятельности различных ведомств с целью ликвидации свалок. В отчетном
году на территории республики надзорными органами выявлено 276 мест не-
санкционированного размещения ТКО (на суммарной площади 53 га), ликви-
дировано (с учетом выявленных в предыдущем периоде) 287 мест несанкци-
онированных свалок на общей площади 52 га.
При проведении проверок особое внимание уделялось надзору за со-
блюдением природопользователями условий лицензионных соглашений,
соблюдением режима ведения хозяйственной деятельности в водоохран-
ных зонах, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО, за
выполнением поднадзорными субъектами ранее выданных предписаний, за
полнотой и своевременностью платы за негативное воздействие на окружа-
ющую среду. В 2015 году в целях исполнения предписаний государственных
инспекторов Управления Росприроднадзора по Республике Карелия или по
решению судебных органов суммарный объем средств, израсходованных
природопользователями на выполнение водоохранных и природоохранных
мероприятий составил 58,7 млн рублей.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Под региональный экологический контроль (надзор) попадает:
• около 37 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих хозяйственную деятельность;
336 лицензий на разведку и добычу общераспространенных полезных
ископаемых;
85 лицензий на пользование подземной водой;
более 70 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ис-
пользующих поверхностные водные объекты, а также осуществляющих раз-
личную деятельность в границах водоохранных зон водных объектов;
135 ООПТ регионального значения общей площадью 427 300 га.
В течение года государственными инспекторами в области охраны окружа-
ющей среды Республики Карелия проведено 33 плановых проверки, из них по:
• региональному государственному надзору за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр
местного значения - 13;
• региональному государственному надзору в области использования и
охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих фе-
деральному государственному надзору- 5;
• региональному государственному экологическому надзору при осущест-
влении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности
с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному
экологическому надзору: за деятельностью в области обращения с отходами;
за охраной атмосферного воздуха - 15.
214
Кроме того, проведено 10 внеплановых проверок по выполнению ранее
выданных предписаний и по обращению, поступившему в адрес Министерства
от граждан, а также 9 административных расследований. Уменьшение коли-
чества внеплановых проверок в 2,7 раза по сравнению с предшествующим
годом) связано с досрочным исполнением предписаний, выданных по ре-
зультатам проверок. В целях устранения выявленных нарушений природоох-
ранного законодательства и природоохранных требований в области охраны
окружающей среды за отчетный период выдано 32 предписания, из них вы-
полнено - 1, по остальным предписаниям сроки истекают в течение 2016 г.
Контроль за выполнением предписаний ведется постоянно.
В 2015 г. рассмотрено 95 административных дел (показатель на уровне
2014 г.). По результатам рассмотрения 85 лиц привлечено к административ-
ной ответственности. Необходимо отметить, что на основании Постановления
Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 №4-П юридические лица восполь-
зовались правом на снижение административных штрафов по (по 2 делам по
ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ) в судебном порядке. Судами разной юрисдикции и долж-
ностными лицами Министерства в 2015 г. к нарушителям применены меры
административного наказания в виде штрафов на сумму 1 344 тыс. руб., из
них взыскано 1 229,5 тыс. руб. По неоплаченным штрафам не истек срок до-
бровольной уплаты штрафа согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях от 13.12.2001 №195-ФЗ. Контроль
оплаты штрафов ведется постоянно.
В 2015 г. проведено 39 рейдовых проверок, в том числе, по выявлению:
несанкционированных мест размещения отходов на территориях Республики
Карелия, безлицензионного пользования недрами, нарушений в области
охраны окружающей среды, нарушений в области использования и охраны
водных объектов, нарушения требований законодательства об особо охраня-
емых природных территориях, нарушений требований законодательства об
экологической экспертизе, из них 17 выездов совместно с Карельской ме-
жрайонной природоохранной прокуратурой, Управлением ветеринарии по
Республике Карелия.
7.5.1. Государственный контроль и надзор за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользо-
вания (Росприроднадзора) по Республике Карелия. В 2015 г. на территории
Республики Карелия деятельность в сфере недропользования осуществляли
266 недропользователей, в том числе имеющие лицензии на объекты, содер-
жащие полезные ископаемые федерального уровня надзора (НОПИ) - 34.
Общее количество действующих лицензий на право пользования недра-
ми - 439, из них:
• на объекты, НОПИ - 40 лицензий;
• на объекты, содержащие общераспространенные полезные ископае-
мые (ОПИ) и поднадзорны региональному органу исполнительной власти в
сфере недропользования - 399.
215
За отчетный период проведено 18 надзорных мероприятий в сфере не-
дропользования, из них 6 - плановых, 12 - внеплановых. Всего проверено
состояние 44 объектов федерального уровня надзора. В ходе надзорных ме-
роприятий проверена деятельность недропользователей, осуществляющих
как геологическое изучение участков недр, так и добычу полезных ископа-
емых. Основной задачей государственного геологического надзора в 2015 г.
являлось выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связан-
ных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов,
с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении не-
дропользования, соблюдение недропользователями условий лицензионных
соглашений, выполнение выданных Предписаний. При проведении меропри-
ятий по государственному надзору выявлено 16 нарушений законодательства
РФ в сфере недропользования, с учетом ранее выявленных устранено 17.
Следует отметить, что для устранения многих нарушений требуется длитель-
ный период времени. Для устранения выявленных в ходе проверок наруше-
ний выдано 16 предписаний, выполнено - 17. В целях исполнения предписа-
ний Управления, природопользователями израсходовано 9 млн 686 тыс. руб.,
в т.ч. на выполнение природоохранных мероприятий - 86 тыс. руб., геолого-
разведочных работ - 9 млн 600 тыс. руб.
За нарушения законодательства РФ в сфере недропользования возбуж-
денно 7 административных дел, из них на рассмотрение в мировые суды (по ча-
сти 1 статьи 19.5 и части 1 статьи 20.25 КоАП РФ) направлено 5 дел. По ре-
зультатам рассмотрения к административной ответственности привлечено 5
правонарушителей на общую сумму 1 млн 140 тыс. руб. Контроль за оплатой
штрафных санкций ведется постоянно. В случае неуплаты штрафа в установ-
ленный срок, материалы административных дел направляются в Службу су-
дебных приставов для взыскания штрафа в принудительном порядке.
Основными нарушениями Закона РФ «О недрах», как и прежде, являют-
ся безлицензионное пользование недрами и невыполнение условий лицензи-
онных соглашений.
При осуществлении надзорной деятельности Управление взаимодей-
ствует с другими федеральными органами исполнительной власти, правоох-
ранительными и иными надзорными органами.
Основным «злостным нарушителем» в сфере недропользования в
2015 г. явилось ООО «Сильвел Эс Си». В связи с отсутствием хозяйственной
деятельности предприятия, которому недра были предоставлены в пользо-
вание, нарушением пользователем недр установленных правил пользования
недрами, а также тот факт, что пользователь недр в течение установленного
в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных
объемах, материалы проверок были направлены в Росприроднадзор для рас-
смотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами.
Материалы комиссией рассмотрены, право пользования недрами досрочно
прекращено. Следует отметить предприятия, которые соблюдают требования
законодательства РФ в сфере недропользования и выполняют ранее выдан-
ные предписания - ООО «Карелцветмет», ООО «Санаторий «Марциальные
воды» и др.
216
В 2015 г. произошли значительные позитивные изменения при пользо-
вании недрами. По результатам анализа деятельности Управления необходи-
мо отметить положительные моменты (в сравнении с 2014 г.), а именно:
положительная динамика соотношения устраненных нарушений к выяв-
ленным (+18%) и количества выполненных предписаний к выданным (+18%).
Надзор за выполнением предписаний ведется постоянно;
положительная динамика количества хозяйствующих субъектов-«нару-
шителей» по отношению к общему количеству проверенных хозяйствующих
субъектов + 30%. Количество хозяйствующих субъектов «нарушителей» со-
кратилось по сравнению с предыдущим годом.
За год аннулировано 9 лицензий на право пользования недрами, в т.ч.
прекращено пользование недрами с нарушением лицензионных соглашений
(в 2014 г. - 31 лицензия). По результатам надзорных мероприятий оформлено
13 лицензий на право пользования недрами, т.е. прекращено безлицензион-
ное право пользования недрами, либо пользование недрами начато согласно
требованиям законодательства РФ в сфере недропользования.
В 2015 г. в соответствии с Федеральным Законом от
29.12.2014
№459-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О Недрах» и отдельные
законодательные акты РФ» участки недр, содержащие подземные воды,
которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водо-
снабжения или технологического обеспечения водой объектов промышлен-
ности, либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем которых
составляет не более 500 м3/сут, отнесены к участкам недр местного значения.
Соответственно, существующие лицензии на право пользования недрами с
целью добычи подземных вод отнесены к участкам недр местного значения и
подлежат региональному уровню надзора.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В 2015 г. в области регионального государственного надзора за геологиче-
ским изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении
участков недр местного значения проведено 27 контрольно-надзорных меро-
приятий в отношении юридических лиц, из них 13 - плановых, 9 внеплано-
вых по выполнению ранее выданных предписаний, а также принято участие
в 5 проверках, организованных Карельской межрайонной природоохранной
прокуратурой. В целях устранения нарушений, выявленных в ходе контроль-
но-надзорных мероприятий, выдано 20 предписаний. За нарушения законо-
дательства Российской Федерации в области недропользования возбуждено
22 административных дела, что на 39% меньше, чем в 2014 году, из них на
рассмотрение в мировые суды (по части 2 статьи 19.4.1 и по части 1 статьи
19.5 КоАП РФ) направлено 5 дел. Кроме того, в течение 2015 года 5 дел об
административных правонарушениях по части 1 и 2 ст. 7.3 КоАП РФ поступи-
ло из органов Прокуратуры и МВД. По результатам рассмотрения наложены
административные штрафы на сумму 564 тыс. руб., уплачено 491 тыс. руб.
Основными нарушениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№2395-1 «О недрах», являются несоблюдение обязательных условий пользо-
вания недрами по лицензиям (нарушение сроков проведения комплексного
217
геологического изучения и разработки месторождений, выхода на проект-
ную мощность, не соблюдение минимального согласованного уровня добычи
полезного ископаемого при промышленной эксплуатации месторождения) и
безлицензионное пользование недрами. По результатам надзорных меропри-
ятий в Управление горнопромышленного комплекса Министерства направле-
ны 2 ходатайства о досрочном прекращении прав пользования недрами, из
них 1 лицензия прекращена, по второй направлено уведомление о досрочном
прекращении прав пользования недрами.
7.5.2. Государственный надзор
за использованием и охраной водных объектов
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользо-
вания (Росприроднадзора) по Республике Карелия. На территории Карелии
в 2015 г. деятельность в сфере федерального государственного надзора в
области использования и охраны водных объектов осуществляют 400 юри-
дических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих поверх-
ностные водные объекты, их водоохранные зоны и водосборные площади для
различных нужд.
Результаты надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по
Республике Карелия показывают, что основными объектами, оказывающими
негативное воздействие на водные и земельные ресурсы водоохранных зон и
водосборных площадей на территории Карелии, являются предприятия сле-
дующих отраслей экономики:
1. целлюлозно-бумажной промышленности;
2. деревообрабатывающей промышленности;
3. железнодорожного и водного транспорта;
4. черной и цветной металлургии;
5. горнопромышленного комплекса;
6. топливно-энергетического комплекса;
7. жилищно-коммунального хозяйства;
8. сельского и рыбного хозяйства.
Кроме того, интенсивное водопользование с ощутимой антропогенной
нагрузкой осуществляется для целей судоходства на внутренних водных пу-
тях в периоды навигации, включая Ладожское и Онежское озера, Беломорско-
Балтийский канал, реки Водла, Нижний Выг и Шижня.
Действующих по состоянию на декабрь 2015 г. документов на право
пользования водными объектами - 363, из них оформлено: Лицензий - 2,
Договоров и Решений в соответствии со статьей 11 Водного кодекса РФ -
361. В течение 2015 г. проверено разрешительных документов - 87 (23%).
Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия в сфере федераль-
ного государственного надзора в области использования и охраны водных
объектов проведено 84 надзорных мероприятия, из них 62 проверки (34 при-
родопользователя): 18 плановых, 31 внеплановая и 13 рейдовых (патрулиро-
ваний акваторий и территорий).
218
Из общего количества проверок проведено:
• по требованиям органов Прокуратуры - 1;
• по выполнению Предписаний - 30:
- 24 документарных,
- 6 выездных.
В сфере федерального государственного надзора в области использова-
ния и охраны водных объектов в течение года проверено 172 объекта надзора:
1.
34 природопользователя (из них 28 водопользователей),
2.
10 единиц внутреннего водного транспорта - флота (2 - ООО «ЛДК
«Сегежский», 3 - ОРВП ФБУ «Администрация «Беломорканал», 5 -
Валаамский монастырь),
3.
102 земельных участков на территориях водоохранных зон и водос-
борных площадей водных объектов.
Важным в работе Управления Росприроднадзора по Республике Карелия
является выполнение проверок выполнения ранее выданных Предписаний и
проведение, начиная с 2011 г., внезапных рейдовых проверок с целью надзо-
ра за режимом использования территорий водоохранных зон и водосборных
площадей водных объектов. Всего в отчетном году проведены 13 рейдов. В
результате рейдовых проверок по выявлению несанкционированных свалок
ТБО и рейдов под девизом: «Водным объектам - чистые берега и прича-
лы!», госинспекторами Управления обнаружены и ликвидированы стихийные
свалки бытовых отходов в водоохранных зонах водных объектов на террито-
рии г. Петрозаводска (Онежское озеро, р. Неглинка).
С целью поддержки инициативы проведения социальной акции «Водным
объектам - чистые берега и причалы» постоянно проводятся мероприятия
по уборке территорий, в т.ч. прилегающих к водным объектам. Так, в 2015 г.
Управление провело экологические акции по сбору и уборке твердых быто-
вых отходов в г. Петрозаводске на территориях:
1. прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны Онежского озе-
ра в районе м. «Пески» в г. Петрозаводске в рамках Всероссийского
экологического субботника «Зеленая весна-2015;
2. прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны Онежского озе-
ра в районе пер. Береговой в г. Петрозаводске в рамках акции по
очистке берегов малых рек и водоемов «Нашим рекам и озерам -
чистые берега»;
3. Парка имени 50-летия Пионерской организации в рамках акции
«Всероссийский экологический субботник - Зеленая Россия».
Материалы рейдовых проверок переданы в Карельскую межрайонную
природоохранную прокуратуру, городские и районные органы Прокуратуры
Республики Карелия, по подведомственности в другие органы исполнитель-
ной власти для принятия мер и решения вопроса о ликвидации несанкцио-
нированных свалок ТБО. Управлением совместно с Филиалом ФБУ «ЦЛАТИ
по СЗФО» по Республике Карелия в ходе 9 выездов проведены отборы кон-
трольных проб природных и сточных вод. Выявлено 37 нарушений Водного
кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ и Федерального закона «Об охране окру-
жающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, устранено с учетом ранее выявленных
- 45 нарушений.
219
В Республике Карелия в 1990-е гг. действовало 127 комплексов очист-
ных сооружений. В настоящее время функционирует 114 комплексов очист-
ных сооружений, из них проектные показатели по очистке сточных вод обеспе-
чивают 37 сооружений. Шесть районных центров (г. Медвежьегорск, г. Пудож,
г. Беломорск, г. Кемь, п. Калевала, п. Лоухи) и более 35 иных населенных пун-
ктов (поселков) вовсе не имеют КОС. В ряде населенных пунктов (например,
п. Пиндуши, п. Пушной, иных) в течение 2000-2015 гг. очистные сооружения
были вообще разрушены. Централизованный сбор ливневых сточных вод ор-
ганизован только в г. Петрозаводске и г. Сортавала, очистка которых (кроме
1 из 34 организованных выпусков г. Петрозаводска) повсеместно не ведется.
Надзорная, административная и судебно-претензионная работа по данным
проблемным объектам ведется непрерывно более 10 лет.
В 2015 г. выдано 37 Предписаний, выполнено с учетом ранее выдан-
ных - 45 Предписаний. Назначено 47 административных наказаний в виде
штрафов на общую сумму 0,7 млн руб. Взыскано с учетом ранее назначенных
0,8 млн рублей. Ходатайства об отзыве разрешительных документов в сфере
водопользования (Лицензий, Договоров, Решений) не направлялись, необхо-
димости приостановления хозяйственной и иной деятельности водопользо-
вателей не возникало. Ежемесячно материалы всех надзорных мероприятий
направлялись в Карельскую межрайонную природоохранную прокуратуру, а
по ряду дел - в органы полиции.
Отмечается, что по ряду стабильно работающих предприятий (ФКУ «ИК-1
УФСИН России по Республике Карелия», ГУП РК «МОСТ», ОАО «Племсовхоз
«Мегрега», ЗАО «Пряжинское», ОАО «Петрозаводский хлебозавод «Сампо»,
ООО «Петрозаводская судоходная компания», ООО
«Гранитная Гора»,
ООО «Аквафор») нарушений водного законодательства РФ не выявлено.
По состоянию на 31.12.2015 года в стадии строительства и реконструкции
целый ряд канализационных очистных сооружений и систем водоотведения:
4. п. Пряжа;
5. п. Чална;
6. с. Ведлозеро;
7. п. Новая Вилга;
8. п. Мелиоративный.
Установлено, что суммарный объем средств, фактически израсходован-
ных на выполнение водоохранных мероприятий в целях исполнения предпи-
саний государственных инспекторов Управления или по решению судебных
органов составил 57,4 млн рублей, в частности за счет природопользователей:
46,20 млн рублей - МКП «Горводоканал Костомукшского городского
округа» (ремонтные работы и обслуживание эксплуатируемых водоочистных
и канализационных очистных сооружений г. Костомукша, мониторинг природ-
ных и сточных вод).
3,78 млн рублей - Кондопожским ММП ЖКХ (ремонтные работы и об-
служивание эксплуатируемых сетей водоочистных и канализационных очист-
ных сооружений, мониторинг природных и сточных вод).
1,30 млн рублей - Администрацией Петрозаводского округа (ремонтные
работы и обслуживание эксплуатируемых локальных очистных сооружений
по очистке дренажно-ливневых вод на выпуске №5).
220
1,20 млн рублей - ООО «Петрозаводская нефтебаза» (зачистка-про-
мывка буферных прудов-отстойников и системы дренажно-ливневой кана-
лизации, замена шунгитовых фильтров, установка локальных очистных со-
оружений по доочистке дренажно-ливневых вод перед сбросом в Онежское
озеро, мониторинг природных и сточных вод).
1,00 млн рублей - ООО «Колмас» (установка локальных очистных соо-
ружений, мониторинг природных и сточных вод).
0,52 млн рублей - ООО «Карелкамень» (установка и обслуживание ло-
кальных очистных сооружений АБК, гаража и склада ГСМ, пруда-отстойника,
мониторинг природных и сточных вод).
0,50 млн рублей - в ООО «Лесопильно-деревообрабатывающий комби-
нат «Сегежский» (приобретение боновых защитных заграждений и сорбентов
для сбора аварийных разливов нефтепродуктов на Выгозерско-Ондском водо-
хранилище, разработка Плана ЛАРН, мониторинг природных и сточных вод).
0,50 млн рублей - ООО «Петрозаводская судоходная компания» (уста-
новка локальных очистных сооружений по очистке дренажно-ливневых вод
Северного грузового района порта Петрозаводск, мониторинг природных и
сточных вод).
Основными нарушениями водного законодательства РФ являются:
• водопользование (поверхностные водные объекты) без документов,
на основании которых возникает право пользования (Договоры, Решения,
проекты НДС, Разрешения) - статьи 9, 11 Водного кодекса РФ, статья 23
Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
• превышение установленных концентраций загрязняющих веществ при
сбросе недостаточно-очищенных сточных вод в водные объекты - статьи 55,
56 Водного кодекса РФ, статьи 34, 39 Федерального закона «Об охране окру-
жающей среды»;
• сброс неочищенных и недостаточно-очищенных сточных вод на рельеф
местности - статьи 55, 56, 65 Водного кодекса РФ, статьи 34, 39 Федерального
закона «Об охране окружающей среды»;
• нарушение специально установленного режима ведения деятельности в
пределах водоохранных зон водных объектов, их прибрежных защитных по-
лос и водосборных площадей, ограничение доступа - статьи 6, 65 Водного
кодекса РФ;
• нарушение природоохранного (в т.ч.: водоохранного) законодательства
РФ при эксплуатации объектов хранения, транспортирования и реализации
продуктов нефтепереработки (в т.ч.: в порто-пунктах), не оборудованы соо-
ружения по защите водных и земельных ресурсов от загрязнений, отсутствие
согласованных Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разли-
вов нефтепродуктов (ПЛАРН) - статья 60 Водного кодекса РФ, статьи 34, 39,
46 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
• отсутствие учета воды инструментальными приборами и устройства-
ми - статья 39 Водного кодекса РФ;
• несоблюдение периодичности и полноты ведения производственного мони-
торинга проб природных и сточных вод в аккредитованной аналитической лабо-
ратории, отсутствие УКИЗВ - статья 39 Водного кодекса РФ;
221
• невнесение платы за пользование водными объектами и за негативное
воздействие на окружающую среду - статья 20 Водного кодекса РФ, статья
16 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В 2015 г. в очередной раз установлено, что не выполняют требования водно-
го законодательства РФ ООО «Петрозаводская нефтебаза», ИП Акользин П.В
(Водоканал пгт Калевала), привлечены к административной ответственности.
Управление в 2015 г. принимало участие в проверках правоохранитель-
ных органов и судебных делах по искам Карельской межрайонной природоох-
ранной прокуратуры, городских и районных органов Прокуратуры Республики
Карелия о возложении обязанности:
• построить или реконструировать канализационные и локальные очист-
ные сооружения, прекратить сброс неочищенных/недостаточно-очищенных
сточных, дренажных вод в водные объекты или на рельеф местности;
• демонтировать незаконно-возведенные постройки;
• устранить нарушения природоохранного законодательства РФ, разра-
ботать и согласовать Планы по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефтепродуктов (ПЛАРН) на складах ГСМ и мазутных хозяйствах.
Выводы по результатам надзора сделаны следующие. Отмечен глубокий
физический и моральный износ или отсутствие объектов водопроводно-кана-
лизационного хозяйства (ВКХ), в первую очередь, в 8 муниципальных райо-
нах Республики Карелия - Беломорском, Калевальском, Кемском, Лоухском,
Медвежьегорском, Муезерском, Пудожском и Суоярвском. Наибольшую угро-
зу благополучию населения представляют сбросы неочищенных и необезза-
раженных сточных вод в водные объекты, являющиеся одновременно источ-
никами хозяйственно-питьевого водоснабжения населения (г. Беломорск и
п. Сосновец - р. Нижний Выг, п. Калевала - Юшкозерское водохранилище,
п. Кварцитный и г. Медвежьегорск - Онежское озеро, г. Кемь и п. Кривой Порог
- река Кемь, п. Импилахти, п. Куркиеки, п. Ласанен и п. Рауталахти - Ладожское
озеро, г. Пудож - река Водла, п. Рускеала - река Тохма-йоки и другие).
Отсутствие водной политики в Республике Карелия, надлежащего фи-
нансирования строительства и реконструкции объектов водопроводно-ка-
нализационного хозяйства (в первую очередь, сооружений по очистке хо-
зяйственно-бытовых и ливневых сточных вод) в Республике Карелия край-
не затрудняют реализацию Водной стратегии РФ. Она была утверждена
Распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 №1235-р на период до
2020 г., которая фактически с 2009 г. и до настоящего времени повсеместно
в городских и сельских поселениях Республики Карелия выполняется слабо.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
В рамках проведения регионального государственного надзора в области ис-
пользования и охраны водных объектов проведено 21 контрольно-надзорное
мероприятие в сфере водопользования (23% от общего количества контроль-
но-надзорных мероприятий), из них: 5 плановых проверок, 1 внеплановая
проверка в отношении физического лица, 1 административное расследова-
ние, 14 природоохранных рейдов. Кроме этого специалистами Министерства
принято участие в 2 проверках Карельской межрайонной природоохранной
222
прокуратуры. По результатам проверок в 2015 г. выдано 3 предписания, из
них 1 предписание выполнено, по 2 предписаниям сроки истекают в 2016 г.
За отчетный период составлено 11 протоколов об административных
правонарушениях: ст. 7.6 КоАП РФ - 6, ст. 8.12 КоАП РФ - 2, ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ - 2, ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ - 1. В Министерство поступило на рассмо-
трение 10 административных дел из органов прокуратуры и МВД. Всего за
нарушение водного законодательства Министерством 10 лиц привлечены к
ответственности. В ходе проведения мероприятий по надзору в области во-
дного законодательства Российской Федерации, выявленные Министерством
в 2015 г., нарушения законодательства аналогичные, указанным нарушени-
ям в Государственном докладе за 2014 г. Приостановление хозяйственной и
иной деятельности предприятий-водопользователей не осуществлялось, хо-
датайства об отзыве разрешительных документов в сфере водопользования
(лицензий, договоров, решений) не направлялись.
По мнению Министерства, подавляющее большинство нарушений во-
дного законодательства Российской Федерации связано с изношенностью
водохозяйственных систем и эксплуатируемого оборудования, с низкой эф-
фективностью работы очистных сооружений и сложным материально-финан-
совым положением водопользователей. Большой проблемой является неос-
ведомленность населения в вопросах использования и охраны водных ресур-
сов, плохое знание законодательства в этой сфере, в том числе и об ответ-
ственности за нарушение водного законодательства Российской Федерации.
Среди «злостных нарушителей», не выполняющих условия договоров и
решений водопользования, находятся ООО: «Пеллотсари», «Мегри», «КОНТ»,
«Длинный берег», «КОНФЕРЕНЦ-БЮРО», «Янисъярви», «Управляющая ком-
пания «Мастер», «Фрегат». Среди водопользователей, выполняющих усло-
вия договоров и решений водопользования, находятся следующие юриди-
ческие лица: «ТГК-1» (филиал Карельский), «Охотничье хозяйство «Черные
камни», »Сегежский ЦБК», «Кала я марьяпоят», «Фирма «МИР».
7.5.3. Государственный контроль за состоянием, использованием,
охраной, защитой и воспроизводством лесов
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.
Контрольно-надзорные мероприятия в 2015 г. осуществлялись на основании
утвержденных планов работы. Министерство обеспечивало организацию и
контроль выполняемых лесничествами этих мероприятий. Проведено более
38,6 тыс. первичных и контрольных проверок, направленных на обеспечение
соблюдения требований лесного законодательства и договорных условий ис-
пользования лесов, в том числе проверки (указано число):
3 092 качества отводов и таксации лесосек на площади 36 157 га;
9 333 качества разработки лесосек на площади 111 214 га;
10 736 по приемке лесосек на площади 56 504 га;
5 581 качества лесовосстановления на площади 54 733 га;
1 033 пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
996 качества противопожарных мероприятий по обустройству лесов;
78 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
223
• а также проведено 6 966 патрулирований с целью охраны лесов от лесо-
нарушений, в т.ч.: 988 рейдов совместно с правоохранительными органами.
По итогам контрольно-надзорных мероприятий государственными лес-
ными инспекторами выявлено 2 485 нарушений лесного законодательства, в
том числе:
• незаконная рубка - 223;
• нарушения правил пожарной безопасности в лесах - 119;
• нарушения правил заготовки древесины - 1 719;
• нарушения правил санитарной безопасности в лесах - 122;
• самовольное использование лесов - 59;
• загрязнение лесов бытовыми и промышленными отходами - 59
• нарушения в части использования, охраны, защиты и воспроизводства
лесов - 73;
• прочие нарушения - 111.
По фактам выявленных нарушений приняты следующие меры:
• выдано и предъявлено 344 предписания и требования об устранении на-
рушений;
• составлено 330 протоколов о лесонарушениях;
• составлено 1 127 протоколов об административных правонарушениях;
• рассмотрено (в т.ч. судами) 1079 дел об административных правонару-
шениях;
• назначено (в т.ч. судами) 78 административных предупреждений;
• наложено (в т.ч. судами) 545 административных штрафов на сумму
23,7 млн руб;
• предъявлено 175 претензий о возмещении вреда (ущерба) от лесонару-
шений
• на сумму 88,2 млн руб;
• подано в суд 73 иска о возмещении вреда (ущерба) от лесонарушений
на сумму
80,2 млн руб;
начислено договорных неустоек за нарушения лесохозяйственных тре-
бований при
• использовании лесов на сумму 23,0 млн руб.
• направлено в следственные органы по фактам лесонарушений и лесных
пожаров
404 материала;
возбуждено по фактам лесонарушений и лесных пожаров 91 уголовное
дело;
• привлечено к уголовной ответственности 2 лица;
• передано в судебные органы 541 дело.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий Министерство
и лесничества взаимодействовали с Министерством внутренних дел по
Республики Карелия, Карельской таможней, Управлением Федеральной
службы судебных приставов по Республики Карелия, Главным управлением
МЧС России по Республики Карелия, Пограничным управлением ФСБ России
по Республике Карелия и другими федеральными органами исполнительной
власти на основании заключенных соглашений о взаимодействии. Основными
224
мероприятиями указанных соглашений являются: передача документов для
принятия мер по подведомственности, обмен информацией, сверка данных,
патрулирование лесных массивов, совместные рейды, привлечение специа-
листов при проведении мероприятий, оказание методической, консультатив-
ной и практической помощи.
В 2015 г. наблюдалось снижение общего количества нарушений лесного
законодательства, в том числе незаконных рубок, объем незаконно заготов-
ленной древесины от которых, сократился по сравнению с 2014 г. в 2,4 раза и
составил 6,8 тыс. м3. Ущерб от нарушений лесного законодательства соответ-
ственно снизился более чем в 2 раза. Данные факты указывают на позитив-
ные изменения в части соблюдения требований лесного законодательства и,
следовательно, на эффективность проводимых контрольно-надзорных меро-
приятий в области лесных отношений.
7.5.4. Государственный контроль и надзор в области охраны
атмосферного воздуха и обращения с отходами производства и
потребления
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользова-
ния (Росприроднадзор) по Республике Карелия. В 2015 г. в рамках осущест-
вления государственного экологического надзора проведены 61 проверка
соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части
соблюдения требований в области охраны атмосферного воздуха и при обра-
щении с отходами производства и потребления. В соответствии с утвержден-
ным планом проведено 21 плановое мероприятие по контролю. Предметом
выполнения ранее выданных предписаний и проведения мероприятий по пре-
дотвращению причинения вреда окружающей среде стали 40 проведенных
внеплановых документарных и выездных проверок. Кроме того, специалиста-
ми Управления проведены рейды по выявлению фактов несанкционирован-
ных свалок на территории Прионежского, Медвежьегорского, Кондопожского,
Лахденпохского, Кемского, Суоярвского муниципальных районов.По резуль-
татам надзорных мероприятий к административной ответственности за на-
рушения природоохранного законодательства привлечено 11 юридических и
9 должностных лиц.
За 2015 г. проведено 26 проверок по соблюдению законодательства
Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. По ито-
гам проверок установлено, что 11 хозяйствующих субъектов (42% от общего
числа) являются нарушителями и не соблюдают установленные требования
охраны атмосферного воздуха. Типичными нарушениями в данной области
являются: отсутствие и (или) не соблюдение условий разрешений на выброс
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствие паспор-
тов на газоочистные установки, неэффективность работы газоочистных уста-
новок, отсутствие и (или) не достоверный производственный контроль за вы-
бросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Для устра-
нения нарушений законодательства Российской Федерации выдано 14 пред-
писаний, 11 предписаний выполнены в 2015 г. За несоблюдение требований
законодательства в области охраны атмосферного воздуха назначено 7 ад-
225

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..