ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2015 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2015 год) - часть 5

 

 

ческим лицам в аренду. Наибольший удельный вес земель, находящихся в
собственности Российской Федерации, приходится на земли обороны и без-
опасности - 81,8 тыс. га и земли транспорта - 21,1 тыс. га. Право собствен-
ности Республики Карелия зарегистрировано на земельные участки общей
площадью 8,7 тыс. га, из которых 7,4 тыс. га предоставлено юридическим
лицам в постоянное (бессрочное) пользование и 0,9 тыс. га - юридическим
лицам в аренду. Наибольший удельный вес земель, находящихся в собствен-
ности Республики Карелия, приходится на земли транспорта - 8,5 тыс. га,
0,2 тыс. га - земли промышленности. В муниципальной собственности заре-
гистрировано 4,1 тыс. га, из них предоставлено в аренду юридическим лицам
0,1 тыс. га, в постоянное (бессрочное) пользование - 0,1 тыс. га. Право не
разграничено на землях площадью 30,6 тыс. га.
Земли иных категорий. Характерной особенностью категории земель
особо охраняемых территорий и объектов, категории земель лесного, катего-
рии водного фонда, категории земель запаса является наличие больших по
площади природных территорий и объектов, а также то, что земли названных
категорий в соответствии с действующим законодательством не подлежат при-
ватизации. В этой связи земли, входящие в состав этих категорий, находятся
в государственной и муниципальной собственности, а с момента государствен-
ной регистрации права собственности в установленном законодательством по-
рядке - в федеральной, собственности субъекта Российской Федерации и му-
ниципальной собственности. При этом в отдельных случаях, предусмотренных
федеральными законами, допускается включение в эти категории земельных
участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам.
Земли особо охраняемых территорий и объектов. Из общей площади
земель особо охраняемых территорий и объектов (370,6 тыс. га) в собствен-
ности граждан находится 0,1 тыс. га, в собственности юридических лиц -
0,4 тыс. га. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано
на земельные участки общей площадью 367,9 тыс. га, что составляет 99,3%
всех земель данной категории, право собственности Республики Карелия -
на земельные участки общей площадью 0,1 тыс. га, право муниципальной
собственности на земельные участки общей площадью 0,1 тыс. га. Право не
разграничено на землях площадью 2,0 тыс. га.
Земли лесного фонда. В соответствии с действующим законода-
тельством они должны находиться в федеральной собственности. Из об-
щей площади земель лесного фонда (14 461,4 тыс. га) право собственности
Российской Федерации зарегистрировано на земельные участки общей пло-
щадью 14 461,0 тыс. га, из которых 4 184,9 тыс. га предоставлено юридиче-
ским лицам в постоянное (бессрочное) пользование и 5 340,5 тыс. га - юри-
дическим лицам в аренду, 32,2 тыс. га предоставлено в аренду гражданам.
Право не разграничено на землях площадью 0,4 тыс. га.
Земли водного фонда. В соответствии с действующим законода-
тельством все водные объекты, за исключением обособленных водных объ-
ектов, должны находиться в федеральной собственности. Обособленные
водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль-
ных образований и в частной собственности. В Республике Карелия из об-
щей площади земель водного фонда (2 658,9 тыс. га) право собственности
66
Российской Федерации зарегистрировано на земельные участки общей
площадью 1,1 тыс. га, из которых 1,1 тыс. га предоставлено юридическим
лицам в постоянное (бессрочное) пользование. Право не разграничено на
землях площадью 2 657,8 тыс. га (99,9%).
Земли запаса. В соответствии с Земельным кодексом земли запаса мо-
гут находиться в государственной или муниципальной собственности. На 01
января 2016 года в категории земель запаса (120,5 тыс.) право на землю не
разграничено.
1.4.4. Правовое обеспечение земельных отношений
Земельное законодательство регулирует отношения по использованию
и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельно-
сти народов, проживающих на соответствующей территории (земельные
отношения). Правовая система земельных отношений базируется на основ-
ных положениях Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса,
федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, поста-
новлений Правительства Российской Федерации, ведомственных норматив-
ных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
В течение 2015 г. в Республике Карелия продолжалось реформирование
земельных отношений в части совершенствования правового регулирования
отношений собственности, рационального использования земельных участ-
ков, стимулирования гражданско-правового оборота земельных участков,
усиления государственного контроля за охраной и использованием земель,
актуализации государственной кадастровой оценки земель. В настоящее
время, важное значение имеет нормативно - правовое регулирование эко-
номических преобразований, направленное на повышение эффективности
землепользования, совершенствование механизма реализации прав хозяй-
ствующих субъектов на землю и ее рациональное использование.
С 1 марта 2015 года вступили в силу значительные изменения, вне-
сенные в Земельный кодекс Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и от-
дельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон
№171-ФЗ), в частности, касающиеся распоряжения земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена.Так, с указанной
даты распоряжение земельными участками, государственная собственность
на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского округа в отношении зе-
мельных участков, расположенных на территории городского округа, за ис-
ключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 3.3 Закона №171-ФЗ;
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных
участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержден-
ных правил землепользования и застройки поселения, за исключением слу-
чаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 3.3 Закона №171-ФЗ;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении
земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в со-
став этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил земле-
67
пользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков,
расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Необходимо учитывать, что во всех поселениях, расположенных на тер-
ритории Республики Карелия, имеются утвержденные правила землеполь-
зования и застройки. В этой связи распоряжение земельными участками,
государственная собственность на которые не разграничена, и которые рас-
положены на территории поселений с указанной даты должно осуществлять-
ся органами местного самоуправления поселения. Вместе с тем на многие
поселения, расположенные на территории Республики Карелия, не имеют
кадровых и финансовых ресурсов для осуществления вышеназванных пол-
номочий. В этой связи с момента вступления в силу указанных изменений
имелись намерения заключить соглашения с органами местного самоуправ-
ления муниципальных районов о передаче им полномочий по распоряжению
земельными участками, государственная собственность на которые не раз-
граничена, расположенными на территории поселений.
Однако, позиция о недопустимости заключения подобных соглашений
была отражена в письме Минэкономразвития России от 24.03.2015 №6786-
ПК/Д23 и о реализации отдельных положений Закона №171-ФЗ и была приня-
та Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра
и картографии по Республике Карелия (далее - Управление) в осуществле-
нии практической деятельности по проведению государственной регистрации
прав на земельные участки, предоставляемые заинтересованным лицам из
земель, государственная собственность на которые не разграничена. С уче-
том названных обстоятельств органы местного самоуправления поселений
самостоятельно осуществляли полномочия по распоряжению упомянутыми
земельными участками.
Ввиду того, что многие поселения не имеют кадровых и финансовых ре-
сурсов для осуществления вышеназванных полномочий, в целях их надлежа-
щего исполнения был принят Закон Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-
ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участ-
ками, государственная собственность на которые не разграничена, между ор-
ганами местного самоуправления муниципальных образований в Республике
Карелия и органами государственной власти Республики Карелия». Он
предусматривает в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального зако-
на от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса
Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие Земельного
кодекса), частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» осуществление органами государственной власти Республики
Карелия полномочий органов местного самоуправления по распоряжению зе-
мельными участками, государственная собственность на которые не разгра-
ничена. Это следующие участки: 1) городских округов в Республике Карелия
(далее - городской округ) в отношении земельных участков, расположенных
на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законодательством;
2) городских, сельских поселений в Республике Карелия (далее - посе-
ление) в отношении земельных участков, расположенных на территории по-
селений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки
68
поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным зако-
нодательством;
3) муниципальных районов в Республике Карелия (далее - муниципаль-
ный район) в отношении земельных участков, расположенных на территории
поселений, входящих в состав этого муниципального района, при отсутствии
утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключе-
нием случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В 2015 г. в целях достижения эффективного распоряжения земельными
участками в Республике Карелия были приняты и иные нормативные право-
вые акты. Так, Законом Республики Карелия от 04.12.2015 №1961-ЗРК «О пре-
дельных размерах земельных участков, предоставляемых для осуществления
крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» в соответствии с
пунктом 6.1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О кре-
стьянском (фермерском) хозяйстве» установлены предельные (максимальные
и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государствен-
ной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления
крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Законом Республики Карелия от 30.09.2015 №1929-ЗРК «О цене неко-
торых земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов
и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства» в со-
ответствии с пунктом 3.1 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного
кодекса установлена цена земельного участка, расположенного в границах
населенного пункта на территории Республики Карелия и предназначенного
для ведения сельскохозяйственного производства, на котором отсутствуют
здания или сооружения и который предоставлен сельскохозяйственной орга-
низации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного
(бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владе-
ния, в случае приобретения указанными лицами земельного участка в соб-
ственность.
Законом Республики Карелия от 16.07.2015 №1921-ЗРК «О некоторых
вопросах реализации в Республике Карелия подпункта 3 пункта 2 статьи
39.6 Земельного кодекса Российской Федерации» в целях предоставления
юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной
(за исключением федеральной) или муниципальной собственности, в аренду
без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного и
коммунально-бытового назначения и реализации масштабных инвестицион-
ных проектов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного
кодекса установлены критерии, которым должны соответствовать указанные
объекты и масштабные инвестиционные проекты.
Закон Республики Карелия от 04.12.2015 №1959-ЗРК «О внесении из-
менений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах регулирования
земельных отношений в Республике Карелия», предусматривающий, что при
заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в
собственности Республики Карелия, или земельного участка, государствен-
ная собственность на который не разграничена (далее также - земельные
участки), без проведения торгов цена таких земельных участков, если иное
не установлено федеральными законами, определяется как выраженный в
69
рублях процент кадастровой стоимости земельного участка и устанавлива-
ется в размере 100 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Законом Республики Карелия от 20.07.2015 №1923-ЗРК «О внесении
изменения в статью 2 Закона Республики Карелия «О некоторых вопросах
регулирования земельных отношений в Республике Карелия» установлен по-
рядок определения цены расположенных на территории Республики Карелия
земельных участков, которые находятся в собственности Республики Карелия
или государственная собственность на которые не разграничена, и порядок
их оплаты при продаже собственникам расположенных на этих земельных
участках зданий, строений и сооружений, порядок определения размера
арендной платы за использование земельных участков, порядок, условия и
сроки ее внесения, а также регулирует иные вопросы в области земельных
отношений на территории Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от
02.02.2015
№19-П «О внесении изменений в постановление Правительства Республики
Карелия от 17 апреля 2014 года №120-П» и Постановлением Правительства
Республики Карелия от 23.10.2015 №339-П «О внесении изменений в по-
становление Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 года
№120-П» внесены изменения в постановление Правительства Республики
Карелия от 17.04.2014 №120-П «Об установлении арендной платы за ис-
пользование земельных участков, находящихся в собственности Республики
Карелия или государственная собственность на которые не разграничена».
Решением Петрозаводского городского Совета от 22.04.2015 №27/33-530
«Об установлении цены земельных участков, находящихся в собственности
Петрозаводского городского округа, при их продаже», цена земельных участков,
находящихся в собственности Петрозаводского городского округа, при их про-
даже собственникам индивидуальных жилых домов, расположенных на этих зе-
мельных участках, установлена в размере 2,5% кадастровой стоимости.
В целях определения кадастровой стоимости земельных участков кате-
гории земель промышленности и иного специального назначения на террито-
рии Республики Карелия и повышения эффективности использования земель,
в соответствии со статьями 24.11, 24.12 Федерального закона от 29.07.1998
№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее -
Закон об оценочной деятельности) издано Распоряжение Правительства
Республики Карелия от 31.03.2015 №186р-П «О проведении в 2015 году госу-
дарственной кадастровой оценки земельных участков категории земель про-
мышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель
обороны, безопасности и земель иного специального назначения на терри-
тории Республики Карелия», предусматривающие проведение в 2015 году
государственной кадастровой оценки вышеуказанных земельных участков.
В соответствии с Законом об оценочной деятельности и Постановлением
Правительства Республики Карелия от 02.12.2015 №385-П «Об утверждении
результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в со-
ставе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовеща-
ния, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической дея-
тельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального на-
значения на территории Республики Карелия» утверждены результаты опре-
70
деления кадастровой стоимости земельных участков в составе земель про-
мышленности и иного специального назначения на территории Республики
Карелия, а также средние удельные показатели кадастровой стоимости зе-
мель промышленности и иного специального назначения по муниципальным
районам (городским округам) на территории Республики Карелия. Также в
соответствии с Законом об оценочной деятельности принято Постановление
Правительства Республики Карелия от 15.01.2015 №5-П «Об утверждении
результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в со-
ставе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики
Карелия», которым утверждены результаты определения кадастровой стои-
мости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначе-
ния на территории Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от
03.06.2015
№169-П «О внесении изменения в постановление Правительства Республики
Карелия от 15 января 2015 года №5-П» утверждено изменение, которое вно-
сится в приложение 1 к постановлению Правительства Республики Карелия
от 15.01.2015 №5-П «Об утверждении результатов определения кадастровой
стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного на-
значения на территории Республики Карелия».
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской
Федерации от 05.05.2014 №404 «О некоторых вопросах реализации програм-
мы «Жилье для Российской семьи» в рамках государственной программы
Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и
коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и в целях соз-
дания условий для реализации программы «Жилье для Российской семьи»
на территории Республики Карелия Правительством Республики Карелия
принято Постановление от 24.04.2015 №131-П «Об утверждении Порядка
отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строитель-
ства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках
государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступ-
ным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской
Федерации» на территории Республики Карелия».
Постановлением Правительства Республики Карелия от
25.06.2015
№187-П «О внесении изменений в постановление Правительства Республики
Карелия от 24 апреля 2015 года №131-П» внесены изменения в Порядок от-
бора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строитель-
ства для реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках
государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступ-
ным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской
Федерации» на территории Республики Карелия, утвержденный постановле-
нием Правительства Республики Карелия от 24.04.2015 №131-П.
Представляется немаловажным отметить, что в отчетном периоде
в соответствии со статьей 3.1 Закона Республики Карелия от 10.06.2013
№1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в
Республике Карелия» Постановлением Правительства Республики Карелия
от 04.07.2015 №206-П «Об утверждении Порядка осуществления муници-
пального земельного контроля в Республике Карелия» утвержден порядок
осуществления муниципального земельного контроля в Республике Карелия.
71
Решением Петрозаводского городского Совета от 18.02.2015 №27/31-486
«О внесении изменений и дополнений в Устав Петрозаводского городско-
го округа» были внесены изменения в Устав Петрозаводского городского
округа, касающиеся перечня вопросов местного значения Петрозаводского
городского округа, к которым, в том числе, относится осуществление муни-
ципального земельного контроля в границах городского округа, осуществле-
ние в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской
Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устра-
нении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В целях повышения доступности и качества оказания государственных
услуг на территории Республики Карелия были приняты следующие норма-
тивные правовые акты.
Постановление Правительства Республики Карелия от
20.05.2015
№158-П «Об утверждении Типового регламента работы согласительной ко-
миссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участ-
ков, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы».
Постановлением Правительства Республики Карелия от
08.06.2015
№178-П «О внесении изменений в Положение о Государственном комитете
Республики Карелия по управлению государственным имуществом и органи-
зации закупок» было установлено, что Государственный комитет Республики
Карелия по управлению государственным имуществом и организации заку-
пок (далее - Госкомитет РК по управлению имуществом и закупкам). В том
числе Комитет: 1) принимает решение о предоставлении земельных участ-
ков, находящихся в собственности Республики Карелия, в собственность
бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) принимает реше-
ние о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
находящегося в собственности Республики Карелия; 3) предоставляет зе-
мельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия, без
проведения торгов; 4) предоставляет земельные участки, находящиеся в
собственности Республики Карелия, на торгах; 5) выдает разрешение на ис-
пользование земель или земельного участка, находящихся в собственности
Республики Карелия, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи
39.33 Земельного кодекса; 6) утверждает схему расположения земельного
участка или земельных участков, находящихся в собственности Республики
Карелия, на кадастровом плане территории.
В свете данного обстоятельства в указанный период были приняты со-
ответствующие акты Госкомитета РК по управлению имуществом и закупкам:
- Приказ Госкомитета РК по управлению имуществом и закупкам
от
02.09.2015
№613 «Об утверждении Административного регламента
Государственного комитета Республики Карелия по управлению государ-
ственным имуществом и организации закупок по предоставлению государ-
ственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в соб-
ственности Республики Карелия, на торгах»;
- Приказ Госкомитета РК по управлению имуществом и закупкам
от
17.08.2015
№573 «Об утверждении Административного регламента
Государственного комитета Республики Карелия по управлению государ-
ственным имуществом и организации закупок по предоставлению государ-
72
ственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в соб-
ственности Республики Карелия, без проведения торгов»;
- Приказ Госкомитета РК по управлению имуществом и закупкам
от
02.07.2015
№499 «Об утверждении Административного регламента
Государственного комитета Республики Карелия по управлению государ-
ственным имуществом и организации закупок по предоставлению государ-
ственной услуги по предварительному согласованию предоставления земель-
ного участка, находящегося в собственности Республики Карели».
При этом Приказом Госкомитета РК по управлению имуществом и закуп-
кам от 21.10.2015 №755 «О признании утратившими силу некоторых прика-
зов Государственного комитета Республики Карелия по управлению государ-
ственным имуществом и организации закупок и Государственного комитета
Республики Карелия по управлению государственным имуществом и разме-
щению заказов для государственных нужд» признаны утратившими силу:
- Приказ Госкомитета РК по управлению имуществом и закупкам
от
01.04.2013
№181 «Об утверждении Административного регламента
Государственного комитета Республики Карелия по управлению государ-
ственным имуществом и организации закупок по предоставлению государ-
ственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в соб-
ственности Республики Карелия, для строительства»;
- Приказ Госкомитета РК по управлению имуществом и закупкам
от
06.08.2013
№453 «Об утверждении Административного регламента
Государственного комитета Республики Карелия по управлению государствен-
ным имуществом и организации закупок по предоставлению государственной
услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности
Республики Карелия, для целей, не связанных со строительством»;
- Приказ Госкомитета РК по управлению имуществом и закупкам
от
30.08.2013
№483 «Об утверждении Административного регламента
Государственного комитета Республики Карелия по управлению государ-
ственным имуществом и организации закупок по предоставлению государ-
ственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в соб-
ственности Республики Карелия, на которых расположены здания, строения,
сооружения, в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду,
безвозмездное срочное пользование».
Приказом Госкомитета РК по управлению имуществом и закуп-
кам от 21.10.2015 №753 «О внесении изменений в некоторые приказы
Государственного комитета Республики Карелия по управлению государ-
ственным имуществом и организации закупок и Государственного коми-
тета Республики Карелия по управлению государственным имуществом
и размещению заказов для государственных нужд» внесены изменения в
Административный регламент Госкомитета РК по управлению имуществом
и закупкам по предоставлению государственной услуги по предварительно-
му согласованию предоставления земельного участка, находящегося в соб-
ственности Республики Карелия, утвержденный приказом Госкомитета РК по
управлению имуществом и закупкам от 02.07.2015 №499.
73
В 2015 г. в целях осуществления государственной поддержки и субсиди-
рования определенных сфер деятельности было принято следующие норма-
тивные правовые акты:
- Постановление Правительства Республики Карелия от 02.02.2015
№13-П «Об Условиях предоставления в 2015 году субсидий из бюдже-
та Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса
Республики Карелия», которым предусмотрено предоставление субсидий в
соответствии с мероприятиями подпрограммы «Поддержка малых форм хо-
зяйствования» крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивиду-
альных предпринимателей, на возмещение части затрат при оформлении в
собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохо-
зяйственного назначения в некоторых случаях;
- Распоряжение Главы Республики Карелия от
10.03.2015
№63-р
«Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Карелия в
2015 году основных положений Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года»,
предусматривающее меры по реализация Закона Республики Карелия от
30.11.2011 №1560-ЗРК «О бесплатном предоставлении в собственность мно-
годетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного, дач-
ного строительства на территории Республики Карелия».
Постановлением Правительства Республики Карелия от
25.02.2015
№59-П «О внесении изменений в постановление Правительства Республики
Карелия от 5 февраля 2008 года №24-П» предусмотрено предоставление
субсидий на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств,
включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собствен-
ность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйствен-
ного назначения в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяй-
ствования» государственной программы Республики Карелия «Развитие аг-
ропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия
на 2013-2020 годы» и компенсация части затрат инвесторов по выполнению
кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в соб-
ственности Республики Карелия, в рамках непрограммного направления де-
ятельности.
Кроме того, в отчетном периоде в Республике Карелия принимались
меры по нормативно-правовому обеспечению охраны земель. Так, в соответ-
ствии с Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняе-
мых природных территориях», постановлением Правительства Республики
Карелия от 06.07.2007 №102-П «Об утверждении Схемы территориально-
го планирования Республики Карелия» Постановлением Правительства
Республики Карелия от 13.04.2015 №120-П «О создании государственного ги-
дрологического (болотного) заказника регионального значения «Юпяужсуо»
на территории Калевальского района» на территории Калевальского рай-
она был создан государственный гидрологический
(болотный) заказник
регионального значения «Юпяужсуо» общей площадью 35 689 гектаров.
Также было принято Постановление Правительства Республики Карелия от
17.02.2015 №49-П «Об утверждении государственной программы Республики
Карелия «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана
окружающей среды в Республике Карелия» на 2014-2020 годы».
74
В целях утверждения границ охранных зон газораспределительных се-
тей в 2015 г. в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса, пунктами 17,
18 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878
«Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» были при-
няты ряд распоряжениий Правительства Республики Карелия об утвержде-
нии границ охранных зон существующих объектов газораспределительных
сетей, находящихся в собственности акционерного общества «Газпром газо-
распределение Петрозаводск».
Следует отметить, что в отчетном периоде были признаны утратившими
силу некоторые нормативные правовые акты в сфере земельных отношений.
Так, Законом Республики Карелия от 04.12.2015 №1960-ЗРК «О признании
утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия»
признаны утратившими силу:
- Закон Республики Карелия от 19.03.2004 №765-ЗРК «О предельных
размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность»;
- Закон Республики Карелия от 30.04.2010 №1381-ЗРК «О внесении из-
менения в статью 1 Закона Республики Карелия «О предельных размерах
земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность»;
- Закон Республики Карелия от 01.07.2014 №1803-ЗРК «О внесении из-
менений в статьи 1 и 2 Закона Республики Карелия «О предельных размерах
земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность».
Постановлением Правительства Республики Карелия от
03.06.2015
№172-П
«О признании утратившими силу некоторых постановлений
Правительства Республики Карелия» признано утратившим силу поста-
новление Правительства Республики Карелия от 04.06.2003 №60-П «Об ор-
ганизации продажи на торгах, находящихся в государственной собственности
Республики Карелия земельных участков или права на заключение догово-
ров аренды таких земельных участков».
1.4.5 Государственный кадастр недвижимости
Государственный кадастр недвижимости
(ГКН) является федераль-
ным государственным информационным ресурсом, систематизированным
сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от
24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -
Закон о кадастре) недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении
Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъек-
тами Российской Федерации, границах муниципальных образований, грани-
цах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми услови-
ями использования территорий, иных предусмотренных Законом о кадастре
сведений.
В 2015 г. полномочия органа кадастрового учета по ведению ГКН, госу-
дарственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению
сведений, внесенных в ГКН, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о ка-
дастре, приказом Росреестра от 11.03.2010 №П/93, Положением о Филиале
Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная ка-
дастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, ка-
дастра и картографии» по Республике Карелия (далее - Филиал), утверж-
денным приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25.10.2011 №128, осущест-
75
влял Филиал. В свою очередь, Управление в соответствии с Положением об
Управлении, утвержденным Приказом Росреестра от 19.04.2010 №П/160, осу-
ществляет функции контроля за деятельностью Филиала в части исполнения
полномочий органа кадастрового учета.
Приоритетной задачей совместной работы Управления и Филиала оста-
ется повышение качества и доступности государственных услуг, оказывае-
мых Филиалом. Так, в 2015 г. на постоянной основе продолжается совместная
работа Управления и Филиала с устными обращениями заявителей в рам-
ках «Прямой телефонной линии», общественной приемной «Диалог», акций
«День открытых дверей» и «Круглых столов» в целях оказания информаци-
онно-правовой помощи населению республики. По информации Филиала по
состоянию на 01.01.2016 в ГКН внесены сведения о 674 450 объектах недви-
жимости, из которых 216 004 земельных участков. В 2015 гг. Филиалом при-
нято 21 423 заявления о постановке на государственный кадастровый учет
и о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельных
участков. Кроме того, в течение года в Филиал поступило 59 176 запросов о
предоставлении сведений в отношении земельных участков. Основной при-
чиной отказов в предоставлении сведений ГКН в 2015 г. являлось отсутствие
у заявителя доступа к персональным данным. Перечень основных причин, по-
служивших основаниями для принятия решений об отказе в осуществлении
кадастрового учете в 2015 г., следующий:
- с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
- истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не
устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения
о приостановлении;
- размер образуемого земельного участка или земельного участка,
который в результате преобразования сохраняется в измененных границах
(измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным
в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (мини-
мальным или максимальным) размерам земельных участков;
- граница земельного участка, о кадастровом учете которого представ-
лено заявление, не считается согласованной, если такое согласование пред-
усмотрено Законом о кадастре, за исключением случаев, установленных
Законом о кадастре;
- при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного
участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган ка-
дастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного
кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено
образованием земельного участка или уточнением его границ;
- при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участ-
ка площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных
в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади,
сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в
ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного
участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель
соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или,
если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов
76
площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содер-
жатся в ГКН;
- при уточнении местоположения указанных границ нарушен установ-
ленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ
земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии
с настоящим законом не считается согласованным, за исключением случаев,
установленных Законом о кадастре, или случая признания местоположения
указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о ме-
стоположении границ земельного участка;
- орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с
учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не
является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с уста-
новленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления ка-
дастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Необходимо отметить, что набирает популярность и созданный
Росреестром интернет - сервис «Публичная кадастровая карта», который
действует и в отношении территории Республики Карелия. Публичная када-
стровая карта - это справочно-информационный ресурс для предоставления
пользователям определенного состава сведений ГКН, совмещенных с единой
электронной картографической основой. С помощью публичной кадастровой
карты можно не выходя из дома или офиса получить справочную информацию
о полном кадастровом номере, адресе, категории земель, виде использования,
площади и кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в ГКН. На
этой карте возможен переход к предоставлению трех государственных услуг
в электронном виде - получение справочной информации по объектам недви-
жимости в режиме онлайн, направление запроса о предоставлении сведений
ГКН либо направление запроса о предоставлении сведений из ЕГРП.
1.4.6. Государственный мониторинг земель
Государственный мониторинг земель является частью государственно-
го экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей
среды) и представляет собой систему наблюдения за состоянием земель.
Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в
Российской Федерации независимо от форм собственности, их целевого на-
значения и разрешенного использования.
Основы государственной политики использования земельного фон-
да Российской Федерации на 2012-2017 гг., утвержденные распоряжением
Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 №297-р, определяют
развитие государственного мониторинга земель как одно из приоритетных на-
правлений деятельности государства в области управления земельным фон-
дом. Управление в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным
приказом Росреестра от 19.04.2010 №П/160, Приказом Минэкономразвития
России от 26.12.2014 №852 «Об утверждении Порядка осуществления госу-
дарственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяй-
ственного назначения», осуществляет государственный мониторинг земель
(за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории
Республики Карелия.
77
В течение многих лет Управлением накоплен положительный опыт вза-
имодействия с органами местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов республики, в рамках которого органы местного само-
управления на постоянной основе направляют в Управление информацию
о предоставлении земельных участков, о переводе земельных участков из
одной категории в другую, об изменении вида разрешенного использования
земельных участков и форм собственности. Представляемые органами мест-
ного самоуправления сведения используются Управлением при подготовке и
составлении ежегодных статистических отчетов о наличии земель и распре-
делении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям
земель в муниципальных районах и городских округах, отчета по республике в
целом и Доклада о состоянии и использовании земель в Республике Карелия.
В 2015 г. Управлением в рамках исполнения задач по государственно-
му мониторингу земель осуществлялись мероприятии по: информационному
обеспечению государственного земельного надзора за использованием и ох-
раной земель по результатам обследований; информационное обеспечение
органов государственной власти, органов местного самоуправления, юри-
дических лиц и граждан сведениями о состоянии и использовании земель;
сбор, обработка и анализ сведений по формам ведомственной отчетности,
результаты которых были использованы при решении задач государственно-
го мониторинга земель и др.
Данные, полученные Управлением в результате государственного мо-
ниторинга земель, используются для прогнозирования, принятия управлен-
ческих решений, информационного обеспечения деятельности органов госу-
дарственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и
граждан. Так, в 2015 году Управлением было рассмотрено более 20 обра-
щений о предоставлении информации, содержащейся в отчетах о наличии
и распределении земель по категориям и формам собственности в разре-
зе районов и городских округов на 01.01.2015. В целях информационного
обеспечения деятельности органов местного самоуправления в адрес глав
администраций муниципальных районов и городских округов республики
Управлением в апреле 2015 года также были направлены сведения о наличии
и распределении земель по категориям и формам собственности в разрезе
районов и городских округов по состоянию на 01.01.2015.
В Республике Карелия уделяется недостаточное внимание вопросам мо-
ниторинга состояния и использования земель. Работы по мониторингу земель
за счет средств региональных и местных бюджетов в 2015 г. не выполнялись.
Управление располагает актуализированными и доброкачественными ма-
териалами, позволяющими судить об использовании земель республики на
территорию общей площадью 63,9 тыс. га (0,4% территории республики) -
это цифровые ортофотопланы масштаба 1:2000 на территорию населенных
пунктов Республики Карелия, которые были выполнены в 2010 г. в рамках
заключенного Росреестром государственного контракта.
Сохраняют свою актуальность результаты работ по составлению карт ди-
намики нарушенных земель на территории Прионежского, Медвежьегорского
муниципальных районов и Костомукшского городского округа, которые были
выполнены в 2010 г. в рамках государственного контракта от 08.10.2010 №133Д
78
по теме «Мониторинг нарушенных земель на территории Республики Карелия,
Республики Коми, Пермского края, Мурманской области и Ямало-Ненецкого
АО», заключенного между Росреестром и ФГУП «Госземкадастрсъемка» -
ВИСХАГИ. Площадь земель, на которые разработаны прогнозы и рекомен-
дации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов,
составляет 6,3 тыс. га.
По данным государственного статистического наблюдения на 1 января
2016 года площадь нарушенных земель в целом по Республике Карелия соста-
вила 13,4 тыс. га. Наибольшие площади нарушенных земель расположены на
территории: Костомукшского городского округа (4 276 га), Медвежьегорского
муниципального района (1 669 га), Кондопожского муниципального райо-
на (880 га), Пряжинского национального муниципального района (790 га),
Питкярантского муниципального района (767 га), Лахденпохского муници-
пального района (609 га), Прионежского муниципального района (596 га),
Беломорского муниципального район (589 га) и Сортавальского муниципаль-
ного района (472 га) Республики Карелия.
Нарушение земель происходит при разработке месторождений полез-
ных ископаемых и торфа, выполнении геологоразведочных, изыскательских,
строительных и других работ. В связи с чем, на предприятиях, деятельность
которых связана с нарушением земель, неотъемлемой частью технологиче-
ских процессов являются работы по рекультивации земель (комплекс работ,
направленных на восстановление продуктивности и другой ценности земель,
а также на улучшение условий окружающей среды).
Площадь сельскохозяйственных угодий обследованных в
2015 г.
ФГБУ «Станция агрохимической службы «Карельская» по республике в
целом составила 19,99 тыс. га. Результаты агрохимических обследований
сельскохозяйственных угодий указывают на необходимость восстановления
плодородия почв путем увеличения их известкования, внесения фосфорных,
калийных и азотных удобрений. Продолжает оставаться актуальной пробле-
ма отсутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной
продукции. В этой связи не выполняются мероприятия по сохранению и по-
вышению плодородия почв, не соблюдается порядок проведения агротехни-
ческих, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозион-
ных мероприятий, допускается длительное неиспользование земель, что в
результате приводит к потере продуктивности ценных земель, зарастанию их
кустарником и лесом или к деградации.
В связи с отсутствием финансирования работ по анализу и оценке каче-
ственного состояния земель республики более 20 лет не проводится сплошное
почвенное обследование. К сожалению, следует отметить, что Управление
располагает качественными, но не актуальными материалами об использо-
вании земель сельскохозяйственными предприятиями республики, состав-
ленными в 80-90-ые годы прошлого века. Данные по анализу качественного
состояния земель устарели и не отражают фактическое состояние земель.
1.4.7. Землеустройство
Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, пла-
нированию и организации рационального использования земель и их охра-
79
ны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ
объектов землеустройства, организации рационального использования
гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществле-
ния сельскохозяйственного производства, а также по организации террито-
рий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися
к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни
(внутрихозяйственное землеустройство).
Основными проблемами в сфере землеустройства по-прежнему явля-
ется отсутствие нормативно-правового обеспечения по ряду вопросов. К при-
меру, не определены предусмотренные Федеральным законом от 18.06.2001
№78-ФЗ «О землеустройстве» порядок согласования и утверждения земле-
устроительной документации, порядок осуществления государственной экс-
пертизы землеустроительной документации, а действующие до настоящего
времени в этой части нормативные правовые акты противоречат положениям
иных документов того же уровня.
За счет федерального бюджета в 2015 г. были выполнены землеустро-
ительные работы в отношении придорожных полос автомобильной дороги.
С 2014 г. на территории республики реализуются мероприятия Федеральной
целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации
прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 №903,
в части проведения кадастровых работ в отношении объектов недвижимости
и землеустроительных работ в отношении границ Республики Карелия, муни-
ципальных образований и населенных пунктов, а также внесения сведений в
ГКН по итогам проведения работ.
Так, в 2015 г. за счет средств бюджета Республики Карелия были выпол-
нены землеустроительные работы по описанию местоположения трех муни-
ципальных районов Беломорского, Муезерского и Сегежского и 18 городских
и сельских поселений, входящих в состав указанных муниципальных райо-
нов. Проводились землеустроительные работы по описанию местоположения
границ объектов культурного наследия, водоохранной зоны и прибрежной
защитной полосы. За счет средств местных бюджетов в 2015 г. у были вы-
полнены работы по описанию местоположения границ 21 населенного пункта,
а также территориальных зон и зон с особыми условиями использования тер-
риторий (санитарные зоны, зоны резервирования земель и т.п.).
Наиболее массово в республике выполняются землеустроительные ра-
боты за счет внебюджетных источников - это землеустроительные работы в
отношении зон охраны объектов электросетевого хозяйства и объектов гази-
фикации.
Общее количество единиц хранения в государственном фонде дан-
ных, полученных в результате проведения землеустройства на территории
Республики Карелия, по состоянию на 01 января 2016 года составило 90 185.
В 2015 году поступило 1 704 заявления о предоставлении в пользование доку-
ментов государственного фонда данных, полученных в результате проведения
землеустройства, выдано в соответствии с заявлениями 3 097 документов (ко-
80
пий документов) госфонда данных. Наиболее востребованными в 2015 году
были землеустроительные дела (60,4% от общего количества выданных доку-
ментов госфонда данных) и картографические материалы различных масшта-
бов (12,0% от общего количества выданных документов госфонда данных).
1.4.8. Государственный земельный контроль
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(Россельхознадзор) и ее территориальные органы осуществляют государ-
ственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничто-
жения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате наруше-
ния правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными
для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производ-
ства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и ох-
ране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов,
ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных
участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регу-
лируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного
производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным
производством, деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых
рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют ор-
ганы государственного земельного надзора;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов
в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного
законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
На территории Республики Карелия указанные полномочия на землях
сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным
законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения», осуществляет Управление Россельхознадзора по Республике
Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В 2015 году в целях надзора за сохранением плодородия земель и вы-
явления загрязнения земель сельскохозяйственного назначения опасными
химическими веществами отобрано 33 почвенных образца с площади земель
4,3 га, в том числе на химико-токсикологические показатели - 9 проб с пло-
щади 4,2 га, на исследование агрохимических показателей - 24 пробы с пло-
щади 0,1 га.
По результатам исследования почвенных образцов выявлено:
- снижение плодородия почв на площади земель 0,06 га;
- загрязнение почв опасными химическими веществами - такими, как
мышьяк, цинк, на площади земель 0,006 га.
За отчетный период по фактам захламления земель сельскохозяйствен-
ного назначения было возбуждено 4 дела об административных правонару-
81

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..