ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2017 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2017 год) - часть 15

 

 

Таблица 7.8
Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды
(2013-2017 годы) (в фактически действовавших ценах; тыс. руб.)
Направления природоохранной
2013 г.
2014 г.
2015 г.*
2016 г.*
2017 г.*
деятельности
Всего (без учета средств, выпла-
ченных другим предприятиям;
1 681 918
1 941 839
2 088 637
2 284 832
2 227 929
без НДС)
на охрану атмосферного воздуха
и предотвращение изменения
80 909
58 481
63 517
71 455
68 566
климата
на сбор и очистку сточных вод
840 259
1 028 527
1 071 821
1 295 838
1 239 321
на обращение с отходами
752 885
839 768
924 330
885 165
906 023
на защиту и реабилитацию
земель, поверхностных и
5 132
11 469
23 862
26 971
7 166
подземных вод
на защиту окружающей среды
от шумового, вибрационного
80
к
-
-
-
и других видов физического
воздействия
на сохранение биоразнообразия
30
-
347
74
к
и охрану природных территорий
на другие направления деятель-
ности в сфере охраны окружаю-
2 623
к
4 760
5 329
6 617
щей среды
* Увеличена минимальная, необходимая для предоставления отчета, сумма текущих за-
трат и (или) экологических платежей с 10 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в год
Таким образом, в 2017 году с точки зрения экономического регу-
лирования природопользования в республике можно выделить ряд как
позитивных, так и негативных изменений по сравнению с 2016 годом:
1) увеличение поступления природно-ресурсных платежей в доходную
часть бюджета в целом на 4,2%; 2) рост доли платежей за пользование
природными ресурсами, остающихся на территории республики, с 63,5%
до 63,8% в основном за счет увеличения поступлений от арендной пла-
ты и продажи земельных участков (на 30,2%); 3) снижение поступлений
неналоговых доходов за счет платы за негативное воздействие на окру-
жающую среду на 13,0%. При этом, в связи с изменением с 1.01.2016 г.
нормативов распределения этого вида дохода по уровням бюджета, посту-
пления от платы за негативное воздействие в местные бюджеты состави-
ли 117 750 тыс.руб. (55% от общей суммы); 4) снижение общего объема
инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование
природных ресурсов (на 36,2% в сопоставимых ценах). При этом инвести-
ции за счет собственных средств предприятий выросли в 5,2 раза, за счет
средств федерального бюджета - на 17,4%; 5) снижение текущих затрат
предприятий на охрану окружающей среды на 2,5% в основном за счет
сокращения расходов на охрану земель и сбор и очистку сточных вод.
226
7.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НОРМИРОВАНИЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
7.4.1. Государственная экологическая экспертиза
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования по Республике Карелия. В соответствии с поручениями Роспри-
роднадзора на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) посту-
пили материалы по трем объектам, завершена экспертиза по четырем
объектам с учетом переходящей экспертизы с предыдущего года. Выдано
1 отрицательное и 3 положительных заключения ГЭЭ:
 проектная документация по объекту «Полигон отработанной футеровки
для филиала «НАЗ-СУАЛ» ОАО «СУАЛ» (отрицательное заключение);
«Материалы оценки состояния запасов водных биологических ре-
сурсов и обоснования объемов ОДУ ВБР в пресноводных водоемах
(Онежское и Ладожское озера, прочие водоемы) Республики Каре-
лия на 2017 год» (положительное заключение);
 проектная документация по объекту «Строительство наружных сетей
и сооружений водоснабжения и канализации объектов музея-запо-
ведника «Кижи» (положительное заключение);
 проектная документация по объекту «Реконструкция склада адми-
нистративно-хозяйственной части на острове Кижи (положительное
заключение).
Региональный уровень
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
За 2017 год организовано и проведено три государственных экологиче-
ских экспертизы, в том числе:
- по материалам обосновывающим объемы (лимиты, квоты) изъятия
охотничьих ресурсов в период с 1.08.2017 по 1.08.2018 на территории Ре-
спублики Карелия;
- по материалам проектной документации по объекту: «Создание ин-
фраструктуры дорожного, уличного и придомового освещения о. Валаам»:
- по материалам проектной документации по объекту: «Выполнение
полного комплекса работ по реконструкции распределительной сети 0.4
- 6 кВ на о. Валаам (технологическое присоединение Коневского скита)».
7.4.2 Разрешительная деятельность и нормирование
допустимого воздействия на окружающую природную среду
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования по Республике Карелия. В 2017 году внесены изменения в Поста-
227
новление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183
«О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер-
ный воздух и вредных физических воздействий на него», в соответствии
с которым осуществлялись функции по установлению предельно допусти-
мых выбросов для юридических лиц и индивидуальных предпринимате-
лей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на террито-
рии Республики Карелия. Согласно изменениям нормативы предельно
допустимых выбросов устанавливаются сроком на 7 лет, разрешение на
выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками, находящи-
мися на объектах, подлежащих федеральному государственному экологи-
ческому надзору, выдаются одновременно с установлением нормативов
предельно допустимых и временно согласованных выбросов. Эти измене-
ния действуют с 27.07.2017 г.
Управлением в 2017 году рассмотрено 280 материалов природополь-
зователей по установлению нормативов предельно допустимых выбросов.
Нормативы предельно допустимых выбросов установлены для 131 произ-
водственной территории. Для 137 производственных территорий в уста-
новлении нормативов предельно допустимых выбросов было отказано по
причине представления недостоверной и искаженной информации. Мате-
риалы по установлению нормативов предельно допустимых выбросов для
11 производственных территорий были возвращены ввиду некомплектно-
сти, внесены изменения в приказ об установлении нормативов предельно
допустимых выбросов для 1 производственной территории.
Для предприятий федерального уровня государственного экологиче-
ского надзора выдано 87 разрешений на выброс в пределах норм ПДВ, в
том числе 3 переоформлены в связи с реорганизацией предприятий. По
разрешениям, выданным в 2017 году, общий объем выбросов в пределах
норм ПДВ составил 89 429 т.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007
№ 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов ве-
ществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
осуществлялись функции по согласованию нормативов допустимых сбро-
сов (НДС) для предприятий-водопользователей. В 2017 году рассмотрены
17 проектов нормативов допустимых сбросов (НДС) для водопользователей,
10 проектов согласованы, 7 отклонены ввиду несоответствия норматив-
ным документам. В 2017 году рассмотрено 7 комплектов документов по
выдаче разрешений на сбросы. Выдано 7 разрешений на сброс, в том чис-
ле 3 разрешения в пределах утвержденных нормативов допустимых сбро-
сов, 4 - в пределах лимитов на сбросы. По разрешениям сбросы в преде-
лах НДС составили 45 841,5 т, в пределах лимитов на сбросы - 69 779,8 т.
В 2017 году рассмотрено 138 материалов по установлению норма-
тивов образования отходов и лимитов на их размещение для индивиду-
альных предпринимателей, юридических лиц, в процессе хозяйственной
228
и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением
субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, под-
лежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Утверждено 87 нормативов образования отходов и лимитов на их разме-
щение. Отклонен 51 материал по причине несоответствия представлен-
ных материалов требованиям нормативных документов.
Годовой норматив образования отходов по утвержденным нор-
мативам образования отходов и лимитам на их размещение составил
2 364 989 т/год. Лимитами на размещение отходов для субъектов мало-
го и среднего предпринимательства является количество отходов, фак-
тически направленное на размещение, в соответствии с отчетностью об
образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов.
Территориальными органами Росприроднадзора принимается отчетность
об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов
субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе осущест-
вления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются
отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному эко-
логическому надзору. В 2017 году принято отчетности субъектов малого и
среднего бизнеса об образовании, использовании и размещении отходов
(за исключением статистической отчетности) - 46 ед.
В 2017 году поступило 10 заявлений о предоставлении лицензии на
деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обез-
вреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, 10 заявлений
о переоформлении лицензии на деятельность по сбору, транспортиро-
ванию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов
I-IV классов опасности. 3 заявления о прекращении лицензируемого вида
деятельности от лицензиата. Предоставлены 11 лицензий, переоформле-
ны 9 лицензий, прекращено действие 3 лицензий.
В 2016 году в рамках разрешительной деятельности по заявкам
юридических лиц выдано 4 согласования для получения в Росприроднад-
зоре разрешения на добывание объектов животного мира, занесенных
в Красную книгу Российской Федерации (ООО «Лаборатория экологии
и эволюции биосистем», ФГБУН ИБ Карельского научного центра РАН,
ФГБУ «Национальный парк «Паанаярви»).
Региональный уровень
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В 2017 году рассмотрено 39 комплектов документов по выдаче и пере-
оформлению разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух юридическим лицам и индивидуальным предприни-
мателям, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загряз-
няющих) веществ в атмосферный воздух и не подлежащим федерально-
му государственному экологическому надзору. Выдано 36 разрешений на
выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
229
На основании статьи 6 Федерального Закона «Об отходах производ-
ства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ на Министерство природ-
ных ресурсов и экологии Республики Карелия возложены полномочия по
установлению нормативов образования отходов, и лимитов их размещение
применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуют-
ся отходы на объектах, подлежащих региональному государственному
экологическому надзору. В 2017 году рассмотрено 137 проектов нормати-
вов образования отходов и лимитов их размещение, отклонено - 32, пере-
оформлено - 4. Основные причины для отказа в установлении нормативов
образования отходов и выдаче лимита на их размещение: не представлены
документы, подтверждающие наличие разработанных паспортов отходов
I-IV класса опасности; предложение размещения отходов на объекте разме-
щения отходов, не включенного в государственный реестр объектов разме-
щения отходов; наличие арифметических или логических ошибок.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хо-
зяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на
объектах, подлежащих региональному государственному экологическому
надзору, предоставляют отчеты об образовании, утилизации, обезврежи-
вании, о размещении отходов в Министерство природных ресурсов и эко-
логии Республики Карелия.
В 2017 году поступило 254 отчета, из них было принято 186 отче-
тов, отклонено - 9, передано в Управление Росприроднадзора по РК - 3.
Основные причины для отказа - отсутствие пояснительной записки к ин-
формации об образовании отходов. Отчеты без представления докумен-
тов, подтверждающих движение отходов, а именно: передачу отходов для
сбора и (или) транспортирования, и (или) обработки, и (или) утилизации,
и (или) обезвреживания, и (или) размещения за отчетный период, либо
с наличием недостоверной и искаженной информации (в кодах отходов
либо в наименовании отхода), арифметических ошибок, были приняты к
сведению. Отчетов, принятых к сведению, было 56.
7.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природо-
пользования
(Росприроднадзора) по Республике Карелия. Надзорная
деятельность в сфере природопользования проводится Управлением в
строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и му-
ниципального контроля».
230
За 2017 год Управлением проведены 143 контрольно-надзорные ме-
роприятия, в том числе:
- 12 плановых проверок в отношении природопользователей, эксплу-
атирующих объекты 3-й, 4-й категории НВОС, имеющие умеренные кате-
гории рисков. Снижение числа плановых проверок осуществляется с 2013
года (в 4,3 раза) по сравнению с 2016 годом (1,8 раза) и вызвано изменени-
ями в нормативных правовых актах Российской Федерации, направленны-
ми на снижение административной нагрузки при осуществлении предпри-
нимательской деятельности. План проверок выполнен на 100%.
- 74 внеплановые проверки, из них 21 предлицензионная проверка.
Отмечена общая тенденция по уменьшению количества проверок по ви-
дам надзора, в связи с уменьшением плановых проверок;
- 57 рейдовых осмотров. Увеличение рейдовых проверок произошло
на 62% в связи с увеличением обращений по вопросам, требующим обя-
зательного обследования территорий.
Специалисты Управления привлечены к проведению 22 проверок, ор-
ганизованных органами прокуратуры и Департамента РПН по СЗФО. Про-
верен 41 хозяйствующий субъект (2016 год - 48 хозяйствующих субъектов).
Без нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны
окружающей среды осуществляли 16 хозяйствующих субъектов, или 40%
от общего количества проверенных хозяйствующих субъектов (41) (в 2016
году - 48%), с нарушениями - 25 субъектов, или 60% (в 2016 году 40%). При
проведении проверок особое внимание уделялось надзору за соблюдением
природопользователями условий лицензионных соглашений, соблюдением
режима ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах, выяв-
лению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО, за выполнением
поднадзорными субъектами ранее выданных предписаний, за полнотой и
своевременностью платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе осуществления надзорной деятельности выявлено 50 наруше-
ний, из них устранено - 30. Выдано 50 предписаний, исполнено в установ-
ленный срок - 30. Динамика устранения выявленных нарушений и испол-
нения выданных предписаний в основном положительная. Возбуждено 162
административных дела (из них 18 направлено на рассмотрение в мировые
суды). Привлечено к административной ответственности 121 правонаруши-
тель (58 - в 2016 году). Наложено административных штрафов на сумму
3,53 млн. руб. (729 тыс. руб. в 2016 году), взыскано 963,5 тыс. руб.
Выполнены 2 расчета размера вреда, причиненного почвам как ком-
поненту окружающей среды в результате несанкционированного разме-
щения отходов производства и потребления на территории Петрозавод-
ского городского округа, на общую сумму 49,5 млн. руб.
Суммарный объем средств, израсходованных природопользова-
телями на выполнение природоохранных мероприятий в целях испол-
нения предписаний государственных инспекторов или по решению су-
231
дебных органов, составил 147,5 млн. руб. Косвенный экономический
эффект в 2017 году составил 172 млн. руб., что выше чем в 2016 году
(85 млн. руб.).
Филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - «ЦЛАТИ по Республике Ка-
релия». Входит в структуру Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования (Росприроднадзора), привлекается Управлением
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Рос-
природнадзора) по Республике Карелия к проведению федерального
государственного экологического надзора. В 2017 году филиал осу-
ществлял исследования проб природных и сточных вод, промышлен-
ных выбросов, почв и отходов по заявкам Управления Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)
по Республике Карелия, а также правоохранительных органов. При со-
провождении филиалом за 12 месяцев 2017 года проведено 1891 ис-
следование и измерение, в т.ч.:
- 937 химических исследований проб природных и сточных вод;
- 481 измерение при анализе атмосферного воздуха и промышлен-
ных выбросов;
- 432 химических исследования проб почв и отходов;
- 41 токсикологическое исследование проб почв и отходов.
Росприроднадзором по Республике Карелия за отчетный период
выдано 39 заключений, которые использовались государственными ин-
спекторами РФ по охране окружающей среды по Республике Карелия
при проведении проверок и рейдов, возбуждении административных дел,
привлечении к административной ответственности, в судах различных ин-
станций при рассмотрении судебных споров.
Экспертное сопровождение велось в 2017 году при следующих пла-
новых проверках юридических лиц:
- Войсковая часть 78792 Министерства обороны РФ;
- Войсковая часть 2436 Пограничного управления ФСБ РФ;
- ФКУ «ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия»;
- ФКУ «ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия»;
- ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач»;
- АО «Концерн «Океанприбор»;
- ПЛВЗ «Петровский» ОАО «Росспиртпром»;
- ООО «НПК «Карбон-Шунгит»;
- АО «ВАД»;
- АО «Питкярантское карьероуправление»;
- ООО «Карелприродресурс»;
- МУП ЖКХ «Импилахти»;
- АО «Карелиянефтепродукт».
Экспертное сопровождение велось в 2017 году при внеплановых про-
верках: ПАО «ТГК-1»; ООО «Петрозаводская нефтебаза».
232
Экспертное сопровождение велось при следующих рейдовых про-
верках (патрулировании территорий земельных участков и акваторий вод-
ных объектов):
- территории по ул. Тепличная в г. Петрозаводске;
- акватории и водоохранной зоны Онежского озера в п. Повенец
Медвежьегорского района;
- территории в п. Новая Вилга Прионежского района;
- территории в м. Сайнаволок г. Петрозаводска;
- территории водоохранной зоны Онежского озера в г. Кондопога
(дважды);
- территории в мкр. Соломенное г. Петрозаводска;
- территории в районе Суоярвского шоссе в г. Петрозаводске;
- акватории Беломорско-Балтийского канала в границах Беломор-
ского района;
- территории в мкр. Птицефабрика г. Петрозаводска;
- акватории и водоохранной зоны Онежского озера в Медвежьегор-
ском районе (г. Медвежьегорске и п. Пиндуши);
- акватории и водоохранной зоны реки Водла в г. Пудож;
- территории в районе ст. Пергуба Медвежьегорского района;
- акватории Онежского озера в районе Онежского судостроитель-
но-судоремонтного завода в г. Петрозаводске;
- территории в с. Рыбрека Прионежского района.
По результатам работы имеются следующие выводы:
1) случаи экстремально-высокого загрязнения объектов окружаю-
щей среды (почв, водных объектов, атмосферного воздуха) не зафикси-
рованы;
2) места отбора проб в ряде случаев находятся в ненадлежащем со-
стоянии:
- по водным объектам - не оборудованы подходы, спуски, лестни-
цы, перила, поручни, площадки в местах отбора проб воды и контрольных
створах водных объектов,
- по атмосферному воздуху - отсутствуют замерные отверстия и
люки на источниках промышленных выбросов в атмосферу,
- по почвам - не скошена трава, не убраны кустарник, порубочные
остатки и иные отходы растительного происхождения;
3) на территории Республики Карелия 57 юридических лиц (водо-
пользователей) осуществляют сброс сточных и/или дренажных вод в вод-
ные объекты;
4) в
1990-е годы в Республике Карелия действовало 127 ком-
плексов очистных сооружений (в т.ч. 94 БОС, 27 МОС, 3 ФХО, 2 ФМО,
1 ЛОС), в 2017 году действовало 117 комплексов очистных сооруже-
ний, из них проектные показатели по очистке сточных вод обеспечива-
ют 37 сооружений;
233
5) в 2017 году в Республике Карелия 6 районных центров (г. Мед-
вежьегорск, г. Пудож, г. Беломорск, г. Кемь, п. Калевала, п. Лоухи) и бо-
лее 35 иных населенных пунктов (поселков), в т.ч. таких как п. Куркиеки,
п. Пиндуши, п. Пушной, вовсе не имеют КОС;
6) допущен глубокий физический и моральный износ или отсутствие
объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в первую очередь,
в 8 муниципальных районах Республики Карелия - Беломорском, Кале-
вальском, Кемском, Лоухском, Медвежьегорском, Муезерском, Пудож-
ском и Суоярвском;
7) значительную угрозу представляют сбросы неочищенных и необез-
зараженных сточных вод в водные объекты, являющиеся одновременно
источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения населения (г. Бе-
ломорск и п. Сосновец - река Нижний Выг, п. Калевала - Юшкозерское
водохранилище, п. Кварцитный и г. Медвежьегорск - Онежское озеро,
г. Кемь и п. Кривой Порог - река Кемь, п. Импилахти, п. Куркиеки,
п. Ласанен и п. Рауталахти - Ладожское озеро, г. Пудож - река Водла,
п. Рускеала - река Тохма-йоки);
8) в границах г. Петрозаводска, Прионежского, Кондопожского, Мед-
вежьегорского, Питкярантского и других районов Карелии продолжается
загрязнение земель нефтепродуктами (территория Петрозаводской не-
фтебазы) и несанкционированное размещение отходов, в т.ч. в границах
водоохранных зон водных объектов и в лесном фонде.
Региональный уровень
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Осуществляет функции в области лесных, водных отношений, в сфере
регулирования отношений недропользования, экологической эксперти-
зы, охраны окружающей среды, в том числе региональный государствен-
ный экологический надзор, в пределах, установленных законодатель-
ством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия.
В 2017 году Министерством проведены следующие контрольно-надзор-
ные мероприятия:
- 7 плановых проверок;
- 12 внеплановых проверок по выполнению ранее выданных пред-
писаний и 2 внеплановые проверки по обращению граждан (в 1,4 раза
меньше по сравнению с 2016 годом);
- 7 административных расследований;
- 50 рейдовых осмотров территорий Республики Карелия с целью
выявления несанкционированных мест размещения твердых бытовых
отходов, безлицензионного пользования недрами, нарушений в области
охраны окружающей среды, нарушений в области использования и охра-
ны водных объектов, нарушений требований законодательства об особо
234
охраняемых природных территориях, нарушений требований законода-
тельства об экологической экспертизе, в том числе с участием органов
Прокуратуры и МВД.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий составле-
ны акты, выдано 20 предписаний, 5 представлений о принятии мер по
устранению указанных причин и условий, способствовавших соверше-
нию административного правонарушения, 12 предостережений о недопу-
стимости нарушения обязательных требований природоохранного законо-
дательства. В возбуждении дел по 14 материалам отказано. Составлено
82 протокола об административных правонарушениях, рассмотрено
110 дел об административных правонарушениях (из них 42 дела по-
ступило из органов Прокуратуры и МВД). По результатам рассмотре-
ния административных дел назначено 67 штрафов на общую сумму
1 841 тыс. руб. За отчетный период с учетом ранее назначенных штрафов
уплачено 744 500 тыс. руб.
В связи с принятием Закона Республики Карелия от 20.12.2017
№ 2202-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия
«Об административных правонарушениях» должностные лица органов
местного самоуправления лишились полномочий по привлечению к адми-
нистративной ответственности за нарушения обязательных требований
в области обращения с отходами. Отсутствие надлежащего контроля на
районном уровне и возможности принятия своевременных администра-
тивных мер к нарушителям на местах значительно усложнит ситуацию в
области обращения с отходами производства и потребления.
7.5.1. Государственный контроль и надзор за геологическим
изучением, рациональным использованием и охраной недр
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природополь-
зования (Росприроднадзора) по Республике Карелия. На 31.12.2017 г. на
территории Республики Карелия деятельность в сфере недропользования
осуществляют 270 недропользователей, в том числе имеющие лицензии
на объекты, содержащие полезные ископаемые федерального уровня
надзора (НОПИ) - 26. Общее количество действующих лицензий на право
пользования недрами - 420, из них:
- на объекты НОПИ - 38 лицензий;
- на объекты, содержащие общераспространенные полезные иско-
паемые (ОПИ) и поднадзорные региональному органу исполнительной
власти в сфере недропользования - 382 (включая 78 лицензий на участки
недр местного значения, содержащие подземные воды).
На территории Карелии водоснабжение населения из подземных источ-
ников осуществляют 20 предприятий системы ЖКХ, из них лицензии на право
235
пользования недрами имеют только 50%. Остальные предприятия использу-
ют подземные воды самовольно. Из-за практически ежегодного банкротства
эксплуатирующих организаций оформление лицензий на право пользования
недрами превращается в длительный и бесконечный процесс.
В 2017 году проведено 20 надзорных мероприятий, из них плановых -
9, внеплановых - 11 (все с целью контроля выполнения предписаний). Вы-
явлено нарушений - 13 (в том числе безлицензионное пользование недра-
ми - 2), устранено - 5 нарушений. Выдано 13 предписаний, исполнено -
5, по остальным предписаниям срок исполнения не истек. Суммарный
объем средств, израсходованных недропользователями на исполнение
предписаний Управления, составил 24,3 млн. руб., больше чем в 2016 году
(515,45 тыс. руб.). Доначисленный объем платежей в области недрополь-
зования - 175 тыс. руб.
Рассмотрено 16 административных дел, привлечено к администра-
тивной ответственности 3 юридические и 4 должностные лица. Наложено
штрафов 2 млн. руб., больше чем в 2016 году на 340 тыс. руб., взыскано
штрафов 0,02 млн. руб., остальные штрафы обжалуются в судебном по-
рядке. По результатам плановой проверки ООО «Карелмет», проведенной
Управлением, Роснедрами направлено в адрес предприятия предупре-
ждение о возможном досрочном прекращении права пользования место-
рождением хромовых руд «Аганозерское».
В целом основными нарушениями Закона РФ «О недрах», как и пре-
жде, являются безлицензионное пользование недрами и невыполнение
условий лицензионных соглашений, в т.ч. срыв сроков проведения гео-
логоразведочных работ и строительства горнодобывающих предприятий.
Региональный уровень
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В течение 2017 года при осуществлении полномочий по региональному
государственному надзору за геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр в отношении участков недр местного
значения проведено 17 контрольно-надзорных мероприятий в отноше-
нии юридических лиц, из них 4 плановых и 12 внеплановых проверок в
целях контроля выполнения ранее выданных предписаний. По результа-
там проверок составлены акты, выдано 17 предписаний, возбуждено 19
дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотре-
ния административных дел назначено 20 административных штрафов на
общую сумму 1 228 тыс. руб. Учитывая постоянное расширение полно-
мочий, передаваемых субъектам РФ в части недропользования, имею-
щихся единиц инспекторов недостаточно для реализации государствен-
ной функции.
236
7.5.2. Государственный контроль и надзор
за использованием и охраной водных объектов
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользо-
вания (Росприроднадзора) по Республике Карелия. В 2017 году проведено
54 надзорных мероприятия, меньше, чем в 2016 году (65), из них плановых -
11, внеплановых (контроль выполнения предписаний) - 11, рейдовых - 32.
По выявленным нарушениям привлечено к административной ответствен-
ности 33 правонарушителя на общую сумму 631,0 тыс. руб.
Совместно с Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - ЦЛАТИ по Респу-
блике Карелия в ходе 22 выездов проведены 634 отбора проб природных
и сточных вод. Основными нарушениями водного законодательства РФ
по-прежнему являются: 1) водопользование без документов, на основа-
нии которых возникает право пользования водным объектом - статьи 9,
11 Водного кодекса РФ; 2) сброс недостаточно очищенных сточных и/или
дренажных вод - статьи 55, 56 Водного кодекса РФ.
С целью снижения негативного влияния на водные объекты природо-
пользователями выполнены следующие природоохранные мероприятия:
- АО «ПКС-Водоканал» в 2016-2017 годах проведена модернизация
канализационных очистных сооружений города Петрозаводска;
- ООО «Литейный завод «Петрозаводскмаш» введена система обо-
ротного водоснабжения на предприятии;
- АО «Кондопога» выполнен демонтаж трубопровода подачи цир-
куляционного ила в аэротенк с целью снижения сброса взвешенных ве-
ществ, завершена работа по реконструкции золоотстойника;
- АО «Сегежский ЦБК» в целях защиты Мозог-Губы Выгозера на-
чата реализация технологической части проекта, предусматривающего
возврат нагретой воды от охлаждения оборудования на водоподготовку
очищенной воды для производственных нужд.
Постоянно проводится работа по информированию потенциальных
водопользователей, граждан о необходимости соблюдения правил охра-
ны водных объектов. Чрезвычайных ситуаций природного и техногенно-
го характера, вредного воздействия вод на водохозяйственных объектах
водоснабжения и канализации, критически опасных объектах (накопите-
лях сточных вод и жидких отходов, складах ядохимикатов и токсичных ве-
ществ, скотомогильниках и др.) в Республике Карелия в 2017 году Управ-
лением не зафиксировано. Эксплуатация поднадзорных сооружений
обеспечивается в штатном режиме.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики Каре-
лия. В рамках осуществления регионального государственного надзора
в области использования и охраны водных объектов в течение 2017 года
237
проведено 3 контрольно-надзорных мероприятия, 2 административных
расследования, выдано 2 предписания, исполнение которых подтвержде-
но отчетами. В 2017 году составлено 19 протоколов об административных
правонарушениях, рассмотрено 28 дел, назначено 26 штрафов на общую
сумму 305 тыс. руб. Приостановление хозяйственной и иной деятельности
предприятий-водопользователей в 2017 г. не осуществлялось. Выданы ре-
комендации о необходимости решения вопроса по установлению границ
водоохранной зоны Ладожского озера. Для выполнения рекомендаций за-
ключен государственный контракт (окончание работ - в 2018 году).
7.5.3. Государственный контроль и надзор
за состоянием, использованием, охраной, защитой
лесного фонда и воспроизводством лесов
Контрольно-надзорные мероприятия проводимые Министерством
природных ресурсов и экологии Республики Карелия и подведомствен-
ными лесничествами в 2017 году осуществлялись на основании утверж-
денных планов работы. В 2017 году проведено 42,2 тыс. первичных и
контрольных проверок, а также других мероприятий, направленных на
обеспечение соблюдения требований лесного законодательства и дого-
ворных условий использования лесов, в том числе:
- 3108 проверок качества отводов и таксации лесосек на площади
32423 га;
- 8967 проверок качества разработки лесосек на площади 103 006 га;
- 13 675 проверок по приемке лесосек на площади 65 464 га;
- 5676 проверок качества лесовосстановления на площади 58 929 га;
- 985 проверок пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
- 946 проверок качества противопожарных мероприятий по обу-
стройству лесов;
- 7812 патрулирований территории лесного фонда с целью выявле-
ния лесонарушений, в т.ч. 1065 рейдов совместно с правоохранительны-
ми органами.
По итогам контрольно-надзорных мероприятий выявлено 3085 нару-
шений лесного законодательства, в том числе:
- незаконная рубка - 202;
- нарушения правил пожарной безопасности в лесах - 114;
- нарушения правил заготовки древесины - 2251;
- нарушения правил санитарной безопасности в лесах - 116;
- самовольное использование лесов - 54;
- загрязнение лесов бытовыми и промышленными отходами - 82;
- нарушения в части использования, охраны, защиты и воспроизвод-
ства лесов - 57;
- прочие нарушения - 209.
238
По фактам выявленных нарушений приняты следующие меры:
- выдано и предъявлено 448 требований и предписаний об устране-
нии нарушений;
- составлено 325 протоколов о лесонарушениях;
- составлено 1203 протокола об административных правонарушениях;
- рассмотрено (в т.ч. судами) 1191 дело об административных пра-
вонарушениях;
- назначено (в т.ч. судами) 145 административных предупреждений;
- наложено (в т.ч. судами) 494 административных штрафа на сумму
22,9 млн. руб;
- предъявлено 136 претензий о возмещении вреда (ущерба) от лесо-
нарушений на сумму 48,9 млн. руб;
- подано в суд 79 исков о возмещении вреда (ущерба) от лесонару-
шений на сумму 57,4 млн. руб;
- начислено договорных неустоек за нарушения лесохозяйственных
требований при использовании лесов на сумму 27,6 млн. руб.
- направлено в следственные органы по фактам лесонарушений и
лесных пожаров 366 материалов;
- возбуждено по фактам лесонарушений и лесных пожаров 76 уго-
ловных дел;
- привлечено к уголовной ответственности 10 лиц;
- передано на рассмотрение в судебные органы 525 дел.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий Министер-
ство и лесничества в 2017 году взаимодействовали с Министерством
внутренних дел по Республики Карелия, Карельской таможней, Управле-
нием Федеральной службы судебных приставов по Республики Карелия,
Главным управлением МЧС России по Республики Карелия, Пограничным
управлением ФСБ России по Республике Карелия и другими федеральны-
ми органами исполнительной власти на основании заключенных соглаше-
ний о взаимодействии.
Основными мероприятиями указанных соглашений являются: пере-
дача документов для принятия мер по подведомственности, обмен инфор-
мацией, сверка данных, патрулирование лесных массивов, совместные
рейды, привлечение специалистов при проведении мероприятий, оказа-
ние методической, консультативной и практической помощи.
По итогам 2017 года по ряду показателей наблюдается положитель-
ная динамика в сравнении с 2016 годом:
- сумма назначенных Министерством административных штрафов и
начисленных договорных неустоек за нарушение лесохозяйственных тре-
бований увеличилась на 6,5%;
- сумма взысканных договорных неустоек за нарушение лесохозяй-
ственных требований увеличилась на 6,4%;
- уменьшился размер вреда (ущерба), причиненного лесам, на 17,1%;
239
- увеличилось соотношение взысканного вреда (ущерба) и причи-
ненного лесам вреда (ущерба) с 12,8 до 14,4%;
- уменьшилось количество незаконных рубок на 8,6%;
- уменьшился объем незаконно заготовленной древесины на 33,6%.
Таким образом, в 2017 году отмечено повышение эффективности и
результативности исполнения полномочий по осуществлению на землях
лесного фонда Федерального государственного надзора (лесной охраны).
7.5.4. Государственный экологический контроль
и надзор в области охраны атмосферного воздуха
и обращения с отходами производства и потребления
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользо-
вания (Росприроднадзор) по Республике Карелия. В 2017 г. в рамках осу-
ществления государственного экологического надзора проведено 79 про-
верок соблюдения требований в области охраны атмосферного воздуха и
при обращении с отходами производства и потребления. С целью надзора в
области охраны атмосферного воздуха выполнено 20 надзорных меропри-
ятий, 9 плановых и 11 внеплановых (контроль выполнения предписаний).
Уменьшение количества выявленных нарушений (8) и количества выдан-
ных предписаний (8) связано с уменьшением плана проверок, по сравнению
с 2016 годом. Процент устранения нарушений и выполнения предписаний
(88%) выше 2016 года (55%). За отсутствие нормативов ПДВ к администра-
тивной ответственности привлечены юридические и должностные лица
ООО «Карелэнергоресурс» и ФКУ «ЛИУ-4» УФСИН России по Республике
Карелия». С целью надзора в области обращения с отходами производства
и потребления в 2017 году проведено 59 надзорных мероприятий, из них
12 плановых, 27 внеплановых, 20 рейдовых мероприятий.
Во исполнение поручения Президента РФ Путина В.В. от 15.11.2017
№ ПР-2319 в декабре 2017 года Управление при участии сотрудников
МВД России по Республике Карелия приступило к совместным рейдовым
мероприятиям по выявлению и пресечению деятельности по незаконно-
му транспортированию отходов. По результатам рейдовых мероприятий
возбуждено 7 административных дел в отношении правонарушителей по
ст. 8.2 и ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Утвержден План совместных рейдовых
мероприятий по выявлению лиц, осуществляющих незаконное транспор-
тирование и размещение отходов на территории Республики Карелия, на
2017-2018 гг. Основными нарушениями остаются: отсутствие или недо-
статочная организация производственного контроля, отсутствие селек-
тивного сбора отходов, оформленных паспортов на отходы I-IV класса
опасности в соответствии с ФККО 2014 года.
Управлением продолжена активная работа по исполнению поручения
Министра природных ресурсов и экологии РФ о разработке и реализации
240
комплекса мер с целью выявления и ликвидации мест несанкционирован-
ного размещения твердых коммунальных отходов. В 2017 году надзорными
органами республики выявлено 225 мест несанкционированного размеще-
ния отходов и навалов мусора (в 2016 году - 185 мест) на площади 35,66 га,
ликвидировано 136 мест (в 2016 году - 169 мест) на общей площади 15,36 га.
В настоящее время в республике отсутствует развитая и современ-
ная инфраструктура сбора, переработки, обезвреживания, утилизации
твердых коммунальных отходов, мусороперерабатывающих заводов. В
ряде административных районов республики (Беломорский, Пудожский,
Лахденпохский) отсутствуют объекты по размещению отходов.
Основные места несанкционированных свалок и навалов мусора
сосредоточены на землях лесного фонда. Существует проблема с исто-
рически сложившиеся объектами размещения отходов близ населенных
пунктов Республики Карелия. Такие объекты не имеют правоустанавлива-
ющей документации, не соответствуют требованиям санитарных правил и
норм, не внесены в государственный реестр объектов размещения отхо-
дов. При этом большинство населенных пунктов удалены от объектов раз-
мещения отходов, внесенных в ГРОРО. Проектирование и согласование
проектной документации на строительство полигонов и рекультивацию
свалок требует значительных временных и финансовых затрат.
Региональный уровень
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В 2017 году проведены 3 плановых проверки и 5 административных рас-
следований, выдано 2 предписания, составлено 42 протокола об админи-
стративных правонарушениях, рассмотрено 59 дел, назначено 26 штра-
фов на общую сумму 290, 9 тыс. руб.
По результатам проверок и иных мероприятий по надзору установ-
лено, что типичными нарушениями юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей являются:
- отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезврежен-
ных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также
размещенных отходов, либо ведение учета отходов с нарушением уста-
новленного порядка;
- осуществление деятельности в области обращения с отходами (за
исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) в от-
сутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нор-
мативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- неподтверждение в установленном порядке отнесения отходов, об-
разующихся в результате деятельности юридических лиц, индивидуаль-
ных предпринимателей, к конкретному классу опасности;
- отсутствие составленных в установленном порядке паспортов на
отходы I-IV классов опасности;
241

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..