ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2016 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ C ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (2016 год) - часть 7

 

 

Состав источников образования ТКО в седьмой зоне: 1. Большетаябинское сель-
ское поселение Яльчикского района. 2. Кильдюшевское сельское поселение Яльчикского
района. 3. Малотаябинское сельское поселение Яльчикского района. 4. Большеяльчикское
сельское поселение Яльчикского района. 5. Яльчикское сельское поселение Яльчикского
района. 6. Сабанчинское сельское поселение Яльчикского района. 7. Новошимкусское
сельское поселение Яльчикского района. 8. Янтиковское сельское поселение Яльчикского
района. 9. Тойсинское сельское поселение Батыревского района. 10. Лащ-Таябинское
сельское поселение Яльчикского района. 11. Кзыл-Чишминское сельское поселение Баты-
ревского района. 12. Алманчиковское сельское поселение Батыревского района. 13. Та-
тарско-Сугутское сельское поселение Батыревского района. 14. Новоахпердинское сель-
ское поселение Батыревского района. 15. Батыревское сельское поселение Батыревского
района. 16. Мусороперегрузочная станция. 17. Долгоостровское сельское поселение Баты-
ревского района. 18. Туруновское сельское поселение Батыревского района. 19. Бикшик-
ское сельское поселение Батыревского района. 20. Шыгырданское сельское поселение Ба-
тыревского района.
21. Первомайское сельское поселение Батыревского района.
22. Бахтигильдинское сельское поселение Батыревского района. 23. Балабаш-Баишевское
сельское поселение Батыревского района. 24. Большечеменевское сельское поселение Ба-
тыревского района. 25. Сигачинское сельское поселение Батыревского района. 26. Тар-
ханское сельское поселение Батыревского района. 27. Шаймурзинское сельское поселение
Батыревского района. 28. Норваш-Шигалинское сельское поселение Батыревского района.
29. Карабай-Шемуршинское сельское поселение Шемуршинского района. 30. Сугутское
сельское поселение Батыревского района. 31. Трехболтаевское сельское поселение Ше-
муршинского района. 32. Чепкас-Никольское сельское поселение Шемуршинского рай-
она. 33. Большебуяновское сельское поселение Шемуршинского района. 34. Малобуянов-
ское сельское поселение Шемуршинского района. 35. Шемуршинское сельское поселение
Шемуршинского района. 36. Бичурга-Баишевское сельское поселение Шемуршинского
района. 37. Старочукальское сельское поселение Шемуршинского района. 38. Чукальское
сельское поселение Шемуршинского района.
Восьмая зона включает в себя Вурнарский район, Ибресинский район.
Состав зоны №8
Числен-
Норма на-
Расчетный
Расчетное
ность насе-
копления
объем нако-
количество
ТКО рас-
пления ТКО
накопления
ления, чел
четным ме-
на 1 чел/год/
ТКО,
01.01.2015
тодом 1
м3
тонн/год*
г.
чел./год/м3
Вурнарский рай-
49 516
2,67
132 208
17 716
он, Ибресинский
район
*Примечание: применена плотность 134 кг/м3
В пределах восьмой зоны планируется:
проведение мероприятий по раздельному накоплению ТКО и
извлечению ВС на местном уровне;
96
использование передвижных приемных пунктов в сельских
поселениях промышленных отходов и ВС;
строительство мусороперегрузочной станции в Вурнарском районе,
мощностью не более 30 тыс. тонн в год;
- рекультивировация объекта размещения отходов
(полигон) под
номером ГРОРО
21-00030-З-00625-310715 по окончанию срока
эксплуатации.
Схема расположения источников образования и движения ТКО
одиннадцатой зоны представлена на рисунке 15.
97
Рисунок 15 - Схема движения ТКО в восьмой зоне (Вурнарский район,
Ибресинский район).
98
Состав источников образования ТКО в восьмой зоне: 1. Шинерское сельское посе-
ление Вурнарского района. 2. Азимсирминское сельское поселение Вурнарского района.
3. Калининское сельское поселение Вурнарского района. 4. Ермошкинское сельское посе-
ление Вурнарского района. 5. Сявалкасинсое сельское поселение Вурнарского района. 6.
Большеяушское сельское поселение Вурнарского района. 7. Ойкас-Кибекское сельское
поселение Вурнарского района. 8. Малояушское сельское поселение Вурнарского района.
9. Алгазинское сельское поселение Вурнарского района. 10. Вурманкасинское сельское
поселение Вурнарского района. 11. Большеторханское сельское поселение Вурнарского
района. 12. Апнерское сельское поселение Вурнарского района. 13. Янгорчинское сель-
ское поселение Вурнарского района. 14. Хирпосинское сельское поселение Вурнарского
района. 15. Санарпосинское сельское поселение Вурнарского района. 16. Вурнарское го-
родское поселение Вурнарского района. 17. Буртасинское сельское поселение Вурнарско-
го района. 18. Мусороперегрузочная станция. 19. Кольцовское сельское поселение Вур-
нарского района. 20. Ершипосинское сельское поселение Вурнарского района. 21. Боль-
шеабакасинское сельское поселение Ибресинского района. 22. Кировское сельское посе-
ление Ибресинского района. 23. Ибресинское городское поселение Ибресинского района.
24. Андреевское сельское поселение Ибресинского района. 25. Чувашско-Тимяшское
сельское поселение Ибресинского района. 26. Ширтанское сельское поселение Ибресин-
ского района. 27. Березовское сельское поселение Ибресинского района. 28. Буинское
сельское поселение Ибресинского района. 29. Малокармалинское сельское поселение Иб-
ресинского района.
Девятая зона включает в себя Алатырский городской округ и
Алатырский район.
Норма накоп-
Расчетное ко-
Численность
ления ТКО
Расчетный объ-
личество на-
населения, чел
Состав зоны №9
расчетным ме-
ем накопления
копления
01.01.2015 г.
тодом 1
ТКО на 1
ТКО,
чел./год/м3
чел/год/ м3
тонн/год*
Алатырский го-
50 782
2,67
135 588
18 169
родской округ и
Алатырский
район
*Примечание: применена плотность 134 кг/м3
В пределах девятой зоны планируется:
проведение мероприятий по раздельному накоплению ТКО и
извлечению ВС на местном уровне;
использование передвижных приемных пунктов в сельских
поселениях промышленных отходов и ВС;
строительство мусороперегрузочной станции в г. Алатырь
мощностью не более 30 тыс. тонн в год;
99
- рекультивировация объекта размещения отходов
(полигон) под
номером ГРОРО
21-00032-З-00964-011215 по окончанию срока
эксплуатации.
Схема расположения источников образования и движения ТКО девятой
зоны представлена на рисунке 15.
100
Рисунок 15 - Схема движения ТКО в девятой зоне (Алатырский городской
округ, Алатырский район).
101
Состав источников образования ТКО в девятой зоне: 1. Кувакинское сельское по-
селение Алатырского района. 2. Междуреченское сельское поселение Алатырского рай-
она. 3. Атратское сельское поселение Алатырского района. 4. Кирское сельское поселение
Алатырского района.
5. Староайбесинское сельское поселение Алатырского района.
6. Первомайское сельское поселение Алатырского района. 7. Октябрьское сельское посе-
ление Алатырского района. 8. Алтышевское сельское поселение Алатырского района.
9. Алатырский городской округ. 10. Чуварлейское сельское поселение Алатырского рай-
она. 11. Миренское сельское поселение Алатырского района. 12. Ахматовское сельское
поселение Алатырского района. 13. Мусороперегрузочная станция. 14. Восходское сель-
ское поселение Алатырского района. 15. Стемасское сельское поселение Алатырского
района. 16. Иваньково-Ленинское сельское поселение Алатырского района. 17. Новоайбе-
синское сельское поселение Алатырского района. 18. Сойгинское сельское поселение
Алатырского района.
8.3. Выводы
Согласно информации Минприроды Чувашии, по итогам
всероссийских межведомственных совещаний при Минприроды России и
Минэкономразвития России с участием Международной финансовой
корпорации
(МФК),
предшествоваших
разработке
настоящей
территориальной схемы, выработаны критерии зависимости необходимого
количества полигонов ТКО в регионе от количества населения и его
площади.
Для Чувашской Республики в соответствии с указанными критериями и
с учетом развитой дорожной сети достаточно
1-го полигона ТКО,
следовательно, строить небольшие полигоны в отдельных муниципальных
образованиях нецелесообразно.
В связи с указанным, настоящей территориальной схемой предлагается
«перспективный сценарий» как основная модель для развития системы
обращения с отходами на территории Чувашской Республики.
102
9. ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ
9.1. Описание программы моделирования, ее структуры, алгоритмов,
возможностей и ограничений при выполнении функций
Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами
представляет
собой
клиент-серверное
кроссплатформенное
многопользовательское веб-приложение
(далее
- веб-приложение),
основанное на свободных компонентах и не требующее дополнительных трат
на покупку стороннего программного обеспечения. В основе веб-приложения
лежит картографическая основа OpenStreetMap и широко используемая
библиотека с открытым исходным кодом Leaflet, предназначенная для
отображения карт на веб-сайтах. Доступ в веб-приложение осуществляется
по логину и паролю. Для корректной работы веб-приложения рекомендуется
использовать современный веб-браузер (Mozilla Firefox, Safari или Google
Chrome).
Электронная модель Территориальной схемы обращения с отходами
позволяет отобразить объекты, осуществляющие деятельность по сбору,
транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению
отходов, в том числе и твердых коммунальных отходов (ТКО).
Важной особенностью веб-приложения является возможность работать
с различными сценариями (версиями), что позволяет оценивать текущее
состояние и моделировать различные изменения.
9.2. Описание процедуры ввода, обработки, анализа и представления данных
в электронной модели
Каждый объект в сценарии возможно редактировать, удалять и
изменять через пользовательский интерфейс. Также существует функция
копирования, редактирования и удаления самих сценариев.
Администратор информационной системы может добавлять и удалять
пользователей, корректировать их данные для входа в систему, работать над
текущей схемой. В веб-приложении пользователи могут работать над
собственными сценариями.
При работе со сценариями пользователь имеет возможность
визуализации карты:
расположения источников образования ТКО;
103
размещения мест сбора и накопления отходов;
расположения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и
размещению отходов;
потоков от источников образования отходов в пункты размещения
отходов;
размещения пунктов приема вторичного сырья;
размещения мест захоронения отходов, подлежащих рекультивации.
Также предусмотрена возможность последующей печати карты на
бумажный носитель.
В веб-приложении объекты, осуществляющие деятельность по
обращению с отходами, в том числе ТКО, расположены на различных слоях.
Это позволяет отобразить на карте объекты совместно или отдельно в любых
комбинациях для удобства визуального анализа.
Любой объект, отраженный на схеме, имеет краткое и подробное
описание. Для объектов, осуществляющих деятельность по размещению
отходов, рассчитываются дополнительные показатели, характеризующие
объем накопления по фактическим и расчетным данным, а также период
эксплуатации объекта размещения отходов ТКО.
В перспективе данное веб-приложение можно разместить на сайте
Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики для
интерактивного представления информации пользователям об объектах,
осуществляющих деятельность по сбору, транспортировке, обработке,
утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, в том числе и твердых
коммунальных отходов.
Необходимо корректировать электронную модель (по мере изменения
ситуации в области обращения с отходами) операторами, в то числе
региональным оператором. Уточнение и обновление данных о местах сбора и
накопления ТКО должно осуществляться с органами местного
самоуправления, эксплуатирующми организациями
(перевозчиками ТКО,
управляющими компаниями и т.д.).
9.3. База данных о системе организации и осуществления деятельности по
сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов
База данных о системе организации и осуществления деятельности в
области обращения с отходами содержит информацию:
104
о хозяйствующих субъектах, ведущих деятельность в области
обращения с отходами на территории Чувашской Республики, в которой
учтен перечень отходов и вид деятельности в области обращения с отходами
I-IV классов опасности;
о существующих объектах размещения отходов, включая общие
характеристики объекта захоронения, годовой фактический объем
размещаемых отходов; об объеме образуемых отходов на территории
Чувашской Республики;
о местоположении источников образования отходов;
о количестве образующихся отходов на территории Чувашской
Республики;
о местах сбора и накопления отходов;
о схеме потоков отходов по территории Чувашской Республики;
другая информация, связанная с системой организации и
осуществления деятельности в области обращения с отходами.
9.4. Оценка выполнения сценариев перспективного развития системы
организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе
твердых коммунальных отходов
Оценка выполнения сценариев перспективного развития системы
организации и осуществления деятельности в области обращения с отходами
наглядно проводится в веб-приложении.
Веб-приложение
позволит
отследить
и проанализировать
сложившуюся ситуацию в области обращения с отходами на территории
Чувашской Республики, и на ее основе спроектировать перспективную
систему обращения с отходами, путем внесения каких-либо изменений в
текущую систему.
105
10. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ,
ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ,
ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ
10.1. Развитие системы организации и осуществления деятельности
по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными
отходами в Чувашской Республике
В настоящее время достоверной и объективной информации по
обращению с отходами: объем образования, накопления, движения отходов
по видам; потребности и возможности использования отходов в качестве
вторичного сырья на территории республики не имеется.
Отсутствие
надлежащей организации
сбора,
накопления,
транспортирования, утилизации и обработки отходов и недостаточное
количество оборудованных объектов размещения отходов способствует
захламлению территории республики.
Проблемами, влияющими на качество обращения с отходами,
являются:
рост объема отходов, направленных на захоронение;
несовершенство нормативной правовой базы и отсутствие
методологической базы в области обращения с отходами;
отсутствие единой информационной системы, содержащий свод
данных в области обращения с отходами;
отсутствие региональной программы в области обращения с ТКО;
отсутствие в полной мере государственной, муниципальной
поддержки и стимулирования предприятий, осуществляющих сортировку и
утилизацию вторичных материальных ресурсов, и как следствие, малое
количество профильных организаций по обращению с отходами;
отсутствие системы раздельного сбора, накопления, утилизации,
обезвреживание образовавшихся отходов; сбора и утилизации вторичного
сырья от населения;
низкий уровень экологический культуры населения республики.
106
Правительство Чувашской Республики
Законы и подзакон-
Регламенты, норма-
ные акты
тивы и тарифы
Разработка и ежегодное обновление
территориальной схемы обращения с
отходами
Разработка региональной программы в
области обращения с отходами
Реализация регио-
Анализ и коррек-
Организационные,
нальной программы
тировка про-
нормативно-
в области обраще-
грамма
правовые, эконо-
ния с отходами
мические, социаль-
ные инструменты
Применение принципов экологически безопас-
ного и экономически обоснованного управления
отходами и вторичными ресурсами
Органы местного само-
Региональный опера-
Уполномоченные госу-
управления
тор
дарственные надзорные
органы
Организации коммунального комплекса, предприятия-переработчики,
хозяйствующие субъекты
Снижение объемов
Вовлечение отхо-
Экологически
размещаемых отхо-
дов в качестве вто-
безопасное обез-
дов
ричного сырья в
вреживание и
хозяйственное ис-
размещение от-
пользование
ходов
Источники образования твердых коммунальных отходов, производства и потребления
Рисунок 17 - Планируемая модель региональной системы управления
отходами.
107
Таким образом, наиболее сложные задачи сейчас стоят перед органами
исполнительной власти Чувашской Республики, где необходимо:
утвердить территориальные схемы обращения с отходами;
утвердить региональные программы в области обращения с
отходами;
определить региональных операторов;
установить предельные тарифы
(тарифы на обработку,
обезвреживание и захоронение ТКО и единый тариф на услугу
регионального оператора по обращению с ТКО);
заключить договоры;
восполнить недостаток объектов переработки отходов.
На основании Федерального закона № 89-ФЗ региональная программа
в области обращения с отходами должна содержать:
1) значения целевых показателей в области обращения с отходами, в
т.ч. с ТКО, достижение которых обеспечивается в результате реализации
соответствующей программы;
2) перечень мероприятий в области обращения с отходами, в т.ч. с
ТКО, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном
выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей
программы, сроки проведения указанных мероприятий. Данный перечень
должен содержать мероприятия, направленные:
- на стимулирование строительства объектов, предназначенных для
обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в т.ч. ТКО;
- софинансирование строительства
объектов
по сбору,
транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования
товаров;
- стимулирование утилизации отходов;
- выявление мест несанкционированного размещения отходов;
- предупреждение причинения вреда окружающей среде при
размещении бесхозяйных отходов, в т.ч. ТКО, выявление случаев
причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;
- обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами;
3) информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий
в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО.
4) иные определенные органом государственной власти Чувашской
Республики вопросы.
108
Органы государственной власти республики, помимо решения
вышеперечисленных задач, должны в срочном порядке принять ряд законов
и иных нормативных правовых актов в области обращения с ТКО.
Законодательные акты Чувашской Республики должны регулировать
отношения, связанные:
- с порядком разработки, согласования и утверждения региональной
программы в области обращения с отходами;
- содержанием и порядком заключения соглашения между органами
исполнительной власти Чувашской Республики и региональными
операторами, а также условиями проведения торгов на осуществление сбора
и транспортирования ТКО;
- порядком передачи органам местного самоуправления поселения или
городского округа полномочий по установлению нормативов накопления
ТКО (при необходимости);
- осуществлением деятельности региональными операторами.
Планируется, что на развитие отрасли будут направлены средства от
уплаты экологического сбора. Данный платеж относится к неналоговым
доходам федерального бюджета и должен уплачиваться производителями,
импортерами подлежащих утилизации товаров.
Суть вводимых изменений заключается в том, что производители,
импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от
использования этих товаров после утраты ими потребительских свойств
самостоятельно либо посредством уплаты экологического сбора. Перечень
таких товаров, включая упаковку, соответствующие нормативы утилизации,
ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих
утилизации после утраты ими потребительских свойств, и порядок его
взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты
экологического сбора, будут распределяться посредством реализации
государственных программ Российской Федерации в форме предоставления
субсидий субъектам Российской Федерации по следующим направлениям:
- софинансирование региональных программ в области обращения с
отходами и территориальных схем обращения с отходами;
- покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку,
утилизацию отходов от использования товаров;
- покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением
услуг по обращению с ТКО;
109
- выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной
документации для строительства объектов, используемых для утилизации
отходов, объектов обезвреживания отходов, строительство и оснащение
таких объектов.
Указанные субсидии федерального бюджета будут предоставляться в
порядке,
утвержденном Правительством Российской Федерации,
пропорционально численности населения, проживающего на территории
субъекта Российской Федерации.
Новая система обращения с отходами представлена на рисунке 18.
Рисунок 18 - Новая система обращения с отходами.
10.2. Направление по достижению установленных целевых показателей по
утилизации, обезвреживанию и размещению отходов
Основной целью развития сферы обращения с отходами на территории
Чувашской Республики является создание эффективной системы организа-
ции и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в т.ч. с ТКО и вторич-
110
ными материальными ресурсами обеспечивающей:
- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и здо-
ровье населения;
- увеличение объемов отходов, вовлекаемых в хозяйственный оборот в
качестве дополнительных материалов и энергетических ресурсов;
- безопасное захоронение отходов, не подлежащих к дальнейшему ис-
пользованию.
Приоритетными задачами развития системы обращения с отходами, в
т.ч. с ТКО в республике являются:
- совершенствование региональной нормативной правовой базы и ин-
структивно-методической базы в области обращения с отходами;
- реализация комплекса мер, направленных на выявление и рекульти-
вацию нелегальных мест размещения отходов;
- привлечение в сферу сбора (обработка, утилизация, обезвреживание,
транспортирование, размещение) отходов частных инвестиций;
- развитие транспортного сегмента системы обращения с ТКО;
- внедрение наилучших доступных технологий в области обращения с
отходами;
- совершенствование системы экологического образования, воспитания
и просвещения в области обращения отходами населения республики;
- создание единой информационной среды в области обращения с отходами.
Решение приоритетных задач позволит достичь плановых значений це-
левых показателей (индикаторов) в области обращения с отходами, в т.ч. с
твердыми коммунальными отходами, установленных в Чувашской Республи-
ке в рамках государственной программы «Развитие потенциала природно-
сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности» на 2014-2020
годы» Чувашской Республики и Государственной программой Российской
Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы.
Итогом достижения целевых показателей (индикаторов) является осу-
ществление экологически безопасного и рентабельного управления отходами
в Чувашской Республике.
10.3. Направление по ликвидации отрицательного баланса количественных
характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания,
размещения отходов различных видов
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики
«О
раздельном сборе, переработке и утилизации твердых бытовых отходов в
населенных пунктах Республики» еще в
1996 г. были предложены
111

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/