ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (2016 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КИНЕШЕМСКОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (2016 год) - часть 5

 

 

65 

 

наблюдения 

2-ТП 

(отходы) 

«Сведения 

об 

образовании, 

использовании, 

обезвреживании,  транспортировании  и  размещении  отходов  производства  и 

потребления», включают данные об РСО в указанную форму.   

В Шилекшинском сельском поселении  с целью вывоза и переработки утилизации 

ртутьсодержащих  ламп  от  физических  и  юридических  лиц  с  территории  сельского 

поселения  Администрацией  Шилекшинского  сельского  поселения  заключен  Договор   

с      организацией  имеющей  лицензии  на  осуществление  деятельности  по  сбору, 

использованию,  обезвреживанию,  транспортированию,  размещению  отходов  I  -  IV 

класса  опасности.  ООО  «ЭкоМир».  Для  сбора  ртутьсодержащих  отходов 

Администрацией  сельского  поселения  организуются  временные  пункты  сбора 

ртутьсодержащих отходов.  

3.8 

Обращение с безнадзорными животными

 

 

Безнадзорными признаются животные, находящиеся без сопровождающего лица на 

территории  населенного  пункта  вне  пределов  жилых  или  специально  отгороженных 

для содержания животных помещений,  независимо от наличия ошейника с номерным 

знаком.  

Организация  отлова  безнадзорных  животных  возлагается  на  органы  местного 

самоуправления  муниципальных  образований,  в  обязанности  которых  входит  также 

оборудование, финансирование (бюджетом муниципального образования должны быть 

предусмотрены  соответствующие  расходы)  и  контроль  системы  пунктов  приема, 

передержки  и  карантирования  отловленных  животных,  собственно  же  работы  по 

содержанию животных выполняются коммунальными службами.  

Отлов,  транспортировка  и  содержание  безнадзорных  животных  производятся  в 

соответствии  с  рекомендациями  органов  ветеринарного  надзора,  и  конкретная 

программа  мероприятий,  порядок  и  способы  их  осуществления  разрабатываются 

совместно  с  органами  ветеринарного  надзора  муниципального  образования 

(населенного пункта, субъекта федерации).  

Отлов  животных  должен  производиться  методами,  исключающими  нанесение 

животным  увечий  или  иного  вреда  здоровью.  К  разрешенным  средствам  отлова 

относятся:  обездвиживающие  препараты  (с  дозировкой  в  зависимости  от  веса 

животного),  сети,  сачки-ловушки,  а  также  другие  средства  и  приспособления,  не 

наносящие вреда здоровью животных в момент отлова.  

66 

 

Отлов  должен  производиться  под  наблюдением  представителей  ветеринарного 

надзора. Отстрел животных возможен только в том случае, если не возможен отлов и 

установлена опасность животного.  

В целях недопущения жестокого обращения с животными и причинения вреда их 

здоровью,  органы  местного  самоуправления  вправе  обязать  юридических  лиц, 

производящих отлов безнадзорных животных, нести материальную ответственность за 

причинение вреда здоровью отлавливаемых животных.  

Отловленные 

животные 

подлежат 

обязательной 

регистрации 

и 

освидетельствованию специалистами ветеринарной службы – в целях предотвращения 

распространения  заболеваний.  Одновременно  принимаются  меры  по  идентификации 

животного, поскольку при определении владельца, животное необходимо возвратить.  

Поиск  собственника  животного  производится  всеми  доступными  средствами:  по 

специально  организованному  реестру,  с  использованием  средств  массовой 

информации.   

При  наличии  у  животного  трудноизлечимых  или  неизлечимых  заболеваний, 

ветеринарным  врачом  принимается  решение  об  эвтаназии.  При  возвращении 

животного  с  установленным  заболеванием  необходимо  обязать  владельца  провести 

лечение  и  прочие  санитарно-эпидемиологические  мероприятия.  Передача  животного 

собственнику  производится  с  заполнением  и  подписанием  соответствующих 

документов.  

Расходы  по  отлову,  ветеринарным  мероприятиям  и  последующему  содержанию 

животного  в  приюте  оплачиваются  установленным  собственником  животного  по 

тарифам, 

определенным 

соответствующим 

законодательным 

документом, 

утвержденным  органами  местного  самоуправления.  В  отношении  животных,  не 

подлежащих  эвтаназии,  осуществляется  их  вакцинация,  регистрация  и  постановка  на 

учет  в  сеть  лабораторного  наблюдения.  Ветеринарные  мероприятия  (эвтаназия, 

стерилизация и др.) проводятся только лицензированным ветеринарным специалистом, 

с  соблюдением  правил  обезболивания.  Помещения  приютов  для  безнадзорных 

животных  должны  соответствовать  зоогигиеническим  требованиям,  содержание 

животных – ветеринарным требованиям.    

Утилизация  трупов  животных  (как  биологических  отходов)  на  территориях,  не 

входящих  в  регион  вечной  мерзлоты,  согласно  Ветеринарно-санитарным  правилам 

сбора,  утилизации  и  уничтожения  биологических  отходов  (утв.  Главным 

67 

 

государственным ветеринарным инспектором  Российской Федерации 04 декабря 1995 

года № 13-7-2/469), производится сжиганием, либо размещением в скотомогильниках.  

 

Сжигание

 

 

Сжигание  биологических  отходов  проводят  под  контролем  ветеринарного 

специалиста,  в  специальных  печах  или  земляных  траншеях  (ямах)  до  образования 

негорючего неорганического остатка.  

Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов:  

1.  Выкапывают  две  траншеи,  расположенные  крестообразно,  длиной  2,6  м, 

шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем 

дрова  до  верхнего  края  ямы.  Вместо  дров  можно  использовать  резиновые 

отходы  или  другие  твердые  горючие  материалы.  В  середине,  на  стыке 

траншей  (крестовина)  накладывают  перекладины  из  сырых  бревен  или 

металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху 

труп  обкладывают  дровами  и  покрывают  листами  металла.  Дрова  в  яме 

обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают.  

2.  Роют яму (траншею) размером 2,5х1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую 

землю  укладывают  параллельно  продольным  краям  ямы  в виде гряды.  Яму 

заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и 

поперек  над  ним.  На  земляную  насыпь  кладут  три-четыре  металлические 

балки  или  сырых  бревна,  на  которых  затем  размещают  труп.  После  этого 

поджигают дрова.  

3.  Выкапывают  яму  размером  2,0  х  2,0  м  и  глубиной  0,75  м,  на  дне  ее 

вырывают  вторую  яму  размером  2,0  х  1,0  м  и  глубиной  0,75  м.  На  дно 

нижней  ямы  кладут  слой  соломы,  и  ее  заполняют  сухими  дровами.  Дрова 

обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, 

между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство 

размером  15  -  20  см  для  лучшей  тяги  воздуха.  Нижнюю  яму  закрывают 

перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По 

бокам  и  сверху  труп  обкладывают  дровами,  затем  слоем  торфа  (кизяка)  и 

поджигают дрова в нижней яме.  

68 

 

Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных 

животных.  При  сжигании  трупов  мелких  животных  размеры  соответственно 

уменьшают. Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же 

яме, где проводилось сжигание.  

 

Размещение и строительство скотомогильников (биотермических ям)

 

 

 

Выбор  и  отвод  земельного  участка  для  строительства  скотомогильника  или 

отдельно  стоящей  биотермической  ямы  проводят  органы  местной  администрации  по 

представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с 

местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. 

Размещение 

скотомогильников 

(биотермических 

ям) 

в 

водоохранной, 

лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.  

Скотомогильники  (биотермические  ямы)  размещают  на  сухом  возвышенном 

участке  земли  площадью  не  менее  600  кв.м.  Уровень  стояния  грунтовых  вод  должен 

быть не менее 2 м от поверхности земли.  

Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:  

жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;  

скотопрогонов и пастбищ - 200 м;  

автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.  

Биотермические 

ямы, 

расположенные 

на 

территории 

государственных 

ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений. Расстояние 

между  ямой  и  производственными  зданиями  ветеринарных  организаций, 

находящимися на этой территории, не регламентируется.  

Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором 

высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему 

периметру  выкапывают  траншею  глубиной  0,8  -  1,4  м  и  шириной  не  менее  1,5  м  с 

устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.  

При  строительстве  биотермической  ямы  в  центре  участка  выкапывают  яму 

размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича 

или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с 

устройством  отмостки.  На  дно  ямы  укладывают  слой  щебенки  и  заливают  бетоном. 

Стены  ямы  штукатурят  бетонным  раствором.  Перекрытие  ямы  делают  двухслойным. 

Между  слоями  закладывают  утеплитель.  В  центре  перекрытия  оставляют  отверстие 

69 

 

размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу 

диаметром 25 см и высотой 3 м.  

Над  ямой  на  высоте  2,5  м  строят  навес  длиной  6  м,  шириной  3  м.  Рядом 

пристраивают 

помещение 

для 

вскрытия 

трупов 

животных, 

хранения 

дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. 

Приемку  построенного  скотомогильника  (биотермической  ямы)  проводят  с 

обязательным  участием  представителей  государственного  ветеринарного  и 

санитарного надзора с составлением акта приемки.  

Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.  

Эксплуатация 

 

Скотомогильники  и  биотермические  ямы,  принадлежащие  организациям, 

эксплуатируются  за  их  счет;  остальные  -  являются  объектами  муниципальной 

собственности. 

Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи 

от  которых  хранят  у  специально  назначенных  лиц  или  ветеринарного  специалиста 

хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. 

Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания 

подвергают  ветеринарному  осмотру.  При  этом  сверяется  соответствие  каждого 

материала  (по  биркам)  с  сопроводительными  документами.  В  случае  необходимости 

проводят патологоанатомическое вскрытие трупов.  

После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают. При 

разложении  биологического  субстрата  под  действием  термофильных  бактерий 

создается  температура  среды  порядка  65  -  70  градусов  С,  что  обеспечивает  гибель 

патогенных микроорганизмов.  

Допускается  повторное  использование  биотермической  ямы  через  2  года  после 

последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы 

в  пробах  гумированного  материала,  отобранных  по  всей  глубине  ямы  через  каждые 

0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю. 

После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна, и в случае необходимости они 

подвергаются ремонту.  

70 

 

На  территории  скотомогильника  (биотермической  ямы)  запрещается  пасти  скот, 

косить  траву,  брать,  выносить,  вывозить  землю  и  гумированный  остаток  за  его 

пределы.  

Осевшие  насыпи  старых  могил  на  скотомогильниках  подлежат  обязательному 

восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.  

В  исключительных  случаях  с  разрешения  Главного  государственного 

ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации допускается использование 

территории  скотомогильника  для  промышленного  строительства,  если  с  момента 

последнего  захоронения  в  биотермическую  яму  прошло  не  менее  2  лет,  в  земляную 

яму  -  не  менее  25  лет.  Промышленный  объект  не  должен  быть  связан  с  приемом, 

производством  и  переработкой  продуктов  питания  и  кормов.  Строительные  работы 

допускается  проводить  только  после  дезинфекции  территории  скотомогильника 

бромистым  метилом  или  другим  препаратом  в  соответствии  с  действующими 

правилами  и  последующего  отрицательного  лабораторного  анализа  проб  почвы  и 

гумированного остатка на сибирскую язву.  

В  случае  подтопления  скотомогильника  при  строительстве  гидросооружений  или 

паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. 

Вынутую  землю  размещают  на  территории  скотомогильника  и  вместе  с  могильными 

курганами  разравнивают  и  прикатывают.  Траншею  и  территорию  скотомогильника 

бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 

м. 

Ответственность  за  устройство,  санитарное  состояние  и  оборудование 

скотомогильника  (биотермической  ямы)  в  соответствии  с  настоящими  Правилами 

возлагается  на  местную  администрацию,  руководителей  организаций,  в  ведении 

которых находятся эти объекты.  

Инфраструктура 

Стерилизация и последующий выпуск животного в места прежнего  обитания, как 

метод гуманного регулирования численности безнадзорных животных, не оправдывает 

себя,  поскольку  животное,  лишенное  естественной  иммунной  защиты  организма, 

быстро  становится  носителем  инфекционных  болезней  и  погибает  без  поддержки 

человека.  Поэтому  рекомендуется  использовать  комплексный  метод  обращения  с 

безнадзорными животными, включающий в себя:  

 

отлов животного гуманными способами;  

71 

 

 

проведение ветеринарного обследования и вакцинации;  

 

передержку отловленного животного (в течение трех или более дней); 

 

выбраковку  по  признакам:  состояние  здоровья  животного,  степень 

агрессивности, хозяйственная значимость и востребованность породы;  

 

эвтаназия  или  стерилизация  животного  с  целью  дальнейшего  устройства  в 

приюте.  

Инфраструктура, 

обеспечивающая 

комплексный 

метод 

обращения 

с 

безнадзорными животными, должна включать в себя следующие организации:  

 

служба отлова;  

 

приют животных;  

 

общественная  организация,  контролирующая  выполнение  правил  содержания 

животных  в  селе,  совместно  с  органами  местного  самоуправления  и 

ветеринарного надзора.  

Общественная  организация  должна  также  вести  пропагандистскую  работу  среди 

населения  с  целью  разъяснения  необходимых  принципов  обращения  с  животными 

(необходимость воспитания, ответственность за содержание и др.).  

В  целом  рекомендуется  для  решения  проблемы  обращения  с  безнадзорными 

животными разработать отдельный проект, привлекая все заинтересованные стороны. 

3.9. 

Санитарно-защитные зоны

  

 

При  размещении  предприятий  и  сооружений  санитарной  очистки  необходимо 

учитывать размеры их санитарно-защитных зон. Обязательно проводить согласование 

с  органами  охраны  окружающей  среды  и  санитарно-эпидемиологического  надзора 

мест,  в  которых  намечено  расположение  данных  сооружений.  Размеры  санитарно-

защитных зон основных сооружений приведены в таблице 3.8. 

Размеры санитарно-защитных зон для предприятий и сооружений 

санитарной очистки          

Предприятия и сооружения 

Классификация 

объектов 

Минимальный 

размер санитарно- 

 

защитной зоны, м 

Предприятия по промышленной переработке 

 

 

коммунальных отходов мощностью, тыс. т. в год: 

 

 

До 40 

III 

500 

Свыше 40 

II 

1000 

72 

 

                                                                                                                          Таблице 3.8. 

 

 

3.10. 

Структура  затрат  на  осуществление  процесса  обращения  с 

отходами

  

 

Величина  затрат  на  осуществление  процесса  сбора,  перемещения  и  захоронения 

твердых  коммунальных  отходов  зависит  от  общего  объема  ТКО,  полноты 

технологического  цикла,  применяемых  технологий,  цены  эксплуатируемой  техники, 

плеча  перевозки  и  др.  Общий  объем  ТКО  определяется  с  использованием 

разработанных  нормативов  годового  объема  накопления  ТКО  на  душу  населения. 

Общий объем  FТКО складывается из: 

FТКО=FН+Fс+Fо+Fм+Fn, 

где Fн - общий объем образования отходов от населения,  

Fс - объем отходов, образуемых социальной сферой (магазины, больницы, вокзалы, 

школы и т.п.),  

Fо  -  объем  офисных  отходов  (конторы,  банки,  проектные  институты,  бизнес-

центры), 

Fм  -  муниципальные  отходы  (отходы  зеленого  строительства,  уличный  смет, 

листва, сбор из городских урн), 

Fn - отходы быта предприятий. 

Общий  объем  образования  ТКО  от  населения  в  жилищном  фонде  определяется 

средней  нормой  накопления  на  одного  жителя  и  общей  численностью  населения. 

Объем твердых коммунальных отходов, образующихся не от населения, определяется 

в процессе ведения мониторинга отходов для данного муниципального образования. В 

долях от общего объема образования отходов от населения это составляет 30-60%.   

Стоимость  процесса  обращения  с  отходами  будет  складываться  следующим 

образом: 

Склады свежего компоста 

II 

500 

Полигоны твердых коммунальных отходов 

II 

500 

Сливные станции 

III 

500 

Центральные базы по сбору утильсырья 

III 

300 

Мусороперегрузочные станции 

IV 

100 

Базы по содержанию и ремонту уборочных машин и 

IV 

100 

механизмов 

73 

 

Со=Ссбора+Судаления+Сутилизации+Сзахоронения 

В стоимость сбора входят: 

 

Затраты на организацию и обслуживание контейнерных площадок 

 

Затраты на приобретение, ремонт и обновление контейнерного парка 

 

Заработная плата обслуживающего персонала  

 

Накладные расходы  

 

Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодательством.  

В стоимость удаления входят:  

 

Затраты на обслуживание, ремонт, обновление парка автотранспорта 

 

Заработная плата водителей, ремонтников и т.п.  

 

Затраты на горюче-смазочные материалы  

 

Накладные расходы  

 

Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодательством.  

В стоимость утилизации входят:  

 

Затраты на обслуживание, ремонт, обновление технологических линий 

 

Заработная плата обслуживающего персонала  

 

Затраты на электроэнергию (энергоносители и т.п.)  

 

Накладные расходы  

 

Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодательством.  

В стоимость захоронения входят:  

 

Затраты на обслуживание, ремонт, обновление парка спецмашин 

 

Заработная плата водителей, ремонтников и т.п.  

 

Затраты на горюче-смазочные материалы  

 

Затраты  на  изоляционные  материалы  и  мероприятия  в  соответствии  с 

регламентом работы полигона  

 

Накладные расходы  

 

Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодательством.  

 Если  для  этапа  сбора  отходов  характерны  основные  затраты  в  начале  –  при 

организации  контейнерных  площадок,  то  для  этапов  транспортировки,  утилизации  и 

захоронения  характерны  постоянно  растущие  затраты,  связанные  с  ростом  цен  на 

топливо  и  электроэнергию.  Также  стоимость  всех  этапов  процесса  обращения  с 

отходами  будет  постоянно  расти  по  причине  необходимости  увеличения  заработной 

74 

 

платы  и  сопряженных  с  ней  налоговых  отчислений  –  ввиду  инфляции,  поэтому  для 

прогнозирования  изменения  общей  стоимости  процесса  обращения  с  отходами 

необходимо вводить при расчетах поправочный коэффициент, определяющий влияние 

инфляционных процессов на конечную стоимость.  

Сдерживающим  фактором  роста  платежей  для  населения  должны  являться 

мероприятия, направленные на совершенствование технологии  процесса обращения с 

отходами  и  увеличения  объема  возврата  в  производство  вторичного  сырья.  Все  виды 

расчетов должны утверждаться аудитом, который проводится специализированными и 

аккредитованными для данного вида деятельности организациями.  

 

3.11. 

Разработка системы отчетности в сфере обращения с отходами.

   

 

Форма  отчетности  создается  для  ведения  учета  и  контроля  над  процессом 

обращения  с  отходами  на  территории  Шилекшинского  сельского  поселения 

Кинешемского  района  Ивановской  области.  В  результате  появится  возможность  не 

только  учитывать  все  источники  образования  отходов  и  их  объемы,  но  и  путь 

следования отходов. Таким образом, введение учета обеспечит обоснованное взимание 

платежей, исключение образования несанкционированных свалок. 

Форма  отчетности  заполняется  всеми  субъектами  хозяйственной  деятельности 

независимо 

от 

организационно-правовых 

форм 

и 

форм 

собственности, 

осуществляющих свою деятельность в области обращения с отходами. В соответствии 

с  ниже  приведенной  классификацией  (таблица  3.9.)  выбирается  категория,  к  которой 

относится  объект.  В  соответствии  с  выбранной  категорией  заполняются  отчетные 

формы. Отчетность по приведенной форме предоставляется ежеквартально специально 

уполномоченным органам в сфере обращения с отходами. 

                                                                                                                

Таблица 3.9. 

 

Категории объектов  

Единицы измерения  

1. Жилой фонд:  
- неблагоустроенный жилой фонд;  
- благоустроенный жилой фонд.  

1 человек  

2. Предприниматели без 
образования юридического лица.  

1 сотрудник  

75 

 

3. Предприятия, учреждения, 
юридические лица.  

1 сотрудник  

3.1. Предприятия торговли:  
- промышленными товарами;  
- продовольственными товарами;  
- зоомагазины, цветочные 
магазины;  
- ларьки, палатки;  
- рыночные комплексы вещевые;  
- рыночные комплексы 
продовольственные;  
- складские помещения.
  

кв. м площади  

3.2. Учреждения здравоохранения:  
поликлиники, амбулатории;  
- стационары всех типов;  
- аптеки, аптечные киоски.
  

1 посещение  
1 место  
кв. м площади
  

3.3. Учреждения временного 
проживания населения: 
 
учреждения санаторно-
курортные, дома отдыха;  
- гостиницы;  
- общежития.
  

1 место  

3.4. Организации и учреждения 
управления, проектные организации, 
кредитно-финансовые учреждения 
и предприятия связи:  
- административные учреждения;  
- проектные организации, офисы, 
конторы;  
- банки;  
- юридические консультации, 
нотариальные конторы, суды;  
- отделения связи.  

1 сотрудник  

3.5. Учебно-образовательные 
учреждения, в том числе 
дошкольного образования:  
- детские сады;  
- школы;  
- школы-интернаты;  
- училища;  
- высшие учебные заведения.  

1 место  
1 учащийся  
1 учащийся  
1 учащийся  
1 учащийся
  

3.6. Культурно-спортивные, 
развлекательные учреждения:  
- кинотеатры;  
- театры;  
- библиотеки;  

1 место  
1 место  
1 посещение  
1 посещение  
1 место  

76 

 

- спортивные залы, бассейны;  
- спортивно-концертные 
комплексы;  
- залы игровых автоматов, казино, 
клубы;  
- выставочные комплексы;  
- музеи, галереи;  
- церкви.  

кв. м площади  
кв. м площади  
1 посещение  
кв. м площади
  

3.7. Предприятия бытового 
обслуживания:  
- ремонт бытовой техники;  
- ремонт обуви и др.;  
- химчистки, прачечные;  
- бани;  
- косметические и парикмахерские 
салоны;  
- ателье по пошиву и ремонту 
одежды;  
- предприятия общественного 
питания.  

кв. м площади  
кв. м площади  
кв. м площади  
кв. м площади  
1 место  
1 сотрудник  
1 место
  

3.8. Учреждения жилищно-
коммунального хозяйства:  
- жилищно-эксплуатационные 
организации;  
- кладбища;  
- городские парки.  

кв. м обслуживаемой площади  
кв. м площади  
кв. м площади
  

3.9. Предприятия пассажирского 
транспорта:  
- ж/д вокзалы,  
- автовокзалы.  

1 пассажир  

 

 

  

 

 
 

 
 
 

 

 

77 

 

 

Раздел 4. Организация работ по летней и зимней уборке.     

 

 

По  данным  администрации  Шилекшинского  сельского  поселения  общая 

протяженность и площадь проезжей части улиц, дорог, проездов и тротуаров  улично-

дорожной  сети  с  усовершенствованным  покрытием  на  которых  осуществляется 

механизированная уборка   составляет   37,231 км.

 

Механизированная уборка территорий является одной из важных и сложных задач 

жилищно-коммунальных  организаций.  Качество  работ  по  уборке  территорий  зависит 

от  рациональной  организации  работ  и  выполнения  технологических  режимов.  Летом 

выполняют работы, обеспечивающие максимальную чистоту  дорог и приземных слоев 

воздуха.  Зимой  проводят  наиболее  трудоемкие  работы:  удаление  свежевыпавшего  и 

уплотненного  снега,  борьба  с  гололедом,  предотвращение  снежно-ледяных 

образований.   

4.1. 

Технология летнего содержания дорог

 

 

Летом  на  дорогах  образуются  загрязнения,  состав,  количество  и  санитарно-

гигиеническая  характеристика  которых  в  большой  степени  зависят  от  состояния 

окружающей  среды,  в  первую  очередь  атмосферы,  и  прилегающей  территории. 

Уличный  смет  может  включать  в  себя  продукты  стирания  дорог  и  автомобильных 

покрышек, просыпь перевозимых насыпных материалов, мусор , листья и т.п. 

При  летней  уборке  территорий  с  дорожных  покрытий  удаляется  смет  с  такой 

периодичностью,  чтобы  его  количество  на  дорогах  не  превышало  установленной 

санитарной нормы. Кроме того, в летнюю уборку входят, удаление с проезжей части и 

лотков  улиц  грязи  в  межсезонные  и  дождливые  периоды  года;  очистка  отстойных 

колодцев  дождевой  канализации;  уборка  опавших  листьев;  снижение  запыленности 

воздуха и улучшение микроклимата в жаркие дни. Основным фактором, влияющим на 

засорение улиц, является интенсивность движения  транспорта. На накопление смета и 

засорение  улиц  существенно  влияют  также  благоустройство  прилегающих  улиц, 

тротуаров, мест выезда. 

78 

 

Основной  операцией  летней  уборки  территории  Шилекшинского  сельского 

поселения  является подметание. Механизированная уборка дорог в летний период не 

осуществляется.  

 

4.2. 

Технология зимнего содержания дорог

  

 

Технологический процесс зимней уборки автодорог осуществляется в соответствии 

с  Государственным  стандартом  Российской  Федерации  ГОСТ  Р  50597-93 

«Автомобильные  дороги  и  улицы.  Требования  к  эксплуатационному  состоянию, 

допустимому  по  условиям  обеспечения  безопасности  дорожного  движения»  (принят 

постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221).  

Технология  производства  основных  операций  зимней  уборки    дорог  основана  на 

комплексном  применении  средств  механизации  и  технологических  материалов,  что 

является  наиболее  эффективным  и  рациональным  в  условиях  интенсивного 

транспортного движения. 

Исходя из малой интенсивности движения транспортных средств в Шилекшинском 

сельском поселении необходимо применять однооперационную снегоочистку. 

Зимняя  уборка  улиц  и  магистралей  при  обильных  снегопадах,  включает 

первоочередные мероприятия и операции второй очереди.  

К первоочередным операциям зимней уборки относятся: 

 

обработка проезжей части дорог противогололедными материалами; 

 

сгребание и подметание снега; 

 

формирование снежного вала для последующей его уборки/вывоза; 

 

выполнение  разрывов  в  валах  снега  на  перекрестках,  у  остановок  

пассажирского  транспорта,  подъездов  к  административным  и  общественным 

зданиям, выездов из дворов и т.п. 

К операциям второй очереди относятся: 

 

удаление снега (вывоз); 

зачистка дорожных лотков после удаления снега; 

 

скалывание льда и удаление снежно - ледяных образований 

Основной  задачей  зимней  уборки  дорожных  покрытий  является  обеспечение 

нормальной работы  транспорта и движения пешеходов. 

79 

 

В Шилекшинского сельском поселении уборка дорожных покрытий производится  

с  применением  техники  -  трактор  МТЗ-82,МТЗ-1221,  Беларус  892.2  и  Беларус  892 

Амкодор.    Технологический  процесс  зимней  уборки  автодорог  осуществляется  путем 

заключения Администрацией Шилекшинского сельского поселения Договоров  с ФКУ 

КП № 12 и ИП Курочкин Р.В 

Снег,  счищаемый  с  проезжей  части  улиц  и  проездов,  а  также  с  тротуаров, 

сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной 

массы. 

Формирование снежных валов не допускается: 

 

на  пересечениях  всех  дорог  и  улиц  и  проездов  в  одном  уровне  и  вблизи 

железнодорожных переездов; 

 

на  участках  дорог,  оборудованных  транспортными  ограждениями  или 

повышенным бордюром; 

 

на тротуарах. 

Сформированные 

снежные 

валы 

удаляются 

следующими 

способами:  

безвывозным,  вывозным  и  комбинированным  (с  применением  стационарных 

снеготаялок).  

С  учетом    анализа  местных  условий  поселения  удаление    снежных  валов  

предусматривается безвывозным способом. Данный способ является самым простым и  

дешевым: снег складируется в валах в прилотковой полосе дороги. Для складирования 

могут  быть  также  использованы  свободные  территории,  прилегающие  к  убираемым 

улицам. 

Допустимые уровни и требования к зимнему содержанию автодорог 

 

Для обеспечения свободного проезда автомобильного транспорта после окончания 

снегопада  в  соответствии  с  ВСН  24-88  «Технические  правила  ремонта  и  содержания 

автомобильных  дорог»,  определены  предельно  допустимые  значения  требований  к 

автодорогам, которые приведены в таблице 4.1.   

   
 
 
 
 
 
 
 

80 

 

Таблица 4.1 

К

ат

ег

ор

ии

 а

вт

одо

ро

г 

Ин

тен

си

вн

ост

ь 

дв

иже

ни

я, 

ав

т.

/су

т.

 

М

ин

имал

ьн

ая

 ши

ри

на 

по

лн

ост

ью

 о

чи

ще

нн

ой

 

по

ве

рх

но

ст

и 

пр

оез

ж

ей

 

час

ти

, м

 

Допустимая толщина слоя 

снега на проезжей части, 

мм 

М

ак

си

мал

ьн

ы

й 

ср

ок

 

сн

ег

оо

чи

ст

ки

, ч

ас

Рых

лы

й 

сн

ег

 

Уп

ло

тн

ен

ны

й 

С

нег

 

3000-7000 

30 

II 

1000-3000 

40 

III 

500-1000 

60 

IV 

200-500 

70 

70 

12 

Менее 200 

80 

100 

16 

 

Срок  окончания  снегоочистки  принимают  с  момента  прекращения  снегопада  или 

метели  до  завершения  работ,  обеспечивающих  указанные  требования.  После 

обеспечения  свободного  проезда  транспорта  дорожные  предприятия  приступают  к 

очередным  операциям  зимнего  содержания  автомагистралей,  приведенных  выше. 

Сроки  удаления  снега,  в  часах,  в  зависимости  от  количества  выпавшего  снега  и 

категорий автодорог, приведены в таблице 4.2. 

 

Таблица 4.2. 

 

 

 

Обработка противогололедными материалами 

 

Для  борьбы  с  гололедом  применяют  профилактический  метод,  а  также  метод 

пассивного воздействия, способствующий повышению коэффициента сцепления шин с 

дорогой, 

покрытой 

гололедной 

пленкой. 

Предпочтительно 

использовать 

Категории 
автодорог 

Количество выпавшего снега, мм, не более 

10 

15 

I, II, III 

48 час. 

72 час. 

96 час. 

IV 

72 час. 

96 час. 

96 час. 

96 час. 

120 час. 

144 час. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/