ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (2016 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КИНЕШЕМСКОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (2016 год) - часть 3

 

 

33 

 

-   к освещению территории; 

-  по  порядку  проведения  земляных  и  ремонтно-строительных  работ  вне 

строительных площадок; 

- по охране и содержанию зеленых насаждений; 

- по содержанию домашних животных и птиц. 

В  вышеупомянутой статье отражены запрещающие действия,  а именно: 

Запрещается  загромождение  и  засорение  дворовых  территорий  металлическим 

ломом,  строительным  и  бытовым  мусором,  домашней  утварью  и  другими 

материалами. 

Сжигание  без  специальных  установок  промышленных  и  коммунальных  отходов, 

строительного мусора, тары, уличного смета, листвы, травы; 

 Установка устройств наливных помоек, разлив помоев и нечистот за территорией 

домов и улиц, вынос отходов производства и потребления на уличные проезды. 

Складировать  на  территории  зеленых  насаждений  материалы,  а  также  устраивать 

на  прилегающих  территориях  склады  материалов,  способствующие  распространению 

вредителей зеленых насаждений; 

Устраивать  свалки  мусора,  снега  и  льда,  сбрасывать  снег  с  крыш  на  участках, 

имеющих  зеленые  насаждения,  без  принятия  мер,  обеспечивающих  сохранность 

деревьев и кустарников; 

За нарушение настоящих Правил физические, юридические лица, индивидуальные 

предприниматели  несут  административную  ответственность  в  соответствии  с 

действующим законодательством. 

Контроль  за  соблюдением  настоящих  Правил  осуществляют  должностные  лица 

администрации поселения, а также должностные лица Администрации Кинешемского 

муниципального  района,  уполномоченные  в  соответствии  с  Законом  Ивановской 

области от 7 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления 

муниципальных  районов  и  городских  округов  Ивановской  области  отдельными 

государственными  полномочиями  в  сфере  административных  правонарушений» 

составлять  протоколы  об  административных  правонарушениях,  предусмотренных 

законами Ивановской области об административных правонарушениях. 

  

34 

 

 

2.2. 

Современное состояние уровня загрязнения исследуемой среды

 

  

 

В  последние  годы  Ивановская  область  представляется  как  "экологически 

благополучный регион". Вместе с тем, общая антропогенная нагрузка на окружающую 

среду в Ивановской области характеризуется значительным ростом воздействия на ее 

компоненты:  атмосферный  воздух,  поверхностные  воды,  почву,  естественные 

природные  ландшафты.  Высокий  уровень  антропогенной  нагрузки  на  окружающую 

среду  связан  с  негативным  воздействием  объектов  размещения  отходов  вследствие 

нарушений  на  них  технологии  по  захоронению  отходов,  с  возрастающим  уровнем 

загрязнения  атмосферного  воздуха  выбросами  автотранспорта,  высокой  степенью 

износа  оборудования  по  очистке  сточных  вод  в  жилищно-  коммунальном  хозяйстве, 

наличием объектов и территорий с накопленным экологическим ущербом 

Атмосферный  воздух  является  одним  из  основных  факторов  среды  обитания 

человека.  Санитарное  состояние  атмосферного  воздуха  определяется  следующими 

факторами:  природно-климатические  показатели,  выбросы  от  производственных 

объектов, выбросы от инженерных объектов, выбросы от автотранспорта.   

Крупные  источники  загрязнения  воздушного  бассейна  с  1  классом  опасности  на 

территории  Шилекшинского  сельского  поселения  и  на  прилегающей  к  нему 

территории отсутствуют. 

Основными  источниками  загрязнения  атмосферного  воздуха  на  территории  

Шилекшинского  сельского  поселения  являются:    источники  индивидуального 

отопления, автотранспорт, сельскохозяйственная техника. 

В  целом  фактическое  загрязнение  воздуха  населенных  мест  поселения  можно 

оценивать как допустимое. 

Водные  ресурсы  являются  одними  из  самых  уязвимых,  так  как  источниками 

воздействия  на  них  являются  промышленные  выбросы  в  атмосферу,  загрязненная 

почва,  сельскохозяйственные  угодья,  дороги,  населенные  пункты.  Основным 

источником загрязнения воды рек поселения являются сточные воды.  

В  Шилекшинском  сельском  поселении  складов  ядохимикатов  и  минеральных 

удобрений нет. 

35 

 

В  настоящее  время  на  территории  сельского  поселения  располагаются  четыре 

закрытых  скотомогильника;  севернее  д.Шанино,  юго-западнее  с.Бахарево,  восточнее 

с.Зобнино, северо-западнее с.Шилекша. 

На  территории  Шилекшинского  сельского  поселения      полигоны  ТКО 

отсутствуют.   

2.3. 

Существующее состояние летней и зимней уборки

  

 

По  данным  Администрации  Шилекшинского  сельского  поселения    общая 

протяженность и площадь проезжей части улиц, дорог, проездов и тротуаров  улично-

дорожной  сети  с  усовершенствованным  покрытием  на  которых  осуществляется 

механизированная уборка   составляет 37,231 км.  Уборка улиц в летнее и зимнее время 

производится  преимущественно  с  использованием  ручного  труда.    Ручную  уборку 

территорий осуществляют дворники и жители сельского поселения. В зимний период 

проводятся следующие работы:

 

уборка мусора, удаление снежно-ледяных образований, 

перекидывание,  погрузка  и  вывоз  снега,  ликвидация  гололеда.  Для  зимней  уборки 

территории  применяется  специализированная    техника  -  трактор  МТЗ-82,МТЗ-1221  и 

Беларус 892. Механизированная уборка дорог в летний период не осуществляется. 

 

2.4. 

Организация сбора и удаления отходов

  

2.4.1. 

Нормы накопления и объемы образующихся коммунальных отходов

 

 

 

К  коммунальным  бытовым  отходам  относятся  отходы  жизнедеятельности  людей, 

отходы  текущего  ремонта  квартир,  смет  с  дворовых  территорий,  крупногабаритные 

отходы, 

а 

также 

отходы 

культурно-бытовых, 

лечебно-профилактических, 

образовательных  учреждений,  торговых  предприятий,  других  предприятий 

общественного назначения.   

Исходными данными для планирования количества подлежащих удалению отходов 

являются  нормы  накопления  коммунальных  отходов,  определяемые  для  населения,  а 

также для учреждений и предприятий общественного и культурного назначения.  

Норма  накопления  твердых  коммунальных  отходов  -  величина  не  постоянная,  а 

изменяющаяся  с  течением  времени.  Это  объясняется  тем,  что  количество 

образующихся  отходов  зависит  от  уровня  благосостояния  населения,  культуры 

36 

 

торговли,  уровня  развития  промышленности  и  др.  Так,  отмечается  тенденция  роста 

количества  образующихся  отходов  с  ростом  доходов  населения.  Кроме  того, 

значительную  долю  в  общей  массе  отходов  составляет  использованная  упаковка, 

качество  которой  за  последние  несколько  лет  изменилось  –  помимо  традиционных 

материалов,  таких  как  бумага,  картон,  стекло  и  жесть,  значительная  часть  товаров 

упаковывается в полимерную пленку, металлическую фольгу, пластик и др., что влияет 

на  количество  удельного  образования  отходов.  Наблюдается  тенденция  быстрого 

морального старения вещей, что также ведет к росту  количества отходов. Изменения, 

произошедшие  на  рынке  товаров  и  в  уровне  благосостояния  населения  за  последнее 

время,  несомненно,  являются  причиной  изменения  нормы  накопления  отходов  в 

большую  сторону,  поэтому  каждые  3-5  лет  необходим  пересмотр  норм  накопления 

отходов и определение их по утвержденным методикам.  

На сегодняшний день Шилекшинское сельское поселение не имеет утвержденных 

в  установленном  порядке  норм  накопления  ТКО  для  населения  и  для  объектов 

общественного  назначения и  предприятий  муниципального  образования.  Необходимо 

определить  нормы  накопления  ТКО  для  сельского  поселения  в  соответствии  с 

действующим законодательством и разработать единую систему  учета образующихся 

отходов потребления, которая наиболее полно охватит всех образователей отходов. 

В  основу  расчета  объема  отходов  от  населения  положена  норма  накопления  225 

кг/год (1,07 м3/год) на 1 человека («Рекомендациям по определению норм накопления 

твердых  бытовых  отходов  для  городов  РСФСР»,  1982  г.).  Данная  норма  является 

завышенной  и  предназначена  для  укрупненных  расчетов  и  планирования.  Для  учета 

отходов, образующихся в результате деятельности предприятий и организаций, может 

быть  использовано  типичное  соотношение  между  объемами  отходов  от  населения  и 

предприятий  –  70:30.  В  этом  случае  норма  накопления  отходов,  учитывающая  все 

источники их образования, составит 320 кг/год (1,53 м3/год) на 1 человека постоянно 

проживающего  населения.  Учитывая,  что  население  Шилекшинского  сельского 

поселения  составляет  1331    человек,  годовой  объем  накопления  отходов  составляет 

около      408т  или  2037

 

м3.

 

Вероятно,  рекомендованные    нормы    завышены  и 

предназначены для укрупненных расчетов и планирования. 

В настоящее время Администрация Шилекшинского сельского поселения не имеет 

данных об  объемах вывезенных за истекший год твердых и жидких бытовых отходов. 

37 

 

 

 

2.4.2. 

Существующая система сбора и вывоза отходов

 

 

Одним  из  приоритетных  направлений  природоохранной  политики  является 

обеспечение  защиты  окружающей  среды  от  опасного  воздействия  отходов, 

образующихся в процессе производственной деятельности предприятий (организаций),

 

и твердых коммунальных отходов (ТКО) от населения. 

 По  данным  Государственной  Программы  Ивановской  области  «Охрана 

окружающей среды Ивановской области» Сфера обращения с отходами производства и 

потребления  в  последние  годы  находится  под  особым  вниманием  природоохранных 

органов Ивановской области. Негативное воздействие на окружающую среду объектов 

размещения  твердых  бытовых  отходов  на  фоне  отсутствия  необходимого  уровня 

организации  сбора,  вывоза,  захоронения  и  переработки  отходов  представляет  в 

настоящее  время  и  в  среднесрочной  перспективе  наибольшую  угрозу  экологической 

безопасности  региона.  Отсутствие  на  территории  Ивановской  области  крупных 

промышленных  предприятий,  образующих  специфические  и  особо  опасные 

промышленные  отходы,  делает  основной  проблематику  обращения  с  твердыми 

бытовыми  отходами.  На  территории  Ивановской  области  ежегодно  образуется  около 

350  -  370  тысяч  тонн  твердых  бытовых  и  приравненных  к  ним  отходов  4  -  5  классов 

опасности.  Практически  все  собираемые  отходы  вывозятся  на  захоронение  на 

полигоны  санкционированные свалки. Количество мест организованного захоронения 

(утилизации)  отходов  на  территории  региона  составляет  31.  Суммарная  площадь, 

занимаемая  местами  организованного  захоронения  (утилизации)  отходов,  составляет 

113 га. Допустимый срок эксплуатации некоторых объектов истек. На многих объектах 

не  организован  учет  отходов,  принимаемых  на  захоронение,  не  ведется  охрана  в 

ночное  время,  не  соблюдается  технология  захоронения  отходов:  не  ведется  их 

уплотнение  и  пересыпка  инертными  материалами.  Многие  объекты  размещения 

отходов  не  имеют  противофильтрационных  экранов,  позволяющих  защищать 

грунтовые  воды  и  прилегающую  территорию  от  воздействия  токсичных  продуктов 

разложения отходов. 

С территории Шилекшинского сельского  поселения вывоз ТКО включая домовой 

мусор,  нетоксичные  отходы  коммунальных  предприятий,  специфические  отходы 

38 

 

потребления 

и 

производства 

(подлежащие 

захоронению), 

собираются 

и 

транспортируются  на  существующую  свалку  ТКО  находящуюся  на  юго-восточной 

окраине  г.Кинешма  ,  на  основании  договора  между  администрацией  сельского 

поселения  и  ООО «Эко-ТрансАвто». Исходя из данных инвестиционной программы 

Ивановской  области  на  2012-2020  годы  «Обращения  с  твердыми  бытовыми  и 

промышленными  отходами»№16-П»  площадь  свалки  составляет  19.4  Га, 

эксплуатируется данная свалка с 1930 года, степень заполнения свалки 90% 

Система сбора и удаления отходов на сегодняшний день охватывает только четыре 

крупных населенных пункта: с.Шилекша, с.Бахарево, с.Зобнино и д. Шумовская. Сбор 

и  вывоз  мусора,  хлама  и  отходов,    осуществляет      ООО  «Эко-ТрансАвто».    .  Вывоз 

осуществляется по Договору, спецмашиной Мусоровоз МАЗ 5337 по мере накопления 

1  раз  в  неделю.  ЖКО  вывозятся  по  Договорам  или  разовым  заявкам  организациями, 

имеющими  специальный  транспорт.  Для  сбора  отходов  установлены  контейнеры, 

объемом  0,75  куб.м,  в  количестве  10  шт.,  на  5  оборудованных  площадках  (таб.2.1). 

Контейнеры для сбора КГМ  в Шилекшинском сельском поселении не установлены. В 

отдаленных, населенных пунктах жители частных домов собирают ТКО в специальную 

тару  (мешки  для  мусора),  и  вывозят  или  сжигают  мусор  самостоятельно  по  мере  его 

накопления. 

Расположение оборудованных площадок для сбора ТКО в Шилекшинском 

сельском поселении. 

Таблица 2.1. 

№ 

п/п 

Наименование населенного пункта 

Количество 

площадок 

Количество 

контейнеров. 

1. 

с.Шилекша 

с.Бахарево 

с.Зобнино 

д. Шумовская 

   

Услугами в сфере обращения с отходами являются: 

1. Сбор и транспортировка отходов в места размещения (переработки) 

2. Размещение и переработка отходов, в том числе: 

- прием отходов на  временное хранение; 

- прием отходов на обезвреживание; 

39 

 

- прием отходов на переработку; 

- прием отходов на захоронение; 

- сортировка отходов с выделением полезных фракций. 

В  связи  с  тем,  что  тарифы  на  вывоз  ТКО  в  соответствии  с  законодательством  не  

регулируются,    частные    предприятия,  осуществляющие  данный  вид  деятельности,   

самостоятельно  определяют тарифы на сбор и вывоз ТКО и отражают их в договорах с 

управляющими компаниями и  прочими  учреждениями и организациями.  

Тарифы на услуги по вывозу ТКО в 2016-2017 годах приведены в таблице 2.2. 

 

Тарифы на вывоз ТКО на 2016- 2017год 

 

Таблица 2.2. 

 

 

 

С целью вывоза и переработки утилизации ртутьсодержащих ламп от физических и 

юридических 

лиц 

с 

территории 

сельского 

поселения, 

Администрацией 

Шилекшинского  сельского  поселения  заключен  Договор  с  организацией  имеющей 

лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, 

транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

 

ООО «ЭкоМир»   

В  настоящее  время  в  населенных  пунктах  Шилекшинского  сельского  поселения 

отсутствует  централизованной

 

система  канализации,  значительная  часть  населения 

пользуется выгребными ямами и септиками.

 

№ п/п 

Населенный пункт 

Дома 

Находящиеся на 

управлении. 

руб./1м

Не на управлении 

Руб./с чел. 

 

с.Шилекша 

296,90 

 

с.Бахарево 

296,90 

 

с.Зобнино 

296,90 

 

д. Шумовская 

296,90 

40 

 

 

Основные проблемы и недостатки системы санитарной очистки    

 

 

Системой  сбора  и  удаления  отходов  охвачены  только    крупные  населенные 

пункты. В отдаленных, населенных пунктах жители частных домов собирают 

ТКО  в  мешки,  и  вывозят  или  сжигают  мусор  самостоятельно  по  мере  

накопления. 

 

Отсутствуют  утвержденные  нормы  накопления  твердых  коммунальных 

отходов для населения и объектов социального значения; 

 

Отсутствует разработанная система снижения объема отходов,  на захоронение 

(раздельный сбор, сортировка, вторичное использование)  

 

 

Образование навалов мусора, которые является следствием вышеуказанных 
проблем. 

 

Пути решения проблем в сфере санитарной очистки 

 

 

 

Рекомендуется  установки  емкостей  для  временного  хранения  отходов  в 

отдаленных населенных пунктах.  

 

Рекомендуется разработать график вывоза мусора из отдаленных населенных 

пунктов 

 

Необходимо определение норм накопления ТКО  для многоквартирных 
домов, частных домовладений, а также предприятий и организаций 
социальной сферы. 

 

Необходимо разработать Порядок организации раздельного сбора, 
накопления, вывоза (транспортирования) твердых коммунальных отходов на 
территории сельского поселения. 
 

 

Рекомендуется провести работы по ликвидации навалов мусора. 

 

Рекомендуется провести эколого-просветительское образование населения. 

41 

 

 

Раздел  3.  Предлагаемая  организация  системы  обращения  с 
отходами 

 

3.1. 

Организация сбора и удаления отходов потребления

 

 

Твердо  коммунальные  отходы,  подлежащие  удалению  с  территории  населенных 

пунктов, разделяют на твердые и жидкие  отходы. К твердым коммунальным отходам 

(ТКО)  относят  отходы  жизнедеятельности  человека,  отходы  текущего  ремонта 

квартир, местного отопления, смет с дворовых территорий, крупногабаритные отходы 

населения,  а  также  отходы  учреждений  и  организаций  общественного  назначения, 

торговых предприятий.  

Объектами  санитарной  очистки  являются  территории  домовладений,  уличные  и 

микрорайонные 

проезды, 

объекты 

общественного 

назначения, 

территории 

предприятий,  учреждений  и  организаций,  объекты  садово-паркового  хозяйства,  места 

общественного  пользования,  места  отдыха  населения.  Специфическими  объектами, 

обслуживаемыми  отдельно  от  остальных,  считаются  медицинские  учреждения, 

ветеринарные объекты.  

Согласно  общероссийскому  классификатору  видов  экономической  деятельности 

(ОКВЭД),    обращение  с  отходами  относится  к  разделу  «Предоставление  прочих 

коммунальных,  социальных  и  персональных  услуг»,  Код  90.00.2.  Эта  группировка 

включает:  сбор  мусора,  хлама,  отбросов  и  отходов,  сбор  и  удаление  строительного 

мусора, уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение 

отходов,  свалку  отходов  на  земле  или  в  воде,  захоронение  или  запахивание  отходов, 

обработку  и  уничтожение  опасных  отходов,  включая  очистку  загрязненной  почвы, 

захоронение радиоактивных отходов.   

Система  сбора  отходов  может  быть  контейнерной  или  бесконтейнерной.  При 

контейнерной системе выделяют сменяемые и несменяемые контейнеры. При системе 

сменяемых  сборников  отходов  заполненные  контейнеры  следует  погружать  на 

мусоровоз,  а  взамен  оставлять  порожние  чистые  контейнеры.  В  этой  системе 

применяются  контейнерные  мусоровозы.  Применение  такой  системы  целесообразно 

при  дальности  вывоза  не  более  8  км,  при  обслуживании  объектов  временного 

образования отходов и сезонных объектов (летние кафе и павильоны, ярмарки, места с 

42 

 

большим  скоплением  людей).  При  системе  несменяемых  сборников  отходов  твердые 

коммунальные  отходы  из  контейнеров  необходимо  перегружать  в  мусоровоз,  а  сами 

контейнеры  оставлять  на  месте.  В  этой  системе  применяются  кузовные  мусоровозы. 

Данная  система  сбора  отходов  является  предпочтительной,  поскольку  позволяет 

наиболее  полно  использовать  мусоровозный  транспорт  и  достигнуть  большей 

производительности.   

Выбор  той  или  иной  системы  определяется  рядом  факторов:  удаленностью  мест 

разгрузки мусоровозов, санитарно-эпидемиологическими  условиями, периодичностью 

санитарной  обработки  сборников  отходов  и  возможностью  их  обработки 

непосредственно  в  домовладениях,  типом  и  количеством  спецавтотранспорта  для 

вывоза отходов, количеством проживающих жителей и т.д.  

Для  обслуживания  жилищного  фонда  по  развиваемым  населенным    пунктам 

Шилекшинского  сельского  поселения      рекомендуется  контейнерная  система  сбора 

отходов с несменяемыми сборниками. В остальных населенных пунктах целесообразно 

осуществлять бесконтейнерный сбор отходов.  

  

Организация сбора и вывоза крупногабаритных отходов 

 

Крупногабаритный мусор (далее КГМ) составляют порядка 5-7% в общем объеме 

твердых  коммунальных  отходов,  образуемых  на  территории  любого  поселения. 

Стандартные  контейнеры  для  мусора  объемом  0,7-1,0  м.куб  не  предусматривают  

размещение в них крупногабаритных отходов.  

Для  сбора  и  промежуточного  складирования  КГМ  существуют  два  основных 

варианта: 

сбор КГМ в  сменяемые бункера-накопители (7,5—8,5 м3). 

организация  сбора КГМ патрульным методом. 

Целесообразность установки бункеров должна определяться с учетом пешеходной 

доступности  и обеспечением  коэффициента использования бункеровоза на уровне не 

менее 60-70%.  

При расчетном общем  количестве бункеров на 1  населенный пункт  менее  7 ед. и 

значительным расстоянием вывоза КГМ  устанавливать бункеры нецелесообразно. 

Один  бункер    позволяет  обслужить  в  среднем  от  900  до  2700  жителей  в 

зависимости от периодичности вывоза отходов. 

43 

 

Вывоз крупногабаритных отходов (КГО) следует производить по мере накопления, 

но не реже одного раза в неделю. Для их сбора необходимо  организовать специально 

оборудованные места, расположенные на придомовых территориях. Площадка должна  

иметь твердое покрытие и находиться в непосредственной близости от проезжей части 

дороги. Ее располагают на расстоянии не менее 20 м от жилых домов и не более 100 м 

от  входных  дверей  обслуживаемых  зданий.  Размер  площадки  выбирают  с  учетом 

условий подъезда спецавтотранспорта при вывозе накопленных отходов.  

Вывоз  крупногабаритных  отходов  производится  по  графику,  согласованному 

жилищной организацией.   

 

Организация сбора и вывоза прочих отходов 

 

Вывоз  отходов,  образующихся  при  проведении  строительных,  ремонтных  и 

реконструкционных  работ  в  жилых  и  общественных  зданиях,  обеспечивается  самими 

предприятиями  в  соответствии  с  утвержденной  Генеральной  схемой  санитарной 

очистки.  

Для  вывоза  отходов  привлекается  транспорт  специализированных  организаций, 

имеющих  разрешительную  документацию    на  данный  вид  деятельности.  Вывоз 

отходов  осуществляется  на  специально  отведенные  участки,  имеющие  необходимую 

разрешительную документацию.  

Отходы  промышленных  предприятий  также  вывозят  сами  предприятия  с 

привлечением  транспорта  специализированных  организаций  на  специально 

оборудованные  полигоны,  специализированные  места  их  размещения  (переработки) 

или сооружения для обезвреживания.  

 

Организация системы вывоза  ТКО и КГМ 

 

Периодичность  вывоза  ТКО    должна    исключать  возможность    загнивания  и 

разложения  ТКО.  Срок  хранения  ТКО  определяется    в  соответствии  с  санитарными 

правилами  и  нормами  "СанПиН  42-128-4690-88.  Санитарные  правила  содержания 

территорий населенных мест": 

в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) -  не более трех суток; 

44 

 

в  теплое  время  (при  плюсовой  температуре  -  свыше  +5  град.)    -  не  более  одних 

суток (ежедневный вывоз). 

Сбор    ТКО  должен  осуществляться  мусоровозами  по  утвержденному  графику    в 

местах образования (на контейнерных площадках, у подъездов). 

Вывоз ТКО осуществляется на  специально оборудованный полигон (свалку). 

Для  комфортного  проживания  населения,  коммунальные  отходы  необходимо  

удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов. 

Движение автомобилей по обслуживаемому участку регламентируется маршрутом 

движения  -  последовательным  порядком  передвижения  автомобиля  от  объекта  к 

объекту  в  пределах  одного  производственного  цикла,  т.е.  до  полной  загрузки 

спецавтомашины.  

Дважды  в  год  -  весной  и  осенью  -  в  определенные,  заранее  анонсированные  дни 

организовывается массовый вывоз отходов с территорий садово-дачных кооперативов.  

Отношения между автотранспортными предприятиями,  осуществляющими вывоз 

ТКО  и  КГО,    и  производителями  отходов  строятся  на  основании  договоров  в 

соответствии с действующим законодательством.  

При отсутствии договоров между образователями отходов (юридическими лицами, 

управляющими  организациями  по  управлению  многоквартирными  домами,  жителями 

индивидуальных  домов,  садоводческими  и  дачными  товариществами  и  гаражными 

кооперативами)  и  организациями,  осуществляющими  сбор  и  вывоз  ТКО,  органы 

местного  самоуправления    предусматривают    административную  ответственность  в 

виде штрафов к образователям отходов. 

Расчеты  между  участниками  отношений  в  сфере  обращения  с  отходами 

производятся на основании заключенных договоров. 

Перевозчик при вывозе твердых коммунальных отходов обязан:  

а)  убирать  отходы,  просыпавшиеся  при  выгрузке  мусоросборников  в 

спецтранспорт, а также при движении по маршруту вывоза отходов;  

б)  осуществлять  перевозку  отходов  с  летучими  и  распыляющимися  фракциями 

способами, исключающими загрязнение окружающей среды;  

в)  передавать  отходы  лицам,  осуществляющим  утилизацию,  переработку, 

сортировку коммунальных отходов по весовым показателям;  

г)  в  целях  защиты  жизни  и  здоровья  работников  обеспечивать  своих  работников 

спецодеждой, средствами индивидуальной защиты;  

45 

 

д)  несут  иные  обязательства  в  соответствии  с  действующим  законодательством, 

муниципальными правовыми актами муниципальных образований. 

 

3.2. 

Прогноз изменения количества образующихся ТКО.

 

 

Для  прогнозирования  объемов  образующихся  отходов  следует  пользоваться 

установленными  нормами  накопления  ТКО,  а  также  данными  по  перспективному 

развитию  сельского  поселения,  т.е.  сведениями  о  численности  населения, 

муниципальных  учреждениях,  предприятиях  и  т.п.  Данные  по  перспективному 

развитию Шилекшинского сельского поселения приведены в таблице 3.1, 

 

Данные по перспективному развитию Шилекшинского сельского поселения. 

Таблица 3.1. 

 

 

Показатель  

Единица 
измерения  

2016 г.  

2021 г.  

2036 г.  

Численность населения, в том числе 
по планировочным 
(административным) районам  

тыс. чел.  

1,3 

1.2 

1,0 

Численность населения, 
проживающего в домовладениях:  
  

тыс. чел.  

 1.3 

1.2 

1,0 

благоустроенных 

тыс. чел. 

 

 

 

неблагоустроенных 

тыс. чел. 

1.3 

1.2 

1,0 

Численность населения, 
проживающего в неканализованных 
домовладениях:  
  

тыс. чел.  

 1,3 

1.2 

 1,0 

Этажность застройки 

100 

100 

100 

 1 – 2 этажные 

тыс. чел. 

1.3 

1,2 

1,0 

3 – 5 этажные 

тыс. чел. 

 более 5 этажей  

 тыс. чел.  

 - 

Больницы 

койка 

Поликлиники (4 ФАПа) 

число 

25 

25 

25 

46 

 

посещений в 
день  

Детские дошкольные учреждения 

мест  

31 

31 

31 

Общеобразовательные школы, ПТУ, 
техникумы, институты 

учащиеся 

45 

45 

45 

Клубы, дворцы культуры, театры и 
кинотеатры 

место 

554 

554 

554 

Магазины 

м

2

торговой 

237 

237 

237 

продовольственные 

площади 

 

 

 

промтоварные 

 

 

 

 

Рынки 

м2торговой 
площади 

Предприятия общественного питания 
ООО «Уют» и школьная столовая 

Посадочное 
место 

52 

52 

52 

Гостиницы 

место 

Предприятия бытового 
обслуживания 

сотрудники 

Учреждения, управления, 
сотрудников административно-
хозяйственные, правовые, научно-
исследовательские 
и прочие 

сотрудники 

190 

190 

190 

Общая протяженность и площадь 
проезжей части улиц, дорог, 
проездов и тротуаров с 
усовершенствованным покрытием 

км/тыс.м

37,231

 

37,231 

37,231 

Суммарная мощность очистных  
сооружений канализации. 

Тыс.м

3

в 

сутки 

Обеспеченность жилищного фонда 
канализацией 

 

 

Согласно  современным  исследованиям,  удельное  годовое  накопление  отходов  на 

одного жителя населенных мест (норма накопления) имеет  тенденцию к постоянному 

росту.  Прогнозирование  образования  отходов  обычно  производится  на  основе 

использования коэффициента годового прироста объемов ТКО на одного человека.  

Согласно  исследованиям,  проводимым  ГУП  УНИИ  АКХ  им.  К.Д.  Памфилова, 

величина  годового  прироста  для  крупных  городов  составляет  приблизительно  0,6%. 

Для  Шилекшинского  сельского  поселения,  население  которого  составляет  1331  тыс. 

человек,  этот  показатель  должен  быть  существенно  ниже.  Расчет  производится 

методом сложных процентов, годовой прирост принят равным 0,1%: 

 

V

 

пр=V

исн

*(1+0,001)

t

 , 

 

47 

 

Где  V  пс  –  прогнозируемый  объем  твердых  коммунальных  отходов,  Vисн  – 

исходный  объем  образующихся  твердых  коммунальных  отходов,  t  –  период 

прогнозирования.  В  таблице  3.2  приведены  прогнозируемые  нормы  накопления 

отходов жилищного фонда.                                                                                      

                                                                                                                     

Прогнозирование норм накопления отходов 

Таблица 3.2 

                                               

 

Прогнозирование  изменения  норм  накопления  отходов  (табл.  3.2)  и  численности 

населения  позволяет  оценить  количество  образующихся  коммунальных  отходов  от 

жилищного  фонда  на  период  с  2016  по  2031  годы.  Расчет  объемов  отходов  от 

организаций  и  учреждений  производится  исходя  из  соотношения  между  объемами 

отходов  от  жилищного  фонда  и  организаций  –  70:30.  Прогнозируемое  общее 

количество  твердых  коммунальных  отходов  в  Шилекшинском  сельском  поселении 

приведено в таблице 3.3.                     

                                                                                                            

   

 

Прогнозируемое количество твердых коммунальных отходов, образующихся 

на территории Шилекшинского сельского поселения 

Таблица 3.3.       

Год  

Численность 
населения, 
чел  

Годовая 
норма 
накопления 
отходов, 
м

3

/чел  

Годовой 
объем 
отходов от 
жил. сектора, 
м

3  

Годовой 
объем 
отходов от  
организаци
й, м

Полный 
годовой 
объем 
отходов, м

3  

Годовой 
объем КГО, 
м3 

2016 

1331 

1,07 

 1425 

611 

 2036 

102 

2017 

 1311 

1,07 

1403 

602 

2005 

101 

2018 

1292 

1,07 

 1383 

593  

1976 

99 

2019 

 1273 

1,07 

 1363 

585 

1948 

98 

2020 

 1254 

1,07 

 1342 

576 

1918 

96 

2021 

 1236 

1,08 

 1335 

573 

1908 

96 

2026 

 1148 

1,08 

 1240 

532 

1772 

89 

2031 

 1066 

1,09 

 1162 

498 

1660 

83 

Годовая норма накопления отходов 

год  

2016  

2017  

2018  

2019  

2020  

2021 

2026 

2031  

м3/чел  

1,07  

1,07  

1,07  

1,07  

1,07  

1,08  

1,08  

1,09  

кг/чел  

225  

225  

225  

226  

226  

226  

227  

228  

48 

 

 

Таким  образом,  всего  по  поселению  прогнозируемый  объем  ТКО  в  2016  году 

составит 2036 м3, в 2021 году 1908 м3, в 2031 1660 м3, КГМ в 2016году 102 м3, в 2021 

году 96 м3, в 2031 году 83 м3. 

3.3. 

Определение необходимого количества контейнеров для сбора 

твердых коммунальных отходов

 

 

При  контейнерной  системе  сбора  в  отечественной  практике  как  правило 

применяются  металлические  сборники  ТКО  различной  вместимости  от  0,1  до  12  м³. 

Контейнеры,  вместимостью  0,55  и  0,75  м³  -  стационарные.  Мусоросборники, 

вместимостью  0,3;  0,6;  0,8;  1,1  м³  снабжены  колесами.  Рекомендуется  использование 

закрывающихся  контейнеров  для  исключения  процессов  гниения  и  разложения 

отходов  в  летнее  время  года.  На  (рис.  2)  изображен    контейнер  1,1  м3  с  крышкой  и 

колесами.  Цена  такого  контейнера  около  10  тысяч  рублей.  Для  обслуживания 

контейнеров требуется специализированный мусоровоз с манипулятором для погрузки 

отходов. Для сбора КГМ применяются металлические  сменяемые бункера-накопители 

вместимостью  7,5—8,5 м3 (рис3). 

Число устанавливаемых контейнеров определяется исходя из объемов образования 

и  сроков  хранения  отходов.  Расчетный  объем  мусоросборников  должен 

соответствовать  фактическому  накоплению  отходов  в  периоды  наибольшего  их 

образования. Для учета отклонения фактических объемов от среднегодовых в пределах 

25%  вводится  коэффициент  неравномерности  К

1

=  1,25.  Резервные  контейнеры  на 

случай  ремонта  (5%)  учитываются  коэффициентом  К

2

  =  1,05.  Рекомендуемая 

периодичность вывоза отходов, согласно СанПиН 42-128- 4690-88, в теплое время года 

(при температуре +5 

0

С и выше) составляет не более одних суток (ежедневный вывоз), 

в холодное время года (при температуре – 5 

0

С и ниже) - не более трех суток.  

Число  контейнеров  Nконт,  подлежащих  расстановке  на  обслуживаемом  участке, 

определяется по следующей формуле: 

N

конт

1

Пгод

𝑉конт

 

*

 

𝑡

365

  , 

где П

год

– годовое накопление отходов на обслуживаемой территории, м3, 

t – периодичность удаления отходов, сут,  

V

конт

 – объем контейнера, м3.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/