ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (2016 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КИНЕШЕМСКОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ ШИЛЕКШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (2016 год) - часть 4

 

 

49 

 

Для  расчета  необходимого  количества  контейнеров  следует  определить  частоту 

вывоза ТКО. Она выбрана с учетом требований СанПиН 42-128-4690- 88, т.е. не реже 1 

раза  в  3  дня  в  холодное  время  года,  и  ежедневный  вывоз  в  теплое  время  года.  Для 

Ивановской  области  средняя  месячная  температура  выше  +5  градусов  держится  7 

месяцев  в  году  –  с  апреля  по  октябрь.  В  этот  период  (214  дней)  вывоз  следует 

осуществлять ежедневно – 214 вывозов, в остальные 5 месяцев вывоз 1 раз в 3 дня – 50 

вывозов. Таким образом, в год осуществляется 264 вывоза, т.е. средняя периодичность 

удаления отходов составляет 1,4  суток. 

Расчеты  количества  контейнеров  ведутся  исходя  из  прогнозируемых  объемов 

отходов  на  2016-2031  годы  (табл.  3.3)  для  среднего  периода  накопления  отходов 

(1,4сут.).  

Количество    контейнеров    для    сбора    КГО  рассчитано      при    периодичности  

вывоза  53  дней  в  году (еженедельный вывоз). 

Расчет  необходимого  количества  контейнеров  определен  на  весь  объем  ТКО, 

образующихся в Шилекшинского сельском поселении представлен в таблице 3.4. 

 

Необходимого количества контейнеров определен на весь объем ТКО 

 

Таблица 3.4. 

Показатель\ Год 

2016 

2021 

2031 

Необходимое количество 
контейнеров V=1,1 куб.м., ед. 

Необходимое количество 
контейнеров V=0.75 куб.м., ед. 

13 

12 

11 

Количество контейнерных 
площадок при расстановке по 2 
конт., ед. 

Количество контейнерных 
площадок при расстановке по 5 
конт., ед. 

Необходимое количество 
контейнеров для КГО, V=8 куб.м., 
ед. 

 

Для  удобства  расстановки  контейнеров  по  территории  произведен  расчет 

количества человек Nчел  , обслуживаемых одним контейнером . 

Nчел=

𝑉конт

К1∗𝑉0

 * 

365

𝑡

 

50 

 

где V0  - среднегодовая норма накопления ТКО на одного человека. 

Для  установленных  норм  и  при  принятых  периодах  накопления  отходов  один 

контейнер 1,1 м3 обслуживает в среднем 214 человек, контейнер 0,75 м3 обслуживает в 

среднем 146 человек. 

Для 

осуществления 

раздельного 

сбора 

ТКО 

необходимо 

установить 

дополнительные  контейнеры,  количество  которых  определяется  видами  собираемых 

отходов.               

          

 

Рис.2 Контейнер для сбора мусора вместимостью 1,1 м3 

 

 

 

Рис.3

 

Бункер - накопитель для мусора открытый (объем 8,0 м3) 

51 

 

 

 

Правила организации и содержания контейнерных площадок 

 

В  целях  организации  контейнерных  площадок  в  муниципальных  образованиях 

органом  исполнительной  власти  муниципального  образования  определяется 

уполномоченная 

организация, 

осуществляющая 

соответствующие 

функции. 

Уполномоченной организацией может выступать как орган местного самоуправления, 

так и организация любой организационно-правовой формы.   

В  рамках  своих  функций  уполномоченная  организация  принимает  письменные 

заявки  от  заинтересованных  производителей  отходов  на  определение  места 

размещения  площадок  для  мусоросборников,  утверждает  места  размещений 

мусоросборников,  ведет  реестр  площадок  для  мусоросборников  и  может 

самостоятельно инициировать установку контейнеров.  

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, устраивают площадки для 

мусоросборников  для  твердых  коммунальных  отходов  в  соответствии  с 

утвержденными  уполномоченной  организацией    местами  размещения  площадок  для 

мусоросборников.  

При  проведении  органом  местного  самоуправления  конкурсов  по  выбору 

управляющей организации необходимо в перечень обязательных работ по содержанию 

и  ремонту  жилых  помещений  включать  работы  по    содержанию  контейнерных 

площадок, в том числе транспортировке  крупногабаритного мусора  в бункеры. 

В случае если собственники  помещений в многоквартирном доме самостоятельно 

выбирают  управляющую  компанию,  обязанность  по  содержанию  контейнерной 

площадки вменяется данным собственникам.  

Строительство  и  обустройство  контейнерных  площадок  должно  отвечать 

следующим требованиям: 

1. Контейнерные площадки располагают на расстоянии не ближе 20 м, но не более 

100 метров от окон жилых и общественных зданий, детских и спортивных площадок, 

мест отдыха  

2.  Площадки  для  установки  контейнеров  (рис.4)  должны  иметь  твердое 

водонепроницаемое  покрытие  с  уклоном  в  сторону  проезжей  части  0,02%,  быть 

удобны  в  отношении  их  уборки  и  мойки.  Территория  площадки  должна 

52 

 

соответствовать  размерам  и  числу  контейнеров,  причем  со  всех  сторон  необходимо 

оставлять место во избежание загрязнения почвы; 

3.  Расположение  площадок  и  расстановка  контейнеров  должны  исключать 

необходимость  сложного  маневрирования  мусоровозов  и  соответствовать  условиям 

погрузочно-разгрузочных работ;  

4.  Все  площадки  должны  быть  изолированы  от  окружающей  среды  озеленением, 

затенены; (для создания живой изгороди вокруг площадок рекомендуется использовать 

следующие  виды  зеленых  насаждений:  смородину  золотистую,  барбарис 

обыкновенный, боярышник и др.); 

5. Должно быть предусмотрено искусственное освещение;  

6. Контейнеры должны устанавливаться от ограждающих конструкций не ближе 1 

м, а друг от друга - 0,35 м.;  

7.  На  площадке  для  мусоросборников  допускается  размещение  мусоросборников, 

принадлежащих 

различным 

юридическим 

лицам 

и 

индивидуальным 

предпринимателям; 

8.  Размер  площадки  должен  быть  достаточным  для  размещения  всех 

мусоросборников в ряд; 

9.  На  контейнерных  площадках  ТКО  должны  быть  оборудованы  места  для 

временного складирования КГО, также имеющие ограждение; 

10.  Площадка  для  мусоросборников  должна  быть  оборудована  информационным 

щитом  следующими  размерами:    ширина  -  1500  мм;    высота  -  1000  мм. 

Информационный  щит  размещается,  как  правило,  на  боковой  линии  по  центру 

площадки для мусоросборников. 

Содержание информационного щита: 

регистрационный номер площадки для мусоросборников;  

уполномоченная организация; 

организация,  обслуживающая контейнерную площадку и вывозящая мусор; 

график (время, дни вывоза) вывоза отходов с площадки для мусоросборников;  

телефон "горячей линии". 

Размеры  контейнерной  площадки  в  зависимости  от  количества  контейнеров  на 

площадке приведены в таблице 3.5 

 

 

53 

 

Размеры площадок под мусоросборники 

Таблица  3.5. 

Площадка под 
мусоросборник 

Длина, 

м 

Ширина, 

м 

Площадь, 

кв.м 

Длина 

ограждения, 

м 

Высота 

ограждения, 

м 

Площадь 

ограждения, 

м 

1 контейнер 

3,0 

3,0 

8,8 

8,9 

1,5 

13,3 

2 контейнера 

4,3 

3,0 

12,7 

10,2 

1,5 

15,3 

3 контейнера 

5,6 

3,0 

16,6 

11,5 

1,5 

17,3 

4 контейнера 

7,0 

3,0 

20,6 

12,9 

1,5 

19,3 

Бункер 

5,5 

3,85 

21,1 

13,18 

1,5 

19,8 

 

Рис.4 Контейнерная площадка 

Мойка и дезинфекция мусоросборников и контейнеров 

на объектах муниципального района 

Одним из важнейших звеньев планово-регулярной очистки домовладений является 

мойка, а при необходимости и дезинфекция контейнеров. 

При разгрузке контейнеров часть отходов остается на днище и стенках сборников, 

привлекая насекомых, птиц и грызунов, способствуя распространению специфического 

запаха. 

Для  удаления  налипших  отходов,  контейнеры  необходимо  мыть,  что 

предписывается СанПиН 42-128-4690-88. 

Дезинфекция и мойка контейнеров осуществляется один раз в 10 дней на месте их 

размещения эксплуатирующими организациями. 

54 

 

Так  как  контейнеры  все  время  стоят  в  определенном  месте  на  территории  двора, 

целесообразно тут же их и промывать. Мойку организуют в мусороприемных камерах, 

имеющих  подвод  воды  и  приемный  люк  канализационной  сети,  а  там,  где  мойку 

организовать  нельзя,  используют  специальную  моечную  машину.  Контейнеры  моют 

сразу же после их опорожнения, поэтому моечная машина следует непосредственно за 

мусоровозом. 

В  настоящие  время  научно-производственным  комплексом  "Коммунальные 

машины" сконструирована машина ТГ-100 (ТГ-100А) для мойки контейнеров объемом 

0,36 и 1,1 м

3

  на  шасси  КамАЗ

1

, которая способна обрабатывать 30 контейнеров в час 

непосредственно  на  контейнерной  площадке.  Такие  машины  оснащены  базовым 

автомобильным оборудованием для подачи контейнера в зону мойки. 

Специальное оборудование включает:  

 

моечную камеру;  

 

баки для чистой и отработанной воды;  

 

комплект моечных головок для подачи воды под давлением при мойке 

на  внутреннюю  и  внешнюю  поверхности  мусоросборочного 

контейнера;  

 

сточный бак для сбора отработанной воды из моечной камеры;  

 

насосные установки для подачи воды под давлением из бака с чистой 

водой  в  моечные  головки  моечной  камеры  и удаления  отработанной 

воды из моечной камеры;  

 

манипулятор  с  захватом  для  подъема,  опрокидывания  и  введения 

мусоросборочного  контейнера  в  зону  действия  моечных  головок 

моечной камеры.  

Мойка  контейнера  производится  холодной  водой  при  больших  давлениях  и  при 

плюсовой температуре окружающей среды.  

Обязанность мойки и дезинфицирования  контейнеров лежит на  их собственниках 

(жителей  многоквартирных  домов,  домовладельцах),  организаций  и  предприятий,  а 

также организаций, осуществляющих сбор и вывоз ТКО. 

                                                             
 

 

55 

 

3.4. 

Определение необходимого количества спецавтотранспорта для 

вывоза отходов потребления

 

 

С  учетом  норм  накопления  отходов  и  схемы  вывоза  отходов  определяется 

необходимое  количество  и  тип  спецавтотранспорта  и  его  потоки.  Число  мусоровозов 

Nтр, необходимых для вывоза отходов, определяется по формуле: 

N

тр

=

К1∗Пгод

365∗Псут∗Кисп

где          Пгод  –  количество  коммунальных  отходов,  подлежащих  вывозу  в  течение 

года с применением рассматриваемой системы, м3,  

Псут – суточная производительность единицы данного вида транспорта, м3,  

Кисп – коэффициент использования парка (обычно принимается равным 0,8). 

Суточная производительность мусоровозов (Псут):  

П

сут 

=N

рейс 

* Е, 

где  Nрейс  –  число  рейсов  в  сутки,  Е  –  количество  отходов,  перевозимых  за  один 

рейс, м3. 

Прогноз  годового  количества  коммунальных  отходов,  подлежащих  вывозу,  на 

2016-2031 

годы  приведен  в  таблице  3.3.  Для  определения  суточной 

производительности  спецтехники,  задействованной  для  вывоза  ТКО,  необходимо 

оценить  количество  возможных  рейсов  в  сутки  и  перевозимый  объем  ТКО  за  один 

рейс.  

Для  обслуживания  стандартных  контейнеров  О.75  м3  может  использоваться, 

например,  большегрузный  мусоровоз  КО-440-7  (рис.5).

 

Они  идеально  подходят  для 

сбора,  уплотнения  и  транспортировки  отходов.  Задняя  загрузка  не  требует 

маневрирования  при  подъезде  к  контейнерной  площадке,  подъемные  механизмы 

позволяют  работать  со  всеми  типами  мусорных  контейнеров.  Уплотнение  отходов 

осуществляется  при  помощи  прессующей  и  выталкивающей  плит.  Выгрузка  отходов 

производится выталкивающей плитой. Данный мусоровоз  в настоящее время числятся 

в  парке  спецтехники  ООО  «Эко-ТранАвто».  Базовое  шасси  –  КАМАЗ  43253  . 

Вместимость  кузова  16  куб.  м,

 

объем  загрузочного  бункера  –  2,8  м3.  коэффициент 

уплотнения 1,6, максимальная масса загружаемых отходов 5 тон. 

56 

 

 

Рис.5  Мусоровоз КО-440-7 на базовой шасси КАМАЗ 43253 

 

За один рейс мусоровоз FARID T1M-16 UG может перевезти, с учетом уплотнения, до 

25  м3,  т.е.  33  контейнеров  0,75  м3.  Время  загрузки  одного  контейнера  составляет 

приблизительно 5-10 минут, полная загрузка занимает около 2,5 часов 

Для  определения  числа  возможных  рейсов  в  сутки  необходимо  определить  плечо 

вывоза  ТКО.  На  данный  момент  вывоз  отходов  с  территории  Шилекшинского 

сельского поселения осуществляется на санкционированную свалку, расположенную в 

48  км  от  поселения.  С  учетом  движения  внутри  населенных  пунктов,  средний  путь  в 

одну сторону приблизительно составляет около 52км. За один полный рейс транспорт 

должен  проделать  путь  туда  и  обратно,  т.е.  104  км.  Учитывая,  что  средняя  скорость 

движения мусоровоза составляет около 40 км/ч, этот путь займет приблизительно 2 час 

30 минут. С учетом времени на погрузку и разгрузку, полный рейс мусоровоза FARID 

T1M-16 UG при  обслуживании контейнеров 0,75 м3 займет около 5 часов. За  одну 8-

часовую  смену  он  может  совершить  1  рейс  (примем  Nрейс=1).  Таким  образом, 

суточная  производительность  мусоровоза  КО-440-7  составит  Псут=  1*25=25  м3. 

Годовая производительность составляет (с учетом коэффициента использования парка 

0,8) для мусоровоза   - 6600 м3/год,  

 

57 

 

Данное значение превышает годовые и запланированные объемы накопления ТКО 

(2016г-  2036  м3,  2021г-  1908  м3,    2031г-  1660  м3.)  в  несколько  раз,  поэтому 

производительности  одного  мусоровоза  вполне  достаточно  для  обеспечения  вывоза 

отходов.  

Для обеспечения сбора и вывоза мусора требуются рабочие следующих профессий: 

водитель автомобиля, грузчик, оператор.  

Состав работ:  

Для  водителя  автомобиля.  Установка  мусоровоза  под  загрузку.  Управление 

спецоборудованием  при  перегрузке  ТКО.  Переезд  к  следующей  контейнерной 

площадке  в  пределах  1  км.  Установка  мусоровоза  под  разгрузку,  управление 

спецоборудованием.  

Для  грузчика.  Открывание  крышек  контейнеров.  Кантовка  контейнера  под  захват 

манипулятора  (при  необходимости).  Подбор  просыпавшихся  при  погрузке  отходов. 

Закрывание крышек контейнеров. Очистка кузова от остатков ТКО после разгрузки.  

Для  оператора. Подготовка документации по выпуску  машин  на линию: путевого 

листа  и  справки  о  работе  спецмашин,  организация  своевременного  выпуска  машин  и 

периодическая  проверка  нахождения  их  на  линии.  Оперативное  перераспределение 

машин  в  случаях  нарушения  утвержденного  графика  или  изменения  по  каким-либо 

причинам  условий  работы  машин  на  линии.  Регистрация  машин,  возвращающихся  в 

парк.  Прием  и  обеспечение  заявок  на  машины.  Подготовка  ежедневного  (суточного) 

отчета работы машин.  

Правила составления графиков и маршрутов работы 

спецавтотранспорта для вывоза отходов 

 

Маршрутизация 

движения 

собирающего 

мусоровозного 

транспорта 

осуществляется  для  всех  объектов,  подлежащих  регулярному  обслуживанию.  За 

маршрут  сбора  отходов  принимается  участок  движения  собирающего  мусоровоза  по 

обслуживаемому району от начала до полной загрузки машины. 

Все  маршруты  разрабатываются  в  графической  и  текстовой  формах.  Графическая 

форма  маршрутов  сбора  ТКО  -  это  нанесенные  на  план  города  (района)  линии 

движения соответствующих мусоровозов с указанием начального и конечного пунктов 

сбора, а также направления их движения. Текстовая форма маршрута сбора ТКО - это 

последовательное  перечисление  адресов  домовладений,  обслуживаемых  за  один  рейс 

58 

 

мусоровоза  до  его  максимального  заполнения.  В  маршрутных  картах  должны  быть 

установлены  наиболее  рациональное  направление  движения  машин,  дистанция 

нулевых (от места стоянки машин до места работы) и холостых пробегов.  

В  соответствии  с  маршрутными  картами  разрабатывают  маршрутные  графики,  за 

каждым из которых закрепляют определенное число машин.  

В  дополнение  к  маршрутам  движения  мусоровозов  разрабатывается  подробный 

график  (расписание)  движения,  который  позволяет  в  любое  время  определить,  где 

находится  мусоровозная  машина,  какой  объект    она  обслуживает,  когда  должна 

прибыть  на  конечный  пункт  маршрута  или  к  месту  разгрузки,  когда  приступит  к 

следующему маршруту. 

Графики работы, утвержденные руководителем предприятия, выдаются водителям. 

Маршрутные  графики  должны    предусматривать  последовательный  порядок 

передвижения спецмашин и  наибольшую загрузку спецмашин. Маршруты составляют 

таким образом, чтобы свести к минимуму холостые пробеги машин.  

Разработка маршрутов сбора ТКО может производиться специалистами на основе 

опыта  и  определенных  правил  (эвристический  способ)  или  с  применением 

математического моделирования процесса сбора ТКО. 

При эвристическом способе маршрутизации необходимо учитывать следующее: 

   маршрут  сбора  должен  быть  компактным  и  непрерывным,  причем, 

повторные  пробеги  мусоровозов  по  одним  и  тем  же  улицам  следует 
сводить к минимуму; 

   начальный  пункт  маршрута  сбора  следует  располагать  возможно 

ближе  к  спецавтохозяйству,  если  рабочий  день  начинается  на  этом 
маршруте; 

 

пункты  сбора  ТКО,  находящиеся  на  дорогах  с  особо  интенсивным 
движением и улицах с большим потоком пешеходов, нужно объединять 
в  маршруты  сбора,  подлежащие  обслуживанию  до  наступления  часов 
"пик"; 

 

маршрут  сбора  должен  проходить  по  направлению  к  месту 
обезвреживания ТКО; 

 

на  улицах  с  большим  уклоном  (более  12-15  %)  процесс  сбора  должен 
идти под уклон; 

 

правые повороты в квартальных проездах используют по возможности 
(с  целью  исключения  пересечений  с  встречным  потоком  транспорта  и 
маневрирования на перекрестках); 

 

тупиковые улицы следует обслуживать таким образом, чтобы въезд на 
них осуществлялся правым поворотом;  

59 

 

 

маршрут  сбора  должен  предусматривать  наличие  резервных  участков 
для  заполнения  мусоровоза  в  случае  его  недогрузки  на  основном 
маршруте. 

Определив  путем  хронометража  продолжительность  загрузки  мусоровоза  на 

каждом  маршруте  и  время,  необходимое  для  вывоза  мусора  на  предприятия  по 

сортировке  (переработке)  ТКО  и  возвращения  со  следующего  места  загрузки  (или 

базы), составляют маршрутный график работы мусоровоза на весь рабочий день. При 

составлении графиков следует учитывать также затраты времени на подготовительно-

заключительные  операции  и  на  нулевые  пробеги  (от  гаража  до  участка  работы  и  в 

гараж  по  окончании  работы).  Если  невозможно  установить  нормы  затрат  времени  на 

погрузку,  пробег  и  разгрузку  на  каждом  маршруте  путем  хронометража,  то  при 

введении  планово-регулярной  уборки  или  вводе  в  эксплуатацию  новых  мусоровозов 

графики составляют по нормативам.  

В маршрутных графиках указывается время вывоза и договорный объем вывоза (в 

куб. м или количество контейнеров) по объектам.  

Периодически  необходимо  организовывать    проверочные  обкатки  маршрутов, 

осуществляется контроль исполнения графиков, в процессе работы каждый график 1—

2 раза в год проверяют и корректируют.  

При  изменении  местных  условий  (устройство  дополнительных  контейнерных 

площадок,  контейнеров,    ремонте  дорожных  покрытий  на  одной  из  улиц  и  т.д.) 

маршруты корректируются. 

Один  экземпляр  маршрутов  движения  спецмашин  должен  находиться  у 

диспетчера,  другой  -  у  водителя.  Водителей  машин  закрепляют  за  определенными 

маршрутами, что повышает ответственность каждого исполнителя за сроки и качество 

работ. 

Дважды  в  год  -  весной  и  осенью  -  в  определенные,  заранее  анонсированные  дни 

организовывается массовый вывоз отходов с территорий садово-дачных кооперативов.  

Маршрутные  карты  и  маршрутные  графики  должны  разрабатываться 

подрядчиками, осуществляющими сбор и вывоз ТКО и КГМ. 

3.5. 

Организация системы приема вторичного сырья

  

 

Порядок  сбора  отходов  на  территориях  муниципальных  образований, 

предусматривающий  их  разделение  на  виды  (пищевые  отходы,  текстиль,  бумага  и 

другие),  определяется  органами  местного  самоуправления  и  должен  соответствовать 

60 

 

экологическим,  санитарным  и  иным  требованиям  в  области  охраны  окружающей 

природной среды и здоровья человека.  

С  целью  снижения  затрат  на  вывоз  твердых  коммунальных  отходов,  вовлечения 

ценных  компонентов  ТКО  во  вторичный  оборот  дополнительных  источников  сырья 

необходима  организация  пункта  сбора  вторсырья:  макулатуры,  черного  и  цветного 

металла  (бутылок  из-под  напитков),  стеклобоя.  В  перспективе  на  данном  пункте 

возможно  организовать  прием  полиэтилена  и  пластмасс  при  наличии  потребителя 

данного вида вторсырья.  

В таблицах 3.6 и 3.7 представлен морфологический состав ТКО и КГО, собираемых 

в  жилищном  фонде  и  общественных  и  торговых  предприятиях  городов  и  регионов 

России. 

 

 

Морфологический состав ТКО, собираемых в жилищном фонде и 

общественных и торговых предприятиях городов и регионов России,               

% по массе 

                                                                                                                       

Таблица 3.6 

 

Компонент 

ТКО 
жилищного 
фонда, % 

Среднее 
значение, 

ТКО 
общественных и 
торговых 
предприятий, % 

Среднее 
значение, % 

Пищевые отходы 

27...37 

32 

13....16 

15 

Бумага, картон 

37...41 
7 3 

39 

45...52 
5 4 

48 

Дерево 

1...2 

3..5 

Черный металлолом  3...4 

3...4 

Цветной металлолом  1...2 

1...4 

Текстиль 

3...5 

3...5 

Кости 

1...2 

1,5 

1...2 

Стекло 

2...3 

2,5 

1...2 

Камни, штукатурка  0,5...1 

2...3 

Кожа, резина 

0,5...1 

1...2 

Пластмасса 

5...6 

8...12 

10 

Прочее 

1...2 

2...3 

Отсев (менее 15 мм)  5...7 

5...7 

ИТОГО: 

100 

 

100 

 

                                                                                                               

 

61 

 

 

Ориентировочный состав крупногабаритных отходов

  

 

Таблица 3.7. 

Материал 

Содержание,  % 
по массе 

Составляющие 

Дерево 

60 

Мебель,  обрезки  деревьев,  ящики, 
фанера 

Бумага, картон 

Упаковочные материалы 

Пластмасса 

Тазы, линолеум, пленка 

Керамика, стекло 

15 

Раковины, унитазы, листовое стекло 

Металл 

10 

Бытовая 

техника, 

велосипеды, 

радиаторы 

отопления, 

детали 

а/машин 

Резина,  кожа,  изделия  из 
смешанных материалов 

Шины, 

чемоданы, 

диваны, 

телевизоры 

 

При  развитии системы  сбора вторичного сырья возможны  три схемы:  

установка  контейнеров  для  селективного  сбора  бумаги,  стекла,  пластика,  металла  в  

жилых кварталах;  

создание сети комплексных приемных пунктов сбора вторичных ресурсов; 

организация передвижных пунктов сбора вторичных материальных ресурсов.  

Создание приемных пунктов для сбора вторсырья с активным привлечением части 

предпринимателей  сферы  малого  бизнеса,  кроме  всего  прочего,  приведет  к  созданию 

новых рабочих мест, в том числе для инвалидов,  а также источника дополнительного 

дохода для наиболее неимущих  слоев населения.  

Раздельный сбор вторичного сырья позволяет добиться значительного сокращения 

объемов  ТКО,  что  существенно  снижает  загрузку  полигона  ТКО,  уменьшает  число 

стихийных свалок, оздоровляет экологическую обстановку.  

Дальнейшая переработка собираемого таким образом сырья является экологически 

приемлемым, энерго- и ресурсосберегающим производством. Несмотря на то, что ТКО 

из  жилого  фонда  являются  крупным  источником  вторичного  сырья,  практическая 

реализация  селективного  сбора  полезных  компонентов  отходов  представляет  собой 

сложную  проблему,  связанную  как  с  организацией  сбора,  так  и  с  фактической 

переработкой  загрязненного  материала,  а  также  с  уровнем  цен  на  вторичное  сырье 

соответствующего  качества.  Наибольший  интерес  представляет  селективный  сбор 

62 

 

утильных фракций от общественных и торговых предприятий, качество которых выше, 

чем  качество  утильных  фракций  ТКО  жилого  фонда.  Также  следует  отметить,  что  в 

торговых точках легче, чем в жилой зоне организовать централизованный селективный 

сбор и транспортировку утильных компонентов.  

Максимальный экономический и экологический эффект, связанный с извлечением 

утильных  фракций  и  экономией  природных  ресурсов,  реализуется  на  двух  стадиях 

сбора  и  удаления  ТКО:  при  селективном  сборе  ТКО  общественных  и  торговых 

предприятий  и  при  сборе  вторсырья  от  населения  на  специально  организованных 

пунктах.  

 

3.6. 

Размещение и обезвреживание коммунальных отходов

  

 

В  настоящее  время  предусматриваются  3  основных  метода  обезвреживания 

отходов:  обезвреживание  на  полигонах,  биотермическая  переработка  в  компост 

(биотопливо  и  органическое  удобрение)  на  мусороперерабатывающих  заводах, 

сжигание на специализированных мусоросжигательных заводах с утилизацией тепла.  

Методы  обезвреживания  коммунальных  отходов  выбирают  на  основе  технико-

экономических  обоснований  в  зависимости  от  местных  условий  и  санитарных 

требований.  

Строительство сооружений по промышленной переработке коммунальных отходов 

экономически  целесообразно  для  городов  с  населением  свыше  250  тыс.  чел.  с 

размещением их в промышленной зоне городов.  

Строительство  мусороперерабатывающих  заводов  оправдано  при  условии 

гарантированного  потребления  компоста  городским  озеленением,  колхозами  и 

совхозами, расположенными в пригородной зоне.  

Строительство мусоросжигательных заводов следует предусматривать в городах, в 

которых  по  климатическим  условиям  и  санитарно-эпидемиологическим  требованиям 

метод  сжигания  является  наиболее  надежным  (курортные  зоны,  города  Крайнего 

Севера и города с особыми санитарно-эпидемиологическими условиями).   

Обобщая  вышеизложенное,  можно  рекомендовать  в  качестве  основного  способа 

обезвреживания  отходов  Шилекшинского    сельского  поселения  размещение  на 

полигоне.  

63 

 

Необходимо проводить работы по обустройству данных объектов в соответствии с 

требованиями  санитарных  норм.  Кроме  того,  желательно  сокращать  количество 

вывозимых отходов путем раздельного сбора,  сортировки и переработки.   

Необходимо  устранить    навалы  мусора  вблизи  отдаленных  населенных  пунктов. 

Для  этого  рекомендуется  выделить  земельные  участки  и  обустроить  мусорные 

площадки для сбора ТКО. 

3.7. 

Порядок обращения с ртутьсодержащими отходами

   

 

Ртуть относится к группе особо токсичных веществ 1 класса опасности и, попадая в 

почву,  воду  и  воздух,  загрязняет  и  отравляет  окружающую  среду.  Источником 

загрязнения  являются  ртутьсодержащие  лампы,  термометры  и  приборы.  К 

ртутьсодержащим  отходам  (далее  –  РСО)  относятся  металлическая  ртуть, 

отработанные  ртутьсодержащие  лампы,  прочие  изделия  с  ртутным  заполнением, 

утратившие потребительские свойства, подлежащие обезвреживанию.   

Сбор, упаковка, временное хранение и транспортирование РСО осуществляются в 

соответствии  с  требованиями  ГОСТа  25834  «Лампы  электрические,  маркировка, 

упаковка,  транспортирование  и  хранение»,  ГОСТа  12.3.031-83  «Работы  с  ртутью. 

Требования  безопасности»,  ГОСТа  21575  «Ящики  из  гофрированного  картона  для 

люминесцентных ламп», Санитарных правил при работе с ртутью, ее соединениями и 

приборами с ртутным заполнением от 04.04.88.   

 Хранение  РСО  должно  проводиться  в  специально  оборудованном  помещении, 

расположенном отдельно  от производственных помещений.  Помещение для хранения 

твердых ртутьсодержащих отходов (класс Е по ГОСТ  639-78 «Лом и отходы цветных 

металлов  и  сплавов.  Общие  технические  условия»),  а  также  ламп  с  ртутным 

заполнением  и  твердых  отходов  класса  Г  по  ГОСТ  1639-78  должно  располагаться  на 

расстоянии не менее 100 м от производственных зданий.   

Хранение  и  транспортирование  РСО  должно  осуществляться  в  герметичных 

емкостях,  устойчивых  к  механическим,  химическим,  термическим  и  прочим 

воздействиям (ГОСТ 12.3.031-83 «Работа с ртутью. Требования безопасности»).   

Ввиду  того,  что  РСО  согласно  ГОСТу  19403  «Грузы  опасные»  относятся  к 

категории  опасных  грузов,  их  перевозку  следует  осуществлять  согласно  Правилам 

перевозки  опасных  грузов  автомобильным  транспортом.  На  каждый  рейс  машины, 

64 

 

перевозящей  отходы,  инженером-экологом  должен  оформляться  паспорт  на  вывоз 

отходов.  

Факт  сдачи  ртутьсодержащих  отходов  подтверждается  возращением  паспорта  на 

вывоз отходов с отметкой о приеме представителя специализированного предприятия.  

При  транспортировании  ртутьсодержащих  отходов  необходимо  обеспечивать 

обязательную  укладку  мест  правильными  рядами  во  избежание  повреждения  тары  в 

пути,  потери  ртути  и  загрязнения  транспортных  средств  и  окружающей  природной 

среды ртутью.  

Битые  лампы  должны  транспортироваться  в  герметичных  контейнерах  с  ручками 

для переноса.  

Сбор  ртутьсодержащих  отходов  проводится  специализированной  организацией, 

обезвреживание  ртутьсодержащих  отходов  проводится  организацией  имеющей 

лицензию на обезвреживание.  

Сбор ртутьсодержащих отходов от населения осуществляется:  

 

товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным 

специализированным потребительским кооперативов, либо юридическим лицом 

и  индивидуальным  предпринимателем,  заключившим  договоры  на  оказание 

услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме;  

 

юридическим  лицом  и  индивидуальным  предпринимателем,  заключившим  с 

собственниками  помещений  многоквартирного  дома  договоры  на  оказание 

услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме;  

 

при  проживании  физических  лиц  в  частном  секторе  –  путем  подворового 

объезда  на  основании  плана-графика,  с  указанием  места  и  времени  сбора, 

разрабатываемого  специализированной  организацией-перевозчиком,  либо 

путем  индивидуального  вывоза  по  заявкам,  поступившим  от  жителей  в 

диспетчерские службы специализированной организации.   

Оплата расходов по сбору и вывозу отходов осуществляется на основании договора 

или  контракта  между  администрацией  и  специализированной  организацией-

перевозчиком в соответствии с действующим законодательством.   

Организации  и  предприятия,  не  относящиеся  к  субъектом  малого  и  среднего 

бизнеса,  разрабатывают  и  согласовывают  в  установленном  порядке  проекты 

нормативов  образования  и  лимитов  размещения  отходов.    Организации, 

отчитывающиеся  по  форме  федерального  государственного  статистического 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/