Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения (2015 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения Южского муниципального района (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения (2015 год) - часть 7

 

 

лей машин закрепляют за определенными маршрутами, что повышает ответствен-
ность каждого исполнителя за сроки и качество работ.
Рис. 6.1. Образец маршрутной карты работы подметально-уборочных машин
Исходя из объемов работ и производительности машин деление на маршруты
производят на карте плане участка, на который предварительно наносят протяжен-
ность улиц, их категории и места заправки поливомоечных машин, расположение
баз технологических материалов, стоянок дежурных машин, наличие больших укло-
нов, кривых малых радиусов и т.д. Основываясь на характерных сведениях о снего-
падах, их интенсивности и продолжительности за зиму, определяют необходимое
число уборочных машин и организацию их работы на участке.
Основная задача летней уборки улиц заключается в удалении загрязнений,
скапливающихся на покрытии дорог.
Основными операциями летней уборки являются:
подметание дорожных покрытий и лотков;
мойка и поливка проезжей части дороги.
При летней уборке территорий населенных пунктов с дорожных покрытий уда-
ляется смет с такой периодичностью, чтобы его количество на дорогах не превыша-
ло установленной санитарной нормы. Кроме того, в летнюю уборку входят удаление
с проезжей части и лотков улиц грязи в межсезонные и дождливые периоды года;
очистка отстойных колодцев дождевой канализации; уборка опавших листьев; сни-
жение запыленности воздуха и улучшение микроклимата в жаркие дни. Основным
фактором, влияющим на засорение улиц, является интенсивность движения транс-
порта. На засорение улиц существенно влияют также благоустройство прилегающих
улиц, тротуаров, мест выезда транспорта и состояние покрытий прилегающих дво-
ровых территорий. При малой интенсивности (до 60 автомобилей в час) смет рас-
пределяется равномерно. При большой интенсивности отбрасывается потоками воз-
духа по сторонам и распределяется вдоль бортового камня полосой на ширину 0,5 м.
Перечень основных операций технологического процесса летней уборки авто-
дорог приведен в таблице 6.2.
96
Таблица 6.2. Перечень основных операций технологического процесса летней уборки
автодорог
Операции технологического процесса
Средства механизации
п/п
1.
Подметание дорожных покрытий и лотков
Подметально-уборочные ма-
шины
2.
Мойка дорожных покрытий и лотков
Поливомоечные машины
3.
Полив дорожных покрытий
Поливомоечные машины
Подметально-уборочные и
Уборка грунтовых наносов механизирован-
плужно-щеточные машины,
4.
ным способом с доработкой вручную
автогрейдеры, бульдозеры, ра-
бочие по уборке
5.
Очистка дождеприемных колодцев
Илососы
6.
Погрузка смета и его вывоз
Погрузчики и самосвалы
Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и
площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить
в плановом порядке.
Технологический порядок и периодичность уборки улиц устанавливают в за-
висимости от интенсивности движения транспорта (таблица 6.3). Приведенная пе-
риодичность уборки обеспечивает удовлетворительное санитарное состояние улиц
только при соблюдении мер по предотвращению засорения улиц и хорошем состоя-
нии дорожных покрытий.
Проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, для
снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подме-
тально-уборочными машинами.
Таблица 6.3. Периодичность выполнения основных операций летней уборки улиц
Уборка дорожных покрытий
Уменьшение запылен-
Категория улиц
проезжая часть
Лоток
ности
Скоростные дороги
Мойка 1 раз в 1-2
Подметание пат-
(Группа А)
суток
рульное
Магистральные
1 раз в 2-3 суток
2-3 раза в сутки
(Группа Б)
Местного значения
поливка с интервалом
1 раз в 3 суток
1-2 раза в сутки
(Группа В)
1-1,5 часа
Пункты заправки уборочной техники
Поливомоечные и подметально-уборочные машины следует заправлять тех-
нической водой:
На пунктах заправки. Для более эффективного использования поливо-
моечных машин, пункты заправки этих машин должны быть расположены вблизи
обслуживаемых проездов. Заправочный пункт должен иметь удобный подъезд для
97
машин и обеспечивать наполнение цистерны вместимостью 6 м3 не более чем за 8 -
10 минут.
Предлагается разместить водозаправочный пункт на территории транс-
портно-производственной базы организации МУП «ЖКХ Талицкий»
Из открытых водоемов только по согласованию с учреждениями сани-
тарно-эпидемиологической службы. Заправка цистерн из водоемов рекомендуется
при большом расстоянии от заправочных пунктов до обслуживаемых улиц. При за-
правке из водоемов в местах заправки машин монтируют насосную установку.
Пункты разгрузки уборочной техники
Разгрузку подметально-уборочных машин от смета следует производить на
специальных площадках, расположенных вблизи обслуживаемых улиц и имеющих
хорошие подъездные пути или на существующих базах технического обслуживания.
На этих же площадках или недалеко от них желательно установить стендер для за-
правки машин водой.
Смет, который по классу опасности приравнивается к ТБО, после накопления
следует транспортировать на специализированный полигон для захоронения отхо-
дов 4 и 5 классов опасности.
Подметание дорожных покрытий
Подметание является основной операцией по уборке улиц, площадей и проез-
дов, имеющих усовершенствованные покрытия.
Перед подметанием лотков должны быть убраны тротуары с тем, чтобы ис-
ключить повторное засорение лотков. Время уборки тротуаров должно быть увязано
с графиком работы подметально-уборочных машин. Сроки патрульного подметания
остановок общественного транспорта, участков с большим пешеходным движением
увязывают со временем накопления на них смета. Площади и широкие магистрали
лучше убирать колонной подметально-уборочных машин, движущихся уступом на
расстоянии одна от другой 10- 20 м. При этом перекрытие подметаемых полос
должно быть не менее 0,5 м.
Подметально-уборочными машинами улицы убирают в основных местах на-
копления смета - в лотках проездов, кроме того, ведется уборка резервной зоны на
осевой части широких улиц, а также проводится их патрульное подметание. Наи-
лучший режим работы подметально-уборочных машин двухсменный
7 до
21 часов).
Подметание производится в таком порядке: в первую очередь подметают лот-
ки на улицах с интенсивным движением, маршрутами общественного транспорта, а
затем лотки улиц со средней и малой (для данного населенного пункта) интенсивно-
стью движения.
Уборку проводят в следующем порядке:
утром подметают не промытые ночью лотки на улицах с интенсивным
движением, проезды с автобусными линиями,
98
затем подметают лотки проездов со средней и малой (для данного насе-
ленного пункта) интенсивностью движения и далее, по мере накопления смета, лот-
ки улиц в соответствии с установленным режимом подметания.
Разгрузку подметально-уборочных машин от смета следует производить на
специальных площадках, расположенных вблизи обслуживаемых улиц и имеющих
хорошие подъездные пути.
Уборка грунтовых наносов
Уборка прибордюрной грязи (грунтовых наносов) в лотках является периоди-
ческой операцией, входящей в состав летнего содержания автодорог населенного
пункта. Грунтовые наносы в зависимости от причин, вызвавших их образование,
подразделяются на следующие группы:
межсезонные наносы, представляющие собой загрязнения и остатки
технологических материалов, применяющихся при зимней уборке, которые накап-
ливаются в течение зимнего сезона и весной после таяния снега и располагаются
полосой в прилотковой части автодороги;
наносы, образующиеся после ливневых дождей, в летнее время года, ко-
гда сильные дожди размывают газоны и другие поверхности открытого грунта и пе-
ремещают часть грунта на дорожное покрытие;
наносы, возникающие на проезжей части улицы, с которой граничит
строительная площадка, когда грунт колесами транспортных средств, обслуживаю-
щих стройку, перемещается со строительной площадки на дорожное покрытие.
В весенний период производят очистку проезжей части от грязи, снежной или
ледяной корки, по мере ее таяния. Очистку прилотковой части производят после ос-
вобождения дороги от снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется авто-
грейдером или бульдозером.
В случае высыхания, пред уборкой, грунтовые наносы должны быть увлажне-
ны поливомоечной машиной, что снизит их прочность и предотвратит пыление.
Грунт сдвигается в вал и затем с помощью погрузчика подается в кузов самосвала.
При выполнении этих работ автогрейдер и поливомоечная машина передвигаются
по направлению движения транспорта, погрузчик - против движения транспорта, за
погрузчиком задним ходом движется самосвал.
При уборке применяют универсальные и уборочные машины, а также специ-
альные уборочные машины. Надлежащее качество уборки после вывоза наносов
достигается ручной уборкой оставшихся загрязнений, подметанием механизмами, а
затем тщательной мойкой поверхности.
Мойка дорожных покрытий
Операцию мойки дорожного покрытия следует производить при положитель-
ной температуре. Мойку дорожных покрытий производят только на автомагистра-
лях, имеющих усовершенствованные дорожные покрытия (асфальтобетон, цементо-
бетон). Моют проезжую часть дорог в период наименьшей интенсивности движения
транспорта.
99
Мойка проезжей части улиц и лотков - основной способ уборки улиц в дожд-
ливое время года. Мойка в дневное время допустима в исключительных случаях,
непосредственно после дождя, когда загрязнение дорог населенных пунктов резко
увеличивается, так как дождевая вода смывает грунт с газонов, площадок и т.д.
Улицы со средней и большой интенсивностью движения моют каждые сутки
ночью, а улицы с малой интенсивностью движения - через день в любое время су-
ток.
Мойка дорожного полотна
Автомагистрали, подлежащие мойке, должны иметь ливневую канализацию
или уклоны, обеспечивающие сток воды. Поперечный уклон дороги обычно состав-
ляет 1,5 - 2,5 % с уменьшением на середине проезда до нуля. Мойка автодороги
должна завершаться промывкой лотков, в которых оседают тяжелые частицы мусо-
ра (песок). Эту операцию выполняют с помощью специального насадка, который
устанавливается вместо переднего правого.
Мойка автодорог шириной до 12 м производится, как правило, одной маши-
ной - сначала промывается одна сторона проезжей части, затем - другая. При боль-
шой ширине дороги целесообразно использовать несколько машин, которые двига-
ются уступом с интервалом 10-20 м. Как правило, в мойке участвуют две машины,
что связано с возможностью одновременной их заправки от одного стендера (запра-
вочной колонки).
25 м
Рис. 6.2. Схема мойки дорожных покрытий
Дорожные покрытия следует мыть так, чтобы загрязнения, скапливающиеся в
прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых на-
саждений или тротуар.
При отсутствии водоприемных колодцев проезжую часть дорог убирают под-
метально-уборочные машины с той же периодичностью, что и при мойке.
Мойка лотков
Мойка лотков производится на улицах, имеющих дождевую канализацию, хо-
рошо спрофилированные лотки и уклоны (от 0,5 % и более), и выполняется поливо-
моечными машинами, оборудованными специальными насадками. На улицах с ин-
тенсивным движением смет перемещается потоком транспорта в сторону, и уборка
этих улиц заключается главным образом в очистке лотков, а мойка проезжей части в
этом случае необходима лишь 1 раз в 2-3 суток.
В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Соб-
ранные листья следует вывозить на специально отведенные участки либо на поля
100
компостирования. Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и пар-
ках запрещается.
Полив дорожных покрытий
Улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении
микроклимата и снижении запыленности. Для чего на автомобильных дорогах
должна производиться поливка.
Улицы поливают только в наиболее жаркое время года при сухой погоде для
снижения запыленности воздуха и улучшения микроклимата. Хотя поливка и не яв-
ляется уборочным процессом, тем не менее, она снижает запыленность воздуха на
улицах населенных пунктов. Улицы поливают с интервалом 1- 1,5 часа в жаркое
время дня (с 11 до 16 часов).
Для предотвращения запыленности при поливе могут быть использованы свя-
зующие добавки.
Поливку производят в первую очередь на улицах, отличающихся повышенной
запыленностью. К таким улицам относятся улицы хотя и с усовершенствованным
или твердым дорожным покрытием, но недостаточным уровнем благоустройства
(отсутствие зеленых насаждений, неплотность швов покрытия и т.д.). Асфальтобе-
тонные покрытия на улицах с интенсивным движением транспорта поливать неце-
лесообразно ввиду смывания грязи с колес и крыльев автомобилей, в результате че-
го после высыхания поверхности покрытия запыленность приземных слоев воздуха
увеличивается.
Автомагистрали шириной до 18 м поливают за один проход поливомоечной
машины, идущей по оси дороги (если это возможно по условиям дорожного движе-
ния). На более широких проездах полив производится за два или несколько прохо-
дов одной машиной или группой машин, движущихся уступом с интервалом 20-
25 м. Количество воды, распределяемое по поверхности дороги, должно обеспечи-
вать равномерное смачивание всей поверхности, но не должно происходить стека-
ние воды, расход при поливе дорожного покрытия 0.2 - 0,25 л/м2.
Полив дорожных покрытий производят теми же машинами, что и мойку, но
насадки устанавливаются таким образом, чтобы струя воды из обоих насадок на-
правлялась вперед и несколько вверх, причем наивысшая точка струи находилась бы
на расстоянии 1,5 м от дорожного покрытия.
25 м
Рис. 6.3. Схема поливки дорожных покрытий
При мойке, поливке и подметании следует придерживаться норм расхода воды: на мойку
проезжей части дорожных покрытий требуется 0,9-1,2 л/м2; на мойку лотков - 1,6- 2 л/м2; на по-
ливку усовершенствованных покрытий - 0,2- 0,3 л/м2; на поливку булыжных покрытий - 0,4-
0,5 л/м2 (в зависимости от засоренности покрытий).
101
Технология содержания гравийных дорог и обеспыливание
Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его гео-
метрической формы, обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного
полотна, обочин и откосов, постоянное поддержание в рабочем состоянии водоот-
водных и водопропускных устройств. Особое внимание необходимо уделять участ-
кам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появ-
ления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного оро-
шения.
Основные задачи содержания земляного полотна по периодам года:
в весенний период - исключить переувлажнение грунтов земляного полот-
на талыми и грунтовыми водами;
в летний период — выполнить работы по очистке и восстановлению де-
фектов водоотводных устройств, обочин и откосов;
в осенний период — предупредить переувлажнение земляного полотна ат-
мосферными осадками, обеспечить минимальную влажность слагающих
его грунтов.
Усовершенствованные покрытия очищают механическими щетками, поливомо-
ечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой. При боль-
шом скоплении грязи на покрытии (около переездов, съездов и т.д.) прибегают к
комбинированной очистке, т.е. механической щеткой и поливомоечной машиной.
Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов, устроенных без при-
менения органических вяжущих, осуществляют путем обработки их поверхности
обеспыливающими материалами.
В настоящее время существует технология для усовершенствования (восста-
новления правильного профиля проезжей части) и обеспыливания гравийных и
грунтовых дорог с использованием химического реагента CC Road (кальция хлорид
дорожный) производства Финляндии.
Благодаря применению данной технологии снижаются будущие затраты на
содержание и ремонт, улучшаются условия движения по гравийным дорогам.
Требования к летней уборке дорог (по отдельным элементам)
К качеству работ по летней уборке территорий могут быть предъявлены сле-
дующие требования:
Допустимый объем загрязнений, образующийся между циклами работы подметаль-
но-уборочных машин, не должен превышать 50 г на 1 м2 площади покрытий.
Общий объем таких загрязнений не должен превышать 50 г на 1 м2 лотка.
Допускаются небольшие отдельные загрязнения песком и мелким мусором, которые
могут появиться в промежутках между циклами уборки. Общий объем таких загряз-
нений не должен превышать 15 г на 1 м2.
Проезжая часть должна быть полностью очищена от всякого вида загрязнений
и промыта. Осевые, резервные полосы, обозначенные линиями регулирования,
должны быть постоянно очищены от песка и различного мелкого мусора. Лотковые
зоны не должны иметь грунтово-песчаных наносов и загрязнений различным мусо-
102
ром; допускаются небольшие загрязнения песчаными частицами и различным мел-
ким мусором, которые могут появиться в промежутках между проходами подме-
тально-уборочных машин.
Тротуары и расположенные на них посадочные площадки остановок пассажир-
ского транспорта должны быть полностью очищены от грунтово-песчаных наносов,
различного мусора и промыты. Разделительные полосы, выполненные из железобе-
тонных блоков, должны быть постоянно очищены от песка, грязи и мелкого мусора
по всей поверхности (верхняя полка, боковые стенки, нижние полки). Шумозащит-
ные стенки, металлические ограждения, дорожные знаки и указатели должны быть
промыты.
Организация работ зимнего содержания территорий
Основной задачей зимней уборки дорожных покрытий является обеспечение
нормального движения транспорта и пешеходов. Сложность организации уборки
связана с неравномерной загрузкой парка снегоуборочных машин, зависящей от ин-
тенсивности снегопадов, их продолжительности, количества выпавшего снега, а
также от температурных условий.
Зимнее содержание дорог:
изготовление, установка, устройство и ремонт постоянных снегозащитных
сооружений (заборов, панелей, навесов грунтовых валов и др.), уход за
снегозащитными сооружениями;
изготовление, установка (перестановка), разборка и восстановление вре-
менных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.);
создание снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной
полосе и их периодическое обновление;
патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов,
уборка и разбрасывание снежных валов с обочин; профилирование и уп-
лотнение снежного покрова на проезжей части дорог низких категорий;
регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов,
площадок отдыха и т.д.;
очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны
сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, про-
летных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и
лестничных сходов;
борьба с зимней скользкостью;
восстановление существующих и создание новых баз противогололедных
материалов, устройство подъездов к ним;
приготовление и хранение противогололедных материалов;
устройство и содержание верхнего слоя покрытия с антигололедными
свойствами;
устройство и содержание автоматических систем раннего обнаружения и
прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем рас-
пределения антигололедных реагентов на мостах, путепроводах, развязках
в разных уровнях и т.д.;
103
борьба с наледями, устройство противоналедных сооружений, расчистка и
утепление русел около искусственных сооружений; ликвидация наледных
образований.
Технология зимней уборки дорог населенных пунктов основана на комплекс-
ном применении средств механизации и химических веществ, что является наиболее
эффективным и рациональным в условиях интенсивного транспортного движения.
Перечень операции и машин, применяемых при зимней уборке, приводится в
таблице 6.4.
Таблица 6.4. Перечень операции и машин, применяемых при зимней уборке
Операция
Машина
Борьба со снежно-ледяными образованиями
Распределитель технологических
Распределение технологических материалов
материалов
Сгребание и сметание снега
Плужно-щеточный снегоочиститель
Скалыватель- рыхлитель, автогрей-
Скалывание уплотненного снега и льда
дер
Сгребание и сметание скола
Плужно-щеточный снегоочиститель
Удаление снега и скола
Перекидывание снега и скола на свободные площади
Роторный снегоочиститель
Сдвигание
Плуг-совок
Погрузка снега и скола в транспортные средства
Снегопогрузчик
Вывоз снега и скола
Самосвал
Территории населенных пунктов зимой убирают в два этапа:
Расчистка проезжей части и проездов;
Удаление с проездов собранного в валы снега.
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобиль-
ных дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов и других населенных пунктов
с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в таблице 6.5.
Таблица 6.5. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для
автомобильных дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов с учетом их транспортно-
эксплуатационных характеристик
Группа дорог и улиц по их
Нормативный срок ликви-
транспортно-
дации зимней скользкости
эксплуатационным характе-
и окончания снегоочистки,
ристикам
час.
Группа А
4
Группа Б
5
Группа В
6
104
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее
обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки с момента оконча-
ния снегопада или метели до момента завершения работ.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на
остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для сто-
янки и остановки транспортных средств.
В населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осу-
ществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада
или метели в сроки, приведенные в таблице 6.6.
Таблица 6.6. Время проведения уборки тротуаров в зависимости от интенсивности
движения пешеходов
Интенсивность движения
Время проведения работ, ч.
пешеходов, чел/час
не более
более 250
1
от 100 до 250
2
до 100
3
Требования к сооружениям свалок для снега
Так как стоимость вывоза снега резко возрастает при увеличении расстояния
до места складирования, необходимо иметь разветвленную сеть снежных свалок,
число которых должно быть экономически обоснованным.
Есть несколько вариантов организации свалок для снега:
1. Сухие снежные свалки должны удовлетворять таким основным требованиям:
участок должен иметь планировку с приданием уклонов к водостокам,
лоткам, канавам-кюветам, закрытым водостокам с водоприемными ко-
лодцами, которые исключают возможность подтопления в период ве-
сеннего снеготаяния и кратковременных оттепелей; иметь подъезды с
усовершенствованным покрытием;
устройство въездов и выездов на площадку свалки должно обеспечивать
нормальное маневрирование автомобилей-самосвалов;
быть освещенными для работы в ночное время;
иметь отапливаемое помещение для обслуживающего персонала.
2. Речные свалки, как правило, размещают на набережных рек вблизи сбросов теп-
лых вод от теплоэлектроцентралей либо других промышленных предприятий, чтобы
в районе сброса снега не образовался лед.
Снег в реки сбрасывают со специальных погрузочных эстакад постоян-
ного или временного (сборно-разборного) типа.
3. При устройстве речных свалок необходимо выполнять основные требования:
обеспечивать разбивку льда в течение всего периода ледостава в местах
сброса снега;
поддерживать полыньи в местах свалки;
105
иметь освещение свалки для производства работ в ночное время.
4. При разгрузке нескольких автомобилей расстояние между ними на месте выгруз-
ки должно быть не менее 0,5 м.
Водители автомобилей при въезде на свалку обязаны выполнять ука-
зания мастеров, бригадиров и рабочих свалки. Въезжать на свалку следует на ма-
лой скорости. Нельзя допускать ударов колес автомобилей о предохранительное
устройство (брусья). Находиться пассажирам в кабине автомобиля при разгрузке
снега категорически запрещается. При подъезде к ограничительному брусу води-
тель обязан открыть левую дверцу кабины.
5. Учет объема вывезенного снега ведет дежурный по свалке, который выдает тало-
ны водителям автотранспорта. По этим талонам предприятия по уборке производят
расчет с организацией, выделяющей самосвалы для вывоза снега.
6. Для регистрации работы свалки и передачи смен необходимо иметь журнал прие-
ма-сдачи дежурства по свалке. Принимающий смену обязан лично проверить со-
стояние креплений, всех узлов и оградительных устройств и результаты осмотра за-
нести в сменный журнал.
7. Свалка должна быть снабжена спасательным, оградительным и другим инвента-
рем в соответствии с табелем оснащенности. Передачу имеющегося на свалке ин-
вентаря производят по сменам под расписку в специальном журнале.
Возможен вариант использования снегоплавильных установок. Принцип рабо-
ты установок для плавления снега:
Составной частью установки являются теплогенерирующий агрегат (газовая
или дизельная горелка), расположенный в отдельном корпусе; емкость для загрузки
снега; зона фильтрации и слива талой воды.
Поток горячих отработавших газов от теплогенерирующего агрегата направ-
ляется непосредственно по теплообменнику змеевидной формы, установленному
горизонтально относительно емкости для снега. Нагретый газ, двигаясь в турбу-
лентном потоке, создаваемом благодаря особенностям внутренней конструкции те-
плообменника, нагревает стенки теплообменника, которые передают тепло воде
(снегу), находящемуся вокруг теплообменника.
Нагретые слои воды создают восходящий поток, который переносит теплую
воду и передает тепло загруженному снегу. Для повышения эффективности смеши-
вания потоков и соответственно передачи тепла от нагретых слоев в установке ис-
пользована система принудительной подачи талой нагретой воды (насосы и система
орошения).
Талая вода через переливное отверстие переливается в зону фильтрации, где
происходит частичная очистка воды от твердых примесей (песка, мелкого мусора).
Отвод талой воды осуществляется через сливную трубу в ливневую канализацию.
Осадок песка ложится на дно емкости плавления. После цикла работы емкость очи-
щается от осадка через герметичные люки, находящиеся на тыльной стороне уста-
новки рядом со сливом.
На рисунке 6.4 представлена схема работы снегоплавильной установки.
106
Рис. 6.4. Схема работы снегоплавильной установки
Таким образом, основные требования к организации работ плавления снега
составляют:
1) Электропитание 220 или 380 В.
2) Подключение к газовой магистрали для станций с газовыми горелками.
3) Обеспечение стока талой воды.
Мощность снегоплавильных установок может составлять от 2 куб.метров в час и до
250 куб. метров снега в час.
Базы для приготовления и складирования технологических материалов
При организации баз для технологических материалов следует помнить, что
используются базы во время сильных снегопадов, поэтому они должны иметь удоб-
ный подъезд.
Выбор площадки для устройства баз обусловливается наличием свободной
площади, условиями планировки и принятым способом доставки технологических
материалов (по железной дороге, автотранспортом, баржами), обеспечением мини-
мума холостых пробегов распределителей. Базы следует размещать на площадках,
где отсутствуют грунтовые воды.
Базы для приготовления и складирования технологических материалов долж-
ны иметь асфальтированные площадки.
Для производства погрузочных работ на базе должна быть организована круг-
лосуточная работа машин и механизмов. Машины и механизмы, занятые на работах
по приготовлению технологических материалов, должны проходить ежедневное об-
служивание, включающее внешний контроль, уборку, тщательную мойку горячей и
холодной водой и т.п.
Емкость баз по приготовлению и хранению противогололедных материалов
должна быть рассчитана с коэффициентом запала 1,2 - 1,3 от ежегодного заготов-
ляемого объема материалов.
Предлагается разместить базу по приготовлению и хранению противогололед-
ных материалов на территориях транспортно-производственной базы коммунально-
го предприятия МУП «ЖКХ Талицкий»
Сгребание и подметание
Сгребание и подметание снега производится плужно-щеточным снегоочисти-
телем после обработки дорожных покрытий противогололедными материалами од-
107
ной машиной или колонной машин, в зависимости от ширины проезжей части авто-
дороги с интервалом движения 15-20 м. Ширина полосы, обрабатываемой одной
машиной (ширина захвата) при снегоуборке - 2.5 м. При обработке поверхности ко-
лонной машин, идущих «уступом», ширина захвата одной машины сокращается до
2 м.
Очистка части улиц до асфальта одними снегоочистителями может быть обес-
печена только при сравнительно малой интенсивности движения общественного
транспорта (не более 100 маш./час), а также при снегопадах интенсивностью менее
0,5 мм/час убирают без применения химических материалов путем сгребания и сме-
тания снега плужно-щеточными снегоочистителями.
Число снегоочистителей зависит от ширины улиц, т.е. для предотвращения разбра-
сывания промежуточного вала и прикатывания его колесами проходящего транс-
порта за один проезд должна быть убрана половина улицы.
На улицах с двусторонним движением первая машина делает проход по оси
проезда, следующие двигаются уступом с разрывом 20-25 м. Полоса, очищенная
идущей впереди машиной, должна быть перекрыта на 0,5-1,0 м (рисунок 6.5).
направление движения плужно-щеточных снегоочистителей
направление движения роторного снегоочистителя
Рис. 6.5. Схема расчистки проезжей части улиц колонной плужно-щеточных снегоочистите-
лей и складирование снега в лотке
Работы по сгребанию и подметанию снега следует выполнять в сжатые сроки
в течение директивного времени. В зависимости от интенсивности снегопада и ин-
тенсивности движения транспорта директивное время на сгребание и подметание
рекомендуется принимать следующим (таблица 6.7).
Таблица 6.7. Директивное время сгребания и подметания снега
Интенсивность движения,
Интенсивность снегопа-
машин/час
да, мм/ч
Директивное время, ч
Менее 120
Менее 30
2
Менее 120
Более 30
1,5
Более 120
Менее 30
3
Более 120
Более 30
1,5
108
Перекидка снега роторными очистителями
Перекидывание снега шнекороторными снегоочистителями применяют на на-
бережных рек, загородных и выездных магистралях, а также на расположенных
вдоль проездов свободных территориях.
Вал снега укладывают в прилотковой части дороги. Во всех случаях, где это
представляется возможным, для наилучшего использования ширины проезжей час-
ти, а также упрощения последующих уборочных работ вал снега располагают по се-
редине двустороннего проезда (рисунок 6.6).
направление движения плужно-щеточных снегоочистителей
направление движения роторного снегоочистителя
направление отбрасывания снега роторным снегоочистителем
Рис. 6.6. Схема расчистки проезжей части улиц колонной плужно-щеточных снегоочистите-
лей и перекидывание снега роторным снегоочистителем
При выполнении снегоочистительных работ особое внимание следует уделять
расчистке перекрестков и остановок общественного транспорта. При расчистке пе-
рекрестков машина движется перпендикулярно валу, а при расчистке остановок и
подъездов - сбоку, захватывая лишь его часть. Число проходов машины зависит от
площади поперечного сечения вала. Собранный снег сдвигается в расположенный
рядом вал или на свободные площади.
На насаждения и газоны разрешается перекидывать только свежевыпавший
снег. При перекидке снега на проездах с насаждениями должно быть исключено по-
вреждение деревьев и кустарников, при этом применяются дополнительные насадки
и желоба с направляющими козырьками, отрегулированными для каждого участка
дорог. Это обеспечивает укладку перекидываемого снега на узкой полосе между
проезжей частью и насаждениями, или даже пересадку его через ряд кустарников,
обеспечивая их сохранность.
Таблица 6.8. Рекомендуемые сроки вывоза снега
Слой снега, см в сутки
I категория дорог
II категория дорог
III категория дорог
до 6
2-3 час
3-4 час
4-6 час
до 10
3-4 час
4-6 час
5-8 час
до 15
4-6 час
5-8 час
6-10 час
109
Удаление уплотненного снега и льда
Своевременное удаление снега и скола обеспечивает нормальную пропускную
способность улиц и, кроме того, уменьшает возможность возникновения снежно-
ледяных образований при колебаниях температуры воздуха.
При большей интенсивности движения, как правило, нельзя предотвратить
образования уплотненного снега.
Состав работ по удалению уплотненного снега и льда:
Скалывание уплотненного снега и снежной корки в лотках.
Сгребание скола с очищенной полосы. Эта операция производится час-
тично при сгребании и подметании снега и скола. Однако, формирование валов тре-
бует применения дополнительной техники - автогрейдеров и бульдозеров. Авто-
грейдеры должны быть снабжены специальным ножом гребенчатой формы, или
скалывателями-рыхлителями. Сгребание снега следует производить:
в прилотковую часть проезда;
на площади, свободные от застройки, зеленых насаждений и движения
транспортных средств, до конца зимнего сезона;
на разделительную полосу;
можно ссыпать в люки обводненной дождевой или хозяйственно-
фекальной канализации.
Удаление снега и скола собранного в валы и кучи. В транспортные
средства снег грузят снегопогрузчиками или роторными снегоочистителями в сле-
дующем порядке. Снегопогрузчик движется вдоль прилотковой части улицы в на-
правлении, противоположном движению транспорта. Находящийся под погрузкой
самосвал также движется задним ходом за погрузчиком. Движение самосвала зад-
ним ходом и работа погрузчика создают повышенную опасность для пешеходов. В
связи с этим в процессе погрузки около снегопогрузчика должен находиться дежур-
ный рабочий, который руководит погрузкой и не допускает людей в зону работы
машины. Рабочие, обслуживающие снегопогрузчики, должны быть одеты в специ-
альные жилеты. При погрузке снега роторными снегоочистителями опасность рабо-
ты повышается, так как снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом в
направлении движения транспорта, сужая проезжую часть улицы. Роторный снего-
очиститель обслуживает один рабочий, ответственный за безопасность проведения
работ. После загрузки самосвал вливается в общий поток транспорта, не мешая ему.
Снег и уличный смет, содержащие хлориды, должны вывозиться до начала
таяния. Снежно-ледяные образования, остающиеся после прохода снегопогрузчи-
ков, должны быть в кратчайшие сроки удалены с поверхности дорожного покрытия
с помощью скалывателей - рыхлителей или путем использования различных хими-
ческих материалов.
Формирование снежных валов НЕ допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодо-
рожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
110
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или
повышенным бордюром;
на площади зеленых насаждений;
на тротуарах.
Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами и специ-
альными реагентами для предотвращения уплотнения снега
Химические вещества при снегоочистке препятствуют уплотнению и прика-
тыванию свежевыпавшего снега, а при возникновении снежно-ледяных образований
снижают силу смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия.
Специальные химические реагенты для предотвращения уплотнения снега рекомен-
дуется применять:
При большей интенсивности движения, когда, как правило, нельзя пре-
дотвратить образования уплотненного снега без применения химических материа-
лов на покрытиях дорог.
В особых эксплуатационных условиях (подъемы дорог с твердым по-
крытием, подъезды к мостам, туннелям и т. п.), когда требуется повысить коэффи-
циент сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием.
Для борьбы с гололедом применяют профилактический метод, а также метод
пассивного воздействия, способствующий повышению коэффициента сцепления
шин с дорогой, покрытой гололедной пленкой. Предпочтительно использовать про-
филактический метод, но его применение возможно только при своевременном по-
лучении сводок метеорологической службы о возникновении гололеда. После полу-
чения сводки необходимо обработать дорожное покрытие химическими реагентами.
Чтобы реагенты не разносились колесами транспортных средств, их разбрасывают
непосредственно перед возникновением гололеда. При такой обработке ледяная
пленка по поверхности дорожного покрытия не образуется, дорога делается лишь
слегка влажной.
Для устранения гололеда дорожное покрытие обрабатывают противогололед-
ными препаратами.
Обработка дорожных покрытий при профилактическом методе борьбы с голо-
ледом: начинают с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т.е. улиц групп Б
и В, а заканчивают на улицах группы А. Такой порядок работы в наилучшей степени
способствует сохранению реагентов на поверхности дороги.
Обработку дорог, покрытых гололедной пленкой, начинают с улиц группы А
категории, затем посыпают улицы групп Б и В. Параллельно необходимо проводить
внеочередные работы по выборочной посыпке подъемов, спусков, перекрестков,
подъездов к мостам и туннелям. Продолжительность обработки всех улиц группы А
не должна превышать одного часа. Для ускорения производства работ по борьбе с
гололедом следует обрабатывать дороги только в полосе движения, на которую
приходится примерно 60...70% ширины проезжей части улицы.
111

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/