Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения (2015 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения Южского муниципального района (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения (2015 год) - часть 5

 

 

Очистка урн должна производиться систематически по мере их наполне-
ния. Уборку территорий, прилегающих к торговым павильонам в радиусе 5
м, осуществляют предприятия торговли.
Запрещается у киосков, палаток, павильонов мелкорозничной торговли и
магазинов складировать тару и запасы товаров, а также использовать для
складирования прилегающие к ним территории.
Для магистралей
Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства
администрации района в зависимости от интенсивности использования магистрали
(территории) и может составлять от 40 до 100 м. Обязательна установка урн в мес-
тах остановки общественного транспорта.
Для дворовых территорий
Рекомендуется установка у каждого подъезда многоквартирных жилых домов.
Для парковой зоны
Хозяйственная зона с участками, выделенными для установки сменных мусо-
росборников, должна быть расположена не ближе 50 м от мест массового скопления
отдыхающих (танцплощадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павиль-
оны и др.).
На главных аллеях расстояние между урнами должно быть до 100 м объемом
30 литров. У каждого ларька, киоска (продовольственного, сувенирного, книжного)
необходимо устанавливать урну емкостью не менее 10 л. Для удобства сбора отхо-
дов в местах, удаленных от массового скопления отдыхающих, следует устанавли-
вать промежуточные сборники для временного хранения отходов и смета.
Рекомендуется установка урна на каждые 800 м2 площади зеленых насажде-
ний общественного пользования.
Для пляжей
Урны необходимо располагать на расстоянии 3-5 м от полосы зеленых насажде-
ний и не менее 10 м от уреза воды. Урны должны быть расставлены из расчета не
менее одной урны на 1600 м2 территории пляжа. Расстояние между установленными
урнами не должно превышать 40 м.
Для рыночных комплексов
При определении числа урн следует исходить из того, что на каждые 50 м2 пло-
щади рынка должна быть установлена одна урна, причем расстояние между ними
вдоль линии торговых прилавков не должно превышать 10 м.
При определении числа мусоросборников вместимостью до 100 л следует исхо-
дить из расчета: не менее одного на 200 м2 площади рынка и устанавливать их вдоль
линии торговых прилавков, при этом расстояние между ними не должно превышать
20 м.
Для лечебно-профилактических учреждений
В медицинских лечебных учреждениях необходимо использовать только эма-
лированные и фаянсовые урны.
64
При определении числа урн следует исходить из расчета: одна урна на каждые
700 м2 дворовой территории лечебного учреждения. На главных аллеях должны
быть установлены урны на расстоянии 10 м одна от другой.
Технический персонал медицинского учреждения должен ежедневно произво-
дить очистку, мойку, дезинфекцию урн.
Для облегчения очистки урн рекомендуется использовать мусорные мешки
и пакеты, с помощью которых отходы по мере заполнения урн перемещаются в ку-
зов мусоровоза или на контейнерную площадку.
Мойку и дезинфекцию урн предлагается осуществлять вручную с помощью
дезинфицирующего раствора, сливая промывные воды в специальную емкость, из
которой затем они будут сбрасываться на очистные сооружения.
4.8. Экономическое обоснование возможности применения двухэтапного
метода удаления отходов с использованием мусороперегрузочных станций.
В настоящее время все большее значение приобретает проблема вывоза
отходов на дальнее расстояние.
Для того, чтобы снизить общие эксплуатационные затраты, связанные со сбо-
ром и транспортировкой ТБО, при дальности вывоза ТБО больше 20 км целесооб-
разно реализовывать двухэтапный вывоз ТБО. Двухэтапный вывоз подразумевает
вывоз ТБО в два этапа с помощью применения мусороперегрузочных станций или
площадок (далее МПС). Обычно МПС территориально обустроены в черте населен-
ного пункта, т.е. намного ближе, чем полигоны. Близкое расположение МПС от мест
сбора отходов позволяет снизить время, затрачиваемое на дорогу при транспорти-
ровке ТБО на выгрузку и, как следствие этого, увеличение рейсов к местам сбора.
Помимо этого, снижаются расходы на топливо. Также, мусороперегрузочные стан-
ции оборудованы хорошими подъездными путями (в отличие от полигонов), мусо-
ровозы в наименьшей степени подвергаются преждевременному износу.
Эти основные достоинства применения двухэтапного вывоза ТБО с использо-
ванием мусороперегрузочных станций позволяют снизить эксплуатационные расхо-
ды.
Анализ показывает, что путем внедрения двухэтапного вывоза можно
сократить транспортные расходы на 30%. Одновременно сокращаются выбросы в
атмосферу от мусоровозного транспорта. Упакованное, спрессованное сырьѐ не
загрязняет дороги при транспортировании.
Целесообразность введения двухэтапного вывоза отходов с помощью МПС
определяется, главным образом, удаленностью места складирования ТБО от района
их сбора и количеством накапливающихся (вывозимых) отходов, которое должно
быть не менее 150 - 200 м3/сут. Удаление МПС от района сбора отходов может
варьироваться в определенных пределах в зависимости от местных условий и при-
меняемой техники. Чем ближе место расположения МПС к району сбора отходов,
тем экономичнее двухэтапный вывоз ТБО. Максимальное удаление МПС от района
сбора отходов в зависимости от расположения мест обезвреживания ТБО (км) для
собирающих мусоровозов КО-413 и КО-415А и для транспортного мусоровоза вме-
стимостью 80 - 100 м3 отходов приведено ниже:
65
Таблица 4.23. Таблица удаленности
Удаление места обезвреживания ТБО от
Удаление места
центра района сбора
размещения МПС от центра района сбора
25
8
30
12
35
16
40
20
При удалении места складирования (обезвреживания) ТБО менее 20 - 25 км
двухэтапный вывоз отходов неэффективен. С увеличением этого расстояния растет
как экономическая эффективность, так и зона возможного (рационального) разме-
щения МПС, что важно в условиях современных населенных пунктов.
Экономическая эффективность двухэтапного вывоза отходов существенно за-
висит от рационального размещения МПС в зависимости от конкретных условий
обслуживаемого района (населенного пункта), правильного определения необходи-
мой производительности МПС и маршрутов перевозки ТБО.
Двухэтапная система включает в себя такие технологические процессы:
сбор ТБО в местах накопления;
их вывоз собирающими мусоровозами на мусороперегрузочную станцию
(МПС);
перегрузка в большегрузные транспортные средства;
перевозка ТБО к местам их захоронения или утилизации;
выгрузка ТБО.
На ряде МПС используется система извлечения из ТБО утильных элементов.
Использование МПС позволяет:
снизить расходы на транспортирование ТБО в места обезвреживания;
уменьшить количество собирающих мусоровозов;
сократить суммарные выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта;
улучшить технологический процесс складирования ТБО.
Основным классификационным признаком применяемых МПС является их
производительность. По производительности, т/сут., МПС подразделяются на три
группы:
малые (не более 50);
средние (50...150);
крупные (свыше 150).
По исполнению МПС бывают одно- и двухуровневые. На одноуровневых
МПС в качестве грузоподъемных механизмов используют ленточные, пластинчатые
или скребковые питатели, грейферные ковши, скипподъемники и т. д.
МПС в двух уровнях получили большее распространение. При строительстве
МПС в двух уровнях используют рельеф местности. На верхнем уровне производят
разгрузку в бункер собирающих мусоровозов, а на нижнем - загрузку ТБО в транс-
портные мусоровозы.
Вместимость бункера-накопителя должна обеспечивать запасы ТБО для бес-
перебойной работы МПС в случае неравномерной доставки отходов.
По способу загрузки ТБО МПС выполняют с уплотнением и без уплотнения
66
отходов. МПС без уплотнения ТБО эффективны лишь при малой производительно-
сти. Большее распространение получили МПС со стационарными прессами для уп-
лотнения ТБО в кузове транспортных мусоровозов. Благодаря уплотнению ТБО
можно максимально использовать полезную грузоподъемность транспортных мусо-
ровозов.
При строительстве МПС важная роль отводится проблеме их размещения. Для
решения этой задачи требуется необходимый набор исходной информации.
Для оптимального размещения МПС исходной информацией являются:
места размещения источников отходов;
численность населения и норма накопления отходов;
расстояние от источника отходов до полигона (или предприятия по обезвре-
живанию и переработке отходов) и до каждой из планируемых МПС;
расстояние от каждой МПС до объекта по обезвреживанию отходов;
среднее время транспортирования отходов по каждому из возможных путей;
затраты по перевозке отходов собирающими и большегрузными мусоровоза-
ми;
производительность полигона (предприятий по обезвреживанию и переработ-
ке отходов);
капитальные и эксплуатационные затраты на МПС и полигонах;
прогноз изменения рассмотренных параметров во времени при решении зада-
чи в динамическом варианте.
Рис. 4.32. Большегрузные транспортные мусоровозы МКТ-110, МКТ-150
Рис. 4.33 Мусоровоз МКТ-150 на шасси МАЗ
67
Транспортные мусоровозы
МКТ-150
и МКТ-110
предназначаются
для использования в системах двухэтапного сбора и вывоза твердых бытовых отхо-
дов. Используются для загрузки и транспортировки на значительные расстояния
(свыше 20 км) твердых бытовых отходов, доставляемых собирающими мусоровоза-
ми на мусороперегрузочных станциях.
Таблица 4.24. Технические характеристики большегрузных мусоровозов
Наименование
МКТ-150
МКТ-110 (МКТ-8001)
Тип базового шасси
МАЗ-642205-020
МАЗ-543203
Вместимость кузова, куб.м
50,0
36,0
Масса спецоборудования, кг
8000
6200
Масса вывозимого мусора, кг
24500
17600
Давление в гидросистеме, мПа
8200
7600
Коэффициент уплотнения мусора
5-6
5-6
Рис. 4.34.
Схема мусороперегрузочной станции с прессованием ТБО стационарным уплотни-
телем.
1- собирающий мусоровоз: 2- грейфер; 3- разбрызгиватель воды; 4- бункер-накопитель; 5- смен-
ный кузов-контейнер; 6- устройство для перемещения кузова-контейнера; 7- стационарный уп-
лотнитель.
68
Рис. 4.35. Двухуровневая МПС с уплотнением ТБО в транспортном большегрузном мусоро-
возе.
Применение для сбора ТБО большегрузных мусоровозов предполагает, что до
полного заполнения кузова машины совершат объезд всей закрепленной за ними
территории, что делает абсолютно нецелесообразным применение двухэтапной сис-
темы транспортировки ТБО. Расчетный суточный объем ТБО, образующихся на
территории поселения на первую очередь составит 11,5 м3, а на расчетный срок 13
м3. Таким образом, учитывая суточный объем образования ТБО в населенных пунк-
тах сельского поселения, а также оценивая возможное расстояние транспортировки
ТБО до объекта утилизации на территории поселения строительство станции пере-
груза экономически нецелесообразно.
4.9. Определение необходимого количества мусоровозного транспорта и му-
соросборников на первую очередь (5 лет) и расчетный срок (20 лет)
Начальное звено в технологической цепочке утилизации ТБО - специальные
мобильные установки, называемые мусоровозами. У них может быть различное на-
значение, в соответствии с которым их комплектуют всевозможным оборудованием.
В большинстве случаев в качестве транспортной базы применяются двухосные или
трехосные шасси стандартных грузовиков, доработанные под монтаж специальных
надстроек и оборудования. Такой подход объясняется высокими показателями тех-
нической и экономической эффективности. Создание автомобилей оригинальной
конструкции, как правило, разработанных с использованием уже выпускаемых уз-
лов и агрегатов, вызвано стремлением превзойти характеристики серийных машин,
которые не обеспечивают выполнение компоновочных, функциональных, а также
иных требований, предъявляемых к некоторым типам мусоровозов. Отличия специ-
ально разработанных для мусоровозов шасси заключаются в несущих рамах ориги-
нальной конструкции, кабинах, дублирующих органах управления и т.д.
Мусоровозы можно разбить на три основные группы: контейнерные, кузовные
и транспортные (рис.4.36).
Контейнерные мусоровозы представляют собой самоходные шасси, снабжен-
ные подъемно-транспортным оборудованием. Оно позволяет поднимать с земли, ус-
69
танавливать на шасси, транспортировать, а при необходимости разгружать специ-
альные съемные контейнеры (бункеры, платформы) с различными видами отходов.
Их главное достоинство - относительная простота, а также использование одного
автомобиля для последовательного обслуживания нескольких контейнеров по мере
накопления отходов. Самый главный недостаток - невозможность их уплотнения.
Между собой упомянутые машины различаются конструкцией контейнеров и уст-
ройством погрузочно-разгрузочного механизма. Открытые контейнеры позволяют
собирать любой мусор, в том числе и крупногабаритный, тогда как их закрытые раз-
новидности рассчитаны в основном на бытовые отходы. Вместимость контейнеров
колеблется от 3 до 40 м3. Подъемно-транспортное оборудование выполнено в виде
портального механизма или продольно расположенной рамы, которая снабжена уст-
ройствами для перемещения и фиксации контейнеров нескольких типов.
Рис. 4.36. Классификация машин для сбора и вывоза ТБО
Относящиеся ко второй группе кузовные мусоровозы получили наиболее ши-
рокое распространение. Они отличаются значительным разнообразием технического
исполнения. Машины классифицируют по месту расположения загрузочного уст-
ройства (заднее, боковое или переднее), способу уплотнения отходов и полезному
объему кузова. Кроме того, кузовные мусоровозы отличаются системой выгрузки
отходов из кузова - самосвальной или принудительной с помощью выталки-
вающей плиты.
В зависимости от грузоподъемности базового шасси, мусоровозы можно ус-
ловно разделить на малотоннажные (вместимостью 2-8 м3), среднетоннажные (9-15
70
м3) и большегрузные (16-32 м3). Важнейший показатель, характеризующий эффек-
тивность работы мусоровоза, - степень (коэффициент) уплотнения твердых быто-
вых отходов. Чем она выше, тем большее количество отходов способна транспорти-
ровать машина и тем совершеннее ее конструкция. В настоящее время границы ко-
эффициента уплотнения составляют от 1,9 до 7. Такой разброс объясняется не толь-
ко прочностью кузова и типом уплотняющего устройства, но и свойствами самого
мусора. Форма поперечного сечения кузова имеет прямоугольное (иногда со скруг-
ленными стенками), реже - круглое сечение.
Широкое распространение нашли мусоровозы с задней загрузкой (рис. 4.37)
Они хорошо приспособлены для работы в стесненных условиях и могут использо-
ваться там, где отсутствует контейнерная система сбора бытовых отходов. Боль-
шинство машин данного типа представляет собой грузовое шасси 1, на котором
смонтирован кузов коробчатой формы 2 с шарнирно прикрепленным к нему задним
бортом.
В его нижней части установлен приемный ковш 3 (загрузочный бункер), яв-
ляющийся основанием для крепления подающей (верхней) плиты прессующего ме-
ханизма, с которой шарнирно связана поворотная прессующая (нижняя) плита. Для
привода обоих элементов служат гидроцилиндры. Загрузка мусора в приемный
ковш осуществляется вручную или механизированным способом с помощью опро-
кидывателя
(гидроманипулятора), который обеспечивает выгрузку содержимого
стандартных уличных контейнеров различных типов. Внутри кузова находится пе-
ремещаемая гидроцилиндром выталкивающая плита, являющаяся его подвижной
передней стенкой.
Рис. 4.37. Мусоровоз кузовной с задней загрузкой
Чаще применяемыми становятся мусоровозы с задней загрузкой, выполнен-
ные несколько по иной схеме. Задний борт таких машин оборудован загрузочным
ковшом, который для заполнения бытовыми отходами с помощью гидравлики опус-
кается вниз. Погрузка мелкого мусора происходит вручную, а содержимого контей-
неров - с помощью гидроманипулятора. После этого подъемный механизм переме-
щает загрузочный ковш вверх, поворачивает его и высыпает мусор в кузов машины.
Поворотная толкающая плита, шарнирно соединенная с задней частью крыши кузо-
ва, уплотняет мусор, одновременно перемещая его к передней стенке. Выгрузка бы-
товых отходов осуществляется самосвальным способом и с помощью толкающей
плиты. Подъем заднего борта обеспечивают гидроцилиндры.
71
Альтернативой мусоровозам с задней загрузкой являются машины с боковым
расположением погрузочного механизма (табл.4.25, рис. 4.38). Эти установки пред-
назначены для механизированного сбора бытовых отходов из стандартных контей-
неров. Кузов, смонтированный на раме автомобиля шарнирно, сзади закрыт бортом,
а спереди - толкающей плитой. Загрузка мусора через люк в крыше кузова произво-
дится при помощи манипулятора, который обеспечивает захват, подъем, опрокиды-
вание, встряхивание и возврат контейнера на место. Рабочая зона погрузочного уст-
ройства позволяет осуществлять работу с несколькими контейнерами без передви-
жения машины. Перемещение отходов по ширине кузова (разравнивание) для рав-
номерного заполнения осуществляется ворошителем. Мусор уплотняется в кузове
при помощи периодически перемещающейся от передней стенки к заднему борту
толкающей плиты. Она же, наряду с опрокидыванием кузова, обеспечивает выгруз-
ку бытовых отходов, доставленных на полигон или мусороперегрузочную станцию.
Для повышения поперечной устойчивости во время работы мусоровозы с боковой
загрузкой оснащают выдвижными опорами.
Таблица 4.25. Технические характеристики кузовных мусоровозов с боковой загрузкой
Марки мусоровозов
Характеристики
КО-440-3
КО-440-4
МКМ-2
МКМ-35
КО-440-5
Базовое
ГАЗ-3307
ЗИЛ-433362
ЗИЛ-433362
МАЗ-5337
КАМАЗ-
Шасси
(4x2)
(4x2)
(4x2)
(4х2)
53215 (6х4)
Вместимость
7,5
10,0
10,0
18,0
22,5
кузова, м3
Масса загружаемых
3220
4300
4350
6500
9300
отходов, кг
Грузоподъемность
500
500
700
700
500
манипулятора, кг
Масса спецоборудо-
900
2600
2555
3350
4130
вания, кг
Масса полная, кг
7850
11000
11000
16000
20500
Рис. 4.38. Кузовной мусоровоз с боковой загрузкой кузова манипулятором
Прогресс, достигнутый в последнее время, привел к появлению мусоровозов с
боковой загрузкой, оборудованных пресс-камерой. Это устройство непосредственно
соединено с основным кузовом, но имеет меньшее, чем у него, поперечное сечение.
72
Внутри пресс-камеры, стенки которой сделаны очень прочными, находится уплот-
няющая подвижная плита бульдозерного типа, также обладающая высокой прочно-
стью. Гидроманипулятор загружает бытовые отходы из стандартного контейнера в
пресс-камеру через люк в ее крыше. Перемещение уплотняющей плиты к заднему
борту приводит к одновременному уплотнению мусора и вытеснению его в основ-
ной объем кузова. Благодаря такой схеме достигается высокая степень уплотнения
твердых бытовых отходов в объеме кузова меньшем, чем у ранее упомянутых кон-
струкций. Выгрузка мусора осуществляется самосвальным способом при подъеме
гидрофицированного заднего борта.
Мусоровозы с передним расположением загрузочного устройства имеют глав-
ное достоинство - создание наиболее благоприятных условий для работы оператора,
который, благодаря хорошей обзорности и высокой механизации технологических
операций, может управлять всеми рабочими процессами, не выходя из кабины. По-
мимо этого, значительно облегчается маневрирование, что особенно важно при
движении в стесненных условиях. Конструктивное исполнение мусоровозов данно-
го типа, за исключением подъемного механизма, очень сходно с устройством их
аналогов с боковой загрузкой. Следует отметить, что указанная техника отечествен-
ными предприятиями не выпускается.
Применение транспортных мусоровозов связано с развитием технологии
двухэтапного вывоза бытовых отходов. При этом существуют две разновидности
транспортных средств. Первая предусматривает использование длиннобазного
большегрузного шасси либо автопоезда, на которые монтируется погрузочно-
разгрузочное оборудование для работы со съемными кузовами типа «мультилифт».
Пока один из кузовов загружается предварительно уплотненным мусором, другой,
уже заполненный, транспортируется на полигон, где разгружается самосвальным
способом. Таким образом, уменьшаются простои техники и, как следствие, достига-
ется высокая производительность.
В отдельную категорию следует выделить машины для вывоза крупногаба-
ритных отходов (КГО). Автосамосвалы-бункеровозы - это мусоровозы, имеющие
съемную платформу. За счет нескольких сменных платформ она обеспечивает бес-
прерывный сбор и транспортировку отходов, именно поэтому эти мусоровозы неза-
менимы - один может заменить 5-6 грузовиков. К тому же мусоровозы-самосвалы
являются уникальной техникой - могут установить кузов на землю, могут подни-
мать его с грузом на высоту до 2,5 м (при необходимости перегрузки), а некоторые
мусоровозы еще и производят погрузочно-разгрузочные работы.
Если мусор имеет огромные габариты и использование для его погрузки кон-
тейнеров невозможно, тогда целесообразно использовать мусоровозы с грейферным
захватом. Такие мусоровозы привлекают и при необходимости утилизации сыпучих
отходов. Тем не менее, такие мусоровозы имеют и недостаток - довольно высокую
стоимость. Однако, если есть необходимость обслуживания больших объемов и тер-
риторий, то именно такие мусоровозы вам и необходимы - траты вполне окупаемы
за счет отсутствия простоев, которые неизбежны, если площадка захламлена.
Стоит немного остановиться на некоторых системах, которыми все чаще обо-
рудуют мусоровозы. Самая универсальная, устанавливаемая на мусоровозы, это
73
система мультилифт, имеющая довольно простую конструкцию, она еще и удобна в
эксплуатации. Мультилифт - это не что иное, как погрузочно-разгрузочный меха-
низм, который приводится в действие с помощью гидравлического привода. Необ-
ходимые функции он выполняет тросовым крюковым захватом. На мусоровозы эту
систему монтируют, как правило, на усиленный подрамник.
Главным преимуществом системы мультилифт является тот факт, что погруз-
ка мусора производится вместе с контейнером и занимает всего лишь несколько ми-
нут. Кроме того, такой способ вывоз мусора исключает возможность его рассыпания
по близлежащей территории при перегрузке из мусорного контейнера в кузов мусо-
ровоза.
Крюковой захват мультилифт может быть рассчитан на грузоподъемность от 5
до 25 тонн, что дает возможность использовать данную систему не только для выво-
за бытового мусора, но и широко использовать ее для транспортировки промыш-
ленных и строительных отходов.
Кроме того, мультилифт оснащен системой дистанционного управления, что
позволяет водителю-оператору манипулировать грузозахватным органом даже не
выходя из кабины автомобиля.
Мусоровоз, оборудованный системой мультилифт - многофункциональная му-
сороуборочная машина, способная выполнять функции бункеровоза, самосвала,
пескоразбрасывающей или поливомоечной машины, эвакуатора и т.д.
Также, современные мусоровозы все чаще оборудуют системами лифтдампер
и фронтлоудер, которые также призваны упростить разгрузочно-погрузочные про-
цессы.
В отличие от мультилифт система лифтдампер способна манипулировать не-
сколькими контейнерами поочередно, и даже обслуживать прицеп. Конструкция
лифтдампера напоминает конструкцию козлового крана и приводится в действие
при помощи гидропривода. Лифтдампер отличается высокой производительностью,
мусоровоз оснащенный прицепом может быть разгружен данной системой всего за
несколько минут.
Если мусоровоз не имеет собственной погрузочно-разгрузочной системы
(мультилифт, лифтдампер или др.), то на помощь приходит фронтальный погрузчик
- фронтлоадер. Фронтлоадер, в отличие от мусоровозов, не является транспорти-
ровщиком и предназначен только для погрузки сыпучих материалов (в данном слу-
чае мусора) в кузов грузового автомобиля. В качестве рабочего органа фронтлоадер
имеет передний открытый ковш, но в некоторых случаях возможна замена манипу-
лятора на другие исполнительные органы, например, на клещевой захват для по-
грузки бревен, на ковш закрытого типа и т.д.
Сегодня мусоровозы становятся все более оснащенными, что значительно уп-
рощает и ускоряет такую малоприятную процедуру - вывоз ТБО и КГО.
Таблица 4.26. Основные технические характеристики транспортных средств по вывозу ТБО
Марка транспортного
Базовое шасси
Вместимость кузо-
Масса загружаемых
Коэффициент уп-
п/п
средства
ва, куб.м
отходов, кг
лотнения
1.
Бункеровоз
ЗИЛ-433362
7,8
-
-
2.
Бункеровоз
ММЗ-49525
8
-
-
74
3.
Бункеровоз КМ -
КМ-42001, КМ-43001,
8,7
-
-
71002
ММЗ-4925, СА-ЗУ
4.
Бункеровоз КМ-71003
КМ-42001, КМ-43001,
8,7
-
-
ММЗ-4925, СА-ЗУ
5.
Бункеровоз КМ-42001
ЗИЛ (433362,494500,
7,8-10
-
432902, 452632)
6.
КО-442
ЗИЛ 5301 БО
4,4
2
200
2,1-2,6
7.
КО-442-01
ЗИЛ 5301 БО
4,8
2
500
2,2-2,7
8.
КО-449-20
ГАЗ-33072 (ГАЗ-3307)
8
2
910
1,5-1,9
9.
МКМ-111
ГАЗ-3307
8,6
2
950
1,4-1,8
10.
МКГ
ГАЗ-3307
8,2
3
100
1,8-2,2
11.
КО-440-3
ГАЗ-3307
7,5
3
220
2
12.
КО-413
ГАЗ-4301
7,5
3
300
1,6-1,8
13.
КО-440
ГАЗ-3309
7,5
3
300
до 2,5
14.
КО-440-1
ГАЗ-3307
7,5
3
300
до 2,5
15.
МКМ-2
ЗИЛ-433362
9,6
4
400
1,8-2,2
16.
КО-455
ЗИЛ-494560 ЗИЛ-433362
7,5
4
500
2,5-3,1
17.
КО-449
ЗИЛ-433362
10
4
500
до 2
18.
МКЗ-10
ЗИЛ-433362
10
4
500
1,9-2,3
19.
КО-440-4
ЗИЛ-433362
11,5
4
500
до 2
20.
КО-449-10
ЗИЛ-494560 ЗИЛ-433362
10
4
700
2,0-2,4
21.
КМ-12001
ЗИЛ-534332
10
4
880
2,0-2,5
22.
КО-431
ЗИЛ-433362
10
4
980
до 2,5
23.
МКЗ
ЗИЛ-433362
9,8
5
000
1,8-2,2
24.
МКЗ.
ЗИЛ-433362
10
5
200
2,2-2,7
25.
МК-18
КАМАЗ-43253
18
5
500
1,8-2,2
26.
КО-427-32
МАЗ-5337
16
6
935
1,8-2,2
27.
КМ-М5551
МАЗ 5551
12
7
000
2,4-3,0
28.
КО-430
ЗИЛ-133Д4
14
7
035
1,8-2,2
29.
МКЗ-25
ЗИЛ-133Д4
16
7
500
2,0-2,4
30.
МКЗ-35
МАЗ-5337
16
7
500
2,0-2,4
32.
МКМ-35
МАЗ-5337
18
7
625
1,9-2,5
33.
КО-429
ЗИЛ-133Д4
20
8
120
до 2
34.
МКМ-25
ЗИЛ-133Д4
18
8
200
2,0-2,3
35.
КО-427-02
КАМАЗ-53215
16
8
250
до 2,5
36.
МКМ-25
ЗИЛ-133Д4
18
8
250
1,9-2,5
37.
КО-440-5
КАМАЗ-53215
22
8
500
до 2
38.
КО-449-31
МАЗ-5337
15,5
8
550
2,3-2,8
39.
КО-449
КАМАЗ-53215
17,5
8
895
2,1-2,6
40.
МКМ-45
КАМАЗ-53212
20,6
9
000
1,9-2,5
41.
КО-415
КАМАЗ-53213
22,5
9
370
1,6-2,2
42.
МКЗ-40
КАМАЗ-53215 (53229)
18
8 050 (11000)
1,9-2,3
43.
КМ-13004
КАМАЗ-53229
18
10 800
2,6-3,1
44.
КО-427-02
КАМАЗ
18
10 800
2,5-3,1
45.
БМ-53229
КАМАЗ-53229
18
11000
2,6-3,1
46.
БМ-551603
МАЗ-551603
18
11000
2,6-3,2
47.
КО-427-01
КАМАЗ-53229
18
11200
до 2,5
Выбор спецтехники для вывоза ТБО осуществлялся с учетом территориаль-
ной удаленности населенных пунктов, объемами образующихся отходов, уровня
благоустройства жилищного фонда. Рассмотрены модели мусоровозов с боковой за-
грузкой, способные эффективно решать задачи по сбору ТБО как при обслуживании
жилого фонда (многоэтажная и индивидуальная застройка), так и объектов социаль-
ной инфраструктуры.
75
Применение мусоровозов с боковой загрузкой емкостью кузова 11 м3 КО-440-
4 соответствует варианту организации системы сбора ТБО с использованиием ста-
ционарных металлических контейнеров емкостью 0,75 м3.
Отличительной особенностью мусоровоза КО-440-4 является конструкция ма-
нипулятора и эффективное взаимодействие приводящих в движение гидроцилинд-
ров и двигателя базового шасси. Благодаря этому, манипулятор прочно захватывает
контейнер, исключая возможное падение последнего, что встречается в работе ана-
логичных машин других отечественных производителей.
В зависимости от загруженности кузова мусоровоза оператор периодически
задействует пресс-систему, которой является толкающая плита и приводящие еѐ в
действие гидроцилиндры. Толкающая плита движется в направлении к заднему бор-
ту и уплотняет отходы, разравниватель (установленный на плите) способствует рав-
номерному распределению ТБО по ширине кузова, что позволяет вмещать большее
количество отходов.
Разгрузка машины КО-440-4 осуществляется при помощи опрокидывания ку-
зова и приведения в действие толкающей плиты. Разгрузка отнимает считанные ми-
нуты и позволяет мусоровозу скорее приступить к совершению нового цикла. Двух-
осное шасси довольно компактно, что позволяет машине КО-440-4 маневрировать в
современных городах, изобилующих беспорядочно припаркованными машинами.
Рис. 4.30. Мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-4
Таблица 4.24. Характеристики мусоровоза КО-440-4
Базовый автомобиль
ЗИЛ-433362
Мощность двигателя, кВт
110
Вместимость кузова, м3
11
Коэффициент уплотнения
2-3
Масса загружаемых бытовых отходов, кг
4700
Грузоподъѐмность манипулятора, кг
500
Изготовитель
ОАО «КОММАШ»
Спецтехника для вывоза КГО
Бункеровоз МКС-3501 - универсальная машина для транспортировки контейне-
ров с мусором. Данная модель создана на базе МАЗ-5551А2 с дизельным двигателем
мощностью 230 л.с. Простота и надежность машины в сочетании с большой грузо-
76
подъемностью отлично подходит для применения различными промышленными и
сельскохозяйственными предприятиями, которые по достоинству оценили много-
функциональность бункеровоза МКС-3501. Стандартное оборудование бункеровоза
МКС-3501 позволяет выполнять погрузку контейнера с грузом, транспортировку
контейнера, самосвальную разгрузку контейнера, при необходимости, подъем гру-
женого контейнера на высоту до 2,5 метров. Кроме транспортировки и вывоза раз-
личных отходов, бункеровоз может применяться для выполнения погрузочно-
разгрузочных работ. В силу сочитания цена/качество данная модель бункеровозя яв-
ляется наиболее используемой машиной для вывоза мусора контейнерами.
Рис. 4.40. Бункеровоз МКС-3501 на шасси МАЗ-5551А2
Таблица 4.28. Характеристики мусоровоза МКС-3501 на шасси
МАЗ-5551А2
Базовое шасси
МАЗ-5551А2
Двигатель
-модель
ЯМЗ-6563.10 Euro 3
- тип/мощность, л.с.
дизельный/230
Масса полная, кг
18000
Грузоподъемность, кг
9000
Габаритные размеры, м
Длина
6,4
Ширина
2,5
Высота
3,2
Изготовитель
ОАО "РАРЗ" г. Ряжск
Контейнерные мусоровозы (бункеровозы) - грузовые автомобили с оборудова-
нием для перевозки бункеров для бытовых отходов ѐмкостью 8 м3. Контейнерные
мусоровозы предназначены для вывоза крупногабаритного мусора (строительный
мусор, макулатура, мебель). Используются открытые или закрытые бункеры. Чаще
всего контейнерные мусоровозы используют на шасси ЗИЛ, но в связи с серьѐзными
перебоями в поставках ЗИЛов наиболее оптимальным шасси является МАЗ-5551А2.
Надо заметить, что и стоимость бункеровоза на МАЗе практически идентична стои-
мости аналога на ЗИЛе, а большая грузоподъѐмность МАЗа и его хорошие техниче-
ские характеристики делают этот (МКС-3501) мусоровоз наиболее выгодной покуп-
кой.
77
4.9.1. Расчет необходимого количества мусоровозного транспорта
Число мусоровозов М, необходимых для вывоза бытовых отходов, определяют
по формуле:
М = Пгод/(365 × Псут × Кисп)
где
Пгод _ количество бытовых отходов, подлежащих вывозу в течение года с при-
менением данной системы, м3;
Псут - суточная производительность единицы данного вида транспорта м3;
Кисп - коэффициент использования (Кисп =0,75);
Суточную производительность мусоровозов определяют по формуле:
Псут = Р × Е,
где
Р - число рейсов в сутки;
Е - количество отходов, перевозимых за один рейс, м3;
Число рейсов каждого мусоровоза определяют по формуле:
Р = [Т - (Тпз + Т0)] / (Тпог + Траз + Тпроб)
где
Т - продолжительность смены, час;
Тпз- время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции в га-
раже, час;
Т0- время, затрачиваемое на нулевые пробеги (от гаража до места работы и об-
ратно), час;
Тпог - продолжительность погрузки, включая переезды и маневрирование, час;
Траз - продолжительность разгрузки, включая переезды и маневрирование, час;
Тпроб- время, затрачиваемое на пробег от места погрузки до места разгрузки и
обратно, час.
Время на сбор, вывоз и разгрузку транспортных средств определялось на ос-
новании «Рекомендаций по нормированию труда работников внешнего благоуст-
ройства», утвержденных приказом Департамента ЖКХ Министерства строительства
РФ от 06.12.1994 г. № 13.
Расчет транспортных средства на первую очередь и расчетный срок приведен
в таблицах 4.29-4.30.
78
Таблица 4.29. Расчет количества мусоровозов КО-440-4 на первую очередь (2020 г.)
Поселение
Объем
Т,
Тпз,
Нулевой
Нуле-вой
То,
Пробег
Время
Число
Время
Тпог,
Тразг,
Пробег от
Тпроб,
Р
Псут,
M
N
п/п
образо-
час
час
пробег
пробег
час
от 1
на
обслу-
на по-
час
час
последнего
час
м3
ванных
от гара-
от поли-
места
пробег,
живае-
грузку и
места сбо-
ТБО,
жа до 1
гона
сбора
час
мых
манев-
ра до по-
м3/год
места за-
ТБО до
до по-
контей-
ри-
лигона, км
грузки,
гаража,
след-
неров,
рование,
км.
км.
него,
шт.
час
км
1
сп Талицкое
3532,61
8
0,45
1
50
1,28
15
0,375
30
0,510
0,885
0,25
50
1,25
2,63
57,88
0,22
1
Таблица 4.30. Расчет количества мусоровозов КО-440-4 на расчетный срок (2035 г.)
Поселение
Объем
Т,
Тпз,
Нулевой
Нуле-вой
То,
Пробег
Время
Число
Время
Тпог,
Тразг,
Пробег от
Тпроб,
Р
Псут,
M
N
п/п
образо-
час
час
пробег
пробег
час
от 1
на
обслу-
на по-
час
час
последнего
час
м3
ванных
от гара-
от поли-
места
пробег,
живае-
грузку и
места сбо-
ТБО,
жа до 1
гона
сбора
час
мых
манев-
ра до по-
м3/год
места за-
ТБО до
до по-
контей-
ри-
лигона, км
грузки,
гаража,
след-
неров,
рование,
км.
км.
него,
шт.
час
км
1
сп Талицкое
4119,20
8
0,45
10
50
1,50
15
0,375
30
0,510
0,885
0,25
50
1,25
2,54
55,81
0,27
1
79

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/