Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения (2015 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения Южского муниципального района (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Талицкого сельского поселения (2015 год) - часть 3

 

 

Спортивные стадио-
15
на 1 место
150
0,273
170
40,95
6,96
0,11
0,02
ны, спортзалы
Административные
на 1 сотруд-
16
40
0,2625
200
10,5
2,1
0,03
0,01
учреждения, офисы
ника
на 1 сотруд-
17
Отделения связи
10
0,2625
200
2,63
0,53
0,01
0
ника
на 1 сотруд-
18
Банки
10
0,2625
200
2,63
0,53
0,01
0
ника
Всего:
1252,01
198,93
3,43
0,55
КГО-5% от ТБО
62,60
9,95
0,17
0,03
Всего ТБО и КГО
1314,61
208,87
3,60
0,57
Таблица 4.13. Расчет объема образования ТБО от объектов социальной инфраструктуры на расчетный срок (2035 г.)
Прогнозная норма (2035)
Годовой объем об-
Суточный объем
Наименование
Единица
накопления отходов
разования ТБО
образования ТБО
Кол-во
п/п
организаций
измерения
м3/ед.изм. в
Плотность,
м3
масса, т
м3
масса, т
год
кг/м3
на 1 койко-
1
Больницы
200
0,854
330
170,80
56,36
0,47
0,15
место
на 1 посеще-
2
Поликлиники, ФАП
6250
0,0183
250
114,38
28,59
0,31
0,08
ние
3
Гостиницы
мест
0
1,3786
100
0
0
0
0
Детские дошкольные
4
на 1 место
117
0,2928
300
34,26
10,28
0,09
0,03
учреждения
Общеобразовательные
на 1 учащего-
5
188
0,1464
220
27,52
6,06
0,08
0,02
школы
ся
Учреждения дополни-
6
на 1 место
0
0,1464
200
0
0
0
0
тельного образования
7
Интернаты
на 1 место
0
2,4522
190
0
0
0
0
Продовольственные
на 1 м2 торг.
8
0
1,83
110
0
0
0
0
магазины
пл.
Промтоварные мага-
на 1 м2 торг.
9
0
1,586
110
0
0
0
0
зины
пл.
32
на 1 м2 торг.
10
Смешанные магазины
600
1,586
110
951,60
104,68
2,61
0,29
пл.
на 1 м2 общ.
11
Рынки
0
0,4392
100
0
0
0
0
пл.
Рестораны, кафе, за-
на 1 пос. ме-
12
0
0,8906
420
0
0
0
0
кусочные, столовые
сто
13
Баня
на 1 место
20
0,122
100
2,44
0,24
0,01
0
Клубы, дворцы куль-
на 1 пос. ме-
14
400
0,2196
150
87,84
13,18
0,24
0,04
туры, библиотеки
сто
Спортивные стадио-
15
на 1 место
150
0,3172
170
47,58
8,09
0,13
0,02
ны, спортзалы
Административные
на 1 сотруд-
16
40
0,305
200
12,20
2,44
0,03
0,01
учреждения, офисы
ника
на 1 сотруд-
17
Отделения связи
10
0,305
200
3,05
0,61
0,01
0
ника
на 1 сотруд-
18
Банки
10
0,305
200
3,05
0,61
0,01
0
ника
Всего:
1454,72
231,13
3,99
0,63
КГО-5% от ТБО
72,74
11,56
0,20
0,03
Всего ТБО и КГО
1527,45
242,69
4,18
0,66
Таблица 4.16. Показатели суточного накопления ТБО от жилого фонда Талицкого сельского поселения
На существующее положение
На первую очередь (2020 г.)
На расчетный срок (2035 г.)
Годовой
Суточ-
Масса
Годовой
Масса
Суточ-
Масса
Годовой
Масса
Масса об-
Масса об-
Суточ-
Населенный
объем об-
ный
образо-
объем об-
образо-
ный
образо-
объем об-
образо-
разован-
разован-
ный объ-
п/п
пункт
разован-
объем
ванных
разован-
ванных
объем
ванных
разован-
ванных
ных ТБО,
ных ТБО,
ем ТБО,
ных ТБО,
ТБО,
ТБО,
ных ТБО,
ТБО,
ТБО,
ТБО,
ных ТБО,
ТБО,
т/год
т/год
м3/сут
м3/год
м3/сут
т/сут
м3/год
т/год
м3/сут
т/сут
м3/год
т/сут
1
с. Талицы
2040
408
6
1,12
2142
428
6
1,17
2489
498
7
1,36
2
д. Взвоз
43
9
0
0,02
50
10
0
0,03
73
15
0
0,04
3
д. Большое
0
0
0
0,00
88
18
0
0,05
102
20
0
0,06
Всего по посе-
4
2083,20
416,64
5,71
1,14
2280,60
456,12
6,25
1,25
2664,48
532,90
7,30
1,46
лению:
33
4.4. Расчет объемов отходов, образующихся при уборке улиц и дорог, площадей,
тротуаров
Летние загрязнения на дорогах носят общее название — смет. Под сметом по-
нимаются загрязнения, которые с помощью подметально-уборочных машин или
вручную могут быть собраны с дорожных покрытий.
Основным из факторов, влияющим на засорение улиц, является интенсивность
движения транспорта. На накопление смета и засорение улиц существенно влияют
также благоустройство прилегающих улиц, тротуаров, мест выезда транспорта и со-
стояние покрытий прилегающих дворовых территорий.
Плотность уличного смета зависит от его состава и колеблется в пределах 0,6 -
1,6 т/м3 (в расчетах принимаем среднее значение 0,6 т/м3). Часть загрязнений, нахо-
дящаяся во взвешенном состоянии в воздухе и смываемая с дорог дождевыми и та-
лыми водами, не может быть с достаточной точностью учтена и в расчет количества
загрязнений при назначении режимов уборки обычно не принимается.
Суточный объем уборочных работ (смет) - Qсут согласно СНиП 2.07.01-89*
определяем исходя из существующей площади твердых покрытий улиц, площадей и
парков.
Sобщ. = Sмех. убор. + S руч. убор.2)
М = Sобщ. × 0,005 (тонн/год)
V = М /0,6 (м3/год)
Sобщ. - площадь территории, убираемая при механизированной и ручной уборке,
м2;
Sмех. убор. - площадь территории, убираемая при механизированной уборке, м2;
S руч. убор. - площадь территории, убираемая при ручной уборке, м2;
М - количество смета, образовавшегося на убираемой территории, тонн/год;
V - годовой объем смета, образовавшегося на убираемой территории, тонн/год;
Таблица 4.17. Расчет образования смета
На первую очередь
На расчетный
Наименование показателя
Ед. изм.
п/п
(2020 г.)
срок (2035 г.)
Площадь проезжей части
улиц, дорог с усовершенст-
1
вованным покрытием, под-
м²
60000
70000
лежащих механизированной
уборке
2
Норма образования смѐта
кг/м²
5
5
т/год
300
350
3
Объем образования смѐта
м³/год
500
583
Объем образования смета на дорогах с усовершенствованным покрытием, под-
лежащих механизированной уборке в сельском поселении, на расчетный период со-
ставил 350 тонн (583 м3).
34
Таблица 4.18. Расчетные объемы образования ТБО на территории сельского поселения
м3/год
Наименования показателя
п/п
на 2020 г.
на 2035 г.
Объем образования ТБО от
1
2280,60
2664,48
населения
Объем образования ТБО от
2
объектов социальной ин-
1252,01
1454,72
фраструктуры
3
ИТОГО
3532,61
4119,20
4
КГО
176,63
205,96
5
ТБО + КГО
3709,24
4325,16
6
Объем образования смета
500
583
7
ВСЕГО
4209,24
4908,16
4.5. Рекомендации по раздельному сбору ценных компонентов ТБО.
Селективный сбор с последующей переработкой - экономически наиболее
обоснованная из всех известных стратегий по уменьшению объемов образования
ТБО на полигонах, которая требует наименьших затрат бюджетных средств по
сравнению с сортировкой, компостированием и сжиганием смешанных отходов.
Главная цель раздельного сбора - разделение всего объема ТБО на три основ-
ных потока:
«сухие» вторичные ресурсы, пригодные для промышленной переработки (пластмас-
сы, стеклобой, металлы, макулатура и текстиль), составляющие 35-50% от общей
массы;
«влажные» биоразлагаемые отходы для компостирования (кухонные, пищевые, са-
довые отходы, а также влажные и загрязненные отходы бумаги)-25-35%;
«хвосты»- прочие неперерабатываемые отходы.
Для каждого потока предусмотрены свои методы дальнейшей переработки
(утилизации). Так, первый должен направляться на мусоросортировочные комплек-
сы (МСК) для профессиональной сортировки вторсырья по видам, категориям и
сортам, а также очистки их от остаточных «хвостов». Отделение «сухих» вторичных
ресурсов от «влажных» и «хвостов» позволяет предотвратить загрязнение основной
доли вторсырья, в несколько раз повысить экономическую эффективность дальней-
шей переработки отходов и улучшить санитарные условия работающих.
«Влажные» биоразлагаемые отходы могут подвергаться аэробному сбражива-
нию (компостированию) или анаэробному сбраживанию на специализированных ус-
тановках либо полевым методом. Товарной продукцией предприятия является ком-
пост либо компост и биогаз.
«Хвосты» также могут подвергаться сортировке и последующему сбражива-
нию. Однако издержки в данном случае весьма высоки, качество вторичного сырья
и компоста низко и сбыт проблематичен.
Одной из наиболее распространенных ошибок проводившихся в отечествен-
ной практике экспериментов по селективному сбору отходов является пренебреже-
35
ние планированием обращения с селективно собранными отходами на всех этапах.
Часто эксперименты начинаются с установки разноцветных контейнеров для раз-
личных фракций без предварительных маркетинговых исследований рынков сбыта
вторичного сырья, подготовки базы для их последующей сортировки, предпродаж-
ной подготовки и отправки потребителям. В результате эти контейнеры после за-
полнения вывозятся одним мусоровозом на захоронение, что является лучшим спо-
собом провалить эксперимент. На самом деле планирование внедрения раздельного
сбора в конкретном регионе следует начинать «от конца к началу технологической
цепи».
Прежде всего, необходимо определиться с наличием свободных рынков сбы-
та каждого вида вторичных ресурсов, а также, исходя из этого, конкретных вторич-
ных ресурсов, которые будут выделяться из потока. Затем надо организовать место
первичной обработки и предпродажной подготовки вторичного сырья. Для «сухих»
вторичных ресурсов таким местом будет конвейерный мусоросортировочный ком-
плекс (МСК) с прессами для пакетирования вторичных ресурсов. До начала раз-
дельного сбора МСК можно временно загрузить сортировкой обычных, смешанных
отходов. Для «влажных» биоразлагаемых отходов таким местом будет предприятие
по аэробному сбраживанию (компостированию) или анаэробному сбраживанию
(метанированию).
Только после этого имеет смысл начинать установку спецконтейнеров в домо-
владениях.
Исходя из целей и задач раздельного сбора отходов необходимо обеспечить
разделение отходов при сборе на три потока (три контейнера):
«сухие» отходы на промышленную переработку;
«влажные» отходы на биологическую переработку (компостирование);
«прочие» отходы на захоронение.
Опыт показал, что разделение отходов на большее количество потоков нецелесооб-
разно. Так, любой компонент «сухих» отходов требует дополнительной профессио-
нальной сортировки на МСК по сортам с одновременным удалением остаточных
загрязняющих фракций, что делает бессмысленным их раздельный вывоз.
В качестве первой очереди раздельного сбора рекомендуется организация раз-
дельного сбора двух потоков (двух контейнеров):
-
«сухих» вторичных ресурсов в специализированные контейнеры,
-
«прочих» отходов в имеющиеся контейнеры.
Выделение потока влажных потоков рекомендуется оставить на вторую очередь по
следующим причинам:
1. При изначально небольшом уровне участия населения в раздельном сборе запол-
нение контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточно долго -
одну, две недели и даже более. Столь редкий вывоз «сухих» отходов не ухудшит
санитарной обстановки на контейнерной площадке, поскольку доля фракций,
подверженных гниению, в этих контейнерных площадках минимальна. Посту-
пать подобным образом с «влажными» отходами недопустимо по санитарным
требованиям;
36
2. Основная часть «сухих» вторичных ресурсов имеет значительную рыночною
стоимость, а значит, часть затрат на раздельный сбор может быть компенсирова-
на за счет их реализации. «Влажные» отходы имеют низкую стоимость и требуют
больших затрат на переработку;
3.
«Сухие» вторичные ресурсы составляют около 50% по массе и 75% по объему от
всех отходов. Таким образом, их селективный сбор даст максимальный эффект.
Согласно экспериментальным исследованиям «Гринпис», собираемые раздельно
отходы имели следующий морфологический состав: 87% по массе или 76% по объ-
ему составляли только четыре компонента: ПЭТФ-бутылки, стеклобой, газеты и
картон. Таким образом, целесообразно в первую очередь искать сбыт именно этих
видов вторичного сырья.
Таблица 4.19. Морфологический состав раздельно собираемых отходов
(по данным 2006 г.)
Компонент
вто-
Массовая
доля
Объемная доля
Плотность компо-
ричного сырья
компонента, %
компонента, %
нента, кг/м3
ПЭТФ-бутылки
6
23
18
Условно
чистая
2
10
14
пленка
Прочие отходы пла-
3
8
26
стмасс
Стеклобой тарный
32
9
248
Газеты
39
19
148
Картон
10
24
31
Макулатура прочих
8
6
105
сортов
ВСЕГО
100
100
73
Если в районе организован возмездный прием алюминиевых банок, то они
практически полностью будут извлечены из потока и рассчитывать на них не стоит.
Изделия из черного металла представлены в основном крупногабаритными мате-
риалами, и рассчитывать на их сбор также нецелесообразно.
Конструкции контейнеров для селективного сбора отходов должны удовле-
творять ряду требований:
Объем одного или нескольких контейнеров на каждой площадке для «сухих»
вторичных ресурсов должен быт достаточно большим: желательно не меньшим, а
лучше максимально большим, чем объем контейнеров для прочих отходов. Это по-
зволит не повышать или даже сокращать частоту рейсов мусоровозов по вывозу от-
ходов и избежать затрат на их вывоз. В связи с незначительным количеством быст-
роразлагающихся фракций в контейнерах их вывоз возможен 2-4 раза в месяц или
даже реже.
Недопустимо использование для селективного сбора отходов открытых кон-
тейнеров, так как они будут быстро наполняться обычным мусором. Контейнер вы-
полняется полностью закрытым. Сбор вторсырья производится через щели или
окошки, размеры которых позволяют складировать вторсырье, но не пакеты со сме-
шанным мусором. Рекомендуемые размеры щелей -250×800 мм. Большая длина
37
нужна для складирования в контейнер картонных коробок в сложенном состоянии.
Приемные щели устраиваются для того, чтобы предотвратить складирования в кон-
тейнер обычных смешанных отходов людьми, которые не готовы сортировать отхо-
ды и не имеют желания разбираться в том, в какой контейнер какие отходы склады-
вать.
Практика показывает, что попытки использования запирающих устройств,
предотвращающих открытие крышек, не оправдывают себя. Во-первых, их обычно
забывает запереть водитель. Во-вторых, невозможность доступа вызывает раздра-
жение лиц, занимающихся «стихийным» сбором вторсырья на контейнерных пло-
щадках и может привести к вандализму. На практике ни один вид вторсырья не оку-
пает расходов по его выделению из ТБО, поэтому сбор вторсырья на контейнерных
площадках следует поощрять. В то же время крышка должна быть сконструирована
таким образом, чтобы автоматически возвращаться в закрытое состояние.
Контейнер не должен содержать элементов (крышек, ручек и т. д.) за которые
необходимо браться, для того чтобы выбросить отходы. На практике жители брез-
гуют прикасаться к контейнерам, поэтому будут применяться различные сопора и
подпорки, которые будут держать крышки контейнеров открытыми.
Контейнеры должны быть вандалоустойчивыми, желательно предотвращаю-
щими горение, не теряющими привлекательности в течение долгого времени. Недо-
пустимо использовать пластмассовые детали (например, крышки).
На контейнеры наносятся надписи и желательно пиктограммы, обозначающие,
что в них надо складывать. Цветовая кодировка всех контейнеров для селективного
сбора ТБО должна быть одинаковой, яркой и отличаться от окраски контейнеров
для обычного мусора. В информационно-рекламных мероприятиях следует рекла-
мировать эти цвета.
На рис. 4.3-4.7 представлены различные виды контейнеров для селективного
сбора. Контейнеры на рис. 4.3 и 4.5 представляют собой стандартные контейнеры
типа К-0,75 с доработанной крышкой. Преимуществом данной конструкции являет-
ся простота, дешевизна и возможность доработки в условиях любой спецавтобазы.
Недостаток конструкции контейнеров на рис. 4.3 заключается в отсутствии ограни-
чителей открытия крышки, так что последняя не возвращается в закрытое состояние
автоматически. Еще один недостаток в том, что при разгрузке мусоровозом с верх-
ней загрузкой, оборудованным «еврозахватом» (осуществляющим захват за крон-
штейны посередине контейнера), крышка упирается в отходы и деформируется. При
оборудовании ограничителя открытия крышки и использовании щипкового захвата,
осуществляемого за верхний край контейнера, эти недостатки исчезнут.
38
Рис. 4.3. Контейнер К-0,75 с крышкой, доработанной для раздельного сбора отходов.
Рис. 4.4. Контейнер КК-0,75 для селективного сбора отходов с пластмассовой крышкой.
На рис. 4.4 изображен стандартный колесный контейнер типа КК-0,75, обору-
дованный специально сконструированной крышкой. Сбоку имеются ограничители,
предотвращающие опрокидывание крышки. Контейнер достаточно практичен для
использования мусоровозом с верхней загрузкой. Однако из-за того, что кронштей-
ны для захвата и приемное окно находятся с разных сторон, часто после разгрузки
контейнеры ставят приемным окнам к стене. Вероятно, наличие приемных окон и
надписей с двух сторон решило бы эту проблему. Еще одним недостатком является
малая ширина приемного окна, не позволяющая складывать в контейнеры картон.
Решением является расширение окна до 800 мм.
Не стоит использовать в качестве экономии пластиковые крышки на контей-
нерах (рис. 4.5). Такие крышки часто сгорают либо ломаются от мороза и контейнер,
оставшись без крышки, быстро заполняется обычным смешанным мусором.
Рис. 4.5. Вариант доработки контейнеров под селективный сбор.
39
Контейнер большого объема (рис. 4.6) привлекателен тем, что не требует час-
того вывоза отходов. Недостатком его являются широкие приемные окна. Скорее
всего, в таком контейнере будет много обычного мусора. Следовало бы закрыть в
нем часть проема, оставив просвет высотой 250 мм.
Рис. 4.6. Контейнер для селективного сбора отходов большого объема.
На рис. 4.7 показан совмещенный контейнер для селективно собранных и
обычных отходов. Он представляет собой доработанную модель типа «мульти-
лифт». Контейнер дополнен 3-кубовой секцией для селективного сбора, разделенной
внутренней перегородкой. Применение такого контейнера практически исключает
дополнительные затраты на вывоз селективно собранных отходов, что, как будет
показано ниже, достаточно критично для существования селективного сбора.
Рис. 4.7. Совмещенный контейнер для селективно собранных и обычных отходов.
На первый взгляд кажется, что в случае перехода к двум потокам отходов вме-
сто одного необходимо удвоить число рейсов автотранспорта, к трем потокам - ут-
роить и т. д. Между тем это мнение ошибочно. Изменяться может только время ра-
боты мусоровоза в собирающем режиме, но суммарное время, затрачиваемое транс-
портом на доставку отходов от места сбора до места выгрузки (станции перегруза,
сортировки или полигона) практически не изменяется, ведь суммарное количество
отходов от всех потоков остается неизменным.
Время работы мусоровоза в собирающем режиме зависит от единичной емко-
сти контейнера. Если (при переходе от одного к двум потокам) на площадке удвоить
емкость контейнеров, то теоретически количество рейсов вообще не изменится: му-
соровоз будет забирать то один, то другой контейнер. Более того, «сухие» фракции
могут вывозиться даже реже, чем обычные отходы, из-за низкого содержания орга-
40
ники. Следовательно, для их сбора может быть применен контейнер большой емко-
сти (рис. 4.6), а частота вывоза даже снижена.
В то же время проблема изменения графика вывоза отходов связана с тем, что
периодичность вывоза измеряется сутками. Иными словами, если при «однопоточ-
ной» системе вывоз производился один раз в двое суток, а при переходе к «двухпо-
точной» системе селективному сбору будет подвергаться 10 % отходов, то контей-
нер с обычными отходами придется опорожнять также один раз в двое суток, но за-
полненным на 90%. Однако поскольку объем отходов учитывается обычно по объе-
му опорожняемого контейнера, возникнет эффект «фиктивного увеличения объема
отходов», то есть 10% отходов, вывозимых раздельно, окажутся как бы дополни-
тельными отходами, хотя фактически они просто выделены из того же потока. Пе-
реход же от вывоза контейнера для смешанных отходов «раз вдвое суток» к вывозу
«раз втрое суток» возможен только после того, как в контейнер для селективного
сбора будет собираться 1/3 по объему всех отходов.
Чтобы избежать таких проблем, при переходе к раздельному сбору необходи-
мо изменения планирования вывоза и емкости контейнеров не только для селектив-
но собранных, но и для обычных отходов. Нужно добиваться, чтобы суммарная ем-
кость контейнеров, опорожняемых за месяц на площадке, не изменилась при пере-
ходе на селективный сбор.
Еще одной статьей экономии при вывозе «сухих» раздельно собранных отхо-
дов может стать их уплотнение при вывозе. Поскольку они лишены влаги, то могут
перевозиться до места сортировки с уплотнением без потери качества вторичных
ресурсов. Кроме того, практический опыт показал, что загрузка прессующего мусо-
ровоза, «сухими» раздельно собранными отходами может быть по объему на 1/3
больше, чем для смешанных отходов, из-за их лучшей сжимаемости.
В целом при планировании вывоза отходов по схеме раздельного сбора надо
постараться предотвратить рост суммарного количества рейсов мусоровозов, по-
скольку вывоз является самой большой статьей затрат на обращение с отходами.
Важнейшим элементом в успешной реализации масштабных схем раздельного
сбора ТБО является вовлечение и участие в них населения.
Ключевым вопросом жизнеспособности раздельного сбора является поддерж-
ка его населением на начальном этапе. Результаты эксперимента показали, что до
25% граждан готовы участвовать в сортировке ТБО сразу, как только будут уста-
новлены специальные контейнеры. Естественно, параллельно с их установкой необ-
ходимо обеспечить хотя бы минимальное информирование, например, вывешивать
плакаты, баннеры или распространять листовки. Участие этой группы людей-
«агентов перемен»- позволяет уже на начальном этапе подвергать раздельному сбо-
ру 6-10% от общей массы отходов, что сразу обеспечивает положительный эконо-
мический эффект. Полный же потенциал участия населения в раздельном сборе
оценивается ориентировочно в 75%. Но «освоение» этого потенциала возможно
только через длительную информационную и воспитательную работу, начиная со
школ и детских садов.
Следует отметить, что любой социологический опрос населения о его готов-
ности к участию в селективном сборе отходов, скорее всего, даст результаты близ-
41
кие к верхней границе «потенциала», то есть к 75%. Это значит, что люди ответив-
шие положительно, понимают, что собирать отходы «раздельно» - хорошо, а не со-
бирать - плохо, однако только часть из них будет готова применить свои знания на
практике сразу, а для привлечения остальных требуются дополнительные усилия.
Доля «несознательной» части граждан, в принципе не желающих задумывать-
ся о том, куда девать мусор, или читать надписи на контейнерах, также составляет
около 25%. Не следует рассчитывать на их участие в раздельном сборе в ближайшем
будущем. Управленческой задачей здесь является минимизация ущерба, наносимого
такими людьми раздельному сбору. Именно поэтому контейнеры для раздельного
сбора должны быть закрытыми и оборудованными «приемными щелями», в которые
не проходит пакет со смешанными отходами.
Информационно - разъяснительная работа в первую очередь должна произво-
диться в среде дворников, домоуправов и водителей мусоровозов и подкрепляться
экономической заинтересованностью.
Внедрение селективного сбора отходов длительный процесс, который предпо-
лагает постепенный рост количества отходов, собираемых селективно и направляе-
мых на переработку. Для расчета экономической эффективности раздельного сбора
следует считать, что на первом этапе эта величина будет составлять 6-10% от объе-
ма всех отходов, с последующим ростом до 70-75% по объему.
Следует иметь в виду, что все затраты на организацию селективного сбора
сортировки и предпродажной подготовки вторичного сырья не окупаются только за
счет реализации продукции - вторичного сырья.
Селективный сбор будет иметь экономический эффект в случае, если вели-
чина расходов бюджета или населения (тариф на утилизацию, необходимая для по-
крытия убытков от раздельного сбора отходов, меньше, чем величина затрат на их
утилизацию другим способом.
При принятой в России практике захоронения отходов на полулегальных,
плохо оборудованных свалках с искусственно заниженными тарифами на захороне-
ние отходов раздельный сбор, как правило, неконкурентоспособен.
Если учесть экологический ущерб от таких свалок, затраты станут безусловно
выше.
В то же время, если муниципальным образованием планируется совершенст-
вование системы обращения с отходами либо организация мусороперерабатываю-
щего производства или даже просто обустроенного полигона, то суммарные затраты
на один кубический метр отходов при их селективном сборе становится ниже тако-
вых для смешанного сбора.
Для расчета экономического эффекта от селективного сбора отходов необхо-
димо учесть следующие статьи доходов и расходов.
Возможные статьи доходов (экономии):
1) Доходы от реализации вторичного сырья;
2) Снижение расходов на транспортирование отходов до места сортировки
(связанное с оптимизацией схемы: применение контейнеров большего объ-
ема, меньше частоты вывоза, прессующих мусоровозов и т.д.);
42
3) Предотвращение расходов на вывоз отходов от места сортировки до места
захоронения;
4) Рост производства продукции на существующих мощностях по сортировке
отходов, без их увеличения по сравнению с сортировкой смешанных ТБО
из-за повышения производительности труда рабочих - сортировщиков;
5) Предотвращение расходов на услуги по перегрузу отходов на станции пе-
регруза отходов;
6) Предотвращение расходов на услуги по захоронению отходов или по пере-
работке смешанных отходов;
7) Избежание экологических платежей за захоронение отходов;
Возможные статьи расходов:
1) Закупка специализированных контейнеров и техники.
Минимизация затрат возможна при использовании существующей техники и
контейнеров с их доработкой своими силами.
2) Реконструкция контейнерных площадок;
3) Затраты на обслуживание контейнеров для селективного сбора отходов;
4) Рост расходов на транспортирование отходов до места сортировки;
5) Затраты, связанные с увеличением суммарного объема отходов (перераба-
тываемые отходы в основном состоят из легких фракций, которые при
смешанном сборе приминаются тяжелыми фракциями не перерабатывае-
мых отходов).
6) Затраты на сортировку отходов (включая возврат инвестиций и обслужи-
вания кредитов).
7) Затраты на информирование населения.
Переход к раздельному сбору отходов предусматривает пересмотр и усложне-
ние структуры тарифной и информационной политики, связанной с обращением с
отходами на всех этапах: от сбора до изготовления конечной продукции.
Селективный сбор отходов предусматривает взаимодействие следующих
структур:
- органов местного самоуправления;
- организаций, обслуживающих жилищный фонд;
- организаций, осуществляющих перевозку ТБО;
- организаций, осуществляющих сортировку ТБО.
Вне зависимости от того, на какую структуру возлагаются полномочия по управ-
лению селективным сбором отходов, местной власти не следует полностью само-
устраняться от управления им:
- во-первых, в штате администрации Талицкого сельского поселения следует вы-
делить одно лицо, ответственное за все вопросы раздельного сбора и незагру-
женное никакими иными обязанностями;
- во-вторых, целесообразно введение норм - заданий по районам, обслуживающим
организациям, поселению в целом по доле отходов, которые должны быть собра-
ны раздельно и направлены на переработку с их ежегодным пересмотром.
43
- в-третьих, следует обеспечить единую схему раздельного сбора по всему муни-
ципальному образованию (например, определить единую цветность и маркиров-
ку контейнеров) и обеспечить единую схему информирования населения;
- в-четвертых необходимо обеспечить справедливое перераспределение финансов,
сэкономленных за счет селективного сбора между всеми его участниками для оп-
тимального стимулирования;
Все эти вопросы следует отразить в нормативно-правовом акте муниципального
образования. Правовую основу для его принятия создает статья 13 федерального за-
кона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ.
4.6. Методы сбора и удаления отходов.
Основными этапами системы обращения с отходами производства и потреб-
ления являются:
1 Сбор — деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определен-
ного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по об-
ращению с отходами.
2 Транспортирование отходов — деятельность, связанная с перемещением
отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, ути-
лизации, захоронения и/или уничтожения.
3 На третьем этапе могут производиться различные технологические опера-
ции и процедуры переработки и захоронения. Особняком стоят операции утилиза-
ции и рециклинга, которые представляют собой совокупность процессов деятельно-
сти по обращению с отходами производства и потребления. Следует отметить, что
рециклинг является более емким и широким понятием, чем утилизация.
Действующая в РФ система государственного регулирования обращения с от-
ходами базируется на принципах предотвращения образования отходов, минимиза-
ции количества отходов в источнике их образования, максимального их вовлечение
в хозяйственный оборот и вторичного использования, экологически безопасного
размещения и захоронения отходов, обеспечения экологической безопасности дея-
тельности по обращению с отходами.
Наиболее важным этапом при создании оптимальной системы обращения с
отходами является выбор основных приоритетов, заложенных в систему:
1 Создание системы и концептуальное руководство ее работой. Система об-
ращения с отходами в отдельном населенном пункте не может удовлетворительно
без руководящего участия властных структур, которые должны выступать не только
в качестве организатора, но и в качестве контролера функционирования такой сис-
темы:
- Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к
полномочиям администрации сельского поселения.
- Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных от-
ходов относится к полномочиям администрации Южского муниципаль-
ного района.
2 Прогрессивная технология обращения с отходами. Сбор, транспортирова-
ние, сортировка, утилизация и все остальные технологические операции, произво-
44
димые с отходами, следует осуществлять с использованием наиболее удачных дос-
тижений передовой отечественной мировой науки и техники.
3 Контроль за перемещением отходов.
4 Развитие рынка вторичных ресурсов.
5 Рациональная тарифная политика. В условиях рыночной экономики та-
рифная политика может являться существенным рычагом воздействие на функцио-
нирование системы обращения с отходами с помощью рационально выбранных та-
рифов использование устаревших методов сбора, транспортирования и размещения
отходов, приводящих к загрязнению окружающей среды и к потерям вторичных ре-
сурсов, могут и должны стать экономически невыгодными.
6 Формирование общественного мнения. Административные усилия в сфере
обращения с отходами не дадут желаемого результата, если они не будут поняты и
поддержаны большинством проживающего населения. Обсуждение природоохран-
ных проблем и принятие решений по ним должно происходить с участием населе-
ния и строиться на основе консенсуса. Для его достижения необходим некий мини-
мум знаний по обсуждаемым проблемам. Поэтому необходимо постоянно осущест-
влять пропаганду знаний по основным вопросам природопользования, в том числе и
по рациональному обращению с отходами.
Сбор и транспортировка ТБО
Сбор ТБО на территории муниципальных образований должен производиться в
соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содер-
жания территории населенных мест" с учетом конкретных условий:
- численности и плотности проживания населения в населенных пунктах;
- уровня благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизо-
ванного отопления, этажности застройки, наличие мусоропровода);
- сезонности;
- архитектурно-планировочной композиции;
- перспективы развития жилой застройки;
- экономических возможностей.
Сбор и удаление твердых бытовых отходов в сельском поселении предлагается
осуществлять по централизованной планово-регулярной системе, в которую должны
быть включены все населенные пункты поселения, вся социальная инфраструктура
и производственные предприятия. Налаженная планово-регулярная система должна
обеспечить регулярный и бесперебойный вывоз всех образующихся от населения и
объектов инфраструктуры ТБО на специально созданные для этих целей объекты
переработки и утилизации.
Планово-регулярная система включает:
- сбор, временное хранение и удаление бытовых отходов с территорий
жилых домов и организаций в сроки, указанные в санитарных правилах;
- обезвреживание и/или утилизацию бытовых отходов.
Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отхо-
дов определяются на основании решений администрации сельского поселения по
45
представлению органов жилищно-коммунального хозяйства и учреждений санитар-
но-эпидемиологической службы.
Основными системами сбора и удаления твердых бытовых отходов являются
контейнерная (с использованием мусоросборников) и бесконтейнерная или бестар-
ная (без использования уличных мусоросборников, сигнальный способ сбора, «по-
квартирная» система удаления твердых бытовых отходов).
На практике бестарная система удаления отходов имеет один недостаток - не-
возможно составить маршрут и график движения машины, чтобы время сбора ТБО
было удобно всем жителям.
Нерационально применять бесконтейнерную систему в многоэтажной благо-
устроенной жилой застройке. В виде исключения, возможно осуществлять бескон-
тейнерный сбор отходов в одно - двухэтажных домах. В этом фонде может быть ор-
ганизована система сбора отходов путем заезда собирающего мусоровоза в опреде-
ленные дни и часы, когда жители выгружают отходы в мусоровоз из внутриквар-
тирных/внутридомовых сборников.
Контейнерная система сбора отходов бывает 2-х видов:
- система сменяемых сборников отходов (с применением контейнерного
мусоровоза). При системе сменяемых сборников отходов (контейнерная система)
заполненные контейнеры различного объема следует погружать на мусоровоз, а
взамен оставлять порожние чистые контейнеры.
- система несменяемых сборников отходов (с применением кузовного
мусоровоза). При системе несменяемых сборников твердые бытовые отходы из кон-
тейнеров необходимо перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на
месте. Несменяемые контейнеры необходимо устанавливать на специальных пло-
щадках на территории домовладений или других обслуживаемых объектов.
Порядок сбора и удаления бытовых отходов определяется местными условия-
ми, основными из которых являются:
- этажность и плотность застройки;
- наличие и тип применяемых спецмашин и сборников отходов;
- принятый способ обезвреживания и утилизации отходов.
Для сельского поселения может быть рекомендована как 100% контейнер-
ная система сбора ТБО с несменяемыми сборниками, так и бесконтейнерная сис-
тема сбора ТБО.
Периодичность вывоза при общем сборе ТБО
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов следует осуществлять в соответствии
с санитарно-гигиеническими требованиями СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные
правила содержания территорий населенных мест" и удалять ежедневно независимо
от дня недели, в том числе в выходные и праздничные дни: холодное время года
(при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при
плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).
С территорий некоммерческих организаций: (садоводческих, огороднических
и дачных объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов) по мере на-
46
копления, но не реже 1 раза в месяц - за исключением зимнего периода. Может по-
требоваться дополнительное согласование с местными органами Федеральной
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пе-
риодичности вывоза отходов.
Сбор КГО
Как уже было отмечено, одна из проблем обращения с отходами потребления
на территории сельского поселения - отсутствие бункеров-накопителей для КГО
или специально оборудованных мест для временного накопления КГО. Стандартные
контейнеры для мусора не приспособлены для накопления крупногабаритных отхо-
дов.
Для сбора и промежуточного складирования крупногабаритных отходов пред-
полагается сбор КГО в сменяемые бункера-накопители (7,5—8,5 м3).
Один бункер позволяет обслужить в среднем от 900 до 2700 жителей в зави-
симости от периодичности вывоза отходов.
Сбор вторичного сырья на местах образования
Рекомендации по сбору вторичного сырья от населения и организаций и пред-
приятий:
- Вторичное сырье собирается в исправную тару (плотные мешки, сборники,
контейнеры и др.) или пакетируется. Тара систематически должна подвергаться
чистке, мойке, а в случае необходимости - дезинфекции.
- Временное хранение вторичного сырья осуществляется в специально выде-
ленных помещениях или на специально отведенных площадках в закрывающихся
сборниках и контейнерах. Расстояние от площадок и отдельно стоящих помещений
временного хранения вторичного сырья до жилых и общественных зданий должно
быть не менее 20 метров;
- Сортировка собранного вторичного сырья на территориях жилых домов, дет-
ских и лечебных учреждений запрещается.
- Для временного хранения собранного от населения вторичного сырья домо-
управления, по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой, предос-
тавляют специальные помещения, располагающиеся изолированно от жилых зда-
ний или в подвалах, полуподвалах и мусорных камерах жилых зданий. В указан-
ных помещениях вторсырье должно храниться раздельно по видам.
- Контейнеры, сборники, мешки с собранным вторичным сырьем, спрессован-
ные кипы макулатуры должны вывозиться автотранспортом или мусоровозами на
склады предприятий вторичного сырья.
Также может быть организован сбор пищевых отходов.
Рекомендации по организации приемных пунктов по заготовке вторичного
сырья
- Стационарные пункты по заготовке вторичного сырья от населения могут
размещаться как в отдельно стоящих помещениях, так и в первых этажах жилых до-
мов.
47

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/