ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУЛОМА КОЛЬСКОГО РАЙОНА (2014 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУЛОМА КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУЛОМА КОЛЬСКОГО РАЙОНА (2014 год) - часть 3

 

 

ного воздуха оксидом углерода, диоксидом азота и другими загрязняющими
веществами.
Санитарное состояние водных объектов
Водные ресурсы являются одними из самых уязвимых, так как источни-
ками воздействия на них являются промышленные выбросы в атмосферу, про-
мышленные стоки, загрязненная почва, сельскохозяйственные угодья, дороги,
населенные пункты и др. Высокие уровни загрязнения поверхностных вод на
территории сельского поселения по большей части носят локальный характер,
однако при низкой способности к самоочищению в условиях Арктики загряз-
нение небольших рек и водоемов, испытывающих постоянную нагрузку от
промышленных комплексов и населенных пунктов, носит уже хронический ха-
рактер, поскольку загрязняющие вещества сохраняются в донных отложениях.
Основными источниками загрязнений открытых водоемов в местах водо-
пользования населения являются жилищно-коммунальные объекты, животно-
водческие комплексы. Основной причиной возрастающего количества проб во-
ды водоемов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-
химическим и микробиологическим показателям, является сброс в водоемы без
очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и промышлен-
ных сточных вод в связи с неудовлетворительное санитарно-техническое со-
стояние канализационных очистных сооружений (высокий процент изношенно-
сти и несоответствия их мощности объему принимаемых сточных вод), разр а-
ботка и внедрение малоэффективных, не отвечающих современному уровню
развития канализационных и очистных сооружений. Приемником сточных вод
в сельском поселении является река Тулома, которая при этом также является и
поверхностным водоисточником. Загрязняющие вещества поступают в водные
объекты, как в составе сточных вод, так и в виде выпадений пылевых выбросов
из атмосферы.
Основными загрязняющими веществами в поверхностных водах являют-
ся взвешенные вещества, фосфаты, азот аммонийный, нефтепродукты, железо,
СПАВ, никель. Высокие и экстремально высокие уровни загрязнения вод ме-
таллами, дитиофосфатом, органическими веществами носят локальный харак-
тер и наблюдаются, в основном, в небольших водоемах. Отмечается несоответ-
ствие качества питьевой воды по органолептическим показателям (цветность); а
также по санитарно-химическим показателям (окисляемость, содержание желе-
за). Кроме того, характерной природной особенностью водных объектов посе-
ления является присутствие в природных водах ионов металлов, таких как
медь, железо, марганец.
33
Санитарное состояние почвы
Основными факторами, вызывающими загрязнение почвы, являются
сельскохозяйственные и бытовые отходы, а также аэрогенное загрязнение за
счет выбросов предприятий. Окисление почвы вследствие атмосферного выпа-
дения соединений сернистого газа ведет к угнетению и гибели лесов (рост об ъ-
емов выбросов сернистого газа объясняется использованием на металлургиче-
ских заводах Кольского полуострова руды с большим содержанием серы). С о-
держание меди, никеля и кадмия обнаруживается не только в древесине, но и в
ягеле, мхе, траве, а также в полевых мышах, оленях, овцах.
На территории сельского поселения имеется одно сельхозпредприятие
(ГОУСП Тулома, молочно-товарного производство), а также частные мелкие
хозяйства, являющиеся источниками образования отходов агропромышленного
комплекса. Кроме того, на территории поселения стихийно образуются несанк-
ционированные свалки. Действующих мест захоронения биологических отхо-
дов, предназначенных в том числе и для захоронения трупов животных от насе-
ления, нет.
В области в целом остро стоит необходимость раздельного сбора, сорти-
ровки отходов, использования компонентов отходов в качестве вторсырья. Су-
ществующая система сбора твердых бытовых отходов не обеспечивает отделе-
ние из них вторичного сырья и, что особенно важно, опасных промышленных
отходов, образующихся в бытовых условиях (ртутьсодержащие изделия, то к-
сичные металлы, источники тока, нефтепродукты, лакокрасочные материалы,
поливинилхлорид и другие опасные вещества). Такие виды отходов при скла-
дировании их на полигонах или при сжигании приводят к загрязнению окр у-
жающей среды опасными токсикантами.
Физические факторы воздействия
С целью формирования общей картины акустической ситуации организо-
ваны и проводятся ежегодные мониторинговые измерения шума на селитебных
территориях, прилегающих к транспортным магистралям. Полученные резуль-
таты исследований свидетельствуют о необходимости повышения транспортно-
эксплуатационных качеств улично-дорожной сети за счет внедрения новых
технологий строительства, содержания и ремонта дорог. Кроме того, частично
сельское поселение попадает в зону нормированных параметров авиационных
шумов.
По данным Мурманского морского биологического института на протя-
жении последнего десятилетия активность радионуклидов является очень низ-
кой. Оперативный контроль радиационной обстановки как в обычных услови-
34
ях, так и в случаях радиационных инцидентов и аварий, обеспечивает созданная
в области Мурманская территориальная автоматизированная система контроля
радиационной обстановки. По исследованиям данной системы радиационный
фон на территории поселения находится в пределах природного фона.
Однако потенциальной угрозой природно-экологическому фону продол-
жает оставаться радиоактивное загрязнение, являющееся следствием ядерных
испытаний, проводящихся на Кольском полуострове с конца 50-х годов и про-
должающихся до сих пор. Взрывы в атмосфере приводят к накоплению радио-
активности в рыбе, молоке, мясе. Негативный эффект от радиоактивного з а-
грязнения окружающей среды может вносить как краткосрочный, так и долго-
срочный характер. Долгосрочный эффект от загрязнения является непредсказу-
емым. Радиоактивные осадки после проведения испытаний являются главной
причиной того уровня содержания плутония, который сейчас наблюдается в
воде Баренцева моря и Кольского залива.
Также на Кольском полуострове имеет место самая большая в мире ко н-
центрация кораблей-атомоходов, а на территории сельского поселения распо-
ложены военные объекты атомной энергетики, хранилища радиоактивных о т-
ходов и оружия. Опасность внезапной утечки радиоактивных веществ оценить
весьма сложно, особенно на объектах военно-промышленного комплекса, где
сильно ограничен доступ к необходимой информации. Методы работы с радио-
активными отходами на Северном флоте по сравнению с западными стандарта-
ми крайне неэффективны, а ситуация представляет постоянную опасность для
всего региона: практически вся территория поселения нахо дится в зоне воз-
можного радиоактивного заражения.
Источниками электромагнитного излучения на территории сельского по-
селения являются объекты системы энергоснабжения, объекты с излучением
радиочастотного диапазона.
2.3. Существующее состояние летней и зимней уборки
Общая протяженность улично-дорожной сети в населенных пунктах
сельского поселения составляет 25,0 км. Из них на село Тулома приходится
13,6 км. Уборка улиц в летнее и зимнее время производится с использованием
ручного труда. Специализированная техника отсутствует. Ручную уборку тер-
риторий осуществляют дворники.
35
2.4. Организация сбора и удаления отходов
2.4.1. Нормы накопления и объемы образующихся бытовых отходов
К твердым бытовым отходам относятся отходы жизнедеятельности лю-
дей, отходы текущего ремонта квартир, смет с дворовых территорий, крупнога-
баритные отходы, а также отходы культурно-бытовых, лечебно-
профилактических, образовательных учреждений, торговых предприятий, др у-
гих предприятий общественного назначения.
Исходными данными для планирования количества подлежащих удале-
нию отходов являются нормы накопления бытовых отходов, определяемые для
населения, а также для учреждений и предприятий общественного и культурно-
го назначения.
Норма накопления твердых бытовых отходов - величина не постоянная, а
изменяющаяся с течением времени. Это объясняется тем, что количество обр а-
зующихся отходов зависит от уровня благосостояния населения, культуры то р-
говли, уровня развития промышленности и др. Так, отмечается тенденция роста
количества образующихся отходов с ростом доходов населения. Кроме того,
значительную долю в общей массе отходов составляет использованная упако в-
ка, качество которой за последние несколько лет изменилось - помимо тради-
ционных материалов, таких как бумага, картон, стекло и жесть, значительная
часть товаров упаковывается в полимерную пленку, металлическую фольгу,
пластик и др., что влияет на количество удельного образования отходов.
Наблюдается тенденция быстрого морального старения вещей, что также ведет
к росту количества отходов. Изменения, произошедшие на рынке товаров и в
уровне благосостояния населения за последнее время, несомненно, являются
причиной изменения нормы накопления отходов в большую сторону, поэтому
каждые 3-5 лет необходим пересмотр норм накопления отходов и определение
их по утвержденным методикам.
На сегодняшний день сельское поселение Тулома не имеет утвержденных
в установленном порядке норм накопления ТБО для населения и для объектов
общественного назначения и предприятий муниципального образования. Необ-
ходимо определить нормы накопления ТБО для сельского поселения в соответ-
ствии с действующим законодательством и разработать единую систему учета
образующихся отходов потребления, которая наиболее полно охватит всех об-
разователей отходов.
В основу расчета объема отходов от населения положена норма накопле-
ния 225 кг/год (1,07 м3/год) на 1 человека («Рекомендациям по определению
норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР», 1982 г.).
Данная норма является завышенной и предназначена для укрупненных расче-
тов и планирования. Для учета отходов, образующихся в результате деятельно-
36
сти предприятий и организаций, может быть использовано типичное соотноше-
ние между объемами отходов от населения и предприятий - 70:30. В этом слу-
чае норма накопления отходов, учитывающая все источники их образования,
составит 320 кг/год (1,53 м3/год) на 1 человека постоянно проживающего насе-
ления. Учитывая, что население сельского поселения Тулома составляет при-
близительно 2315 человек, годовой объем накопления отходов составляет око-
ло 740 тонн, или 3542 м3.
2.4.2. Существующая система сбора и вывоза отходов
Одним из приоритетных направлений природоохранной политики явля-
ется обеспечение защиты окружающей среды от опасного воздействия отходов,
образующихся в процессе производственной деятельности предприятий (орга-
низаций), и твердых бытовых отходов (ТБО) от населения.
Система сбора отходов на территории сельского поселения Тулома в це-
лом удовлетворительная. Размещение отходов сельского поселения на сег о-
дняшний день осуществляется на полигоне твердых бытовых отходов, распо-
ложенном в районе Дровяное города Мурманск. Основная часть бытовых отхо-
дов поступает на термическое обезвреживание на ОАО «Завод ТО ТБО». Сжи-
гание твердых бытовых отходов осуществляется без предварительной сорти-
ровки и отделения вторичного материального сырья. Учет вывозимых твердых
бытовых и промышленных отходов не проводится.
С целью переработки утилизации ртутьсодержащих ламп на территории
Мурманской области действует одно предприятие - ООО «Экотранс». Ближай-
ший к сельскому поселению Тулома пункт сбора ртутьсодержащих ламп рас-
положены в г. Мурманск.
Существенным недостатком нынешней системы обращения с отходами
является неэффективная организация раздельного сбора отходов, вторичного
использования сырья, сбора и вывоза жидких бытовых отходов от неблаго-
устроенного жилого фонда. Кроме того, актуальной проблемой остается сти-
хийное образование несанкционированных свалок.
Основные проблемы и недостатки системы санитарной очистки
Отсутствуют утвержденные нормы накопления твердых бытовых отходов
для населения и объектов социального значения;
Отсутствует разработанная система снижения объема отходов, поступающих
на захоронение (раздельный сбор, сортировка, вторичное использование);
Образование несанкционированных свалок.
37
Пути решения проблем в сфере санитарной очистки
Необходимо определение норм накопления твердых бытовых отходов для
многоквартирных домов, частных домовладений, а также предприятий и орга-
низаций социальной сферы.
Необходимо проведение работ по определению морфологического соста-
ва отходов потребления для подробного экономического расчета целесообраз-
ности и эффективности раздельного сбора отходов, а также сепарации ТБО на
всех стадиях движения отходов. Оценка возможности вторичного использова-
ния сырья.
Необходимо организовать своевременный вывоз отходов от всех источ-
ников образований на полигон ТБО, провести работы по рекультивации не-
санкционированных свалок. Провести эколого-просветительское образование
населения.
38
3. ПРЕДЛАГАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С
ОТХОДАМИ
3.1. Организация сбора и удаления отходов потребления
Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов
Бытовые отходы, подлежащие удалению с территории населенных пунк-
тов, разделяют на твердые и жидкие бытовые отходы. К твердым бытовым от-
ходам (ТБО) относят отходы жизнедеятельности человека, отходы текущего
ремонта квартир, местного отопления, смет с дворовых территорий, крупног а-
баритные отходы населения, а также отходы учреждений и организаций обще-
ственного назначения, торговых предприятий.
Объектами санитарной очистки являются территории домовладений,
уличные и микрорайонные проезды, объекты общественного назначения, тер-
ритории предприятий, учреждений и организаций, объекты садово -паркового
хозяйства, места общественного пользования, места отдыха населения. Специ-
фическими объектами, обслуживаемыми отдельно от остальных, считаются ме-
дицинские учреждения, ветеринарные объекты.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической дея-
тельности (ОКВЭД), обращение с отходами относится к разделу «Предостав-
ление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», Код 90.00.2.
Эта группировка включает: сбор мусора, хлама, отбросов и отходов, сбор и
удаление строительного мусора, уничтожение отходов методом сжигания или
другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде,
захоронение или запахивание отходов, обработку и уничтожение опасных от-
ходов, включая очистку загрязненной почвы, захоронение радиоактивных от-
ходов.
Система сбора отходов может быть контейнерной или бесконтейнер-
ной. При контейнерной системе выделяют сменяемые и несменяемые контей-
неры. При системе сменяемых сборников отходов заполненные контейнеры
следует погружать на мусоровоз, а взамен оставлять порожние чистые ко нтей-
неры. В этой системе применяются контейнерные мусоровозы. Применение та-
кой системы целесообразно при дальности вывоза не более 8 км, при обслужи-
вании объектов временного образования отходов и сезонных объектов (летние
кафе и павильоны, ярмарки, места с большим скоплением людей). При системе
несменяемых сборников отходов твердые бытовые отходы из контейнеров
необходимо перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на месте. В
этой системе применяются кузовные мусоровозы. Данная система сбора отхо-
39
дов является предпочтительной, поскольку позволяет наиболее полно исполь-
зовать мусоровозный транспорт и достигнуть большей производительности.
Выбор той или иной системы определяется рядом факторов: удаленно-
стью мест разгрузки мусоровозов, санитарно-эпидемиологическими условиями,
периодичностью санитарной обработки сборников отходов и возможностью их
обработки непосредственно в домовладениях, типом и количеством спецавто-
транспорта для вывоза отходов, количеством проживающих жителей и т.д.
Организация сбора и вывоза крупногабаритных отходов
Вывоз крупногабаритных отходов (КГО) следует производить по мере
накопления, но не реже одного раза в неделю. Для их сбора необходимо орг а-
низовать специально оборудованные места, расположенные на придомовых
территориях. Площадка должна иметь твердое покрытие и находиться в непо-
средственной близости от проезжей части дороги. Ее располагают на расстоя-
нии не менее 20 м от жилых домов и не более 100 м от входных дверей обслу-
живаемых зданий. Размер площадки выбирают с учетом условий подъезда спе-
цавтотранспорта при вывозе накопленных отходов. Вывоз крупногабаритных
отходов производится по графику, согласованному жилищной организацией.
Организация сбора и вывоза прочих отходов
Вывоз отходов, образующихся при проведении строительных, ремонтных
и реконструкционных работ в жилых и общественных зданиях, обеспечивается
самими предприятиями в соответствии с утвержденной Генеральной схемой
санитарной очистки. Для вывоза отходов привлекается транспорт специализи-
рованных организаций, имеющих разрешительную документацию на данный
вид деятельности. Вывоз отходов осуществляется на специально отведенные
участки, имеющие необходимую разрешительную документацию.
Отходы промышленных предприятий также вывозят сами предприятия с
привлечением транспорта специализированных организаций на специально
оборудованные полигоны, специализированные места их размещения (перера-
ботки) или сооружения для обезвреживания.
Утилизация и переработка отходов
Обезвреживание твердых бытовых отходов производится на специально
отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и пе-
реработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для
этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
40
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенство-
ванные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные з а-
воды, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
3.2. Прогноз изменения количества образующихся ТБО
Согласно современным исследованиям, удельное годовое накопление от-
ходов на одного жителя населенных мест (норма накопления) имеет тенденцию
к постоянному росту. Прогнозирование образования отходов обычно произво-
дится на основе использования коэффициента годового прироста объемов ТБО
на одного человека. Согласно исследованиям, проводимым ГУП УНИИ АКХ
им. К.Д. Памфилова, величина годового прироста для крупных городов состав-
ляет приблизительно 0,6%. Для сельского поселения Тулома, население которо-
го составляет всего 2,3 тыс. человек, этот показатель должен быть существенно
ниже. Расчет производится методом сложных процентов, годовой прирост при-
нят равным 0,1%:
V
V
(10, 001)t
,
ПР исх
где
V
- прогнозируемый объем твердых бытовых отходов,
V
- исходный
ПР
исх
объем образующихся твердых бытовых отходов, t - период прогнозирования. В
таблице 3.1 приведены прогнозируемые нормы накопления отходов жилищного
фонда.
Таблица 3.1.
Прогнозирование норм накопления отходов
Годовая норма накопления отходов
год
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2024
2029
м3/чел
1,07
1,07
1,07
1,07
1,07
1,08
1,08
1,09
кг/чел
225
225
225
226
226
226
227
228
Прогнозирование изменения норм накопления отходов (табл. 3.1) и чис-
ленности населения позволяет оценить количество образующихся бытовых от-
ходов от жилищного фонда на период с 2014 по 2029 годы. Расчет объемов от-
ходов от организаций и учреждений производится исходя из соотношения меж-
ду объемами отходов от жилищного фонда и организаций - 70:30. Прогнозиру-
емое общее количество твердых бытовых отходов в сельском поселении Туло-
ма приведено в таблице 3.2.
41
Таблица 3.2.
Прогнозируемое количество твердых бытовых отходов, образующихся на
территории сельского поселения Тулома
Годовая норма
Годовой объем
Годовой объем
Полный го-
Численность
накопления
отходов от
Год
отходов от ор-
довой объем
населения, чел
отходов,
жил. сектора,
ганизаций, м3
отходов, м3
м3/чел
м3
2014
2315
1,07
2477,05
1061,59
3538,64
2015
2279
1,07
2441,15
1046,21
3487,35
2016
2243
1,07
2405,17
1030,79
3435,96
2017
2208
1,07
2369,12
1015,34
3384,45
2018
2172
1,07
2332,99
999,85
3332,85
2019
2136
1,08
2296,79
984,34
3281,13
2024
2060
1,08
2226,34
954,15
3180,49
2029
2010
1,09
2183,19
935,65
3118,84
3.3. Определение необходимого количества контейнеров для сбора твердых
бытовых отходов
При контейнерной системе сбора в отечественной практике применяются
металлические сборники твердых бытовых отходов различной вместимости от
0,1 до 12 м³. Контейнеры, вместимостью 0,55 и 0,75 м³ - стационарные. Мусо-
росборники, вместимостью 0,3; 0,6; 0,8; 1,1 м³ снабжены колесами. Дальнейшие
расчеты будут проводиться для контейнеров объемом 0,75 м3. Необходимость
установки контейнеров иного объема определяется организацией, о тветствен-
ной за сбор ТБО. Рекомендуется использование закрывающихся контейнеров
для исключения процессов гниения и разложения отходов в летнее время года.
Сбор крупногабаритных отходов может осуществляться на площадках для сбо-
ра ТБО с последующим вывозом мусоровозом или иным специальным транс-
портом.
Число устанавливаемых контейнеров определяется исходя из объемов об-
разования и сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников до л-
жен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольше-
го их образования. Для учета отклонения фактических объемов от среднегодо-
вых в пределах 25% вводится коэффициент неравномерности
K
= 1,25. Резерв-
1
ные контейнеры на случай ремонта (5%) учитываются коэффициентом
K
=
2
1,05. Рекомендуемая периодичность вывоза отходов, согласно СанПиН 42-128-
4690-88, в теплое время года (при температуре +5 С и выше) составляет не бо-
лее одних суток (ежедневный вывоз), в холодное время года (при температуре -
5 С и ниже) - не более трех суток.
42
Число контейнеров
N
, подлежащих расстановке на обслуживаемом
КОНТ
участке, определяется по следующей формуле:
П
t
год
N
K
K
,
КОНТ
1
2
V
* 365
конт
где
П
- годовое накопление отходов на обслуживаемой территории, м3, t -
год
периодичность удаления отходов, сут,
V
- объем контейнера, м3.
конт
Для расчета необходимого количества контейнеров следует определить
частоту вывоза ТБО. Она выбрана с учетом требований СанПиН 42-128-4690-
88, т.е. не реже 1 раза в 3 дня в холодное время года, и ежедневный вывоз в
теплое время года. Для Мурманска и близлежащих населенных пунктов сред-
няя месячная температура выше +5 градусов держится 4 месяца в году - с июня
по сентябрь. В этот период (122 дня) вывоз следует осуществлять ежедневно -
122 вывоза, в остальные 8 месяцев вывоз 1 раз в 3 дня - 81 вывоз. Таким обра-
зом, в год осуществляется 203 вывоза, т.е. средняя периодичность удаления от-
ходов составляет 1,8 суток.
Расчеты количества контейнеров (0,75 м3) ведутся исходя из прогнозиру-
емых объемов отходов на 2014-2029 годы (табл. 3.2) для среднего периода
накопления отходов (1,8 сут.). Согласно расчетам, для сбора отходов в сель-
ском поселении достаточно 31 контейнера, из них 29 в селе Тулома, 2 на ж.д.
ст. Пяйве.
Для удобства расстановки контейнеров по территории произведен расчет
количества человек
N
, обслуживаемых одним контейнером (табл. 3.6):
чел
V
365
конт
N
,
чел
K
V
t
1
0
где
V
- среднегодовая норма накопления ТБО на одного человека. Один кон-
0
тейнер обслуживает в среднем 113 человек.
Цена одного контейнера 0,75 м3 с крышкой и колесами (рис. 3) составляет
около 5 тысяч рублей. Для обслуживания контейнеров требуется специализ и-
рованный мусоровоз с манипулятором для погрузки отходов.
Для осуществления раздельного сбора ТБО необходимо установить до-
полнительные контейнеры, количество которых определяется видами собирае-
мых отходов.
43
Рис. 3. Контейнер для сбора мусора вместимостью 0,75 м3
Правила организации и содержания контейнерных площадок
На территории домовладений, объектов культурно-бытового, производ-
ственного и другого назначения контейнеры размещаются (устанавливаются)
на специально оборудованных площадках.
Места размещения мест сбора отходов (площадок для контейнеров)
определяются эксплуатирующими организациями и согласовываются с отделом
архитектуры администрации муниципального района и органом Роспотребна-
дзора. Количество контейнеров на площадках должно соответствовать утвер-
жденным нормам накопления, но не более 5 штук на 1 площадке. Размер пло-
щадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров.
Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских
учреждений, от мест отдыха населения и т.д. на расстояние не менее 20 м, но не
более 100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюде-
ния установленных правил размещения мест временного хранения отходов,
расстояния устанавливаются решением специально организованной комиссии
(с участием архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, санитарно-
го врача и иных заинтересованных сторон). На территории частных домовладе-
ний места расположения мусоросборников должны определяться самими домо-
владельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных си-
туациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественно-
сти, административными комиссиями муниципального образования, с участием
44
архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, санитарного врача и
иных заинтересованных сторон.
Площадки для установки контейнеров (рис. 4) для сбора ТБО должны
иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проез-
жей части 0,02%, ограждены с трех сторон, чтобы не допускать попадания му-
сора на прилегающую территорию. Должны иметь удобный подъезд для спе-
цавтотранспорта.
Рис. 4. Контейнерная площадка
Санитарная обработка контейнерных площадок на придомовом участке
должна производиться по правилам местных органов СЭН.
После выгрузки ТБО из контейнеров-сборников в мусоровоз работник
специализированного предприятия по вывозу мусора, производивший выгруз-
ку, обязан подобрать выпавшие при выгрузке отходы.
Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из
сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промы-
вать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" -
после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать после каждого
опорожнения. Мойка контейнеров должна производиться либо жилищно-
эксплуатационными конторами, либо иными организациями, осуществляющи-
ми эту операцию на коммерческой основе.
3.4. Определение необходимого количества спецавтотранспорта для
вывоза отходов потребления
С учетом норм накопления отходов и схемы вывоза отходов определяется
необходимое количество и тип спецавтотранспорта и его потоки. Число мус о-
ровозов
N
, необходимых для вывоза отходов, определяется по формуле:
тр
45
K
П
1*
год
N
,
тр
365П
*К
сут исп
где
П
- количество бытовых отходов, подлежащих вывозу в течение года с
год
применением рассматриваемой системы, м3,
П
- суточная производитель-
сут
ность единицы данного вида транспорта, м3,
К
- коэффициент использова-
исп
ния парка (обычно принимается равным 0,8).
Суточная производительность мусоровозов (Псут):
П
N
Е,
сут
рейс
где
N
- число рейсов в сутки, Е - количество отходов, перевозимых за один
рейс
рейс, м3.
Прогноз годового количества бытовых отходов, подлежащих вывозу, на
2014-2029 годы приведен в таблице 3.2. Для определения суточной производи-
тельности спецтехники, задействованной для вывоза ТБО, необходимо оценить
количество возможных рейсов в сутки и перевозимый объем ТБО за один рейс.
Для примера рассмотрим мусоровоз КО-440-3 (рис. 5). Базовое шасси -
ГАЗ 3307, бензиновый двигатель мощностью 87,5 кВт. Вместимость кузова 7,5
куб. м, коэффициент уплотнения 1,2, максимальная масса загружаемых отходов
3100 кг, грузоподъемность манипулятора 500 кг. Цена мусоровоза около 520
тыс. рублей.
Рис. 5. Мусоровоз КО-440-3
За один рейс мусоровоз КО-440-3 может перевезти, с учетом уплотнения,
до 9 м3, т.е. 12 контейнеров 0,75 м3. Время загрузки одного контейнера состав-
ляет приблизительно 10 минут, полная загрузка занимает около 2 часов.
Для определения числа возможных рейсов в сутки необходимо опреде-
лить плечо вывоза ТБО. На данный момент вывоз отходов с территории сель-
ского поселения Тулома осуществляется на полигон и завод термической об-
работки в г. Мурманск. Расстояние по автодороге от села Тулома до города
46
Мурманск составляет приблизительно 30 км. Следует учитывать, что за один
полный рейс транспорт должен проделать путь туда и обратно, т.е. 60 км. Учи-
тывая, что средняя скорость движения мусоровоза составляет около 40 км/ч,
этот путь займет приблизительно 1,5 часа. С учетом времени на погрузку и раз-
грузку, полный рейс займет около 2 часов. Таким образом, за одну 8-часовую
смену один мусоровоз может совершить 3-4 рейса (примем
N
=3).
рейс
Таким образом, суточная производительность мусоровоза КО-440-3
П
сут
= 3*9=27 м3. Годовая производительность составляет (с учетом коэффициента
использования парка 0,8) 7884 м3/год. Данное значение превышает годовые
объемы накопления ТБО (3538 м3 в 2014 году) более чем вдвое, поэтому произ-
водительности одного мусоровоза вполне достаточно для обеспечения вывоза
отходов.
Для обеспечения сбора и вывоза мусора требуются рабочие следующих
профессий: водитель автомобиля, грузчик, оператор. Состав работ:
Для водителя автомобиля. Установка мусоровоза под загрузку. Управле-
ние спецоборудованием при перегрузке ТБО. Переезд к следующей контейнер-
ной площадке в пределах 1 км. Установка мусоровоза под разгрузку, управле-
ние спецоборудованием.
Для грузчика. Открывание крышек контейнеров. Кантовка контейнера
под захват манипулятора (при необходимости). Подбор просыпавшихся при по-
грузке отходов. Закрывание крышек контейнеров. Очистка кузова от остатков
ТБО после разгрузки.
Для оператора. Подготовка документации по выпуску машин на линию:
путевого листа и справки о работе спецмашин, организация своевременного
выпуска машин и периодическая проверка нахождения их на линии. Оператив-
ное перераспределение машин в случаях нарушения утвержденного графика
или изменения по каким-либо причинам условий работы машин на линии. Ре-
гистрация машин, возвращающихся в парк. Прием и обеспечение заявок на ма-
шины. Подготовка ежедневного (суточного) отчета работы машин.
Правила составления графиков и маршрутов работы спецавтотранспорта
для вывоза отходов
Для оптимизации вывоза ТБО необходимо составлять график движения
транспорта и маршрутизацию движения мусороуборочного транспорта по всем
объектам, подлежащим регулярному обслуживанию. За маршрут сбора отходов
принимают участок движения собирающего мусоровоза по обслуживаемому
району от начала до полной загрузки машины.
47
Графики работы спецавтотранспорта, утверждаемые руководителем спе-
циализированного предприятия, выдают водителям, а также направляют в жи-
лищно-эксплуатационные организации и в санитарно-эпидемиологическую
станцию.
При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта необходимо
располагать следующими исходными данными: подробной характеристикой
подлежащих обслуживанию объектов и района обслуживания в целом, сведе-
ниями о накоплении бытовых отходов по отдельным объектам, о состоянии
подъездов, интенсивности движения по отдельным улицам, о планировке квар-
талов и дворовых территорий, о местоположении объектов обезвреживания и
переработки бытовых отходов.
По каждому участку должны быть данные о числе установленных сбо р-
ников отходов. При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта сле-
дует руководствоваться следующими правилами: сводить до минимума по-
вторные пробеги спецавтотранспорта по одним и тем же улицам, объединять
объекты, расположенные на улицах с особо интенсивным движением, в марш-
руты, подлежащие обслуживанию в первую очередь, объединять все объекты
по системам сбора твердых бытовых отходов, по возможности прокладывать
маршрут от центра города (села) в направлении к месту обезвреживания, при
применении кузовных мусоровозов продолжать маршрут до полного заполне-
ния кузова, предусматривать минимальные пробеги для каждой единицы спе-
цавтотранспорта.
3.5. Организация системы приема вторичного сырья
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований,
предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бума-
га и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соо т-
ветствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны
окружающей природной среды и здоровья человека.
С целью снижения затрат на вывоз твердых бытовых отходов, вовлечения
ценных компонентов ТБО во вторичный оборот дополнительных источников
сырья необходима организация пункта сбора вторсырья: макулатуры, черного и
цветного металла (бутылок из-под напитков), стеклобоя. В перспективе на дан-
ном пункте возможно организовать прием полиэтилена и пластмасс при нали-
чии потребителя данного вида вторсырья.
В таблицах 3.3 и 3.4 представлен морфологический состав ТБО и КГО,
собираемых в жилищном фонде и общественных и торговых предприятиях го-
родов и регионов России.
48

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/