Санитарная очистка и система обращения с отходами территории города Усть-Кут (2012 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Санитарная очистка и система обращения с отходами территории города Усть-Кут (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Санитарная очистка и система обращения с отходами территории города Усть-Кут (2012 год) - часть 4

 

 

47
Сбор
Транспортирование
Обезвреживание
Неканализованный
жилой фонд
Септик, выгреб
Ассенизаторские
Очистные
машины
сооружения
Рис. 12 Схема обезвреживания ЖБО
Запрещается вывозить отходы ЖБО на другие, не предназначенные для
этого объекты.
48
Глава 3. Механизированная уборка территории г. Усть-Кут
Механизированная уборка является одной из важных и сложных задач
жилищно-коммунальных организаций.
Качество работ по уборке территорий зависит от рациональной
организации работ и выполнения технологических режимов.
Организация механизированной уборки требует проведения
подготовительных
мероприятий,
своевременного
ремонта
усовершенствованных покрытий улиц, проездов, площадей; периодической
очистки отстойников колодцев ливневой
(дождевой) канализации;
ограждения зеленых насаждений бортовым камнем.
При организации планово-регулярной уборки территории населенных
мест следует руководствоваться требованиями «Инструкции по организации
и технологии механизированной уборки территорий населенных мест» [16];
«Указаний по организации и проведения работ при содержании придомовых
территорий» [17].
По установленному графику производится подметание, мойка и
полив улично-дорожной сети территории города. В зимнее время года
осуществляется обработка дорожных покрытий песко-соленной смесью.
Уборка дорожных покрытий осуществляется специализированными
предприятиями, на балансе которых имеется спецтехника.
Ежегодно администрацией Усть-Кутского муниципального образования
(городского поселения) проводятся конкурсы для определения организаций,
осуществляющих уборку территории города.
Уборочные работы делятся на летние и зимние.
К летним видам уборки относятся: подметание, мойка и полив
покрытий, очистка отстойников ливнеприемных колодцев, уборка зеленых
зон отдыха от сухих ветвей, листьев, мусора и др.
К зимним видам уборки относятся очистка основных дорог от снега и
льда, устранение скользкости поверхности проезжей части дороги и
49
тротуаров в целях создания безопасного движения транспорта и пешеходов,
уборка территорий от уличного смета в бесснежный период и др.
По степени механизации уборочные работы подразделяются на
механизированные, ручная уборка и полумеханизированные.
По режимам уборки работы делятся на регулярные и выполняемые, по
мере необходимости, единоразовый, либо по требованию контролирующих
или директивных органов.
Регулярные летние виды уборки выполняются в центральных улицах.
Нерегулярно, по мере необходимости, производится уборка грунтовых
наносов, очистка колодцев ливневой канализации, уборка от мусора, листьев,
сухих ветвей парковых и зеленых зон на территории города.
3.1 Летняя уборка территории
Летом на дорогах образуются загрязнения, состав, количество и
санитарно-гигиеническая характеристика которых в большой степени зависят
от состояния окружающей среды, в первую очередь атмосферы, и
прилегающей территории.
Технологические операции летних уборок территорий сводятся,
главным образом, к подметанию, мойке и поливу твердых покрытий дорог,
проездов, тротуаров и площадей. Остальные операции носят периодический
характер и в общих объемах работ по уборке территории незначительны.
Таблица 22
Перечень основных операций технологического процесса
летней уборки автодорог
Операция
Применяемые машины
Подметание дорожных покрытий
Подметально-уборочные машины
Мойка дорожных покрытий и лотков
Поливочно-моечные машины
50
Операция
Применяемые машины
Полив дорожных покрытий
То же
Подметально-уборочные машины и
Уборка грунтовых наносов
плужно-щеточные машины,
механизированным способом с
автогрейдеры, бульдозеры,
доработкой вручную
самосвалы погрузчики для погрузки
и вывоза и рабочие для уборки
Уборка тротуаров и площадок перед
крытыми остановками пассажирского
Тротуаро-уборочные машины
транспорта
Погрузчики, самосвалы и рабочие
Погрузка смета и его вывоз
для уборки
Периодичность операций устанавливается в зависимости от
значимости улиц в соответствии с таблицей 23
Таблица 23
Периодичность выполнения основных операций летней уборки улиц
Дороги без ливневой
Интенсивно
Дороги с ливневой канализацией
канализации
сть
движения
Подмета
Подметани
Мойка
приведенног
Подмета
ние
е
Мойка
прилотко
Поливка
Поливка
о
ние
прилотко
прилотково
дороги
вой
дороги
дороги
транспорта,
дороги
вой
й полосы
полосы
м/ч*
полосы
Основные магистральные улицы
До 500
1 раз в сут
1 раз в 5
1000 (3,2)
То же
1 раз в 4
-
-
-
-
-
1500 (4,8)
2 раза в сут
То же
-
-
-
-
-
2000 (6,4)
То же
1 раз в 3
2500 (8)
3 раза в сут
То же
Улицы местного значения
До 50
-
1 раз в 5
1 раз в 5
При t
1 раз в
выше 30
51
Дороги без ливневой
Интенсивно
Дороги с ливневой канализацией
канализации
сть
движения
Подмета
Подметани
Мойка
приведенног
Подмета
ние
е
Мойка
прилотко
Поливка
Поливка
о
ние
прилотко
прилотково
дороги
вой
дороги
дороги
транспорта,
дороги
вой
й полосы
полосы
м/ч*
полосы
сут
сут
°С
10 сут
100 (0,5)
1 раз в 3
-
Через 1 -
1 раз в 7
1 раз в 3
При t
250 (1,5)
1 раз в 2
1 раз в 7
-
1,5 ч в
То же
1 раз в 2
выше 30
сут
сут
сут
наиболе
С, через
е жаркое
1 - 1,5 ч в
время
наиболее
суток
жаркое
время
суток
500 (2,8)
1 раз в сут
1 раз в 6
-
-
1 раз в 6
1 раз в
Улицы местного значения и прилегающими неблагоустроенными
До 50
-
1 раз в 5
1 раз в 5
-
1 раз в 101 раз в 10
сут
сут
сут
сут
100
1 раз в 3
1 раз в 7
-
1 раз в 7
1 раз в 3
250
1 раз в 2
То же
-
То же
1 раз в 2
* Интенсивность приведенного транспорта (один грузовой соответствует двум
легковым, одному автобусу и троллейбусу).
Примечание. В скобках приведено количество загрязнений q (г/м2),
накапливаемых в прилотковой полосе в течение 1 ч. Среднее суточное накопление
принимается равным 10q.
Поливка улиц производится поливомоечными машинами на всех видах
покрытий в наиболее жаркое время суток при температуре воздуха 25°С и
выше. Поливку производят теми же машинами, что и мойку. Поливомоечные
машины движутся в общем потоке транспорта. Специальные насадки
52
обеспечивают высоту струи над поверхностью дорог не более 1,5 м. Расход
воды 0,2— 0,25 л/м2 [17].
Ширина полива одной машиной обычно достаточна для обработки
полосы дороги в одном направлении, тротуаров либо дороги шириной 15 м. В
часы наиболее высоких температур поливку повторяют через 1 ч.
Кроме того, поливомоечные машины используют для поливки зеленых
насаждений.
Подметание производится подметально-уборочными машинами.
Направление движения по технологическому маршруту определяется
расположением органов управления машиной. Движение машины против
транспортного потока допускается на широких проездах и на проездах с
малой интенсивностью движения с разрешения органов ГИБДД. Повторное и
патрульное подметания производят только около тротуаров и при
значительной ширине дороги по ее оси.
Современные подметально-уборочные машины могут быть
переоборудованы в машины по уборке опавших листьев, для чего их
укомплектовывают специальными заборными шлангами. Для удаления
большого количества листьев в период интенсивного листопада проводят
специальные работы.
До начала подметания проезжей части должны быть убраны тротуары.
Вывоз смета подметально-уборочными машинами на расстояние более
5 км экономически не выгоден, целесообразно организовать его перегрузку
на другие машины, специально оборудованные для перевозки мусора.
У подметально-уборочных машин с мокрым обеспыливанием зоны
работы подборщика расход воды на увлажнение при подметании должен
составлять 0,02-0,05 л/м2 в зависимости от уровня засоренности дорожного
покрытия. При чрезмерном увлажнении смета ухудшается его захват
рабочими органами, поэтому в процессе подметания необходимо
корректировать режим работы системы увлажнения.
53
3.2 Зимняя уборка территорий
Мероприятия по подготовке уборочной техники к работе в зимний
период проводятся в срок до 1 октября текущего года, к этому же сроку
организации-подрядчики завершают работы по подготовке мест для приема
снега и обеспечивают завоз, заготовку и складирование необходимого
количества противогололедных материалов.
На главных автомобильных дорогах с интенсивностью движения более
1500 автомобилей в сутки в зимний период придерживаются принципа
обеспечения чистого покрытия. На дорогах с низкой интенсивностью
движения, какими являются дороги районного значения, при необходимости
применяют абразивные материалы при сохранении "снежного наката" на
поверхности покрытия.
Технология производства основных операций зимней уборки городских
дорог основана на комплексном применении средств механизации и
технологических материалов, что является наиболее эффективным и
рациональным в условиях интенсивного транспортного движения.
Качественная очистка улиц от снега с применением технологических
материалов достигается при хорошем их перемешивании со снегом, что
возможно при интенсивном движении транспорта (не менее 100 машин/ч на
одной полосе). При малой интенсивности движения транспортных средств
(менее
100 машин в полосе движения) применяется однооперационная
снегоочистка.
Зимняя уборка улиц и магистралей при обильных снегопадах, включает
первоочередные мероприятия и операции второй очереди. К первоочередным
операциям зимней уборки относятся:
обработка проезжей части дорог противогололедными материалами;
сгребание и подметание снега;
формирование снежного вала для последующего вывоза;
54
выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок
городского пассажирского транспорта, подъездов к административным и
общественным зданиям, выездов из дворов и т.п.
К операциям второй очереди относятся:
удаление снега (вывоз);
зачистка дорожных лотков после удаления снега;
скалывание льда и удаление снежно - ледяных образований.
С началом снегопада в первую очередь обрабатываются
противогололедными материалами наиболее опасные для движения
транспорта участки магистралей и улиц
- крутые спуски и подъемы,
эстакады, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках
общественного транспорта, площади железнодорожных вокзалов и т.д.
Обработка тротуаров, мостов и путепроводов реагентами не допускается, на
данных территориях применяются абразивные материалы (песок, щебень).
По окончании обработки наиболее опасных для движения транспорта
мест,
необходимо приступить к обработке проезжей части
противогололедными материалами. Данная операция начинается с первой от
бортового камня полосы движения транспорта, по которой проходят
маршруты движения общественного пассажирского транспорта.
Время, необходимое на сплошную обработку противогололедными
материалами всей территории, закрепленной за организацией-подрядчиком,
не должно превышать трех часов с момента начала снегопада.
В период снегопада интенсивностью 1 - 3 мм/ч к распределению песко-
реагентной смеси по поверхности дороги приступают через 10 - 15 мин после
начала снегопада. При слабом снегопаде интенсивностью 0,5 - 1 мм/ч песко-
реагентной смесью начинают распределять по поверхности дороги не более
чем через 20 - 30 мин.
55
Таблица 24
Интенсивно
Продолжительность этапов, ч
Норма
сть
Температу
Реж
распределен
Сгребани
снегопада,
ра снега,
Выдер
Обработ
Интер
им
ия ПСС,
е и
Всего
мм слоя
°C
жка
ка ПСС
вал
г/м2
сметание
снега/ч
Первый цикл
I
5-10
Выше -6
200
-6 ... -18
300
0,75
1
3
3
7,75
Ниже -18
400
II
10-30
Выше -6
200
-6 ... -18
300
0,25
1
-
3
4,25
Ниже -18
400
III
Свыше 30
Выше -6
200
-6 ... -18
300
0,25
1
-
1,5
2,75
Ниже -18
Последующие циклы
I
5-10
Выше -6
200
-6 ... -18
200
-
1
3,75
3
7,75
Ниже -18
400
II
10-30
Выше -6
200
-6 ... -18
300
-
1
0,25
3
4,25
Ниже -18
400
III
Свыше 30
Выше -6
200
-6 ... -18
300
-
1
0,25
1,5
2,75
Ниже -18
Примечания:
1. При сильных снегопадах и метелях (II и III режимы) все этапы уборки начинаются
одновременно с началом снегопада.
2. На дорогах, где не производится внесение песко-реагентной смеси, подметание
начинается с началом снегопада.
3. Если после окончания последнего цикла работ снегопад продолжается,
последующие циклы повторяются необходимое число раз.
В качестве основных противогололедных материалов используются
песок и реагенты. Технология с применением песко-реагентной смеси (3-8%
реагентов, 92-97% песка), может применяться в любых эксплуатационных
условиях проездов с интенсивным движением транспортных средств.
Использование технической соли последнее время не рекомендуется из-
за отрицательного воздействия, которое она оказывает на почву, а также
автомобили.
56
В настоящее время промышленностью предлагается широкий спектр
химических реагентов: хлористый кальций
(хлорид кальция), хлористый
натрий (хлорид натрия), хлорид магния, ХКНМ, ХКМ и др. в основе которых
присутствуют солевые растворы химических элементов, в том или ином
процентном соотношении, подобранные таким образом, чтобы воздействие
на окружающую среду не причиняло вреда.
Песко-реагентная смесь распределяется на обрабатываемой поверхности
из расчета
200
-
300 г/м2. На
1000 м2 обрабатываемой площади
приготовляется на зиму 6 - 8 м3 смеси.
Оперативность и своевременность работ по зимней уборке в первую
очередь зависит от работы распределяющих машин и организации крепления
и погрузки технологических материалов. Поэтому необходимо обеспечить:
расположение баз для хранения технологических материалов, при котором
пробеги распределителей с обслуживаемого участка на заправку были бы
минимальными (не более 3 - 5 км).
Основными экологическими требованиями к базам по заготовке и
хранению противогололедных материалов являются: предотвращение
поступления противогололедных материалов
(особенно солей) в
поверхностные и грунтовые воды, в почву, а также переноса их ветром и
колесами транспорта за пределы базы.
Очистка дорожных покрытий от снега производится путем сгребания и
сметания снега плужно-щеточными снегоочистителями. Снегоочистители
начинают работу с улиц, имеющих наиболее интенсивное движение
транспорта и на которых технологические материалы распределялись в
первую очередь с тем, чтобы на каждом участке дороги выдержать
соответствующий период
(таблица
24) между внесением материалов,
сгребанием и сметанием снега. Ширина полосы, обрабатываемой одной
машиной, должна быть менее 2,5 м.
57
Таблица 25
Периодичность работы машин при
Температура снега, °C
однооперационной снегоочистке, ч
-2 -10
0,75
Ниже -10
1,5
Выше -2
0,5
Однооперационная снегосчистка применяется на мостах, эстакадах и
других искусственных сооружениях, где технологические материалы могут
вызвать их повреждение.
Механизированное подметание проезжей части начинается при высоте
рыхлой снежной массы на дорожном полотне боле 5 сантиметров. При
длительном снегопаде циклы механизированного подметания проезжей части
осуществляются постоянно.
Для обеспечения свободного проезда автотранспорта после окончания
снегопада в соответствии с ВСН 24-48 "Технические правила ремонта и
содержания автомобильных дорог", определены предельно допустимые
значения требований к автодорогам, которые приведены в таблице.
Таблица 26
Минимальна
Допустимая
я ширина
толщина слоя снега
Максимальны
Интенсивн
полностью
на проезжей части,
й срок
ость
Категории дорог
очищенной
мм
снегоочистки
движения,
поверхности
Уплотне
и ликвидации
авт/сут
Рыхлого
проезжей
нного
гололеда, час.
снега
части, м
снега
Дороги
общегосударстве
На всю
нного и
Более 7000
10
-
3
ширину
республиканског
о значения
I
3000 - 7000
7,5
20
-
4
II
1000 - 3000
7,0
25
-
5
III
500 - 1000
6,0
30
-
6
IV
200 - 500
6,0
35
-
8
V
До 200
3,0
80
100
16
58
Снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с
тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного
складирования снежной массы.
Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц и проездов в одном уровне и
вблизи железнодорожных переездов;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями
или повышенным бордюром;
на тротуарах.
При формировании снежных валов в лотках не допускается
перемещение снега на тротуары и газоны.
Сформированные снежные валы удаляются следующими способами:
безвывозным, вывозным и комбинированным (с применением стационарных
снеготаялок). Применение конкретного способа удаления из перечисленных
устанавливается в зависимости от анализа местных условий и имеющихся
возможностей.
Безвывозной способ является самым простым и дешевым. На улицах
шириной до 20 м при движении транспорта с небольшой интенсивностью
снег складируется в валах в прилотковой полосе дороги. Для складирования
могут быть такие использованы свободные территории, прилегающие к
убираемым улицам. Перечисленные работы выполняются при помощи
снегоочистителей, снабженных направляющим аппаратом и козырьком,
управляемым из кабины водителя.
Вывозной способ состоит в погрузке из валов и куч снега в
транспортные средства для вывоза его на специально выделенные места
складирования. В первую очередь этот способ должен применяться на
наиболее важных магистралях, отличающихся повышенной интенсивностью
движения транспортных средств. Образованный после снегопада вал снега
разрушается и уплотняется колесами транспорта, что резко усложняет
59
последующую уборку. Поэтому незамедлительно после окончания снегопада
на таких улицах необходимо организовать погрузку снега и его вывоз.
В транспортные средства снег грузят снегопогрузчиками или роторными
снегоочистителями. При погрузке снега погрузчиком с лаповым питателем
снегопогрузчик движется вдоль прилотковой части улицы в направлении,
противоположном движению городского транспорта. Находящийся под
погрузкой самосвал движется задним ходом за погрузчиком. Движение
самосвала задним ходом и работа погрузчика создают повышенную
опасность для пешеходов. В связи с этим в процессе погрузки около
снегопогрузчика должен находиться дежурный рабочий, который руководит
погрузкой и не допускает людей в зону погрузки.
При погрузке роторным снегоочистителем опасность работы
повышается, так как снегоочиститель и самосвал движутся рядом, сужая
проезжую часть.
После каждого прохода снегопогрузчика производится операция по
зачистке дорожных лотков от остатков снега и наледи с последующим их
вывозом.
Таблица 27
Рекомендуемые сроки вывоза снега при количестве выпавшего
Категория улиц
снега, мм, не более
5
10
15
I
48 часов
72 часа
96 часа
II
72 часа
96 часов
120 часов
III
96 часов
120 часов
144 часа
При решении проблемы утилизации снежной массы необходимо
учитывать целый ряд экономических и экологических факторов.
К экономическим факторам, в первую очередь, относится стоимость
перевозки снега, практически определяющая способы его утилизации.
Увеличение плеча перевозки снега на 10 километров по стоимости сравнимо
с затратами на топливо, требующимися для плавления такого же количества
снега. Кроме того, перевозка снега автотранспортом приводит к
60
дополнительной экологической нагрузке на воздушную среду за счет
загрязнения ее выхлопными газами. Поэтому целесообразно иметь сеть
утилизирующих снег сооружений, относительно равномерно распределенных
по территории.
Экологические факторы заключаются в необходимости ликвидации
воздействия имеющихся в снеге загрязнений на окружающую среду.
Недопустимо создание на газонах сугробов из убранного с дорог снега,
поскольку он загрязнен солями, используемыми в качестве
противогололедных реагентов, и пагубно действует на зеленые насаждение.
Если же использовать противогололедные реагенты на основе мочевины и
нитратов, то может быть нанесен существенный урон водным объектам.
Подобные обстоятельства вызывают необходимость оптимизации
методов обработки дорожных покрытий и подбора соответствующих
химических реагентов, стоимостных факторов, минимизации экологических
последствий, а также методов утилизации снежной массы, содержащей
противогололедные реагенты.
3.3 Расчет потребного количества спецтехники, механизмов для
осуществления механизированной уборки улиц и дорог
Применяемые для уборки машины и механизмы выпускаются
специально для летних и зимних видов уборки. Значительная часть машин
изготовляется со сменными приспособлениями и устройствами, что
позволяет использовать их на различных технологических операциях
круглый год.
Наиболее экономически оправдано применение универсальной
уборочной техники, предназначенной для круглогодичной уборки улиц,
внутриквартальных проездов, дворовых территорий, а также для
круглогодичного ухода за поверхностями аллей, дорожек скверов и парков и
зелеными насаждениями. Универсальные машины обеспечиваются набором
соответствующих навесных и сменных механизмов: плужно-щеточным
61
снегоочистительным
оборудованием,
фрезерно
-
роторным
снегоочистительным механизмом, кусторезами, поливомоечным прицепом и
т.д.
С учетом того, что универсальные машины могут быть задействованы на
всех уборочных работах, ряд уборочных работ производиться в разное время
(например, мойка и подметание дорог осуществляется ночью, поливка дорог
- днем), требуемое количество спецтехники определяется по максимальному
количеству из рассчитанных по каждому виду работ.
Для расчета количества машин для механизированной уборки
территории г. Усть-Кут с учетом характеристик дорожной сети и опыта
эксплуатации спецмашин были приняты следующие основные типы
уборочных машин:
- комбинированные дорожные машины с поливомоечным, подметально-
уборочным, плужным и пескоразбрасывающим оборудованием
- фронтальный погрузчик;
- самосвалы.
Количество спецмашин по механизированной уборке определяют по
формуле:
МУ = Оj смен/ Оiмаш.смен / Кисп
где
Оj смен _ объем выполнения j вида работы по механизированной уборке
территории в течение одной смены, ед.изм./смену;
Оiмаш.смен - производительность единицы i спецмашины в течение смены,
ед.изм./смену;
Кисп - коэффициент использования.
Производительность единицы спецмашины в течение смены определяют
по формуле:
Оiмаш.смен =( Пjс- Тпз)/Нiвр,
где
62
Пс - продолжительность смены, от 3 до 8 часов в зависимости от
нормативных требований к длительности j операции по механизированной
уборке, ч.;
Нвр - норма времени на выполнение единицы j работы i спецмашиной;
Тпз- время, затрачиваемое на подготовительно-заключительные операции
в гараже, час;
Нормы времени на выполнение работ по механизированной уборке
территории определялись на основании «Рекомендаций по нормированию
труда работников внешнего благоустройства», утвержденных приказом
Департамента ЖКХ Министерства строительства РФ от 06.12.1994 г. № 13.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/