Генеральная схема санитарной очистки территории Сусанинское сельское поселение Гатчинского района (2016 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования Сусанинское сельское поселение (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Генеральная схема санитарной очистки территории Сусанинское сельское поселение Гатчинского района (2016 год) - часть 3

 

 

Место
нахождения
п/п
площадки
западная сторона
6 линия - км
поселок Сусанино
13.
западная сторона
4
0,75
да
да
нет
10 линия
поселок Сусанино
14.
западная сторона
1
0,75
да
да
нет
кладбище
ИТОГО контейнеров
62
Существенным недостатком нынешней системы обращения с отходами является
неэффективная организация раздельного сбора отходов, вторичного использования сырья, сбора и
вывоза жидких бытовых отходов от неблагоустроенного жилого фонда. Кроме того, актуальной
проблемой остается стихийное образование несанкционированных свалок.
Количество и тип спецавтотехники для вывоза отходов определяет организация-
перевозчик, с которой заключен договор на услуги по сбору и вывозу отходов.
Примечание:
Система вывоза ТБО в теплое время года должна соответствовать требованиям СанПиН 42-128-
4690-88 п.2.2.1. «При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена
возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при
температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой
температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте
периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы».
Предприятия и организации, расположенные на территории Сусанинского сельского
поселения, решают проблему вывоза отходов самостоятельно
- путем заключения
соответствующих договоров со специализированными организациями.
Примечание:
Учет отходов, образующихся в садоводческих массивах
(вне зависимости от места их
расположения), в гаражных и лодочных кооперативах, осуществляется юридическими лицами
(СНТ, кооперативы) самостоятельно, в соответствии с требованиями федерального
законодательства
- с дальнейшим представлением данных учета и отчетности в
администрацию муниципального образования, для включения в состав генеральной схемы
санитарной очистки территории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
СУСАНИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Система санитарной очистки на территории Сусанинского сельского поселения
технологически и документально организована и функционирует в части:
сбора твердых бытовых отходов;
вывоза твердых бытовых отходов;
уборки территорий.
Имеющиеся недостатки:
Отсутствует документ, определяющий порядок обращения с ртутьсодержащими отходами
и отработанными люминесцентными лампами.
33 | С т р а н и ц а
Отсутствуют утвержденные нормы накопления отходов потребления для населения и
объектов общественного назначения, которые имеются в населенном пункте.
Система сбора и вывоза отходов потребления не отвечает санитарно-гигиеническим и
техническим требованиям по ряду позиций (СанПиН 42-128-4690-88):
o с ноября по февраль: 2 раза в неделю;
o с марта по октябрь: 3 раза в неделю.
С целью снижения затрат на вывоз твердых бытовых отходов, вовлечения ценных
компонентов ТБО во вторичный оборот в качестве дополнительных источников сырья необходим
расчет организации системы сортировки на мусороперегрузочной станции (осуществляется при
разработке комплексной схемы санитарной очистки территории Гатчинского муниципального
района). Расчет параметров мусоросортировочной станции необходимо производить с учетом
морфологического состава отходов, поступающих на сортировку
(определяется в ходы
выполнения отдельной исследовательской работы).
В целях упорядочения процесса сбора и удаления отходов необходимо обеспечивать:
обоснование принятой системы обращения с отходами в соответствии с санитарно-
гигиеническими требованиями.
принятие соответствующих нормативных документов, регламентирующих благоустройство
и санитарное содержание территории поселения.
проведение расчетов необходимого контейнерного парка, а также определение количества
и месторасположения контейнерных площадок с соблюдением санитарно-гигиенических
норм.
оборудование контейнерных площадок в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами.
периодичность удаления отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Для этого при заключении ежегодного договора на вывоз отходов организовать
периодичность вывоза в соответствие с п.
2.2.1 СанПиН
№42-128-4690-88
«…срок
хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех
суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток
(ежедневный вывоз)».
обоснование необходимых мощностей по удалению твердых и жидких бытовых отходов и
уборке территории.
снижение объемов отходов потребления, направляемых на полигон, в целях обеспечения
экономии денежных средств и трудозатрат за счет введения системы сортировки отходов
на МПС
(осуществляется при разработке комплексной схемы санитарной очистки
территории Гатчинского муниципального района).
контроль над вывозом отходов предприятий и организаций
- с целью исключения
возникновения несанкционированных свалок.
34 | С т р а н и ц а
3. ПРЕДЛАГАЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
3.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА И УДАЛЕНИЯ ОТХОДОВ
ПОТРЕБЛЕНИЯ
3.1.1. Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов
К твердым бытовым отходам
(ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и
общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая
отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления,
смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы. ТБО
классифицируют по источникам образования, по морфологическому составу, по степени
опасности, по направлениям переработки и т. д. Юридической основой для классификации ТБО в
России служит Федеральный классификационный каталог отходов
(ФККО), который
классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности.
Объектами санитарной очистки являются территории домовладений, уличные и
микрорайонные проезды, объекты общественного назначения, территории предприятий,
учреждений и организаций, объекты садово-паркового хозяйства, места общественного
пользования, места отдыха населения. Специфическими объектами, обслуживаемыми отдельно от
остальных, считаются медицинские учреждения, ветеринарные объекты, пляжи.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД),
обращение с отходами относится к разделу «Предоставление прочих коммунальных, социальных
и персональных услуг», Код 90.00.2. Эта группировка включает: сбор мусора, хлама, отбросов и
отходов, сбор и удаление строительного мусора, уничтожение отходов методом сжигания или
другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или
запахивание отходов, обработку и уничтожение опасных отходов, включая очистку загрязненной
почвы, захоронение радиоактивных отходов.
При использовании контейнерной системы сбора отходов выделяют сменяемые и
несменяемые контейнеры. Выбор той или иной системы определяется рядом факторов:
удаленностью мест разгрузки мусоровозов, санитарно-эпидемиологическими условиями,
периодичностью санитарной обработки сборников отходов и возможностью их обработки
непосредственно в домовладениях, типом и количеством спецавтотранспорта для вывоза отходов,
количеством проживающих жителей и т.д.
Применение системы сменяемых сборников целесообразно при дальности вывоза не более
8 км, при обслуживании объектов временного образования отходов и сезонных объектов (летние
кафе и павильоны, ярмарки, места с большим скоплением людей).
Система несменяемых сборников отходов является предпочтительной, поскольку позволяет
наиболее полно использовать мусоровозный транспорт и достигнуть большей
производительности. Использование данной системы приемлемо для районов северной и средней
климатической зон, для малоэтажной застройки и домов средней этажности. Эффективность
системы несменяемых сборников обеспечивается при использовании различных типоразмеров
контейнеров - от 0,3 до 1,1 м3. При системе несменяемых сборников отходов твердые бытовые
отходы из контейнеров необходимо перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на
месте.
При использовании системы несменяемых сборников экономически выгодно использовать
мусоровозы с уплотняющими плитами. Такие мусоровозы имеют высокий коэффициент
уплотнения, это делает их экономически малозатратными и выгодными, т.к. без предварительного
уплотнения средняя плотность ТБО составляет 130-150 кг/м3, а после уплотнения достигает 450-
500 кг/м3.
Для многоквартирного жилищного фонда рекомендуется контейнерная система сбора
твердых бытовых отходов с использованием несменяемых сборников объемом 0,75 - 1,0 куб. м.
Для частного жилищного фонда в зависимости от количества населения в населенном
пункте рекомендуется использовать:
35 | С т р а н и ц а
При наличии соответствующих возможностей
(финансовых и территориальных)
-
контейнерную систему сбора отходов с несменяемыми сборниками;
Бесконтейнерную систему сбора отходов с вывозом отходов по графику, согласованному с
населением;
Заключение индивидуальных договоров на вывоз отходов - со сбором отходов владельцем
домовладения на собственном участке.
При расположении сооружений для обезвреживания твердых бытовых отходов на
расстоянии от мест сбора более
25 км следует предусматривать возможность применения
двухэтапного метода удаления отходов с использованием мусороперегрузочных станций.
3.1.2. Организация сбора и вывоза крупногабаритных отходов
Вывоз крупногабаритных отходов с территории домовладений следует производить по
мере накопления, но не реже одного раза в неделю. Для их сбора необходимо организовать
специально оборудованные места, расположенные на территории домовладений. Площадка
должна иметь твердое покрытие и находиться в непосредственной близости от проезжей части
дороги. Ее располагают на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от входных дверей
обслуживаемых зданий. Вывоз крупногабаритных отходов производится по графику,
согласованному жилищной организацией, но не реже 1 раза в неделю. Сжигать отходы на
территории домовладений запрещается. Число площадок для сбора крупногабаритных отходов,
обслуживающих район, определяют с учетом нормы накопления, плотности крупногабаритных
отходов и периодичности вывоза. Целесообразно оборудовать на 5 контейнерных площадок для
ТБО 1 место для временного хранения негабаритных отходов. На начальном этапе предлагается
частично использовать существующие на настоящий момент контейнерные площадки, имеющие
водонепроницаемое покрытие и ограждение.
Таким образом, в многоквартирном жилищном фонде рекомендуются к использованию -
выборочно, при наличии соответствующих условий - контейнерная либо бесконтейнерная система
сбора КГО с размещением крупногабаритных отходов на контейнерных площадках рядом с
контейнерами для сбора ТБО. В частном жилом фонде вывоз крупногабаритных отходов может
осуществляться по сигнальной системе либо по расписанию, а накопление КГО целесообразно
производить жителям самостоятельно, на территории частных домовладений.
3.1.3. Правила организации и содержания контейнерных площадок для сбора ТБО
На данный момент существует контейнерная и бесконтейнерная система сбора отходов.
Выбор той или иной системы определяется рядом факторов: удаленностью мест разгрузки
мусоровозов, санитарно-эпидемиологическими условиями, периодичностью санитарной
обработки сборников отходов и возможностью их обработки непосредственно в домовладениях,
типом и количеством спецавтотранспорта для вывоза отходов, количеством проживающих
жителей и т.д.
При контейнерной системе сбора отходов на территории домовладений, объектов
культурно-бытового, производственного и другого назначения контейнеры размещаются
(устанавливаются) на специально оборудованных площадках.
Ориентировочные места размещения площадок для установки контейнеров на территории
поселения определяются схемой санитарной очистки территории поселения. Конкретное
местоположение контейнерных площадок (с привязкой к местности) и согласовываются с отделом
архитектуры и органом Роспотребнадзора. Количество контейнеров на площадках должно
соответствовать утвержденным нормам накопления, но не более 5 штук на 1 площадке. Размер
площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров.
Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, от
мест отдыха населения и т.д. на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В районах
сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных правил размещения
мест временного хранения отходов, расстояния устанавливаются решением специально
36 | С т р а н и ц а
организованной комиссии (с участием архитектора, жилищно-эксплуатационной организации,
санитарного врача и иных заинтересованных сторон). На территории частных домовладений места
расположения мусоросборников должны определяться самими домовладельцами, разрыв может
быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться
представителями общественности, административными комиссиями муниципального
образования, с участием архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, санитарного
врача и иных заинтересованных сторон.
Площадки для установки контейнеров для сбора ТБО должны иметь ровное асфальтовое
или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части 0,02%, ограждены с трех сторон
(ограждение может быть кирпичное, сетчатое, бетонное и т.п.), чтобы не допускать попадания
мусора на прилегающую территорию. Площадки могут быть ограждены зелеными насаждениями
(для создания живой изгороди).
Площадки должны иметь стоки в ливневую канализацию или специально оборудованный
ливневый колодец.
Контейнерные площадки должны примыкать непосредственно к сквозным проездам и
исключать необходимость маневрирования мусоровозных машин. Для поддержания необходимого
санитарного состояния площадок контейнеры устанавливаются не ближе 1 м от ограждения, а
друг от друга
0,35 м. Расстановка контейнеров должна отвечать условиям производства
погрузочно-разгрузочных работ.
Санитарная обработка сборников:
Санитарная обработка контейнерных площадок на придомовом участке должна
производиться в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88.
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать, при
«несменяемой» системе - не реже 1 раза в 10 дней, при «сменяемой» - после опорожнения.
Мойка сборников производится жилищно-эксплуатационными или другими
специализирующими организациями, отвечающими за санитарную обработку контейнеров, на
специально отведенных местах, отвечающих санитарным и техническим требованиям.
При наличии машин, предназначенных для мойки мусоросборников, их мойку и
санитарную обработку может осуществлять спецавтохозяйства за отдельную плату. При
заключении договоров на оказания услуг по обращению с отходами потребления, рекомендуется
прописывать отдельной строкой условия санитарной обработки контейнеров.
Каждый год 10 -20% контейнеров подлежит замене.
3.1.4. Организация сбора и вывоза опасных отходов. Обращение с отработанными
компактными люминесцентными лампами
Вывоз отходов, образующихся при проведении строительных, ремонтных и
реконструкционных работ в жилых и общественных зданиях, а также люминесцентных ламп
обеспечивается самими предприятиями или с привлечением сторонних организаций. Для вывоза
отходов привлекается транспорт специализированных организаций, имеющих разрешительную
документацию на данный вид деятельности. Вывоз отходов осуществляется на специально
отведенные участки, имеющие необходимую разрешительную документацию.
Сбор отходов населения
1,2,3 классов опасности
(в т.ч. ртутьсодержащих бытовых
приборов) может осуществляться по 3 схемам:
1. Мобильные пункты приема отходов населения 1,2,3 классов опасности. Пункты работают
по определенному графику, о котором население заблаговременно оповещается.
2. Стационарные пункты приема отходов населения 1,2,3 классов опасности. Пункты могут
быть оборудованы при торговых точках, осуществляющих продажу данного вида товаров.
3. Раздельный сбор отходов населения 1,2,3 классов опасности на контейнерных площадках
для сбора ТБО в отдельные промаркированные мусоросборники.
Способы временного хранения отходов определяются классом опасности отходов:
1. Отходы I класса опасности хранятся в герметизированной таре (контейнеры, бочки).
37 | С т р а н и ц а
2. Отходы II класса опасности хранятся в закрытой таре
(закрытые ящики, бочки и
полиэтиленовые мешки, металлические контейнера).
3. Отходы III класса опасности хранятся в бумажных, полиэтиленовых или
хлопчатобумажных тканевых мешках, металлических контейнерах;
4. Все остальные отходы складируются в контейнера, далее мусоровозным автотранспортом
отправляются на полигон, обслуживающий данное поселение.
Принципы обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности на
территории Российской Федерации определены Федеральным законом №261-ФЗ от 23.11.2009 г.
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, Статья 10 устанавливает следующие требования обеспечения энергетической
эффективности:
Пункт 8.
С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются
электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть
использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2011 года не допускается
размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или
муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях
освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота
электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на
территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять
ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1
января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более,
которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Пункт 9.
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных
устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание,
транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни,
здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются
Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально-
технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению
с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная
программа, которая подлежит реализации с 1 января 2011 года.
Таким образом, в период с
1 января
2011 года начался постепенный переход к
использованию в осветительных приборах вместо ламп накаливания
- компактных
люминесцентных ламп (КЛЛ), что, в свою очередь потребовало организации системы обращения с
отработанными люминесцентными лампами, как потенциально опасными отходами.
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных
устройств и электрических ламп утверждены Постановлением Правительства России №681 от
03.09.2010 г. Действие данных Правил распространяется на юридические лица и индивидуальных
предпринимателей, в частности, осуществляющих управление многоквартирными домами на
основании договора с собственниками жилых помещений, а также на физические лица.
Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и
размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме
потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями,
пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный договор оказания
услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а
также их информирование.
У потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений
в многоквартирных домах, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица,
осуществляющие управление многоквартирными домами. Место первичного сбора и размещения
38 | С т р а н и ц а
отработанных ртутьсодержащих ламп определяет либо собственник помещений, либо
управляющая компания.
На основании перечисленных положений, а также на основании действующих
законодательных, нормативно-санитарных и нормативно-технических документов (СанПиН 4607-
88
«Санитарных правил при работе с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным
заполнением»,
«Инструкция по сбору, хранению, упаковке, транспортированию и приему
ртутьсодержащих отходов», Минцветмет, «Экологические требования при работе со ртутью, ее
соединениями, ртутьсодержащими отходами и приборами с ртутным заполнением», ГОСТ
12.3.031-83
«Работы со ртутью. Требования безопасности» и др.), рекомендуется
руководствоваться следующим порядком обращения с ртутьсодержащими отходами, в том числе
компактными люминесцентными лампами.
1.
Органы местного самоуправления
(в соответствии с правилами) организуют сбор
отработанных ртутьсодержащих ламп для населения, проживающего в индивидуальных
домовладениях, обеспечивают их информирование о действующем порядке сбора и местах
сбора ртутьсодержащих ламп. Для муниципальных многоквартирных домов органы
местного самоуправления выбирают организации, оказывающие услуги по содержанию
жилищного фонда.
2.
Для осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в индивидуальных
домовладениях органы местного самоуправления выбирают
(на основе проведения
тендерных процедур или иным образом) организацию, удовлетворяющую требованиям
Правил.
3.
Управляющая компания (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и т.п.)
обеспечивает оборудование места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп
в соответствии со следующими требованиями:
a. Использовать для складирования отработанных КЛЛ специально выделенное
закрытое помещение, покрытие полов которого непроницаемо для ртути.
Ртутьнепроницаемость может быть обеспечена либо специальными мероприятиями
по обработке (согласно требованиям СанПиН 4607-88), либо использованием в
качестве покрытия ряда определенных материалов (пластики, диабазовая плитка и
т.п.). Располагать помещение для хранения собранных отработанных КЛЛ
необходимо на расстоянии не менее 100 м от других зданий и сооружений, в том
числе, жилых домов.
b. Отработанные лампы хранить на стеллажах, в заводской упаковке либо другой
упаковке, исключающей повреждение ламп при хранении, транспортировании,
погрузке и разгрузке
(специальный контейнер). На упаковке указывать тип и
количество ламп.
c. При выполнении погрузо-разгрузочных работ обеспечивать сохранность упаковки с
целью исключения повреждения ламп.
4.
Управляющая компания ведет учет собранных отработанных ламп и проводит
предварительную подготовку к их передаче специализированной организации.
5.
Специализированное предприятие-переработчик, с которым управляющая компания (или
администрация муниципального образования) заключает договор на переработку
отработанных КЛЛ, обеспечивает прием ртутьсодержащих отходов, приборов с ртутным
заполнением и их дальнейшую утилизацию в установленном порядке.
6.
При выполнении работ, связанных со сбором, хранением и сдачей отработанных КЛЛ на
переработку, уполномоченная организация обязана соблюдать действующие санитарные
правила, регламентирующие порядок накопления, транспортировки, обезвреживания
промышленных отходов, санитарные правила и экологические требования при работе со
ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением.
7.
После сдачи отработанных ламп на утилизацию уполномоченная организация предъявляет
своему заказчику (управляющей компании, администрации муниципального образования и
т.п.) документы, подтверждающие количество и факт сдачи отходов на переработку.
39 | С т р а н и ц а
3.1.5. Организация сбора отходов в лечебно-профилактических учреждения
Организация обращения с отходами в лечебно-профилактических учреждениях
производится в соответствии с требованиями СанПиН
2.1.7.2790-10
«Санитарно-
эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической,
токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду
обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым
бытовым отходам.
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Таблица 3.1.
Классы опасности отходов
Класс опасности
Характеристика морфологического состава
Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями
пациентов, инфекционными больными.
Класс А
Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь,
(эпидемиологически
потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и
безопасные отходы,
так далее.
по составу
Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех
приближенные к ТБО)
подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или
фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе
фтизиатрических.
Инфицированные и потенциально инфицированные отходы.
Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или
другими биологическими жидкостями.
Патологоанатомические
отходы.
Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее).
Класс Б
Пищевые отходы из инфекционных отделений.
(эпидемиологически
Отходы из микробиологических, клинико-диагностических
опасные отходы)
лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических
производств, работающих с микроорганизмами
3 - 4 групп
патогенности.
Биологические отходы вивариев.
Живые вакцины, непригодные к использованию.
Материалы, контактировавшие с больными инфекционными
болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных
Класс В
ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия
(чрезвычайно
населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране
эпидемиологически
территории.
опасные отходы)
Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических
производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп
патогенности.
Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических
стационаров
(диспансеров), загрязненные мокротой пациентов,
отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с
возбудителями туберкулеза.
40 | С т р а н и ц а
Класс опасности
Характеристика морфологического состава
Лекарственные
(в том числе цитостатики), диагностические,
Класс Г
дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию.
(токсикологически
Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование.
опасные отходы
Отходы сырья и продукции фармацевтических производств.
1 - 4 классов
Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения
опасности)
и другие.
Класс Д
Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых
Радиоактивные
содержание радионуклидов превышает допустимые уровни,
отходы
установленные нормами радиационной безопасности.
После проведения обеззараживания отходы классов Б и В могут накапливаться, временно
храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса А.
К обращению с отходами допускаются только лица, прошедшие соответствующий
инструктаж. Сбор, временное хранение и вывоз отходов выполняется в соответствии со схемой
обращения с отходами, утвержденной руководителем ЛПУ.
Учет и контроль движения отходов классов А, Г, Д осуществляется в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации.
Для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:
технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в
журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;
технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается
количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе
с указанием организации, производящей вывоз;
документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные
специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и
обезвреживание отходов;
технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным
учетным и отчетным документом данного участка.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в
области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль над
соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с
отходами.
Этапы системы утилизации медицинских отходов
Организованная на территории ЛПУ система сбора, временного хранения и
транспортирования отходов должна состоять из следующих звеньев:
сбора отходов внутри медицинского подразделения;
транспортирования и перегрузки отходов в (меж)корпусные контейнеры;
временного хранения отходов на территории ЛПУ;
транспортирования (меж)корпусных контейнеров к месту обезвреживания отходов.
В каждом отделении ЛПУ должны быть оборудованы специально отведенные помещения
для сбора и временного хранения отходов класса Б, В, так как открытое хранение и контакт
персонала с отходами данных классов вне медицинских подразделений не допускается.
Для обезвреживания инфицированных потенциально опасных и опасных медицинских
отходов используются методы, представленные в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Используемое
Метод
Суть метода
оборудование
Физическое обезвреживание
(термическое)
41 | С т р а н и ц а
Используемое
Метод
Суть метода
оборудование
Термические процессы, в
которых тепловая энергия,
необходимая для
уничтожения патогенов,
используется при
Автоклавы, реторты,
А) низкотемпературное -
температурах,
микроволновые системы,
температура от 93 град.
недостаточных для того,
системы, основанные на
Цельсия до 177 град. Цельсия
чтобы вызвать химическое
использовании сухого жара.
разложение или обеспечить
пиролиз или сжигание -
влажное тепло (обычно пар)
или сухой пар.
Термические процессы,
которые в результате
химических и физических
Б) высокотемпературное -
Установки для термического
преобразований приводят к
температура выше 600 град.
обезвреживания отходов
разрушению и разложению
Цельсия
(сжигания).
как органических, так и
неорганических фракций,
входящих в состав отходов.
Дезинфицирующие средства,
в инструкциях по
применению которых
Для уничтожения патогенов
утверждены режимы для
используются
дезинфекции медицинских
дезинфекционные средства
отходов:
или химические соединения,
Химический
Аламинол, Бэби Дез Ультра,
обеспечивающие
Деохлор, Дезифорте,
эффективное протекание
Гризавей Т, Велтолен,
реакций с отходами для их
Клиндезин Экстра, Лизафин,
обезвреживания.
Мистраль, Тримицин Эм,
Соната, Химитек Универсал
дез, Эрисан Окси +.
Используется ионизирующая
радиация, которая при
достаточно высокой дозе
Облучение
вызывает обширное
повреждение ДНК в ядре
клетки, что в свою очередь,
приводит к ее гибели.
Для того, чтобы сделать
отходы неопознаваемыми,
улучшить тепло- и
Шредеры, дробилки,
Механический
массообмен, сократить объем
молотковые дробилки,
обрабатываемых отходов
смесители, компакторы
используются методы
измельчения и прессования.
42 | С т р а н и ц а
3.1.6. Правила составления графиков и маршрутов спецавтотранспорта для вывоза отходов
Для оптимизации вывоза ТБО необходимо составлять график движения транспорта и
маршрутизацию движения мусороуборочного транспорта по всем объектам, подлежащим
регулярному обслуживанию. За маршрут сбора отходов принимают участок движения
собирающего мусоровоза по обслуживаемому району от начала до полной загрузки машины.
Графики работы спецавтотранспорта, утверждаемые руководителем специализированного
предприятия, выдают водителям, а также направляют в жилищно-эксплуатационные организации
и в санитарно-эпидемиологическую станцию.
Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые отходы необходимо удалять из
домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.
При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта необходимо располагать
следующими исходными данными:
подробной характеристикой подлежащих обслуживанию объектов и района обслуживания
в целом;
сведениями о накоплении бытовых отходов по отдельным объектам;
о состоянии подъездов;
интенсивности движения по отдельным улицам;
о планировке кварталов и дворовых территорий;
о местоположении объектов обезвреживания и переработки бытовых отходов.
По каждому участку должны быть данные о числе установленных сборников отходов.
При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта следует руководствоваться
следующими правилами:
сводить до минимума повторные пробеги спецавтотранспорта по одним и тем же улицам;
объединять объекты, расположенные на улицах с особо интенсивным движением, в
маршруты, подлежащие обслуживанию в первую очередь, объединять все объекты по
системам сбора твердых бытовых отходов;
по возможности прокладывать маршрут в направлении от центра населенного пункта к
месту обезвреживания;
при применении кузовных мусоровозов продолжать маршрут до полного заполнения
кузова;
предусматривать минимальные пробеги для каждой единицы спецавтотранспорта.
3.1.7. Утилизация и переработка отходов
Обезвреживание твердых бытовых отходов производится на специально отведенных
участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить
отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на
сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки),
поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы -
на сливные станции или поля ассенизации.
43 | С т р а н и ц а
3.2. ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ОБРАЗУЮЩИХСЯ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
По исследованиям отечественных и зарубежных специалистов удельное годовое
накопление отходов на одного жителя населенных мест (норма накопления) имеет тенденцию к
постоянному росту.
Вопросы прогнозирования количества и состава ТБО как в нашей стране, так и за рубежом
находится на стадии разработки. В настоящее время чаще всего применяются следующие методы:
метод эмпирической экстраполяции
- вычерчивание кривых изменения количества и
состава отходов на основании многолетних наблюдений за предшествующие годы и
продолжения их естественного роста на последующие годы;
метод расчетных параметров, основанный на данных выпуска промышленных и
производственных товаров, влияющий на накопление отходов, а также уровень
благосостояния населения.
Эффективность метода эмпирической экстраполяции напрямую зависит от стабильного
роста промышленного производства за прошедшие года. Из-за отсутствия стабильного
промышленного производства в прошедшее десятилетие, данный метод можно использовать
ограниченно, для краткосрочного прогнозирования. Поэтому в основу взят метод расчетных
параметров. Этот метод позволяет более точно устанавливать требуемые параметры. Его
использование затруднительно из-за отсутствия твердых показателей на длительный срок выпуска
товаров потребления, влияющих на образование отходов.
Прогнозирование образования отходов в весовых единицах проводилось на основе
использования коэффициента годового прироста 0,5 %, в объемных - 1,1% для жилищного фонда.
Прогноз изменения норм накопления ТБО
Применяя коэффициент годового прироста и имея данные об исходном образовании
отходов, методом сложных процентов рассчитываются прогнозные данные по формуле:
пр. = исх. ∙ (1 + 0,011) , где
пр. - прогнозируемый объем твердых бытовых отходов;
исх. - исходный объем образующихся твердых бытовых отходов;
- период прогнозирования.
Таблица 3.3.
Прогнозирование изменения норм накопления отходов - на 1 человека в год
Многоквартирный жилищный фонд
Частный жилищный фонд - Норма
Год
- Норма накопления ТБО, м3/год
накопления ТБО, м3/год
2015
1,4
1,6
2017
1,43
1,64
2020
1,48
1,69
2025
1,56
1,78
2030
1,65
1,89
2035
1,74
1,99
Учитывая, что крупногабаритные отходы достигают
≈10% по объему от общего
количества твердых бытовых отходов жилищного сектора, определяем объем ТБО в целом по
населенному пункту с учетом всех поставщиков твердых бытовых отходов.
Для расчета объемов отходов, образующихся в существующем жилищном фонде, взято
количество населения
- по состоянию на
01.01.2015 год с дальнейшим прогнозируемым
увеличением согласно рисунку 1.4.
44 | С т р а н и ц а
Таблица 3.4.
Прогнозируемое количество твердых бытовых отходов, образующихся на территории
Сусанинского сельского поселения
Объем образования
отходов от жилого
Численность населения
сектора без учета КГО в
год, м3
Год
Благоустроен
Благоустроен
Частный
Частный
ный жилой
ный жилой
сектор
сектор
фонд
фонд
2015
8974
14358,40
14358,40
1435,84
3790,62
2017
9019
14749,61
14749,61
1474,96
3893,90
2020
9385
15860,25
15860,25
1586,03
4187,11
2025
9864
17606,97
17606,97
1760,70
4648,24
2030
10367
19545,21
19545,21
1954,52
5159,94
2035
10896
21697,52
21697,52
2169,75
5728,15
3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА КОНТЕЙНЕРОВ ДЛЯ СБОРА
ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
При контейнерной системе сбора в отечественной практике применяются металлические
сборники твердых бытовых отходов различной вместимости от 0,1 до
12 м³. Контейнеры,
вместимостью 0,55 и 0,75 м³ - стационарные. Мусоросборники, вместимостью 0,3; 0,6; 0,8; 1,1 м³
снабжены колесами. Дальнейшие расчеты будут проводиться для контейнеров объемом 0,75 м3.
Необходимость установки контейнеров иного объема определяется организацией, ответственной
за сбор ТБО. Рекомендуется использование закрывающихся контейнеров для исключения
процессов гниения и разложения отходов в летнее время года. Сбор крупногабаритных отходов
может осуществляться на площадках для сбора ТБО с последующим вывозом мусоровозом или
иным специальным транспортом.
Для сбора крупногабаритных отходов возможна установка контейнеров вместимостью 6.0
куб. м.
Таблица 3.5.
Технические характеристики контейнера 0,75 м3.
Показатель
Значение по ГОСТ 12917-78
Вместимость, м3
0,75
Масса, кг
105
Размеры, мм
Длина
980
Ширина
950
Высота
1155
Диаметр колес, мм
Число устанавливаемых контейнеров определяется исходя из объемов образования и
сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать
фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Для учета отклонения
фактических объемов от среднегодовых в пределах 25% вводится коэффициент неравномерности
= 1,25. Резервные контейнеры на случай ремонта (5%) учитываются коэффициентом = 1,05.
Рекомендуемая периодичность вывоза отходов, согласно СанПиН 42-128- 4690-88, в теплое время
года (при температуре +5 0С и выше) составляет не более одних суток (ежедневный вывоз), в
холодное время года (при температуре - 5 0С и ниже) - не более трех суток.
45 | С т р а н и ц а
Расчет необходимого количества контейнеров на 2015 год.
При отсутствии системы раздельного сбора отходов прогнозируются следующие объемы
отходов.
Общий объем твердых бытовых отходов населения, поступающих на захоронение, составит
14358,4 м3/год.
Общий объем твердых бытовых отходов от предприятий и организаций, поступающих на
захоронение, составит 3427,84 м3/год.
Общий объем крупногабаритных отходов, поступающих на захоронение, составит 1435,84
м3/год.
Для сбора отходов предлагается использовать следующие типы контейнеров:
Для сбора ТБО населения - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора ТБО предприятий и организаций - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора КГО - вместимостью 6 м3.
Таблица 3.6.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
69
6
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
18
ИТОГО:
87
6
Расчет таблицы 3.6 проведен при следующих условиях:
сбор отходов от жилищного фона 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Разберем следующий сценарий развития (таблица 3.7):
сбор отходов от жилищного фона 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Таблица 3.7.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
161
6
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
43
ИТОГО:
204
6
46 | С т р а н и ц а
Расчет необходимого количества контейнеров на 2017 год.
При отсутствии системы раздельного сбора отходов прогнозируются следующие объемы
отходов.
Общий объем твердых бытовых отходов населения, поступающих на захоронение, составит
14749,61 м3/год.
Общий объем твердых бытовых отходов от предприятий и организаций, поступающих на
захоронение, составит 3893,90 м3/год.
Общий объем крупногабаритных отходов, поступающих на захоронение, составит 1474,96
м3/год.
Для сбора отходов предлагается использовать следующие типы контейнеров:
Для сбора ТБО населения - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора ТБО предприятий и организаций - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора КГО - вместимостью 6 м3.
Таблица 3.8.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
71
6
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
19
ИТОГО:
90
6
Расчет таблицы 3.8 проведен при следующих условиях:
сбор отходов от жилищного фона 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Разберем следующий сценарий развития (таблица 3.9):
сбор отходов от жилищного фона 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Таблица 3.9.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
165
6
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
44
ИТОГО:
209
6
47 | С т р а н и ц а
Расчет необходимого количества контейнеров на 2020 год.
При отсутствии системы раздельного сбора отходов прогнозируются следующие объемы
отходов.
Общий объем твердых бытовых отходов населения, поступающих на захоронение, составит
15860,25 м3/год.
Общий объем твердых бытовых отходов от предприятий и организаций, поступающих на
захоронение, составит 4187,11 м3/год.
Общий объем крупногабаритных отходов, поступающих на захоронение, составит 1586,03
м3/год.
Для сбора отходов предлагается использовать следующие типы контейнеров:
Для сбора ТБО населения - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора ТБО предприятий и организаций - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора КГО - вместимостью 6 м3.
Таблица 3.10.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
76
7
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
20
ИТОГО:
96
7
Расчет таблицы 3.10 проведен при следующих условиях:
сбор отходов от жилищного фона 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Разберем следующий сценарий развития (таблица 3.11):
сбор отходов от жилищного фона 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Таблица 3.11.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
178
7
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
47
ИТОГО:
225
7
48 | С т р а н и ц а

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/