Генеральная схема санитарной очистки территории Сусанинское сельское поселение Гатчинского района (2016 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования Сусанинское сельское поселение (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Генеральная схема санитарной очистки территории Сусанинское сельское поселение Гатчинского района (2016 год) - часть 4

 

 

Расчет необходимого количества контейнеров на 2025 год.
При отсутствии системы раздельного сбора отходов прогнозируются следующие объемы
отходов.
Общий объем твердых бытовых отходов населения, поступающих на захоронение, составит
17606,97 м3/год.
Общий объем твердых бытовых отходов от предприятий и организаций, поступающих на
захоронение, составит 4648,24 м3/год.
Общий объем крупногабаритных отходов, поступающих на захоронение, составит 1760,70
м3/год.
Для сбора отходов предлагается использовать следующие типы контейнеров:
Для сбора ТБО населения - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора ТБО предприятий и организаций - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора КГО - вместимостью 6 м3.
Таблица 3.12.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
84
7
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
22
ИТОГО:
106
7
Расчет таблицы 3.12 проведен при следующих условиях:
сбор отходов от жилищного фона 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Разберем следующий сценарий развития (таблица 3.13):
сбор отходов от жилищного фона 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Таблица 3.13.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
198
7
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
52
ИТОГО:
250
7
49 | С т р а н и ц а
Расчет необходимого количества контейнеров на 2030 год.
При отсутствии системы раздельного сбора отходов прогнозируются следующие объемы
отходов.
Общий объем твердых бытовых отходов населения, поступающих на захоронение, составит
19545,21 м3/год.
Общий объем твердых бытовых отходов от предприятий и организаций, поступающих на
захоронение, составит 5159,94 м3/год.
Общий объем крупногабаритных отходов, поступающих на захоронение, составит 1954,52
м3/год.
Для сбора отходов предлагается использовать следующие типы контейнеров:
Для сбора ТБО населения - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора ТБО предприятий и организаций - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора КГО - вместимостью 6 м3.
Таблица 3.14.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
94
8
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
25
ИТОГО:
119
8
Расчет таблицы 3.14 проведен при следующих условиях:
сбор отходов от жилищного фона 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Разберем следующий сценарий развития (таблица 3.15):
сбор отходов от жилищного фона 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Таблица 3.15.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
219
8
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
58
ИТОГО:
277
8
50 | С т р а н и ц а
Расчет необходимого количества контейнеров на 2035 год.
При отсутствии системы раздельного сбора отходов прогнозируются следующие объемы
отходов.
Общий объем твердых бытовых отходов населения, поступающих на захоронение, составит
21697,52 м3/год.
Общий объем твердых бытовых отходов от предприятий и организаций, поступающих на
захоронение, составит 5728,15 м3/год.
Общий объем крупногабаритных отходов, поступающих на захоронение, составит 2169,75
м3/год.
Для сбора отходов предлагается использовать следующие типы контейнеров:
Для сбора ТБО населения - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора ТБО предприятий и организаций - вместимостью 0,75 м3;
Для сбора КГО - вместимостью 6 м3.
Таблица 3.16.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
104
9
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
27
ИТОГО:
131
9
Расчет таблицы 3.16 проведен при следующих условиях:
сбор отходов от жилищного фона 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 7 дней в неделю (365 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Разберем следующий сценарий развития (таблица 3.17):
сбор отходов от жилищного фона 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор отходов предприятий и организаций 3 дня в неделю (156 дней в год);
сбор крупногабаритных отходов 1 раз в неделю (52 дня в год).
Таблица 3.17.
Необходимое количество контейнеров из расчета на прогнозируемые объемы отходов.
Необходимое количество
Объект
контейнеров, шт.
№ п/п
ТБО
КГО
Объем контейнеров, м3
0,75
6
1.
Благоустроенный
Домовладения
243
9
2.
Частный
3.
Предприятия и организации
64
ИТОГО:
307
9
51 | С т р а н и ц а
Примечание:
Как следует из приведенных расчетов, при увеличении промежутка времени между
удалениями отходов, количество контейнеров, необходимых для сбора ТБО,
увеличивается ориентировочно в 3 раза. Поэтому, при удалении в зимний период отходов
1 раз в
3 дня необходимо учитывать, что на контейнерной площадке потребуется
установить большее количество контейнеров.
Для контейнерных площадок, на которых установлено более
5 единиц контейнеров
объемом 0,75 куб. м рекомендуется предусмотреть в дальнейшем переход на контейнеры более
крупного типоразмера (от 6 куб. м):
6-8 контейнеров объемом 0,75 м3 - заменять на 1 контейнер объемом 6,0 м3;
9-16 контейнеров объемом 0,75 м3 - заменять на 2 контейнера объемом 6,0 м3, либо 1
контейнер объемом от 12 м3;
17 и более контейнеров объемом 0,75 м3 - заменять на 1 контейнер объемом 22 м3.
Требования к организации контейнерных площадок
Места размещения площадок для контейнеров, определяются комиссией, с участием отдела
архитектуры, ЖКХ администрации МО, эксплуатирующих организаций и органов
Роспотребнадзора. Количество контейнеров на площадках должно соответствовать утвержденным
нормам накопления, но не более 5 штук на 1 площадке. Размер площадок должен быть рассчитан
на установку необходимого числа контейнеров.
Требования к контейнерным площадкам.
На территории домовладений, объектов культурно-бытового, производственного и другого
назначения контейнеры размещаются
(устанавливаются) на специально оборудованных
площадках.
Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, от
мест отдыха населения и т.д. на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В районах
сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных правил размещения
мест временного хранения отходов, расстояния устанавливаются решением специально
организованной комиссии
(с участием главного архитектора, жилищно-эксплуатационной
организации, санитарного врача и иных заинтересованных сторон). На территории частных
домовладений места расположения мусоросборников должны определяться собственниками,
разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен
рассматриваться
представителями общественности, административными комиссиями
муниципального образования, с участием архитектора, жилищно-эксплуатационной организации,
санитарного врача и иных заинтересованных сторон.
Площадки для установки контейнеров для сбора ТБО должны иметь ровное асфальтовое
или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части 0,02%, ограждены с трех сторон,
чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. Должны иметь удобный
подъезд для спецавтотранспорта.
После выгрузки ТБО из контейнеров-сборников в мусоровоз работник
специализированного предприятия по вывозу мусора, производивший выгрузку обязан подобрать
выпавшие при выгрузке отходы.
Санитарная обработка сборников:
Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать, при
«несменяемой» системе - не реже 1 раза в 10 дней, при «сменяемой» - после опорожнения.
Мойка сборников производится жилищно-эксплуатационными и другими организациями
на специально отведенных местах, соответствующих санитарно-техническим требованиям.
При наличии машин, предназначенных для мойки сборников, их мойку и санитарную
обработку может осуществлять спецавтохозяйство за отдельную плату.
Каждый год 10 -20% контейнеров подлежит замене.
52 | С т р а н и ц а
Для частного неблагоустроенного фонда экономически выгодно рекомендовать
самостоятельную утилизацию на земельном участке таких отходов, как пищевые (в качестве
компоста на участках или корма домашним животным), что снизит объёмы ТБО, а следовательно
экономические затраты на сбор, вывоз и захоронение отходов. За счет исключения пищевых
отходов периодичность вывоза ТБО может быть сокращена до двух раз в неделю.
Для приготовления компоста разрешается использовать следующие отходы потребления:
растительные отходы (остатки);
навоз домашних животных;
отходы продуктов питания смешанного состава;
Для использования в качестве топлива:
древесные отходы;
тряпье, отходы бумаги и картона (если нет возможности их селективного сбора с целью
последующей переработки).
Отработанные грунты теплиц можно использовать в качестве подсыпки для гряд.
Запрещается сжигать полиэтиленовую пленку, пластмассовые бутылки, флаконы,
резиновые изделия и другие отходы, выделяющие при горении вредные вещества.
3.4. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ГРАФИКОВ И МАРШРУТОВ РАБОТЫ
СПЕЦАВТОТРАНСПОРТА ДЛЯ ВЫВОЗА ОТХОДОВ
Для оптимизации вывоза ТБО необходимо составлять график движения транспорта и
маршрутизацию движения мусороуборочного транспорта по всем объектам, подлежащим
регулярному обслуживанию. За маршрут сбора отходов принимают участок движения
собирающего мусоровоза по обслуживаемому району от начала до полной загрузки машины.
Графики работы спецавтотранспорта, утверждаемые руководителем специализированного
предприятия, выдают водителям, а также направляют в жилищно-эксплуатационные организации
и в санитарно-эпидемиологическую станцию.
При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта необходимо располагать
следующими исходными данными:
подробной характеристикой подлежащих обслуживанию объектов и района обслуживания
в целом;
сведениями о накоплении бытовых отходов по отдельным объектам;
о состоянии подъездов;
интенсивности движения по отдельным улицам;
о планировке населенных пунктов;
о местоположении объектов обезвреживания и переработки бытовых отходов;
по каждому участку должны быть данные о числе установленных сборников отходов.
При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта следует руководствоваться
следующими правилами:
сводить до минимума повторные пробеги спецавтотранспорта по одним и тем же дорогам;
объединять объекты, расположенные на дорогах с особо интенсивным движением, в
маршруты, подлежащие обслуживанию в первую очередь, объединять все объекты по
системам сбора твердых бытовых отходов;
по возможности прокладывать маршрут от центральной усадьбы в направлении к месту
обезвреживания;
при применении кузовных мусоровозов продолжать маршрут до полного заполнения
кузова;
предусматривать минимальные пробеги для каждой единицы спецавтотранспорта.
53 | С т р а н и ц а
Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо
удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов (требование СанПиН 42-128-
4690-88).
3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРИЕМА ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Глава 3 ,
Статья 15, п.1.14). Вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов находятся в ведении Гатчинского района Ленинградской области.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий
их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами
местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным
требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
С целью снижения затрат на вывоз твердых бытовых отходов, вовлечения ценных
компонентов ТБО во вторичный оборот дополнительных источников сырья рекомендуется
организация пунктов сбора вторсырья: макулатуры, черного и цветного металла (бутылок из-под
напитков), стеклобоя. В перспективе на данных пунктах возможно организовать прием
полиэтилена и пластмасс при наличии потребителя данного вида вторсырья.
Далее представлен морфологический состав ТБО и КГО, собираемых в жилищном фонде и
общественных и торговых предприятиях городов и регионов России.
При развитии системы сбора вторичного сырья возможны три схемы:
1. установка контейнеров для селективного сбора бумаги, стекла, пластика, металла в жилых
кварталах;
2. создание сети комплексных приемных пунктов сбора вторичных ресурсов;
3. организация передвижных пунктов сбора вторичных материальных ресурсов.
Создание приемных пунктов для сбора вторсырья с активным привлечением части
предпринимателей сферы малого бизнеса, кроме всего прочего, приведет к созданию новых
рабочих мест, в том числе для инвалидов, а также источника дополнительного дохода для
наиболее неимущих слоев населения.
Таблица 3.18.
Морфологический состав ТБО, собираемых в жилищном фонде и общественных и торговых
предприятиях городов и регионов России, % по массе
ТБО
ТБО
Среднее
общественных и
Среднее
Компонент
жилищного
значение,
торговых
значение, %
фонда, %
%
предприятий, %
Пищевые отходы
27…37
32
13…16
15
Бумага, картон
37…41
39
45…52
48
Дерево
1…2
2
3…5
3
Черный металлом
3…4
4
3…4
4
Цветной металлом
1…2
2
1…4
3
Текстиль
3…5
4
3…5
3
Кости
1…2
1,5
1…2
1
Стекло
2…3
1,5
1…2
2
Камни, штукатурка
0,5…1
1
2…3
2
Кожа, резина
0,5…1
1
1…2
2
Пластмасса
5…6
5
8…12
10
Прочее
1…2
1
2…3
2
Отсев (менее 15 мм)
5…7
6
5…7
5
ИТОГО:
100
100
54 | С т р а н и ц а
Таблица 3.19.
Ориентировочный состав крупногабаритных отходов
Содержание, %
Материал
Составляющие
по массе
Мебель, обрезки деревьев, ящики,
Дерево
60
фанера
Бумага, картон
6
Упаковочные материалы
Пластмасса
4
Тазы, линолеум, пленка
Керамика, стекло
15
Раковины, унитазы, листовое стекло
Бытовая техника, велосипеды,
Металл
10
радиаторы отопления, детали а/машин
Резина, кожа, изделия из
5
Шины, чемоданы, диваны, телевизоры
смешанных материалов
Раздельный сбор вторичного сырья позволяет добиться значительного сокращения объемов
ТБО, что существенно снижает загрузку полигона ТБО, уменьшает число стихийных свалок,
оздоровляет экологическую обстановку. Дальнейшая переработка собираемого таким образом
сырья является экологически приемлемым, энерго- и ресурсосберегающим производством.
Несмотря на то, что ТБО из жилого фонда являются крупным источником вторичного
сырья, практическая реализация селективного сбора полезных компонентов отходов представляет
собой сложную проблему, связанную как с организацией сбора, так и с фактической переработкой
загрязненного материала, а также с уровнем цен на вторичное сырье соответствующего качества.
Наибольший интерес представляет селективный сбор утильных фракций от общественных и
торговых предприятий, качество которых выше, чем качество утильных фракций ТБО жилого
фонда.
Также следует отметить, что в торговых точках легче, чем в жилой зоне организовать
централизованный селективный сбор и транспортировку утильных компонентов.
Максимальный экономический и экологический эффект, связанный с извлечением
утильных фракций и экономией природных ресурсов, реализуется на двух стадиях сбора и
удаления ТБО:
при селективном сборе ТБО общественных и торговых предприятий;
при сборе вторсырья от населения на специально организованных пунктах.
3.6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ ВЫБОРЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СИСТЕМЫ
СБОРА КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Типичный процесс вывоза ТБО выглядит следующим образом. Отходы потребления
попадают в мусорные контейнеры или бункеры в смешанном виде. Далее организация,
заключившая договор с муниципалитетом на вывоз отходов, направляет мусоровозы по адресам
расположения мусорных контейнеров и бункеров. Для этого используются автомобили с боковой,
задней или передней загрузкой. Мусоровоз подъезжает к контейнеру, при помощи манипулятора
забирает его и опорожняет, высыпая в собственный кузов, либо устанавливает пустой контейнер
на место и едет к следующему - так до заполнения собственного кузова. Это зависит от типа
мусоровоза. Далее отходы вывозятся на мусороперегрузочные, мусоросортировочные станции,
полигоны и свалки.
Вывоз мусора на полигоны имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относится возможность
использования машин по строгому графику, обслуживание, как на контейнерных площадках, так и
у подъездов (в случае установки пластмассовых контейнеров в мусоропроводах). К недостаткам
относятся большой пробег автотранспорта на полигон, и как следствие увеличенный расход
горюче-смазочных материалов (ГСМ), «полигонная» эксплуатация также увеличивает расходы на
ремонт техники. Просыпание при погрузке, узкая специализация, сложность регулирования
55 | С т р а н и ц а
количества контейнеров на контейнерных площадках с пиками накопления. Проблемой также
является вывоз КГО, что требует применения еще одного типа контейнеров и машин.
Использование схемы вывоза на мусороперегрузочную станцию позволяет использовать
мусоровозы с относительно небольшой грузоподъемностью и вместимостью контейнеров,
которые работают с небольшим пробегом, и выполняют функцию сбора, перегрузки в контейнеры
(кузова) накопители большой вместимости на станциях перегрузки.
А мусоровозы большой грузоподъемности выполняют функции транспортирования ТБО со
станции перегрузки на места утилизации. Крупногабаритные отходы вывозятся в тех же
контейнерах.
Такой способ вывоза ТБО позволяет повысить производительность мусоровозов,
сэкономить ГСМ, уменьшить износ автомобильной техники связанный с полигонной
эксплуатацией.
При этом в домовладениях устанавливаются собирающие контейнеры. Станции перегруза
оснащаются пресс - комплексами в соответствии с заданной производительностью.
Транспортные мусоровозы совершают рейсы со станции перегруза до мест утилизации
отходов. Их среднее расстояние поездки - в пределах 30 - 70 км. Количество рейсов собирающего
мусоровоза 15-20 , транспортного 4 - 5 при объеме до 120 м. куб.
В случае вывоза отходов на мусоросортировочную станцию они регистрируются в журнале
и взвешиваются на весах. Далее поступают на склад сырья, а затем в цех на переработку:
сортировка, измельчение, прессование, удаление различных включений. Из цеха выходит готовая
продукция
(макулатура, ПЭВП, ПЭНП, текстильные отходы) в виде прессованных кип
определенных групп и марок в соответствии с ГОСТом.
Готовую продукцию в кипах взвешивают на весах и перемещают на склад готовой
продукции, затем отправляются на заводы-потребители и остатки на полигоны.
Пункты раздельного сбора (ПРС) целесообразно устраивать в садовых товариществах,
коттеджных посёлках и др. Как правило, именно в непосредственной близости от этих объектов
возникают несанкционированные свалки. Возникновение свалок связано не только с нежеланием
оплачивать за вывоз мусора, но и с таким фактором как нарушение регулярности вывоза. Срыв
графиков вывоза во многом объясняется значительной отдалённостью мусорных площадок.
Поэтому логичным выходом из положения представляется преобразование этих площадок в
пункты раздельного сбора. Желательно располагать их рядом с магазинами, автобусными и
железнодорожными станциями и привлекать для обслуживания персонал близлежащих объектов.
ПРС представляет собой огороженную площадку с навесом, оборудованную контейнерами
для вторичного сырья (картон + ПЭТ-бутылка) и лёгким компактором WS-8. При больших
объёмах картона необходим пресс-пакетировщик. Значительная экономия в 3-4 раза достигается за
счёт уменьшения количества вывозов контейнера-накопителя. Так при замене контейнера на
компактор WS-8 количество рейсов уменьшается в 4 раза, соответственно в 4 раза уменьшаются
общие затраты на утилизацию и снижается частота вывоза. На пунктах так же может
осуществляться отделение ценного вторичного сырья: бумага, ПЭТ-бутылка, стекло, пластик,
чёрные и цветные металлы. Оставшийся мусор собирается в контейнера-накопители, или
уплотняется в лёгких компакторах типа WS-8. Данная схема позволяет на 15-20% уменьшить
объём вывозимых отходов, а применение компакторов позволяет ещё в 2-2.5 раза снизить этот
объём.
Рационально предположить, что установкой контейнеров на отдельную группу
коммунальных отходов, а также организацией удаления этих отходов от мест сбора осуществляет
предприятие - потребитель отходов в качестве вторичного сырья.
3.7. КОМПОСТИРОВАНИЕ
Для частного неблагоустроенного фонда с печным отоплением экономически выгодно
рекомендовать самостоятельную утилизацию на земельном участке таких отходов, как пищевые (в
качестве компоста на участках или корма домашним животным), картон, бумага, древесина (в
качестве твердого сырья для получения тепла).
56 | С т р а н и ц а
Наиболее доступным и одним из самых рациональных и распространенных способов сбора,
обезвреживания и утилизации хозяйственных отходов на земельном участке является
компостирование.
Компостирование - это технология переработки отходов, основанная на естественном
разложении органических веществ под влиянием деятельности микроорганизмов, почвенных
бактерий и кислорода. В результате процесса компостирования органические отходы постепенно
преобразуются в компост. Компост - это органическое удобрение, богатое гумусом, в составе
которого содержатся практически все необходимые растениям элементы и питательные вещества.
Компост служит лучшим удобрением для садовых и огородных культур и находит широкое
применение в хозяйстве. В зависимости от компостируемого материала компосты могут быть
земляные, торфонавозные, торфофекальные и сборные. Для владельца небольшого приусадебного
участка или дачи наибольший интерес представляют так называемые смешанные (сборные)
компосты.
Для приготовления компоста годятся все способные разлагаться органические материалы:
все отходы растительного происхождения из сада и огорода, сено, солома, листва и измельченные
ветки деревьев и кустарников, опилки, любые кухонные отходы, помои, заварка от чая и кофе, а
также извлеченные из пруда водоросли и ил, фекалии и другие. Нельзя закладывать в компостную
кучу древесный материал и остатки растений, обработанных гербицидами либо пораженные
болезнями. Недопустимо добавление в компост массы сорных растений. Помои, а также вода для
полива компостной кучи не должна содержать мыла или других моющих средств. Необходимо,
чтобы в компост не попали: зола, известь, изделия из пластика, металла, стекла, керамики,
строительный мусор, табачные окурки и любые другие материалы, которые не разлагаются, но
мешают развитию микроорганизмов или могут отравить компост.
Содержание гумуса в обычной почве составляет 2-2,5%, а в компосте до 20%. Компост
прошедший вторую фазу, называют тонким или спелым. Сроки созревания компоста зависят от
температуры, влажности, доступа воздуха и в среднем составляет 1-1,5 года, в том случае, если
компост вы больше не трогаете. Готовый спелый компост представляет собой черное рассыпчатое
вещество, слегка влажное, с запахом свежей лесной земли.
На разложение органических веществ оказывает влияние множество факторов, из которых
следует выделить три основных:
Наличие кислорода
Потребность в кислороде непосредственно связана с интенсивностью разложения
органического вещества в процессе компостирования, поэтому необходимо обеспечивать
постоянный или периодический приток свежего воздуха по всему объему компостируемого
материала. При отсутствии в компостнике необходимого количества воздуха, его содержимое
начинает гнить, о чем свидетельствует характерный запах. Нормализовать воздухообмен, можно
перелопатив всю яму.
Наличие влаги
Минимальное содержание влаги, при котором проявляется активность микроорганизмов,
составляет 12-15%, оптимальное - 60-70%. Очевидно, чем ниже влажность компостной массы, тем
медленнее будет происходить процесс образования компоста.
Температура
Как известно, температура является сильнейшим фактором, влияющим на скорость течения
химических реакций. Низкая внешняя температура в зимний период замедляет процесс
разложения, а теплые летние температуры ускоряют процесс.
Необходимо отметить, что для регулирования процесса компостирования в последнее
время применяются микробиологические добавки. С их помощью также можно производить
компостирование органических остатков, причем, в более короткие сроки, но образование
компоста осуществляется другими видами микроорганизмов, отличных от тех, которые находятся
в почве, и требуют других условий компостирования. Поэтому, при использовании таких
препаратов необходимо строго соблюдать инструкции по их применению.
57 | С т р а н и ц а
Средства для приготовления компоста - эффективные препараты, ускоряющие процесс
компостирования в 5 и более раз. К ним относятся Биофорс Компост, Компостелло, Компост Трит,
Вэйст Трит, Возрождение Компост, Байкал ЭМ-1, Тамир и др.
Компостирование
- это естественный способ переработки органических отходов
-
превращение отходов в биогумус, который обладает значительными преимуществами по
сравнению с другими минеральными и органическими удобрениями.
Компостирование приносит пользу окружающей среде, поскольку органические отходы
перерабатываются в удобрение; создает прекрасные условия для растений путем увеличения
плодородия почвы; удерживает влагу, так как почва с внесением компоста лучше сохраняет
влажность; экономит деньги на покупку различного рода удобрений.
Компостирование органических отходов позволяет значительно снизить объемы ТБО,
произведенного домовладельцем, а это уменьшает накопление мусора вокруг дома и на свалках, а
следовательно экономические затраты на сбор, вывоз и захоронение отходов.
За счет исключения пищевых отходов из объема накопления ТБО от собственников
земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
периодичность вывоза ТБО по согласованию с органами Роспотребнадзора может быть сокращена
до 2 раз в неделю.
3.8. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И УДАЛЕНИЯ ЖИДКИХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Сбор и удаление жидких отходов следует осуществлять в соответствии с требованиями
п.2.3. СанПиН 42-128-4690-88. При расчете общего количества жидких бытовых отходов следует
учитывать отходы, образующиеся в не канализованных нежилых объектах общественного
назначения. По мере благоустройства населенных мест следует учитывать возможность
уменьшения общих объемов жидких бытовых отходов, вывозимых из не канализованных
объектов.
Для сбора жидких отходов в не канализованных домовладениях устраиваются дворовые
помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и
решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка
помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб
может быть общим.
Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ,
площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На
территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений
определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В конфликтных
ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности,
административных комиссий.
В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть
удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м.
Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения
сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен
быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения,
пользующегося уборной.
Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не
допускается наполнение выгреба нечистотами выше, чем до 0,35 м от поверхности земли. Выгреб
следует очищать по мере его заполнения, но не реже 1 раза в полгода. Помещения дворовых
уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже
одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими
средствами. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для
грызунов и насекомых.
Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами состава:
хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3-5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%),
метасиликат натрия
(10%). Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных
58 | С т р а н и ц а
мусоросборников. Время контакта не менее 2 минут. Запрещается применять сухую хлорную
известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические
учреждения).
Норма накопления жидких отходов - 3,25 м3 в год.
Жидкие отходы собирают в выгреб и вывозят по мере накопления. Выгреб для нечистот и
помоев водонепроницаем. Жидкие бытовые отходы рекомендуется удалять из выгребов с
помощью ассенизационных машин марки КО-503В, КО-520, КО-529, КО-526, КО-520-1.
Расчет произведен на основе вакуумный машины КО-503В на базовом шасси ГАЗ-3307.
Вместимость бака машины - 3,75 м3. Расчет производительности машин представлен в таблице
3.20.
Таблица 3.20.
Количество
Объем вывоза
Модель
Базовое шасси
Объем кузова, м³
рейсов в год
ЖБО за год
КО-503В
ГАЗ-3307
3,75
365
1368,75 м3
Если в частном секторе для сбора и вывоза жидких бытовых отходов будут обустроены
выгребные ямы, то количество жидких бытовых отходов предназначенных к вывозу уменьшится
и, следовательно, количество вакуумных машин может быть сокращено.
Жидкие бытовые отходы населения рекомендуется вывозить на канализационные
очистные сооружения.
3.9. СОДЕРЖАНИЕ СОБАК И КОШЕК
В соответствии с правилами содержания и обеспечения санитарного состояния территорий
городских, сельских и других поселений Ленинградской области собаки, принадлежащие
гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежат обязательной регистрации и
ежегодной перерегистрации в ветеринарных учреждениях комитета по сельскому хозяйству
Ленинградской области по месту жительства граждан, нахождения предприятий, учреждений и
организаций - владельцев животных.
При регистрации и ежегодной перерегистрации собак для частичного возмещения
расходов, связанных с устройством и содержанием площадок для выгула собак, поддержанием
санитарного состояния территории в населенном пункте, с владельцев этих животных взимается
плата в установленном размере.
Ветеринарные учреждения, осуществляющие регистрацию собак, обязаны выдать
регистрационное удостоверение и регистрационный знак, а также ознакомить владельца собак с
правилами содержания животных, что должно быть подтверждено подписью владельца в
регистрационном удостоверении на собаку. Регистрационный знак должен крепиться к ошейнику
собаки.
Содержание собак и кошек в отдельных квартирах, занятых одной семьей, допускается при
условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил, а в квартирах,
занятых несколькими семьями, - также при наличии согласия всех проживающих. Не разрешается
содержать собак и кошек в местах общего пользования жилых домов, а также на балконах и
лоджиях.
С учетом санитарно-ветеринарных норм и конкретных условий органам местного
самоуправления предоставлено право ограничивать количество собак и кошек, содержание
которых разрешено владельцам, и в исключительных случаях запрещать содержание этих
животных.
Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в
свободном выгуле только на хорошо огороженной территории или на привязи. О наличии собак
должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.
Собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего
лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержание и
использование устанавливаются Инструкцией по отлову, содержанию и использованию
безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР, утвержденной
59 | С т р а н и ц а
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством
сельского хозяйства Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации в
июне-июле 1981 года, постановлением Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года N 449
"Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР",
решением Леноблисполкома от 20 мая 1982 года N 251 "Об упорядочении содержания собак и
кошек в городах и других населенных пунктах Ленинградской области".
Владельцы собак и кошек обязаны:
обеспечить надлежащее содержание собак и кошек в соответствии с требованиями правил
санитарного содержания поселений. Принимать необходимые меры, обеспечивающие
безопасность населения;
не допускать загрязнения собаками и кошками квартир и мест общего пользования в жилых
домах, а также дворов, тротуаров, улиц, школьных и детских площадок. Случившиеся
загрязнения вышеперечисленных мест немедленно устраняются владельцами животных;
принимать меры к обеспечению тишины в жилых помещениях;
не допускать собак и кошек на детские площадки, в магазины, столовые и другие места
общего пользования;
своевременно регистрировать и перерегистрировать собак;
по требованию ветеринарных специалистов предъявлять собак и кошек для осмотра,
диагностических
исследований,
предохранительных
прививок
и лечебно-
профилактических обработок;
немедленно сообщать в ветеринарные и лечебно-профилактические учреждения обо всех
случаях укусов собакой или кошкой человека или животного. Подвергать таких животных
осмотру и дальнейшему карантированию под наблюдением специалиста в течение десяти
дней у владельца животного;
немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о случаях внезапного падежа собак и
кошек или подозрении на заболевание этих животных бешенством и до прибытия
ветеринарных работников проводить изоляцию заболевших животных. Павшие животные
подлежат утилизации или захоронению в местах и в порядке, установленном городскими
администрациями и администрациями муниципальных и территориальных образований по
согласованию с контролирующими (надзорными) органами;
сдавать регистрационное удостоверение и регистрационный знак павшей собаки в то
ветеринарное учреждение, в котором она была зарегистрирована.
При выгуле собак владельцы должны соблюдать следующие требования:
выгуливать собак только на специально отведенной для этой цели площадке. Если
площадка огорожена, разрешается выгуливать собак без поводка и намордника;
при отсутствии специальной площадки выгуливание собак допускается на пустырях и в
других местах, определяемых администрацией муниципального образования (с установкой
соответствующих вывесок);
выгул собак, как правило, проводится в период с 7 до 23 часов;
при выгуле собак в другое время их владельцы должны принимать меры к обеспечению
тишины;
запрещается выгуливать собак лицам в нетрезвом состоянии;
запрещается выгул домашних животных на детских, спортивных площадках, в парках,
скверах, местах массового отдыха.
Для выгула домашних животных в жилых зонах предприятиям жилищно-коммунального
хозяйства рекомендуется создать специально оборудованные огораживаемые площадки. Места и
размещения определяются органами местного самоуправления по согласованию с
территориальным органом санитарно-эпидемиологического надзора [36].
В соответствии с СНиП 2.07.01-89 (2000) при проектировании площадки для выгула собак
следует соблюдать следующие технические требования:
60 | С т р а н и ц а
удельный размер площадок составляет 0,3 м2/чел.;
расстояние от площадок до окон жилых и общественных зданий должно составлять не
менее 40 м.
Владельцы собак, не соблюдающие ветеринарно-санитарные правила, привлекаются к
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ленинградской
области.
В соответствии с правилами санитарного содержания и обеспечения санитарного состояния
территорий городских, сельских и других поселений Ленинградской области, контроль над
соблюдением правил содержания собак и кошек возлагается на жилищно-эксплуатационные
организации.
3.10. СОДЕРЖАНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦЫ
Содержание крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней, лошадей.
Животные должны содержаться, в предусмотренных для их содержания, помещениях,
загонах, расположенных не ближе 15 метров к жилым помещениям и не менее 50 метров от
детских, пищевых и лечебных учреждений. Владельцы животных должны своевременно
проводить ветеринарную обработку скота. В случае обнаружения болезни животных срочно
обращаться к ветврачу.
Обязательные ветеринарно-санитарные мероприятия:
КРС: исследование на бруцеллез, туберкулез, лейкоз; прививки против сибирской язвы,
ящура, бешенства, лептоспироза, эмкара (до 4 лет); обработка против подкожного овода, клещей.
МРС: исследование на бруцеллез; прививки против сибирской язвы, бешенства.
Лошади: исследование на ИНАН, бруцеллез, сап; прививки против сибирской язвы,
бешенства.
Птица: прививки против псевдочумы, гриппа птиц.
Скот до места выгона на пастбище проводится на привязи
(на веревке). С
асфальтобетонного покрытия дорог и тротуаров, экскременты убираются владельцами животных.
Не оставлять животных без присмотра.
Выпас скота производится только в отведенных для этих целей местах, за пределами
населенного пункта, под присмотром ответственного лица (пастуха). Бесконтрольный выпас скота
и других животных на территории населенных пункта и за его пределами категорически запрещен.
Не допускать выпас скота на газонах, в скверах, парках, детских игровых площадках. Не
допускать выпас при химических обработках мест выпаса.
Потрава посевов коллективных сельхозпредприятий предприятий и граждан; стогов, порча
и уничтожение находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур,
повреждение зеленых насаждений крупным и мелким рогатым скотом и птицей влечет за собой
административную ответственность владельцев животных и птицы.
Складирование кормов, навоза и компоста разрешается владельцам животных только на
территории приусадебного участка, в исключительных случаях на специально отведенном
органом местного самоуправления земельном участке с обязательным выполнением
противопожарных, санитарных, ветеринарных и эстетических норм и требований.
Крупный рогатый и мелкий рогатый скот должен быть обязательно забиркован.
Крупный и мелкий рогатый скот, находящийся без присмотра, а также не имеющий номера
считается бродячим и подлежит отлову.
Убой скота, свиней, лошадей должен производиться только в специально оборудованных
для этого убойных пунктах или площадках, при этом, исключая попадание боенских отходов на
улицы, переулки и другие территории населенного пункта.
Содержание мелких животных и птицы.
Мелкие животные и птица должны содержаться в специально оборудованных, в
соответствии с санитарными и ветеринарными нормами, помещениях и загонах, исключающих их
проникновение на территорию соседних участков.
61 | С т р а н и ц а
Не допускается содержание птицы на территориях домов многоэтажной и многоквартирной
застройки. Выпускать птицу за территорию частного домовладения запрещается.
Запрещается содержание мелких животных и птицы в местах общественного пользования:
кухнях, коридорах, лестничных клетках, чердаках, подвалах, а также на балконах и лоджиях.
Выгул водоплавающей птицы должен производиться только на естественных водоемах,
либо на искусственно созданных в пределах приусадебного участка запрудах. Создание
искусственных запруд, загонов за пределами участка запрещено.
Выгул водоплавающей птицы до естественных водоемов и обратно осуществляется под
присмотром ее владельца, либо ответственного лица.
Категорически запрещается содержать в домашних условиях хищников, хищных рептилий,
змей, ядовитых насекомых, пауков и других животных, опасных для жизни окружающих.
Обращение с безнадзорными животными на территории Ленинградской области
регулируется Областным законом № 38-оз от 21 июня 2013 года «О безнадзорных животных в
Ленинградской области».
Закон устанавливает ответственность органов исполнительной власти Ленинградской
области по следующим позициям:
Принятие решения о создании специализированной службы по отлову безнадзорных
животных либо проведение соответствующих конкурсных процедур по определению исполнителя
данного вида работ;
Принятие решения о создании приютов для безнадзорных животных;
Наделение органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными
государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными животными.
Кроме того, закон устанавливает требования к организации отлова безнадзорных
животных, содержания животных в приютах, умерщвления безнадзорных животных и утилизации
трупов животных.
3.11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САНИТАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Органами местного самоуправления поселения утверждаются:
Список придворовых, внутридворовых и иных территорий населенного пункта,
подлежащих механизированной и ручной уборке;
Состав мероприятий по охране окружающей среды;
Организации ответственные за содержание придомовых и внутридворовых территорий.
В соответствии с областным законом Ленинградской области № 7-ОЗ от 04.03.2010 г. к
полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Учреждения по эксплуатации зданий, коменданты, председатели жилищно-строительных
кооперативов и управляющие домами, владельцы объектов торговли, общественного питания
независимо от форм собственности, должностные лица учреждений, предприятий, организаций,
объединений должны:
Своевременно заключать договоры с исполнителем на удаление бытовых отходов;
Оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники;
Обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемым для сбора пищевых отходов,
уличного и дворового смета;
Принимать меры по обеспечению регулярной очистки, мойки, дератизации, дезинсекции и
дезинфекции мусоропроводов, мусороприемных камер, площадок сборников отходов, а
также иметь необходимый запас дезинфицирующих и моющих средств.
Учреждения по эксплуатации зданий, коменданты, председатели жилищно-строительных
кооперативов и управляющие домами:
62 | С т р а н и ц а
Проводить разъяснительную работу среди населения по соблюдению правил содержания
внутридворовых территорий;
Согласовывать с предприятиями, осуществляющими уборку, графики уборки
внутридворовых и придомовой территорий.
Органы местного самоуправления - Администрация муниципального образования - на
основании Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года организует сбор и вывоз бытовых
отходов и мусора в рамках следующих положений действующего законодательства:
Осуществление процесса сбора и вывоза отходов обеспечивает организация (управляющая
компания) по обслуживанию жилищного фонда (Постановление Госстроя России
№170 от
27.09.2003 года «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
Жилищным кодексом РФ установлены следующие обязанности органов местного
самоуправления касательно обслуживания жилищного фонда:
Способ управления многоквартирным домом выбирают собственники помещений данного
дома. Орган местного самоуправления проводит конкурс по отбору управляющей организации
(организации, обслуживающей жилищный фонд), если собственники жилья не выбрали способ
управления домом (Ст. 161). Также органы местного самоуправления обязаны создавать условия
для управления многоквартирными домами (Ст. 165); по обращению собственников жилья -
организует проведение проверок деятельности управляющей компании; информирует граждан (по
их запросам) о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг, о
нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в
данных сферах, о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований
объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, о лицах, осуществляющих эксплуатацию
указанных объектов, о производственных программах и об инвестиционных программах
организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, о
соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций, о состоянии
расчетов исполнителей коммунальных услуг
(лиц, осуществляющих предоставление
коммунальных услуг) с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов,
необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими
водоотведение, о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг.
Организация санитарного содержания территорий населенных мест осуществляется
органами местного самоуправления (согласно ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 14).
3.11.1. Плата за услуги в сфере обращения с отходами
С твёрдыми бытовыми отходами, образующимися в многоквартирных и жилых домах,
связано несколько видов работ (услуг):
Сбор ТБО.
Виды работ: установка и обслуживание контейнеров для отходов, либо организация других
вариантов сбора.
Цена услуги государством не регулируется, предельные индексы не устанавливаются.
Услуга относится к «содержанию и ремонту жилья» (основание — пп. «д» пункта 11 Правил
содержания общего имущества в МКД).
Вывоз ТБО.
Виды работ: перевозка отходов специальным транспортом до места утилизации или
захоронения. Возможно, включая погрузку и разгрузку отходов.
Цена услуги государством не регулируется, предельные индексы не устанавливаются.
Услуга относится к «содержанию и ремонту жилья» (основание — пп. «д» пункта 11 Правил
содержания общего имущества в МКД).
Утилизация или захоронение ТБО
Виды работ: захоронение отходов на полигоне или их переработка. Эта услуга является
регулируемой. Тариф на услугу устанавливается в соответствии с федеральным законом №210
«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Эта услуга,
63 | С т р а н и ц а
согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, НЕ называется и НЕ является
«коммунальной». Это услуга «организации коммунального комплекса».
По поводу её оплаты потребителями-гражданами есть разъяснение Минрегионразвития РФ
от 03.10.2008 г. №25080-СК/14:
«Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг,
оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе
платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях,
предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги. Услуга по сбору
и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к
понятию содержание жилого помещения. При согласии потребителя стоимость утилизации может
включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов»
Цена услуги утилизации или захоронения твердых бытовых отходов регулируется органами
регулирования субъектов федерации. На эту услугу в субъектах устанавливаются предельные
индексы, которые должны соблюдаться.
Услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО не являются коммунальными. Услуги по сбору
и вывозу ТБО относятся к услугам по содержанию и ремонту жилья. Статус услуги по утилизации
ТБО неоднозначен, хотя её стоимость повсеместно включается в тариф на содержание и ремонт
жилья.
3.11.2. Сбор и вывоз отходов в частном секторе
Действующее федеральное законодательство прямо не устанавливает обязанность
собственников индивидуальных жилых домов осуществлять и оплачивать вывоз бытовых отходов,
поэтому единственной возможностью организации данного процесса является принятие
соответствующих законодательных документов на местном уровне.
В местные
«Правила по санитарному содержанию территории поселения»
(Правила
благоустройства и т.п.) могут быть включены следующие пункты касательно сбора и вывоза
отходов из частного сектора:
Собственник отходов, если иное не предусмотрено соответствующим договором либо
Правилами, занимается их сбором, хранением, использованием, обезвреживанием,
транспортированием и размещением на специальных объектах либо утилизацией и
захоронением.
Собственник отходов может передать право собственности
(право на обращение с
отходами) другим лицам на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной
сделки об отчуждении отходов.
Вывоз ТБО и КГМ производится за счет средств владельцев частных (индивидуальных)
жилых домов, собственников помещений в многоквартирных жилых домах, собственников
или балансодержателей административных строений, объектов социальной сферы по
договору со специализированной организацией либо самостоятельно в случае
приобретения ими у организации, эксплуатирующей объект размещения отходов, талона
для самостоятельной утилизации отходов на санкционированном объекте размещения
отходов.
Ответственность за сбор и вывоз твердых бытовых и жидких отходов в установленные
места из индивидуальных жилых домов лежит на собственнике домовладения.
Ответственность за обустройство мест (площадок) для сбора отходов и их ремонт на
территориях застройки частными
(индивидуальными) жилыми домами возлагается на
местную администрацию.
64 | С т р а н и ц а

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/