Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования город Ирбит (2016 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования город Ирбит (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

Генеральная схема санитарной очистки территории муниципального образования город Ирбит (2016 год) - часть 9

 

 

Уборка грунтовых наносов
Уборка прибордюрной грязи (грунтовых наносов) в лотках является периоди-
ческой операцией, входящей в состав летнего содержания автодорог. Грунтовые
наносы в зависимости от причин, вызвавших их образование, подразделяются на
следующие группы:
межсезонные наносы, представляющие собой загрязнения и остатки техноло-
гических материалов, применяющихся при зимней уборке, которые накапливаются
в течение зимнего сезона и весной после таяния снега и располагаются полосой в
прилотковой части автодороги;
наносы, образующиеся после ливневых дождей, в летнее время года, когда
сильные дожди размывают газоны и другие поверхности открытого грунта и пере-
мещают часть грунта на дорожное покрытие;
наносы, возникающие на проезжей части улицы, с которой граничит строи-
тельная площадка, когда грунт колесами транспортных средств, обслуживающих
стройку, перемещается со строительной площадки на дорожное покрытие.
В весенний период производят очистку проезжей части от грязи, снежной или
ледяной корки, по мере ее таяния. Очистку прилотковой части производят после
освобождения дороги от снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется авто-
грейдером или бульдозером.
В случае высыхания, пред уборкой, грунтовые наносы должны быть увлаж-
нены поливомоечной машиной, что снизит их прочность и предотвратит пыление.
Грунт сдвигается в вал и затем с помощью погрузчика подается в кузов самосвала.
При выполнении этих работ автогрейдер и поливомоечная машина передвигаются
по направлению движения транспорта, погрузчик - против движения транспорта,
за погрузчиком задним ходом движется самосвал.
При уборке применяют универсальные и уборочные машины, а также специ-
альные уборочные машины. Надлежащее качество уборки после вывоза наносов
достигается ручной уборкой оставшихся загрязнений, подметанием механизмами, а
затем тщательной мойкой поверхности.
Мойка дорожных покрытий
Операцию мойки дорожного покрытия следует производить при положи-
тельной температуре. Мойку дорожных покрытий производят только на автомаги-
стралях, имеющих усовершенствованные дорожные покрытия (асфальтобетон, це-
ментобетон). Моют проезжую часть дорог в период наименьшей интенсивности
движения транспорта.
Мойка проезжей части улиц и лотков - основной способ уборки улиц в
дождливое время года. Мойка в дневное время допустима в исключительных слу-
чаях, непосредственно после дождя, когда загрязнение дорог резко увеличивается,
так как дождевая вода смывает грунт с газонов, площадок и т.д.
Улицы со средней и большой интенсивностью движения моют каждые сутки
ночью, а улицы с малой интенсивностью движения - через день в любое время су-
ток.
130
Мойка дорожного полотна
Автомагистрали, подлежащие мойке, должны иметь ливневую канализацию
или уклоны, обеспечивающие сток воды. Поперечный уклон дороги обычно со-
ставляет 1,5 - 2,5 % с уменьшением на середине проезда до нуля. Мойка автодоро-
ги должна завершаться промывкой лотков, в которых оседают тяжелые частицы
мусора (песок). Эту операцию выполняют с помощью специального насадка, кото-
рый устанавливается вместо переднего правого.
Мойка автодорог шириной до 12 м производится, как правило, одной маши-
ной - сначала промывается одна сторона проезжей части, затем - другая. При
большой ширине дороги целесообразно использовать несколько машин, которые
двигаются уступом с интервалом 10-20 м. Как правило, в мойке участвуют две ма-
шины, что связано с возможностью одновременной их заправки от одного стендера
(заправочной колонки).
25 м
Рис. 6.2. Схема мойки дорожных покрытий
Дорожные покрытия следует мыть так, чтобы загрязнения, скапливающиеся
в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых
насаждений или тротуар.
При отсутствии водоприемных колодцев проезжую часть дорог убирают
подметально-уборочные машины с той же периодичностью, что и при мойке.
Мойка лотков
Мойка лотков производится на улицах, имеющих дождевую канализацию,
хорошо спрофилированные лотки и уклоны (от 0,5 % и более), и выполняется по-
ливомоечными машинами, оборудованными специальными насадками. На улицах
с интенсивным движением смет перемещается потоком транспорта в сторону, и
уборка этих улиц заключается главным образом в очистке лотков, а мойка проез-
жей части в этом случае необходима лишь 1 раз в 2-3 суток.
В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Со-
бранные листья следует вывозить на специально отведенные участки либо на поля
компостирования. Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и
парках запрещается.
131
Полив дорожных покрытий
Улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучше-
нии микроклимата и снижении запыленности. Для чего на автомобильных дорогах
должна производиться поливка.
Улицы поливают только в наиболее жаркое время года при сухой погоде для
снижения запыленности воздуха и улучшения микроклимата. Хотя поливка и не
является уборочным процессом, тем не менее, она снижает запыленность воздуха
на улицах. Улицы поливают с интервалом 1- 1,5 часа в жаркое время дня (с 11 до
16 часов).
Для предотвращения запыленности при поливе могут быть использованы
связующие добавки.
Поливку производят в первую очередь на улицах, отличающихся повышен-
ной запыленностью. К таким улицам относятся улицы хотя и с усовершенствован-
ным или твердым дорожным покрытием, но недостаточным уровнем благоустрой-
ства (отсутствие зеленых насаждений, неплотность швов покрытия и т.д.). Асфаль-
тобетонные покрытия на улицах с интенсивным движением транспорта поливать
нецелесообразно ввиду смывания грязи с колес и крыльев автомобилей, в результа-
те чего после высыхания поверхности покрытия запыленность приземных слоев
воздуха увеличивается.
Автомагистрали шириной до 18 м поливают за один проход поливомоечной
машины, идущей по оси дороги (если это возможно по условиям дорожного дви-
жения). На более широких проездах полив производится за два или несколько про-
ходов одной машиной или группой машин, движущихся уступом с интервалом 20-
25 м. Количество воды, распределяемое по поверхности дороги, должно обеспечи-
вать равномерное смачивание всей поверхности, но не должно происходить стека-
ние воды, расход при поливе дорожного покрытия 0,2 - 0,25 л/м2.
Полив дорожных покрытий производят теми же машинами, что и мойку, но
насадки устанавливаются таким образом, чтобы струя воды из обоих насадок на-
правлялась вперед и несколько вверх, причем наивысшая точка струи находилась
бы на расстоянии 1,5 м от дорожного покрытия.
25 м
Рис. 6.3. Схема поливки дорожных покрытий
При мойке, поливке и подметании следует придерживаться норм расхода воды: на мойку
проезжей части дорожных покрытий требуется 0,9-1,2 л/м2; на мойку лотков - 1,6- 2 л/м2; на по-
ливку усовершенствованных покрытий - 0,2- 0,3 л/м2; на поливку булыжных покрытий - 0,4-
0,5 л/м2 (в зависимости от засоренности покрытий).
132
Технология содержания гравийных дорог и обеспыливание
Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его
геометрической формы, обеспечение требуемой прочности и устойчивости земля-
ного полотна, обочин и откосов, постоянное поддержание в рабочем состоянии во-
доотводных и водопропускных устройств. Особое внимание необходимо уделять
участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам
появления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного
орошения.
Основные задачи содержания земляного полотна по периодам года:
в весенний период - исключить переувлажнение грунтов земляного полотна
талыми и грунтовыми водами;
в летний период — выполнить работы по очистке и восстановлению дефектов
водоотводных устройств, обочин и откосов;
в осенний период — предупредить переувлажнение земляного полотна атмо-
сферными осадками, обеспечить минимальную влажность слагающих его грунтов.
Усовершенствованные покрытия очищают механическими щетками, поливо-
моечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой. При
большом скоплении грязи на покрытии (около переездов, съездов и т.д.) прибегают
к комбинированной очистке, т.е. механической щеткой и поливомоечной машиной.
Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов, устроенных без
применения органических вяжущих, осуществляют путем обработки их поверхно-
сти обеспыливающими материалами.
В настоящее время существует технология для усовершенствования (восста-
новления правильного профиля проезжей части) и обеспыливания гравийных и
грунтовых дорог с использованием химического реагента CC Road (кальция хло-
рид дорожный) производства Финляндии.
Благодаря применению данной технологии снижаются будущие затраты на
содержание и ремонт, улучшаются условия движения по гравийным дорогам.
Требования к летней уборке дорог (по отдельным элементам)
К качеству работ по летней уборке территорий могут быть предъявлены сле-
дующие требования:
Допустимый объем загрязнений, образующийся между циклами работы под-
метально-уборочных машин, не должен превышать 50 г на 1 м2 площади покрытий.
Общий объем таких загрязнений не должен превышать 50 г на 1м2 лотка.
Допускаются небольшие отдельные загрязнения песком и мелким мусором, кото-
рые могут появиться в промежутках между циклами уборки. Общий объем таких
загрязнений не должен превышать 15 г на 1 м2.
Проезжая часть должна быть полностью очищена от всякого вида загрязне-
ний и промыта. Осевые, резервные полосы, обозначенные линиями регулирования,
должны быть постоянно очищены от песка и различного мелкого мусора. Лотко-
вые зоны не должны иметь грунтово-песчаных наносов и загрязнений различным
мусором; допускаются небольшие загрязнения песчаными частицами и различным
133
мелким мусором, которые могут появиться в промежутках между проходами под-
метально-уборочных машин.
Тротуары и расположенные на них посадочные площадки остановок пассажир-
ского транспорта должны быть полностью очищены от грунтово-песчаных нано-
сов, различного мусора и промыты. Разделительные полосы, выполненные из же-
лезобетонных блоков, должны быть постоянно очищены от песка, грязи и мелкого
мусора по всей поверхности (верхняя полка, боковые стенки, нижние полки). Шу-
мозащитные стенки, металлические ограждения, дорожные знаки и указатели
должны быть промыты.
Уборка куч загрязнений
Кучи загрязнений, образующиеся при уборке полосы дороги у бортового
камня и укладываемые на прилотковой полосе, убирают путем отсасывания с по-
мощью всасывающего шланга подметально-уборочной машины, размещаемой на
прилотковой полосе за кучей по ходу движения транспортных средств, и затем вы-
возят на отведенные для этого места.
Уборка остановок пассажирского транспорта
Наибольшее распространение имеют остановки, расположенные непосредст-
венно на тротуаре. Загрязнения, возникающие при функционировании остановки,
скапливаются в основном на тротуаре и в прилотковой полосе. Уборка этих загряз-
нений осуществляется при уборке тротуара тротуароуборочными машинами и при
подметании прилотковой полосы подметально-уборочными машинами.
На магистральных дорогах при большой интенсивности движения пассажир-
ского транспорта используются крытые остановки, защищающие ожидающих пас-
сажиров от непогоды. На таких остановках подлежит уборка площадки дорожного
покрытия между навесом остановки и бортовым камнем, а также покрытие, распо-
ложенное под навесом, на котором зачастую устанавливаются скамейки.
Площадка перед крытыми остановками убирается тротуароуборочными ма-
шинами. Уборка покрытия под навесом производится всасывающим шлангом под-
метально-уборочной машины. При помощи всасывающего шланга убираются так-
же узкие, недоступные для тротуароуборочных машин площадки перед крытыми
остановками. В зависимости от расстояния до крытой площадки машина размеща-
ется в прилотковой полосе или непосредственно перед навесом на тротуаре.
Для выполнения этих операций всасывающий шланг оборудуется специаль-
ным щелевым насадком, обеспечивающим увеличение ширины убираемой полосы.
Насадком обрабатываются места скопления загрязнений, располагающиеся под
скамейками и в местах стыка покрытия со стенками навеса.
Уборка урн и приствольных решеток
Уборка урн, расположенных на остановках пассажирского транспорта, про-
изводится всасывающим шлангом без щелевого насадка путем опускания шланга в
сборник урны. Загрязнения, превышающие диаметр всасывающего шланга, поме-
щают в бункер машины через контрольный люк. Загрязнения, попадающие через
решетки на приствольный грунт деревьев, убираются также при помощи всасы-
вающего шланга подметально-уборочной машины. Всасывающий шланг без щеле-
вого насадка подводится к решетке так, чтобы обрез наконечника шланга плотно
134
прилегал непосредственно к ее верхней плоскости, и перемещается вручную по
всей поверхности решетки, отсасывая загрязнения, расположенные под решеткой.
Организация работ зимнего содержания территорий
Основной задачей зимней уборки дорожных покрытий является обеспечение
нормальной работы транспорта и движения пешеходов. Сложность организации
уборки связана с неравномерной загрузкой парка снегоуборочных машин, завися-
щей от интенсивности снегопадов, их продолжительности, количества выпавшего
снега, а также от температурных условий.
Зимнее содержание дорог:
изготовление, установка, устройство и ремонт постоянных снегозащитных
сооружений (заборов, панелей, навесов грунтовых валов и др.), уход за снегоза-
щитными сооружениями;
изготовление, установка (перестановка), разборка и восстановление вре-
менных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.);
создание снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной
полосе и их периодическое обновление;
патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, убор-
ка и разбрасывание снежных валов с обочин; профилирование и уплотнение
снежного покрова на проезжей части дорог низких категорий;
регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов,
площадок отдыха и т.д.;
очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны
сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных
строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных
сходов;
борьба с зимней скользкостью;
восстановление существующих и создание новых баз противогололедных
материалов, устройство подъездов к ним;
приготовление и хранение противогололедных материалов;
устройство и содержание верхнего слоя покрытия с антигололедными
свойствами;
устройство и содержание автоматических систем раннего обнаружения и
прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распреде-
ления антигололедных реагентов на мостах, путепроводах, развязках в разных
уровнях и т.д.;
борьба с наледями, устройство противоналедных сооружений, расчистка и
утепление русел около искусственных сооружений; ликвидация наледных обра-
зований.
Технология зимней уборки дорог основана на комплексном применении
средств механизации и химических веществ, что является наиболее эффективным и
рациональным в условиях интенсивного транспортного движения.
Перечень операции и машин, применяемых при зимней уборке, приводится в
таблице 6.4.
135
Таблица 6.4. Перечень операции и машин, применяемых при зимней уборке
Операция
Машина
Борьба со снежно-ледяными образованиями
Распределитель технологических
Распределение технологических материалов
материалов
Сгребание и сметание снега
Плужно-щеточный снегоочиститель
Скалыватель- рыхлитель, автогрей-
Скалывание уплотненного снега и льда
дер
Сгребание и сметание скола
Плужно-щеточный снегоочиститель
Удаление снега и скола
Перекидывание снега и скола на свободные площади
Роторный снегоочиститель
Сдвигание
Плуг-совок
Погрузка снега и скола в транспортные средства
Снегопогрузчик
Вывоз снега и скола
Самосвал
Территории зимой убирают в два этапа:
Расчистка проезжей части и проездов;
Удаление с проездов собранного в валы снега.
Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобиль-
ных дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов с учетом их транспортно-
эксплуатационных характеристик приведены в таблице 6.5.
Таблица 6.5. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для
автомобильных дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов с учетом их транспортно-
эксплуатационных характеристик
Группа дорог и улиц по их
Нормативный срок ликви-
транспортно-
дации зимней скользкости
эксплуатационным характе-
и окончания снегоочистки,
ристикам
час.
Группа А
4
Группа Б
5
Группа В
6
Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента
ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки с момента окон-
чания снегопада или метели до момента завершения работ.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть прове-
дены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках
для стоянки и остановки транспортных средств.
В населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует
осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания сне-
гопада или метели в сроки, приведенные в таблице 6.6.
136
Таблица 6.6. Время проведения уборки тротуаров в зависимости от интенсивности
движения пешеходов
Интенсивность движения
Время проведения работ,
пешеходов, чел/час
ч. не более
более 250
1
от 100 до 250
2
до 100
3
Требования к сооружениям свалок для снега
Так как стоимость вывоза снега резко возрастает при увеличении расстояния
до места складирования, необходимо иметь разветвленную сеть снежных свалок,
число которых должно быть экономически обоснованным.
Есть несколько вариантов организации свалок для снега:
1. Сухие снежные свалки должны удовлетворять таким основным требованиям:
участок должен иметь планировку с приданием уклонов к водостокам, лоткам,
канавам-кюветам, закрытым водостокам с водоприемными колодцами, которые
исключают возможность подтопления в период весеннего снеготаяния и кратко-
временных оттепелей; иметь подъезды с усовершенствованным покрытием;
устройство въездов и выездов на площадку свалки должно обеспечивать
нормальное маневрирование автомобилей-самосвалов;
быть освещенными для работы в ночное время;
иметь отапливаемое помещение для обслуживающего персонала.
2. Речные свалки, как правило, размещают на набережных рек вблизи сбросов теп-
лых вод от теплоэлектроцентралей либо других промышленных предприятий, что-
бы в районе сброса снега не образовался лед.
Снег в реки сбрасывают со специальных погрузочных эстакад постоянного
или временного (сборно-разборного) типа.
3. При устройстве речных свалок необходимо выполнять основные требования:
обеспечивать разбивку льда в течение всего периода ледостава в местах
сброса снега;
поддерживать полыньи в местах свалки;
иметь освещение свалки для производства работ в ночное время.
4. При разгрузке нескольких автомобилей расстояние между ними на месте вы-
грузки должно быть не менее 0,5 м.
Водители автомобилей при въезде на свалку обязаны выполнять указания мас-
теров, бригадиров и рабочих свалки. Въезжать на свалку следует на малой скоро-
сти. Нельзя допускать ударов колес автомобилей о предохранительное устройство
(брусья). Находиться пассажирам в кабине автомобиля при разгрузке снега катего-
рически запрещается. При подъезде к ограничительному брусу водитель обязан от-
крыть левую дверцу кабины.
5. Учет объема вывезенного снега ведет дежурный по свалке, который выдает та-
лоны водителям автотранспорта. По этим талонам предприятия по уборке произво-
дят расчет с организацией, выделяющей самосвалы для вывоза снега.
137
6. Для регистрации работы свалки и передачи смен необходимо иметь журнал
приема-сдачи дежурства по свалке. Принимающий смену обязан лично проверить
состояние креплений, всех узлов и оградительных устройств и результаты осмотра
занести в сменный журнал.
7. Свалка должна быть снабжена спасательным, оградительным и другим инвента-
рем в соответствии с табелем оснащенности. Передачу имеющегося на свалке ин-
вентаря производят по сменам под расписку в специальном журнале.
Возможен вариант использования снегоплавильных установок. Принцип ра-
боты установок для плавления снега:
Составной частью установки являются теплогенерирующий агрегат (газовая
или дизельная горелка), расположенный в отдельном корпусе; емкость для загруз-
ки снега; зона фильтрации и слива талой воды.
Поток горячих отработавших газов от теплогенерирующего агрегата направ-
ляется непосредственно по теплообменнику змеевидной формы, установленному
горизонтально относительно емкости для снега. Нагретый газ, двигаясь в турбу-
лентном потоке, создаваемом благодаря особенностям внутренней конструкции
теплообменника, нагревает стенки теплообменника, которые передают тепло воде
(снегу), находящемуся вокруг теплообменника.
Нагретые слои воды создают восходящий поток, который переносит теплую
воду и передает тепло загруженному снегу. Для повышения эффективности сме-
шивания потоков и соответственно передачи тепла от нагретых слоев в установке
использована система принудительной подачи талой нагретой воды (насосы и сис-
тема орошения).
Талая вода через переливное отверстие переливается в зону фильтрации, где
происходит частичная очистка воды от твердых примесей (песка, мелкого мусора).
Отвод талой воды осуществляется через сливную трубу в ливневую канализацию.
Осадок песка ложится на дно емкости плавления. После цикла работы емкость
очищается от осадка через герметичные люки, находящиеся на тыльной стороне
установки рядом со сливом.
На рисунке 6.4 представлена схема работы снегоплавильной установки.
Рис. 6.4. Схема работы снегоплавильной установки
138
Рис. 6.5. Ситуационный план расположения земельного участка под свалку снега
Таким образом, основные требования к организации работ плавления снега
составляют:
1) Электропитание 220 или 380 В.
2) Подключение к газовой магистрали для станций с газовыми горелками.
3) Обеспечение стока талой воды.
Мощность снегоплавильных установок может составлять от 2 куб. метров в
час и до 250 куб. метров снега в час.
Предлагается осуществлять вывоз снега на полигон ТБО.
Базы для приготовления и складирования технологических материалов
При организации баз для технологических материалов следует помнить, что
используются базы во время сильных снегопадов, поэтому они должны иметь
удобный подъезд.
Выбор площадки для устройства баз обусловливается наличием свободной
площади, условиями планировки и принятым способом доставки технологических
139
материалов (по железной дороге, автотранспортом, баржами), обеспечением мини-
мума холостых пробегов распределителей. Базы следует размещать на площадках,
где отсутствуют грунтовые воды.
Базы для приготовления и складирования технологических материалов
должны иметь асфальтированные площадки.
Для производства погрузочных работ на базе должна быть организована
круглосуточная работа машин и механизмов. Машины и механизмы, занятые на
работах по приготовлению технологических материалов, должны проходить еже-
дневное обслуживание, включающее внешний контроль, уборку, тщательную мой-
ку горячей и холодной водой и т.п.
Емкость баз по приготовлению и хранению противогололедных материалов
должна быть рассчитана с коэффициентом запала 1,2 - 1,3 от ежегодного заготов-
ляемого объема материалов.
Сгребание и подметание
Сгребание и подметание снега производится плужно-щеточным снегоочи-
стителем после обработки дорожных покрытий противогололедными материалами
одной машиной или колонной машин, в зависимости от ширины проезжей части
автодороги с интервалом движения 15-20 м. Ширина полосы, обрабатываемой од-
ной машиной (ширина захвата) при снегоуборке - 2,5 м. При обработке поверхно-
сти колонной машин, идущих
«уступом», ширина захвата одной машины сокра-
щается до 2 м.
Очистка части улиц до асфальта одними снегоочистителями может быть
обеспечена только при сравнительно малой интенсивности движения транспорта
(не более 100 маш./час), а также при снегопадах интенсивностью менее 0,5 мм/час
убирают без применения химических материалов путем сгребания и сметания сне-
га плужно-щеточными снегоочистителями.
Число снегоочистителей зависит от ширины улиц, т.е. для предотвращения
разбрасывания промежуточного вала и прикатывания его колесами проходящего
транспорта за один проезд должна быть убрана половина улицы.
На улицах с двусторонним движением первая машина делает проход по оси
проезда, следующие двигаются уступом с разрывом 20-25 м. Полоса, очищенная
идущей впереди машиной, должна быть перекрыта на 0,5-1,0 м (рисунок 6.5).
направление движения плужно-щеточных снегоочистителей
направление движения роторного снегоочистителя
Рис. 6.5. Схема расчистки проезжей части улиц колонной плужно-щеточных снегоочисти-
телей и складирование снега в лотке
140
Работы по сгребанию и подметанию снега следует выполнять в сжатые сроки
в течение директивного времени. В зависимости от интенсивности снегопада и ин-
тенсивности движения транспорта директивное время на сгребание и подметание
рекомендуется принимать следующим (таблица 6.7).
Таблица 6.7. Директивное время сгребания и подметания снега
Интенсивность движения,
Интенсивность снегопа-
машин/час
да, мм/ч
Директивное время, ч
Менее 120
Менее 30
2
Менее 120
Более 30
1,5
Более 120
Менее 30
3
Более 120
Более 30
1,5
Перекидка снега роторными очистителями
Перекидывание снега шнекороторными снегоочистителями применяют на
набережных рек, загородных и выездных магистралях, а также на расположенных
вдоль проездов свободных территориях.
Вал снега укладывают в прилотковой части дороги. Во всех случаях, где это
представляется возможным, для наилучшего использования ширины проезжей час-
ти, а также упрощения последующих уборочных работ вал снега располагают по
середине двустороннего проезда (рисунок 6.6).
направление движения плужно-щеточных снегоочистителей
направление движения роторного снегоочистителя
направление отбрасывания снега роторным снегоочистителем
Рис. 6.6. Схема расчистки проезжей части улиц колонной плужно-щеточных снегоочисти-
телей и перекидывание снега роторным снегоочистителем
При выполнении снегоочистительных работ особое внимание следует уде-
лять расчистке перекрестков и остановок транспорта. При расчистке перекрестков
машина движется перпендикулярно валу, а при расчистке остановок и подъездов -
сбоку, захватывая лишь его часть. Число проходов машины зависит от площади
поперечного сечения вала. Собранный снег сдвигается в расположенный рядом вал
или на свободные площади.
141
На насаждения и газоны разрешается перекидывать только свежевыпавший
снег. При перекидке снега на проездах с насаждениями должно быть исключено
повреждение деревьев и кустарников, при этом применяются дополнительные на-
садки и желоба с направляющими козырьками, отрегулированными для каждого
участка дорог. Это обеспечивает укладку перекидываемого снега на узкой полосе
между проезжей частью и насаждениями, или даже пересадку его через ряд кус-
тарников, обеспечивая их сохранность.
Таблица 6.8. Рекомендуемые сроки вывоза снега
Слой снега, см в сутки
I категория дорог
II категория дорог
III категория дорог
до 6
2-3 час
3-4 час
4-6 час
до 10
3-4 час
4-6 час
5-8 час
до 15
4-6 час
5-8 час
6-10 час
Удаление уплотненного снега и льда
Своевременное удаление снега и скола обеспечивает нормальную пропуск-
ную способность улиц и, кроме того, уменьшает возможность возникновения
снежно-ледяных образований при колебаниях температуры воздуха.
При большей интенсивности движения, как правило, нельзя предотвратить
образования уплотненного снега.
Состав работ по удалению уплотненного снега и льда:
Скалывание уплотненного снега и снежной корки в лотках.
Сгребание скола с очищенной полосы. Эта операция производится частично
при сгребании и подметании снега и скола. Однако, формирование валов требует
применения дополнительной техники - автогрейдеров и бульдозеров. Автогрейде-
ры должны быть снабжены специальным ножом гребенчатой формы, или скалыва-
телями - рыхлителями. Сгребание снега следует производить:
в прилотковую часть проезда;
на площади, свободные от застройки, зеленых насаждений и движения транс-
портных средств, до конца зимнего сезона;
на разделительную полосу;
можно ссыпать в люки обводненной дождевой или хозяйственно-фекальной
канализации.
Удаление снега и скола собранного в валы и кучи. В транспортные средства
снег грузят снегопогрузчиками или роторными снегоочистителями в следующем
порядке. Снегопогрузчик движется вдоль прилотковой части улицы в направлении,
противоположном движению транспорта. Находящийся под погрузкой самосвал
также движется задним ходом за погрузчиком. Движение самосвала задним ходом
и работа погрузчика создают повышенную опасность для пешеходов. В связи с
этим в процессе погрузки около снегопогрузчика должен находиться дежурный ра-
бочий, который руководит погрузкой и не допускает людей в зону работы машины.
Рабочие, обслуживающие снегопогрузчики, должны быть одеты в специальные
жилеты. При погрузке снега роторными снегоочистителями опасность работы по-
142
вышается, так как снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом в на-
правлении движения транспорта, сужая проезжую часть улицы. Роторный снего-
очиститель обслуживает один рабочий, ответственный за безопасность проведения
работ. После загрузки самосвал вливается в общий поток транспорта, не мешая
ему.
Снег и уличный смет, содержащие хлориды, должны вывозиться до начала
таяния. Снежно-ледяные образования, остающиеся после прохода снегопогрузчи-
ков, должны быть в кратчайшие сроки удалены с поверхности дорожного покрытия
с помощью скалывателей - рыхлителей или путем использования различных хими-
ческих материалов.
Формирование снежных валов НЕ допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорож-
ных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или по-
вышенным бордюром;
на площади зеленых насаждений;
на тротуарах.
Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами и специ-
альными реагентами для предотвращения уплотнения снега
Химические вещества при снегоочистке препятствуют уплотнению и прика-
тыванию свежевыпавшего снега, а при возникновении снежно-ледяных образова-
ний снижают силу смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия.
Специальные химические реагенты для предотвращения уплотнения снега ре-
комендуется применять:
При большей интенсивности движения, когда, как правило, нельзя предотвра-
тить образования уплотненного снега без применения химических материалов на
покрытиях дорог.
В особых эксплуатационных условиях (подъемы дорог, подъезды к мостам,
туннелям и т. п.), когда требуется повысить коэффициент сцепления колес транс-
портных средств с дорожным покрытием.
Для борьбы с гололедом применяют профилактический метод, а также метод
пассивного воздействия, способствующий повышению коэффициента сцепления
шин с дорогой, покрытой гололедной пленкой. Предпочтительно использовать
профилактический метод, но его применение возможно только при своевременном
получении сводок метеорологической службы о возникновении гололеда. После
получения сводки необходимо обработать дорожное покрытие химическими реа-
гентами. Чтобы реагенты не разносились колесами транспортных средств, их раз-
брасывают непосредственно перед возникновением гололеда. При такой обработке
ледяная пленка по поверхности дорожного покрытия не образуется, дорога делает-
ся лишь слегка влажной.
143
Для устранения гололеда дорожное покрытие обрабатывают противогололед-
ными препаратами.
Обработка дорожных покрытий при профилактическом методе борьбы с голо-
ледом: начинают с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т.е. улиц групп
Б и В, а заканчивают на улицах группы А. Такой порядок работы в наилучшей сте-
пени способствует сохранению реагентов на поверхности дороги.
Обработку дорог, покрытых гололедной пленкой, начинают с улиц группы А
категории, затем посыпают улицы групп Б и В. Параллельно необходимо прово-
дить внеочередные работы по выборочной посыпке подъемов, спусков, перекрест-
ков, подъездов к мостам и туннелям. Продолжительность обработки всех улиц
группы А не должна превышать одного часа. Для ускорения производства работ по
борьбе с гололедом следует обрабатывать дороги только в полосе движения, на ко-
торую приходится примерно 60...70% ширины проезжей части улицы.
Выбор реагента для борьбы с гололедом
При борьбе с гололедом или с образованием снежно-ледяных накатов широ-
ко применяют химические реагенты, водные растворы которых замерзают при низ-
ких температурах. Температурные условия определяют выбор материалов. Хлорид
натрия - бесцветное кристаллическое вещество хорошо растворяется в воде
(35,7 кг в 100 кг воды при 10 °С), плотность 2165 кг/м 3.
Хлорид натрия слеживается, поэтому Академией им. К.Д. Памфилова было
предложено добавить к нему до 10 % более гигроскопичного хлорида кальция,
присутствие которого резко снижает слеживаемость смеси. Эта смесь получила на-
звание неслеживающейся.
Хлорид калия, изредка используемый в качестве реагента, характеризуется
сравнительно высокой растворимостью (34,2 кг в 100 кг воды при 20 °С), имеет эв-
тектическую температуру всего -10,6 °С при концентрации 24,5 кг в 100 кг воды.
Эта эвтектическая температура недостаточна для обеспечения быстрого и полного
плавления снежно-ледяных образований.
Нитрат кальция, входящий в состав ингибитора (замедлителя) коррозии ста-
ли — нитрит нитрата кальция (ННК), - имеет эвтектическую температуру -29 °С
при концентрации нитрата кальция 77 кг в 100 кг воды, плотность 1820 кг/м3. Нит-
рат кальция гигроскопичен. Используется не только в составе ННК для ингибиро-
вания, но и в составе комплексного соединения с мочевиной (НКМ) в соотношении
1:4 по молекулярной массе для борьбы со снежно-ледяными образованиями на аэ-
родромах. Эвтектическая температура НКМ - 28 °С. Он не гигроскопичен и не
слеживается.
Нитрит кальция - основной ингибитор коррозии в составе нитрит нитрата
кальция - имеет эвтектическую температуру -20 °С при концентрации 52 кг в
100 кг воды. При его введении в хлорид кальция при концентрации ННК до 10%
получающийся реагент - нитрит-нитрат-хлорид кальция (ННХК), который удается
чешуировать и выпускать в виде неслеживающегося продукта.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ в зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий по-
варенной солью (NaCl).
144
Рекомендуется использование гранулированного хлорида кальция. Предна-
значен для обработки дорог и улиц, пешеходных зон и тротуаров в любом диапазо-
не температур до -30°С. Раствор хлористого кальция имеет самую низкую темпе-
ратуру замерзания - 51°С при концентрации 29,5 %, тогда как хлористый натрий -
при - 21,1°С (концентрация 23,3 %), хлористый магний при - -33,5°С (концентра-
ция 21,0 %).
Реагенты, содержащие хлористый кальций, при растворении выделяют тепло.
Плавление льда хлористым кальцием это экзотермическая реакция. Большинство
других реагентов выбирают тепло из окружающей атмосферы во время плавления
льда. Это эндотермическая реакция. В практических условиях, если температура
опускается гораздо ниже температуры замерзания, скорость поглощения тепла из
льда и снега замедляется до такого момента, когда эндотермические противоголо-
ледные реагенты с трудом могут создавать рассол. Когда нет рассола - нет эффекта
от реагента. Поэтому хлористый натрий работает только до -6-8°С.
При определении нормы распределения расчет ведут на сухое вещество. Рас-
твор можно распределять по дорожному покрытию с помощью специально обору-
дованных поливомоечных машин.
Хлористый кальций может применяться в виде раствора для профилактики
обледенения и в сухом виде для борьбы с гололедом, льдом и снегом. Процесс
плавления происходит с высокой скоростью.
*ППС - пескосоляная смесь.
**ПГС - песчано-гравийная смесь.
Рис. 6.7. Классификация противогололедных материалов
Таблица 6.9. Расход реагента в интервале температур для предотвращения образова-
ния гололеда
Температура, °С
До -4
До -8
До -12
До -16
До -20
Хлористый каль-
15
35
45
55
65
ций, грамм/м2
145

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/