ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 8

 

 

114 

 

тканевыми  фильтрами  с  устройствами  для  их  периодической  регенерации  встряхиванием, 
вибрацией,  обратной  продувкой  и  др.  При  струйно-вакуумной  системе  транспортирования 
через фильтр в атмосферу выбрасывается не более 20-25% воздуха, остальная его часть без 
очистки от пыли подается в сдувающие сопла, частично замыкая систему циркуляции воздуха. 

Способы разгрузки подметально-уборочных машин бывают: 

–  гравитационный, когда смет высыпается из бункера под действием собственного веса при 
открытии люка или задвижек; 
–  самосвальный – поворотом бункера или контейнера; 
–  принудительный  –  эжектированием  вбок  или  назад  с  помощью  подвижной  стенки  - 
выталкивателя с механическим или гидравлическим приводом. 

При  небольшой  вместимости  бункера  (до  2-3  м

3

)  целесообразна  разгрузка  смета 

непосредственно  на  обслуживаемом  участке.  Поэтому  некоторые  машины  оборудуют 
сменными стандартными контейнерами, а также механизмами выгрузки смета в контейнеры 
или приемный бункер мусоровоза. В качестве дополнительного оборудования подметально-
уборочных машин используют выносной вакуумный подборщик для уборки опавших листьев 
и загрязнений из труднодоступных мест, электромагнитный брус для подбора металлического 
мусора на шоссейных дорогах и аэродромах и др. 

По  способу  обеспыливания  воздушной  среды  при  подметании  различают  влажное 

обеспыливание путем мелкодисперсного разбрызгивания воды под давлением 0,2 - 0,3 МПа 
через  форсунки  перед  подметальными  щетками  и  пневматическое  обеспыливание, 
совмещенное  с  вакуумной  системой  транспортирования  смета.  Норма  расхода  воды  при 
влажном обеспыливании 0,02 - 0,025 кг на 1 м

2

 поверхности дороги; при увеличении расхода 

происходит прилипание смета к щетке и дорожному покрытию и резкое снижение качества 
подметания. Перспективным является термовлажное обеспыливание подачей водяного пара в 
зоны интенсивного пылеобразования. 

В  качестве  базовых  машин  для  монтажа  подметально-уборочного  оборудования 

применяют маневренные автомобили малой и средней грузоподъемности, самоходные шасси, 
колесные тракторы и одноосные или двухосные прицепы. 

 

Классификация поливомоечных машин 

Поливочно-моечные  машины  предназначены  для  поливки  и  мойки  дорожных 

покрытий,  поливки  зеленых  насаждений,  тушения  пожаров,  подвоза  воды  и  других 
специальных  видов  работ.  В  зимнее  время  поливочно-моечные  машины  используют  в 
качестве базовых машин для навески плужно-щеточного оборудования снегоочистителей. 

По  назначению  поливочно-моечные  машины  разделяют  на  специализированные 

поливочные  и  моечные,  и  наиболее  распространенные  универсальные  поливочно-моечные. 
Поливочно-моечные  машины  базируются  на  автомобильных  шасси,  а  также  на  грузовых 
полуприцепах и прицепах. По типу насосной установки поливочно-моечные машины можно 
разделить на машины с низким (до 1,0 МПа) и с высоким давлением воды (более 1,0 МПа). 
Повышенное  давление  воды  при  мойке  дорожных  покрытий  позволяет  уменьшить  расход 
воды на единицу площади покрытия вследствие более высокой кинетической энергии водяных 
струй,  однако  требует  дополнительных  конструктивных  мер,  предупреждающих 
преждевременное дробление этих струй и их аэродинамическое торможение. 

Поливочно-моечные  машины  оборудованы  сменными  рабочими  органами  в  виде 

щелевых  поливочных  и  моечных  насадок.  Поливочные  насадки  обычно  устанавливают 
симметрично относительно продольной оси машины, повернутыми вверх под углом 15-20° и 
более к горизонту и разворачивают в стороны на угол 10°. 

Моечные  насадки  обычно  устанавливают  повернутыми  вниз  под  углом  10-12°  к 

горизонту и несимметрично повернутыми вправо относительно продольной оси машины для 

115 

 

перемещения смываемых загрязнений с проезжей части дороги в сторону дорожного лотка, 
откуда  загрязнения  удаляются  с  помощью  подметально-уборочных  машин.  Поливочно-
моечные  машины  снабжают  двумя  передними  или  двумя  передними  и  одним  боковым 
моечными  насадками;  последний  вариант  позволяет  значительно  увеличить  ширину  мойки 
дорожного покрытия. 

Кроме того,  к основным видам рабочих органов относится водяная моечная рампа в 

виде горизонтальной трубы с форсунками, установленной под углом в плане, равным 70-80°, 
к  продольной  оси  машины.  Угол  установки  форсунок  водяной  рампы  относительно 
горизонтального дорожного покрытия существенно больше, чем у моечных насадок, а длина 
моющих секторов меньше, что обеспечивает более высокую скорость водяных струй на линии 
встречи с дорожным покрытием и соответственно меньший расход воды на единицу площади 
дорожного  покрытия.  Главный  недостаток  водяной  рампы  заключается  в  том,  что  ширина 
мойки  обычно  не  превышает  габаритной  ширины  машины,  тогда  как  при  использовании 
моечных  на-садков  ширина  мойки  в  1,5-2,5  раза  больше  габаритной  ширины  машины  и 
достигает 6-8 м. 

В последнее время на поливочно-моечных машинах применяют принципиально новый 

вид  рабочего  органа  -  водяное  сопло  для  мойки  дорожных  лотков.  Такое  сопло  позволяет 
создать при движении машины вдоль лотка перемещающийся водяной вал. Накапливающийся 
избыток воды с мусором периодически уходит в сточные колодцы ливневой канализации. 

Дополнительное  оборудование  поливочно-моечных  машин  включает  передний 

косоустановленный  отвал  снегоочистителя,  цилиндрическую  подметальную  щетку  со 
стальным  или  синтетическим  ворсом.  Некоторые  зарубежные  модели  поливочно-моечных 
машин  оборудованы  водосгонным  косоустановленным  ножом,  что  улучшает  качество 
очистки сильно загрязненных поверхностей и позволяет уменьшить удельный расход воды. 
Дополнительным также является оборудование для поливки зеленых насаждений и тушения 
пожаров. Рабочее оборудование поливочно-моечной машины содержит сварную цистерну с 
верхней  горловиной  и  нижним  центральным  клапаном  с  механическим,  гидравлическим  и 
электрогидравлическим  управлением  из  кабины  водителя  для  перекрытия  подачи  воды  к 
насосу. Центральный клапан оборудован сетчатым фильтром. Центробежный водяной насос с 
приводом  от  коробки  отбора  мощности  устанавливают  на  раме  автомобиля.  Сечение 
трубопроводов должно обеспечивать скорость воды не менее 0,2 - 0,3 м/с при минимальных 
местных сопротивлениях. Поливочные и моечные насадки имеют  шарнирное или конусное 
крепление  для  установки  под  необходимыми  углами  во  взаимно  перпендикулярных 
плоскостях. 

 

Расчет необходимого количества уборочных машин и механизмов на первую очередь 

(2022 г) и расчетный срок (2037 г) для механизированной уборки территорий 

Летние уборочные работы 

Расчет потребности в подметально-уборочных машинах для уборки дорог 

Расчет  потребности  в  подметально-уборочных  машинах  велся  для  4  видов  машин 

ПУМ-99  (ПУМ  473847),  КО-326  (ОАО  Мценский  «Коммаш»),  НПК  «Коммаш»  КМ  23001, 
ВПМД-01  (ОАО  «Дормаш»).  Три  последние  марки  машин  характеризуются  вакуумной 
загрузкой смета. 

Время работы на одной заправке водой: 

T

Р1зв

  =   V

в

 /(g  ×  U  ×  B) 

Где: 
V

в

 – емкость бака для воды, л; 

g – расход воды для увлажнения смета в зоне работы щеток, л/м². 
U – рабочая скорость движения машины, км/ч; 

116 

 

В – ширина подметания, м; 

Таблица 7.9. Характеристики спецтехники. 

Характеристика 

ПУМ-99 

(ПУМ 

473847) 

КО-326 (АО 

Мценский 

«Коммаш») 

«Коммаш» 

КМ 23001 

ВПМД-01 (АО 

«Дормаш») 

Емкость бака воды, Vв (л) 

900 

1200 

1500 

1800 

Расход  воды  для  увлажнения  смета  в  зоне 
работы щеток, g - л/м² 

0,05 

0,05 

0,05 

0,05 

Рабочая  скорость  движения  машины,  U  - 
км/ч; 

7,8 

10 

Ширина подметания, В м; 

2,9 

2,5 

2,3 

3,2 

Время работы на 1 заправке водой T

Р1зв

, час 

0,8 

1,2 

1,86 

1,13 

 
Время работы до заполнения бункера сметом: 

𝑡

См

  = М

См

/ (𝑄  ×  𝐵  ×  𝑈  ×  Кп) 

Где: 
МСм – масса загружаемого смета, кг/м³; 
Q – уровень засоренности покрытия, принимается 100 г/м²; 
В – ширина подметания, м; 
U – рабочая скорость движения машины, км/ч; 
Кп – коэффициент качества уборки. 

Данные расчета представлены в табл. 6.10. 

Таблица 7.10. Характеристики спецтехники 

Характеристика 

ПУМ-99 

(ПУМ 

473847) 

КО-326 (АО 

Мценский 

«Коммаш») 

«Коммаш» 

КМ 23001 

ВПМД-01 (АО 

«Дормаш») 

Масса загружаемого смета, кг 

3000 

5300 

4500 

7000 

Рабочая  скорость  движения  машины,  U  - 
км/ч; 

7,8 

10 

Ширина подметания, В м; 

2,9 

2,5 

2,3 

3,2 

Коэффициент качества уборки, Кп 

0,8 

0,95 

0,95 

0,95 

Время  работы  до  заполнения  бункера 
сметом, t

См

, час 

1,66 

2,79 

2,94 

2,3 

Расчетное число заправок водой на загрузку 
бункера со сметом, m 

2,06 

2,32 

1,55 

2,04 

 
Время,  затрачиваемое  на  поездку  к  месту  заправки  бункера  и  заполнение  бункера 

водой: 

Т

Зв

=   𝑡

в

 +  2 × 𝑙

В

/𝑉 

где 
Т

Зв 

– время затрачиваемое на поездку к месту заправки бункера и заполнение бункера водой; 

t

в

 - время заправки бака водой, ч; 

l

В

 - среднее расстояние до пункта заправки водой, принимается равным - 10 км; 

V - транспортная скорость движения машины, принимается одинаковой для всех видов машин 
- 40 км/ч. 

Расчетные данные представлены в табл. 6.11 

Таблица 7.11. Время на поездку к месту заправки бункера и заполнение бункера водой. 

Характеристика 

ПУМ-99 

(ПУМ 

473847) 

КО-326 (АО 

Мценский 

«Коммаш») 

«Коммаш» 

КМ 23001 

ВПМД-01 (АО 

«Дормаш») 

Время заправки водой t

в

, час 

0,15 

0,2 

0,25 

0,3 

Среднее  расстояние  до  пункта  заправки 
водой, l

В

, км 

Транспортная скорость движения машины, 
V, км/час 

40 

40 

40 

40 

117 

 

Время,  затрачиваемое  на  поездку  к  месту 
заправки  бункера  и  заполнение  бункера 
водой, Т

Зв

, час 

0,4 

0,45 

0,5 

0,55 

 
Время, затрачиваемое на поездку к месту разгрузки бункера со сметом: 

𝑇

См

=   𝑡

См

 +  2 × 𝑙

См

/𝑉 

где 
T

См

  –  время,  затрачиваемое  на  поездку  к  месту  разгрузки  бункера  со  сметом  и  разгрузку 

бункера со сметом; 
t

См

 – время разгрузки смета, ч; 

l

См

 – среднее расстояние до пункта разгрузки смета, км; 

V – транспортная скорость движения машины, км/ч. 

Таблица 7.12. Время, затрачиваемое на поездку к месту разгрузки бункера со сметом. 

Характеристика 

ПУМ-99 

(ПУМ 

473847) 

КО-326 (АО 

Мценский 

«Коммаш») 

«Коммаш» 

КМ 23001 

ВПМД-01 (АО 

«Дормаш») 

Время разгрузки смета t

см

, час 

0,05 

0,1 

0,15 

0,2 

Среднее  расстояние  до  места  разгрузки 
смета, l

См

, км 

Транспортная скорость движения машины, 
V, км/час 

40 

40 

40 

40 

Время,  затрачиваемое  на  поездку  к  месту 
разгрузки и разгрузку смета, Т

См

, час 

0,2 

0,25 

0,3 

0,35 

 
Чистое время уборки: 

Т

уб

= 𝑚 × 𝑛 × 𝑇

𝑃1Зв

=

𝑇 × 𝑇

𝑃1Зв

× 𝑚

𝑚 × (𝑇

𝑃1Зв

+ 𝑇

Зв

) + 𝑇

См

 

где  
Т

уб 

– чистое время уборки, 

Т – чистое время работы при полуторосменном режиме – 11,5 ч; 
n – число полных циклов работы; 
m – число расчетное заправок водой на загрузку бункера со сметом. 

 
Чистое  время  уборки  при  организации  пунктов  разгрузки  смета  в  местах  заправки 

водой: 

Т

уб

= 𝑚 × 𝑛 × 𝑇

𝑃1Зв

=

𝑇 × 𝑇

𝑃1Зв

× 𝑚

𝑚 × (𝑇

𝑃1Зв

+ 𝑇

Зв

) + 𝑇

См

 

Эксплуатационная производительность подметально-уборочной машины определяется 

при полуторасменном режиме работы: 

П

Эксп

=   Т

Уборки

× В × U  

где 
Т

Уборки

 – чистое время уборки, 

В - ширина подметания, м; 
U - рабочая скорость движения машины, км/ч. 

Необходимое количество подметально-уборочных машин определяется по формуле: 

𝑁  =  𝑆/П

Эксп

× 𝐾

Вых

×  𝑟 

где 
S – убираемая площадь, м²; 
K

Вых

 – коэффициент выхода машин на линию; K

Вых

 = 0,9 

П

Эксп

 – эксплуатационная производительность 1 машины, 

118 

 

r – количество рабочих дней необходимых для уборки всей территории (принимается равным 
2) 

При организации перегрузки смета в пунктах заправки водой (табл. 6.13): 

Таблица 7.13. Характеристики специтехники. 

Характеристика 

ПУМ-99 

(ПУМ 

473847) 

КО-326 (АО 

Мценский 

«Коммаш») 

«Коммаш» 

КМ 23001 

ВПМД-01 (АО 

«Дормаш») 

Чистое  время  уборки  Т

уб

,  час  (полут.  раб. 

день) 

7,08 

7,85 

8,38 

7,01 

Чистое время уборки Т

уб

, час (односм.  раб. 

день) 

4,92 

5,46 

5,83 

4,87 

Эксплуатационная 

производительность, 

П

Эксп

, м²/сут, (полут. раб. день) 

160112 

157018 

134929 

224200 

Эксплуатационная 

производительность, 

П

Эксп

, м²/сут, (односм. раб. день) 

111382 

109230 

93864 

155965 

 
Ввиду наибольшей производительности машины ВПМД-01 (ОАО  «Дормаш») расчет 

необходимого количества машин производился для спецтехники указанной марки. 

Основные достоинства автомобиля ВПМД-01: 

–  Прочная  конструкция  и  высококачественные  материалы  гарантируют  длительный  срок 
службы, а также обеспечивают максимальную экономичность и функциональность машины 
–  Самая современная технология двигателей 
–  Высокая всасывающая способность 
–  Удобство обслуживания и технического ухода 
–  Высокая экономичность. 

 

Рисунок 7.7. Вакуумная подметально-уборочная машина ВПМД-01. 

Таблица 7.14. Необходимое количество подметально-уборочных машин для уборки проезжей части в Атнинском 
муниципальном районе. 

Существующее 

положение

На первую 

очередь

На расчетный 

срок

Существующее 

положение

На первую 

очередь

На расчетный 

срок

342300

373800

392000

0,8

0,9

1

Площадь механизированной уборки, кв.м.

Потребное количество машин ВПМД-01, шт.

 

Принимаем N = 1 машина марки ВПМД-01 при прогнозируемых объемах уборки, на 

первую очередь и на расчетный срок. 

 

Расчет количества машин для мойки дорожных покрытий. 

Эксплуатационная  производительность  поливомоечных  машин  при  мойке  проезжей 

части: 

П

п

= 𝑈  × 𝑇  ×  [(𝑙 − 𝑡

3

 /(𝑡

м

 + 𝑡

3

)] 

где 
U – рабочая скорость движения, км/ч; 
Т – чистое время работы на линии, ч; 
t

м

 – время мойки (поливки) при одной заправке цистерны водой, ч; 

119 

 

t

3

 – время на заправку цистерны водой, ч; 

Время, затрачиваемое на мойку(поливку) при одной заправке цистерны: 

t

м

=   V

ц

/(1000  ×  g  ×  U  ×  В)  

Для МКДС 4705 установим численные выражения величин, входящих в формулу: 
V

цМКДС4705

 = 10800 л; 

В

мойки

 = 8,5 м; 

В

полив

 = 20 м; 

g

м

 = 0,8 л/м² 

g

п

 = 0,2 л/м² 

U

М

 = 10 км/ч; 

U

П

 = 20 км/ч; 

Время, затрачиваемое на мойку (поливку) при одной заправке цистерны (при средней 

ширине обрабатываемой полосы 8,5м): 

t

М МКДС 4705

 = 10800/(1000 × 0,8 × 10 × 8,5) = 0,16 ч 

t

П МКДС 4705

 = 10800/(1000 × 0,2 × 20 × 20) = 0,135 ч 

Время, на заполнение цистерны водой t

м

= 0,3 ч; время на заправку цистерны водой: 

t

= t

м

+ 2L

в

/V 

t

3

= 0,3 + 2 × 5 / 40 = 0,55 ч 

Производительность при мойке при 1,5-сменном режиме: 
П

М МКДС 4705

 = 10×10,8× [1-0,55 / (0,55 + 0,1)] = 16,61 км/смену; 

Производительность при поливке: 
П

П МКДС 4705

 = 20×10,8 × [1-0,55 / (0,55 + 0,08)] = 27,43 км/смену 

 

Рисунок 7.8. Комбинированная машина МКДС-4705. 

 
Машина  комбинированная  дорожная  МКДС-4705  с  крюковым  механизмом 

«Мультилифт» предназначена:  

в  зимний  период  –  для  распределения  по  поверхности  дороги  технологических 

материалов:  как  химических  антигололедных  реагентов  (технической  соли,  пескосоляной 
смеси),  так  и  фрикционных  материалов  (песка,  гранитной  крошки),  а  также  для  уборки  с 
поверхности  дорог  свежевыпавшего  или  обработанного  технологическими  материалами 
снега;  

в остальное время года — для мойки водой дорожных покрытий с помощью плоских 

веерообразных струй, для мойки дорожных знаков и элементов обустройства дороги, а также 
для полива зеленых насаждений и тушения пожаров;  

в любое время года – для перевозки насыпных грузов и разравнивания гравия и щебня 

при профилировании дорог.  

Варианты  комплектации:  зимний  вариант-1  (пескоразбрасыватель,  передний 

скоростной  отвал,  средняя  щетка,  боковой  отвал);  зимний  вариант-2  (пескоразбрасыватель, 
скоростной  отвал,  средний  отвал,  боковой  отвал);  летний  вариант-1  (цистерна,  передняя 

120 

 

щетка,  средняя  щетка);  летний  вариант-2  (цистерна,  щетка  для  мойки  ограждений,  средняя 
щетка).  

1. Распределительное оборудование. Состоит из кузова пескоразбрасывателя, емкостей 

для  раствора,  пластинчатого  конвейера  с  дозированной  подачей  материалов  на 
разбрасывающий  диск.  Разбрасывающий  диск  выполнен  из  нержавеющей  стали.  В 
транспортном положении диск может быть поднят вверх при помощи гидроцилиндра.  

2. Поливомоечное оборудование с металлической цистерной с внутренним и наружным 

антикоррозионным  покрытием.  Состоит  из  распределительной  гребенки  с  горизонтально 
расположенными соплами. Поворот и подъем опускание гребенки осуществляются из кабины 
водителя.  Гребенка  содержит  боковые  сопла  и  вертикальные  штанги  с  соплами  для  мойки 
вертикальных  поверхностей.  Центробежный  многоступенчатый  водяной  насос  с 
гидравлическим приводом подает воду из цистерны под давлением до 25 атм. к одному или 
одновременно к нескольким элементам поливомоечного оборудования.  

3.  Поливомоечное  оборудование  с  пластиковой  цистерной.  Состоит  из  сообщенных 

друг с другом трубопроводами пластиковых секций объемом 1,8 м

3

 каждая. Установка шести 

секций  обеспечивает  увеличение  полезного  объема  цистерны  на  1  м

3

  при  снижении  массы 

конструкции. 

Количество эксплуатируемых поливомоечных машин для обеспечения операции мойки 

и поливки дорог 

N = Р/(П

М 

× Кис×r) 

где 
N - необходимое количество машин; 
ПМ – производительность машин, км/смену; 
Р – протяженность дорог сельского поселения, подлежащих мойке, км; 
Кис – коэффициент выхода машин на линию, принимаем 0,9. 
r – количество рабочих дней необходимых для уборки всей территории (принимается равным 
4) 

Таблица 7.15. Необходимое количество поливомоечных машин для уборки проезжей части. 

Существующее 

положение

На первую 

очередь

На расчетный 

срок

Существующее 

положение

На первую 

очередь

На расчетный 

срок

48,9

53,3

56,2

0,8

0,9

0,9

Протяженность дорог муниципального 

образования, подлежащих мойке, км

Потребное количество машин МКДС 4107, шт.

 

Учитывая,  что  операция  поливки  является  гигиенической  и  выполняемой 

эпизодически,  только  в  наиболее  жаркое  время  года  и  в  наиболее  жаркие  часы  дня  – 
количество регламентируется лишь операцией мойки. 

Таким образом, для обеспечения мойки улиц необходимо не более 1 поливомоечной 

машины типа МКДС 4705 на шасси КАМАЗ 65115 

 

Зимние уборочные работы 

В  сельском  поселении  зимний  период  работ  имеет  продолжительность  5  месяцев: 

ноябрь декабрь, январь, февраль, март.  В зимний период работы по текущему  содержанию 
дорог  и  улиц  включают  следующие  виды:  обработка  проезжей  части  противогололедными 
материалами  (песчано-гравийная  смесь);  подметание  снега  и  снегоочистка;  формирование 
снежных валов; выполнение разрывов в валах снега; уборка дворовых территорий, тротуаров, 
пешеходных  дорожек,  площадок  на  остановках  пассажирского  транспорта;  вывоз  снега  на 
снегосвалку; уборку обочин на дорогах; уборку тротуаров и лестничных сходов на мостовых 
сооружениях. 

121 

 

Работы по зимней уборке улиц и дорог делятся на три группы: снегоочистка, удаление 

снега и скола, ликвидация гололеда и борьба со скользкостью дорог. 

Снегоочистку улиц и дорог выполняют механическим способом. 
При  интенсивности  движения  транспорта  не  более  100-120  авт/ч,  а  также  при 

снегопадах, интенсивность которых меньше 5 мм/ч (по  высоте  слоя неуплотненного снега) 
снегоочистку выполняют одними только плужно-щеточными очистителями без применения 
химических  реагентов.  В  зависимости  от  интенсивности  движения  и  температуры  воздуха, 
очистку  проезжей  части  снегоочистителями  начинают  выполнять  не  позднее  0,5-1  ч  после 
начала  снегопада  и  повторяют  через  каждые  1,5-2  ч  по  мере  накопления  снега.  После 
окончания снегопада производится завершающее сгребание и подметание снега. 

При  интенсивности  движения  более  100-120  авт/ч  снегоочистка  проезжей  части 

механическим  способом  затруднена  и  неэффективна,  т.к.  происходит  уплотнение  снега 
колесами автомобилей и образование снежно-ледяного наката. 

При  механическом  способе  снегоочистки  и  размещении  снежного  вала  на  проезжей 

части  необходимо  учитывать  условия  движения  транспорта.  Наиболее  предпочтительным 
является  вариант,  когда  снежный  вал  размещается  посредине  проезжей  части.  Если 
производить регулярный вывоз снега с улиц по мере его накопления, то размещение снежного 
вала  посредине  проезжей  части  можно  производить  при  любой  интенсивности  и 
продолжительности снегопада. 

На  перекрестках  и  пешеходных  переходах  снежный  вал  необходимо  расчищать  на 

ширину  2-5  м,  в  зависимости  от  интенсивности  пешеходного  движения.  На  остановках 
общественного  транспорта  снежный  вал  необходимо  расчищать  на  всю  длину  посадочной 
площадки, независимо от его высоты, из расчета одновременной остановки возле нее не менее 
двух единиц подвижного состава. 

После окончания снегопада производится завершающее сгребание и подметание снега 

плужно-щеточными снегоочистителями и формирование снежных валов под погрузку. При 
этом,  до  начала  формирования  снежных  валов  должны  быть  закончены  работы  по  очистке 
примыкающих к проезжей части тротуаров, снег с которых перемещают в лоток. 

На  улицах  и  дорогах  с  незначительным  движением  транспорта  снег  можно 

складировать на проезжей части и не вывозить до конца зимнего сезона, если валы не создают 
затруднений в движении. 

Вывоз  снега  в  комплексе  работ  по  зимней  уборке  улиц  является  трудоемкой  и 

дорогостоящей операцией. На улицах с интенсивным движением транспорта погрузку снега в 
самосвалы  целесообразно  выполнять  лаповыми  снегопогрузчиками  с  продольным 
расположением  самосвалов,  так  как  при  этом  –  самосвалы,  поступающие  под  погрузку, 
двигаются  вслед  за  погрузчиком  по  освобожденной  от  снежного  вала  полосе  и  не  создают 
помех в движении проходящего транспорта. 

Для  ликвидации  тонких  гололедных  пленок  на  дорожном  покрытии  лучше  всего 

использовать мелкозернистые соли, чешуированный хлористый кальций и жидкие хлориды, 
позволяющие быстро устранять обледенение проезжей части. 

Следует  отметить,  что  снижение  скользкости  обледененного  дорожного  покрытия 

путем  обработки  его  чистыми  фрикционными  материалами  не  дает  желаемых  результатов. 
Так, при посыпке песка по обледененному покрытию коэффициент сцепления не превышает 
0,15,  а  при  интенсивном  движении  транспорта  практически  полностью  сдувается  в  лоток 
проезжей части через 20-30 мин. 

Снегоочистку  тротуаров  и  внутриквартальных  проездов  выполняют  механическим 

способом  и  вручную  без  применения  химических  реагентов.  Снег  с  покрытия  должен 
сдвигаться в  сторону,  к местам наиболее  удобным для  его постоянного складирования или 
формирования в валы с последующей погрузкой в самосвалы и вывозом на свалку. Сгребание 

122 

 

снега с тротуаров производится на проезжую часть улицы или внутриквартального проезда, 
если между ними нет ограждений или разделительной полосы с зелеными насаждениями. В 
случаях, когда снег с тротуаров невозможно сгребать в лоток проезжей части, снежную массу 
перемещают  в  сторону,  удаленную  от  проезжей  части,  и  складируют  на  газоне.  Сгребание 
снега с внутриквартальных проездов необходимо производить к удаленному от дома бордюру, 
так  как  в  этом  случае  уменьшается  количество  участков,  требующих  дополнительной 
расчистки. 

Борьбу  с  гололедом  и  скользкостью  на  тротуарах  и  внутриквартальных  проездах 

необходимо  вести  фрикционным  способом,  используя  инертные  материалы  без  примесей 
соли. Тротуары и внутриквартальные проезды обрабатываются фрикционными материалами 
при  норме  посыпки  200-300г/м².  На  остановках  общественного  транспорта,  участках  с 
уклонами и со ступенями норму посыпки увеличивают до 400-500 г/м². Обработка покрытий 
должна быть завершена в течении 1,5-2 ч после начала образования скользкости покрытия. 

После  окончания  зимнего  сезона  тротуары,  внутриквартальные  проезды,  улицы  и 

дороги  очищают  от  остатков  фрикционных  материалов  и  грунтовых  наносов.  Работы 
выполняют по усиленному режиму до тех пор, пока не будет достигнут уровень засоренности 
покрытий, меньше допустимых его значений. 

Для  выполнения  зимних  уборочных  работ  имеющийся  парк  поливомоечных  машин 

дооборудуется  плужно-щеточным  оборудованием,  при  этом  характеристика  навесного 
оборудования имеет показатели, приведенные в таблице 6.16. 

Таблица 7.16. Характеристики спецтехники. 

Показатели 

Тип машины 

КО-713 

КО-

829А-01 

КО-707 

МДК 

4337 

МКДС-

МКДС-

4705 

Тип базового шасси/двигателя 

ЗИЛ 

ЗИЛ 

433362 

МТЗ-82 

ЗИЛ 

ЗИЛ 

КАМАЗ 

Ширина полосы, очищаемой плугом, м 

2,5-3,0 

2,6 

1,3 

2,7-3,2 

3,2 

3,8 

Ширина полосы, очищаемой щеткой, м 

2,7 

2,7 

1,2 

2,75 

2,75 

2,75 

Максимальная высота снега, м 

0,5 

0,5 

0,1 

0,5 

0,5 

0,6 

Рабочая  скорость  при  снегоочистке, 
км/ч 

20 

20 

5-6,5 

30 

30 

30 

Вместимость  бункера  распределителя 
реагентов, м

3

 

3,1 

4,5 

3,3 

5,5 

Ширина распределения ПМ 

4-9 

3-12 

2-8 

2-8 

Рабочая  скорость  при  распределении 
ПМ, км/ч 

20 

20 

20 

20 

До 50 

 
Эксплуатационная 

производительность 

плужно-щеточного 

снегоочистителя 

определяется по формуле: 

П = U × B × K

п

 × K

ис

 

где: 
U – рабочая скорость движения машины, км/ч; 
В – ширина очищаемой полосы, м; 
Кп – коэффициент перекрытия очищаемой полосы; 
Кис – коэффициент использования машины на линии. 

При  заданных  показателях  уборки  U=  20  км/ч;  В  =  2,5  м;  К

п 

=  0,9;  К

ис

  =  0,75 

эксплуатационная производительность для различных машин составит: 

П

КО-829А-01 (КО 713)

 = 20 × 2,6 × 0,9 × 0,75 = 35 100 м²/ч 

П

КО-707

 = 5,0 × 1,2×0,9 × 0,75 = 4 050 м²/ч 

П

МКДС-4705

 = 30 × 3,8×0,9 × 0,75 = 76 950 м²/ч 

При средней ширине улиц (с учетом снежного вала в прилотковой части) равной 8 м 

количество проходов плужного снегоочистителя составит: 

123 

 

8 / 1,3 ≈ 6; 8 / 3,2 ≈ 3; 8/ 2,6 ≈ 3; 8 / 3,8 ≈ 2. 
Расчетное  количество  машин  необходимых  для  сгребания  снега  рассчитывалось  по 

формуле^ 

N = S/ (П

МКДС4705

 ×t

Д

 ×K

вых

N - необходимое количество машин; 
S – площадь уборки; 
t

Д

 - директивное время; 

П

МКДС4705

 - часовая производительность машины МКДС 4705 

К

вых

-  коэффициент  выхода  машин  на  линию  с  учетом  директивного  времени  уборки 

равен 1. 

В отличие от летних уборочных работ, которые выполняются в течение смены, зимние 

уборочные работы следует выполнять в сжатые сроки в течение директивного времени. 

Таблица 7.17. Потребное количество спецмашин для сгребания снега. 

Существующее 

положение

На первую 

очередь

На расчетный 

срок

Существующее 

положение

На первую 

очередь

На расчетный 

срок

342300

373800

392000

0,6

0,6

0,6

Площадь механизированной уборки, кв.м.

Потребное количество машин ВПМД-01, шт.

 

Директивное время уборки принято равным 8 часам (1 рабочий день). 
Директивное время обработки дорожных покрытий противогололедными материалами 

(песчано-гравийная 

смесь) 

принимается 

равным 

часам. 

Эксплуатационная 

производительность распределителя технологических материалов определяется по формуле: 

П

Распр

 =60U × K

и

 ×K

з

 ×γ

р

/(60U× K

з

 ×γ

р

/(V

m

×B

n

)+g

p

·× t

3

где 
вместимость кузова распределителя, л; 
γ

р

 – объемная масса реагента, кг/л; 

g

– плотность распределения реагента, кг/м²; 

V

m

 – рабочая скорость машины, км/час; 

B

n

 – ширина обрабатываемой полосы, м; 

Kз – коэффициент заполнения кузова реагентом; 
KИ – коэффициент выхода машин на линию,1 
t

3

 – время загрузки бункера машины технологическими материалами и поездок на склад ПСС, 

подготовительно-заключительных операций; 

t

3

= t

н

 + 2L/V+ t

ПЗ

 = 0,3 + 10/40 +0,15= 0,7 ч 

t

н

 – время загрузки бункера технологическими материалами, 0,3 ч; 

L – расстояние до ПСС, 10 км; 
V – средняя транспортная скорость, 40 км/ч. 
t

ПЗ

 – время подготовительно-заключительных операций, 0,15ч 

Для МКДС (шасси КАМАЗ) принимаем вместимость U= 5,5 м³ /5500 л/; γ

р

=1,4 т/м³; 

ширину посыпки (4 - 8 м) принимаем В= 8 м; V

m

 = 40 км/ч, плотность посыпки g

p

= 50 г/м² 

П

РаспрМКДС4705 

= 60 × 5500 × 1 × 0,75 × 1,4 / (60 × 5500 × 1 × 1,4 / (40000 × 8) + 0,05 × 0,7) 

= 234915 м²/ч 

В  таблице  6.18  представлены  данные  по  необходимому  количеству  распределителей 

материалов для каждого из районов: 

Таблица  7.18.  Потребное  количество  спецмашин  для  обработки  дорожных  покрытий  противогололедными 
материалами. 

Существующее 

положение

На первую 

очередь

На расчетный 

срок

Существующее 

положение

На первую 

очередь

На расчетный 

срок

342300

373800

392000

0,3

0,3

0,3

Площадь механизированной уборки, кв.м.

Потребное количество машин ВПМД-01, шт.

 

 

124 

 

Эксплуатационная  производительность  снегопогрузчика  в  смену  определяется  по 

формуле: 

П

Погр

 = П

тпогр

 × Т × К

сн

 × [l – t0/(t

3

+t

0

)] 

где: 
П

тпогр

 – техническая производительность, м³/ч; 

К

сн

 – коэффициент снижения производительности снегопогрузчика; 

Т – продолжительность рабочей смены, ч; 
t

0

 – время прекращения работы снегопогрузчика при смене самосвалов, которые подходят под 

погрузку, 5 мин; 
t

3

 – время загрузки снега в самосвал, мин 

t

3

= 60 × V

с

/(П

т

 ) 

V

с

- объем снега, который загружают в самосвал, м³; 

Техническая производительность ковшовых снегопогрузчиков может быть рассчитана 

по формуле: 

П

тпоргК 

= 3600 × q × k

H

 × k

B

 /T

Ц

 

Где  
q – вместимость ковша, м³ 
k

H

 – коэффициент наполнения ковша (k

H

 =0,5…1,25);  

k

В

 – средний коэффициент использования погрузчика по времени – 0,8;  

T

Ц

 – время полного цикла, с. 

Для погрузчиков МУП 351 ТМ на базе МТЗ-82 при погрузке снега: 

q = 0,8 м

3

 

k

H

 = 1; 

T

Ц

 = 90 с. 

П

тпогр

 = 28,8 м

3

/ч 

Таблица 7.19. Потребное количество лаповых снегопогрузчиков, самосвалов. 

Срок

Площадь 

уборки тыс. 

кв.м.

Потребное 

количество лаповых 

снегопогрузчиков, 

шт.

Потребное количество 

автосамосвалов, шт. V

к 

= 10 м³

Существующее положение

342,3

1

1

Первая очередь

373,8

1

1

 

 
После окончания зимнего периода улицы и дороги очищают от остатков фрикционных 

материалов. При этом используют наряду с машинами и в значительной мере ручной труд. 
Отсутствие надежных производительных машин для погрузки грунтовых наносов вызывает 
необходимость  привлечения  ручного  труда.  Задача  весенней  уборки  дорог  и  улиц  от 
грунтовых  наносов  заключается  в  том,  чтобы  достигнуть  уровня  засоренности  покрытий, 
меньшего  допустимого  уровня.  А  затем  в  процессе  эксплуатации  поддерживать  состояние 
засоренности на допустимом уровне. 

№ п/п 

Наименование параметра 

Первая очередь 

Расчетный срок 

Площадь, подлежащая механизированной уборке, 
м². 

373800 

392000 

Протяженность дорог с твердым покрытием, м. 

53400 

56000 

Необходимое количество автомобилей и техники: 

3.1 

подметально-уборочных 

3.2 

комбинированных 

дорожных 

машин 

(поливомоечные, снегоочистители, транспорт для 
посыпки противогололедных реагентов) 

3.3 

Снегопогрузчиков 

3.4 

Самосвалов КамАЗ-55111 

 

125 

 

7. Транспортно-производственные базы 

Для  размещения  спецавтотранспорта  и  спецтехники  в  сельских  поселениях 

расположены  производственно-транспортные  базы.  Часть  организаций  совмещают 
деятельность  по  содержанию  и  очистке  дорог  с  основной  деятельностью,  некоторые 
организации специализируются на коммунальных услугах. 

 

Типовые транспортно-производственные (производственно-ремонтные) базы 

Транспортно-производственные  (производственно-ремонтные)  базы  предназначены 

для хранения, технического обслуживания и ремонта машин и механизмов, необходимых для 
вывоза  бытовых  отходов  и  содержания  дорог.  В  производственных корпусах  типовой базы 
размещены отделения ежедневного, первого и второго технических обслуживании, текущего 
ремонта, агрегатное, слесарно-механическое, малярное, шиноремонтное, электротехническое, 
аккумуляторное,  дорожных  машин  и  механизмов,  тепловое  (кузнечно-сварочное  и 
термические участки), гидромеханизмов, а также склады запасных частей, резины, смазочных 
материалов и другие. 

Линия ежедневного обслуживания оборудована механизированной струенаправленной 

моечной  установкой,  конструкция  которой  обеспечивает  хорошие  условия  для  работы 
мойщика  (при  правильной  эксплуатации  установки  исключена  возможность  попадания  на 
него  воды).  Подача  воды,  воздуха,  смазочных  материалов  и  спуск  отработавшего  масла  из 
машины при ТО-1, ТО-2 и текущем ремонте осуществляется через централизованную систему. 
Въезды и выезды машин оборудованы воздушными завесами. 

В  агрегатном  отделении  моют  машину,  контролируют  ее  техническое  состояние  и 

ремонтируют  узлы  и  детали.  Для  моечных  операций  предусмотрена  моечно-выварочная 
ванна,  для  испытания  установлены  соответствующие  стенды.  В  слесарно-механическом 
отделении  производят  механическую  обработку  восстанавливаемых  и  изготовляемых 
запасных  частей  к  автомобилям  и  специальным  агрегатам  уборочных  машин.  Слесарно-
подгоночные работы выполняют на верстаках с помощью соответствующих приспособлений. 
Малярное отделение предназначено для окраски машин безвоздушным распыливанием; оно 
оборудовано  двумя  гидрофильтрами.  В  шиномонтажном  отделении  производят  монтаж  и 
демонтаж  покрышек  и  электровулканизацию  камер.  Отделение  приборов  питания  и 
электрооборудования расположено в изолированном помещении, оснащенном оборудованием 
для  проведения  точного  контроля  и  регулировки  приборов  питания.  Аккумуляторное 
отделение  предусмотрено  для  текущего  ремонта,  зарядки  и  подзарядки  аккумуляторов, 
производства  дистиллированной  воды.  В  тепловом  отделении  сосредоточены  кузнечные, 
термические,  электро-  и  газосварочные  работы.  В  отделении  имеется  место  для  одной 
машины,  оборудованное  гидроподъемником,  которое  предназначено  для  электро-  и 
газосварочных  работ  непосредственно  на  машине.  Отделение  ремонта  гидромеханизмов 
оборудовано гидростендами. 

В  производственных  корпусах  базы  располагаются  также  медницко-жестяницкое, 

деревоотделочное и обойное отделения. 

Рассмотрим  состав  типовых  транспортно-производственных  (производственно-

ремонтных) баз на 50 и 100 автомобилей для вывоза бытовых отходов и  уборки дорожных 
покрытий. 

База на 50 машин. Она состоит из производственного помещения (одноэтажное здание 

размером  48×36  м),  в  котором  предусмотрены  линии  ЕО  (ежедневное  техническое 
обслуживание) и ТО-1(первое техническое обслуживание), специализированные посты ТО-2 
(второе  техническое  обслуживание),  ремонтный  зал  с  вспомогательными  цехами  и 
административно-бытовые помещения (двухэтажная при-тройка размером 12×36 м). 

126 

 

Главный  корпус  запроектирован  с  применением  типовых  сборных  железобетонных 

конструкций  с  наружными  стенами  из  керамзитовых  панелей  или  кирпича.  В  состав 
производственного  корпуса  входят  службы:  зал  ремонта  машин;  слесарно-техническое, 
обойное,  деревообрабатывающее,  малярное,  агрегатное,  аккумуляторное,  шиномонтажное, 
насосно-компрессорное  отделения  и  отделение  приборов  питания;  участки  ремонта 
гидромеханизмов и навесного оборудования; склады резины, агрегатов и масел; линии ЕО и 
ТО-1; посты ТО-2 и текущего ремонта. 

 

Рисунок 7.1. Генеральный план базы на 50 и 100 машин. 

В составе базы: 1 – открытые стоянки машин; 2 – склад материалов; 3 – главный корпус; 4 – административно-
бытовой корпус; 5 – вспомогательный корпус; 6 – навес для хранения сезонных машин 

 
База  на  100  машин.  В  состав  базы  входит  комплекс  производственных  и 

административно-бытовых помещений (рис. 7.1, б): 

1)  главный  корпус  (одноэтажное  здание  размером  48×36  м),  в  котором  размещены 

линии  ТО-2  и  текущего  ремонта  машин,  с  примыкающими  к  ним  отделениями:  тепловым, 
агрегатно-механическим,  аккумуляторным,  ремонта  гидромеханизмов,  шиноремонтным, 
ремонта  электрооборудования  и  приборов  питания,  малярным  (с  краскоприготовительным 
участком), компрессорным; 

2)  вспомогательный  корпус  (одноэтажное  здание  размером  36×18  м),  в  котором 

находятся  линии  ежедневного  и  первого  технического  обслуживания,  а  также 
деревообрабатывающее и обойное отделения, участок навесного оборудования и склад масел; 

3) административно-бытовой корпус (двухэтажное здание размером 48×12м);  
4) навес и склад горюче-смазочных материалов (ГСМ), расположенные в одном здании 

(размером 54×18 м); эстакада для мойки машин; 

5) топливозаправочный пункт; 
6) открытая стоянка на 52 автомобиля; 
7) трансформаторная подстанция. 

127 

 

В  основу  объемно-планировочного  и  конструктивного  решений  производственных 

корпусов 

базы 

положены 

унифицированные 

габаритные 

схемы 

одноэтажных 

производственных  зданий  со  сборным  железобетонным  каркасом,  с  навесными  стеновыми 
панелями и несущими кирпичными стенами, каркасом административно-бытового корпуса из 
сборного железобетона. 

 

Виды контрольно-осмотровых работ, проводимых на базе. 

Для  кузовных  мусоровозов  проводят  контрольно-осмотровые  работы  (проверяют 

фиксацию  ручки  включения  коробки  отбора  мощности,  состояние  резиновых  уплотнений 
толкающей  плиты,  окраски  специального  оборудования  и  работу  гидравлической  системы, 
заклепочных  соединений,  а  также  плотность  прилегания  задней  крышки  к  фургону; 
закрепляют  направляющие  ролики  механизма  отсекания  груза,  раму  фургона,  габаритные 
фонари  и  спецфары  мусоровоза)  и  проверяют  основные  узлы  и  детали.  В  гидравлической 
системе  проверяют  крепление  масляных  бака  и  фильтра  (очищают  его  и  промывают), 
маслопроводов, гидрораспределителей и замков; давление срабатывания предохранительных 
клапанов гидрораспределителей; работу гидрораспределителей. 

Для поливочно-моечных машин проводят контрольно-осмотровые работы (проверяют 

люфт в шарнирах и шлицевом соединении карданного вала привода центробежного насоса и 
состояние окраски спецоборудования) и проверяют основные узлы и детали: снимают крышку 
грязеотстойника  цистерны  и  удаляют  отстой;  проверяют  герметичность  ее  центрального 
клапана, крепление рабочего колеса и состояние сальника ведомого вала водяного насоса. 

Для  подметально-уборочных  машин  проводят  контрольно-осмотровые  работы 

(проверяют  люфты  в  шарнирах  и  шлицевых  соединениях  карданных  валов  трансмиссии 
подметального  механизма,  действие  механизмов  управления  рабочими  органами 
спецоборудования,  состояние  окраски  специального  оборудования)  и  проверяют  основные 
узлы  и  детали;  герметичность  коробки  отбора  мощности,  раздаточного  и  конического 
редукторов;  крепление  звездочек  валов  приводов  задней  щетки  и  транспортера;  люфт  в 
зацеплении  конических  шестерен  редуктора  и  осевые  люфты  фланцев  карданных  валов 
трансмиссии. 

Для  плужно-щеточного  снегоочистительного  оборудования  проводят  контрольно-

осмотровые работы (проверяют люфт в шарнирах и шлицевом соединении карданного вала 
привода щетки, осевой и радиальный люфты фланца ведущего вала конического редуктора 
привода щетки, состояние окраски специального оборудования) и проверяют основные узлы 
и детали;  
–  у  плужного  оборудования  -  затяжку  болтов  крепления  кронштейна  механизма  подъема 
плуга, люфт в шаровых штангах толкающей рамы, фиксацию болтов крышек штанг;  
–  у  щеточного  оборудования  –  установку  щетки  в  рабочем  и  транспортном  положениях, 
натяжение  цепи  редуктора  (при  необходимости  отрегулировать);  осевой  люфт  звездочек  и 
карданного вала привода щетки (при обнаружении – устранить); зазор в скользящем хомуте 
рамы  щетки.  Закрепляют  кожухи  щетки  и  карданного  вала  главной  передачи,  регулируют 
зацепление шестерен в коническом редукторе;  
– в гидравлической системе – крепление гидрораспределителя.  

Для  песко-  (хлоридо-)  разбрасывающего  оборудования  проводят  контрольно-

осмотровые  работы  (проверяют  осевой  и  радиальный  люфты  в  шарнирах  и  шлицевом 
соединении  карданного  вала  привода  редуктора  разбрасывающего  диска  и  скребкового 
транспортера,  ведущего  вала  конического  редуктора  привода  разбрасывающего  диска  и 
скребкового  транспортера;  состояние  окраски  специального  оборудования)  и  проверяют 
основные узлы и детали:  

128 

 

– у пескоразбрасывающего механизма – зацепление конических шестерен (при необходимости 
регулируют)  и  предохранительную  муфту  редуктора  привода  разбрасывающего  диска; 
состояние  его  сальниковых  уплотнений  (при  необходимости  заменяют  их  на  новые). 
Закрепляют крышку редуктора разбрасывающего диска;  
–  у  скребкового  транспортера  —  состояние  сальниковых  уплотнений  редуктора  привода 
транспортера (при необходимости заменяют их на новые). Регулируют предохранительную 
муфту редуктора привода транспортера и закрепляют его крышку;  
–  в  рабочей  трансмиссии  —  состояние  сальниковых  уплотнений  раздаточного  редуктора, 
коробки  отбора  мощности  и  промежуточной  опоры,  закрепляют  крышки  коробки  отбора 
мощности, промежуточной опоры и подшипников раздаточного редуктора;  
– в кузове закрепляют корпусы подшипников оси механизма управления заслонкой кузова, 
резиновые пластины заслонки и передней стенки бункера. 

Для  снегопогрузчиков  проводят  контрольно-осмотровые  работы  (проверяют 

герметичность и при необходимости подтягивают уплотнения в коробке перемены передач, 
ходоуменьшителе,  втором  сцеплении,  демультипликаторе,  раздаточном  и  промежуточном 
редукторах, муфте предельного момента, коническом и цепном редукторе фрезы, редукторе 
приводного  барабана  транспортера)  и  проверяют  основные  узлы  и  детали:  –  у  фрезерного 
питателя  —  натяжение  цепи  редуктора  привода  фрезы  (в  случае  необходимости  — 
регулируют);  люфт  в  шарнирах  карданной  пере-дачи  от  промежуточного  редуктора  к 
предохранительной  муфте  и  редуктору  привода  фрезы;  осевой  люфт  в  его  подшипниках; 
параллельность фрезы и ножа; зацепление конических шестерен. Предварительно закрепляют 
кожух фрезы, корпусы конического редуктора привода фрезы, цилиндрического редуктора и 
муфты  предельного  момента,  вал  редуктора,  кронштейны,  фланцы  карданной  передачи  от 
промежуточного  редуктора  к  предохранительной  муфте  и  коническому  редуктору  привода 
фрезы.  Регулируют  предохранительные  муфты;  –  у  ленточного  транспортера  —  крепление 
кронштейнов опор верхнего и нижнего транспортера, опор вала ведомого барабана нижнего 
транспортера и промежуточных карданных валов привода транс-портера, кронштейнов, оси и 
поддерживающих роликов ленты верхнего транспортера, фланцев карданной передачи вал-
шестерня  промежуточного  редуктора;  зацепление  конических  шестерен  и  осевой  люфт  в 
подшипниках редуктора привода транс-портера и люфт в шарнирах его карданной передачи. 
Регулируют натяжение ленты транспортера; – в рабочей трансмиссии — крепление крышек 
подшипников,  фланцев  второго  сцепления  и  демультипликатора,  ручного  тормоза  к 
раздаточному редуктору, фланцев карданных передач от вала-шестерни ходоуменьшителя к 
валу второго сцепления, от вала-шестерни демультипликатора к валу-шестерне раздаточного 
редуктора, от  вала-шестерни раздаточного редуктора к валу  ведущей конической шестерни 
главной  передачи  заднего  моста,  от  вала-шестерни  коробки  передач  к  проходному  валу 
промежуточного  редуктора;  люфт  в  шарнирах  карданной  передачи,  от  ходоуменьшителя  и 
коробки  передач  к  коническому  редуктору  и  демультипликатору;  зацепление  конических 
щестерен  и  осевой  люфт  в  подшипниках  промежуточного  редуктора;  –  у  механизма 
управления  —  шплинтовку  пальцев  рычага  и  при  необходимости  регулируют  длину  тяг-
рычагов  включения  коробки  передач,  ходоуменьшителя,  демультипликатора,  масляного 
насоса,  промежуточного  редуктора,  ручного  тормоза  и  переднего  моста  автомобиля;  –  в 
гидравлической  системе  –    крепление  масляного  бака  и  насоса,  гидроцилиндров  подъема 
фрезерного  питателя  и  транспортера;  герметичность  соединения  маслопроводов;  давление 
срабатывания предохранительного клапана в гидрораспределителе. 

ТО-2 в отличие от ТО-1 проводят в рабочее время и на универсальных постах (рис. 7.2). 

Однако  продолжительность  простоя  специальных  машин  не  должна  превышать  двух  дней. 
При проведении ТО-2 допускается выполнять часть операций текущего ремонта раздельно от 
технического обслуживания и совместно с ним. 

129 

 

Совместно  с  техническим  обслуживанием  рекомендуется  выполнять технологически 

связанные с ним и частично повторяющиеся операции текущего ремонта малой трудоемкости 
до  20-30  чел.-мин.  Суммарная  трудоемкость  операций  текущего  ремонта  не  должна 
превышать 15-20 % трудоемкости технического обслуживания машин. 

Для  повышения  объективности  оценки  технического  состояния  специальных 

автомобилей  рекомендуется  общая  и  поэлементная  (углубленная)  диагностика.  При  общей 
диагностике определяют техническое состояния узлов и агрегатов машины, обеспечивающих 
безопасность  движения,  и  пригодность  ее  к  эксплуатации.  При  поэлементной  диагностике 
определяют техническое состояние узлов и агрегатов машин и уточняют их потребность при 
техническом обслуживании и ремонте. 

Трудоемкость  технического  обслуживания  машин  зависит  от  степени  механизации 

постов. Крупные спецавтобазы, как правило, оснащены более производительным гаражным 
оборудованием,  поэтому  трудоемкость  на  них  значительно  ниже,  чем  на  мелких  базах. 
Нормативы  трудовых  затрат  на  ЕО  включают  трудоемкость  уборочных  и  моечных  работ. 
Заправочные  операции  и  постановку  машины  на  стоянку  выполняет  водитель,  а  проверку 
технического состояния – механик контрольного пункта и водитель (за счет подготовительно-
заключительного времени). 

 

Рисунок 7.2. Схема универсального поста ТО-2. 

1 – шкаф; 2 – гайковерт, 3  – верстак; 4 – стеллаж; 5 – бак для заправки тормозной жидкостью; 6  – подъемник 
электромеханический;  7  –  осмотровая  канава;  8  –  прибор  для  замера  углов  установки  колес;  9  –  ванна  для 
отработанного масла; 10 – стол электрика; 11 – контрольно-измерительные приборы; 12 – стол для приборов; 13 
– компрессор; 14 – солидолонагнетатель; 15 – тележка для демонтажа колес 

 
Нормативы  трудоемкости  ТО-1  и  ТО-2  не  включают  трудоемкость  ежедневного  и 

сезонного  обслуживаний.  Нормативами  трудовых  затрат  на  техническое  облуживание  не 
учитываются  трудовые  затраты  на  вспомогательные  работы,  которые  устанавливаются  в 
пределах 20—30 % суммарной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта 
по спецавтобазе (меньший процент принят для крупных спецавтобаз, больший — для средних 
и мелких). В состав вспомогательных работ входят: транспортные и погрузочно-разгрузочные 
операции, связанные с обслуживание и ремонтом машин; перегон их внутри спецавтобазы; 
хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных и служебно-
бытовых помещений. 

При  проведении  СО  (сезонного  обслуживания)  проверяют  герметичность  систем 

охлаждения двигателя и отопления; техническое состояние цилиндров и клапанно-поршневой 
группы  двигателя,  пускового  подогревателя  или  других  вспомогательных  средств, 
облегчающих пуск двигателя; состояние и действие систем вентиляции и отопления кабины; 
обогрев  вакуумного  насоса  ассенизационной  машины;  спуск  конденсата  из  отстойников 
пневматической системы. 

Демонтаж  и  консервацию  специального  оборудования  при  СО  производят  в  такой 

последовательности.  Для  поливочно-моечной  машины  –  демонтаж  плужного  оборудования 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/