ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 7

 

 

98 

 

каждой из которых выбирают характерную улицу; по ней устанавливают режимы уборки всех 
улиц  этой  категории  и  объемы  работ.  Исходя  из  объемов  работ  определяют  необходимое 
число машин для выполнения технологических операций. 

Для организации работ по механизированной уборке территорию населенного пункта 

разбивают на участки, которые обслуживают механизированные колонны, обеспечивающие 
выполнение всех видов работ по установленной технологии. Обслуживаемый участок делят 
на маршруты, за каждым из которых закрепляют необходимое число машин. 

Для каждой машины, выполняющей работы по летней или зимней уборке, составляют 

маршрутную  карту,  т.е.  графическое  выражение  пути  следования,  последовательность  и 
периодичность  выполнения  той  или  иной  технологической  операции.  В  соответствии  с 
маршрутными  картами  разрабатывают  маршрутные  графики.  При  изменении  местных 
условий  (движения  на  участке,  ремонте  дорожных  покрытий  на  одной  из  улиц  и  т.д.) 
маршруты корректируют. Один экземпляр маршрутов движения уборочных машин находится 
у  диспетчера,  другой  –  у  водителя.  Водителей  машин  закрепляют  за  определенными 
маршрутами, что повышает ответственность каждого исполнителя за сроки и качество работ. 

 

Рисунок 7.1. Образец маршрутной карты работы подметально-уборочных машин. 

 
Исходя  из  объемов  работ  и  производительности  машин  деление  на  маршруты 

производят на карте плане участка, на который предварительно наносят протяженность улиц, 
их  категории  и  места  заправки  поливомоечных  машин,  расположение  баз  технологических 
материалов, стоянок дежурных машин, наличие больших уклонов, кривых малых радиусов и 
т.д.  Основываясь  на  характерных  сведениях  о  снегопадах,  их  интенсивности  и 
продолжительности  за  зиму,  определяют  необходимое  число  уборочных  машин  и 
организацию их работы на участке. 

Основная  задача  летней  уборки  улиц  заключается  в  удалении  загрязнений, 

скапливающихся на покрытии дорог. 

Основными операциями летней уборки являются: 

–  подметание дорожных покрытий и лотков; 
–  мойка и поливка проезжей части дороги. 

При летней уборке территорий населенных пунктов с дорожных покрытий удаляется 

смет с такой периодичностью, чтобы его количество на дорогах не превышало установленной 
санитарной нормы. Кроме того, в летнюю уборку входят удаление с проезжей части и лотков 

99 

 

улиц грязи в межсезонные и дождливые периоды года; очистка отстойных колодцев дождевой 
канализации;  уборка  опавших  листьев;  снижение  запыленности  воздуха  и  улучшение 
микроклимата  в  жаркие  дни.  Основным  фактором,  влияющим  на  засорение  улиц,  является 
интенсивность  движения  транспорта.  На  засорение  улиц  существенно  влияют  также 
благоустройство  прилегающих  улиц,  тротуаров,  мест  выезда  транспорта  и  состояние 
покрытий прилегающих дворовых территорий. При малой интенсивности (до 60 автомобилей 
в час) смет распределяется равномерно. При большой интенсивности отбрасывается потоками 
воздуха по сторонам и распределяется вдоль бортового камня полосой на ширину 0,5 м. 

Перечень  основных  операций  технологического  процесса  летней  уборки  автодорог 

приведен в таблице 6.2. 

Таблица 7.2. Перечень основных операций технологического процесса летней уборки автодорог. 

№ 

п/п 

Операции технологического процесса 

Средства механизации 

Подметание дорожных покрытий и лотков 

Подметально-уборочные машины 

Мойка дорожных покрытий и лотков 

Поливомоечные машины 

Полив дорожных покрытий 

Поливомоечные машины 

Уборка  грунтовых  наносов  механизированным 
способом с доработкой вручную 

Подметально-уборочные  и  плужно-щеточные 
машины,  автогрейдеры,  бульдозеры,  рабочие 
по уборке 

Очистка дождеприемных колодцев 

Илососы 

Погрузка смета и его вывоз 

Погрузчики и самосвалы 

 

Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с 

усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке. 

Технологический порядок и периодичность уборки улиц устанавливают в зависимости 

от  интенсивности  движения  транспорта  (таблица  6.3).  Приведенная  периодичность  уборки 
обеспечивает удовлетворительное санитарное состояние улиц только при соблюдении мер по 
предотвращению засорения улиц и хорошем состоянии дорожных покрытий. 

Проезжую  часть  улиц,  на  которых  отсутствует  ливневая  канализация,  для  снижения 

запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными 
машинами. 

Таблица 7.3. Периодичность выполнения основных операций летней уборки улиц. 

Категория улиц 

Уборка дорожных покрытий 

Уменьшение 

запыленности 

Проезжая часть 

Лоток 

Скоростные дороги 
(Группа А) 

Мойка 1 раз в 1-2 суток 

Подметание патрульное 

Скоростные дороги 
(Группа Б) 

1 раз в 2-3 суток 

2-3 раза в сутки 

Скоростные дороги 
(Группа В) 

1 раз в 3 суток 

1-2 раза в сутки 

поливка с интервалом 

1-1,5 часа 

 

Пункты заправки уборочной техники 

Поливомоечные  и  подметально-уборочные  машины  следует  заправлять  технической 

водой: 
–  На  пунктах  заправки.  Для  более  эффективного  использования  поливомоечных  машин, 
пункты заправки этих машин должны быть расположены вблизи обслуживаемых проездов. 
Заправочный пункт должен иметь удобный подъезд для машин и обеспечивать наполнение 
цистерны вместимостью 6 м

3

 не более чем за 8 - 10 минут. 

–  Предлагается  разместить  водозаправочный  пункт  на  территории  транспортно-
производственной баз организаций, ответственных за осуществление уборки. 
–  Из  открытых  водоемов  только  по  согласованию  с  учреждениями  санитарно-
эпидемиологической  службы.  Заправка  цистерн  из  водоемов  рекомендуется  при  большом 

100 

 

расстоянии  от  заправочных  пунктов  до  обслуживаемых  улиц.  При  заправке  из  водоемов  в 
местах заправки машин монтируют насосную установку. 
–   

Пункты разгрузки уборочной техники 

Разгрузку  подметально-уборочных  машин  от  смета  следует  производить  на 

специальных площадках, расположенных вблизи обслуживаемых улиц и имеющих хорошие 
подъездные  пути  или  на  существующих  базах  технического  обслуживания.  На  этих  же 
площадках или недалеко от них желательно установить стендер для заправки машин водой. 

Смет, который по классу опасности приравнивается к ТБО, после накопления следует 

транспортировать  на  специализированный  полигон  для  захоронения  отходов  4  и  5  классов 
опасности. 

 

Подметание дорожных покрытий 

Подметание  является  основной  операцией  по  уборке  улиц,  площадей  и  проездов, 

имеющих усовершенствованные покрытия. 

Перед  подметанием  лотков  должны  быть  убраны  тротуары  с  тем,  чтобы  исключить 

повторное  засорение  лотков.  Время  уборки  тротуаров  должно  быть  увязано  с  графиком 
работы  подметально-уборочных  машин.  Сроки  патрульного  подметания  остановок 
общественного  транспорта,  участков  с  большим  пешеходным  движением  увязывают  со 
временем накопления на них смета. Площади и широкие магистрали лучше убирать колонной 
подметально-уборочных машин, движущихся уступом на расстоянии одна от другой 10- 20 м. 
При этом перекрытие подметаемых полос должно быть не менее 0,5 м. 

Подметально-уборочными машинами улицы убирают в основных местах накопления 

смета  –  в  лотках  проездов,  кроме  того,  ведется  уборка  резервной  зоны  на  осевой  части 
широких  улиц,  а  также  проводится  их  патрульное  подметание.  Наилучший  режим  работы 
подметально-уборочных машин двухсменный (с 7 до 21 часов). 

Подметание  производится  в  таком  порядке:  в  первую  очередь  подметают  лотки  на 

улицах  с  интенсивным  движением,  маршрутами  общественного  транспорта,  а  затем  лотки 
улиц со средней и малой (для данного населенного пункта) интенсивностью движения. 

Уборку проводят в следующем порядке: 

–  утром подметают не промытые ночью лотки на улицах с интенсивным движением, проезды 
с троллейбусными и автобусными линиями, 
–  затем  подметают  лотки  проездов  со  средней  и  малой  (для  данного  населенного  пункта) 
интенсивностью движения и далее, по мере накопления смета, лотки улиц в соответствии с 
установленным режимом подметания. 
–   

Уборка грунтовых наносов 

Уборка  прибордюрной  грязи  (грунтовых  наносов)  в  лотках  является  периодической 

операцией, входящей в состав летнего содержания автодорог населенного пункта. Грунтовые 
наносы в зависимости от причин, вызвавших их образование, подразделяются на следующие 
группы: 
–  межсезонные  наносы,  представляющие  собой  загрязнения  и  остатки  технологических 
материалов, применяющихся при зимней уборке, которые накапливаются в течение зимнего 
сезона и весной после таяния снега и располагаются полосой в прилотковой части автодороги; 
–  наносы, образующиеся после ливневых дождей, в летнее время года, когда сильные дожди 
размывают  газоны  и  другие  поверхности  открытого  грунта  и  перемещают  часть  грунта  на 
дорожное покрытие; 

101 

 

–  наносы,  возникающие  на  проезжей  части  улицы,  с  которой  граничит  строительная 
площадка,  когда  грунт  колесами  транспортных  средств,  обслуживающих  стройку, 
перемещается со строительной площадки на дорожное покрытие. 

В весенний период производят очистку проезжей части от грязи, снежной или ледяной 

корки, по мере ее таяния. Очистку прилотковой части производят после освобождения дороги 
от снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется автогрейдером или бульдозером. 

В  случае  высыхания,  пред  уборкой,  грунтовые  наносы  должны  быть  увлажнены 

поливомоечной машиной, что снизит их прочность и предотвратит пыление. Грунт сдвигается 
в вал и затем с помощью погрузчика подается в кузов самосвала. При выполнении этих работ 
автогрейдер и поливомоечная машина передвигаются по направлению движения транспорта, 
погрузчик – против движения транспорта, за погрузчиком задним ходом движется самосвал. 

При  уборке  применяют  универсальные  и  уборочные  машины,  а  также  специальные 

уборочные машины. Надлежащее качество уборки после вывоза наносов достигается ручной 
уборкой  оставшихся  загрязнений,  подметанием  механизмами,  а  затем  тщательной  мойкой 
поверхности. 

 

Мойка дорожных покрытий 

Операцию  мойки  дорожного  покрытия  следует  производить  при  положительной 

температуре. Мойку дорожных покрытий производят только на автомагистралях, имеющих 
усовершенствованные дорожные покрытия (асфальтобетон, цементобетон). Моют проезжую 
часть дорог в период наименьшей интенсивности движения транспорта. 

Мойка проезжей части улиц и  лотков — основной способ уборки  улиц в дождливое 

время года. Мойка в дневное время допустима в исключительных случаях, непосредственно 
после  дождя,  когда  загрязнение  дорог  населенных  пунктов  резко  увеличивается,  так  как 
дождевая вода смывает грунт с газонов, площадок и т.д. 

Улицы со средней и большой интенсивностью движения моют каждые сутки ночью, а 

улицы с малой интенсивностью движения – через день в любое время суток. 

 

Мойка дорожного полотна 

Автомагистрали,  подлежащие  мойке,  должны  иметь  ливневую  канализацию  или 

уклоны, обеспечивающие сток воды. Поперечный уклон дороги обычно составляет 1,5 – 2,5 % 
с  уменьшением  на  середине  проезда  до  нуля.  Мойка  автодороги  должна  завершаться 
промывкой  лотков,  в  которых  оседают  тяжелые  частицы  мусора  (песок).  Эту  операцию 
выполняют  с  помощью  специальной  насадки,  которая  устанавливается  вместо  передней 
правой. 

Мойка  автодорог  шириной  до  12  м  производится,  как  правило,  одной  машиной  – 

сначала  промывается  одна  сторона  проезжей  части,  затем  –  другая.  При  большой  ширине 
дороги  целесообразно  использовать  несколько  машин,  которые  двигаются  уступом  с 
интервалом  10-20  м.  Как  правило,  в  мойке  участвуют  две  машины,  что  связано  с 
возможностью одновременной их заправки от одного стендера (заправочной колонки). 

102 

 

 

Рисунок 7.2. Схема мойки дорожных покрытий. 

 
Дорожные  покрытия  следует  мыть  так,  чтобы  загрязнения,  скапливающиеся  в 

прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений 
или тротуар. 

При отсутствии водоприемных колодцев проезжую часть дорог убирают подметально-

уборочные машины с той же периодичностью, что и при мойке. 

 

Мойка лотков 

Мойка  лотков  производится  на  улицах,  имеющих  дождевую  канализацию,  хорошо 

спрофилированные  лотки  и  уклоны  (от  0,5  %  и  более),  и  выполняется  поливомоечными 
машинами, оборудованными специальными насадками. На улицах с интенсивным движением 
смет перемещается потоком транспорта в сторону, и уборка этих улиц заключается главным 
образом в очистке лотков, а мойка проезжей части в этом случае необходима лишь 1 раз в 2-3 
суток. 

В  период  листопада  опавшие  листья  необходимо  своевременно  убирать.  Собранные 

листья следует вывозить на специально отведенные участки либо на поля компостирования. 
Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и парках запрещается. 

 

Полив дорожных покрытий 

Улицы  с  повышенной  интенсивностью  движения,  нуждающиеся  в  улучшении 

микроклимата  и  снижении  запыленности.  Для  чего  на  автомобильных  дорогах  должна 
производиться поливка. 

Улицы поливают только в наиболее жаркое время года при сухой погоде для снижения 

запыленности воздуха и  улучшения микроклимата. Хотя поливка и не является  уборочным 
процессом, тем не менее, она снижает запыленность воздуха на улицах населенных пунктов. 
Улицы поливают с интервалом 1- 1,5 часа в жаркое время дня (с 11 до 16 часов). 

Для предотвращения запыленности при поливе могут быть использованы связующие 

добавки. 

Поливку  производят  в  первую  очередь  на  улицах,  отличающихся  повышенной 

запыленностью. К таким улицам относятся улицы хотя и с усовершенствованным или твердым 
дорожным  покрытием,  но  недостаточным  уровнем  благоустройства  (отсутствие  зеленых 
насаждений,  неплотность  швов  покрытия  и  т.д.).  Асфальтобетонные  покрытия  на  улицах  с 
интенсивным движением транспорта поливать нецелесообразно ввиду смывания грязи с колес 
и  крыльев  автомобилей,  в  результате  чего  после  высыхания  поверхности  покрытия 
запыленность приземных слоев воздуха увеличивается. 

Автомагистрали шириной до 18 м поливают за один проход поливомоечной машины, 

идущей  по  оси  дороги  (если  это  возможно  по  условиям  дорожного  движения).  На  более 
широких проездах полив производится за два или несколько проходов одной машиной или 

103 

 

группой  машин,  движущихся  уступом  с  интервалом  20-25  м.  Количество  воды, 
распределяемое по поверхности дороги, должно обеспечивать равномерное смачивание всей 
поверхности,  но  не  должно  происходить  стекание  воды,  расход  при  поливе  дорожного 
покрытия 0.2 – 0,25 л/м

2

Полив дорожных покрытий производят теми же машинами, что и мойку, но насадки 

устанавливаются таким образом, чтобы струя воды из обоих насадок направлялась вперед и 
несколько  вверх,  причем  наивысшая  точка  струи  находилась  бы  на  расстоянии  1,5  м  от 
дорожного покрытия. 

 

Рисунок 7.3. Схема поливки дорожных покрытий. 

 
При  мойке,  поливке  и  подметании  следует  придерживаться  норм  расхода  воды:  на 

мойку проезжей части дорожных покрытий требуется 0,9-1,2 л/м

2

; на мойку лотков – 1,6- 2 

л/м

2

;  на  поливку  усовершенствованных  покрытий  –  0,2-0,3  л/м

2

;  на  поливку  булыжных 

покрытий – 0,4-0,5 л/м

2

 (в зависимости от засоренности покрытий). 

 

Технология содержания гравийных дорог и обеспыливание 

Работы  по  содержанию  земляного  полотна  направлены  на  сохранение  его 

геометрической  формы,  обеспечение  требуемой  прочности  и  устойчивости  земляного 
полотна,  обочин и  откосов,  постоянное  поддержание  в  рабочем  состоянии  водоотводных и 
водопропускных  устройств.  Особое  внимание  необходимо  уделять  участкам  с 
неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития 
пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного орошения. 

Основные задачи содержания земляного полотна по периодам года: 

–  в  весенний  период  –  исключить  переувлажнение  грунтов  земляного  полотна  талыми  и 

грунтовыми водами; 

–  в  летний  период  –  выполнить  работы  по  очистке  и  восстановлению  дефектов 

водоотводных устройств, обочин и откосов; 

–  в  осенний  период  —  предупредить  переувлажнение  земляного  полотна  атмосферными 

осадками, обеспечить минимальную влажность слагающих его грунтов. 

Усовершенствованные покрытия очищают механическими щетками, поливомоечными 

или  подметально-уборочными  машинами  в  сочетании  с  мойкой.  При  большом  скоплении 
грязи на покрытии (около переездов, съездов и т.д.) прибегают к комбинированной очистке, 
т.е. механической щеткой и поливомоечной машиной. 

Обеспыливание покрытий переходного и низшего типов, устроенных без применения 

органических вяжущих, осуществляют путем обработки их поверхности обеспыливающими 
материалами. 

В настоящее время существует технология для усовершенствования (восстановления 

правильного  профиля  проезжей  части)  и  обеспыливания  гравийных  и  грунтовых  дорог  с 

104 

 

использованием  химического  реагента  CC  Road  (кальция  хлорид  дорожный)  производства 
Финляндии. 

Благодаря применению данной технологии снижаются будущие затраты на содержание 

и ремонт, улучшаются условия движения по гравийным дорогам. 

 

Требования к летней уборке дорог (по отдельным элементам) 

К качеству работ по летней  уборке территорий могут  быть предъявлены следующие 

требования: 

–  Допустимый  объем  загрязнений,  образующийся  между  циклами  работы  подметально-

уборочных машин, не должен превышать 50 г на 1 м

2

 площади покрытий. 

–  Общий объем таких загрязнений не должен превышать 50 г на 1 м

2

 лотка. 

Допускаются небольшие отдельные загрязнения песком и мелким  мусором, которые 

могут появиться в промежутках между циклами уборки. Общий объем таких загрязнений не 
должен превышать 15 г на 1 м

2

Проезжая  часть  должна  быть  полностью  очищена  от  всякого  вида  загрязнений  и 

промыта.  Осевые,  резервные  полосы,  обозначенные  линиями  регулирования,  должны  быть 
постоянно очищены от песка и различного мелкого мусора. Лотковые зоны не должны иметь 
грунтово-песчаных  наносов  и  загрязнений  различным  мусором;  допускаются  небольшие 
загрязнения песчаными частицами и различным мелким мусором, которые могут появиться в 
промежутках между проходами подметально-уборочных машин. 

Тротуары  и  расположенные  на  них  посадочные  площадки  остановок  пассажирского 

транспорта  должны  быть  полностью  очищены  от  грунтово-песчаных  наносов,  различного 
мусора  и  промыты.  Разделительные  полосы,  выполненные  из  железобетонных  блоков, 
должны  быть  постоянно  очищены  от  песка,  грязи  и  мелкого  мусора  по  всей  поверхности 
(верхняя  полка,  боковые  стенки,  нижние  полки).  Шумозащитные  стенки,  металлические 
ограждения, дорожные знаки и указатели должны быть промыты. 

 

Организация работ зимнего содержания территорий 

Основной  задачей  зимней  уборки  дорожных  покрытий  является  обеспечение 

нормального  движения  транспорта  и  пешеходов.  Сложность  организации  уборки  связана  с 
неравномерной  загрузкой  парка  снегоуборочных  машин,  зависящей  от  интенсивности 
снегопадов, их продолжительности, количества выпавшего снега, а также от температурных 
условий. 

Зимнее содержание дорог: 

–  изготовление,  установка,  устройство  и  ремонт  постоянных  снегозащитных  сооружений 

(заборов,  панелей,  навесов  грунтовых  валов  и  др.),  уход  за  снегозащитными 
сооружениями; 

–  изготовление,  установка  (перестановка),  разборка  и  восстановление  временных 

снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.); 

–  создание снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их 

периодическое обновление; 

–  патрульная  снегоочистка  дорог,  расчистка  дорог  от  снежных  заносов,  уборка  и 

разбрасывание снежных валов с обочин; профилирование и уплотнение снежного покрова 
на проезжей части дорог низких категорий; 

–  регулярная  расчистка  от  снега  и  льда  автобусных  остановок,  павильонов,  площадок 

отдыха и т.д.; 

–  очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с 

насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов 
и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов; 

105 

 

–  борьба с зимней скользкостью; 
–  восстановление  существующих  и  создание  новых  баз  противогололедных  материалов, 

устройство подъездов к ним; 

–  приготовление и хранение противогололедных материалов; 
–  устройство и содержание верхнего слоя покрытия с антигололедными свойствами; 
–  устройство  и  содержание  автоматических  систем  раннего  обнаружения  и 

прогнозирования  зимней  скользкости,  а  также  автоматических  систем  распределения 
антигололедных реагентов на мостах, путепроводах, развязках в разных уровнях и т.д.; 

–  борьба  с  наледями,  устройство  противоналедных  сооружений,  расчистка  и  утепление 

русел около искусственных сооружений; ликвидация наледных образований. 

Технология  зимней  уборки  дорог  населенных  пунктов  основана  на  комплексном 

применении средств механизации и химических веществ, что является наиболее эффективным 
и рациональным в условиях интенсивного транспортного движения. 

Перечень операции и машин, применяемых при зимней уборке, приводится в таблице 

6.4. 

Таблица 7.4. Перечень операции и машин, применяемых при зимней уборке. 

Операция 

Машина 

Борьба со снежно-ледяными образованиями 

Распределение технологических материалов 

Распределитель технологических материалов 

Сгребание и сметание снега 

Плужно-щеточный снегоочиститель 

Скалывание уплотненного снега и льда 

Скалыватель-рыхлитель, автогрейдер 

Сгребание и сметание скола 

Плужно-щеточный снегоочиститель 

Удаление снега и скола 

Перекидывание снега и скола на свободные площади 

Роторный снегоочиститель 

Сдвигание 

Плуг-совок 

Погрузка снега и скола в транспортные средства 

Снегопогрузчик 

Вывоз снега и скола 

Самосвал 

 
Территории населенных пунктов зимой убирают в два этапа: 

–  Расчистка проезжей части и проездов; 
–  Удаление с проездов собранного в валы снега. 

Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных 

дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов и других населенных пунктов с учетом их 
транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в таблице 6.5. 

Таблица 7.5. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а 
также улиц и дорог населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик. 

Группа дорог и улиц по их транспортно-

эксплуатационным характеристикам 

Нормативный срок ликвидации зимней скользкости 

и окончания снегоочистки, час. 

Группа А 

Группа Б 

Группа В 

 
Нормативный  срок  ликвидации  зимней  скользкости  принимается  с  момента  ее 

обнаружения  до  полной  ликвидации,  а  окончание  снегоочистки  с  момента  окончания 
снегопада или метели до момента завершения работ. 

После  очистки  проезжей  части  снегоуборочные  работы  должны  быть  проведены  на 

остановочных  пунктах  общественного  транспорта,  тротуарах  и  площадках  для  стоянки  и 
остановки транспортных средств. 

В населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять 

с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, 
приведенные в таблице 6.6. 

106 

 

Таблица 7.6. Время проведения уборки тротуаров в зависимости от интенсивности движения пешеходов. 

Интенсивность движения пешеходов, чел/час 

Время проведения работ, ч., не более 

более 250 

от 100 до 250 

до 100 

 

Требования к сооружениям свалок для снега 

Так как стоимость вывоза снега резко возрастает при увеличении расстояния до места 

складирования,  необходимо  иметь  разветвленную  сеть  снежных  свалок,  число  которых 
должно быть экономически обоснованным. 

Есть несколько вариантов организации свалок для снега: 
1. Сухие снежные свалки должны удовлетворять таким основным требованиям: 

–  участок  должен  иметь планировку  с  приданием  уклонов  к  водостокам,  лоткам,  канавам-
кюветам,  закрытым  водостокам  с  водоприемными  колодцами,  которые  исключают 
возможность  подтопления  в  период  весеннего  снеготаяния  и  кратковременных  оттепелей; 
иметь подъезды с усовершенствованным покрытием; 
–  устройство  въездов  и  выездов  на  площадку  свалки  должно  обеспечивать  нормальное 
маневрирование автомобилей-самосвалов; 
–  быть освещенными для работы в ночное время; 
–  иметь отапливаемое помещение для обслуживающего персонала. 

2. Речные свалки, как правило, размещают на набережных рек вблизи сбросов теплых 

вод  от  теплоэлектроцентралей  либо  других  промышленных  предприятий,  чтобы  в  районе 
сброса снега не образовался лед. 
–  Снег в реки сбрасывают со специальных погрузочных эстакад постоянного или временного 
(сборно-разборного) типа. 

3. При устройстве речных свалок необходимо выполнять основные требования: 

–  обеспечивать разбивку льда в течение всего периода ледостава в местах сброса снега; 
–  поддерживать полыньи в местах свалки; 
–  иметь освещение свалки для производства работ в ночное время. 

4. При разгрузке нескольких автомобилей расстояние между ними на месте выгрузки 

должно быть не менее 0,5 м. 
–  Водители  автомобилей  при  въезде  на  свалку  обязаны  выполнять  указания  мастеров, 
бригадиров и рабочих свалки.  
–  Въезжать на свалку следует на малой скорости.  
–  Нельзя допускать ударов колес автомобилей о предохранительное устройство (брусья).  
–  Находиться  пассажирам  в  кабине  автомобиля  при  разгрузке  снега  категорически 
запрещается.  
–  При подъезде к ограничительному брусу водитель обязан открыть левую дверцу кабины. 

5. Учет объема вывезенного снега ведет дежурный по свалке, который выдает талоны 

водителям  автотранспорта.  По  этим  талонам  предприятия  по  уборке  производят  расчет  с 
организацией, выделяющей самосвалы для вывоза снега. 

6. Для регистрации работы свалки и передачи смен необходимо иметь журнал приема-

сдачи  дежурства  по  свалке.  Принимающий  смену  обязан  лично  проверить  состояние 
креплений, всех узлов и оградительных устройств и результаты осмотра занести в сменный 
журнал. 

7. Свалка должна быть снабжена спасательным, оградительным и другим инвентарем в 

соответствии с табелем оснащенности. Передачу имеющегося на свалке инвентаря производят 
по сменам под расписку в специальном журнале. 

Возможен  вариант  использования  снегоплавильных  установок.  Принцип  работы 

установок для плавления снега: 

107 

 

Составной  частью  установки  являются  теплогенерирующий  агрегат  (газовая  или 

дизельная горелка), расположенный в отдельном корпусе;  емкость для загрузки снега; зона 
фильтрации и слива талой воды. 

Поток  горячих  отработавших  газов  от  теплогенерирующего  агрегата  направляется 

непосредственно  по  теплообменнику  змеевидной  формы,  установленному  горизонтально 
относительно емкости для снега. Нагретый газ, двигаясь в турбулентном потоке, создаваемом 
благодаря  особенностям  внутренней  конструкции  теплообменника,  нагревает  стенки 
теплообменника,  которые  передают  тепло  воде  (снегу),  находящемуся  вокруг 
теплообменника. 

Нагретые  слои  воды  создают  восходящий  поток,  который  переносит  теплую  воду  и 

передает тепло загруженному снегу. Для повышения эффективности смешивания потоков и 
соответственно  передачи  тепла  от  нагретых  слоев  в  установке  использована  система 
принудительной подачи талой нагретой воды (насосы и система орошения). 

Талая  вода  через  переливное  отверстие  переливается  в  зону  фильтрации,  где 

происходит  частичная  очистка  воды  от  твердых  примесей  (песка,  мелкого  мусора).  Отвод 
талой  воды  осуществляется  через  сливную  трубу  в  ливневую  канализацию.  Осадок  песка 
ложится на дно емкости плавления. После цикла работы емкость очищается от осадка через 
герметичные люки, находящиеся на тыльной стороне установки рядом со сливом. 

На рисунке 6.4 представлена схема работы снегоплавильной установки. 

 

Рисунок 7.4. Схема работы снегоплавильной установки. 

 
Таким образом, основные требования к организации работ плавления снега составляют: 
1) Электропитание 220 или 380 В. 
2) Подключение к газовой магистрали для станций с газовыми горелками. 
3) Обеспечение стока талой воды. 
Мощность снегоплавильных установок может составлять от 2 м

3

 в час и до 250 м

3

 снега 

в час. 

Базы для приготовления и складирования технологических материалов 
При  организации  баз  для  технологических  материалов  следует  помнить,  что 

используются  базы  во  время  сильных  снегопадов,  поэтому  они  должны  иметь  удобный 
подъезд. 

Выбор площадки для устройства баз обусловливается наличием свободной площади, 

условиями  планировки  и  принятым  способом  доставки  технологических  материалов  (по 
железной  дороге,  автотранспортом,  баржами),  обеспечением  минимума  холостых  пробегов 
распределителей. Базы следует размещать на площадках, где отсутствуют грунтовые воды. 

Базы для приготовления и складирования технологических материалов должны иметь 

асфальтированные площадки. 

Для  производства  погрузочных  работ  на  базе  должна  быть  организована 

круглосуточная работа машин и механизмов. Машины и механизмы, занятые на работах по 

108 

 

приготовлению технологических материалов, должны проходить ежедневное обслуживание, 
включающее внешний контроль, уборку, тщательную мойку горячей и холодной водой и т.п. 

Емкость  баз  по  приготовлению  и  хранению  противогололедных  материалов  должна 

быть  рассчитана  с  коэффициентом  запала  1,2  –  1,3  от  ежегодного  заготовляемого  объема 
материалов. 

 

Сгребание и подметание 

Сгребание  и  подметание  снега  производится  плужно-щеточным  снегоочистителем 

после обработки дорожных покрытий противогололедными материалами одной машиной или 
колонной  машин,  в  зависимости  от  ширины  проезжей  части  автодороги  с  интервалом 
движения 15-20 м. Ширина полосы, обрабатываемой одной машиной (ширина захвата) при 
снегоуборке  –  2.5  м.  При  обработке  поверхности  колонной  машин,  идущих  «уступом», 
ширина захвата одной машины сокращается до 2 м. 

Очистка части  улиц до асфальта одними снегоочистителями может  быть обеспечена 

только при сравнительно малой интенсивности движения общественного транспорта (не более 
100  маш./час),  а  также  при  снегопадах  интенсивностью  менее  0,5  мм/час  убирают  без 
применения химических материалов путем сгребания и сметания снега плужно-щеточными 
снегоочистителями. 

Число  снегоочистителей  зависит  от  ширины  улиц,  т.е.  для  предотвращения 

разбрасывания промежуточного вала и прикатывания его колесами проходящего транспорта 
за один проезд должна быть убрана половина улицы. 

На улицах с двусторонним движением первая машина делает проход по оси проезда, 

следующие  двигаются  уступом  с  разрывом  20-25  м.  Полоса,  очищенная  идущей  впереди 
машиной, должна быть перекрыта на 0,5-1,0 м (рисунок 6.5). 

Работы по сгребанию и подметанию снега следует выполнять в сжатые сроки в течение 

директивного времени. В зависимости от интенсивности снегопада и интенсивности движения 
транспорта  директивное  время  на  сгребание  и  подметание  рекомендуется  принимать 
следующим (таблица 6.7). 

Таблица 7.7. Директивное время сгребания и подметания снега. 

Интенсивность движения, машин/час 

Интенсивность снегопада, мм/ч 

Директивное время, ч 

Менее 120 

Менее 30 

Менее 120 

Более 30 

1,5 

Более 120 

Менее 30 

Более 120 

Более 30 

1,5 

 

Рисунок 7.5. Схема расчистки проезжей части улиц колонной плужно-щеточных снегоочистителей и 

складирование снега в лотке. 

 

109 

 

Перекидка снега роторными очистителями 

Перекидывание снега шнекороторными снегоочистителями применяют на набережных 

рек,  загородных  и  выездных  магистралях,  а  также  на  расположенных  вдоль  проездов 
свободных территориях. 

Вал  снега  укладывают  в  прилотковой  части  дороги.  Во  всех  случаях,  где  это 

представляется возможным, для наилучшего использования ширины проезжей части, а также 
упрощения последующих уборочных работ вал снега располагают по середине двустороннего 
проезда (рисунок 6.6). 

 

Рисунок 7.6. Схема расчистки проезжей части улиц колонной плужно-щеточных снегоочистителей и 

перекидывание снега роторным снегоочистителем. 

 
При  выполнении  снегоочистительных  работ  особое  внимание  следует  уделять 

расчистке перекрестков и остановок общественного транспорта. При расчистке перекрестков 
машина  движется  перпендикулярно  валу,  а  при  расчистке  остановок  и  подъездов  –  сбоку, 
захватывая лишь его часть. Число проходов машины зависит от площади поперечного сечения 
вала. Собранный снег сдвигается в расположенный рядом вал или на свободные площади. 

На насаждения и газоны разрешается перекидывать только свежевыпавший снег. При 

перекидке снега на проездах с насаждениями должно быть исключено повреждение деревьев 
и кустарников, при этом применяются дополнительные насадки и желоба с направляющими 
козырьками,  отрегулированными  для  каждого  участка  дорог.  Это  обеспечивает  укладку 
перекидываемого снега на узкой полосе между проезжей частью и насаждениями, или даже 
пересадку его через ряд кустарников, обеспечивая их сохранность. 

7.8. Зависимость времени уборки снега от категории дорог. 

Слой снега, см в сутки 

I категория дорог 

II категория дорог 

III категория дорог 

до 6 

2-3 часа 

3-4 часа 

4-6 часов 

до 10 

3-4 часа 

4-6 часов 

5-8 часов 

до 15 

4-6 часов 

5-8 часов 

6-10 часов 

 

Удаление уплотненного снега и льда 

Своевременное  удаление  снега  и  скола  обеспечивает  нормальную  пропускную 

способность  улиц  и,  кроме  того,  уменьшает  возможность  возникновения  снежно-ледяных 
образований при колебаниях температуры воздуха. 

При  большей  интенсивности  движения,  как  правило,  нельзя  предотвратить 

образования уплотненного снега. 

Состав работ по удалению уплотненного снега и льда: 

–  Скалывание уплотненного снега и снежной корки в лотках. 

110 

 

–  Сгребание скола с очищенной полосы. Эта операция производится частично при сгребании 
и  подметании  снега  и  скола.  Однако,  формирование  валов  требует  применения 
дополнительной  техники  –  автогрейдеров  и  бульдозеров.  Автогрейдеры  должны  быть 
снабжены  специальным  ножом  гребенчатой  формы,  или  скалывателями-рыхлителями. 
Сгребание снега следует производить: 

  в прилотковую часть проезда; 
  на площади, свободные от застройки, зеленых насаждений и движения транспортных 

средств, до конца зимнего сезона; 

  на разделительную полосу; 
  можно  ссыпать  в  люки  обводненной  дождевой  или  хозяйственно-фекальной 

канализации. 

  Удаление снега и скола собранного в валы и кучи. В транспортные средства снег грузят 

снегопогрузчиками  или  роторными  снегоочистителями  в  следующем  порядке: 
Снегопогрузчик  движется  вдоль  прилотковой  части  улицы  в  направлении, 
противоположном движению транспорта.  

  Находящийся под погрузкой самосвал также движется задним ходом за погрузчиком. 

Движение  самосвала  задним  ходом  и  работа  погрузчика  создают  повышенную 

опасность для пешеходов. В связи с этим в процессе погрузки около снегопогрузчика должен 
находиться дежурный рабочий, который руководит погрузкой и не допускает людей в зону 
работы  машины.  Рабочие,  обслуживающие  снегопогрузчики,  должны  быть  одеты  в 
специальные жилеты. При погрузке снега роторными снегоочистителями опасность работы 
повышается, так как снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом в направлении 
движения транспорта, сужая проезжую часть улицы. Роторный снегоочиститель обслуживает 
один  рабочий,  ответственный  за  безопасность  проведения  работ.  После  загрузки  самосвал 
вливается  в  общий  поток  транспорта,  не  мешая  ему.  Снег  и  уличный  смет,  содержащие 
хлориды, должны вывозиться до начала таяния. Снежно-ледяные образования, остающиеся 
после прохода снегопогрузчиков, должны быть в кратчайшие сроки удалены с поверхности 
дорожного  покрытия  с  помощью  скалывателей  -  рыхлителей  или  путем  использования 
различных химических материалов. 

Формирование снежных валов НЕ допускается: 

  на  пересечениях  всех  дорог  и  улиц  в  одном  уровне  и  вблизи  железнодорожных 

переездов в зоне треугольника видимости; 

  ближе 5 м от пешеходного перехода; 
  ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; 
  на  участках  дорог,  оборудованных  транспортными  ограждениями  или  повышенным 

бордюром; 

  на площади зеленых насаждений; 
  на тротуарах. 

 

Обработка дорожных покрытий противогололедными материалами и специальными 

реагентами для предотвращения уплотнения снега 

Химические  вещества  при  снегоочистке  препятствуют  уплотнению  и  прикатыванию 

свежевыпавшего  снега,  а  при  возникновении  снежно-ледяных  образований  снижают  силу 
смерзания льда с поверхностью дорожного покрытия. 

Специальные  химические  реагенты  для  предотвращения  уплотнения  снега 

рекомендуется применять: 

111 

 

  При  большей  интенсивности  движения,  когда,  как  правило,  нельзя  предотвратить 

образования уплотненного снега без применения химических материалов на покрытиях 
дорог. 

  В особых эксплуатационных условиях (подъемы дорог с твердым покрытием, подъезды 

к мостам, туннелям и т. п.), когда требуется повысить коэффициент сцепления колес 
транспортных средств с дорожным покрытием. 
Для  борьбы  с  гололедом  применяют  профилактический  метод,  а  также  метод 

пассивного  воздействия,  способствующий  повышению  коэффициента  сцепления  шин  с 
дорогой,  покрытой  гололедной  пленкой.  Предпочтительно  использовать  профилактический 
метод,  но  его  применение  возможно  только  при  своевременном  получении  сводок 
метеорологической службы о возникновении гололеда. После получения сводки необходимо 
обработать  дорожное  покрытие  химическими  реагентами.  Чтобы  реагенты  не  разносились 
колесами  транспортных  средств,  их  разбрасывают  непосредственно  перед  возникновением 
гололеда.  При  такой  обработке  ледяная  пленка  по  поверхности  дорожного  покрытия  не 
образуется, дорога делается лишь слегка влажной. 

Для  устранения  гололеда  дорожное  покрытие  обрабатывают  противогололедными 

препаратами. 

Обработка  дорожных  покрытий  при  профилактическом  методе  борьбы  с  гололедом: 

начинают  с  улиц  с  наименьшей  интенсивностью  движения,  т.е.  улиц  групп  Б  и  В,  а 
заканчивают на улицах группы А. Такой порядок работы в наилучшей степени способствует 
сохранению реагентов на поверхности дороги. 

Обработку  дорог,  покрытых  гололедной  пленкой,  начинают  с  улиц  группы  А 

категории,  затем  посыпают  улицы  групп  Б  и  В.  Параллельно  необходимо  проводить 
внеочередные работы по выборочной посыпке подъемов, спусков, перекрестков, подъездов к 
мостам и туннелям. Продолжительность обработки всех улиц группы А не должна превышать 
одного часа. Для ускорения производства работ по борьбе с гололедом следует обрабатывать 
дороги  только  в  полосе  движения,  на  которую  приходится  примерно  60-70%  ширины 
проезжей части улицы. 

 

Выбор реагента для борьбы с гололедом 

При  борьбе  с  гололедом  или  с  образованием  снежно-ледяных  накатов  широко 

применяют  химические  реагенты,  водные  растворы  которых  замерзают  при  низких 
температурах.  Температурные  условия  определяют  выбор  материалов.  Хлорид  натрия  – 
бесцветное кристаллическое вещество хорошо растворяется в воде (35,7 кг в 100 кг воды при 
10 °С), плотность 2165 кг/м

3

Хлорид  натрия  слеживается,  поэтому  Академией  им.  К.Д.  Памфилова  было 

предложено добавить к нему до 10 % более гигроскопичного хлорида кальция, присутствие 
которого  резко  снижает  слеживаемость  смеси.  Эта  смесь  получила  название 
неслеживающейся. 

Хлорид  калия,  изредка  используемый  в  качестве  реагента,  характеризуется 

сравнительно высокой растворимостью (34,2 кг в 100 кг воды при 20 °С), имеет эвтектическую 
температуру  всего  -10,6  °С  при  концентрации  24,5  кг  в  100  кг  воды.  Эта  эвтектическая 
температура недостаточна для обеспечения быстрого и полного плавления снежно-ледяных 
образований. 

Нитрат кальция, входящий в состав ингибитора (замедлителя) коррозии стали – нитрит-

нитрат кальция (ННК), – имеет эвтектическую температуру -29 °С при концентрации нитрата 
кальция  77  кг  в  100  кг  воды,  плотность  1820  кг/м

3

.  Нитрат  кальция  гигроскопичен. 

Используется  не  только  в  составе  ННК  для  ингибирования,  но  и  в  составе  комплексного 
соединения  с  мочевиной  (НКМ)  в  соотношении  1:4  по  молекулярной  массе  для  борьбы  со 

112 

 

снежно-ледяными образованиями на аэродромах. Эвтектическая температура НКМ  – 28 °С. 
Он не гигроскопичен и не слеживается. 

Нитрит кальция – основной ингибитор коррозии в составе нитрит-нитрата кальция – 

имеет  эвтектическую  температуру  -20  °С  при  концентрации  52  кг  в  100  кг  воды.  При  его 
введении в хлорид кальция при концентрации ННК до 10% получающийся реагент – нитрит-
нитрат-хлорид  кальция  (ННХК),  который  удается  чешуировать  и  выпускать  в  виде 
неслеживающегося  продукта.  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  в  зимний  период  обработка  тротуаров  и 
дорожных покрытий поваренной солью (NaCl). 

Рекомендуется использование гранулированного хлорида кальция. Предназначен для 

обработки дорог и улиц, пешеходных зон и тротуаров в любом диапазоне температур до -30°С. 
Раствор  хлористого  кальция  имеет  самую  низкую  температуру  замерзания  -  51°С  при 
концентрации  29,5  %,  тогда  как  хлористый  натрий  –  при  –  21,1°С  (концентрация  23,3  %), 
хлористый магний при – -33,5°С (концентрация 21,0 %). 

Реагенты,  содержащие  хлористый  кальций,  при  растворении  выделяют  тепло. 

Плавление  льда  хлористым  кальцием  это  экзотермическая  реакция.  Большинство  других 
реагентов  выбирают  тепло  из  окружающей  атмосферы  во  время  плавления  льда.  Это 
эндотермическая  реакция.  В  практических  условиях,  если  температура  опускается  гораздо 
ниже  температуры  замерзания,  скорость  поглощения  тепла  из  льда  и  снега  замедляется  до 
такого  момента,  когда  эндотермические  противогололедные  реагенты  с  трудом  могут 
создавать рассол. Когда нет рассола – нет эффекта от реагента. Поэтому хлористый натрий 
работает только до -6-8°С. 

При определении нормы распределения расчет ведут на сухое вещество. Раствор можно 

распределять  по  дорожному  покрытию  с  помощью  специально  оборудованных 
поливомоечных машин. 

Хлористый  кальций  может  применяться  в  виде  раствора  для  профилактики 

обледенения  и  в  сухом  виде  для  борьбы  с  гололедом,  льдом  и  снегом.  Процесс  плавления 
происходит с высокой скоростью. 

Температура, °С 

До -4 

До -8 

До -12 

До -16 

До -20 

Хлористый кальций, гр/м

2

 

15 

35 

45 

55 

65 

 
Данный реагент используется в Европейских странах и сравнительно недавно появился 

на  рынке  России.  Химический  реагент  изготовлен  в  соответствии  с  международным 
стандартом  SNS-EN  ISO  9001:2000,  отличается  длительным  эффектом  воздействия  и 
соответствует современным требованиям безопасности. 

В  соответствии  с  п.  4.11  Санитарных  правил  и  норм  СанПиН  42-128-4690-88 

«Санитарные  правила  содержания  территорий  населенных  мест»  все  средства  борьбы  с 
гололедом  и  участки  размещения  и  устройства  снежных  «сухих»  свалок,  необходимо 
согласовывать  с  районными  санэпидстанциями,  с  учетом  конкретных  местных  условий, 
исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду. 

 

6.2.  Количество технологических материалов, спецмашин и 

оборудования 

Классификация подметально-уборочных машин 

Подметально-уборочные машины предназначены для удаления загрязнений с твердых 

дорожных  и  аэродромных  покрытий,  очистки  территорий  населенных  пунктов,  сбора  и 
транспортирования смета. Загрязнения на дорожном покрытии увеличивают проскальзывание 
колес автомобильного транспорта, особенно в сырую погоду. Качественная очистка дорожных 
покрытий может повысить коэффициент сцепления колес с дорогой на 12 -15 % и среднюю 
скорость  движения  транспорта,  снизить  непроизводительные  потери  энергии  на 

113 

 

пробуксовывание  колес.  В  загрязнениях  на  поверхности  дороги  10  -  40  %  составляют 
мелкодисперсные  пылеватые  частицы,  которые  при  движении  транспорта  взвешиваются  в 
воздухе, преимущественно на высоте до 1,5 - 2 м. Скорость осаждения частиц диаметром 0,1 
мм составляет 0,3 м/с, а диаметром 10

-3

 мм уменьшается до 3×10

-5

 м/с. Запыленность воздуха 

над  дорогой  существенно  снижает  долговечность  автомобильных  двигателей  и  ухудшает 
санитарно-гигиенические дорожные условия. Современные подметально-уборочные машины 
должны обеспечивать также обеспыливание воздушной среды в полосе дороги. 

Подметальные  машины  отделяют  и  перемещают  смет  без  его  подборки 

косоустановленной  цилиндрической  щеткой  в  сторону  от  направления  движения  машины. 
Поэтому  их  используют  преимущественно  для  подметания  загородных  дорог, 
внутридворовых территорий и для уборки снега в зимний период. 

Более  высокое  качество  очистки  обеспечивают  вакуумно-уборочные  машины, 

оснащенные вакуумным подборщиком и пневматической системой транспортирования смета 
в бункер-накопитель, и вакуумно-подметальные машины, на которых вакуумный подборщик 
используют  в  комбинации  с  подметальными  щетками.  По  качеству  очистки  вакуумно-
подметальные  машины  имеют  преимущество,  так  как  щетки  эффективно  подают  смет  в 
вакуумный  подборщик.  Однако  вакуумно-уборочные  машины  могут  работать  на  более 
высоких  скоростях  с  большей  производительностью,  поскольку  скорость  их  движения  не 
ограничена  максимальной  скоростью  взаимодействия  ворса  щеток  с  дорогой.  Мощные 
вакуумно-уборочные  машины  применяют  для  летней  очистки  аэродромов  наряду  со 
струйными уборочными машинами, оснащенными газоструйным соплом и аналогичным по 
конструкции  газоструйным  снегоочистителем.  Общим  недостатком  машин  с  вакуумным 
подборщиком или газоструйным соплом является высокая энергоемкость рабочего процесса. 

Рабочими  органами  подметально-уборочных  машин  бывают  цилиндрические, 

конические (лотковые) и ленточные щетки. Цилиндрические щетки диаметром окружности 
вращения  до  1  м  имеют  горизонтальную  ось  вращения.  Конические  (лотковые)  щетки  с 
расположением ворса по образующей поверхности конуса с углом при вершине примерно 60° 
и  осью  вращения,  наклоненной  под  углом  5  -  7°  к  вертикали,  предназначены  для 
направленного  отброса  смета.  Наименее  распространены  вследствие  малой  надежности  и 
эффективности  ленточные  щетки  в  виде  бесконечной  цепи  с  закрепленными  на  ней 
щеточными секциями, которые одновременно с отделением смета от дороги транспортируют 
его в бункер. 

На малогабаритных машинах для уборки тротуаров, особенно с навесным и прицепным 

рабочим оборудованием, используют одноступенчатую систему транспортирования смета в 
бункер  непосредственно  ворсом  щетки  -  прямым  забросом  или,  когда  бункер  расположен 
позади  щетки,  обратным  забросом  «через  себя».  Для  этих  способов  характерна  малая 
вместимость  бункера  (до  1  м

3

).  Кроме  того,  последний  способ  требует  более  высокой 

окружной  скорости  щетки  и  компенсации  износа  ворса.  Наиболее  широко  используют 
многоступенчатое  механическое  транспортирование  смета  с  параллельным  оси  вращения 
цилиндрической  щетки  шнековым  подборщиком  и  цепочно-скребковым  транспортером. 
Недостаток такой системы заключается в ее низкой надежности и большой металлоемкости. 

Перспективным  является  механическое  транспортирование  смета  в  бункер 

промежуточным  лопастным  метателем.  При  щеточно-вакуумном  (пневматическом) 
транспортировании вспомогательная цилиндрическая щетка уменьшенного диаметра подает 
смет  в  вакуумный  подборщик;  на  машинах  может  быть  также  установлен  промежуточный 
транспортер.  В  струйно-вакуумном  подборщике  щеточный  ворс  заменен  сдувающими 
соплами,  воздушные  потоки  которых  обеспечивают  отрыв  загрязнений  от  дорожного 
покрытия  и  перемещение  их  к  всасывающему  трубопроводу.  Отделение  крупного  смета  в 
бункере  обеспечивается  гравитационным  способом.  Пылеватые  частицы  задерживаются 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/