ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 4

 

 

50 

 

асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) 
по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. 

Размер  площадок  должен  быть  рассчитан  на  установку  необходимого  числа 

контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых 
площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. 

 

Конструкция контейнерных площадок  

Основной системой сбора и  удаления ТБО на рассматриваемой территории  является 

система  несменяемых  контейнеров.  На  I  очередь  и  расчетный  срок  планируется  в  жилой 
среднеэтажной застройке, индивидуальной и малоэтажной застройке, а также у стационарных 
магазинов,  на  территориях  школ,  рынков  и  т.п.,  разместить  специальные  площадки  для 
мусоросборников  -  контейнерные  площадки.  Согласно  правилам  обустройства  дворовых 
территорий, контейнерные площадки располагают на расстоянии не ближе 20 м, но не более 
100 метров от  окон жилых и общественных зданий, детских и спортивных площадок, мест 
отдыха.  Размер  площадок  должен  быть  рассчитан  на  установку  необходимого  числа 
контейнеров, но не более 5 шт., причем со всех сторон необходимо оставлять свободное место 
во избежание загрязнения почвы. Размещение мест временного хранения отходов, особенно 
на  жилой  территории  необходимо  согласовать  с  отделом  архитекторы  и  филиалом 
Роспотребнадзора.  Площадки  для  установки  сборников  должны  иметь  твердое 
водонепроницаемое  покрытие  с  уклоном  в  сторону  проезжей  части  0,02  %,  быть  удобны  в 
отношении  их  уборки  и  мойки.  Территория  площадки  должна  соответствовать  размерам  и 
числу  сборников,  причем  со  всех  сторон  необходимо  оставлять  место  во  избежание 
загрязнения  почвы.  Контейнеры  должны  устанавливаться  от  ограждающих конструкций не 
ближе 1 м, а друг от друга - 0,35м. (рис. 5.14) Для создания живой изгороди вокруг площадок 
рекомендуется использовать следующие виды зеленых насаждений: смородину золотистую, 
барбарис  обыкновенный,  боярышник  и  др.  Ограждение  площадок  могут  быть 
запроектированы в кирпичном, бутовом, металлосетчатом и железобетонном вариантах, что 
позволяет  осуществлять  их  строительство,  исходя  из  наличия  местных  строительных 
материалов  и  изделий.  Контейнерные  площадки  должны  примыкать  к  сквозным  проездам. 
Машины  с  манипулятором  в  течение  одной  остановки  могут  разгружать  не  более  3-х 
контейнеров, что также должно учитываться при определении ориентировочного количества 
контейнерных площадок. 

 

Рисунок 5.14. Устройство контейнерной площадки (вариант 1). 

51 

 

 

 

Рисунок 5.15. Устройство контейнерной площадки на 5 контейнеров (вариант 2). 

 

 

Рисунок 5.16. Контейнерная площадка с навесом на 4 контейнера. 

 

Рисунок 5.17. Контейнерная площадка без навеса на 4 контейнера. 

 

Размеры  контейнерной  площадки  в  зависимости  от  количества  контейнеров  на 

площадке приведены в таблице 5.15. 

Таблица 5.15. Размеры площадок под мусоросборники. 

Площадка под 

мусоросборник 

Длина, м 

Ширина, 

м 

Площадь, 

м

2

 

Длина 

ограждения, м 

Высота 

ограждения, м 

Площадь 

ограждения, м 

1 контейнер 

3,0 

3,0 

8,8 

8,9 

1,5 

13,3 

2 контейнера 

4,3 

3,0 

12,7 

10,2 

1,5 

15,3 

3 контейнера 

5,6 

3,0 

16,6 

11,5 

1,5 

17,3 

4 контейнера 

7,0 

3,0 

20,6 

12,9 

1,5 

19,3 

Бункер 

5,5 

3,85 

21,1 

13,18 

1,5 

19,8 

52 

 

Эксплуатация контейнерных площадок 

Содержание  контейнерной  площадки  -  комплекс  работ,  в  результате  которых 

поддерживается состояние контейнерной площадки, отвечающих требованиям эксплуатации. 

Ответственность  за  техническое  исправное  состояние  контейнерных  площадок, 

контейнеров и бункеров накопителей возлагается на балансодержателя. 

Сбор  и  временное  хранение  отходов  производства  промышленных  предприятий, 

образующихся  в  результате  хозяйственной  деятельности,  осуществляется  силами  этих 
предприятий в специально оборудованных для этих целей местах в соответствии с СанПиН 
2.1.7.1322-03  «Гигиенические  требования  к  размещению  и  обезвреживанию  отходов 
производства и потребления». 

Переполнение контейнеров отходами не допускается. 
Контейнерные  площадки,  независимо  от  формы  собственности  и  принадлежности, 

должны быть постоянно очищены от отходов, содержаться в чистоте и порядке. 

Ответственность за зачистку контейнерной площадки от просыпавшихся при выгрузке 

из контейнеров (бункеров накопителей) отходов в мусоровоз, за сбор отходов в контейнеры и 
бункеры-накопители, за содержание контейнерных площадок возлагается: 
- по территории частных домовладений – на работников организации, осуществляющей вывоз 
отходов, на основании заключенных договоров с собственниками и пользователями частных 
домовладений; 
- по территории, занятой многоквартирными жилыми домами – на ТСЖ, ЖСК, управляющие 
компании,  ответственные  за  уборку  прилегающих  территорий  к  многоквартирным  жилым 
домам на основании заключенных договоров с собственниками жилья; 
- по территориям, находящимся в аренде, владении, пользовании  у  юридических лиц, иных 
хозяйствующих субъектов – на собственников, если иное не установлено договором. 

Площадки  для  установки  контейнеров  и  бункеров  накопителей  для  сбора  отходов 

должны быть с твердым покрытием, уклоном в сторону проезжей части и удобным подъездом 
для спецавтотранспорта. 

Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,2 

м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. 

Контейнерные  площадки  должны  быть  удалены  от  жилых  домов  и  общественных 

зданий, территорий детских учреждений, спортивных, физкультурных площадок, площадок 
для игр детей, мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м и не более 100 м. Размер 
площадок  под  контейнеры  должен  быть  рассчитан  на  установку  необходимого  числа 
контейнеров, но не более 5 штук. 

На  территории  частных  домовладений  места  расположения  мусоросборников, 

помойных  ям  должны  определяться  самими  домовладельцами.  При  этом  указанное  выше 
расстояние может быть сокращено до 8-10 м. 

Контейнеры и бункеры-накопители должны быть в технически исправном состоянии, 

покрашены,  иметь  маркировку  с  указанием  реквизитов  владельца,  подрядной  организации, 
осуществляющей вывоз отходов. 

Контейнеры  на  АЗС  должны  быть  оборудованы  плотно  закрывающейся  крышкой  и 

запираться на замок. 

Контейнеры  и  бункеры-накопители,  а  также  площадки  под  ними  должны  (кроме 

зимнего  периода)  промываться  и  обрабатываться  балансодержателями  дезинфицирующими 
составами. 

В днище контейнера должно быть отверстие для выхода дождевой воды. Вместимость 

контейнеров – 0,6; 0,75 куб. метров. Контейнер должен находиться в исправном состоянии, не 
иметь разрывов, вмятин, оторванной окантовки и т.п. Состояние контейнерных площадок для 
сбора твердых бытовых отходов и подъездов к ним должно отвечать следующим требованиям: 

53 

 

- контейнерная площадка и проезжая часть у контейнерной площадки, предназначенная для 
стоянки  мусоровоза  при  выгрузке  твердых  бытовых  отходов  из  контейнера,  должны  быть 
горизонтальными, не скользкими, без выбоин и обеспечивать боковой подъезд мусоровоза к 
контейнерам не менее 2-х метров; 
-  установка  контейнеров  на  площадке  должна  быть  по  высоте  на  уровне  проезжей  части 
подъездных путей или выше, но не более 0,5 метра; 
- размеры контейнерных площадок должны обеспечивать установку необходимого количества 
контейнеров с расстоянием между ними не менее 0,35 метра; 
-ширина подъезда к контейнерным площадкам должна быть: при одностороннем движении – 
не менее 3,5 м., при двухстороннем – 6,0 м.; 
- дорожное покрытие подъезда ровное (без ям, выбоин, открытых колодцев), нескользкое и 
выдерживающее вес полного мусоровоза без проседания; 
-  проезды  должны  быть  сквозными,  в  исключительных  случаях  допускается  наличие 
площадки, позволяющей разворот мусоровоза в два приема; 
- воздушные инженерные сети под подъездами должны быть расположены на высоте не менее 
5 м.; 
-  на  проезжей  части  подъездов  и  у  контейнерных  площадок  не  должно  быть  стоящих 
автомобилей и другой техники, препятствующей свободному проезду мусоровозов и выгрузке 
мусора из контейнеров; 
- состояние въезда с улиц на дворовую территорию и выезда из нее должно быть таким, при 
котором  обеспечивается  безопасный  въезд  и  выезд  автомобиля-мусоровоза;  -  содержать  в 
чистоте контейнерные площадки, обеспечивать уборку мусора после выгрузки контейнеров в 
мусоровозы, регулярную мойку и дезинфекцию контейнеров и площадок. 

Складируемые в контейнер твердые бытовые отходы должны быть размером не более 

0,6×0,5×0,4  метра.  Картонные  коробки,  ящики  загружаются  в  разорванном  (разобранном) 
состоянии и связанные в пакеты. Утрамбовка твердых бытовых отходов не допускается. 

Запрещается  складировать  в  контейнеры:  золу,  шлак,  строительный  мусор,  грунт, 

камни, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и взрывчатые вещества, бытовые 
отходы  в  жидком  и  кашеобразном  состоянии,  горящие  и  тлеющие.  В  зависимости  от 
количества  накапливаемых  отходов  на  обслуживаемом  участке  и  режима  очистки 
устанавливают режим работы мусоровозов и формируют бригады рабочих. При односменной 
работе  для  бригад  устанавливают  скользящий  график  выходных  дней,  в  которые  участок 
обслуживает  резервная  бригада.  Для  эффективного  использования  спецавтотранспорта  его 
работу  желательно  организовать  в  1,5  смены.  В  этом  случае  за  каждым  мусоровозом 
закрепляют  две  постоянные  бригады,  работающие  через  день,  с  соблюдением 
среднемесячного баланса рабочего времени. Для сбора крупногабаритных отходов расчетом 
предусмотрена установка бункера-накопителя емкостью 8,0 м

3

 на специально оборудованных 

площадках. 

 

Мероприятия по мойке и дезинфекции мусоросборников и мусоровозного транспорта 

Одним  из  важнейших  звеньев  планово-регулярной  очистки  домовладений  является 

мойка, а при необходимости и дезинфекция контейнеров. 

При  разгрузке  контейнеров  часть  отходов  остается  на  днище  и  стенках  сборников, 

привлекая  насекомых,  птиц  и  грызунов,  способствуя  распространению  специфического 
запаха. 

Для удаления налипших отходов, контейнеры необходимо мыть, что предписывается 

СанПиН 42-128-4690-88. 

Дезинфекция  и  мойка  контейнеров  осуществляется  один  раз  в  10  дней  на  месте  их 

размещения эксплуатирующими организациями. 

54 

 

Мойку  организуют  в  мусороприемных  камерах,  имеющих  подвод  воды  и  приемный 

люк канализационной сети, а там, где мойку организовать нельзя, используют специальную 
моечную  машину.  Контейнеры  моют  сразу  же  после  их  опорожнения,  поэтому  моечная 
машина следует непосредственно за мусоровозом. 

Учитывая,  что  основной  системой  удаления  отходов  является  система  несменяемых 

сборников,  когда  опорожненные  контейнеры  остаются  на  месте,  мойка  контейнеров, 
располагаемых  на  контейнерных  площадках,  может  осуществляться  специальными 
машинами.  Оборудование  машины  представляет  собой  резервуары  для  технологической  и 
отработанной  воды,  за  которыми  в  задней  части  машины  имеется  специальная  моечная 
камера. Подача контейнера в камеру осуществляется специальным подъемным устройством, 
обеспечивающим  механизацию  процесса  захвата  контейнера,  его  перемещение  в  моечную 
камеру и установку вымытого контейнера на площадку. 

Мойка  осуществляется  с  помощью  системы  специальных  сопел.  Загрязнения 

смываются струями воды и скапливаются в специальном отсеке для шлама, расположенном 
на дне моечной камеры. По мере необходимости производится слив отработанной воды в сеть 
фекальной канализации (или на сливной станции) и опорожнение отсека для шлама. 

Мойка  контейнеров  может  также  осуществляться  спецмашиной  фирмы  Haller  (Рис. 

5.18). 

 

Рисунок 5.18. Спецмашина для мойки контейнеров Haller. 

 
Машина оборудована резервуарами чистой и отработанной воды емкостью по 4000 л. 

Вода  под  высоким  давлением  поступает  в  2  реактивных  сопла,  вращающихся  внутри 
контейнера. В случае необходимости в контейнер могут быть добавлены дезинфицирующие 
или дезодорирующие вещества. 

Российским  производителем  НПК  «Москоммаш»  разработана  моющая  машина  ТГ-

100А. Внутри бункера машины расположены два бака, для чистой и отработанной воды, по 6 
м

3

 каждый. Расход – 60 л на контейнер, что позволяет на одной заправке осуществить мойку 

до сотни контейнеров. Производительность – 30 штук в час, допускаемые типоразмеры – от 
0,36  до  1,1  м

3

.  Этот  мойщик  спроектирован  на  основе  типичного  мусоровоза  с  задней 

загрузкой, моечная камера размером 3 м

3

  у  него  находится  на  месте  загрузочного  бункера, 

мойка  происходит  без  разлетающегося  шлейфа  водяной  росы,  потому  как  оборудование 
прикрыто  мощной  стальной  крышкой.  Шасси  –  КамАЗ-53605.  Промывные  воды  от  мойки 

55 

 

несменяемых  мусоросборников  сбрасываются  на  очистные  сооружения,  где  происходит  их 
обезвреживание. 

 

Рисунок 5.19. Мойщик контейнеров ТГ-100А. 

 

Обязанность  мойки  и  дезинфицирования  контейнеров  лежит  на  их  собственниках 

(жителей  многоквартирных  домов,  домовладельцах),  организаций  и  предприятий,  а  также 
организаций, осуществляющих сбор и вывоз ТБО. 

Для  мойки  и  дезинфекции  спецтехники  необходимо  на  первую  очередь  (2022  г.) 

предусмотреть организацию поста мойки и уборки спецавтомобилей. 

В соответствии со СНиП 2.01.57-85 «Приспособление объектов коммунально-бытового 

назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного 
состава  автотранспорта»  посты  мойки  и  уборки  автомобилей  следует  предусматривать 
проездными. 

Мойку  и  дезинфекцию  грузового  автотранспорта  для  сбора  и  перевозки  твердых 

бытовых  отходов  рекомендуется  проводить  либо  на  территории  транспортно-
производственной базы или непосредственно на территории полигона для твердых бытовых 
отходов на специально оборудованной площадке. 

На  площадке  рекомендуется  предусмотреть  выделение  2  зон.  Первая  предназначена 

для  мойки автотранспорта и контейнеров («санитарный пост»), вторая - для  проведения их 
дезинфекции («дезинфекционный пост»). 

Дезинфекция  проводится  аэрозольным  способом.  Дезинфекции  подвергаются  шины, 

кузов  (рама)  автомобиля.  Для  дезинфекции  необходимо  использовать  дезинфекционные 
препараты,  зарегистрированные  в  установленном  порядке  на  территории  РФ.  Дезинфекция 
должна  проводиться  организациями,  уполномоченными  осуществлять  данный  вид 
деятельности. 

При установке поста мойки и дезинфекции на территории полигона ТБО, дезинфекция 

автотранспорта проводится в режиме работы полигона с соблюдением кратности при каждом 
выезде из полигона. 

Отметка  о  проведенных  дезинфекционных  мероприятиях  делается  в  специальном 

паспорте. 

Наряду с этим, в соответствии с п. 4.3. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к 

устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на выезде из полигона 
должна  быть  предусмотрена  контрольно-дезинфицирующая  установка  с  устройством 
бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, 
разрешенных  к  применению  Минздравом  России.  Размеры  ванны  должны  обеспечивать 
обработку ходовой части мусоровозов. 

На  контейнерных  площадках  должны  проводиться  дератизационные  мероприятия  в 

соответствии с СП 3.5.3.1129-02. 

56 

 

Рекомендации по расстановке урн 

На  всех  площадях  и  улицах,  в  садах,  парках,  на  вокзалах,  на  пристанях,  рынках, 

остановках  общественного  транспорта,  у  входов  в  административные  здания,  объекты 
торговли,  общественного  питания,  бытового  обслуживания,  культуры  и  спорта, 
здравоохранения,  образования,  местах  потенциального  скопления  людей  и  других  местах 
должны быть выставлены в достаточном количестве урны. 

  За  содержание  урн  в  чистоте  несут  ответственность  организации,  предприятия  и 

учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий. 

  Очистка  урн  должна  производиться  систематически  по  мере  их  наполнения.  Уборку 

территорий,  прилегающих  к  торговым  павильонам  в  радиусе  5  м,  осуществляют 
предприятия торговли. 

  Запрещается  у  киосков,  палаток,  павильонов  мелкорозничной  торговли  и  магазинов 

складировать  тару  и  запасы  товаров,  а  также  использовать  для  складирования 
прилегающие к ним территории. 

Для магистралей 

Расстояние  между  урнами  определяется  органами  коммунального  хозяйства 

администрации  района  в  зависимости  от  интенсивности  использования  магистрали 
(территории)  и  может  составлять  от  40  до  100  м.  Обязательна  установка  урн  в  местах 
остановки общественного транспорта. 

Для дворовых территорий 

Рекомендуется установка у каждого подъезда многоквартирных жилых домов. 

Для парковой зоны 

Хозяйственная  зона  с  участками,  выделенными  для  установки  сменных 

мусоросборников,  должна  быть  расположена  не  ближе  50  м  от  мест  массового  скопления 
отдыхающих (танцплощадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны и др.). 

На главных аллеях расстояние между урнами должно быть до 100 м объемом 30 литров. 

У  каждого  ларька,  киоска  (продовольственного,  сувенирного,  книжного)  необходимо 
устанавливать урну емкостью не менее 10 л. Для удобства сбора отходов в местах, удаленных 
от массового скопления отдыхающих, следует  устанавливать промежуточные сборники для 
временного хранения отходов и смета. 

Рекомендуется  установка  урна  на  каждые  800  м

2

  площади  зеленых  насаждений 

общественного пользования. 

Для пляжей 

Урны необходимо располагать на расстоянии 3-5 м от полосы зеленых насаждений и 

не менее 10 м от уреза воды. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны 
на  1600  м

2

  территории  пляжа.  Расстояние  между  установленными  урнами  не  должно 

превышать 40 м. 

Для рыночных комплексов 

При определении числа урн следует исходить из того, что на  каждые 50 м

2

 площади 

рынка  должна  быть  установлена  одна  урна,  причем  расстояние  между  ними  вдоль  линии 
торговых прилавков не должно превышать 10 м. 

При определении числа мусоросборников вместимостью до 100 л следует исходить из 

расчета: не менее одного на 200 м

2

 площади рынка и устанавливать их вдоль линии торговых 

прилавков, при этом расстояние между ними не должно превышать 20 м. 

Для лечебно-профилактических учреждений 

В  медицинских  лечебных  учреждениях  необходимо  использовать  только 

эмалированные и фаянсовые урны. 

57 

 

При определении числа урн следует исходить из расчета: одна урна на каждые 700 м

2

 

дворовой территории лечебного учреждения. На главных аллеях должны быть установлены 
урны на расстоянии 10 м одна от другой. 

Технический  персонал  медицинского  учреждения  должен  ежедневно  производить 

очистку, мойку, дезинфекцию урн. Для облегчения очистки урн рекомендуется использовать 
мусорные  мешки  и  пакеты,  с  помощью  которых  отходы  по  мере  заполнения  урн 
перемещаются в кузов  мусоровоза или на контейнерную площадку.  Мойку и дезинфекцию 
урн  предлагается  осуществлять  вручную  с  помощью  дезинфицирующего  раствора,  сливая 
промывные  воды  в  специальную  емкость,  из  которой  затем  они  будут  сбрасываться  на 
очистные сооружения. 

 

5.10.  Экономическое обоснование возможности применения двухэтапного 

метода удаления отходов с использованием мусороперегрузочных станций. 

В  настоящее  время  все  большее  значение  приобретает  проблема  вывоза  отходов  на 

дальнее расстояние. 

Для  того,  чтобы  снизить  общие  эксплуатационные  затраты,  связанные  со  сбором  и 

транспортировкой  ТБО,  при  дальности  вывоза  ТБО  больше  20  км  целесообразно 
реализовывать двухэтапный вывоз ТБО. Двухэтапный вывоз подразумевает вывоз ТБО в два 
этапа  с  помощью  применения  мусороперегрузочных  станций  или  площадок  (далее  МПС). 
Обычно МПС территориально обустроены в черте населенного пункта, т.е. намного ближе, 
чем полигоны. Близкое расположение МПС от мест сбора отходов позволяет снизить время, 
затрачиваемое  на  дорогу  при  транспортировке  ТБО  на  выгрузку  и,  как  следствие  этого, 
увеличение  рейсов  к  местам  сбора.  Помимо  этого,  снижаются  расходы  на  топливо.  Также, 
мусороперегрузочные  станции  оборудованы  хорошими  подъездными  путями  (в  отличие  от 
полигонов), мусоровозы в наименьшей степени подвергаются преждевременному износу. 

Эти  основные  достоинства  применения  двухэтапного  вывоза  ТБО  с  использованием 

мусороперегрузочных станций позволяют снизить эксплуатационные расходы. 

Анализ  показывает,  что  путем  внедрения  двухэтапного  вывоза  можно  сократить 

транспортные  расходы  на  30%.  Одновременно  сокращаются  выбросы  в  атмосферу  от 
мусоровозного  транспорта.  Упакованное,  спрессованное  сырье  не  загрязняет  дороги  при 
транспортировании.  Целесообразность  введения  двухэтапного  вывоза  отходов  с  помощью 
МПС определяется, главным образом, удаленностью места складирования ТБО от района их 
сбора и количеством накапливающихся (вывозимых) отходов, которое должно быть не менее 
150  -  200  м

3

/сут.  Удаление  МПС  от  района  сбора  отходов  может  варьироваться  в 

определенных  пределах  в  зависимости  от  местных  условий  и  применяемой  техники.  Чем 
ближе  место  расположения  МПС  к  району  сбора  отходов,  тем  экономичнее  двухэтапный 
вывоз  ТБО.  Максимальное  удаление  МПС  от  района  сбора  отходов  в  зависимости  от 
расположения мест  обезвреживания ТБО (км) для  собирающих мусоровозов КО-413 и КО-
415А и для транспортного мусоровоза вместимостью 80 - 100 м

3

 отходов приведено ниже: 

Таблица 5.16. Таблица удаленности. 

Удаление места обезвреживания ТБО от центра 

района сбора 

Удаление места размещения МПС от центра района 

сбора 

25 

30 

12 

35 

16 

40 

20 

 

При  удалении  места  складирования  (обезвреживания)  ТБО  менее  20  -  25  км 

двухэтапный  вывоз  отходов  неэффективен.  С  увеличением  этого  расстояния  растет  как 
экономическая эффективность, так и зона возможного (рационального) размещения МПС, что 

58 

 

важно  в  условиях  современных  населенных  пунктов.  Экономическая  эффективность 
двухэтапного  вывоза  отходов  существенно  зависит  от  рационального  размещения  МПС  в 
зависимости  от  конкретных  условий  обслуживаемого  района  (населенного  пункта), 
правильного  определения  необходимой  производительности  МПС  и  маршрутов  перевозки 
ТБО. 

Двухэтапная система включает в себя такие технологические процессы: 

  сбор ТБО в местах накопления; 
  их вывоз собирающими мусоровозами на мусороперегрузочную станцию (МПС); 
  перегрузка в большегрузные транспортные средства; 
  перевозка ТБО к местам их захоронения или утилизации; 
  выгрузка ТБО. 

На  ряде  МПС  используется  система  извлечения  из  ТБО  утильных  элементов. 

Использование МПС позволяет: 

  снизить расходы на транспортирование ТБО в места обезвреживания; 
  уменьшить количество собирающих мусоровозов; 
  сократить суммарные выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта; 
  улучшить технологический процесс складирования ТБО. 

Основным 

классификационным 

признаком 

применяемых 

МПС 

является 

их 

производительность. По производительности, т/сут., МПС подразделяются на три группы: 

  малые (не более 50); 
  средние (50...150); 
  крупные (свыше 150). 

По  исполнению  МПС  бывают  одно-  и  двухуровневые.  На  одноуровневых  МПС  в 

качестве грузоподъемных механизмов используют ленточные, пластинчатые или скребковые 
питатели, грейферные ковши, скипподъемники и т. д. МПС в двух уровнях получили большее 
распространение. При строительстве МПС в двух уровнях используют рельеф местности. На 
верхнем  уровне  производят  разгрузку  в  бункер  собирающих  мусоровозов,  а  на  нижнем  - 
загрузку  ТБО  в  транспортные  мусоровозы.  Вместимость  бункера-накопителя  должна 
обеспечивать запасы ТБО для бесперебойной работы МПС в случае неравномерной доставки 
отходов. По способу загрузки ТБО МПС выполняют с уплотнением и без уплотнения отходов. 
МПС  без  уплотнения  ТБО  эффективны  лишь  при  малой  производительности.  Большее 
распространение получили МПС со стационарными прессами для уплотнения ТБО в кузове 
транспортных  мусоровозов.  Благодаря  уплотнению  ТБО  можно  максимально  использовать 
полезную  грузоподъемность  транспортных  мусоровозов.  При  строительстве  МПС  важная 
роль отводится проблеме их размещения. Для решения этой задачи требуется необходимый 
набор  исходной  информации.  Для  оптимального  размещения  МПС  исходной  информацией 
являются: 

  места размещения источников отходов; 
  численность населения и норма накопления отходов; 
  расстояние от источника отходов до полигона (или предприятия по обезвреживанию и 

переработке отходов) и до каждой из планируемых МПС; 

  расстояние от каждой МПС до объекта по обезвреживанию отходов; 
  среднее время транспортирования отходов по каждому из возможных путей; 
  затраты по перевозке отходов собирающими и большегрузными мусоровозами; 
  производительность полигона (предприятий по обезвреживанию и переработке отходов); 
  капитальные и эксплуатационные затраты на МПС и полигонах; 
  прогноз  изменения  рассмотренных  параметров  во  времени  при  решении  задачи  в 

динамическом варианте. 

59 

 

 

Рисунок 5.20. Мусоровоз транспортный МКТ-150. 

 

Транспортные мусоровозы МКТ-150 и МКТ-110 предназначаются для использования в 

системах двухэтапного сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Используются для загрузки 
и  транспортировки  на  значительные  расстояния  (свыше  20  км)  твердых  бытовых  отходов, 
доставляемых собирающими мусоровозами на мусороперегрузочных станциях. 

Таблица 5.17. Технические характеристики большегрузных мусоровозов. 

Наименование 

МКТ-150 

МКТ-110 (МКТ-8001) 

Тип базового шасси 

МАЗ-642205-020 

МАЗ-543203 

Вместимость кузова, м

50,0 

36,0 

Масса спецоборудования, кг 

8000 

6200 

Масса вывозимого мусора, кг 

24500 

17600 

Давление в гидросистеме, мПа 

8200 

7600 

Коэффициент уплотнения мусора 

5-6 

5-6 

 

1 – Собирающий мусоровоз; 
2 – грейфер;  
3 – разбрызгиватель воды;  
4 – бункер-накопитель;  
5 – сменный кузов-контейнер;  
6 – устройство для перемещения кузова-
контейнера;  
7 – стационарный уплотнитель 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 5.21. Схема мусороперегрузочной станции с прессованием ТБО стационарным уплотнителем.

 

60 

 

 

Рисунок 5.22. Двухуровневая МПС с уплотнением ТБО в транспортном большегрузном мусоровозе 

 
Применение для сбора ТБО большегрузных мусоровозов предполагает, что до полного 

заполнения  кузова,  машины  совершат  объезд  всей  закрепленной  за  ними  территории,  что 
делает  абсолютно  нецелесообразным  применение  двухэтапной  системы  транспортировки 
ТБО.  Расчетный  суточный  объем  ТБО,  образующихся  на  территории  поселения  на  первую 
очередь составит 76 м

3

, а на расчетный срок 93 м

3

. Таким образом, учитывая суточный объем 

образования ТБО в  населенных пунктах сельского поселения, а также оценивая возможное 
расстояние  транспортировки  ТБО  до  объекта  утилизации  на  территории  поселения 
строительство станции перегруза экономически нецелесообразно. 

 

5.11.  Определение необходимого количества мусоровозного транспорта и 

мусоросборников на первую очередь (2022 г.) и расчетный срок (2037 г.) 

Начальное  звено  в  технологической  цепочке  утилизации  ТБО  –  специальные 

мобильные установки, называемые мусоровозами. У них может быть различное назначение, в 
соответствии с которым их комплектуют всевозможным оборудованием. 

В  большинстве  случаев  в  качестве  транспортной  базы  применяются  двухосные  или 

трехосные шасси стандартных грузовиков, доработанные под монтаж специальных надстроек 
и  оборудования.  Такой  подход  объясняется  высокими  показателями  технической  и 
экономической  эффективности.  Создание  автомобилей  оригинальной  конструкции,  как 
правило,  разработанных  с  использованием  уже  выпускаемых  узлов  и  агрегатов,  вызвано 
стремлением  превзойти  характеристики  серийных  машин,  которые  не  обеспечивают 
выполнение компоновочных, функциональных, а также иных требований, предъявляемых к 
некоторым типам мусоровозов. Отличия специально разработанных для мусоровозов шасси 
заключаются  в  несущих  рамах  оригинальной конструкции,  кабинах,  дублирующих  органах 
управления и т.д. 

Мусоровозы  можно  разбить  на  три  основные  группы:  контейнерные,  кузовные  и 

транспортные (рис.5.23). 

Контейнерные  мусоровозы  представляют  собой  самоходные  шасси,  снабженные 

подъемно-транспортным оборудованием. Оно позволяет поднимать с земли, устанавливать на 
шасси, транспортировать, а при необходимости разгружать специальные съемные контейнеры 
(бункеры,  платформы)  с  различными  видами  отходов.  Их  главное  достоинство  – 
относительная  простота,  а  также  использование  одного  автомобиля  для  последовательного 
обслуживания  нескольких  контейнеров  по  мере  накопления  отходов.  Самый  главный 
недостаток – невозможность их уплотнения. Между собой упомянутые машины различаются 
конструкцией  контейнеров  и  устройством  погрузочно-разгрузочного  механизма.  Открытые 
контейнеры позволяют собирать любой мусор, в том числе и крупногабаритный, тогда как их 
закрытые  разновидности  рассчитаны  в  основном  на  бытовые  отходы.  Вместимость 

61 

 

контейнеров  колеблется  от  3  до  40  м

3

.  Подъемно-транспортное  оборудование  выполнено  в 

виде  портального  механизма  или  продольно  расположенной  рамы,  которая  снабжена 
устройствами для перемещения и фиксации контейнеров нескольких типов. 

Относящиеся  ко  второй  группе  кузовные  мусоровозы  получили  наиболее  широкое 

распространение.  Они  отличаются  значительным  разнообразием  технического  исполнения. 
Машины классифицируют по месту расположения загрузочного устройства (заднее, боковое 
или переднее), способу уплотнения отходов и полезному объему кузова. Кроме того, кузовные 
мусоровозы  отличаются  системой  выгрузки  отходов  из  кузова  -  самосвальной  или 
принудительной с помощью выталкивающей плиты. 

В  зависимости  от  грузоподъемности  базового  шасси,  мусоровозы  можно  условно 

разделить  на  малотоннажные  (вместимостью  2-8  м

3

),  среднетоннажные  (9-15  м

3

)  и 

большегрузные (16-32 м

3

). Важнейший показатель, характеризующий эффективность работы 

мусоровоза, – степень (коэффициент) уплотнения твердых бытовых отходов. Чем она выше, 
тем большее количество отходов способна транспортировать машина и тем совершеннее ее 
конструкция. В настоящее время границы коэффициента уплотнения составляют от 1,9 до 7. 
Такой разброс объясняется не только прочностью кузова и типом уплотняющего устройства, 
но  и  свойствами  самого  мусора.  Форма  поперечного  сечения  кузова  имеет  прямоугольное 
(иногда со скругленными стенками), реже – круглое сечение. 
 

 

62 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Широкое  распространение  нашли  мусоровозы  с  задней  загрузкой  (рис.  5.24)  Они 

хорошо приспособлены для работы в стесненных условиях и могут использоваться там, где 
отсутствует контейнерная система сбора бытовых отходов. Большинство машин данного типа 
представляет собой грузовое шасси 1, на котором смонтирован кузов коробчатой формы 2 с 
шарнирно прикрепленным к нему задним бортом. 

В его нижней части установлен приемный ковш 3 (загрузочный бункер), являющийся 

основанием  для  крепления  подающей  (верхней)  плиты  прессующего  механизма,  с  которой 
шарнирно  связана  поворотная  прессующая  (нижняя)  плита.  Для  привода  обоих  элементов 
служат  гидроцилиндры.  Загрузка  мусора  в  приемный  ковш  осуществляется  вручную  или 
механизированным  способом  с  помощью  опрокидывателя  (гидроманипулятора),  который 
обеспечивает  выгрузку  содержимого  стандартных  уличных  контейнеров  различных  типов. 
Внутри кузова находится перемещаемая гидроцилиндром выталкивающая плита, являющаяся 
его подвижной передней стенкой. 

Машины для сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов(ТБО) 

Легкие 

Грузоподъемностью до 8 т. 

Средние 

Грузоподъемностью 10-

20 т. 

Тяжелые 

Грузоподъемностью более 20 т. 

Кузовные 

Для перевозки контейнеров 

Открытого типа 

Закрытого типа 

Механизированная загрузка 

манипулятором   

Смешанная загрузка манипулятором 

и вручную 

С боковой схемой 

С задней схемой 

С механизмом 

Без механизма 

Непрерывного 

действия 

Периодического 

действия 

Рисунок 5.23. Классификация машин для сбора и вывоза ТБО.

 

63 

 

 

Рисунок 5.24. Мусоровоз кузовной с задней загрузкой. 

Чаще  применяемыми  становятся  мусоровозы  с  задней  загрузкой,  выполненные 

несколько  по  иной  схеме.  Задний  борт  таких  машин  оборудован  загрузочным  ковшом, 
который  для  заполнения  бытовыми  отходами  с  помощью  гидравлики  опускается  вниз. 
Погрузка  мелкого  мусора  происходит  вручную,  а  содержимого  контейнеров  –  с  помощью 
гидроманипулятора. После этого подъемный механизм перемещает загрузочный ковш вверх, 
поворачивает его и высыпает мусор в кузов машины. Поворотная толкающая плита, шарнирно 
соединенная с задней частью крыши кузова, уплотняет мусор, одновременно перемещая его к 
передней  стенке.  Выгрузка  бытовых  отходов  осуществляется  самосвальным  способом  и  с 
помощью толкающей плиты. Подъем заднего борта обеспечивают гидроцилиндры. 

Альтернативой  мусоровозам  с  задней  загрузкой  являются  машины  с  боковым 

расположением погрузочного механизма (табл. 5.18, рис. 5.25). Эти установки предназначены 
для  механизированного  сбора  бытовых  отходов  из  стандартных  контейнеров.  Кузов, 
смонтированный на раме автомобиля шарнирно, сзади закрыт бортом, а спереди – толкающей 
плитой. Загрузка мусора через люк в крыше кузова производится при помощи манипулятора, 
который обеспечивает захват, подъем, опрокидывание, встряхивание и возврат контейнера на 
место. Рабочая зона погрузочного устройства позволяет осуществлять работу с несколькими 
контейнерами  без  передвижения  машины.  Перемещение  отходов  по  ширине  кузова 
(разравнивание)  для  равномерного  заполнения  осуществляется  ворошителем.  Мусор 
уплотняется  в  кузове  при  помощи  периодически  перемещающейся  от  передней  стенки  к 
заднему  борту  толкающей  плиты.  Она  же,  наряду  с  опрокидыванием  кузова,  обеспечивает 
выгрузку  бытовых  отходов,  доставленных  на  полигон  или  мусороперегрузочную  станцию. 
Для повышения поперечной устойчивости во время работы мусоровозы с боковой загрузкой 
оснащают выдвижными опорами. 

Таблица 5.18. Технические характеристики кузовных мусоровозов с боковой загрузкой. 

Характеристики 

Марки мусоровозов 

КО-440-2 

КО-440-4 

МКМ-2 

МКМ-35 

КО-440-5 

Базовое шасси 

ГАЗ-3309 

ЗИЛ-433362 

ЗИЛ-433362 

МАЗ-5337  КАМАЗ-53215 

Вместимость кузова, м

3

 

10,0 

10,0 

18,0 

22,5 

Масса загружаемых 
отходов, кг 

3100 

4300 

4350 

6500 

9300 

Грузоподъемность 
манипулятора, кг 

500 

500 

700 

700 

500 

Масса спецоборудования, кг 

1900 

2600 

2555 

3350 

4130 

Масса полная, кг 

8180 

11000 

11000 

16000 

20500 

 

64 

 

 

Рисунок 5.25. Кузовной мусоровоз КО-440-2 с боковой загрузкой кузова манипулятором. 

Прогресс, достигнутый в последнее время, привел к появлению мусоровозов с боковой 

загрузкой,  оборудованных  пресс-камерой.  Это  устройство  непосредственно  соединено  с 
основным кузовом, но имеет меньшее, чем у него, поперечное сечение. Внутри пресс-камеры, 
стенки  которой  сделаны  очень  прочными,  находится  уплотняющая  подвижная  плита 
бульдозерного типа, также обладающая высокой прочностью. Гидроманипулятор загружает 
бытовые  отходы  из  стандартного  контейнера  в  пресс-камеру  через  люк  в  ее  крыше. 
Перемещение уплотняющей плиты к заднему борту приводит к одновременному уплотнению 
мусора  и  вытеснению  его  в  основной  объем  кузова.  Благодаря  такой  схеме  достигается 
высокая степень уплотнения твердых бытовых отходов в объеме кузова меньшем, чем у ранее 
упомянутых  конструкций.  Выгрузка  мусора  осуществляется  самосвальным  способом  при 
подъеме гидрофицированного заднего борта. 

Мусоровозы  с  передним  расположением  загрузочного  устройства  имеют  главное 

достоинство  –  создание  наиболее  благоприятных  условий  для  работы  оператора,  который, 
благодаря  хорошей  обзорности  и  высокой  механизации  технологических  операций,  может 
управлять  всеми  рабочими  процессами,  не  выходя  из  кабины.  Помимо  этого,  значительно 
облегчается  маневрирование,  что  особенно  важно  при  движении  в  стесненных  условиях. 
Конструктивное  исполнение  мусоровозов  данного  типа,  за  исключением  подъемного 
механизма, очень сходно с устройством их аналогов с боковой загрузкой. Следует отметить, 
что указанная техника отечественными предприятиями не выпускается. 

Применение транспортных мусоровозов связано с развитием технологии двухэтапного 

вывоза  бытовых  отходов.  При  этом  существуют  две  разновидности  транспортных  средств. 
Первая  предусматривает  использование  длиннобазного  большегрузного  шасси  либо 
автопоезда,  на  которые  монтируется  погрузочно-разгрузочное  оборудование  для  работы  со 
съемными кузовами типа «мультилифт». Пока один из кузовов загружается предварительно 
уплотненным  мусором,  другой,  уже  заполненный,  транспортируется  на  полигон,  где 
разгружается самосвальным способом. Таким образом, уменьшаются простои техники и, как 
следствие,  достигается  высокая  производительность.  В  отдельную  категорию  следует 
выделить  машины  для  вывоза  крупногабаритных  отходов  (КГО).  Автосамосвалы-
бункеровозы – это мусоровозы, имеющие съемную платформу. За счет нескольких сменных 
платформ она обеспечивает беспрерывный сбор и транспортировку отходов, именно поэтому 
эти мусоровозы незаменимы – один может заменить 5-6 грузовиков. К тому же мусоровозы-
самосвалы  являются  уникальной  техникой  –  могут  установить  кузов  на  землю,  могут 
поднимать  его  с  грузом  на  высоту  до  2,5  м  (при  необходимости  перегрузки),  а  некоторые 
мусоровозы еще и производят погрузочно-разгрузочные работы. 

Если мусор имеет огромные габариты и использование для его погрузки контейнеров 

невозможно,  тогда  целесообразно  использовать  мусоровозы  с  грейферным  захватом.  Такие 

65 

 

мусоровозы привлекают и при необходимости утилизации сыпучих отходов. Тем не менее, 
такие  мусоровозы  имеют  и  недостаток  –  довольно  высокую  стоимость.  Однако,  если  есть 
необходимость обслуживания больших объемов и территорий, то именно такие мусоровозы 
вам и необходимы – траты вполне окупаемы за счет отсутствия простоев, которые неизбежны, 
если площадка захламлена. Стоит немного остановиться на некоторых системах, которыми 
все чаще оборудуют мусоровозы. Самая универсальная, устанавливаемая на мусоровозы, это 
система  мультилифт,  имеющая  довольно  простую  конструкцию,  она  еще  и  удобна  в 
эксплуатации.  Мультилифт  -  это  не  что  иное,  как  погрузочно-разгрузочный  механизм, 
который приводится в действие с помощью гидравлического привода. Необходимые функции 
он  выполняет  тросовым  крюковым  захватом.  На  мусоровозы  эту  систему  монтируют,  как 
правило, на усиленный подрамник. Главным преимуществом системы мультилифт является 
тот  факт,  что  погрузка  мусора  производится  вместе  с  контейнером  и  занимает  всего  лишь 
несколько  минут.  Кроме  того,  такой  способ  вывоз  мусора  исключает  возможность  его 
рассыпания  по  близлежащей  территории  при  перегрузке  из  мусорного  контейнера  в  кузов 
мусоровоза. 

Крюковой захват мультилифт может быть рассчитан на грузоподъемность от 5 до 25 

тонн,  что  дает  возможность  использовать  данную  систему  не  только  для  вывоза  бытового 
мусора, но и широко использовать ее для транспортировки промышленных и строительных 
отходов. 

Кроме того, мультилифт оснащен системой дистанционного управления, что позволяет 

водителю-оператору  манипулировать  грузозахватным  органом  даже  не  выходя  из  кабины 
автомобиля. 

Мусоровоз,  оборудованный  системой  мультилифт  –  многофункциональная 

мусороуборочная  машина,  способная  выполнять  функции  бункеровоза,  самосвала, 
пескоразбрасывающей или поливомоечной машины, эвакуатора и т.д. 

Также,  современные  мусоровозы  все  чаще  оборудуют  системами  лифтдампер  и 

фронтлоудер, которые также призваны упростить разгрузочно-погрузочные процессы. 

В отличие от мультилифт система лифтдампер способна манипулировать несколькими 

контейнерами  поочередно,  и  даже  обслуживать  прицеп.  Конструкция  лифтдампера 
напоминает  конструкцию  козлового  крана  и  приводится  в  действие  при  помощи 
гидропривода.  Лифтдампер  отличается  высокой  производительностью,  мусоровоз, 
оснащенный прицепом, может быть разгружен данной системой всего за несколько минут. 

Если мусоровоз не имеет собственной погрузочно-разгрузочной системы (мультилифт, 

лифтдампер  или  др.),  то  на  помощь  приходит  фронтальный  погрузчик  -  фронтлоадер. 
Фронтлоадер,  в  отличие  от  мусоровозов,  не  является  транспортировщиком  и  предназначен 
только  для  погрузки  сыпучих  материалов  (в  данном  случае  мусора)  в  кузов  грузового 
автомобиля. В качестве рабочего органа фронтлоадер имеет передний открытый ковш, но в 
некоторых  случаях  возможна  замена  манипулятора  на  другие  исполнительные  органы, 
например, на клещевой захват для погрузки бревен, на ковш закрытого типа и т.д. Сегодня 
мусоровозы становятся все более оснащенными, что значительно упрощает и ускоряет такую 
малоприятную процедуру – вывоз ТБО и КГО. 

Выбор  спецтехники  для  вывоза  ТБО  осуществлялся  с  учетом  территориальной 

удаленности населенных пунктов, объемами образующихся отходов, уровня благоустройства 
жилищного  фонда.  Рассмотрены  модели  мусоровозов  с  боковой  загрузкой,  способные 
эффективно решать задачи по сбору ТБО как при обслуживании жилого фонда (многоэтажная 
и индивидуальная застройка), так и объектов социальной инфраструктуры. 

Применение мусоровозов большой вместимости с боковой загрузкой емкостью кузова 

22 м

3

 КО-440-5 соответствует варианту организации системы сбора ТБО с использованиием 

стационарных  металлических  контейнеров  емкостью  0,75  м

3

  и  позволит  уменьшить 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/