ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 3

 

 

34 

 

1.  При  изначально  небольшом  уровне  участия  населения  в  раздельном  сборе  заполнение 
контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточно долго - одну, две недели и 
даже  более.  Столь  редкий  вывоз  «сухих»  отходов  не  ухудшит  санитарной  обстановки  на 
контейнерной  площадке,  поскольку  доля  фракций,  подверженных  гниению,  в  этих 
контейнерных площадках минимальна. Поступать подобным образом с «влажными» отходами 
недопустимо по санитарным требованиям; 
2. Основная часть «сухих» вторичных ресурсов имеет значительную рыночною стоимость, а 
значит, часть затрат на раздельный сбор может быть компенсирована за счет их реализации. 
«Влажные» отходы имеют низкую стоимость и требуют больших затрат на переработку; 
3.  «Сухие»  вторичные  ресурсы  составляют  около  50%  по  массе  и  75%  по  объему  от  всех 
отходов. Таким образом, их селективный сбор даст максимальный эффект. 

Согласно  экспериментальным  исследованиям  «Гринпис»,  собираемые  раздельно 

отходы  имели  следующий  морфологический  состав:  87%  по  массе  или  76%  по  объему 
составляли  только  четыре  компонента:  ПЭТФ-бутылки,  стеклобой,  газеты  и  картон.  Таким 
образом, целесообразно в первую очередь искать сбыт именно этих видов вторичного сырья. 

Таблица 5.14. Морфологический состав раздельно собираемых отходов (по данным 2006 г.). 

Компонент вторичного 

сырья 

Массовая доля 

компонента, % 

Объемная доля, % 

Плотность 

компонента, кг/м

ПЭТФ-бутылки 

23 

18 

Условно чистая пленка 

10 

14 

Прочие отходы 
пластмасс 

26 

Стеклобой тарный 

32 

248 

Газеты 

39 

19 

148 

Картон 

10 

24 

31 

Макулатура прочих 
сортов 

105 

ВСЕГО 

100 

100 

 

 

Если в районе организован возмездный прием алюминиевых банок, то они практически 

полностью будут извлечены из потока и рассчитывать на них не стоит. Изделия из черного 
металла  представлены  в  основном  крупногабаритными  материалами,  и  рассчитывать  на  их 
сбор также нецелесообразно. 

Конструкции контейнеров для селективного сбора отходов должны удовлетворять ряду 

требований: 

Объем  одного  или  нескольких  контейнеров  на  каждой  площадке  для  «сухих» 

вторичных  ресурсов  должен  быт  достаточно  большим:  желательно  не  меньшим,  а  лучше 
максимально  большим,  чем  объем  контейнеров  для  прочих  отходов.  Это  позволит  не 
повышать  или  даже  сокращать  частоту  рейсов  мусоровозов  по  вывозу  отходов  и  избежать 
затрат на их вывоз. В связи с незначительным количеством быстроразлагающихся фракций в 
контейнерах их вывоз возможен 2-4 раза в месяц или даже реже. 

Недопустимо использование для селективного сбора отходов открытых контейнеров, 

так как они будут быстро наполняться обычным мусором. Контейнер выполняется полностью 
закрытым.  Сбор  вторсырья  производится  через  щели  или  окошки,  размеры  которых 
позволяют  складировать  вторсырье,  но  не  пакеты  со  смешанным  мусором.  Рекомендуемые 
размеры  щелей  –  250×800  мм.  Большая  длина  нужна  для  складирования  в  контейнер 
картонных коробок в сложенном состоянии. Приемные щели устраиваются для того, чтобы 
предотвратить складирования в контейнер обычных смешанных отходов людьми, которые не 
готовы сортировать отходы и не имеют желания разбираться в том, в какой контейнер какие 
отходы складывать. 

35 

 

Практика  показывает,  что  попытки  использования  запирающих  устройств, 

предотвращающих открытие крышек, не оправдывают себя. Во-первых, их обычно забывает 
запереть  водитель.  Во-вторых,  невозможность  доступа  вызывает  раздражение  лиц, 
занимающихся  «стихийным»  сбором  вторсырья  на  контейнерных  площадках  и  может 
привести  к  вандализму.  На  практике  ни  один  вид  вторсырья  не  окупает  расходов  по  его 
выделению из ТБО, поэтому сбор вторсырья на контейнерных площадках следует поощрять. 
В то же время крышка должна быть сконструирована таким образом, чтобы автоматически 
возвращаться в закрытое состояние. 

Контейнер  не  должен  содержать  элементов  (крышек,  ручек  и  т.  д.)  за  которые 

необходимо  браться,  для  того  чтобы  выбросить  отходы.  На  практике  жители  брезгуют 
прикасаться  к  контейнерам,  поэтому  будут  применяться  различные  стопоры  и  подпорки, 
которые будут держать крышки контейнеров открытыми. 

Контейнеры  должны  быть  вандалоустойчивыми,  желательно  предотвращающими 

горение,  не  теряющими  привлекательности  в  течение  долгого  времени.  Недопустимо 
использовать пластмассовые детали (например, крышки). 

На контейнеры наносятся надписи и желательно пиктограммы, обозначающие, что в 

них  надо  складывать.  Цветовая  кодировка  всех  контейнеров  для  селективного  сбора  ТБО 
должна быть одинаковой, яркой и отличаться от окраски контейнеров для обычного мусора. 
В информационно-рекламных мероприятиях следует рекламировать эти цвета. 

На  рис.  5.5-5.7  представлены  различные  виды  контейнеров  для  селективного  сбора. 

Контейнеры  на  рис.  5.5  представляют  собой  стандартные  контейнеры  типа  К-0,75  с 
доработанной крышкой. Преимуществом данной конструкции является простота, дешевизна 
и  возможность  доработки  в  условиях  любой  спецавтобазы.  Недостаток  конструкции 
контейнеров на рис. 5.5 заключается в отсутствии ограничителей открытия крышки, так что 
последняя не возвращается в закрытое состояние автоматически. Еще один недостаток в том, 
что  при  разгрузке  мусоровозом  с  верхней  загрузкой,  оборудованным  «еврозахватом» 
(осуществляющим  захват  за  кронштейны  посередине  контейнера),  крышка  упирается  в 
отходы и деформируется. При оборудовании ограничителя открытия крышки и использовании 
щипкового захвата, осуществляемого за верхний край контейнера, эти недостатки исчезнут. 

 

Рисунок 5.5. Контейнер К-0,75 с крышкой, доработанной для раздельного сбора отходов. 

36 

 

 

Рисунок 5.6. Контейнер КК-0,75 для селективного сбора отходов с крышкой. 

 
На рис. 5.6 изображен стандартный колесный контейнер типа КК-0,75, оборудованный 

специально сконструированной крышкой. Сбоку имеются ограничители, предотвращающие 
опрокидывание крышки. Контейнер достаточно практичен для использования мусоровозом с 
верхней загрузкой. Однако из-за того, что кронштейны для захвата и приемное окно находятся 
с разных сторон, часто после разгрузки контейнеры ставят приемным окнам к стене. Вероятно, 
наличие  приемных  окон  и  надписей  с  двух  сторон  решило  бы  эту  проблему.  Еще  одним 
недостатком  является  малая  ширина  приемного  окна,  не  позволяющая  складывать  в 
контейнеры картон. Решением является расширение окна до 800 мм. 

Не  стоит  использовать  в  качестве  экономии  пластиковые  крышки  на  контейнерах. 

Такие крышки часто сгорают либо ломаются от мороза и контейнер, оставшись без крышки, 
быстро заполняется обычным смешанным мусором. 

Контейнер  большого  объема  (рис.  5.7)  привлекателен  тем,  что  не  требует  частого 

вывоза отходов. Недостатком его являются широкие приемные окна. Скорее всего, в таком 
контейнере будет много обычного мусора. Следовало бы закрыть в нем часть проема, оставив 
просвет высотой 250мм. 

 

Рисунок 5.7. Контейнер для селективного сбора отходов большого объема. 

На  рис.  5.8  показан  совмещенный  контейнер  для  селективно  собранных  и  обычных 

отходов.  Он  представляет  собой  доработанную  модель  типа  «мультилифт».  Контейнер 
дополнен 3-кубовой секцией для селективного сбора, разделенной внутренней перегородкой. 

37 

 

Применение  такого  контейнера  практически  исключает  дополнительные  затраты  на  вывоз 
селективно  собранных  отходов,  что,  как  будет  показано  ниже,  достаточно  критично  для 
существования селективного сбора. 

 

Рисунок 5.8. Совмещенный контейнер для селективно собранных и обычных отходов. 

 
На  первый  взгляд  кажется,  что  в  случае  перехода  к  двум  потокам  отходов  вместо 

одного необходимо  удвоить число рейсов автотранспорта, к трем потокам  -  утроить и т.  д. 
Между  тем  это  мнение  ошибочно.  Изменяться  может  только  время  работы  мусоровоза  в 
собирающем режиме, но суммарное время, затрачиваемое транспортом на доставку отходов 
от места сбора до места выгрузки (станции перегруза, сортировки или полигона) практически 
не изменяется, ведь суммарное количество отходов от всех потоков остается неизменным. 

Время  работы  мусоровоза  в  собирающем  режиме  зависит  от  единичной  емкости 

контейнера.  Если  (при  переходе  от  одного  к  двум  потокам)  на  площадке  удвоить  емкость 
контейнеров,  то  теоретически  количество  рейсов  вообще  не  изменится:  мусоровоз  будет 
забирать то один, то другой контейнер. Более того, «сухие» фракции могут вывозиться даже 
реже, чем обычные отходы, из-за низкого содержания органики. Следовательно, для их сбора 
может быть применен контейнер большой емкости (рис. 5.7), а частота вывоза даже снижена. 

В  то  же  время  проблема  изменения  графика  вывоза  отходов  связана  с  тем,  что 

периодичность  вывоза  измеряется  сутками.  Иными  словами,  если  при  «однопоточной» 
системе вывоз производился один раз в двое суток, а при переходе к «двухпоточной» системе 
селективному сбору будет подвергаться 10 % отходов, то контейнер с обычными отходами 
придется опорожнять также один раз в двое суток, но заполненным на 90%. Однако поскольку 
объем отходов учитывается обычно по объему опорожняемого контейнера, возникнет эффект 
«фиктивного  увеличения  объема  отходов»,  то  есть  10%  отходов,  вывозимых  раздельно, 
окажутся как бы дополнительными отходами, хотя фактически они просто выделены из того 
же  потока.  Переход  же  от  вывоза  контейнера  для  смешанных  отходов  «раз  вдвое  суток»  к 
вывозу «раз втрое суток» возможен только после того, как в контейнер для селективного сбора 
будет собираться 1/3 по объему всех отходов. 

Чтобы  избежать  таких  проблем,  при  переходе  к  раздельному  сбору  необходимо 

изменения планирования вывоза и емкости контейнеров не только для селективно собранных, 
но  и  для  обычных  отходов.  Нужно  добиваться,  чтобы  суммарная  емкость  контейнеров, 
опорожняемых за месяц на площадке, не изменилась при переходе на селективный сбор. 

Еще одной статьей экономии при вывозе «сухих» раздельно собранных отходов может 

стать их уплотнение при вывозе. Поскольку они лишены влаги, то могут перевозиться до места 
сортировки  с  уплотнением  без  потери  качества  вторичных  ресурсов.  Кроме  того, 
практический  опыт  показал,  что  загрузка  прессующего  мусоровоза,  «сухими»  раздельно 

38 

 

собранными отходами может быть по объему на 1/3 больше, чем для смешанных отходов, из-
за их лучшей сжимаемости. 

В  целом  при  планировании  вывоза  отходов  по  схеме  раздельного  сбора  надо 

постараться предотвратить рост суммарного количества рейсов мусоровозов, поскольку вывоз 
является самой большой статьей затрат на обращение с отходами. 

Важнейшим элементом в успешной реализации масштабных схем раздельного сбора 

ТБО является вовлечение и участие в них населения. 

Ключевым  вопросом  жизнеспособности  раздельного  сбора  является  поддержка  его 

населением  на  начальном  этапе.  Результаты  эксперимента  показали,  что  до  25%  граждан 
готовы  участвовать  в  сортировке  ТБО  сразу,  как  только  будут  установлены  специальные 
контейнеры.  Естественно,  параллельно  с  их  установкой  необходимо  обеспечить  хотя  бы 
минимальное информирование, например, вывешивать плакаты, баннеры или распространять 
листовки. Участие этой группы людей - «агентов перемен» - позволяет уже на начальном этапе 
подвергать  раздельному  сбору  6-10%  от  общей  массы  отходов,  что  сразу  обеспечивает 
положительный  экономический  эффект.  Полный  же  потенциал  участия  населения  в 
раздельном  сборе  оценивается  ориентировочно  в  75%.  Но  «освоение»  этого  потенциала 
возможно только через длительную информационную и воспитательную работу, начиная со 
школ и детских садов. 

Следует  отметить,  что  любой  социологический  опрос  населения  о  его  готовности  к 

участию  в  селективном  сборе  отходов,  скорее  всего,  даст  результаты  близкие  к  верхней 
границе  «потенциала»,  то  есть  к  75%.  Это  значит,  что  люди,  ответившие  положительно, 
понимают, что собирать отходы «раздельно» - хорошо, а не собирать - плохо, однако только 
часть  из  них  будет  готова  применить  свои  знания  на  практике  сразу,  а  для  привлечения 
остальных требуются дополнительные усилия. 

Доля «несознательной» части граждан, в принципе не желающих задумываться о том, 

куда  девать  мусор,  или  читать  надписи  на  контейнерах,  также  составляет  около  25%.  Не 
следует  рассчитывать  на  их  участие  в  раздельном  сборе  в  ближайшем  будущем. 
Управленческой  задачей  здесь  является  минимизация  ущерба,  наносимого  такими  людьми 
раздельному  сбору.  Именно  поэтому  контейнеры  для  раздельного  сбора  должны  быть 
закрытыми  и  оборудованными  «приемными  щелями»,  в  которые  не  проходит  пакет  со 
смешанными отходами. 

Информационно – разъяснительная работа в первую очередь должна производиться в 

среде  дворников,  домоуправов  и  водителей  мусоровозов  и  подкрепляться  экономической 
заинтересованностью. 

Внедрение  селективного  сбора  отходов  длительный  процесс,  который  предполагает 

постепенный  рост  количества  отходов,  собираемых  селективно  и  направляемых  на 
переработку. Для расчета экономической эффективности раздельного сбора следует считать, 
что  на  первом  этапе  эта  величина  будет  составлять  6-10%  от  объема  всех  отходов,  с 
последующим ростом до 70-75% по объему. 

Следует иметь в виду, что все затраты на организацию селективного сбора сортировки 

и  предпродажной  подготовки  вторичного  сырья  не  окупаются  только  за  счет  реализации 
продукции – вторичного сырья. 

Селективный  сбор  будет  иметь  экономический  эффект  в  случае,  если  величина 

расходов бюджета или населения (тариф на утилизацию, необходимая для покрытия убытков 
от  раздельного  сбора  отходов,  меньше,  чем  величина  затрат  на  их  утилизацию  другим 
способом. 

При  принятой  в  России  практике  захоронения  отходов  на  полулегальных,  плохо 

оборудованных  свалках  с  искусственно  заниженными  тарифами  на  захоронение  отходов 
раздельный сбор, как правило, неконкурентоспособен. 

39 

 

Если учесть экологический ущерб от таких свалок, затраты станут безусловно выше. 
В  то  же  время,  если  муниципальным  образованием  планируется  совершенствование 

системы обращения с отходами либо организация мусороперерабатывающего производства 
или даже просто  обустроенного полигона, то суммарные затраты на  один кубический метр 
отходов при их селективном сборе становится ниже таковых для смешанного сбора. 

Для  расчета  экономического  эффекта  от  селективного  сбора  отходов  необходимо 

учесть следующие статьи доходов и расходов. 

Возможные статьи доходов (экономии): 

1) Доходы от реализации вторичного сырья; 
2)  Снижение  расходов  на  транспортирование  отходов  до  места  сортировки  (связанное  с 
оптимизацией  схемы:  применение  контейнеров  большего  объема,  меньше  частоты  вывоза, 
прессующих мусоровозов и т.д.); 
3) Предотвращение расходов на вывоз отходов от места сортировки до места захоронения; 
4) Рост производства продукции на существующих мощностях по сортировке отходов, без их 
увеличения  по  сравнению  с  сортировкой  смешанных  ТБО  из-за  повышения 
производительности труда рабочих – сортировщиков; 
5) Предотвращение расходов на услуги по перегрузу отходов на станции перегруза отходов; 
6)  Предотвращение  расходов  на  услуги  по  захоронению  отходов  или  по  переработке 
смешанных отходов; 
7) Избежание экологических платежей за захоронение отходов; 
Возможные статьи расходов: 
1) Закупка специализированных контейнеров и техники. 
Минимизация затрат возможна при использовании существующей техники и контейнеров с 
их доработкой своими силами. 
2) Реконструкция контейнерных площадок; 
3) Затраты на обслуживание контейнеров для селективного сбора отходов; 
4) Рост расходов на транспортирование отходов до места сортировки; 
5) Затраты, связанные с увеличением суммарного объема отходов (перерабатываемые отходы 
в  основном  состоят  из  легких  фракций,  которые  при  смешанном  сборе  приминаются 
тяжелыми фракциями не перерабатываемых отходов). 
6) Затраты на сортировку отходов (включая возврат инвестиций и обслуживания кредитов). 
7) Затраты на информирование населения. 

Переход  к  раздельному  сбору  отходов  предусматривает  пересмотр  и  усложнение 

структуры  тарифной  и  информационной  политики,  связанной  с  обращением  с  отходами на 
всех этапах: от сбора до изготовления конечной продукции. 

Селективный сбор отходов предусматривает взаимодействие следующих структур: 
- органов местного самоуправления; 
- организаций, обслуживающих жилищный фонд; 
- организаций, осуществляющих перевозку ТБО; 
- организаций, осуществляющих сортировку ТБО. 
Вне зависимости от того, на какую структуру возлагаются полномочия по управлению 

селективным  сбором  отходов,  местной  власти  не  следует  полностью  самоустраняться  от 
управления им: 
-  во-первых,  в  штате  администрации  следует  выделить  одно  лицо,  ответственное  за  все 
вопросы раздельного сбора и незагруженное никакими иными обязанностями; 
-  во-вторых,  целесообразно  введение  норм  –  заданий  по  районам,  обслуживающим 
организациям, поселению в целом по доле отходов, которые должны быть собраны раздельно 
и направлены на переработку с их ежегодным пересмотром. 

40 

 

- в-третьих, следует обеспечить единую схему раздельного сбора по всему району (например, 
определить  единую  цветность  и  маркировку  контейнеров)  и  обеспечить  единую  схему 
информирования населения по всему муниципальному району; 
-  в-четвертых  необходимо  обеспечить  справедливое  перераспределение  финансов, 
сэкономленных за счет селективного сбора между всеми его участниками для оптимального 
стимулирования; 

Все  эти  вопросы  следует  отразить  в  нормативно-правовом  акте  муниципального 

образования. Правовую основу для его принятия создает статья 13 федерального закона «Об 
отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ. 

 

5.8.   Методы сбора и удаления отходов. 

Основными  этапами  системы  обращения  с  отходами  производства  и  потребления 

являются: 

1  Сбор  —  деятельность,  связанная  с  изъятием  отходов  в  течение  определенного 

времени  из  мест  их  образования,  для  обеспечения  последующих  работ  по  обращению  с 
отходами. 

2  Транспортирование  отходов  —  деятельность,  связанная  с  перемещением  отходов 

между  местами  или  объектами  их  образования,  накопления,  хранения,  утилизации, 
захоронения и/или уничтожения. 

3  На  третьем  этапе  могут  производиться  различные  технологические  операции  и 

процедуры  переработки  и  захоронения.  Особняком  стоят  операции  утилизации,  которые 
представляют  собой  совокупность  процессов  деятельности  по  обращению  с  отходами 
производства  и  потребления.  Следует  отметить,  что  в  понятие  утилизация  включены такие 
виды деятельности как рециклинг, рекуперация, регенерация отходов. 

Действующая  в  РФ  система  государственного  регулирования  обращения  с  отходами 

базируется  на  принципах  предотвращения  образования  отходов,  минимизации  количества 
отходов в источнике их образования, максимального их вовлечение в хозяйственный оборот 
и вторичного использования, экологически безопасного размещения и захоронения отходов, 
обеспечения экологической безопасности деятельности по обращению с отходами. 

Наиболее важным этапом при создании оптимальной системы обращения с отходами 

является выбор основных приоритетов, заложенных в систему: 
1.  Создание  системы  и  концептуальное  руководство  ее  работой.  Система  обращения  с 
отходами  в  отдельно  населенном  пункте  не  может  удовлетворительно  без  руководящего 
участия властных структур, которые должны выступать не только в качестве организатора, но 
и в качестве контролера функционирования такой системы: 
-  Организация  сбора  и  вывоза  бытовых  отходов  и  мусора  относится  к  полномочиям 
администраций сельских поселений Атнинского муниципального района. 
-  Организация  утилизации  и  переработки  бытовых  и  промышленных  отходов  относится  к 
полномочиям администрации Атнинского муниципального района. 
2.  Прогрессивная технология обращения с отходами. Сбор, транспортирование, сортировка, 
утилизация и все остальные технологические операции, производимые с отходами, следует 
осуществлять  с  использованием  наиболее  удачных  достижений  передовой  отечественной 
мировой науки и техники. 
3.  Контроль за перемещением отходов. 
4.  Развитие рынка вторичных ресурсов. 
5.  Рациональная  тарифная  политика.  В  условиях  рыночной  экономики  тарифная  политика 
может  являться  существенным  рычагом  воздействие  на  функционирование  системы 
обращения  с  отходами  с  помощью  рационально  выбранных  тарифов  использование 
устаревших  методов  сбора,  транспортирования  и  размещения  отходов,  приводящих  к 

41 

 

загрязнению  окружающей  среды  и  к  потерям  вторичных  ресурсов,  могут  и  должны  стать 
экономически невыгодными. 
6.  Формирование  общественного  мнения.  Административные  усилия  в  сфере  обращения  с 
отходами  не  дадут  желаемого  результата,  если  они  не  будут  поняты  и  поддержаны 
большинством проживающего населения. Обсуждение природоохранных проблем и принятие 
решений по ним должно происходить с участием населения и строиться на основе консенсуса. 
Для его достижения необходим некий минимум знаний по обсуждаемым проблемам. Поэтому 
необходимо  постоянно  осуществлять  пропаганду  знаний  по  основным  вопросам 
природопользования, в том числе и по рациональному обращению с отходами. 

 

Сбор и транспортировка ТБО 

Сбор  ТБО  на  территории  муниципальных  образований  должен  производиться  в 

соответствии  с  требованиями  СанПиН  42-128-4690-88  «Санитарные  правила  содержания 
территории населенных мест» с учетом конкретных условий: 

- численности и плотности проживания населения в населенных пунктах; 
- уровня благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного 

отопления, этажности застройки, наличие мусоропровода); 

- сезонности; 
- архитектурно-планировочной композиции; 
- перспективы развития жилой застройки; 
- экономических возможностей. 
Сбор  и  удаление  твердых  бытовых  отходов  в  сельском  поселении  предлагается 

осуществлять  по  централизованной  планово-регулярной  системе,  в  которую  должны  быть 
включены  все  населенные  пункты  района,  вся  социальная  инфраструктура  и 
производственные предприятия. Налаженная планово-регулярная система должна обеспечить 
регулярный  и  бесперебойный  вывоз  всех  образующихся  от  населения  и  объектов 
инфраструктуры  ТБО  на  специально  созданные  для  этих  целей  объекты  переработки  и 
утилизации. 

Планово-регулярная система включает: 
- сбор, временное хранение и удаление бытовых отходов с территорий жилых домов и 

организаций в сроки, указанные в санитарных правилах; 

- обезвреживание и/или утилизацию бытовых отходов. 
Организация  планово-регулярной  системы  и  режим  удаления  бытовых  отходов 

определяются на основании решений администрации сельского поселения по представлению 
органов  жилищно-коммунального  хозяйства  и  учреждений  санитарно-эпидемиологической 
службы. 

Основными  системами  сбора  и  удаления  твердых  бытовых  отходов  являются 

контейнерная  (с  использованием  мусоросборников)  и  бесконтейнерная  или  бестарная  (без 
использования уличных мусоросборников, сигнальный способ сбора, «поквартирная» система 
удаления твердых бытовых отходов). 

На практике бестарная система удаления отходов имеет один недостаток - невозможно 

составить маршрут и график движения машины, чтобы время сбора ТБО было удобно всем 
жителям. 

Нерационально 

применять 

бесконтейнерную 

систему 

в 

многоэтажной 

благоустроенной  жилой  застройке.  В  виде  исключения,  возможно  осуществлять 
бесконтейнерный  сбор  отходов  в  одно  -  двухэтажных  домах.  В  этом  фонде  может  быть 
организована система сбора отходов путем заезда собирающего мусоровоза в определенные 
дни 

и 

часы, 

когда 

жители 

выгружают 

отходы 

в 

мусоровоз 

из 

внутриквартирных/внутридомовых сборников. 

42 

 

Контейнерная система сбора отходов бывает 2-х видов: 
- система сменяемых сборников отходов (с применением контейнерного мусоровоза). 

При системе сменяемых сборников отходов (контейнерная система) заполненные контейнеры 
различного  объема  следует  погружать  на  мусоровоз,  а  взамен  оставлять  порожние  чистые 
контейнеры. 

- система несменяемых сборников отходов (с применением кузовного мусоровоза). При 

системе  несменяемых  сборников  твердые  бытовые  отходы  из  контейнеров  необходимо 
перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на месте. Несменяемые контейнеры 
необходимо  устанавливать  на  специальных  площадках  на  территории  домовладений  или 
других обслуживаемых объектов. 

Порядок  сбора  и  удаления  бытовых  отходов  определяется  местными  условиями, 

основными из которых являются: 

- этажность и плотность застройки; 
- наличие и тип применяемых спецмашин и сборников отходов; 
- принятый способ обезвреживания и утилизации отходов. 
Для  Атнинского  муниципального  района  может  быть  рекомендована  как  100% 

контейнерная  система  сбора  ТБО  с  несменяемыми  сборниками,  так  и  смешанная  система 
сбора ТБО. 

 

Периодичность вывоза при общем сборе ТБО 

Сбор  и  вывоз  твердых  бытовых  отходов  следует  осуществлять  в  соответствии  с 

санитарно-гигиеническими  требованиями  СанПиН  42-128-4690-88  «Санитарные  правила 
содержания территорий населенных мест» и удалять ежедневно независимо от дня недели, в 
том числе в выходные и праздничные дни: холодное время года (при температуре -5° и ниже) 
должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не 
более одних суток (ежедневный вывоз). 

С территорий некоммерческих организаций: (садоводческих, огороднических и дачных 

объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов) по мере накопления, но не реже 
1  раза  в  месяц  -  за  исключением  зимнего  периода.  Может  потребоваться  дополнительное 
согласование  с  местными  органами  Федеральной  служба  по  надзору  в  сфере  защиты  прав 
потребителей и благополучия человека периодичности вывоза отходов. 

 

Сбор КГО 

Как  уже  было  отмечено,  одна  из  проблем  обращения  с  отходами  потребления  на 

территории сельского поселения – отсутствие бункеров-накопителей для КГО или специально 
оборудованных мест для временного накопления КГО. Стандартные контейнеры для мусора 
не приспособлены для накопления крупногабаритных отходов. 

Для  сбора  и  промежуточного  складирования  крупногабаритных  отходов 

предполагается сбор КГО в сменяемые бункера-накопители (7,5—8,5 м

3

). 

Один бункер позволяет обслужить в среднем от 900 до 2700 жителей в зависимости от 

периодичности вывоза отходов. 

 

Сбор вторичного сырья на местах образования 

Рекомендации по сбору вторичного сырья от населения и организаций и предприятий: 
-  Вторичное  сырье  собирается  в  исправную  тару  (плотные  мешки,  сборники, 

контейнеры и др.) или пакетируется. Тара систематически должна подвергаться чистке, мойке, 
а в случае необходимости - дезинфекции. 

-  Временное  хранение  вторичного  сырья  осуществляется  в  специально  выделенных 

помещениях  или  на  специально  отведенных  площадках  в  закрывающихся  сборниках  и 

43 

 

контейнерах. Расстояние от площадок и отдельно стоящих помещений временного хранения 
вторичного сырья до жилых и общественных зданий должно быть не менее 20 метров; 

-  Сортировка  собранного  вторичного  сырья  на  территориях  жилых домов,  детских  и 

лечебных учреждений запрещается. 

-  Для  временного  хранения  собранного  от  населения  вторичного  сырья 

домоуправления, по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой, предоставляют 
специальные помещения, располагающиеся изолированно от жилых зданий или в подвалах, 
полуподвалах  и  мусорных  камерах  жилых  зданий.  В  указанных  помещениях  вторсырье 
должно храниться раздельно по видам. 

- Контейнеры, сборники, мешки с собранным вторичным сырьем, спрессованные кипы 

макулатуры должны вывозиться автотранспортом или мусоровозами на склады предприятий 
вторичного сырья. 

Также может быть организован сбор пищевых отходов. 
Основные рекомендации по сбору пищевых отходов 
-  Собирать и использовать пищевые отходы следует  в соответствии  с  «Ветеринарно-

санитарными  правилами  о  порядке  сбора  пищевых  отходов  и  использовании  их  для  корма 
скота». 

-  Пищевые  отходы  разрешается  собирать  только  в  специально  предназначенные  для 

этого контейнеры; 

-  Контейнеры,  предназначенные  для  пищевых  отходов,  использовать  для  каких-либо 

других  целей  запрещается.  Следует  ежедневно  тщательно  промывать  контейнеры  водой  с 
применением  моющих  средств  и  периодически  подвергать  их  дезинфекции  2%-ным 
раствором  кальцинированной  соды  или  едкого  натра,  или  раствором  хлорной  извести, 
содержащей  2%  активного  хлора.  После  дезинфекции  контейнеры  необходимо  промыть 
водой.  Ответственность  за  использование  и  правильное  содержание  контейнеров  несет 
предприятие, собирающее пищевые отходы. 

-Контейнеры  для  сбора  пищевых  отходов  в  жилых  домах  следует  устанавливать  в 

местах, согласованных с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. 

-Запрещается выбор пищевых отходов из контейнеров для сбора других отходов. 
-Сбор пищевых отходов производится при раздельной системе и только при наличии 

устойчивого  сбыта  их  специализированным  откормочным  хозяйствам.  Выдача  отходов 
частным лицам запрещается. 

Рекомендации по организации приемных пунктов по заготовке вторичного сырья 
-  Стационарные  пункты  по  заготовке  вторичного  сырья  от  населения  могут 

размещаться как в отдельно стоящих помещениях, так и в первых этажах жилых домов. 

-  Пункты  должны  иметь  изолированную  от  других  помещений  комнату  для  приема 

вторичного сырья от населения; складские помещения, разделенные на отсеки для временного 
хранения различных видов вторичного сырья; санузел; шкаф для хранения чистой и рабочей 
одежды заготовителей (приемщиков). 

-  Вновь  открываемые  приемные  пункты-магазины,  размещаемые  в  первых  этажах 

жилых домов, должны иметь самостоятельный вход. 

- Все помещения приемных пунктов вторичного сырья должны содержаться в чистоте. 

Ежедневно  должна  производиться  влажная  уборка  помещения  и  не  реже  1  раза  в  месяц  - 
дезинфекция. 

-  Не  разрешается  устройство  пунктов  по  приему  вторичного  сырья  от  населения  в 

помещениях  продовольственных  и  промтоварных  магазинов,  в  помещениях  складов  этих 
магазинов, на территории предприятий торговли и общественного питания. 

44 

 

-  Оборудование  приемных  пунктов  по  приему  вторичного  сырья  от  населения  на 

территории  рынков  производится  по  согласованию  с  учреждениями  санитарно-
эпидемиологической службы. 

Рекомендуется  оборудовать  пункты  приема  вторичного  сырья  прессами  для 

макулатуры и пакетирования лома и металлов и т.п. 

В  рамках  системы  раздельного  сбора  отходов  может  быть  организован  сбор  лома, 

черных и цветных металлов. Осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов 
и их отчуждение могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, если имеются 
документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы. 

Расположение пунктов приема вторсырья по территории населенного пункта должно 

быть  равномерным,  оптимальным  считается  расположение  одного  пункта  комплексного 
приема  вторичного  сырья  (макулатура,  полимеры,  стекло,  металлические  банки)  на  10  - 15 
тыс. жителей. 

Наряду  со  стационарными  пунктами  приема  вторичного  сырья  от  населения 

существует  возможность  создания  передвижных  пунктов  приема  вторсырья.  В  пунктах 
приема  вторсырья  целесообразно  принимать  следующие  материалы  и  изделия:  макулатура, 
картон,  смеси  жестяных  и  алюминиевых  банок,  ПЭТ-бутылки,  стеклотара,  текстиль, 
аккумуляторы,  электрические  кабели  и  изделия  из  цветных  металлов,  отработанные 
автомобильные покрышки. 

Основные  источники  поступления  вторсырья:  малоимущие,  предприятия  розничной 

торговли, мелкие производственные предприятия и конторы. 

Авторы проекта считают целесообразным организацию одного стационарного пункта 

приема вторичного. 

Все  пункты  сбора  вторсырья  должны  принимать  отработанные  энергосберегающие 

лампы  от  населения,  осуществлять  их  накопление  в  предназначенных  для  этих  целей 
контейнерах  (до  11  месяцев)  и  передавать  специализированным  организациям  для 
траспортировки  на  переработку.  В  случае  наличия  у  организации,  эксплуатирующей  пункт 
сбора  вторсырья,  лицензии  на  деятельность  по  сбору,  подготовке,  транспортированию, 
утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса в часть транспортирования, 
предприятие  самостоятельно  транспортирует  отходы  к  месту  переработки  или  к  месту 
перегрузки в спецтранспорт компании, которая произведет утилизацию. 

 

Маршруты работы спецавтотранспорта 

Своевременность  удаления  твердых  бытовых  отходов  достигается  детальной 

разработкой 

маршрутов 

движения 

спецавтотранспорта, 

предусматривающих 

последовательный  порядок  передвижения  транспортной  единицы  от  объекта  к  объекту  в 
пределах одной поездки (т.е. до полного заполнения машины). 

Маршруты  движения  спецавтотранспорта  составляют  в  форме  маршрутных  карт  и 

графиков. 

Графики 

работы 

спецавтотранспорта, 

утверждаемые 

руководителем 

специализированного  предприятия,  выдают  водителям,  а  также  направляют  в  жилищно-
эксплуатационные организации и в санитарно-эпидемиологическую станцию. Все маршруты 
разрабатывают в графической и текстовой формах. Графическая форма маршрутов сбора ТБО 
-  это  нанесенные  на  план  населенного  пункта  (района)  линии  движения  соответствующих 
мусоровозов  с  указанием  начального  и  конечного  пунктов  сбора,  а  также  направления 
движения.  Текстовая  форма  маршрута  сбора  ТБО  -  это  последовательное  перечисление 
адресов  домовладений,  обслуживаемых  за  один  рейс  мусоровоза  до  его  максимального 
заполнения.  В  маршрутных  картах  должны  быть  установлены  наиболее  рациональное 
направление движения машин, дистанция нулевых (от места стоянки машин до места работы) 
и холостых пробегов. 

45 

 

Маршрутные  карты  и  маршрутные  графики  разрабатываются  коммунальными 

организациями, осуществляющими сбор и вывоз ТБО и КГО. В соответствии с п. 6.4. СанПиН 
4690-88  «Предприятиям  по  уборке  следует:  своевременно  осуществлять  (в  соответствии  с 
договорами)  вывоз  твердых  и  жидких  бытовых  отходов  с  территорий  жилых  домов, 
организаций,  учреждений  и  предприятий;  составлять  на  каждую  спецмашину  маршрутные 
графики  со  схемой  движения;  корректировать  маршрутные  графики  в  соответствии  с 
изменившимися  эксплуатационными  условиями;  обеспечивать  обязательное  выполнение 
утвержденных маршрутных графиков». 

Маршрутные 

графики 

пересматриваются 

при 

изменениях 

количества 

накапливающихся  отходов,  при  вводе  в  строй  или  выбытии  объектов  обслуживания, 
изменении условии движения на участке и т.п. 

При  разработке  маршрутов  движения  спецавтотранспорта  необходимо  располагать 

следующими исходными данными: 

-  подробной  характеристикой  подлежащих  обслуживанию  объектов  и  района 

обслуживания в целом; 

-  сведениями  о  накоплении  бытовых  отходов  по  отдельным  объектам,  состоянии 

подъездов,  интенсивности  движения  по  отдельным  улицам,  о  планировке  кварталов  и 
дворовых  территорий,  местоположении  объектов  обезвреживания  и  переработки  бытовых 
отходов; 

- по каждому участку должны быть данные о числе установленных сборников отходов. 
Для  составления  маршрутов  сбора  и  графиков  движения,  обслуживаемые 

домовладения  объединяют  в  группы  с  общим  накоплением  ТБО  за  период  между  двумя 
заездами мусоровоза, равным количеству отходов, которое мусоровоз может вывезти за одну 
поездку. 

Протяженность  маршрутов  по  удалению  отходов  зависит  от  архитектурно-

планировочной  композиции  населенного  пункта,  размещения  ремонтных  баз,  стоянок 
спецавтотранспорта,  мусороперегрузочных  станций,  предприятий  по  обезвреживанию  и 
других служб санитарной очистки населенного пункта. 

Разработка  маршрутов  сбора  ТБО  может  производиться  специалистами  на  основе 

опыта и определенных правил (эвристический способ) или с применением математического 
моделирования процесса сбора ТБО. 

При разработке маршрутов движения спецавтотранспорта следует руководствоваться 

следующими правилами: 
–  для  обеспечения  шумового  комфорта  жителей  бытовые  и  пищевые  отходы  необходимо 
удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов; 
–  маршрут сбора должен проходить в направлении к месту обезвреживания/выгрузки ТБО; 
–  сводить до минимума повторные пробеги спецавтотранспорта по одним и тем же улицам; 
–  начальный  пункт  маршрута  сбора  следует  располагать  ближе  к  спецавтохозяйству,  если 
рабочий день начинается на этом маршруте; 
–  объединять объекты, расположенные на улицах с особо интенсивным движением и улицах 
с большим потоком пешеходов, в маршруты, подлежащие обслуживанию в первую очередь, 
до наступления часов «пик»; 
–  объединять все объекты по системам сбора твердых бытовых отходов; 
–  на улицах с большим уклоном (более 12-15%) процесс сбора должен идти под уклон; 
–  правые  повороты  в  квартальных  проездах  используют,  по  возможности,  чаще  (с  целью 
исключения  пересечений  с  встречным  потоком  транспорта  и  маневрирования  на 
перекрестках); 
–  тупиковые улицы следует обслуживать таким образом, чтобы въезд на них осуществлялся 
правым поворотом; 

46 

 

–  при  применении  кузовных  мусоровозов  продолжать  маршрут  до  полного  заполнения 
кузова; 
при  наличии  нескольких  мест  обезвреживания  обеспечить  правильное  закрепление 
маршрутов  за  соответствующими  местами  обезвреживания,  предусматривая  минимальные 
пробеги: 

  время, затрачиваемое на выполнение маршрута, устанавливают путем хронометража на 

характерных  участках  или  на  основании  нормативных  данных  в  зависимости  от  типа 
мусоровоза,  состава  бригады  и  других  факторов.  При  назначении  маршрутов  следует 
сохранять равномерную нагрузку на каждую транспортную единицу. 

  маршрут  сбора  должен  предусматривать  наличие  резервных  участков  для  заполнения 

мусоровоза в случае его недогрузки на основном маршруте. 

За  каждой  транспортной  единицей  закрепляют  участок  сбора  с  числом  поездок, 

соответствующим  производительности  в  смену,  при  этом,  по  возможности,  сохраняют 
равномерную нагрузку на каждую транспортную единицу данного типа. 

В  дополнение  к  маршрутам  движения  мусоровозов  целесообразно  разрабатывать 

подробный график (расписание) движения, который позволяет в любое время определить, где 
находится мусоровозная машина, какой объект  она обслуживает,  когда должна прибыть на 
конечный пункт маршрута или к месту разгрузки, когда приступит к следующему маршруту. 
В  настоящее  время  все  большее  применения  находят  системы  спутникового  слежения  за 
автотранспортом,  способные  обеспечить  и  контроль  спецтехники:  контроль  скорости, 
передвижения по запрещенным и разрешенным районам местности, фиксация контрольных 
точек маршрута и время прохождения, остановки, контроль топлива и т.д. 

Система гораздо успешнее, чем человеческий фактор, решает задачи, слежения, охраны 

и  контроля.  Спутниковый  мониторинг  транспорта  -  самый  надежный,  качественный  и 
многофункциональный  вариант  слежения.  В  России  наиболее  известны  две  спутниковых 
навигационных системы - ГЛОНАСС и GPS. 

Установка  таких  систем  позволит  сделать  деятельность  по  сбору  и  транспортировке 

ТБО  максимально  экономически  выгодной  и  пресечь  образование  несанкционированных 
свалок, а значит дать и экологический эффект. Современные системы спутникового слежения, 
предлагаемые  на  рынке,  предназначены  для  контроля  подвижных  объектов  в  режиме 
реального  времени.  Данные  о  контролируемом  транспортом  средстве  поступают 
непосредственно  к  диспетчеру  системы  мониторинга  транспорта  с  задержкой  не  более  10 
секунд  при  движении  и  5  минут  при  простое  транспорта.  Кроме  местоположения,  система 
слежения и мониторинга транспорта позволяет контролировать в режиме реального времени 
скорость,  направление  движения,  состояние  подключенных  датчиков:  уровень  и  расход 
топлива, тревожная кнопка, зажигание, работа спецоборудования и т.д. 

Периодически  организовываются  проверочные  обкатки  маршрутов,  осуществляется 

контроль исполнения графиков, в процессе работы каждый график 1—2 раза в год проверяют 
и корректируют. 

При  изменении  местных  условий  (устройство  дополнительных  контейнерных 

площадок,  контейнеров,  ремонте  дорожных  покрытий  на  одной  из  улиц  и  т.д.)  маршруты 
корректируют. 

Принимая  во  внимание  удаленность  от  районного  центра  населенных  пунктов,  их 

численность и плотность, технические характеристики специализированного транспорта для 
вывоза  ТБО,  осуществлен  выбор  оптимальных  маршрутов  движения  мусоровозов  и 
периодичности вывоза ТБО из населенных пунктов. 

 

47 

 

5.9.  Решения по конструкции контейнерных площадок, требования по их 

эксплуатации 

Контейнеры 

Конструкция контейнерной площадки выбирается в зависимости от типа контейнеров, 

расположенных  на  ней.  В  зависимости  от  системы  сбора  контейнеры  подразделяются  на 
контейнеры  для  раздельного  сбора  и  контейнеры  для  смешанного  сбора.  По  степени 
мобильности, контейнеры подразделяются на мобильные (с колесиками) и стационарные. По 
материалу, из которого изготовлены, контейнеры бывают металлическими и пластиковыми. 
По виду покрытия: окрашенные или оцинкованные. По степени изолированности от внешних 
факторов  делятся  на  контейнеры  с  крышкой  и  без  (крышка  помогает  предотвратить 
проникновение в контейнер грызунов и распространения неприятных запахов). По емкости 
контейнеры  для  ТБО  как  правило  бывают  в  диапазоне  от  0,4  до  6  м

3

.  Для  установки  на 

контейнерных площадках городов применяются несменяемые контейнеры емкостью 0,75-1,1 
м

3

.  Их  конструктивные  показатели  обеспечивают  совместимость  со  всеми  современными 

типами  отечественных  мусоровозов.  Контейнеры  бывают  заглубленными  (расположенные 
ниже  уровня  земли)  и  установленные  на  грунте  или  на  контейнерной  площадке.  Авторами 
проекта  рассмотрены  варианты  применения  различных  контейнеров.  В  результате  анализа 
пластиковые  контейнеры  были  признаны  эффективными  (относительно  небольшая  масса, 
низкая слипаемость, небольшая масса, слабое прилипание компонентов ТБО к стенкам и дну 
контейнера,  легко  моются  и  очищаются  от  загрязнений,  в  условиях  минусовых  температур 
примерзание  сырого  мусора  к  внутренним  поверхностям  пластмассовых  контейнеров  не 
происходит  из-за  не-значительной  силы  сцепления  пластмасс  со  льдом),  однако 
неприменимыми в Российских условиях ввиду неустойчивости к морозам, низкой культуры 
населения  (нередки  случаи  поджога  ТБО),  поэтому  более  рационально  применение 
металлических  контейнеров.  Рассмотрев  возможность  применения  мобильных  контейнеров 
(рис.  5.9,  5.10),  оснащенных  колесами,  авторы  проекта  пришли  к  выводу,  что  они  удобны 
(можно  подкатить  к  месту  загрузки  в  мусоровоз  в  условиях  плотной  застройки),  однако 
нередки  случаи  краж  таких  контейнеров.  Но  эта  проблема  в  России  решается  фиксацией 
контейнеров  стальными  цепями  с  замками.  Поэтому  выбор  пал  на  стационарные 
металлические  контейнеры,  окрашенные,  0,75  кубовые,  с  установкой  их  на  контейнерные 
площадки (рис. 5.11). Стоимость контейнеров различается в весьма широких пределах: от 3,5 
до 16 тыс. рублей. Контейнеры отечественного производства емкостью 0,75м

3

 из окрашенного 

металла с прогрунтованной и окрашенной в два слоя внутренней поверхностью стоят от 6,5 
тыс. рублей; изготовленные по Евростандарту и окрашенные износостойкими эмалями – до 12 
тыс. рублей; контейнеры из пластических масс – в среднем 10-12 тыс. рублей. 

 

Рисунок 5.9. Мусорный контейнер МКИ -1100. 

48 

 

Большие  мусорные  контейнеры  типа  МКИ-1100  в  пластиковом  исполнении 

изготовлены из полиэтиленового полимера низкого давления, который на длительный срок 
защищен  от  ультрафиолетового  излучения.  Оснащены  стопором  колес  или  стояночным 
тормозом,  корпус  изготовлен  из  полиэтиленового  полимера  низкого  давления,  который  на 
длительный срок защищен от ультрафиолетового излучения; оснащены стопором колес или 
стояночным тормозом; на днище установлена горловина для слива жидкости; 

 

Рисунок 5.10. Евроконтейнер (окрашенный, оцинкованный). 

 

 

Рисунок 5.11. Стандартные металлические контейнеры емкостью 0,75 м³. 

Наряду с этим рассматривается применение стационарных металлических контейнеров 

с двумя откидными крышками модификации КТБО-01-0,75-кп (рис. 5.12), предназначенных 
для  сбора  твердых  бытовых  отходов  в  местах  малоэтажной  застройки,  в  том  числе  в 
коттеджных  поселках,  в  местах  сбора  отходов  организаций  общественного  питания  и 
торговли,  медицинских,  дошкольных  и  учебных  заведений,  в  местах  массового  отдыха 
населения и т.п. 

 

Рисунок 5.12. Мусорный Контейнер для твердых бытовых отходов мод. КТБО-01-0,75-кп. 

49 

 

Мусорный  контейнер  снабжен  двумя  откидными  крышками,  нормальное  положение 

которых  –  закрытое,  что  препятствует  проникновению  в  контейнер  животных  и 
распространению  ТБО  вокруг  контейнерной  площадки  порывами  ветра.  Загрузка  ТБО 
производится  при  нажатии  ногой  на  педаль,  расположенную  в  нижней  передней  части 
мусорного  контейнера,  при  этом  крышки  откидываются,  открывая  доступ  вовнутрь 
контейнера.  После  снятия  ноги  с  педали  крышки  мусорного  контейнера  закрываются  под 
собственным  весом.  Выгрузка  контейнера  производится  мусоровозами,  которые  снабжены 
манипуляторами переднего захвата контейнеров, например типа КО-449. При перегрузке ТБО 
в емкость мусоровоза крышки контейнера открываются под собственным весом, что позволяет 
содержимому  контейнера  беспрепятственно  переместиться  в  емкость  мусоровоза.  После 
установки контейнера на площадку с помощью манипулятора мусоровоза крышки контейнера 
возвращаются в нормальное (закрытое) положение. 

Емкость мусорного контейнера - 0,75 м

3

, масса контейнера – 110 кг. 

Отличительные особенности мусорного контейнера:  

- повышенная прочность;  
- простота и легкость открывания крышек при загрузке ТБО с помощью ножного педального 
привода;  
- захват мусорного контейнера манипулятором мусоровоза при закрытых крышках;  
- минимальное просыпание мусора при перегрузке ТБО из контейнера в емкость мусоровоза. 

 

Рисунок 5.13. Контейнер для сбора КГО. 

Размещение контейнеров осуществляется на обустроенных площадках в жилых зонах, 

а  также  возле  общественных  зданий  и  сооружений.  В  местах  образования 
несанкционированных свалок планируется установка бункеров большой вместимости. 

Складирование отходов от объектов инфраструктуры в контейнеры, предназначенные 

для сбора ТБО от жилых домов, не допускается. При наличии мусоропровода в жилом здании 
люки  мусоропроводов  должны  располагаться  на  лестничных  площадках.  Крышки 
загрузочных  клапанов  мусоропроводов  на  лестничных  клетках  должны  иметь  плотный 
притвор,  снабженный  резиновыми  прокладками.  Располагать  мусоропроводы  в  стенах, 
ограждающих  жилые  комнаты,  не  допускается.  Мусоропровод  должен  содержаться  в 
исправном  состоянии,  быть  оборудован  устройствами,  обеспечивающими  возможность  его 
очистки,  дезинфекции  и  дезинсекции.  Мусороприемная  камера  должна  быть  оборудована 
водопроводом, канализацией и простейшими устройствами по механизации мусороудаления, 
а  также  самостоятельным  вытяжным  каналом,  обеспечивающим  вентиляцию  камеры, 
содержаться  в  исправном  состоянии.  Вход  в  мусороприемную  камеру  должен  быть 
изолирован от входа в здание и другие помещения. Входная дверь должна иметь уплотненный 
притвор.  Не  допускается  расположение  мусороприемной  камеры  непосредственно  под 
жилыми комнатами или смежно с ними. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для 
сбора  бытовых  отходов  и  мусора,  должны  вывозиться  или  опорожняться  ежедневно.  Для 
установки  контейнеров  должна  быть  оборудована  специальная  площадка  с  бетонным  или 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/