ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2017 год) - часть 1

 

 

 

Содержание 

Содержание ..............................................................................................................................................2

 

1.

 

Введение ...........................................................................................................................................3

 

2.

 

Общие сведения о муниципальном районе и природно-климатические условия ....................4

 

2.1.

 

Общие сведения о муниципальном районе .................................................................................4

 

2.2.

 

Природно-климатические и инженерно-геологические условия ..............................................4

 

3.

 

Материалы по существующему состоянию и развитию муниципального образования .........8

 

3.1.

 

Существующая и расчетная численность населения, в том числе по населенным пунктам .8

 

3.2.

 

Жилой фонд Атнинского муниципального района РТ ............................................................10

 

3.3.

 

Обеспеченность  Атнинского  муниципального  района  РТ  объектами  социальной 

инфраструктуры. ...................................................................................................................................10

 

3.4.

 

Показатели по улично-дорожной сети.......................................................................................11

 

3.5.

 

Системы  канализации  и  охват  жилого  фонда,  размещение  и  мощность  очистных 

сооружений ............................................................................................................................................11

 

3.6.

 

Зеленые  насаждения  общего  пользования,  материалы  по  загрязнению  окружающей 

среды .......................................................................................................................................................12

 

4.

 

Современное состояние системы санитарной очистки и уборки Атнинского 

муниципального района Республики Татарстан ................................................................................14

 

4.1.

 

Охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза твердых бытовых отходов 

(ТБО), методы сбора и вывоза .............................................................................................................14

 

4.2.

 

Состояние  контейнерных  площадок,  количество  эксплуатируемых  мусоросборников, 

организация их мойки и дезинфекции ................................................................................................14

 

4.3.

 

Действующие тарифы по сбору, транспортировке и захоронению ТБО ...............................14

 

4.4.

 

Организация механизированной уборки населенных пунктов ...............................................17

 

4.5.

 

Действующие тарифы по сбору, транспортированию и захоронению ТБО ..........................17

 

5.

 

Твердые коммунальные (бытовые) отходы ................................................................................18

 

5.1.

 

Нормативно - правовое регулирование обращения с отходами потребления. ......................23

 

5.2.

 

Перечень правил и стандартов для расчета объемов образования ТБО ................................24

 

5.3.

 

Расчет  объема  накопления  твердых  бытовых  отходов  от  жилищного  фонда  и  объектов 

социальной инфраструктуры, а также прогноз изменения количества образующихся ТБО ........27

 

5.4.

 

Расчет объемов отходов, образующихся при уборке улиц, дорог, площадей и тротуаров ..31

 

5.5.

 

Расчет образования твердых бытовых отходов от производственных предприятий ...........31

 

5.6.

 

Расчет образования твердых бытовых отходов всего по муниципальному району. ............31

 

5.7.

 

Рекомендации по раздельному сбору ценных компонентов ТБО ..........................................32

 

5.8.

 

Методы сбора и удаления отходов. ............................................................................................40

 

5.9.

 

Решения по конструкции контейнерных площадок, требования по их эксплуатации .........47

 

5.10.

 

Экономическое  обоснование  возможности  применения  двухэтапного  метода  удаления 

отходов с использованием мусороперегрузочных станций. .............................................................57

 

5.11.

 

Определение необходимого количества мусоровозного транспорта и мусоросборников на 

первую очередь (2022 г.) и расчетный срок (2037 г.) ........................................................................60

 

5.12.

 

Технология промышленной переработки ТБО .........................................................................73

 

5.13.

 

Мероприятия по устройству утилизации ТБО ..........................................................................80

 

5.

 

Жидкие бытовые отходы ..............................................................................................................90

 

6.

 

Содержание и уборка придомовой территории .........................................................................96

 

6.2.

 

Количество технологических материалов, спецмашин и оборудования .............................112

 

7.

 

Транспортно-производственные базы .......................................................................................125

 

8.

 

Медицинские отходы ..................................................................................................................132

 

9.

 

Капиталовложения на мероприятия по очистке территорий ..................................................137

 

Список использованных источников ................................................................................................138

 

1. 

Введение 

Проект генеральной схемы санитарной очистки территорий Атнинского муниципального 

района  Республики  Татарстан  разработан  в  соответствии  с  постановлением  Госстроя  РФ  от 
21.08.2003  №  152  «Об  утверждении  Методических  рекомендаций  о  порядке  разработки 
генеральных схем очистки территорий  населенных пунктов  Российской Федерации» и  учетом 
требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных 
мест». 

Схема  санитарной  очистки  представляет  собой  комплекс  природоохранных,  научно-

технических, 

производственных, 

социально-экономических 

и 

других 

мероприятий, 

обеспечивающих эффективное решение проблем в системе санитарной очистки населенных мест 
в муниципальном образовании. 

Она  определяет  очередность  осуществления  мероприятий,  объем  работ  по  всем  видам 

очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления и обезвреживания отходов, необходимое 
число  контейнеров,  количество  мусоровозов,  целесообразность  организации  объекта 
обезвреживания ТБО (полевого компостирования), укрупненные показатели капиталовложений. 
Схема разработана на срок с выделением I очереди мероприятий на 5 лет (2022 г.), и выделением 
расчетного  срока  на  20  лет  до  2037  года.  Через  каждые  пять  лет  схема  корректируется  путем 
внесения необходимых уточнений и дополнений (с учетом динамики развития промышленности, 
производства, инфраструктуры и численности проживающего населения) 

Проектные решения схемы направлены на  внедрение раздельного сбора, максимальное 

использование  отходов  в  качестве  вторичных  материальных  ресурсов,  ликвидацию 
несанкционированных  объектов  размещения  отходов  и  минимизацию  общего  объема 
размещаемых  отходов,  а  также  на  развитие  технической  базы  системы  обращения  с 
коммунальными отходами. 

По представлению заказчика генеральная схема очистки утверждается органами местного 

самоуправления. 

Проблема загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления сегодня 

перешла  в  разряд  глобальных.  Ее  усугубление  может  привести  к  дестабилизации  биосферы, 
утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые 
для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения 
и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности. 

Благоустройство населенных мест – совокупность работ и мероприятий, осуществляемых 

для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, 
поселков  городского  типа,  сельских  населенных  мест,  курортов  и  мест  массового  отдыха. 
Благоустройство  населенных  мест  охватывает  часть  вопросов,  объединяемых  понятием 
"градостроительство",  и  характеризует  прежде  всего  уровень  инженерного  оборудования 
территории  населенных  мест,  санитарно-гигиеническое  состояние  их  воздушных  бассейнов, 
водоемов и почвы. 

Важная  часть  благоустройства  –  санитарная  очистка  населенных  мест  (сбор  мусора  и 

отбросов,  их  утилизация  и  уничтожение,  соблюдение  чистоты  на  городской  территории, 
рациональное использование парка коммунальных машин). 

Сегодня главная задача не только государства, муниципальных органов управления, но и 

общественности  –  формирование  активной  жизненной  позиции  населения  в  сфере  решения 
проблем экологического характера. 

 

2.  Общие сведения о муниципальном районе и природно-

климатические условия 

2.1.  Общие сведения о муниципальном районе 

Атнинский  муниципальный  район  расположен  на  северо-западе  Республики  Татарстан, 

граничит  с  Арским,  Высогорским  районами  Республики  Татарстан  и  Моркинским  районом 
Республики Марий Эл. 

Площадь территории составляет 681,4 км². Население 13215 чел. 
Районный центр - село Большая Атня – расположен в 53 км к северу от Казани, в 30 км к 

юго-востоку от железнодорожной станции Куркачи. Население - 2,9 тыс. человек. 

Территория района до 1920 года входила в Казанский и Царёвококшайский уезды, а с 1920 

по 1930 год – в Арский кантон. Образован 10 августа 1930 года как Тукаевский район, в 1938 
году  переименован  в  Атнинский.  Упразднён  12  октября  1959  года  с  передачей  территории  в 
состав Тукаевского района. Восстановлен 25 октября 1990 года выделением из состава Арского 
района. 

Территория  района  поделена  на  12  сельских поселений,  объединяющих  46  населенных 

пунктов. 

Сельское 

хозяйство. 

Район 

является 

чисто 

сельскохозяйственным. 

10 

сельскохозяйственных  предприятий  производят  пшеницу,  рожь,  овес,  гречиху,  ячмень,  просо, 
горох, рапс, подсолнечник. 

Животноводство  представлено  мясо-молочным  скотоводством  и  овцеводством. 

Предприятия,  обслуживающие  сельское  хозяйство:  ОАО  "АтняАгрохимсервис",  ООО 
"Атнинская сельхозтехника" 

 Образование.  В  районе  функционируют  11  средних,  1  основная,  9  начальных 

общеобразовательных  школ,  1  начальная  школа-детский  сад,  11  детских  садов.  Обучение  и 
воспитание во всех образовательных учреждениях ведется на татарском языке. Дополнительные 
образовательные  услуги  оказываются  Атнинским  Домом  школьников,  Детско-юношеской 
спортивной  школой  и  Детской  школой  искусств.  Имеется  учреждение  среднего 
профессионального образования – Атнинский сельскохозяйственный техникум имени Г.Тукая. 

 Культура. В районе имеется Культурно-спортивный центр, 13 сельских Домов культуры, 

27 клубов, центральная районная библиотека, детская библиотека, краеведческий музей, музеи 
Ш.Марджани и С.Хакима. Строится здание спортивного комплекса. Атнинский народный театр, 
имеющий  более  чем  90летнюю  историю,  в  марте  2011  приобрел  статус  государственного 
драматического театра. 

Медицина.  Медицинские  услуги  населению  оказываются  Атнинской  центральной 

районной больницей и 27 фельдшерско-акушерскими пунктами. 

 

2.2.  Природно-климатические и инженерно-геологические условия 

Положение  муниципального  района  в  центре  Евразийского  материка  определяет  резко 

континентальный  характер  его  климата,  выражающийся  в  значительных  колебаниях 
температуры  воздуха  как  внутри  года,  так  и  в  течение  суток.  Климатические  особенности 
рассматриваемой  территории  формируются  под  воздействием  азиатской  части  Евразии, 
переохлажденной зимой  и  перегретой  летом,  а  также  под  смягчающим  влиянием  западного  и 
юго-западного переноса воздушных масс. Климат характеризуется умеренно суровой снежной 
зимой  и  теплым  летом.  Влияние  Куйбышевского  водохранилища  на  климат  муниципального 
района не оказывает влияния. 

В течение почти всего года здесь преобладает интенсивная циклоническая деятельность. 

Весной  имеют  место  меридиональные  переносы,  способствующие  обмену  воздушных  масс 
между севером и югом, что вызывает как интенсивное таяние снега, так и типичные для весны 

 

возвраты  холодов.  Летом  погода  формируется  в  основном  за  счет  трансформации  воздушных 
масс в антициклонах, чему способствует большой приток солнечной энергии. 

По наблюдениям на станции Казань в течение всего года преобладает  пасмурное небо. 

Лишь  в  летние  месяцы  повторяемость  пасмурного  неба  чуть  меньше  50%.  Только  каждый 
четвертый день относится к ясным. В итоге 156 дней в году являются пасмурными и 37 – ясными. 
При этом средний балл облачности равен 7,0 при колебаниях в разные месяцы от 5,8 до 8,2.  

Температура  воздуха.  Годовой  радиационный  баланс  подстилающей  поверхности 

положительный (1 350 МДж/м2), но с ноября по март он становится отрицательным. В основном 
по этой причине положительные средние месячные температуры воздуха наблюдаются с апреля 
по октябрь. Средняя годовая температура меняется в различные по метеоусловиям годы от 0,5 до 
6,3 °C, составляя в среднем 3,4 °C. 

Наиболее теплым месяцем является июль, когда средняя температура достигает 19–20 °C. 

Абсолютный максимум температуры воздуха за сутки равен 39,0 °C (зафиксирован на станции 
Казань-опорная  1  августа  2010  года).  Январь  обладает  самой  низкой  среднемесячной 
температурой (до –13 °C, а при экстремально холодных зимах до –22 °C). Абсолютный минимум 
температуры воздуха за сутки также наблюдался в январе (–46,8 °C; 21 января 1942 года, станция 
Казань-опорная). Общая годовая амплитуда температур составляет около 86 °C. 

Переход суточной температуры через 0 °C весной происходит в первой декаде апреля, и в 

это же время на реках начинается половодье. Весенний и осенний переходы температуры воды 
через 0,2 °C довольно хорошо совпадают с температурами воздуха +5 °C и т.д. Температурный 
режим  прямо  или  косвенно  контролирует  сроки  наступления  и  окончания  всех  основных  фаз 
режима водных объектов (половодной, летней и зимней межени, ледового режима и др.), а также 
особенности их проявления. 

Температура  почвы.  Температура  почвы  и  тесно  связанная  с  ней  глубина  промерзания 

определяют  условия  фильтрации  воды  при  весеннем  снеготаянии,  что  в  свою  очередь 
контролирует возобновление запасов подземных вод и подземное питание рек. 

В  среднем  первые  заморозки  на  почве  происходят  16  сентября  (при  колебаниях  от  8 

августа до 6 октября).  Безморозный период длится в среднем 119 дней (в 1963 г.  – только 59 
дней). Процесс промерзания почвы продолжается около 5 месяцев и прослеживается до глубины 
1,1 м (в суровые зимы – до 1,5 м). Максимальной глубины промерзание достигает в феврале. В 
марте на поверхности почвы и до глубин 60 см отрицательная температура еще сохраняется, но 
уже в апреле по всей вертикали устанавливается положительная температура. 

Наиболее быстро прогревание почвы идет в мае и максимум температуры на поверхности 

почвы достигается в июле. С мая по август температура с глубиной постепенно уменьшается. В 
сентябре  максимум  смещается  на  глубину  60  см.  В  дальнейшем  эпюра  температуры 
перестраивается  –  с  углублением  температура  возрастает.  Это  распределение  сохраняется  до 
апреля. 

Пространственное  распределение  дат  и  глубин  промерзания  исключительно  пестрое  и 

зависит  от  таких  факторов  как  механический  состав  почвы,  характер  растительности,  высота 
снежного  покрова  и  т.п.  Так,  например,  продолжительность  безморозного  периода  на  ровных 
безлесных участках по сравнению с лесными полянами увеличивается на две недели, а в верхних 
частях склонов – даже на три недели. При этом возрастает и глубина промерзания. 

Ветер.  Направление  и  скорость  ветра  в  основном  определяются  особенностями 

циркуляции  атмосферы.  В  то  же  время  ветровой  режим  очень  тесно  связан  с  местными 
условиями (рельефом, растительностью, наличием открытых водных поверхностей, застройкой 
территории  и  т.д.).  В  свою  очередь  характеристики  ветра  влияют  на  испарение,  метелевое 
перераспределение снега, ветровую эрозию почв, комфортность метеоусловий. Особое значение 
при этом имеет сильный ветер. 

 

В целом в течение года явно преобладают ветра южных и, в меньшей степени, западных 

румбов.  Преимущественно  с  этих  направлений  ветер  дует  в  течение  10  месяцев.  Средние 
скорости  его  в  среднем  не  велики  (менее  5  м/с).  Сильный  ветер  наблюдается  в  течение  года 
только 10 дней. 

Осадки. По наблюдениям на метеостанции Казань суммарное годовое количество осадков 

меняется от 376 до 797 мм при средней величине 578 мм. В холодный сезон выпадает в среднем 
193 мм осадков (около 33% годовой нормы). 

Для  формирования  речного  стока  воды,  взвешенных  и  растворенных  веществ  большое 

значение имеют различные виды экстремальных величин. Выборка некоторых из них однозначно 
свидетельствует  об  очень  большой  изменчивости  в  режиме  выпадения  осадков.  Месячные  и 
суточные максимумы осадков приходятся на летний период, а минимумы – на зимний период. 
Тем не менее, к началу снеготаяния в снежном покрове аккумулируется значительное количество 
воды. Его максимум достигается в феврале – марте (90–150 мм), обеспечивая тем самым большие 
расходы воды в половодье. Если минимальное месячное и суточное количество осадков равно 
или почти равно нулю, то максимумы более изменчивы. 

 

Ландшафтные условия. Геологическое строение. 

Ландшафтные условия. Территория Атнинского муниципального района расположена в 

пределах  бореальной  ландшафтной  зоны,  подтаежной  подзоны,  Шошма-Ашитского  и 
Казанского возвышенных ландшафтных районов, а также южнотаежной ландшафтной подзоны 
Илетско-Ашитского возвышенного района.  

Северная часть муниципального района приходится на Илетско-Ашитский возвышенный 

ландшафтный 

район 

с 

Приуральско- 

широколиственно- 

пихтово- 

еловыми 

неморальнотравяными и сосново-еловыми зеленомошными лесами (с доминированием культур 
сосны и ели) на дерново-подзолистых и светло-серых лесных почвах.  

Центральная  часть  муниципального  района  относится  к  Казанскому  возвышенному 

ландшафтному  району  с  Приуральскими  сосново-еловыми  (доминированием  культуры  ели  и 
сосны) и широколиственно-еловыми неморальнотравяными, фрагментами широколиственными 
(с липой и дубом) лесами на светло-серых лесных и дерново-подзолистых почвах.  

Южная  часть  Атнинского  муниципального  района  находится  в  Шошма-Ашитском 

возвышенном  ландшафтном  районе  с  Приуральскими  сосново-еловыми  и  широколиственно-
еловыми неморальнотравяными фрагментами широколиственными лесами (в настоящее время с 
доминированием сосняков и березняка) на светло-серых лесных и дерново-подзолистых почвах.  

Доминирующим типом природно-территориального комплекса является склоновый тип 

местности. 

Геологическое  строение.  В  геологическом  строении  территории  Атнинского  района  на 

глубину,  влияющую  как  на  условия  проектирования  и  строительства,  так  и  эксплуатацию 
инженерных сооружений, принимают участие пермские и четвертичные отложения.  

Пермская  система  (Р)  представлена  среднепермским  (биармийским)  отделом  (Р2), 

включающим казанский (Р2kz) и уржумский ярусы (Р2ur). 

Казанский  ярус  (Р2kz).  Отложения  яруса  распространены  повсеместно.  Суммарная 

мощность отложений составляет 110-150 м.  

По  условиям  осадконакопления  казанский  ярус  подразделяется  на  нижний  (Р2kz1)  и 

верхний (Р2kz2) подъярусы, где нижний представлен, преимущественно, глинами, а верхний – 
известняками и песчаниками.   

Уржумский  ярус  (Р2ur).  Уржумские  отложения  залегают  на  казанских  породах 

трансгрессивно, с размывом. В основании яруса часто наблюдаются прослои грубообломочных 
песчаников  и  конгломератов,  брекчий,  состоящих  из  полуокатанных  обломков, 

 

сцементированных глинисто-карбонатным гипсовым цементом. Мощность отложений достигает 
30-35 м. 

Четвертичные  образования  (Q)  включают  элювиально-делювиальные  и  аллювиальные 

генетические типы.  

Элювиальные и элювиально-делювиальные образования распространены в виде чехла на 

водоразделах  и  приводораздельных  склонах,  а  также  образуют  шлейфы  в  основании  склонов 
долин  рек.  Состав  образований  не  выдержан  в  латеральном  направлении,  поскольку  они 
сформированы за счет подстилающих пород. Отложения представлены глинами и известковыми 
суглинками.  Мощность  образований  на  водоразделах  и  приводораздельных  частях  склонов 
составляет первые метры, тогда как в пределах шлейфа – 5-20 м.  

Аллювиальные отложения слагают пойму р. Атни и ее притоков.  Аллювий залегает на 

пермских отложениях и подразделяется на русловую и пойменную фации и реже фации размыва. 
Русловые  фации  представлены  песками  разнозернистыми  с  включением  гравия  и  гальки. 
Пойменные фации представлены суглинками, супесями и мелкозернистыми песками. В долинах 
ручьев пойменный аллювий представлен глинистым материалом с включением слабоокатанных 
обломков пермских пород. Мощность осадков составляет 5-20 м. 

 

3. 

Материалы по существующему состоянию и развитию 

муниципального образования 

3.1.  Существующая и расчетная численность населения, в том числе по 

населенным пунктам 

Численность постоянно проживающего населения на 01.01.2017 г. составляет 13266 чел.  

Таблица 3.1. Сведения о численности постоянного населения Атнинского муниципального района РТ. 

Населенный пункт 

Численность, чел. 

Всего по району 

13266 

Большеатнинское СП 

3835 

с. Большая Атня 

3087 

д. Малая Атня 

240 

д. Новая Юльба 

79 

д. Шеканясь 

112 

Д. Новая Атня 

317 

Большеменгерское СП 

1111 

с. Большой Менгер 

698 

д. Старый Менгер 

223 

д. Бахтияр 

190 

Верхнесардинское СП 

192 

с. Верхняя Серда 

192 

Коморгузинское СП 

521 

с. Комогузя 

292 

д. Марьян 

103 

д. Туркляр 

121 

с. Епанчино 

Кунгерское СП 

1502 

с. Кунгер 

270 

д. Нижние Шаши 

422 

д. Верхние Шаши 

140 

д. Кушар 

638 

д. Мендюш 

32 

Кубянское СП 

1405 

с. Кубянь 

799 

д. Дусюм 

220 

д. Зильгильде 

д. Айшияз 

187 

с. Каенсар 

103 

д. Нуртяк 

92 

Кулле-Киминское СП 

687 

с. Кулле-Кими 

354 

с. Ислейтар 

264 

д. Бахтаче 

39 

д. Новая Береске 

30 

Кшкловское СП 

510 

с. Кшклово 

372 

д. Кзыл-Утар 

90 

д. Новый Узюм 

48 

Нижнеберескинское СП 

1502 

с. Нижняя Береске 

892 

д. Большая Шухата 

64 

с. Большие Берези 

546 

Нижнекуюкское СП 

600 

с. Нижний Куюк 

275 

с. Верхний Куюк 

222 

д. Новый Шимбер 

60 

д. Старый Шимбер 

43 

с. Атамыш 

  

Новошашинское СП 

808 

 

с. Новые Шаши 

170 

д. Мамыш 

64 

д. Старый Югуп 

153 

д. Чембулат 

123 

с. Ключи-Сап 

298 

Узюмское СП 

593 

д. Старый Узюм 

175 

с. Таш-Чишма 

369 

д. Мокша 

49 

 
Традиционно прямой демографический прогноз численности населения осуществляется 

на основе учета таких факторов как сложившийся уровень рождаемости и смертности, величина 
миграционного сальдо и ожидаемые тренды изменения этих параметров. 

Повышенное  внимание  к  демографической  проблеме,  реализация  мер,  намеченных  в 

«Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.», а также 
соответствующих  областных  программ  будет  способствовать  снижению  смертности  и  росту 
рождаемости.  В  проекте  генерального  плана  принимается  коэффициент  близкий  к 
общероссийским  показателям  (более  низкая  смертность).  Рост  показателей  рождаемости 
предусматривается в соответствии с показателями, принятыми в качестве основных целевых в 
«Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.». Прогноз 
осуществим при условии активных мер по исправлению сложившейся тяжелой демографической 
ситуации  и  привлечения  в  район  тех  контингентов  лиц,  которые  зарегистрированы  в  его 
территории, но не проживают в поселении, и в настоящее время являются лишь потенциальными 
мигрантами. 

Таблица 3.2 Прогноз численности и структуры населения Атнинского муниципального района РТ. 

Населенный пункт 

Прогноз численности на 1 

очередь, чел 

Прогноз численности на 

расчетный срок, чел. 

Всего по району 

13700 

13900 

Большеатнинское СП 

4160 

4390 

с. Большая Атня 

3395 

3628 

д. Малая Атня 

355 

372 

д. Новая Юльба 

73 

62 

д. Шеканясь 

102 

98 

Д. Новая Атня 

235 

230 

Большеменгерское СП 

1200 

1238 

с. Большой Менгер 

716 

729 

д. Старый Менгер 

262 

277 

д. Бахтияр 

222 

232 

Верхнесардинское СП 

162 

156 

с. Верхняя Серда 

162 

156 

Коморгузинское СП 

539 

550 

с. Комогузя 

311 

324 

д. Марьян 

120 

126 

д. Туркляр 

105 

100 

с. Епанчино 

Кунгерское СП 

1513 

1503 

с. Кунгер 

275 

270 

д. Нижние Шаши 

425 

423 

д. Верхние Шаши 

150 

157 

д. Кушар 

634 

624 

д. Мендюш 

29 

27 

Кубянское СП 

1333 

1278 

с. Кубянь 

767 

751 

д. Дусюм 

22 

197 

д. Зильгильде 

д. Айшияз 

196 

190 

10 

 

с. Каенсар 

102 

96 

д. Нуртяк 

62 

44 

Кулле-Киминское СП 

750 

766 

с. Кулле-Кими 

394 

413 

с. Ислейтар 

267 

260 

д. Бахтаче 

43 

39 

д. Новая Береске 

46 

54 

Кшкловское СП 

465 

445 

с. Кшклово 

326 

306 

д. Кзыл-Утар 

82 

82 

д. Новый Узюм 

57 

57 

Нижнеберескинское СП 

1506 

1540 

с. Нижняя Береске 

902 

936 

д. Большая Шухата 

57 

51 

с. Большие Берези 

547 

553 

Нижнекуюкское СП 

616 

580 

с. Нижний Куюк 

283 

269 

с. Верхний Куюк 

262 

260 

д. Новый Шимбер 

32 

17 

д. Старый Шимбер 

39 

34 

с. Атамыш 

Новошашинское СП 

889 

920 

с. Новые Шаши 

202 

209 

д. Мамыш 

55 

53 

д. Старый Югуп 

165 

165 

д. Чембулат 

127 

142 

с. Ключи-Сап 

340 

351 

Узюмское СП 

567 

534 

д. Старый Узюм 

172 

158 

с. Таш-Чишма 

362 

356 

д. Мокша 

33 

20 

 

3.2.  Жилой фонд Атнинского муниципального района РТ 

Жилищный  фонд  Атнинского  муниципального  района  РТ  на  01.01.2017  составил  5010 

домов, общей площадью 335,537 тыс. м

2

. Из них:  

- индивидуальный фонд – 97,2%, 5125 домов – 326,154 тыс.м

2

,  

- многоквартирный фонд – 2,8%, 52 квартиры и общежитие техникума – 9,383 тыс.м

2

Обеспеченность  системами  холодного  водоснабжения  составляет  85%,  горячего 

водоснабжения  –  7,1%,  системами  водоотведения  –  23,5%,  центрального  отопления  и 
газоснабжения – 100%. 

 

3.3.  Обеспеченность Атнинского муниципального района РТ объектами 

социальной инфраструктуры. 

Социальная  инфраструктура  -  группа  обслуживающих  отраслей  и  видов  деятельности, 

призванных:  
–  удовлетворять потребности людей;  
–  гарантировать необходимый уровень и качество жизни;  
–  обеспечивать  воспроизводство  человеческих  ресурсов  и  профессионально  подготовленных 
кадров для всех сфер национальной экономики. 

Социальную  инфраструктуру  образуют:  жилищное  и  коммунальное  хозяйство, 

здравоохранение,  физкультура  и  спорт,  розничная  торговля,  общественное  питание,  бытовое 
обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д. 

К  минимально  необходимым  сферам  общественного  обслуживания  относятся  4  вида 

учреждений: 

1. образования (образовательные учреждения, включая дошкольные); 

11 

 

2. здравоохранения; 
3. культуры и искусства; 
4. физической культуры и спорта. 

Таблица 3.3. Уровень обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры. 

Предприятия и учреждения обслуживания 

Единица измерения 

Вместимость объектов 

Больницы: ГАУЗ «Атнинская ЦРБ» 

Койкомест 

Круглосуточные – 50 
Дневные – 42 

Поликлиники 

Посещений/день 

310 

Детские дошкольные учреждения 

Мест 

533 

Общеобразовательные школы 

Мест 

1171 

Профессиональное образование (Техникум) 

Мест 

505 

Спортивная школа 

Мест 

60 

Музеи 

Посещений/день 

 

Клубы 

Мест 

5753 

Предприятия торговли 

м

2

 торговых площадей 

2690 

Предприятия общественного питания 

Посадочных мест 

420 

 

3.4.  Показатели по улично-дорожной сети 

Атнинский  муниципальный  район  РТ  имеет  развитую  сеть  автомобильных  дорог, 

соединяющих  его  с  центром  муниципального  района  –  с.  Большая  Атня,  г.  Казань,  г.  Арск  и 
внешними автомобильными дорогами общего пользования. 

 

Автомобильные дороги 

Общая протяженность автомобильных дорог района на конец 2016 г составляет 170,2 км, 

из них с твердым покрытием – 48,9 км, из них с усовершенствованным покрытием – 48,9 км. Все 
дороги  являются  сельскими.  По  состоянию  на  конец  2016  г.  114,7  км  дорог  не  отвечают 
нормативным требованиям к дорогам с твердым покрытием и относятся к грунтовым. 

 

Железнодорожная сеть 

Железнодорожная сеть в районе отсутствует. 
 

3.5.  Системы канализации и охват жилого фонда, размещение и мощность 

очистных сооружений 

Водоотведение  от  благоустроенных  домов  осуществляется  в  существующую 

канализацию.  Население,  проживающее  в  индивидуальной  застройке,  использует  септики, 
изолированные  выгреба.  Централизованная  канализация  присутствует  в  многоэтажных  и 
общественных зданиях, расположенных на центральных улицах с. Большая Атня.  

Располагают выгребную яму как можно дальше от питьевых колодцев, и ниже по рельефу, 

дно  делают  наклонным  в  сторону  приямка  для  более  полного  опорожнения.  Вывоз  ЖБО 
производится специализированным транспортом на  канализационные очистные сооружения с. 
Большая  Атня  по  мере  заполнения  выгребов  (сливных  ям)  по  заявке.  Эксплуатацией  данных 
биологических очистных сооружений занимается МУП «Атнинское ЖКХ». Капитальный ремонт 
БОС был проведен 2016 году. После очистки стоки    попадают в р. Атнинка.  

В  остальных  населенных  пунктах  поселения  централизованной  водоотведение 

отсутствует. Среднесуточное количество бытовых стоков составляет 107 м

3

Дождевая канализация 

В  настоящее  время  поверхностный  водоотвод  с  территории  муниципального  района 

осуществляется с помощью кюветов вдоль дорог и водоотводных канав. Сельские населенные 
пункты дождевой канализацией не оборудованы. 

 

12 

 

3.6.  Зеленые насаждения общего пользования, материалы по загрязнению 

окружающей среды 

Зелёные насаждения — совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений 

на  определённой  территории.  Они  выполняют  ряд  функций,  способствующих  созданию 
оптимальных условий для труда и отдыха жителей населенных пунктов, основные из которых — 
оздоровление  воздушного  бассейна  и  улучшение  его  микроклимата.  Этому  способствуют 
следующие свойства зелёных насаждений: 
–  поглощение углекислого газа и выделение кислорода в ходе фотосинтеза; 
–  понижение температуры воздуха за счёт испарения влаги; 
–  снижение уровня шума; 
–  снижение уровня загрязнения воздуха пылью и газами; 
–  защита от ветров; 
–  выделение  растениями  фитонцидов  —  летучих  веществ,  убивающих  болезнетворные 
микробы; 
–  положительное влияние на нервную систему человека. 
–  Зелёные насаждения делятся на три основные категории: 
–  общего пользования (сады, парки, скверы, бульвары); 
–  ограниченного пользования (внутри жилых кварталов, на территории школ, больниц, других 
учреждений); 
–  специального назначения (питомники, санитарно-защитные насаждения, кладбища и т. д.). 

В селе Большая Атня по ул. Ш. Марджани строится парк отдыха и культуры «Туган ягым» 

для  тихого  и  активного  отдыха,  проведения  мероприятий.    Площадь  территории  29  817  м

2

Строительство 1-2 очереди завершено в 2015-2016 годах, продолжение строительства 3-очереди 
реализуется в 2017г. 

 

Краткая характеристика потенциальных источников загрязнения окружающей среды 

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: МУП «Атнинское 

ЖКХ», ООО «Атняагрохим», ООО «Сельхозтехника».  

На  9  предприятиях  в  2014  г.  учтено  144  действующих  стационарных  техногенных 

источников загрязнения атмосферы, из которых выброшено 0,093 тыс. т ЗВ.   

Основными веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются (тыс. т): ЛОС – 

0,008,  углеводороды  (без  ЛОС)  –  0,036,  оксиды  азота  –  0,  твердые  вещества  –  0,008,  оксид 
углерода – 0,001, диоксид серы – 0, прочие – 0,040.   

В 2014 г. зарегистрировано 4359 ед. автотранспорта. В  сравнении с 2013 г. количество 

автотранспорта увеличилось на 244 ед. Выбросы ЗВ с отработавшими газами автотранспорта в 
2014 г. составили 1,02 тыс. т (по типу автотранспортных средств) против 1,0 тыс. т в 2013 г.  

Суммарный годовой выброс ЗВ от стационарных техногенных и передвижных источников 

составил 1,113 тыс. т. 

Наиболее  характерным  загрязнением  поверхностных  вод  района является  повышенное  

содержание    в    воде    азотных    соединений,    легко  окисляемых    органических    веществ    в  
результате  применения  на сельскохозяйственных  угодьях  широкого  спектра  минеральных  
удобрений, несоблюдения  требований  к  размещению  ранее  построенных животноводческих  
ферм,    малоэффективной    работы    эксплуатируемых  биологических  очистных  сооружений, 
качество  сбрасываемых  сточных  вод  с  которых    не    отвечает    установленным    нормативным  
требованиям.  

Источниками загрязнения малых рек района являются недостаточно очищенные сточные 

воды предприятий и жилищно-коммунального комплекса, сбросы неочищенных поверхностных 
сточных вод с промплощадок предприятий района.  

13 

 

Северной  специализированной  инспекцией  аналитического  контроля  Министерства 

экологии  и  природных  ресурсов  Республики  Татарстан  осуществляется  контроль 
гидрохимического состояния рек района в зонах влияния выпусков сточных вод предприятий. В 
2011 г. выявлено превышение содержания загрязняющих веществ по ПДК р.х. в р. Атня по ХПК, 
БПК, аммоний ион, фосфатам, сульфатам и нитратам. 

Согласно представленным сведениям госстатотчетности по 2-ТП (водхоз) предприятиями 

и организациями района в 2011 г. забор свежей воды по Атнинскому муниципальному району 
составил 0,338 млн.м

3

 (в 2009 г. - 0,027 млн.м

3

 в 2010 г. - 0,338 млн.м

3

). 

Обеспеченность  района  водопроводными  сетями  населения  значительно  превышает 

обеспеченность их канализацией, что негативно отражается на санитарно-эпидемиологическом 
состоянии  населенных  пунктов.  Атнинский  муниципальный  район  является  наименее 
обеспеченным  по  Республике  Татарстан  канализационными  сетями,  разница  между 
водопроводными  и  канализационными  сетями  составляет  64,3  %.  На  2011  г.    обеспеченность 
населения  Атнинского  муниципального  района  водопроводными  сетями  составила  84,8  %, 
канализационными сетями – 20,5 %.   

Сельские водопроводы, как правило, небольшой производительности, часто находятся в 

аварийном состоянии, работают нерегулярно и подают воду низкого качества. 

14 

 

4. 

Современное состояние системы санитарной очистки и уборки 

Атнинского муниципального района Республики Татарстан 

4.1.  Охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза твердых 

бытовых отходов (ТБО), методы сбора и вывоза 

На  территории  Атнинского  муниципального  района  применяется  планово-регулярная 

система  вывоза  твердых  бытовых  отходов  -  вывоз  ТБО  с  периодичностью,  предусмотренной 
санитарными нормами. 

Виды планово-регулярной системы сбора мусора: 
-  контейнерная  система  –  отходы  собираются  в  специальные  контейнеры,  из  которых 

выгружаются в мусоровозы (применяется для многоквартирного жилого фонда). 

- бестарная система - метод вывоза отходов при помощи специализированной техники без 

использования  контейнеров  для  мусора,  при  этом  заезд  мусоросборочной  техники  к 
определенному объекту осуществляется в установленные дни и часы (применяется для частного 
жилого фонда). 

Также существует возможность применения заявочной системы - вывоз ТБО по разовым 

заявкам  (по  заявке  заказчика  мусоровывозящая  организация  устанавливает  свой  контейнер  на 
срок до 1 суток, либо предоставляет самосвал или тракторную тележку под крупногабаритный 
мусор на срок до 3 часов, заказчик своими силами производит загрузку мусора в контейнеры или 
машины, однако указанная система не находит применения на территории района. 

 

4.2.  Состояние контейнерных площадок, количество эксплуатируемых 

мусоросборников, организация их мойки и дезинфекции 

В  ходе  обследования  территории  муниципального  района  было  установлено,  что  на 

территории  Атнинского  муниципального  района  осуществляется  мешковый  сбор  и  удаление 
твердых бытовых отходов потребления специализированной организацией по прямым договорам 
с населением по планово-регулярной системе, согласно утвержденным графикам 

      Отходы потребления, образующие в результате жизнедеятельности населения частных 

домовладений вывозятся по прямым договорам со специализированным предприятием.  

Размещение контейнерных площадок на территории муниципальных образований должно 

производится  в  соответствии  с  требованиями  «Санитарных  правил  содержания  населенных 
мест»  -  СанПиН  42-128-4690-88.  Твердые  бытовые  отходы  вывозятся  регулярно  по  мере 
накопления на Атнинский полигон ТБО зарегистрированный в ГРОРО под № 16-00035-З-00870-
311214,  расположенный  вблизи  д.  Малая  Атня,  эксплуатируется  МУП  «Атнинское  ЖКХ». 
Вывозом ТБО в районе занимается также МУП «Атнинское ЖКХ». 

Дезинфекция контейнеров осуществляется посредством обработки контейнеров хлоркой 

раз в 2 недели 10% раствором хлорной извести. 

 

4.3.  Действующие тарифы по сбору, транспортировке и захоронению ТБО 

Тарифы  на  товары  и  услуги  организаций  коммунального  комплекса  -  ценовые  ставки 

(одноставочные  или  двухставочные  тарифы),  по  которым  осуществляются  расчеты  с 
организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и 
которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары 
и услуги организаций коммунального комплекса. 

Тариф  на  сбор,  вывоз  и  захоронение  ТБО  состоит  из  регулируемой  и  нерегулируемой 

частей.  Нерегулируемыми  является  ценовые  ставки  на  сбор  и  вывоз  ТБО.  Регулируемыми,  в 
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ 
«Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», является ценовые 
ставки на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. 

15 

 

Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются: 

1)  достижение  баланса  интересов  потребителей  товаров  и  услуг  организаций  коммунального 
комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и 
услуг  для  потребителей  и  эффективное  функционирование  организаций  коммунального 
комплекса; 
2)  установление  тарифов  и  надбавок,  обеспечивающих  финансовые  потребности  организаций 
коммунального  комплекса,  необходимые  для  реализации  их  производственных  программ  и 
инвестиционных программ; 
3)  стимулирование  снижения  производственных  затрат,  повышение  экономической 
эффективности  производства  товаров  (оказания  услуг)  и  применение  энергосберегающих 
технологий организациями коммунального комплекса; 
4)  создание  условий,  необходимых  для  привлечения  инвестиций  в  целях  развития  и 
модернизации систем коммунальной инфраструктуры; 
5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией 
их производственных программ и инвестиционных программ; 
6)  установление  условий  обязательного  изменения  тарифов  на  товары  и  услуги  организаций 
коммунального комплекса; 
7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов 
и надбавок. 

Органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары 

и  услуги  организаций  коммунального  комплекса,  осуществляющих  эксплуатацию  систем 
коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки 
сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях: 
1)  если  потребители,  обслуживаемые  с  использованием  этих  систем  и  объектов,  находятся  в 
границах  нескольких  городских  округов  или  нескольких  городских,  сельских  поселений, 
расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального 
района)  субъекта  Российской  Федерации,  и  потребители  каждого  из  этих  муниципальных 
образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой 
организации коммунального комплекса; 
2)  если  потребители,  обслуживаемые  с  использованием  этих  систем  и  объектов,  находятся  в 
границах  нескольких  субъектов  Российской  Федерации,  и  потребители  соответствующего 
субъекта  Российской  Федерации  потребляют  более  80  процентов  (в  натуральном  выражении) 
товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса. 

Методами  регулирования  тарифов  на  товары  и  услуги  организаций  коммунального 

комплекса,  осуществляющих  эксплуатацию  систем  коммунальной  инфраструктуры,  которые 
используются  в  сфере  водоснабжения,  водоотведения  и  очистки  сточных  вод,  утилизации 
(захоронения) твердых бытовых отходов, являются: 
1)  установление  фиксированных  тарифов  на  товары  и  услуги  организации  коммунального 
комплекса  на  очередной  период  исходя  из  сложившейся  себестоимости  товаров  и  услуг  этой 
организации  в  истекший  период  действия  тарифов  с  учетом  стоимости  заложенных  в 
производственную  программу  мероприятий  по  повышению  эффективности  деятельности 
организации 

коммунального 

комплекса, 

предусматривающих 

улучшение 

качества 

производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий 
по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры; 
2) установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, 
определяемых  на  основе  анализа  динамики  предыдущей  деятельности  организации  и  анализа 
деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса; 
3)  индексация  установленных  тарифов  на  товары  и  услуги  организации  коммунального 
комплекса  в  предусмотренных  настоящим  Федеральным  законом  случаях  объективных 

16 

 

изменений  условий  деятельности  организации  коммунального  комплекса,  влияющих  на 
стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг). 

В  процессе  регулирования  тарифов  на  товары  и  услуги  организаций  коммунального 

комплекса  могут  использоваться  различные  сочетания  методов  регулирования  тарифов  на 
товары и услуги организаций коммунального комплекса. 

 

Формирование тарифа на услуги по сбору ТБО 

Первым этапом системы  управления отходами является организация их сбора в местах 

образования. 

Очистка  жилых  районов  от  ТБО  складывается  из  различных  операций.  В  основном 

принято  два  способа  сбора  -  унитарный  и  раздельный.  При  унитарном  сборе  все  отходы 
помещаются  в  одном  мусоросборнике,  при  раздельном  -  ТБО  собирают  по  видам  в  разные 
сборники. Эта схема требует специальных транспортных средств для вывоза собранных ТБО, но 
позволяет  собирать  сырье  для  вторичной  переработки,  пищевые  отходы,  а  также  значительно 
уменьшить объемы отходов, требующих обезвреживания. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 3.1. Структура тарифа на услуги по сбору ТБО в домовладениях. 
 

Формирование тарифа на услуги по вывозу ТБО 

Вторым  этапом  обращения  с  ТБО  является  их  вывоз  из  мест  образования  до  мест 

обезвреживания.  Объективность  планирования  и  калькулирования  себестоимости  на  этот  вид 
услуг  имеет  особо  важное  значение,  поскольку  затраты  на  транспортировку  отходов  из  мест 
образования до места обезвреживания и  утилизации составляют до 80 % в общих затратах на 
сбор, вывоз и утилизацию отходов в случае, если работы по всем трем этапам обращения с ТБО 
осуществляет одна специализированная организация. 

Тариф на услуги по сбору ТБО 

Содержание контейнеров и контейнерных 

площадок 

Содержание контейнеров 

Содержание контейнеров 

Прямые затраты: 
- износ контейнеров 
- текущий ремонт 
- капитальный ремонт 

Прямые затраты: 
- строительство контейнерных 
площадок 
- текущий ремонт 
- капитальный ремонт 
- уборка контейнерных 
площадок 

Цеховые и общеэксплуатационные расходы 

Прибыль 

Рисунок 4.1. Структура тарифа на услуги по сбору ТБО в домовладениях.

 

17 

 

 

Рисунок 4.2. Структура тарифа на услуги по вывозу ТБО. 

 

4.4.  Организация механизированной уборки населенных пунктов 

Механизированная уборка территорий населенных пунктов является одной из важных и 

сложных  задач  охраны  окружающей  среды  района.  Качество  работ  по  уборке  территорий 
населенных  пунктов  в  значительной  мере  зависит  от  рациональной  организации  работ  и 
выполнения  технологических  режимов.  Механизированная  уборка  дорог  предусматривает 
работы  по  поддержанию  в  чистоте  и  порядке  дорожных  покрытий.  Работы,  обеспечивающие 
чистоту дорог с твердым покрытием в летний период, не производятся. 

Зимой  производятся  работы  по  расчистке  дорог  от  снега.  Своевременное  выполнение 

указанных  работ  позволяет  поддерживать  нормальное  эксплуатационное  состояние  дорог  без 
резкого снижения скоростей движения транспорта. 

Работы  по  расчистке  дорог  от  снега  в  городском  поселении  выполняет  организация, 

выбираемая в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки 
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 

 

4.5.  Действующие тарифы по сбору, транспортированию и захоронению 

ТБО 

На  территории  Атнинского  муниципального  района  РТ  тарифы  по  сбору, 

транспортировке и захоронению ТБО на 2017 год установлены. 

Размер платы за услуги по вывозу ТБО с 01.01.2017 г. составляет 481,39 руб. за 1 м

3

, с 

01.07.2017 г. – 484,19 руб. за 1 м

3

Тариф на утилизацию (захоронение) ТБО с 01.01.2047 г. составляет 366,27 руб. за 1 м

3

, с 

01.07.2017 г. – 375,20 руб. за 1 м

3

 
 

Тариф на услуги по вывозу ТБО 

Прямые затраты

 

Затраты на прямой вывоз ТБО

 

Затраты на вывоз через 

мусороперегрузочную станцию

 

Затраты на пробег 

Затраты на 

погрузку/выгрузку 

Затраты на заезды в 

домовладения 

Затраты на вывоз из 

домовладений на 

эстакаду

 

Затраты на 

эстакаде

 

Затраты на вывоз с 

эстакады на 

полигон

 

Затраты на пробег 

Затраты на 

погрузку/выгрузку 

Затраты на заезды 

в домовладения 

 

Затраты на пробег 

Затраты на 

погрузку/выгрузку 

Цеховые и общеэксплуатационные расходы

 

Прибыль

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/