ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИЙ УРКАНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИЙ УРКАНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИЙ УРКАНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год) - часть 4

 

 

4.6. Рекомендации по раздельному сбору ценных компонентов ТБО
Являясь одними из основных загрязнителей окружающей среды, ТБО содержат
ценные компоненты: макулатуру, полимерные материалы, черные и цветные
металлы, стекло, которые при складировании на полигонах безвозвратно теряются.
Проведенный анализ объемов образования и состава ТБО позволили
определить основные направления схемы санитарной очистки:
- снижение потоков отходов, за счет внедрения сбора вторичного сырья из ТБО
и его рециклирования;
- переработку органической части ТБО в компост;
- складирование балластной фракции на полигоне ТБО;
Несмотря на то, что отходы из жилого фонда являются мощным источником
вторичного сырья, практическая реализация сортировки отходов, доставляемых
мусоровозами представляет, сложную проблему из-за загрязненности материала, а
также низкого уровня цен на сырье соответствующего качества. Наибольший интерес
представляют отходы от общественных, коммерческих организаций и учреждений,
качество которых выше качества отходов из жилищного фонда.
Рассматриваются три варианта снижения потока отходов на полигон:
- селективный сбор вторичного сырья непосредственно в местах образования;
- развитие селективного сбора вторичного сырья посредством организации
стационарных и передвижных приемных пунктов;
- сортировка ТБО и КГО, поступающих на комплексные мусоросортировочные
станции.
Как отмечалось, в составе отходов из жилого фонда содержится большое
количество ценных вторичных ресурсов. Ниже приводится краткое описание
вторичных ресурсов из отходов жилого фонда, их основные свойства и возможность
реального сбора.
50
Бумага и картон. Макулатура в отходах состоит в основном из обрывков газет и
оберточной бумаги, сильно загрязненной пищевыми отходами. Условно чистая
макулатура в виде газет, журналов и картонных коробок составляет в среднем 10 %.
Пищевые отходы. Около 50 % пищевых отходов относится к не рекомендуемым
отходам для скармливания животным, остальные отходы могут использоваться в
качестве кормовых ресурсов (картофельные очистки, овощные и фруктовые остатки
и прочие).
Текстиль. Около 1 % текстильных отходов представляют ценность в качестве
вторичного сырья. Многие текстильные компоненты содержат
30-60
%
синтетических добавок, что усложняет их использование в виде вторичного сырья,
где все компоненты должны принадлежать одной группе.
Полимерные материалы. Большую заготовительную ценность представляют ПЭТФ
(лавсан) и полиэтилен (бутылки из-под напитков).
Черный металлолом. Бытовой черный металлолом на 70 % состоит из консервных
банок с покрытием из олова при содержании 0,2-2 % от массы банки. Банки имеют
загрязненность до 25 % по массе. С помощью раздельного сбора можно заготовить
примерно 1 % черного металлолома от массы твердых бытовых отходов.
Цветной металлолом. Посредством раздельного сбора заготавливают в виде
алюминиевых банок около 0,6 % от массы твердых бытовых отходов.
Стеклобой. Как правило, в этом компоненте отходов присутствуют низшие сорта
стеклобоя - цветное стекло. Возможно заготовить около 3 % данного сырья.
51
4.6.1. Система селективного сбора вторичных материальных ресурсов
1. На территориях домовладений необходимо внедрение системы раздельного
сбора вторичных материальных ресурсов
(ВМР) в специальные котейнеры,
вместимостью до
1.1 м3, контейнер должен иметь маркировку с указанием
складируемых отходов.
2. В крупных домовладениях сбор ВМР может осуществляться в контейнеры
большей вместимости, имеющих различную конфигурацию. Выгрузка отходов из
контейнеров осуществляется в мусоровоз, имеющий комбинированное
опрокидывающее устройство.
3. В домовладениях, имеющих на 1-ом этаже арендуемые крупные офисы,
торговые и другие организации, где образуется большое количество картонной тары,
отходов бумаги, полимерных материалов целесообразно устанавливать пресс-
контейнеры различной вместимости (8-20 м3).
4. На объектах с большим количеством стеклянных отходов целесообразно
устанавливать открытые бункера, обслуживаемые бункеровозом.
Рис. 4.6.1. Контейнер К-0,75 с крышкой, доработанной для раздельного сбора отходов
Недостатками этого метода являются:
- сравнительная дороговизна контейнеров, вместимостью
6 м3, а также
транспортировка отходов;
52
- недостаточно четкое разделение фракций ВМР (в контейнеры попадают
посторонние отходы);
- экономическая незаинтересованность жителей в селекции отходов внутри
каждой квартиры;
- отсутствие внутриквартирных селективных мусоросборников;
- удаленность площадок с контейнерами для селективного сбора ВМР от
подъездов жилых домов;
- отсутствие рекламы и экологической пропаганды среди населения;
- фактор ментальности населения.
На территории муниципальных образований функционируют торговые точки,
где скапливается значительное количество отходов
(в частности, упаковочных
материалов, бумаги и т.д.), требующие уплотнения для сокращения их объема. Это
экономит значительное количество места на площадках, отводимых под установку
контейнеров, пресс-контейнеров или бункеров ёмкостью
6-8 м3. Наибольшее
распространение в России получили пресс-контейнеры различных моделей, где пресс
и контейнер составляют единое целое. Вместимость контейнера составляет 8; 12; 15;
20; 24 м3. Пресс-контейнер полностью герметичен и безопасен в эксплуатации. Пресс
контейнер может быть снабжен опрокидывающим устройством. После заполнения
(на корпусе имеется индикатор заполнения) контейнер устанавливается на платформу
специальной машины.
1. На территориях с малой плотностью застройки, или в связи с
нецелесообразностью создания стационарных приемных пунктов, сбор ВМР может
осуществляться передвижными приемными пунктами.
2. Передвижные приемные пункты представляют собой крытый фургон,
имеющий на бортах рекламу о принадлежности и видах деятельности. Передвижные
приемные пункты снабжаются напольными весами (с ценой деления не более 50 кг)
для взвешивания сдаваемых ВМР.
3. Передвижные приемные пункты работают строго по графику с оповещением
о днях и часах приема ВМР.
53
4.6.2. Применение вторичных материальных ресурсов из отходов.
Наиболее важный экономический вопрос при внедрении системы сбора ВМР -
эффективность реализации извлеченных из ТБО фракций ВМР. Здесь возможны два
основных направления:
реализация предварительно обработанных фракций ВМР предприятиям
промышленности в качестве вторичного сырья;
организация производств товаров потребления на основе ВМР из ТБО.
Второе направление имеет долгосрочные экономические перспективы, так как
не зависит от ценовой политики на рынке вторичного сырья. В этом случае, приемно-
заготовительная база (ПЗБ) может быть дополнена технологическими модулями для
производства:
- минерального утеплителя;
- гранулята из пластмасс и пластиковых труб;
- плитки и черепицы;
- бумаги санитарно-гигиенического назначения;
- строительных элементов;
- технического компоста.
Развитие рынка вторичного сырья должно проходить три фазы.
Первая фаза - расчет объемов вторичного сырья и анализ емкости рынка для
размещения ожидаемого объема сырья.
Вторая фаза - создание стратегического плана по переработке выбранного
вторичного сырья. Основываясь на данных первой фазы разрабатывается бизнес -
план. В бизнес-плане должен быть отражен сценарий развития альтернативного
рынка, с учетом действующих цен, технологий, оборудования динамики развития
местного рынка.
Третья фаза - разработка и развитие Программы по сбору и переработке
вторичного сырья. Однако эффективная реализация Программы, по развитию рынка
54
вторичного сырья, невозможна без специальной законодательной и нормативной баз,
предусматривающих:
разработку и внедрение экономических и административных механизмов
направленных на приобретение продукции, выпускаемой с использованием
вторичного сырья;
обязательную квоту
(муниципальный заказ на материалы, изделия и
продукцию, производственные с использованием вторичного сырья).
Необходимо учитывать, что рынок вторичного сырья отличается резкими
изменениями спроса и предложения, что требует высокой гибкости и способности
быстрого перехода к новым видам отходов. Граница между понятием «отходыª -
«вторичное сырьеª условна, она изменяется в зависимости от технических
возможностей, экономической целесообразности и экологической приемлемости
способов переработки и использования отходов. В связи с этим, при реализации
программы, основной упор необходимо сделать на малые и средние частные
предприятия, которые сейчас постепенно внедряются в этот рынок.
55
4.7. Методы сбора и удаления отходов
Основными этапами системы обращения с отходами производства и
потребления являются:
1. Сбор
— деятельность, связанная с изъятием отходов в течение
определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ
по обращению с отходами.
2. Транспортирование отходов — деятельность, связанная с перемещением
отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения,
утилизации, захоронения и/или уничтожения.
3. Переработка и захоронение
- на данном этапе могут производиться
различные технологические операции и процедуры переработки и захоронения.
Особняком стоят операции утилизации и рециклинга, которые представляют собой
совокупность процессов деятельности по обращению с отходами производства и
потребления. Следует отметить, что рециклинг является более емким и широким
понятием, чем утилизация.
Действующая в РФ система государственного регулирования обращения с
отходами базируется на принципах предотвращения образования отходов,
минимизации количества отходов в источнике их образования, максимального их
вовлечение в хозяйственный оборот и вторичного использования, экологически
безопасного размещения и захоронения отходов, обеспечения экологической
безопасности деятельности по обращению с отходами.
Наиболее важным этапом при создании оптимальной системы обращения с
отходами является выбор основных приоритетов, заложенных в систему:
1. Создание системы и концептуальное руководство ее работой. Система
обращения с отходами не может быть удовлетворительна без руководящего участия
властных структур, которые должны выступать не только в качестве организатора, но
и в качестве контролера функционирования такой системы:
56
- Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к
полномочиям администрации Тындинского муниципального района и
Администрации Урканского сельсовета.
- Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
относится к полномочиям администрации Тындинского муниципального района и
Администрации Урканского сельсовета.
2. Прогрессивная технология обращения с отходами. Сбор, транспортирование,
сортировка, утилизация и все остальные технологические операции, производимые с
отходами, следует осуществлять с использованием наиболее удачных достижений
передовой отечественной мировой науки и техники.
3. Контроль перемещения отходов.
4. Развитие рынка вторичных ресурсов.
5. Рациональная тарифная политика. В условиях рыночной экономики тарифная
политика может являться существенным рычагом воздействие на функционирование
системы обращения с отходами с помощью рационально выбранных тарифов
использование устаревших методов сбора, транспортирования и размещения отходов,
приводящих к загрязнению окружающей среды и к потерям вторичных ресурсов,
могут и должны стать экономически невыгодными.
6. Формирование общественного мнения. Административные усилия в сфере
обращения с отходами не дадут желаемого результата, если они не будут поняты и
поддержаны
большинством
проживающего
населения.
Обсуждение
природоохранных проблем и принятие решений по ним должно происходить с
участием населения и строиться на основе консенсуса. Для его достижения
необходим некий минимум знаний по обсуждаемым проблемам. Поэтому
необходимо постоянно осуществлять пропаганду знаний по основным вопросам
природопользования, в том числе и по рациональному обращению с отходами.
Сбор ТБО на территории муниципального образования должен производиться в
соответствии с требованиями СанПиН
42-128-4690-88 "Санитарные правила
содержания территории населенных мест" с учетом конкретных условий:
- численности и плотности проживания населения в населенных пунктах;
57
- уровня благоустройства жилищного фонда
(наличие канализации,
централизованного отопления, этажности застройки, наличие мусоропровода);
- сезонности;
- архитектурно-планировочной композиции;
- перспективы развития жилой застройки;
- экономических возможностей.
Сбор и удаление твердых бытовых отходов в муниципальном образовании
предлагается осуществлять по централизованной планово-регулярной системе, в
которую должны быть включены, вся социальная инфраструктура и
производственные предприятия. Налаженная планово-регулярная система должна
обеспечить регулярный и бесперебойный вывоз всех образующихся от населения и
объектов инфраструктуры ТБО на специально созданные для этих целей объекты
переработки и утилизации.
Планово-регулярная система включает:
- сбор, временное хранение и удаление бытовых отходов с территорий жилых
домов и организаций в сроки, указанные в санитарных правилах;
- обезвреживание и/или утилизацию бытовых отходов.
Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов
определяются на основании решений администрации муниципального образования
по представлению органов жилищно-коммунального хозяйства и учреждений
санитарно-эпидемиологической службы.
Основными системами сбора и удаления твердых бытовых отходов являются
контейнерная (с использованием мусоросборников) и бесконтейнерная или бестарная
(без использования уличных мусоросборников, сигнальный способ сбора,
"поквартирная" система удаления твердых бытовых отходов).
На практике бестарная система удаления отходов имеет один недостаток -
невозможно составить маршрут и график движения машины, чтобы время сбора ТБО
было удобно всем жителям.
Нерационально применять бесконтейнерную систему в многоэтажной
благоустроенной жилой застройке. В виде исключения, возможно осуществлять
58
бесконтейнерный сбор отходов в одно - двухэтажных домах. В этом фонде может
быть организована система сбора отходов путем заезда собирающего мусоровоза в
определенные дни и часы, когда жители выгружают отходы в мусоровоз из
внутриквартирных/внутридомовых сборников.
Контейнерная система сбора отходов бывает 2-х видов:
- система сменяемых сборников отходов
(с применением контейнерного
мусоровоза). При системе сменяемых сборников отходов (контейнерная система)
заполненные контейнеры различного объема следует погружать на мусоровоз, а
взамен оставлять порожние чистые контейнеры.
- система несменяемых сборников отходов
(с применением кузовного
мусоровоза). При системе несменяемых сборников твердые бытовые отходы из
контейнеров необходимо перегружать в мусоровоз, а сами контейнеры оставлять на
месте. Несменяемые контейнеры необходимо устанавливать на специальных
площадках на территории домовладений или других обслуживаемых объектов.
Порядок сбора и удаления бытовых отходов определяется местными
условиями, основными из которых являются:
- этажность и плотность застройки;
- наличие и тип применяемых спецмашин и сборников отходов;
- принятый способ обезвреживания и утилизации отходов.
Для Урканского сельсовета может быть рекомендована как 100% контейнерная
система сбора ТБО с несменяемыми сборниками, так и смешанная система сбора
ТБО.
Радикальная смена системы сбора и транспортировки возможна, однако
требует больших единовременных вложений, что может быть сделано только при
условии прихода в район инвесторов.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов следует осуществлять в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями СанПиН
42-128-4690-88 "Санитарные
правила содержания территорий населенных мест" и удалять ежедневно независимо
от дня недели, в том числе в выходные и праздничные дни: холодное время года (при
59
температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при
плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).
С территорий некоммерческих организаций: (садоводческих, огороднических и
дачных объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов) по мере
накопления, но не реже 1 раза в месяц - за исключением зимнего периода. Может
потребоваться дополнительное согласование с местными органами Федеральной
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
периодичности вывоза отходов.
Как уже было отмечено, одна из проблем обращения с отходами потребления
на территории Урканского сельсовета
- отсутствие контейнеров для КГО, что
приводит к захламлению контейнерных площадок.
60
4.7.1. Рекомендации по сбору вторичного сырья
Перечень рекомендаций по сбору вторичного сырья:
- Вторичное сырье собирается в исправную тару (плотные мешки, сборники,
контейнеры и др.) или пакетируется. Тара систематически должна подвергаться
чистке, мойке, а в случае необходимости - дезинфекции.
- Временное хранение вторичного сырья осуществляется в специально
выделенных помещениях или на специально отведенных площадках в
закрывающихся сборниках и контейнерах. Расстояние от площадок и отдельно
стоящих помещений временного хранения вторичного сырья до жилых и
общественных зданий должно быть не менее 20 метров;
- Сортировка собранного вторичного сырья на территориях жилых домов,
детских и лечебных учреждений запрещается.
- Для временного хранения собранного от населения вторичного сырья
домоуправления, по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой,
предоставляют специальные помещения, располагающиеся изолированно от жилых
зданий или в подвалах, полуподвалах и мусорных камерах жилых зданий. В
указанных помещениях вторсырье должно храниться раздельно по видам.
- Контейнеры, сборники, мешки с собранным вторичным сырьем,
спрессованные кипы макулатуры должны вывозиться автотранспортом или
мусоровозами на склады предприятий вторичного сырья.
61
4.7.2. Рекомендации по сбору пищевых отходов
Перечень рекомендаций по сбору пищевых отходов:
- Собирать и использовать пищевые отходы следует в соответствии с
"Ветеринарно
- санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и
использовании их для корма скота";
- Пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные
для этого контейнеры;
- Контейнеры, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-
либо других целей запрещается. Следует ежедневно тщательно промывать
контейнеры водой с применением моющих средств и периодически подвергать их
дезинфекции 2%-ным раствором кальцинированной соды или едкого натра или
раствором хлорной извести, содержащей 2% активного хлора. После дезинфекции
контейнеры необходимо промыть водой. Ответственность за использование и
правильное содержание контейнеров несет предприятие, собирающее пищевые
отходы;
-Контейнеры для сбора пищевых отходов в жилых домах следует устанавливать
в местах, согласованных с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической
службы;
-Запрещается выбор пищевых отходов из контейнеров для сбора других
отходов.
-Сбор пищевых отходов производится при раздельной системе и только при
наличии устойчивого сбыта их специализированным откормочным хозяйствам.
Выдача отходов частным лицам запрещается.
62
4.7.3. Рекомендации по организации приемных пунктов по заготовке
вторичного сырья
Перечень рекомендаций по организации приемных пунктов по заготовке
вторичного сырья:
- Стационарные пункты по заготовке вторичного сырья от населения могут
размещаться как в отдельно стоящих помещениях, так и в первых этажах жилых
домов;
- Пункты должны иметь изолированную от других помещений комнату для
приема вторичного сырья от населения; складские помещения, разделенные на
отсеки для временного хранения различных видов вторичного сырья; санузел; шкаф
для хранения чистой и рабочей одежды заготовителей (приемщиков);
- Вновь открываемые приемные пункты-магазины, размещаемые в первых
этажах жилых домов, должны иметь самостоятельный вход;
- Все помещения приемных пунктов вторичного сырья должны содержаться в
чистоте. Ежедневно должна производиться влажная уборка помещения и не реже 1
раза в месяц - дезинфекция;
- Не разрешается устройство пунктов по приему вторичного сырья от на-
селения в помещениях продовольственных и промтоварных магазинов, в помещениях
складов этих магазинов, на территории предприятий торговли и общественного
питания;
- Оборудование приемных пунктов по приему вторичного сырья от населения
на территории рынков производится по согласованию с учреждениями санитарно -
эпидемиологической службы;
Рекомендуется оборудовать пункты приема вторичного сырья прессами для
макулатуры и пакетирования лома и металлов и т.п.
В рамках системы раздельного сбора отходов может быть организован сбор
лома, черных и цветных металлов. Осуществлять обращение с ломом и отходами
цветных металлов и их отчуждение могут юридические лица и индивидуальные
63
предприниматели, если имеются документы, подтверждающие их право собствен-
ности на указанные лом и отходы.
Расположение пунктов приема вторсырья по территории населенного пункта
должно быть равномерным, оптимальным считается расположение одного пункта
комплексного приема вторичного сырья
(макулатура, полимеры, стекло,
металлические банки) на 10 - 15 тыс. жителей.
Наряду со стационарными пунктами приема вторичного сырья от населения
существует возможность создания передвижных пунктов приема вторсырья. В
пунктах приема вторсырья целесообразно принимать следующие материалы и из-
делия: макулатура, картон, смеси жестяных и алюминиевых банок, ПЭТ-бутылки,
стеклотара, текстиль, аккумуляторы, электрические кабели и изделия из цветных
металлов, отработанные автомобильные покрышки.
Основные источники поступления вторсырья: малоимущие, предприятия
розничной торговли, мелкие производственные предприятия и конторы.
Все пункты сбора вторсырья должны принимать отработанные
энергосберегающие лампы от населения, осуществлять их накопление в
предназначенных для этих целей контейнерах
(до
6 месяцев) и передавать
специализированным организациям для транспортировки на переработку. В случае
наличия у организации, эксплуатирующей пункт сбора вторсырья, лицензии на
обращение с опасными отходами
1 класса, предприятие самостоятельно
транспортирует отходы к месту переработки или к месту перегрузки в спецтранспорт
компании, которая произведет утилизацию.
64
4.8. Решения по конструкции контейнерных площадок, требования по их
эксплуатации
Конструкция контейнерной площадки выбирается в зависимости от типа
контейнеров, расположенных на ней. В зависимости от системы сбора контейнеры
подразделяются на контейнеры для раздельного сбора и контейнеры для смешанного
сбора. По степени мобильности, контейнеры подразделяются на: мобильные
колесиками) и стационарные. По материалу, из которого изготовлены, контейнеры
бывают металлическими и пластиковыми. По виду покрытия: окрашенные или
оцинкованные. По степени изолированности от внешних факторов делятся на
контейнеры с крышкой и без (крышка помогает предотвратить проникновение в
контейнер грызунов и распространения неприятных запахов). По емкости
контейнеры для ТБО как правило бывают в диапазоне от 0,4 до 6 м3. Для установки
на контейнерных площадках городов применяются несменяемые контейнеры
емкостью 0,75-1,1 м3. Их конструктивные показатели обеспечивают совместимость со
всеми современными типами отечественных мусоровозов. Контейнеры бывают
заглубленными (расположенные ниже уровня земли) и установленные на грунте или
на контейнерной площадке.
Размещение контейнеров осуществляется на обустроенных площадках в жилых
зонах, а также возле общественных зданий и сооружений. В местах образования
несанкционированных свалок планируется установка бункеров большей
вместимости.
Складирование отходов от объектов социальной инфраструктуры в
контейнеры, предназначенные для сбора ТБО от жилых домов, не допускается.
Площадка для размещения контейнеров должна иметь:
- удобные подъездные пути для автотранспорта;
- водонепроницаемое покрытие (асфальтобетон, бетон и т.п.);
- трехстороннее ограждение (забор или живая изгородь);
- укрытие (крышки).
65

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/