СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ МО ЗАКРЫТОЕ АДМНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ МО ЗАКРЫТОЕ АДМНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ МО ЗАКРЫТОЕ АДМНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год) - часть 9

 

 

Плановая прибыль единицы услуги определяется делением общей
плановой прибыли на плановый объем реализации услуг в натуральном
выражении. В случае если в функции специализированной организации
входит выполнение работ по всем этапам обращения ТКО (сбор, вывоз,
утилизация и захоронение), то прибыль распределяется в зависимости от
стоимости планируемых и реализуемых на каждом этапе обращения с ТКО
инвестиционных проектов.
Следует отметить, что доли (удельные веса) различных услуг в общей
себестоимости затрат на все этапы крайне различны. Они колеблются в
зависимости от местных условий.
2.3.5.2. Расчёт затрат, связанных с оказанием услуг по сбору твёрдых
бытовых отходов
Первым этапом системы управления отходами является организация их
сбора в местах образования. Затраты на сбор отходов напрямую зависят от
технологических операций и способов сбора отходов.
Очистка жилых районов от ТКО складывается из различных операций. В
основном принято два способа сбора
- унитарный и раздельный. При
унитарном сборе все отходы помещаются в одном мусоросборнике, при
раздельном - ТКО собирают по видам в разные сборники. Эта схема требует
специальных транспортных средств для вывоза собранных ТКО, но
позволяет собирать сырье для вторичной переработки, пищевые отходы, а
также значительно уменьшить объемы отходов, требующих обезвреживания.
Сбор в жилых районах подразделяется на сбор мусора в домах без
мусоропровода и с мусоропроводом.
Структура тарифа на услуги по сбору ТКО представлена на рисунке 4.
Затраты на услуги по сбору ТКО складываются из затрат на:
1)
Содержание контейнеров (прямыми затратами являются износ, а
также затраты на текущий и капитальный ремонт);
129
2)
Содержание контейнерных площадок
(прямыми затратами
являются затраты по строительству площадок, на текущий и капитальный
ремонт, а также уборку);
3)
Цеховые и общеэксплуатационные расходы
(являются
косвенными и относятся на операции, связанные со сбором отходов при
помощи определённых методов распределения косвенных затрат).
Рисунок 4 - Структура тарифа на услуги по сбору ТКО в
домовладениях
Самое важное влияние на себестоимость услуг, а соответственно и
тарифа на услуги по сбору ТКО оказывают затраты на содержание парка
контейнеров.
Количество контейнеров зависит от ряда факторов, среди которых
следует выделить:
130
1)
Климатические условия, которые определяют специфику
застройки, а вследствие этого и размещение контейнеров;
2)
Площадь селитебных земель;
3)
Численности и плотности населения, поскольку численность
населения является одним из основных факторов, определяющих объем
работ по сбору, вывозу, утилизации и захоронению отходов;
4)
Нормы накопления ТКО, м3/год.
Важнейшими статьями себестоимости содержания парка контейнеров
являются:
материалы (уборочные материалы, инструменты, спецодежда,
лакокрасочные материалы и т.д.);
оплата труда (рабочих, занятых обслуживанием контейнеров);
амортизация (суммы амортизационных отчислений на полное
восстановление контейнеров);
ремонт и техническое обслуживание.
При формировании себестоимости услуг по сбору ТКО затраты на
содержание контейнерных площадок учитываются отдельно. Расчет этих
затрат осуществляется исходя из необходимого объема работ по организации
и обслуживанию этих площадок.
Затраты на содержание контейнерных площадок складываются из затрат
на:
1) строительство новых площадок и защитных экранов;
2) проведение текущего и капитального ремонта площадок;
3) уборку территории контейнерной площадки.
Важнейшими статьями себестоимости содержания контейнерных
площадок являются:
материалы (расходы на приобретение саженцев для зелёных
ограждений (насаждений), материалы для строительства самой площадки -
бетон, битум, песок, щебень и т.д., инструменты, спецодежда и т.д.);
131
оплата труда
(производственных
рабочих,
занятых
обслуживанием контейнерных площадок);
ремонт и техническое обслуживание.
При формировании себестоимости и тарифа на услуги по сбору отходов
необходимо также учитывать прочие прямые расходы, цеховые и
общеэксплуатационные расходы, относимые на операции по сбору отходов.
2.3.5.3. Расчёт затрат, связанных с операциями по вывозу твёрдых
бытовых отходов
Вторым этапом обращения с ТКО является их вывоз из мест
образования до мест обезвреживания. Объективность планирования и
калькулирования себестоимости на этот вид услуг имеет особо важное
значение, поскольку затраты на транспортировку отходов из мест
образования до места обезвреживания могут достигать 80% от общих затрат
на сбор, вывоз, утилизацию и захоронение отходов в случае, если работы по
всем этапам обращения с ТКО осуществляет одна специализированная
организация.
Далее в схематичном виде представлены виды затрат, связанных с
вывозом (транспортировкой) отходов.
Определяющее значение для формирования себестоимости услуг по
вывозу ТКО, приобретает расчет необходимого количества спецтехники для
вывоза мусора. При этом от объективности определения потребности в
специальной технике зависят как затраты на вывоз ТКО, так и количество
предоставления этих услуг.
Необходимое количество машин определяется следующими факторами:
объемом
вывозимого
мусора,
периодичностью
вывоза
и
производительностью мусоровозного транспорта.
Производительность работы мусоровозов зависит от:
объема перевозимого мусора за 1 рейс;
132
способов загрузки и выгрузки мусора;
дальности перевозки его к месту обезвреживания.
Рисунок 5 - Структура тарифа на вывоз ТКО
Необходимое количество мусоровозов при системе несменяемых
сборников и контейнерных машин при сменяемых контейнерах
(П)
рассчитываются по формуле:
П = Qс/В*kисп
где Qс - расчетное среднесуточное накопление домового мусора с
учетом неравномерности накопления, м3;
В - производительность 1 мусоровоза или контейнерной машины за 1
рабочий день, м3;
kисп - коэффициент использования автомобилей в парке.
133
Производительность работы мусоровоза за один рабочий день
определяется числом совершаемых в рабочий день рейсов и вместимостью
кузова.
Число рейсов за рабочий день (r) определяются по формуле:
r=t/tr =[60*(Т-l0/v)/tn +60ln2/v+tp]
где t - продолжительность чистого рабочего времени, мин.;
tr - продолжительность одного рейса, мин.;
Т - продолжительность рабочего дня, ч;
l0 - расстояние от парка мусоровозов до центра района сбора мусора, км;
v - средняя скорость мусоровоза, км/ч;
tn - суммарное время загрузки мусоровоза в районе сбора мусора,
включая переезды от одного пункта загрузки к другому и подъезды к местам
нахождения сборников, мин.;
ln - расстояние между районом загрузки мусоровоза и пунктом
разгрузки его в месте приема мусора, км;
tp - время разгрузки мусоровоза в пункте приема мусора.
Количество контейнерных машин ( Nk ) определяют по формуле:
Nk = nk/r na kисп ,
где nk - количество ежедневно вывозимых контейнеров;
r
- число рейсов, совершаемых одной машиной от места погрузки
накопленных контейнеров до места их разгрузки в течение 1 рабочего дня;
nа - количество контейнеров, устанавливаемых на машине;
kисп - коэффициент использования парка контейнерных машин.
Число рейсов контейнерных машин определяется так же, как и число
рейсов мусоровозов.
На расчет затрат, включаемых в себестоимость оказания услуг по
вывозу ТКО, особое влияние оказывают маршруты сбора и вывоза отходов,
оптимизация которых позволяет сократить нерациональные затраты на
содержание парка специальной техники.
134
Планирование себестоимости и формирование экономически
обоснованных тарифов на услуги по вывозу ТКО при использовании
двухэтапной системы вывоза имеет свою особенность: включение в тариф
затрат на обслуживание мусороперегрузочной станции. Затраты на
обслуживание мусороперегрузочной станции зависят от:
производительности и типа оборудования;
вида перегружаемых отходов;
расстояния от места сбора отходов до мусороперегрузочной
станции и от мусороперегрузочной станции до полигона;
от особенностей поступления ТКО на перегрузку.
Затраты на прямой вывоз ТКО из домовладений на полигон ТКО
складываются из:
1)
затрат на заезды в домовладения (заезды с магистральных улиц и
маневры во дворах) (на каждый рейс);
2)
затрат на погрузку-выгрузку (на каждый рейс);
3)
затрат на пробеги.
Основными статьями себестоимости услуг по вывозу (транспортировки)
отходов являются:
материалы
(используемые только при работе машин и
механизмов);
топливо;
оплата труда с отчислениями на социальные нужды (по рабочим
непосредственно занятых на работе по вывозу отходов).
При формировании себестоимости и тарифа на услуги по вывозу
(транспортировке) отходов необходимо также учитывать прочие прямые
расходы, цеховые и общеэксплуатационные расходы, относимые на операции
по сбору.
Затраты на двухэтапный вывоз ТКО через эстакаду МПС складываются
из:
135
1)
затрат на вывоз ТКО из домовладений на эстакаду МПС (затраты
на погрузку-разгрузку, затраты на пробег, затраты на маневрирование по
территории домовладений);
2)
затрат на вывоз ТКО с эстакады на полигон;
3)
затрат на эстакаде.
4)
Затраты на эстакаде группируются по следующим статьям:
5)
материалы;
6)
электроэнергия;
7)
оплата труда;
8)
амортизация оборудования мусороперегрузочной станции;
9)
текущий и капитальный ремонт;
10) прочие прямые расходы;
11) цеховые расходы;
12) общеэксплуатационные расходы.
2.5.3.4. Расчёт затрат, связанных с операциями по обезвреживанию
отходов
Удаление и обезвреживание твердых бытовых отходов является
последним этапом санитарной очистки населенных пунктов и играет
существенную роль в охране окружающей природной среды, поскольку
предотвращает от загрязнения почву, воздух, воду.
Формирование затрат по статьям себестоимости, а, следовательно, и
величина тарифа на услуги по обезвреживанию ТКО, зависит от выбранной
технологии.
Выбор одного из направлений обезвреживания отходов для конкретного
города или населенного пункта должен осуществляться на основе технико-
экономических расчетов и экологической оценки в зависимости от местных
условий и установленных для данного города или населенного пункта
санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований. На выбор
метода обработки мусора влияют различные факторы, в том числе:
136
состав отходов;
физико-механические свойства отходов;
химические и микробиологические характеристики отбросов;
характер конечного продукта и возможность его использования;
опасность загрязнения грунтовых вод и атмосферного воздуха;
наличие свободных территорий;
протяженность маршрутов по вывозу мусора;
размещение стоянок спецтранспорта, мусороперегрузочных
станций, предприятий по обезвреживанию и т. д.
Строительство мусороперерабатывающих заводов оправдано при
условии гарантированного сбыта продуктов переработки. Сооружение
мусоросжигательных заводов следует осуществлять на территориях, где по
климатическим условиям и санитарно-эпидемиологическим требованиям
этот метод является наиболее надежным.
Организация работ на полигоне определяется технологической схемой
эксплуатации
полигона,
разрабатываемой
в
составе
проекта.
Технологическая схема представляет собой генплан полигона,
определяющий с учетом сезона года последовательность выполнения работ,
размещения площадей для складирования ТКО и разработки изолирующего
грунта.
Основным документом планирования работ является график
эксплуатации, составляемый на год, в котором помесячно планируется
количество принимаемых отходов с указанием номера карт, на которые
складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТКО. Этот график и
технологическая схема эксплуатации полигона являются основой
планирования затрат и тарифа на захоронение ТКО. В случае, если все этапы
обращения с ТКО осуществляются одним специализированным
предприятием, затраты на захоронение ТКО в тарифе на сбор, вывоз и
захоронение отходов составят 7 - 9% от общей суммы затрат.
137
При формировании тарифов на захоронение ТКО необходимо учитывать
все технологические операции данного процесса для обеспечения
экологической безопасности населенных пунктов.
Кроме того, для объективного формирования затрат, связанных с
оказанием услуг по захоронению ТКО на полигоне, необходимо определить
количество каждого вида спецтехники, используемой на полигоне.
Необходимое количество спецтехники определяется на основе планируемого
объема отходов, поступающих на захоронение, и производительности
машин.
Основными статьями себестоимости услуг по захоронению отходов на
полигонах являются:
материалы (для эксплуатации машин и механизмов, работающих
на полигонах, обтирочные материалы, шланги, электролиты и т.д.);
топливо (расходы на топливо и смазочные материалы для
спецтехники, занятой на полигоне);
оплата труда с отчислениями на социальные нужды (по рабочим
непосредственно занятым на работах на полигоне);
амортизация (по основным средствам, занятым на полигоне,
прежде всего, спецтехнике - бульдозеров, катков-уплотнителей, автокранов и
т.д.);
ремонт и техническое обслуживание (в основном, спецтехника,
занятая на полигоне);
покупная продукция (например, вода для увлажнения отходов).
2.3.5.5. Экспертиза тарифа на вывоз бытовых отходов
Обоснование необходимости проведения экспертизы
Политика ценообразования и регулирования тарифов в жилищно-
коммунальном хозяйстве является составной частью общей экономической
политики, проводимой государством в период становления рыночной
экономики и реформирования отрасли. Вопросы формирования тарифов в
138
системе жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики
имеют немаловажное значение, а в связи с поэтапным перенесением платы за
коммунальные услуги с бюджета муниципальных образований на население,
становятся одним из факторов, имеющих большое социальное значение. В
настоящее время увеличение тарифов происходит не планомерно, а
приурочивается, например, к началу отопительного сезона и другим
сезонным мероприятиям, а сама величина тарифа рассчитывается, исходя из
себестоимости услуг, оказываемых населению и предприятиям
коммунальными службами, и потому существенно различается для каждого
населенного пункта. Чтобы выявить реальную необходимость повышения
тарифа и величину, на которую будет изменен тариф, проводится экспертиза.
При проведении экспертизы тарифов необходимо учитывать с одной
стороны, экономические интересы предприятий и организаций,
оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с другой
стороны - обеспечение доступности для потребителей оказываемых услуг, и
с третьей стороны - компенсацию затрат предприятий и организаций сферы
ЖКХ с целью обеспечения возможности проведения инвестиционных
производственных программ.
Обычно при установлении тарифов имеет место следующая ситуация:
предприятия, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, заинтересованы
в максимально высоком тарифе, покрывающем все расходы, существующие
и планируемые;
потребители отрицательно воспринимают рост тарифов,
поскольку он превышает темпы инфляции и не гарантирует повышения
качества оказываемых услуг;
органы местного самоуправления, борясь с социальной
напряженностью, одерживают рост тарифов административными методами;
бюджеты муниципальных образований в силу неотработанного и
неустоявшегося порядка распределения налоговых поступлений не могут
покрыть разницу между экономически обоснованным и утвержденным
139
тарифом, в связи с чем предприятия сферы ЖКХ не имеют возможности
развиваться.
Экспертиза тарифов, при схожести общей информационной базы
исходных материалов, отличается от общего аудита, хотя документальная и
экономическая обоснованность фактических затрат предприятия сферы ЖКХ
являются предметом рассмотрения и аудитора, и эксперта. Отличия же
заключаются в следующем.
Основной акцент при экспертизе тарифов делается на проверке
обоснованности формирования будущих (плановых) расходов на расчетный
период регулирования, в то время как аудитор в основном имеет дело с уже
свершившимися фактами хозяйственной деятельности и правильностью их
отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Заключения по результатам общего аудита и экспертизы тарифов
составляются по совершенно разным формам, жестко регламентированным
действующим законодательством. Так, федеральное правило
(стандарт)
аудиторской деятельности
6,
утвержденное постановлением
Правительства РФ от 23.09.02 № 696, устанавливает единые требования к
форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по
итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Требования к проведению и содержанию экспертизы тарифа
Согласно Постановлению Правительства России от 17.02.2004 г. № 89
«Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального
хозяйстваª, к процессу проведения экспертизы тарифа предъявляются
следующие требования:
При установлении цен и тарифов учитываются национальные
стандарты, санитарные правила и нормы и другие акты законодательства
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также акты
органов местного самоуправления, регулирующие сроки, качество,
периодичность и объемы работ по содержанию и ремонту жилья и оказанию
коммунальных услуг.
140
При расчете цен и тарифов учитываются расходы организаций на
осуществление только регулируемой деятельности
(то есть, собственно
сбора, вывоза и утилизации отходов). При этом расходы на оплату труда,
включаемые в цены и тарифы, определяются исходя из общих условий
оплаты труда, установленных отраслевым тарифным соглашением.
Цены на услуги по содержанию и ремонту жилья определяются в
зависимости от установленных состава и периодичности выполнения работ
по содержанию и ремонту жилья, а цены за наем жилья - в зависимости от
качественных характеристик жилого помещения.
В цены и тарифы не включаются расходы организаций,
связанные с привлечением этими организациями избыточных ресурсов (в том
числе оплата процентов по кредитам банков, использованным для
финансирования
необоснованных
расходов),
недоиспользованием
(неоптимальным
использованием)
производственных
мощностей,
финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности работ
и услуг, не относящихся к ней, а также иные необоснованные расходы.
Установление цен и тарифов осуществляется с учетом
заключения независимой экспертизы.
Заключение независимой экспертизы должно содержать:
1)
оценку экономической обоснованности расходов, приведенных
в предложениях по установлению цен и тарифов;
2)
оценку финансового состояния и уровня технического
оснащения организации;
3)
анализ экономической обоснованности величины прибыли,
необходимой для функционирования и развития организации;
4)
анализ качества работ и услуг, оказываемых организациями;
5)
сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли
по отношению к предыдущему расчетному периоду регулирования.
141
2.3.5.6. Заключение по формированию тарифа
Для установления основных составляющих тарифа следует учитывать не
только прямые затраты, но и обязательные исполнения действий,
направленных на выполнение требований федерального, регионального и
местного законодательства.
При этом следует учитывать, что рост платежей населения необходимо
сдерживать не снижением тарифа, т.к. ценовая составляющая тарифа зависит
в основном от инфляционных процессов, а исполнением мероприятий по
снижению норм накопления твердых бытовых отходов. Тариф проектируется
с целью сохранения процесса жизнеобеспечения административно-
территориального образования, т.е. для гарантии выполнения работ по
удалению отходов с соблюдением требований санитарных правил и норм, и
санитарно-гигиенических требований.
В целях обеспечения санитарно-гигиенических требований и
обеспечения
санитарно-эпидемиологического
и
экологического
благополучия населенного пункта необходимо совершенствование системы
сбора и удаления бытовых отходов в части технологической и в части учета и
контроля над процессом.
142
Основные проблемы и недостатки системы санитарной
очистки
В системе санитарной очистки ЗАТО Александровск существует ряд
проблем:
1)
Отсутствует разработанная система снижения объема отходов,
поступающих на захоронение
(раздельный сбор, сортировка, вторичное
использование);
2)
В системе обращения с отходами не уделено особое внимание
опасным отходам, в т.ч. ртутьсодержащим
(люминесцентные лампы,
термометры, прочие приборы);
3)
Образование несанкционированных свалок;
4)
Технические средства сбора
(контейнеры) и транспортировки
(мусоровозы) ТБО изношены и требуют замены;
5)
Отсутствие очистных сооружений канализации в системах
водоотведения бытовых стоков населенных пунктов;
6)
Питьевая вода периодически не удовлетворяет санитарно-
гигиеническому нормативу;
7)
Отсутствуют специальные сооружения для утилизации
биологических отходов.
143
Пути решения в сфере санитарной очистки
Для сокращения объёмов вывозимых на полигоны отходов предлагается
организовать систему раздельного сбора отходов путем установки
специальных ёмкостей (типа ёмкости-накопителя «Аляскаª и др.) в крупных
населённых пунктах, в местах массовой торговли, и др. Это мероприятие
позволит организовать извлечение компонентов, которые с успехом могут
использоваться в качестве вторичного сырья. Возможна также установка
отдельного сооружения типа торгового контейнера с расширенным
ассортиментом принимаемых отходов - битое стекло, полиэтиленовые и
пластиковые упаковочные материалы, металлические банки и др.
Требуется возведение ограждающих конструкций на контейнерных и
бункерных площадках. Площадки под контейнерные площадки и бункеры-
накопители должны иметь усовершенствованное асфальтовое покрытие,
быть ограждены зелёными насаждениями с высокой степенью
фитонцидности, густой и плотной кроной, желательно без плодов и ягод.
Возможно иметь ограждение контейнерных площадок не менее чем с трёх
сторон стальной плетёной одинарной сеткой из оцинкованной проволоки,
позволяющей ограничить доступ посторонних лиц, животных и птиц, а также
обеспечить сохранность контейнеров. Разработка реального графика уборки
территории. Установка ограждений на съездах с асфальта, что приведет к
уменьшению количества несанкционированных свалок. Необходимо
организовать своевременный вывоз отходов от всех источников образований
на полигон ТКО, провести работы по рекультивации несанкционированных
свалок. Провести эколого-просветительское образование населения.
Поскольку ТКО содержат многие компоненты, которые с успехом могут
использоваться в качестве вторичного сырья, предлагается организовать
систему сбора вторичных отходов.
Необходимо заключить договор со специализированной организацией
на оказание услуг по сбору и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов.
Организация должна иметь соответствующую лицензию.
144

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/