Государственное санитарно-эпидимологическое нормирование медицинских отходов - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Государственное санитарно-эпидимологическое нормирование медицинских отходов

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Государственное санитарно-эпидимологическое нормирование медицинских отходов - часть 3

 

 

2.1. Лица, занятые непосредственным сбором, обеззараживанием,
временным хранением и транспортировкой отходов в структурных
подразделениях ЛПУ должны:
знать и неукоснительно выполнять в повседневной деятельности
требования руководящих документов и должностных инструкций,
регламентирующих правила санитарно-противоэпидемического режима при
организации сбора, временного хранения и транспортировки отходов
различных классов в ЛПУ;
знать места первичного и промежуточного сбора отходов в
отделении, правила эксплуатации технологического оборудования,
применяемую технологию герметизации одноразовой упаковочной тары,
пути транспортировки отходов различных классов до места расположения
(меж)корпусных контейнеров;
ежедневно контролировать наличие необходимого дневного запаса
одноразовой упаковочной тары, дезинфицирующих средств и других
расходных материалов, используемых при обращении с отходами;
контролировать исправность работы оборудования (стойки-тележки,
транспортные внутрикорпусные тележки, (меж) корпусные контейнеры и
т.п.) и при их неисправности сообщать старшей медсестре или
ответственному специалисту по обращению с отходами в своем
подразделении;
знать способы проведения дезинфекции и правила обращения с
отходами классов Б и В, принятые в ЛПУ, и строго выполнять их в
практической деятельности;
владеть принятой в ЛПУ технологией герметизации отходов;
проводить дезинфекцию и мытье после освобождения от отходов
многоразовых емкостей и технологического оборудования, используемых
для их сбора и удаления в подразделении;
знать и выполнять правила обеззараживания при проведении сбора
и временном хранении использованного острого и режущего
инструментария, относящегося к классам Б и В;
знать правила и проводить сбор токсичных отходов, пришедших в
негодность ртутьсодержащих медицинских приборов, просроченных
лекарств и иных фармацевтических препаратов, химических реактивов,
дезинфицирующих средств в подразделении;
при возникновении аварийных ситуаций, связанных со сбором и
транспортировкой опасных медицинских отходов, под руководством
ответственного специалиста по обращению с отходами в своем
подразделении
проводить
комплекс
противоэпидемических
и
дезинфекционных мероприятий;
вести соответствующую учетную документацию по обращению с
отходами на своем рабочем месте;
ежегодно сдавать зачет по обращению с отходами ЛПУ.
3. Права
3.1. Лица, занятые непосредственным сбором, обеззараживанием,
временным хранением и транспортировкой отходов в структурных
подразделениях ЛПУ имеют право:
вносить предложения по оптимизации сбора, обеззараживания,
временного хранения и транспортировки отходов ответственному
специалисту по обращению с отходами в своем структурном подразделении;
обращаться к руководителю подразделения с мотивированной
просьбой о временном отстранении от деятельности, связанной со сбором,
обеззараживанием, хранением и транспортировкой отходов в связи с
травматическим повреждением кожи и слизистых или другим заболеванием.
4. Ответственность
4.1. Лицо, занятое непосредственным сбором, обеззараживанием,
временным хранением и транспортировкой отходов в структурных
подразделениях ЛПУ, несет ответственность за соблюдение правил
санитарно-противоэпидемического режима при обращении со всеми
классами отходов на своем рабочем месте.1
Приложение 4
Пример расчета количественных и структурных показателей
накопления отходов в ЛПУ различного типа
Для ЛПУ стационарного типа
1 Акимкин В.Г.Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора, обезвреживания,
временного хранения и удаления отходов ЛПУ. Методическое пособие. М.: Издательство РАМН, 2006.с 66-
78
1) Коечная емкость многопрофильного стационара составляет - 1300
коек.
Соответственно, ежедневная норма накопления отходов в стационаре
ориентировочно составит - 1300 коек х 2,00 кг/койка в сутки =2600 кг/сутки.
Годовая норма накопления отходов ориентировочно составит - 2600
кг/сутки х 365 суток = 949000 кг/год (949 т/год).
Ориентировочное количество отходов группы Б составит:
в сутки
- 1300 коек х (0,224-0,3 кг/койка в сутки) = 291,2-390,0
кг/сутки;
в год - 291,2-390,0 кг/сутки х 365 суток = 106288-142350 кг/год
(106,3-142,4 т/год).
2) Коечная емкость многопрофильного стационара составляет - 1300
коек, в его структуре более
50% коечного фонда составляют отделения
хирургического и реанимационного профиля (стационар организует и оказывает
ургентную медицинскую помощь 3 и более дней в неделю или ежедневно
принимает на лечение более 1/3 от всех поступающих по экстренным показаниям).
Соответственно, ежедневная норма накопления отходов в стационаре
ориентировочно составит - 1300 коек х 2,00 кг/койка в сутки х 1,5 = 3900
кг/сутки.
Годовая норма накопления ориентировочно отходов составит - 3900
кг/сутки х 365 суток = 1423500 кг/год (1423,5 т/год).
Ориентировочное количество отходов группы Б составит:
в сутки
- 1300 коек х (0,224-0,3 кг/койка в сутки) х 1,5 = 436,8-
585,0 кг/сутки;
в год - 436,8-585,0 кг/сутки х 365 суток = 159432-213525 кг/год
(159,4-213,5 т/год).
Для ЛПУ амбулаторно-поликлинического типа
Количество ежедневных посещений поликлиники - 700.
Соответственно, ежедневная норма накопления отходов в
поликлинике ориентировочно составит
-
700 посещений х
(0,1-0,15
кг/посещение в сутки) = 70-105 кг/сутки.
Годовая норма накопления отходов ориентировочно составит - (70-
105 кг/сутки) х 300 суток = 21000-31500 кг/год (21,0-31,5 т/год).
Ориентировочное количество отходов группы Б составит:
в сутки
-
700 посещений х (0,012-0,025 кг/посещение в сутки) =
8,4-17,5 кг/сутки;
в год - (8,4-17,5 кг/сутки) х 300 суток = 2520-5250 кг/год (2,5-5,3
т/год).2
2 Акимкин В.Г.Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора, обезвреживания,
временного хранения и удаления отходов ЛПУ. Методическое пособие. М.: Издательство РАМН, 2006.с 44-
45
Приложение 5
Нормативы образования отходов в лечебно-профилактических
учреждениях
Учитывая данные международного опыта и результаты отечественных
исследователей (Д.А. Голубев и др., 2001; П.С. Опарин, 2001; Акимкин В.Г.,
2002; Н.В. Русаков и др.,
2002), целесообразно, в современных условиях
деятельности здравоохранения Российской Федерации рекомендовать
следующие ориентировочные количественные нормативы образования отходов
в лечебно-профилактических учреждениях в зависимости от их коечной
емкости (табл. 5).
Табл.
5.
Ориентировочные количественные нормативы
образования отходов в лечебно-профилактических учреждениях
Коечная емкость стационара
Норматив образования отходов
(кг/койка в сутки)
600 - 800 коек
1,3
800 - 1000 коек
1,35
1000 - 1200 коек
1,51
1200 - 1400 коек
2,00
свыше 1400 коек
2,7
Ориентировочные нормативы образования отходов в лечебно-
профилактических учреждениях могут претерпевать изменения в зависимости
от влияния ряда факторов:
1) структуры медицинского учреждения
(при наличии в составе
многопрофильных лечебно-профилактических учреждений значительного
удельного веса отделений хирургического и реанимационного профиля,
составляющих 45-50% и более коечного фонда; некоторых специализированных
подразделений, например, отделения гемодиализа, экстракорпоральной
гемокоррекции, станции переливания крови, лабораторного центра, вивария и
т.п., отмечается как увеличение общего объема отходов, так и отдельных
составляющих фракций, характеризующихся, в частности, высоким
содержанием полимерных отходов);
2) степени и объема медицинской помощи, оказываемой поступаемым в
стационар пациентам в порядке неотложной помощи
(при организации и
оказании стационаром ургентной медицинской помощи 3 и более дней в неделю
или ежедневном приеме и госпитализации более 1/3 от всех поступающих на
лечение по экстренным показаниям отмечается увеличение общего объема
отходов, образующихся в стационаре);
3)
профиля специализированной направленности медицинского
учреждения
(в инфекционных, в т.ч. фтизиатрических и микологических
лечебно-профилактических учреждениях реальный объем отходов существенно
превышает ориентировочный норматив для стационаров общего профиля).
В практической деятельности необходимо учитывать перечисленные
выше факторы, и расчет нормативов образования отходов производить с
учетом поправочных коэффициентов, составляющих в данных случаях 1,3-
1,5.
Необходимость и целесообразность введения поправочных
коэффициентов подтверждается данными исследований ГУ НИИ экологии
человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина РАМН,
продемонстрировавшими, в частности, что количественные нормативы
образования отходов в таких лечебно-профилактических учреждениях как
ГВКГ им. Н.Н.Бурденко и НИИ скорой помощи им. Н.Ф.Склифосовского
составляют 3,6-4,1 кг/койка в сутки.
Кроме того, на нормативы образования отходов в ЛПУ оказывают
влияние технические и финансовые возможности медицинского учреждения,
благоустройство его зданий и корпусов.
В качестве ориентировочных нормативов образования отходов для
амбулаторно-поликлинических учреждений могут быть рекомендованы
показатели, полученные Д.А. Голубевым и др. (2001), Н.В. Русаковым и др.
(2002) и В.Г. Акимкиным (2002) и составляющие 0,1-0,15 кг на одно
посещение.
Согласно мнениям Д.А. Голубева и др. (2001), Н.В. Русакова и др.
(2002), удельный вес отходов класса Б по отношению к общему количеству
отходов (табл. 5), образующихся в многопрофильном стационаре составляет
12-15%. На основании этой оценки, а также опыта переработки опасных
(рискованных) отходов в Санкт-Петербурге, рекомендуется принять
следующие ориентировочные нормативы образования отходов
категории опасности класса Б, представленные в табл.6.
Табл.
6.
Ориентировочные количественные нормативы
образования отходов класса Б в лечебно-профилактических
учреждениях
Коечная емкость стационара
Норматив образования отходов
класса Б (кг/койка в сутки)
600 - 800 коек
0,156-0,195
800 - 1000 коек
0,162-0,203
1000 - 1200 коек
0,181-0,227
1200 - 1400 коек
0,224-0,3
свыше 1400 коек
0,324-0,405
На основание приводимых выше расчетов ориентировочные
количественные нормативы образования отходов класса Б в ЛПУ
амбулаторно-поликлинического типа могут составлять
0,012-0,025 кг на
одно посещение.
По мнению Д.А. Голубева и др. (2001) и Н.В. Русакова и др. (2002),
ориентировочными нормативами образования отходов категории опасности
класса В в специализированных учреждениях могут являться:
— для стационарных противотуберкулезных и микологических
лечебно-профилактических учреждений — 332 кг (или 3,3 м3) на одну
койку/год, что составляет 0,91 кг на одну койку/сутки;
— для противотуберкулезных лечебно-профилактических учреждений
диспансерного типа — 0,107 кг (или 1,0 л) на одно посещение.
Учитывая имеющиеся практические данные (Д.А. Голубев и др., 2001;
Н.В. Русаков и др., 2002), рекомендуемая средняя плотность отходов классов
Б и В составляет 100 кг/м3.3
Приложение 6
Методика определения ориентировочного количества санитарно-
гигиенического оборудования, инвентаря и расходных материалов для
организации системы сбора, хранения и удаления отходов в ЛПУ
3 Акимкин В.Г.Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора, обезвреживания,
временного хранения и удаления отходов ЛПУ. Методическое пособие. М.: Издательство РАМН, 2006.с 30-
36
Ориентировочный расчет потребностей в санитарно-гигиеническом
оборудовании, инвентаре и расходных материалах основывается на схеме
расположения ЛПУ и его отдельных подразделений, количественных и
структурных характеристиках образующихся отходов, рекомендуемой
кратности замены упаковочной тары в функциональных помещениях и
сроках удаления отходов с территории ЛПУ
В качестве примеров можно привести несколько вариантов
ориентировочного расчета потребностей в санитарно-гигиеническом
оборудовании, инвентаре и расходных материалах для стандартных
отделений различного профиля ЛПУ стационарного типа.
Отделение хирургического профиля (30 коек) с операционным блоком
В целях упрощения понимания производимых расчетов на рис. 2
приведен вариант схемы организации сбора, временного хранения и
удаления отходов в отделении хирургического профиля
(30 коек) с
операционным блоком.
В данном отделении образуются два класса отходов - А и Б. Учитывая
схему возможного размещения отходы класса А образуются в следующих
функциональных помещениях отделения данного профиля (места первичного
сбора отходов класса А):
санитарный пропускник операционного блока (1-2);
палаты (палатные секции) (8-10);
кабинет заведующего отделением;
кабинет старшей медицинской сестры;
ординаторская;
сестринская;
материальная;
буфетная (раздаточная);
зал приема пищи;
коридор (на входе в отделение);
холл отделения;
помещения для сестры-хозяйки (2):
- бельевая для чистого белья;
- помещение для разбора и временного хранения грязного белья;
душевая;
клизменная;
санитарная комната;
туалет (2):
- туалет для больных;
- туалет для сотрудников.
Отходы класса Б образуются в следующих функциональных
помещениях отделения данного профиля (места первичного сбора отходов
класса Б):
операционный блок с санитарным пропускником (2-3);
процедурная;
перевязочная;
пост медицинской сестры (2).
Указанные места первичного сбора отходов классов А и Б
оборудуются соответствующими стойками-тележками для транспортировки
пакетов с конструкцией, обеспечивающей возможность их перемещения в
пределах отделения до места
(помещения) нахождения транспортных
внутрикорпусных тележек, либо мини-контейнеров (место промежуточного
сбора отходов), в которых временно
(в течение рабочего дня/смены)
происходит по классам накопление отходов отделения.
Учитывая рекомендуемые режимы замены одноразовой упаковочной
тары в вышеперечисленных местах первичного сбора отходов классов А и Б
и ориентируясь на обязательность их удаления в конце рабочего дня/смены,
можно произвести ориентировочные расчеты потребности.
Стойки-тележки для сбора отходов в отделении
Ориентировочное количество стоек-тележек с учетом мест первичного
сбора отходов классов А и Б может составить - 31-35 штук. Принимая во
внимание необходимость возможного их ремонта или увеличения мест
первичного сбора отходов, дополнительно следует предусматривать в
расчетах до 10% от необходимого ориентировочного количества.
Таким образом, общее ориентировочное количество стоек-тележек с
учетом мест первичного сбора отходов классов А и Б может составить в
отделении хирургического профиля (30 коек) с операционным блоком - 34-
38 штук.
Пакеты для сбора отходов класса А (белого цвета) (суточная
потребность)
Ориентировочная минимальная суточная потребность в пакетах с
учетом мест первичного сбора отходов класса А может составить - 28 штук.
Учитывая возможную необходимость замены пакетов в процессе рабочего
дня/смены, в частности в буфетных (раздаточных), и другие непредвиденные
расходы, например, разрыв
(порез) пакета, следует предусматривать
дополнительно в расчетах до
20-25% от необходимой ориентировочной
минимальной суточной потребности.
Таким образом, общая ориентировочная суточная потребность в
пакетах белого цвета с учетом мест первичного сбора отходов класса А
может составить в отделении хирургического профиля
(30 коек) с
операционным блоком - 33-35 штук.
Пакеты для сбора отходов класса Б (желтого цвета) (суточная
потребность)
Ориентировочная минимальная суточная потребность в пакетах с
учетом мест первичного сбора отходов класса Б и рекомендуемой кратности
их замены (2-кратная в процессе рабочего дня/смены в процедурных и
перевязочных, после каждого хирургического вмешательства в
операционном блоке) может составить
-
10-12 штук. Учитывая
применяемый способ дезинфекции отходов, другие непредвиденные
расходы, например, разрыв
(порез) пакета, следует предусматривать
дополнительно в расчетах до
40-50% от необходимой ориентировочной
минимальной суточной потребности.
Таким образом, общая ориентировочная суточная потребность в
пакетах желтого цвета с учетом мест первичного сбора отходов класса Б и
рекомендуемой кратности их замены может составить в отделении
хирургического профиля (30 коек) с операционным блоком - 14-18 штук.
Одноразовые емкости
(желтого цвета) для сбора острого и
режущего инструментария, относящегося к отходам класса Б (суточная
потребность)
Сбор острого и режущего инструментария (иглы, перья), прошедшего
дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов в
одноразовую твердую упаковку
(емкости) желтого цвета. Суточная
потребность в количестве таких емкостей определяется количеством рабочих
мест медицинского персонала, связанных со сбором и удалением такого типа
отходов класса Б.
В данном случае суточная потребность в одноразовых емкостях
(желтого цвета) для сбора острого и режущего инструментария,
относящегося к отходам класса Б, в отделении хирургического профиля (30
коек) с операционным блоком составляет 6 -7 штук.
Приспособления (материалы) для герметизации пакетов
Одноразовые пакеты для сбора отходов в отделении герметизируются с
использованием замка-стяжки. Расчет необходимого количества в
приспособлениях (материалах) для обеспечения данного процесса зависит от
выбора конкретного способа.
Транспортные внутрикорпусные тележки, либо мини-контейнеры
для временного накопления отходов отделения
Необходимое количество транспортных внутрикорпусных тележек,
либо мини-контейнеров для временного накопления отходов отделения
определяется, как правило, из соотношения 1:10 по отношению к количеству
стоек-тележек в местах первичного сбора отходов соответствующего класса.
Учитывая, что количество стоек-тележек в местах первичного сбора
отходов класса А в рассматриваемом нами случае составляет 25-28 штук, а
для сбора отходов класса Б - 6-7 штук, то соответственно, для отделения
хирургического профиля
(30 коек) с операционным блоком следует
рекомендовать 2-3 транспортных внутрикорпусных тележки, либо мини-
контейнера для сбора отходов класса А и 1 - для сбора отходов класса Б.
Таким образом, общее необходимое количество санитарно-
гигиенического оборудования, инвентаря и расходных материалов для
обеспечения организации системы сбора и удаления отходов в отделении
хирургического профиля (30 коек) с операционным блоком представлено в
табл. 7.
Табл.
7. Общее необходимое количество санитарно-гигиенического
оборудования, инвентаря и расходных материалов для обеспечения
организации системы сбора, хранения и удаления отходов в отделении
хирургического профиля (30 коек) с операционным блоком
Наименован
Необходимое количество (шт.)
п/
ие
п
подразделен
Стойки
Трансп
Однора
Однора
Однора
Средст
ия
-
ортные
зовые
зовые
зовые
ва
(количество
тележк
внутри
пакеты
пакеты
емкост
гермет
коек)
и для
корпус
белого
желтог
и
изации
мест
ные
цвета
о цвета
(желто
(сут)
первич
тележк
(сут)
(сут)
го
ного
и для
цвета)
сбора
места
для
промеж
сбора
уточно
острого
го
и
сбора
режущ
его
инстру
ментар
ия (сут)
Отделение
34-38
3-4
33-35
14-18
6-7
В
хирургическо
зависим
го профиля
ости от
(30 коек) с
способа
операционны
гермети
м блоком
зации
Отделение реанимационного профиля (6-8 коек)
В целях упрощения понимания производимых расчетов на рис. 3 приведен
вариант схемы организации сбора, временного хранения и удаления
отходов в отделении реанимации (6-8 коек).
В данном отделении образуются два класса отходов - А и Б. Учитывая
схему возможного размещения отходы класса А образуются в следующих
функциональных помещениях отделения данного профиля (места первичного
сбора отходов класса А):
кабинет заведующего отделением;
кабинет старшей медицинской сестры;
ординаторская;
сестринская;
материальная (2);
коридор (на входе в отделение);
помещения для сестры-хозяйки (2):
- бельевая для чистого белья;
- помещение для разбора и временного хранения грязного белья;
санитарная комната;
туалет для сотрудников.
Отходы класса Б образуются в следующих функциональных
помещениях отделения данного профиля (места первичного сбора отходов
класса Б):
реанимационные сектора (3-4);
процедурная;
пост медицинской сестры (2).
Указанные места первичного сбора отходов классов А и Б
оборудуются соответствующими стойками-тележками с конструкцией,
обеспечивающей возможность их перемещения в пределах отделения (чаще
этажа корпуса) до места
(помещения) нахождения транспортных
внутрикорпусных тележек, либо мини-контейнеров (место промежуточного
сбора отходов), в которых временно
(в течение рабочего дня/смены)
происходит по классам накопление отходов отделения.
Учитывая рекомендуемые режимы замены одноразовой упаковочной
тары в вышеперечисленных местах первичного сбора отходов классов А и Б
и ориентируясь на обязательность их удаления в конце рабочего дня/смены,
можно произвести ориентировочные расчеты потребности.
Стойки-тележки для сбора отходов в отделении
Ориентировочное количество стоек-тележек с учетом мест первичного
сбора отходов классов А и Б может составить - 17-18 штук. Принимая во
внимание необходимость возможного их ремонта или увеличения мест
первичного сбора отходов, дополнительно следует предусматривать в
расчетах до 10% от необходимого ориентировочного количества.
Таким образом, общее ориентировочное количество стоек-тележек с
учетом мест первичного сбора отходов классов А и Б может составить в
отделении реанимации (6-8 коек) - 19-20 штук.
Пакеты для сбора отходов класса А (белого цвета) (суточная
потребность)
Ориентировочная минимальная суточная потребность в пакетах с
учетом мест первичного сбора отходов класса А может составить - 11 штук.
Учитывая возможную необходимость замены пакетов в процессе рабочего
дня/смены и другие непредвиденные расходы, например, разрыв (порез)
пакета, следует предусматривать дополнительно в расчетах до 20-25% от
необходимой ориентировочной минимальной суточной потребности.
Таким образом, общая ориентировочная суточная потребность в
пакетах белого цвета с учетом мест первичного сбора отходов класса А
может составить в отделении реанимации (6-8 коек) - 13-14 штук.
Пакеты для сбора отходов класса Б (желтого цвета) (суточная
потребность)
Ориентировочная минимальная суточная потребность в пакетах с
учетом мест первичного сбора отходов класса Б и рекомендуемой кратности
их замены (2-кратная в процессе рабочего дня/смены в процедурной, по мере
необходимости в реанимационных секторах) может составить - 8-10 штук.
Учитывая применяемый способ дезинфекции отходов, другие
непредвиденные расходы, например, разрыв
(порез) пакета, следует
предусматривать дополнительно в расчетах до
40-50% от необходимой
ориентировочной минимальной суточной потребности.
Таким образом, общая ориентировочная суточная потребность в
пакетах желтого цвета с учетом мест первичного сбора отходов класса Б и
рекомендуемой кратности их замены может составить в отделении
реанимации (6-8 коек) - 12-15 штук.
Одноразовые емкости
(желтого цвета) для сбора острого и
режущего инструментария, относящегося к отходам класса Б (суточная
потребность)
Сбор острого и режущего инструментария (иглы, перья), прошедшего
дезинфекцию, осуществляется отдельно от других видов отходов в
одноразовую твердую упаковку
(емкости) желтого цвета. Суточная
потребность в количестве таких емкостей определяется количеством рабочих
мест медицинского персонала, связанных со сбором и удалением такого типа
отходов класса Б.
В данном случае суточная потребность в одноразовых емкостях
(желтого цвета) для сбора острого и режущего инструментария,
относящегося к отходам класса Б, в отделении реанимации
(6-8 коек)
составляет 7-8 штук.
Приспособления (материалы) для герметизации пакетов
Одноразовые пакеты для сбора отходов в отделении герметизируются с
использованием замка-стяжки. Расчет необходимого количества в
приспособлениях (материалах) для обеспечения данного процесса зависит от
выбора конкретного способа.
Транспортные внутрикорпусные тележки, либо мини-контейнеры
для временного накопления отходов отделения
Необходимое количество транспортных внутрикорпусных тележек,
либо мини-контейнеров для временного накопления отходов отделения

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/