ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2010 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2010 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РФ О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ КОНВЕНЦИИ О ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (2010 год) - часть 7

 

 

Статья 15
твэлов в активной зоне реактора), внедрения современных технологий
очистки газоаэрозольных технологических сред и повышения
культуры безопасности достигнуто значительное
(на
1-2 порядка
величины) снижение поступления радиоактивных веществ с АС
России в окружающую среду.
С учетом достигнутого уровня безопасности АС в режиме
нормальной эксплуатации энергоблоков нормативы допустимых
выбросов и допустимых сбросов радиоактивных веществ в
окружающую среду установлены на уровне, при котором доза
облучения лиц из критической группы населения в районе
расположения атомной станции является пренебрежимо малой, т.е.
ниже минимально значимой дозы, равной 10 мкЗв в год.
Фактические газоаэрозольные выбросы и жидкие сбросы АС,
как за отчетный период, так и в предыдущие годы, были значительно
ниже значений допустимых выбросов и сбросов. При таком
поступлении радионуклидов в окружающую среду радиационный
риск для населения за счет плановых выбросов радионуклидов за
пределы АС в режиме нормальной эксплуатации является
гарантированно безусловно приемлемым (менее 10-6 1/год). Из этого
следует, что выбросы и сбросы АС в режиме нормальной
эксплуатации при условии непревышения установленных нормативов
выбросов и сбросов (что имеет место в действительности) являются
оптимизированными.
В Таблицах 15.3 и 15.4, соответственно, приведены абсолютные
и относительные
(в процентах ДВ) значения среднесуточных и
годовых газоаэрозольных выбросов атомных станций России в
2009 г.
Указанные выбросы АС создают пренебрежимо малые дозы
облучения населения в районах расположения атомных станций -
менее 0,01 мЗв/год, что составляет менее 1 % годовой дозы внешнего
облучения, создаваемой естественной (фоновой) радиацией.
Как и в предыдущие годы, в 2009 г. газоаэрозольные выбросы
АС были значительно ниже ДВ. На АС с реакторами канального типа
выбросы инертных радиоактивных газов (ИРГ) не превышали 19 %
ДВ, на АС с ВВЭР - менее 14 % ДВ. Значения выбросов соединений
йода находятся в диапазоне (0,003-11,0) % ДВ.
96
Статья 15
Таблица 15.3 - Среднесуточные газоаэрозольные выбросы АС России
в 2009 г.
ИРГ
131I
Название АС
ГБк
% КУ*
МБк
% КУ*
Балаковская
**
-
0,0011
0,002
Калининская
99,0
5,2
2,37
4,8
Кольская
**
-
0,025
0,05
Нововоронежская
260,0
13,8
5,4
10,9
Ростовская
**
-
**
-
Курская
810,0
8,0
3,6
1,42
Ленинградская
670,0
6,7
2,24
0,88
Смоленская
175,0
1,73
0,16
0,06
Белоярская
12,1
0,64
отсутствует
-
Билибинская
990,0
18,1
**
-
Примечание: * КУ - контрольный уровень;
** Выбросы ниже минимально детектируемой активности
радионуклидов (МДА).
Таблица 15.4 - Годовые газоаэрозольные выбросы АС России в 2009 г.
ИРГ
131I
134Cs
137Cs
60Co
Название АС
ТБк/
МБк/
МБк/
МБк/
МБк/
%ДВ
%ДВ
%ДВ
%ДВ
%ДВ
год
год
год
год
год
Балаковская
-
0,46
0,003
0,34
0,04
2,5
0,12
2,7
0,04
Калининская
36,05
5,2
866,1
4,8
1,12
0,12
3,38
0,17
2,77
0,04
Кольская
-
8,98
0,05
-
4,2
0,2
24,1
0,33
Нововоронежская
95,0
13,8
2000,0
10,9
140,0
15,0
180,0
8,9
650,0
8,8
Ростовская
-
-
0,72
0,08
1,82
0,09
3,1
0,04
Курская
297,3
8,0
1319,6
1,4
7,84
0,56
50,7
1,3
332,9
13,3
Ленинградская
252,0
6,8
818,9
0,88
35,0
2,5
132,0
3,3
83,8
3,4
Смоленская
133,1
3,6
135,1
0,15
-
9,8
0,25
80,3
3,2
Белоярская
4,4
0,64
-
-
-
7,3
0,4
0,21
0,003
Билибинская
361,1
18,1
-
-
-
-
Примечание: * Выбросы ниже минимально детектируемой активности
радионуклидов (МДА).
Таким образом, приведенные данные подтверждают, что на
российских атомных станциях обеспечивается защита населения и
окружающей природной среды от радиационного воздействия АС.
97
Статья 15
15.4. Надзор за радиационной защитой персонала АС,
населения и окружающей среды
Надзор за радиационной защитой персонала АС, населения и
окружающей среды в районах расположения атомных станций
выполняет
Управление
государственного
санитарно-
эпидемиологического надзора Федерального медико-биологического
агентства при Министерстве здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, его территориальные органы.
Государственный надзор за соблюдением требований
нормативно-технических документов по радиационной безопасности
и условий действия лицензий на эксплуатацию энергоблоков АС
осуществляется Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору.
На атомных станциях отделами радиационной безопасности АС
проводится постоянный контроль состояния радиационной защиты
персонала и поступления радиоактивных веществ в окружающую
среду. Результаты контроля в виде ежемесячных, квартальных и
годовых отчетов представляются ими в надзорные органы и
Эксплуатирующую организацию.
Систематически проводятся комплексные и целевые инспекции
Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору и органов государственного санитарно-
эпидемиологического надзора по оценке безопасности конкретных
АС. По результатам этих инспекций выдаются соответствующие
предписания и рекомендации.
Из вышеизложенного следует, что в Российской
Федерации обеспечена радиационная защита персонала АС,
населения и окружающей среды при эксплуатации ядерных
установок.
Дозы облучения персонала находятся на низком уровне
и не превышают установленных нормативных значений,
радиационное воздействие АС на население и окружающую
среду
(при нормальной эксплуатации АС) за счет газо-
аэрозольных выбросов и жидких сбросов создает
дополнительный радиационный риск, который является
безусловно приемлемым (менее 10-6 в год).
98
Статья 16
Статья 16. Аварийная готовность
16.1. Нормативное регулирование вопросов аварийной
готовности на площадке АС и за ее пределами
Вопросы защиты персонала и населения в случае возникновения
аварий на атомных станциях в России регулируются рядом
нормативных требований. Эти нормативные требования разработаны
с учетом российского и международного опыта и учитывают
рекомендации, содержащиеся в следующих руководствах МАГАТЭ
по безопасности:
"Готовность государственных органов на случай аварии на
атомных электростанциях", № 50-SG-G6, Вена, 1982 г.;
"Готовность Эксплуатирующей организации (лицензиата) на
случай аварии на атомных электростанциях", № 50-SG-06,
Вена, 1982 г.
Российская Федерация участвует в международных
соглашениях, затрагивающих вопросы аварийной готовности, в том
числе в части аварий с трансграничными последствиями:
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном пространстве, 1991 г.;
Конвенция об оказании помощи в случае ядерной аварии или
радиационной аварийной ситуации, 1987 г.;
Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии,
1986 г.
К действующим в России нормативным документам,
регулирующим вопросы аварийной готовности на АС и за ее
пределами, относятся:
Федеральный закон № 170-ФЗ "Об использовании атомной
энергии";
Федеральный закон
№ 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера";
Федеральный закон № 3-ФЗ "О радиационной безопасности
населения";
"Положение
о
единой
государственной
системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(утверждено постановлением Правительства Российской
Федерации от
30 декабря
2003 г.
№ 794, в редакции
постановлений Правительства Российской Федерации от
27 мая 2005 г. № 335, от 3 октября 2006 г. № 600);
"Общие положения обеспечения безопасности атомных
станций" (ОПБ-88/97);
99
Статья 16
"Положение о порядке объявления аварийной обстановки,
оперативной передачи информации и организации
экстренной помощи атомным станциям в случае
радиационно-опасных ситуаций" (НП-005-98);
"Типовое содержание плана мероприятий по защите
персонала в случае аварий на атомной станции" (НП-015-
2000) с Изменением № 1 от 30 августа 2002 г.
Как отмечалось в предыдущих национальных Докладах
Российской Федерации, указанные нормативные документы
направлены на предупреждение возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций и снижение размеров ущерба от них.
Они определяют нормы в области защиты граждан Российской
Федерации и иностранных граждан, а также окружающей среды от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
принципы организации, состав сил и средств и взаимодействие
участников при ликвидации чрезвычайных ситуаций при их
возникновении на атомных станциях; задачи и функции
межведомственной группы оказания экстренной помощи атомным
станциям (ОПАС).
16.2. Осуществление мероприятий по обеспечению
аварийной готовности, планы аварийной готовности
атомных станций
В соответствии с действующими законами и положениями в
Российской Федерации создана и функционирует Единая
государственная
система
предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС), постоянно действующим органом
управления которой является Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и
ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
РСЧС охватывает все территории
(регионы) России. В
соответствии с Федеральным законом "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" Правительство Российской Федерации постановлением от
21 мая 2007 г. № 304 утвердило классификацию ЧС природного и
техногенного характера. Эта классификация приведена в Таблице
16.1.
100
Статья 16
Таблица 16.1 - Классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера
Материаль-
Пострадало
Локализация
Тип ЧС
ный ущерб
(человек)
ЧС
(тыс. рублей)
Локальная
до 10
до 100
Объект
Муниципальная
до 50
100-5000
Поселение или
внутригородская
территория
города
федерального
значения
Межмуниципальная
до 50
100-5000
Два и более
поселений или
внутригородских
территорий
города
федерального
значения
Региональная
51-500
5000-500000
Не превышает
территории
одного субъекта
Федерации
Межрегиональная
51-500
5000-500000
Не превышает
территории двух
и более
субъектов
Федерации
Федеральная
свыше 500
свыше 500000
По решению
Правительства
Российской
Федерации
Классификация чрезвычайных ситуаций служит основанием для
формирования и заблаговременной подготовки на разных уровнях
управления соответствующих сил и средств для ликвидации ЧС и их
последствий.
МЧС России организует взаимодействие и координацию
деятельности всех министерств, ведомств и организаций также и при
ликвидации последствий аварий на атомных станциях за пределами
санитарно-защитных зон аварийных объектов. МЧС России
организует подготовку и использование аварийно-спасательных
подразделений для оперативной локализации и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
101
Статья 16
Для предупреждения и ликвидации ЧС на атомных станциях и
других объектах атомной энергетики в рамках Государственной
корпорации по атомной энергии "Росатом" создана и функционирует
Отраслевая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (ОСЧС).
Действующая в России система предупреждения и ликвидации
ЧС схематически показана на рисунке 16.1.
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций
РСЧС
Ответственная организация - МЧС России
Отраслевая система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций на
объектах отрасли - Функциональная
ОСЧС
подсистема РСЧС
Ответственная организация - Госкорпорация
"Росатом"
Система предупреждения и
СЧСК
ликвидации чрезвычайных ситуаций
эксплуатирующей организации
Ответственная организация -
ОАО "Концерн Росэнергоатом"
Система предупреждения
и ликвидации ЧС объекта
(атомной станции)
Ответственная
СЧСО
организация - филиал
ОАО "Концерн
Росэнергоатом" - атомная
станция
Рисунок 16.1 - Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
В соответствии с Положением об ОСЧС на всех действующих
атомных станциях созданы и организационно отработаны
102
Статья 16
станционные (объектовые) системы предупреждения и действий при
ЧС. В целях обеспечения постоянной готовности сил и средств к
действиям в случае радиационно-опасных ситуаций на всех атомных
станциях в соответствии с требованиями "Общих положений
обеспечения безопасности атомных станций"
(ОПБ-88/97) и
"Типового содержания плана мероприятий по защите персонала в
случае аварий на атомной станции" (НП-015-2000) разработаны и
утверждены "Планы мероприятий по защите персонала в случае
аварии на атомной станции", в которых установлен порядок
оповещения об аварии, определены критерии для принятия решений и
действия персонала в аварийных ситуациях, меры по защите
персонала, а также порядок взаимодействия АС с территориальными
формированиями МЧС России и другими внешними организациями и
местными органами исполнительной власти.
Организационно-технические и другие меры по оказанию
помощи населению, проживающему в районах размещения
действующих АС, определены в "Планах защиты населения в случае
общей радиационной аварии на атомной станции".
Такие планы разработаны и утверждены органами
исполнительной власти соответствующих территорий субъектов
Российской Федерации. В этих планах определена схема координации
и взаимодействия объектовых (атомных станций) и территориальных
формирований МЧС России между собой и с другими
министерствами и ведомствами, участвующими в реализации
мероприятий по защите населения от последствий аварии.
В Эксплуатирующей организации и на каждой атомной станции
задействованы основные и дублирующие средства связи с
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и
другими вышестоящими организациями, с органами государственного
регулирования безопасности, с территориальными органами
управления по ГО и ЧС МЧС России и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Имеющиеся системы связи и оповещения атомных станций
обеспечивают своевременное оповещение и обмен необходимой
информацией со всеми заинтересованными организациями в случае
возникновения аварийной ситуации на АС.
Работы по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного и
нерадиационного характера на атомных станциях организует и
обеспечивает Эксплуатирующая организация.
Ключевыми элементами в структуре противоаварийной
поддержки АС являются: Кризисный центр (КЦ) ОАО "Концерн
Росэнергоатом",
Ситуационно-кризисный
центр
(СКЦ)
Госкорпорации "Росатом", Информационно-аналитический центр
103
Статья 16
(ИАЦ) Ростехнадзора и Центры технической поддержки
(ЦТП),
которые созданы в организациях, являющихся Главными
конструкторами, Научными руководителями и Генеральными
проектировщиками АС, и в ведущих российских институтах и
предприятиях, обеспечивающих научную и техническую поддержку
АС. Всего на настоящий момент функционирует 14 ЦТП. Схема
информационного взаимодействия организаций, входящих в систему
аварийного реагирования, показана на рисунке 16.2.
Рисунок 16.2 - Обеспечение оперативного информационного
взаимодействия организаций, входящих в систему аварийного
реагирования
Роль этих кризисных центров и ЦТП в повышении аварийной
готовности АС определена "Положением о порядке объявления
аварийной обстановки, оперативной передачи информации и
организации экстренной помощи атомным станциям в случае
радиационно-опасных ситуаций"
(НП-005-98) и "Порядком
информирования СКЦ Госкорпорации "Росатом" о текущем
104
Статья 16
состоянии предприятий отрасли и о возникновении нештатных
ситуаций" и заключается в следующем:
обеспечение
аварийной
готовности
системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
сбор объективной информации
(технологической и
радиационной) о текущем состоянии энергоблоков АС;
постоянный мониторинг технологических и радиационных
параметров на АС;
проверка готовности АС и систем связи к постоянному
информационному взаимодействию;
анализ обстановки на основе полученных данных;
оперативное прогнозирование обстановки на АС и в зоне
наблюдения;
своевременное оповещение о чрезвычайной ситуации;
обеспечение инженерной поддержки аварийной АС,
взаимодействие с центрами технической поддержки;
информирование заинтересованных организаций и ведомств
по дежурным каналам связи о состоянии дел на АС;
оповещение группы оказания экстренной помощи атомным
станциям (ОПАС);
организация взаимодействия с аварийной АС, с
заинтересованными министерствами и ведомствами, со
средствами массовой информации и общественностью;
контроль хода выполнения мероприятий.
Действия СКЦ, КЦ, ИАЦ и ЦТП скоординированы, Центры
работают в круглосуточном режиме.
На объектовом
(станционном) уровне директор атомной
станции является ответственным за выполнение работ по
предупреждению и ликвидации ЧС в пределах санитарно-защитной
зоны АС и за реализацию "Плана мероприятий по защите персонала в
случае аварии на атомной станции".
Порядок осуществления мер по обеспечению аварийной
готовности российских атомных станций и введения в действие
"Плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной
станции" определен "Положением о порядке объявления аварийной
обстановки, оперативной передачи информации и организации
экстренной помощи атомным станциям в случае радиационно-
опасных ситуаций" (НП-005-98).
Этим Положением установлены критерии для введения на
атомных станциях состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная
обстановка".
105
Статья 16
16.3. Меры по информированию общественности в
отношении аварийной готовности
Для информирования общественности в ОАО "Концерн
Росэнергоатом" функционирует Управление информации и
общественных связей. При возникновении аварийных ситуаций на АС
Управление организует выполнение следующих задач:
организация сбора материалов о возникновении и развитии
аварии на АС, принимаемых мерах по ее локализации и
ликвидации последствий;
подготовка и утверждение руководством группы ОПАС
пресс-релизов
для
СМИ; максимально быстрое
предоставление информации в СМИ;
организация пресс-конференций руководства группы ОПАС;
проведение мониторинга электронных и печатных СМИ по
вопросам, касающимся ситуации на АС;
организация представления на Web-сайте Эксплуатирующей
организации информации об аварии, принимаемых мерах по
ее локализации и ликвидации последствий;
взаимодействие с отделами информации АС.
Для информирования общественности на всех АС действуют
отделы информации, на которые возложены задачи, аналогичные
перечисленным выше.
16.4. Обучение и противоаварийные тренировки на АС
Для подготовки персонала АС к действиям в аварийных
условиях проводятся: занятия в ЦТП, противоаварийные тренировки,
командно-штабные и тактико-специальные учения, сборы.
Подготовка сотрудников Эксплуатирующей организации,
персонала атомных станций, работников обеспечивающих
предприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС,
предприятий осуществляется в соответствии с требованиями
постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от ЧС
природного и техногенного характера" и в соответствии с
"Положением об организации обучения населения в области ГО" (в
редакции постановления Правительства Российской Федерации от
15 августа 2006 г. № 501).
Порядок подготовки сотрудников Эксплуатирующей организации,
персонала атомных станций и членов их семей, работников
обеспечивающих предприятий для действий в чрезвычайных ситуациях
определен "Руководством по организации и проведению мероприятий по
106
Статья 16
гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на атомных станциях" (РД ЭО 0074-97).
Подготовка специалистов органов управления, сил и средств
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
персонала атомных станций и сотрудников обеспечивающих
предприятий осуществляется по специально разработанным для них
программам в образовательных учреждениях дополнительного
профессионального образования, в учебно-методических центрах по
ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, а также на курсах
гражданской обороны муниципальных образований.
Подготовка специальных ведомственных формирований
атомных станций проводится в соответствии с "Положением о
специальном ведомственном формировании атомной станции" (РД ЭО
0341-02).
В Эксплуатирующей организации, на атомных станциях, в
поддерживающих предприятиях ежегодно планируются и проводятся
учения и тренировки в целях:
проверки готовности органов управления, сил и средств к
действиям в чрезвычайных ситуациях;
отработки навыков действий в аварийных ситуациях и при
авариях на АС;
отработки навыков взаимодействия в аварийных ситуациях в
смене, а также с пожарным, медицинским персоналом,
личным составом аварийно-спасательных формирований и
служб;
обучения
персонала
способам
предупреждения,
предотвращения нежелательного развития и ограничения
последствий аварий;
проверки умения оказывать доврачебную помощь,
пользоваться
средствами
индивидуальной защиты,
средствами пожаротушения и т.д.;
отработки организации эвакуации людей;
проверки готовности персонала к самостоятельным быстрым
и правильным действиям.
В Эксплуатирующей организации проводятся:
учебно-методические сборы должностных лиц и работников
ГО и РСЧС центрального аппарата и атомных станций - не
реже одного раза в год;
комплексные противоаварийные учения группы ОПАС,
атомной станции, аварийно-технических центров (АТЦ), сил
и средств заинтересованных федеральных органов
государственной власти, во время которых отрабатывается
весь комплекс вопросов взаимодействия и действий
107
Статья 16
участников учения при реагировании на радиационные
аварии, выполнении мероприятий защиты персонала и
населения, в том числе с привлечением сил и средств
гражданской обороны - один раз в год;
оперативно-тактические антитеррористические учения, в
ходе которых отрабатывается взаимодействие группы
ОПАС, Кризисного центра, подразделений ОАО "Концерн
Росэнергоатом",
ЦТП со
спецподразделениями
правоохранительных служб и медицинскими службами -
один раз в год.
На атомных станциях проводятся:
учебно-методические сборы руководителей, должностных
лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС - не реже
одного раза в год;
командно-штабные учения
(КШУ), проводимые с целью
совершенствования взаимодействия должностных лиц
органов управления, при этом выполняется комплекс задач
по организации действий силами ликвидации последствий
аварии в условиях возникновения аварий и ликвидации их
последствий - один раз в год;
противоаварийные, противопожарные тренировки и
тренировки персонала по действиям в чрезвычайных
ситуациях - в соответствии с ежегодно составляемым на АС
графиком.
Указанный график предусматривает, чтобы каждый работник из
числа оперативного персонала принял участие:
в противоаварийной тренировке - не реже одного раза в три
месяца, в том числе не менее одного раза в год в
общестанционной тренировке;
в
противоаварийной
тренировке
с
элементами
пожаротушения - не реже одного раза в полугодие.
Кроме того, в соответствии с ежегодно составляемым
Эксплуатирующей организацией графиком группы ОПАС, КЦ, ЦТП с
целью отработки взаимодействия, не реже одного раза в два года,
принимают участие в КШУ или общестанционных противоаварийных
тренировках АС.
При проведении учений и тренировок используются
тренажерные средства, в том числе полномасштабные тренажеры
энергоблоков АС.
В 2008-2009 гг. проведены:
комплексные противоаварийные учения на Ростовской и
Балаковской АС;
108
Статья 16
совместные учения с участием экспертов Эксплуатирующей
организации и центров технической поддержки
- всего
12 учений;
учения персонала атомных станций - не менее 30 для каждой
АС.
16.5. Аварийно-технические центры
Во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от
25 марта
1993 г.
№ 246 "О создании аварийно-
технических центров для ликвидации чрезвычайных ситуаций на
объектах ядерного комплекса Российской Федерации" создан ряд
аварийно-технических центров
(АТЦ), в том числе в г. Санкт-
Петербурге, в г. Москве, в г. Нововоронеже Воронежской области, в
г. Северске Томской области. В 2006 г. распоряжением Росатома
АТЦ в г. Москве, в г. Нововоронеже и в г. Северске включены в
состав АТЦ
(г. Санкт-Петербург) на правах филиалов. АТЦ в
г. Нововоронеже является отраслевым аварийно-техническим центром
для оказания помощи АС в аварийных ситуациях.
16.6. Деятельность по государственному регулированию в
области обеспечения аварийной готовности атомных
станций
В своей деятельности по надзору за обеспечением аварийной
готовности
Федеральная
служба
по
экологическому,
технологическому и атомному надзору руководствуется законами,
положениями и другими документами, перечисленными в разделе
16.1 настоящего Доклада, "Положением о порядке расследования и
учета нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08), которое
устанавливает категории нарушений в работе АС, подлежащих учету
и сообщению Регулирующему органу, порядок оповещения и
дальнейшего информирования о нарушении, порядок расследования
нарушения.
Основными задачами Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору в обеспечении аварийной
готовности являются организация и осуществление государственного
надзора за разработкой и проведением мероприятий по
предупреждению аварий на поднадзорных объектах и готовностью
предприятий и организаций к ликвидации их последствий, а также
участие в установлении критериев, разработке правил и норм в
области обеспечения аварийной готовности АС.
Эти задачи Ростехнадзор осуществляет следующим образом:
109
Статья 16
Деятельность по лицензированию
В соответствии с "Положением о лицензировании" и
установленными процедурами в состав материалов, обосновывающих
обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации
энергоблоков АС, входят инструкции по ликвидации аварий,
руководства по управлению запроектными авариями, планы
мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомных
станциях. В обосновывающих документах представляется также
информация о подготовке и квалификации персонала АС, включая его
готовность к действиям при проектных и запроектных авариях.
Указанные материалы рассматриваются при проведении
экспертизы безопасности АС. Результатом рассмотрения является
экспертное заключение, содержащее выводы по обоснованности и
достаточности технических и организационных решений,
обеспечивающих готовность АС и Эксплуатирующей организации к
ликвидации аварий и их последствий.
Экспертное заключение может содержать предложения по
условиям действия лицензии в части повышения аварийной
готовности атомной станции и/или Эксплуатирующей организации,
которые впоследствии учитываются надзорным органом при
формулировании условий действия лицензии.
Инспекционная деятельность
Одним из направлений инспекционной деятельности
Ростехнадзора является проверка готовности атомных станций к
ликвидации аварий и их последствий.
Инспекционные проверки аварийной готовности АС включают
проверку и оценку:
состояния документации, определяющей действия персонала
АС при авариях (инструкции по ликвидации аварий, руководство по
управлению запроектными авариями, план мероприятий по защите
персонала);
организации подготовки персонала в части формирования и
поддержания навыков по управлению энергоблоком АС при авариях;
готовности системы аварийного оповещения, включая
техническое состояние каналов связи;
состояния
защищенных
пунктов
управления
противоаварийными действиями, их технической оснащенности,
наличия документации;
обеспечения мероприятий по защите персонала АС в случае
радиационной аварии в части готовности соответствующих
аварийных технических служб и средств;
110
Статья 16
планов и программ проведения противоаварийных
тренировок и учений на АС, включая взаимодействие с местными и
федеральными органами власти по обеспечению готовности к
выполнению мероприятий по защите населения.
При необходимости инспекционная проверка охватывает и
другие вопросы аварийной готовности, учитывающие специфику
конкретной АС.
Деятельность при нарушениях в работе атомных станций
В соответствии с "Положением о порядке расследования и учета
нарушений в работе атомных станций" (НП-004-08) по событиям с
признаками и последствиями радиационных аварий Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
образуются комиссии по расследованию нарушений, кроме случаев
принятия Президентом Российской Федерации или Правительством
Российской Федерации соответствующего решения об образовании
Правительственной комиссии.
В случае объявления на атомной станции состояний "Аварийная
готовность"
или
"Аварийная
обстановка"
представитель
Ростехнадзора действует в составе группы оказания экстренной
помощи атомным станциям
(ОПАС). Основными задачами
представителя надзорного органа в группе ОПАС являются:
контроль полноты и своевременности принимаемых мер по
приведению аварийного энергоблока АС в безопасное состояние,
включая восстановление критических функций безопасности, по
ликвидации последствий аварии, а также по своевременному вводу и
реализации плана защиты персонала;
контроль достоверности и оперативности публикуемых и
передаваемых сообщений о характере и последствиях аварии;
периодическое информирование руководства Ростехнадзора о
текущем состоянии ядерной и радиационной безопасности аварийной
АС и о принимаемых противоаварийных мерах.
В составе Ростехнадзора действует Информационно-
аналитический центр (ИАЦ). В соответствии с "Положением об ИАЦ"
(РД-02-16-2004) Центр может функционировать в двух режимах - в
режиме повседневной деятельности и в режиме аварийного
реагирования. В режиме аварийного реагирования Центр
осуществляет следующие функции:
-
сбор и обработка поступающей от Эксплуатирующей
организации информации о состоянии ядерной и радиационной
безопасности на АС;
111

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/