Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2015 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2015 год) - часть 6

 

 

- в 1 - истцами;
- в 471 - ответчиками (заинтересованными лицами), в т.ч. в 279 - по признанию
кадастровой стоимости равной рыночной;
- в 203 - третьими лицами.
26 судебных дел было связано с обжалованием решений органа кадастрового учета о
приостановлении и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Таблица 20
Сведения о результатах судебных разбирательств с участием
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области
в 2014-2015 гг.
Наименование показателя
2015 год
2014
По делам, связанным с государственным кадастровым учетом
(без учета дел о признании кадастровой стоимости равной рыночной)
Всего, из них в качестве
395
221
ответчика (заинтересованного лица)
192
153
третьего лица
203
68
Количество обжалованных решений о приостановлении и
об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета
Решения, обжалованные в отчетном периоде:
26
43
вступивших в законную силу, в пользу филиала
13
11
вступивших в законную силу, не в пользу филиала
3
36
Количество судебных разбирательств
по признанию (исправлению) кадастровых ошибок
Количество дел, всего:
26
8
количество решений, вступивших в законную силу, в пользу филиала
12
4
количество решений, вступивших в законную силу, не в пользу филиала
1
3
Количество обжалованных решений
об осуществлении государственного кадастрового учета
Решения, обжалованные в отчетном периоде:
5
15
вступившие в законную силу, в пользу филиала
1
6
вступившие в законную силу, не в пользу филиала
0
1
Количество судебных разбирательств о признании кадастровой стоимости
земельного участка, равной его рыночной
Количество дел, всего (в качестве ответчика/заинтересованного лица):
279
685
количество решений, вступивших в законную силу, об удовлетворении
109
660
заявленных требований
количество решений, вступивших в законную силу, об отказе в
45
0
удовлетворении заявленных требований
Кроме того, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области принято
участие в 338 судебных разбирательствах (в т.ч. в качестве третьего лица) по вопросам
снятия ранее учтенных земельных участков с государственного кадастрового учета,
внесения изменений в сведения о земельных участках, содержащихся в ГКН,
восстановления сведений об объекте недвижимости в ГКН, установления границ земельных
участков, признания прав на земельные участки, установления юридических фактов.
Решения, принятые судами не в пользу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Свердловской области, обжалуются в порядке, установленном Гражданским, Арбитражным
процессуальными кодексами Российской Федерации и Кодексом административного
судопроизводства Российской Федерации.
Так, суд удовлетворяет требования истца о восстановлении сведений об
аннулированных земельных участках при наличии зарегистрированных прав на земельный
участок, не учитывая, что в момент осуществления государственной регистрации
земельный участок уже был аннулирован, и, соответственно, отказывает в удовлетворении
требований при отсутствии зарегистрированного права.
81
Судами удовлетворяются требования истцов об исправлении кадастровой ошибки в
сведениях государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости, внесенной в
порядке информационного взаимодействия на основании утвержденных результатов
государственной кадастровой оценки. Суды считают филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Свердловской области надлежащим ответчиком по данной категории дел только в связи с
наделением полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости.
Судом удовлетворены требования истца об осуществлении кадастрового учета
здания согласно техническому плану, составленному на основании декларации,
заполненной по документам, которые не являются документами, удостоверяющими право
заявителя на объект недвижимости, а также в отсутствие документов, подтверждающих
отсутствие разрешительной документации. Суд указал, что права заявителя на объект
недвижимости подтверждены договором купли-продажи здания, а также вступившим в
законную силу решением суда о возложении на орган государственной регистрации
обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности к
заявителю на данный объект недвижимого имущества, а истребование документов,
подтверждающих отсутствие разрешительной документации противоречит нормам
действующего законодательства.
Судом удовлетворены требования заявителя об учете изменений объекта
недвижимости в связи с изменением площади (границы наружных стен принадлежащего
заявителю помещения
(части жилого дома) вышли за пределы внешних границ
ограждающих конструкций (стен) здания, что подтверждается заключением кадастрового
инженера). Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из
следующего: в результате раздела здания (жилого дома) образованы два объекта - две
части, не имеющие мест общего пользования (т. е. у собственников помещений в указанном
здании отсутствует общее имущество). Следовательно, данный жилой дом не может
рассматриваться как единый объект, находящийся в общей долевой собственности
собственников помещений в жилом доме.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, не согласившись с
решением суда, подал апелляционную жалобу.
По апелляционной жалобе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской
области решение суда первой инстанции было отменено и вынесено новое решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований.
3.1.3 Проведение работ по верификации и нормализации баз данных
государственного кадастра недвижимости в кадастровом округе
3.1.3.1. Организация работы по верификации и нормализации баз данных, в том
числе, сведений о пространственных данных границ земельных участков, характер
выявленных ошибок.
В течение 2015 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области
проводились работы по верификации сопоставленных со сведениями ЕГРП объектов
недвижимости в ГКН.
По состоянию на 01.01.2015 в ГКН содержалось
115021 земельных участков,
характеристики по которым совпали частично
(для сравнения учитывались такие
характеристики, как площадь, категория земель, разрешенное использование). В течение
2015 года по указанным участкам проводился анализ, и все ошибки, содержащиеся в ГКН
по указанным объектам недвижимости, были верифицированы.
Таким образом, к 01.01.2016 работы по проведению мероприятий по верификации
земельных участков были завершены.
В рамках проведения работ по нормализации баз данных проводились работы по
исполнению п.
2.6 Плана мероприятий по устранению противоречий в сведениях,
содержащихся в ЕГРП и ГКН, утвержденного 01.11.2012 врио руководителя Росреестра
82
Н.Н. Антипиной.
На постоянной основе проводятся работы по нормализации базы данных по
внесению исправлений и изменений в ГКН, так за 2015 год были выявлены и исправлены
технические ошибки в сведениях ГКН в количестве 60167.
В течение 2015 года в рамках исполнения поручений ФГБУ «ФКП Росреестра» по
организации и проведению мероприятий по верификации земельных участков, выявляемых
с помощью Модуля ЗУ, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области
проводились работы по исправлению таких ошибок по следующим видам: дата постановки
на учет, категория земель, наименование, разрешенное использование по классификатору,
разрешенное использование по документам, адрес
(местоположение), кадастровая
стоимость, связи с единым землепользованием, связи с исходными земельными участками,
статус земельных участков. По состоянию на 01.01.2015 общее количество указанных
ошибок составляло 537345. На 01.01.2016 количество ошибок составило 485093, при этом
необходимо отметить, что по 391624 участкам ошибки являются неисправимыми.
Также в течение
2015 года осуществлялось исправление ошибок кодов
классификатора адресов России (КЛАДР) до максимально возможного уровня детализации
адреса. Общее количество объектов недвижимости, подлежащих исправлению, составляло
286790 объектов. По состоянию на 31.12.2015 работа выполнена в полном объеме и
завершена.
В протоколах форматно-логического контроля принятия сведений Управлением
Федеральной налоговой службы по Свердловской области за 2015 год, содержалась
информация о 714157 ошибках в ГКН, из которых
349453 исправлено, а 364704 не
подлежит исправлению.
Специалистами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области на
сегодняшний день появление новых технических ошибок выявляется с помощью запросов
к базе данных АИС ГКН и параллельно ведутся работы по их исправлению.
В рамках проведения работ по нормализации баз данных проводились работы по
исполнению п.
2.7 Плана мероприятий по устранению противоречий в сведениях,
содержащихся в ЕГРП и ГКН, утвержденного 01.11.2012 врио руководителя Росреестра
Н.Н. Антипиной.
Выявляемые ошибки по пересечению границ земельных участков с границами
земельных участков в сведениях ГКН свидетельствуют о невозможности устранения их
специалистами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, в связи с чем
данные ошибки исправляются в порядке учета изменений либо на основании вступивших в
законную силу решений судов об исправлении.
3.1.3.2 Меры, принимаемые для получения достоверных сведений о категории
земель, разрешенном использовании, адресе (местоположении).
Информационное взаимодействие с органами государственной власти, органами
местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, органами,
осуществляющими ведение государственного лесного реестра и ведение государственного
водного реестра, осуществляется в соответствии со ст. 15 Закона о кадастре
(далее -
порядок информационного взаимодействия).
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области ежеквартально в
рамках исполнения поручения Росреестра в Управление Росреестра по Свердловской
области направляется информация в виде отчета о ходе выполнения планов мероприятий
по повышению роли имущественных налогов в формировании региональных и местных
бюджетов, в котором указывается количество земельных участков, по которым требуется
уточнение сведений, содержащихся в базе данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Свердловской области, в органах местного самоуправления и, в том числе, переданных для
уточнения в органы местного самоуправления.
В рамках исполнения указанного поручения филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Свердловской области ежеквартально на
1 число месяца, следующего за отчетным,
83
выгружается список земельных участков, у которых в ГКН отсутствуют сведения о
категории земель либо виде разрешенного использования, необходимые для расчета
кадастровой стоимости. Информация о таких земельных участках через территориальные
отделы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области доводится до органов
местного самоуправления для проведения анализа в рамках своих полномочий по
распоряжению земельными участками и представления в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Свердловской области информации в виде письменного ответа либо направления
документов в порядке информационного взаимодействия. При подготовке ежеквартального
отчета осуществляется проверка таких списков на предмет внесения в ГКН сведений о
характеристиках, необходимых для расчета кадастровой стоимости. Кроме того,
осуществляется выгрузка сведений о земельных участках, учтенных в ГКН в отчетном
периоде без категории земель либо вида разрешенного использования. Информация о вновь
учтенных земельных участках также ежеквартального доводится до органов местного
самоуправления.
В течение 2015 года до органов местного самоуправления филиалом ФГБУ «ФКП
Росреестра» по Свердловской области доводилась информация о земельных участках, по
которым в ГКН отсутствуют сведения о кадастровой стоимости по причине отсутствия
сведений о категории земель либо разрешенном использовании, в количестве
1032
участков. В отношении 835 земельных участков в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по
Свердловской области поступили документы, содержащие сведения об указанных
характеристиках.
84
3.2. Государственный мониторинг земель и землеустройство
3.2.1
. Государственный мониторинг земель
Согласно ст.
67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный
мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга
(государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему
наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной
информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках,
их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного
мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
Задачами государственного мониторинга земель являются:
- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и
прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного
воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
- обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии
окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных
органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по
государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного
обследования объектов земельных отношений);
- обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии
окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных
органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному
контролю;
- обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан
информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические
наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений
состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных
и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов,
обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о
предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого
воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного
самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан
информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель
подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за
использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются
при осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан
информацией об использовании земель.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за
изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом
данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением,
деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные
характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий,
видов разрешенного использования и видов земельных угодий.
При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения
85
качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных
процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии,
опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью
и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства
и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней,
селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.
При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения
получаются с использованием:
а) дистанционного зондирования (съёмки и наблюдения с космических аппаратов,
самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных
участков;
в) наземных съёмок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) соответствующих фондов данных.
3.2.1.1 Выполнение работ по государственному мониторингу земель
В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр осуществляет в
установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный
мониторинг земель в Российской Федерации
(за
исключением земель
сельскохозяйственного назначения). Постановлением Правительства Российской
Федерации от
12.06.2008
№ 450 полномочия по осуществлению государственного
мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации.
На территории Свердловской области государственный мониторинг земель
(за исключением земель сельскохозяйственного назначения) осуществляет Управление
Росреестра по Свердловской области в соответствии с Положением об Управлении
Росреестра по Свердловской области, утвержденным приказом Росреестра от 19.04.2010 г.
№ П/156.
При реализации полномочий по мониторингу земель Управление в установленном
порядке взаимодействует с территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, органами исполнительной власти Свердловской области и
органами местного самоуправления (далее - органы власти).
Во исполнение приказа Росреестра от 26.06.2015 № П/343 «Об утверждении Порядка
организации деятельности и взаимодействия территориальных органов и структурных
подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии при осуществлении государственного мониторинга земель» Управлением
разработаны Рекомендации по организации деятельности и взаимодействия Управления
Росреестра по Свердловской области и структурных подразделений Росреестра при
осуществлении государственного мониторинга земель
(за исключением земель
сельскохозяйственного назначения), утвержденные приказом Управления Росреестра по
Свердловской области от 19.10.2015 № П/407 (далее - Рекомендации).
В соответствии с Рекомендациями деятельность по мониторингу земель в
осуществляют отдел землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки
недвижимости
(далее
- отдел землеустройства), а также территориальные отделы
Управления Росреестра по Свердловской области.
Отдел землеустройства Управления Росреестра по Свердловской области
осуществляет:
организацию работ по мониторингу земель на уровне Свердловской области;
взаимодействие с органами исполнительной власти Свердловской области,
участвующими в осуществлении мониторинга земель, а также органами местного
86
самоуправления городов Березовского и Екатеринбурга;
координацию деятельности территориальных отделов Управления по исполнению
государственной функции по мониторингу земель;
организацию выполнения работ по мониторингу земель в Свердловской области за
счет средств федерального бюджета в соответствии с государственными контрактами;
техническую приемку выполненных работ по мониторингу земель в Свердловской
области в случаях, предусмотренных условиями государственных контрактов,
заключенных Росреестром;
систематизацию и обобщение информации о выполненных работах по мониторингу
земель на уровне Свердловской области;
анализ и обобщение информации о состоянии и использовании земель в
административных районах (городах) (муниципальных образованиях), поступившей из
территориальных отделов;
анализ сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах
органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками городов
Березовского и Екатеринбурга;
сбор, обработку и актуализацию сведений о состоянии и использовании земель в
Свердловской области, их количественных и качественных характеристиках;
составление
(актуализацию) картограмм изученности
(наличия материалов) по
каждому виду работ в разрезе муниципальных образований в электронном виде и на
бумажном носителе;
анализ и оценку качественного состояния земель в Свердловской области с учетом
воздействия природных и антропогенных факторов;
анализ динамики изменения состояния земель под влиянием негативных процессов
(эрозия, загрязнение земель) на федеральном полигоне государственного мониторинга
земель «Белоярский», расположенного на землях в границах Белоярского района;
подготовку краткой информационно-аналитической записки об основных
тенденциях динамики состояния земель в Свердловской области за отчетный период;
предоставление обобщенной информации по мониторингу земель и информационно-
аналитической записки о состоянии и использовании земель в Свердловской области в
Росреестр в сроки, установленные Росреестром;
оценку и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных
природными и антропогенными воздействиями в Свердловской области;
выработку предложений
(рекомендаций) о предотвращении негативного
воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия в Свердловской
области;
подготовку ежегодной аналитической записки о состоянии и использовании земель в
Свердловской области по завершении календарного года за отчетный период;
подготовку аналитических записок о состоянии и использовании земель в
Свердловской области в течение календарного года на основании поручений руководства
Росреестра и руководства Управления в сроки, определенные поручениями;
хранение материалов и данных государственного мониторинга земель в
государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства
(далее
- ГФДЗ), Управления Росреестра
по Свердловской области в порядке,
установленном нормативными правовыми актами по ведению ГФДЗ, и базах данных
автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель;
информационное обеспечение деятельности органов власти, юридических лиц и
граждан данными мониторинга земель на территории Свердловской области.
Территориальные отделы Управления Росреестра по Свердловской области
осуществляют:
организацию работ по мониторингу земель на уровне административных районов
(городов) (муниципальных образований), входящих в зону деятельности отделов;
87
взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам мониторинга
земель;
анализ сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах
органов местного самоуправления;
систематизацию и обобщение информации о выполненных работах по мониторингу
земель на уровне административных районов (городов) (муниципальных образований);
сбор информации о состоянии и использовании земель в административных районах
(городах) (муниципальных образованиях), входящих в зону деятельности отделов, согласно
приложениям №№ 1, 3, 5, 7, 9, 10, 12, её обработку и хранение;
анализ и оценку качественного состояния земель в административных районах
(городах)
(муниципальных образованиях) с учетом воздействия природных и
антропогенных воздействий;
подготовку информационно-аналитической записки о состоянии и использовании
земель в административных районах (городах) (муниципальных образованиях);
предоставление обобщенной информации по мониторингу земель и аналитической
записки о состоянии и использовании земель в разрезе административных районов
(городов) (муниципальных образований) в отдел землеустройства Управления Росреестра
по Свердловской области в сроки, установленные Рекомендациями.
При сборе информации о состоянии и использовании земель и её обработке отделом
землеустройства и территориальными отделами Управления Росреестра по Свердловской
области в 2015 г. проведены мероприятия по актуализации систематизированных сведений
об источниках информации о выполненных работах по изучению состояния и
использования земель в Свердловской области и административных районах
(муниципальных образованиях).
В целях наглядного отображения изученности территории отделом землеустройства
ведутся картограммы изученности территории (наличия материалов в ГФДЗ) в электронном
виде и на бумажном носителе по следующим видам работ:
- почвенных, геоботанических и других специальных обследований и изысканий;
- составлению тематических карт и атласов состояния и использования земель;
- составлению схем использования и охраны земель;
- составлению проектов рекультивации нарушенных земель;
- составлению проектов защиты земель от эрозии;
- инвентаризации земель;
- вычислению площадей земельных угодий в составе земель сельскохозяйственного
назначения и земель запаса
Картограммы изученности (наличия материалов) ведутся в целом на территорию
Свердловской области. На картосхемах, наглядно, в разрезе административных районов
(муниципальных образований) отображается базовое состояние изученности территории
(наличия материалов) по каждому виду работ. В 2015 году осуществлена актуализация
картограмм изученности в соответствии с землеустроительными документами, а именно
проектами по рекультивации нарушенных земель, поступившими в ГФДЗ Управления
Росреестра по Свердловской области в течение отчетного года.
Актуализированные картограммы изученности территории Свердловской области
(наличия материалов в ГФДЗ) по видам работ направлены Управлением Росреестра по
Свердловской области в центральный аппарат Росреестра в качестве приложения к форме
№ 7-ГМЗ ведомственной статистической отчетности «О выполнении запланированных
объемов работ по государственному мониторингу земель».
88
Рис. 31 Картограмма изученности территории Свердловской области
по составлению проектов рекультивации нарушенных земель
89
Условные обозначения:
2001 год
2011 год
нет обследования
2009 год
2012 год
граница Свердловской области
2010 год
2013 год
граница административных районов
(городов) (муниципальных образований)
2015 год
административный центр
муниципальных образований
административный центр
Свердловской области
1
номер муниципального образования
Административные районы (города) (муниципальные образования)
Наименование административно-
Номер и наименование муниципальных образований
территориальной единицы
1
2
Алапаевский район
1. Муниципальное образование Алапаевское
Артемовский район
2. Артемовский городской округ
Артинский район
3. Артинский городской округ
Ачитский район
4. Ачитский городской округ
Байкаловский район
5. Байкаловский муниципальный район
6. Белоярский городской округ
Белоярский район
66. Городской округ Верхнее Дуброво
73. Муниципальное образование «поселок Уральский»
Богдановичский район
7. Городской округ Богданович
Верхнесалдинский район
8. Верхнесалдинский городской округ
Верхотурский район
9. Городской округ Верхотурский
Гаринский район
10. Гаринский городской округ
Ирбитский район
11. Ирбитское муниципальное образование
Каменский район
12. Каменский городской округ
Камышловский район
13. Муниципальное образование Камышловский муниципальный район
Красноуфимский район
14. Муниципальное образование Красноуфимский округ
Невьянский район
15. Невьянский городской округ
67. Городской округ Верх-Нейвинский
Нижнесергинский район
16. Нижнесергинский муниципальный район
65. Бисертский городской округ
Нижнетуринский район
17. Нижнетуринский городской округ
Новолялинский район
18. Новолялинский городской округ
Пригородный район
19. Горноуральский городской округ
Пышминский район
20. Пышминский городской округ
Ревдинский район
21. Городской округ Ревда
40. Городской округ Дегтярск
Режевской район
22. Режевской городской округ
Серовский район
23.Сосьвинский городской округ
Слободо-Туринский район
24. Слободо-Туринский муниципальный район
Сысертский район
25. Сысертский городской округ
33. Арамильский городской округ
Таборинский район
26. Таборинский муниципальный район
Тавдинский район
27. Тавдинский городской округ
Талицкий район
28. Талицкий городской округ
Тугулымский район
29. Тугулымский городской округ
90
1
2
Туринский район
30. Туринский городской округ
Шалинский район
31. Шалинский городской округ
72. Городской округ Староуткинск
Город Алапаевск
32. Муниципальное образование город Алапаевск
Город Асбест
34. Асбестовский городской округ
68. Малышевский городской округ
69. Городской округ Рефтинский
Город Березовский
35. Березовский городской округ
Город Верхняя Пышма
36. Городской округ Верхняя Пышма
62. Городской округ Среднеуральск
Город Екатеринбург
41. Муниципальное образование «город Екатеринбург»
Город Заречный
42. Городской округ Заречный
Город Ивдель
43. Ивдельский городской округ
70. Городской округ Пелым
Город Ирбит
44. Муниципальное образование город Ирбит
Город Каменск-Уральский
45. Город Каменск-Уральский
Город Камышлов
46. Камышловский городской округ
Город Карпинск
47. Городской округ Карпинск
39. Волчанский городской округ
Город Качканар
48. Качканарский городской округ
Город Кировград
49. Кировградский городской округ
37. Городской округ Верхний Тагил
Город Краснотурьинск
50. Городской округ Краснотурьинск
Город Красноуральск
51. Городской округ Красноуральск
Город Красноуфимск
52. Городской округ Красноуфимск
Город Кушва
53. Кушвинский городской округ
38. Городской округ Верхняя Тура
ЗАТО Лесной
54. Городской округ «Город Лесной»
Город Нижняя Салда
55. Городской округ Нижняя Салда
Город Нижний Тагил
56. Город Нижний Тагил
ЗАТО Новоуральск
57. Новоуральский городской округ
Город Первоуральск
58. Городской округ Первоуральск
Город Полевской
59. Полевской городской округ
Город Североуральск
60. Североуральский городской округ
Город Серов
61. Серовский городской округ
Сухоложский район
63. Городской округ Сухой Лог
ЗАТО Свободный
71. Городской округ ЗАТО Свободный
В ходе осуществления государственного мониторинга земель Управлением
Росреестра по Свердловской в порядке информационного взаимодействия запрашивались
сведения об использовании и состоянии земельных участков у федеральных органов
исполнительной власти, к компетенции которых относится регулирование деятельности в
отношении той или иной категории земель или вида разрешенного использования
земельных участков, а также у органов государственной и исполнительной власти
Свердловской области и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия
собственника в отношении земельных участков, находящихся соответственно в
собственности Российской Федерации, собственности Свердловской области,
муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не
разграничена.
Полученные сведения использовались для проведения анализа количественных и
качественных изменений, произошедших с земельным фондом на территории
Свердловской области в течение года. Все изменения, характеризующие земельный фонд
на соответствующей территории по категориям земель, видам использования, формам
собственности, обобщались территориальными отделами и отражались в годовых
статистических отчетах в границах административных районов (городов), на основании
91
которых Управлением Росреестра по Свердловской составлен годовой статистический
отчет «О наличии и распределении земель по формам собственности, категориям, угодьям
и пользователям» в границах Свердловской области.
Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти и
органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан данными мониторинга
земель осуществляется Управлением Росреестра по Свердловской области путем:
- размещения ежегодного Доклада о состоянии и использовании земель
Свердловской области на официальном сайте Управления;
- предоставления данных мониторинга земель органам власти на основании
запросов;
- предоставления всем заинтересованным лицам данных мониторинга земель из
ГФДЗ в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства
кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение
государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»,
утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376.
Так, в отчетном году предоставлялась необходимая информация по запросам:
- в Министерство природных ресурсов Свердловской области предоставлена
информация к разделу
«Почвы и земельные ресурсы» для подготовки к изданию
государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской
области»;
- в Министерство финансов Свердловской области предоставлена информация из
годового статистического отчета о количестве земельных участков в разрезе
муниципальных образований, сведения об общем количестве земельных участков в
садоводческих товариществах, расположенных на территории поселений муниципальных
образований, и об общей площади земель застройки в разрезе муниципальных образований.
Данная информация используется Министерством финансов Свердловской области для
составления проекта областного бюджета, определения прогнозов доходов и расходов
Свердловской области, прогноза социально-экономического развития муниципальных
образований на последующие плановые периоды, для расчета межбюджетных трансфертов
в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Свердловской области на
осуществление отдельных полномочий Российской Федерации, и т.п.;
- в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской
области и в федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный центр
агрохимической службы
«Свердловский»
(далее
- ФГБУ ГЦАС
«Свердловский»)
предоставлены экспликации земель по предприятиям и гражданам, занимающихся
сельскохозяйственным производством, и формы государственной статистической
отчетности 22-1, 22-2, 22-3 и 22-4 в разрезе административных районов (городов);
- в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по
Свердловской области предоставлена информация о площади территорий по городам и
районам Свердловской области в соответствии с административно-территориальным
делением Свердловской области и площади территорий городов Свердловской области без
подчиненных их администрации населенных пунктов для осуществления расчета
плотности населения Свердловской области, а также информация по количеству
крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения и площади выделенной им земли
в разрезе административных районов (городов), экспликации земель по предприятиям,
организациям и гражданам, занимающихся сельскохозяйственным производством, формы
государственной статистической отчетности 22-1, 22-2, 22-3 и 22-4.
3.2.1.2.
Анализ качественного состояния земель
Качественное состояние почв, прежде всего, обусловлено разнообразием
климатических, геологических, геоморфологических, растительных и других условий,
92
влияющих на формирование почв. Почвенные крупномасштабные обследования
территории Свердловской области, проводимые до
2002 года, позволили определить
качественный состав почв Свердловской области.
Разнообразие почвенного покрова представлено 35 генетическими типами почв: от
горно-тундровых и подзолистых на севере области до черноземов и черноземно-луговых на
юге. Преобладают подзолистые и дерново-подзолистые почвы (33,2% всего почвенного
покрова), темно-серые почвы распространены на 20% территории. Серые и светло-серые
почвы занимают 13,1% почвенного покрова области. Черноземы встречаются небольшими
массивами на юге и юго-западе области. В горной части распространены горно-таежные и
горно-тундровые почвы. К поймам рек приурочены пойменные почвы, в большинстве
своем переувлажненные.
Рис. 32. Фрагмент почвенной карты Свердловской области
Масштаб 1:500 000
На территории области, особенно в горной её части и на юго-западе
(Красноуфимский, Артинский и Ачитский районы), распространены почвы овражно-
балочного комплекса. Таких почв, по материалам последнего тура почвенного
93
обследования,
-
44,3 тыс. га, более половины этих земель сосредоточено на
сельскохозяйственных угодьях.
Рис. 33. Развитие овражно-балочного комплекса на землях,
подверженных линейной водной эрозии почв
Более
60% площади земельных ресурсов представлены низкоплодородными и
малопригодными для сельского хозяйства почвами.
Почвенный покров пашни представлен наиболее плодородными почвами - серыми
лесными, черноземами, в меньшей мере
- дерново-подзолистыми. На сенокосах и
пастбищах преобладают серые лесные, серые лесные глеевые, луговые, дерново-
подзолистые и болотно-подзолистые почвы.
На сельскохозяйственных угодьях по гранулометрическому составу преобладают
глинистые и тяжелосуглинистые почвы, в меньшей мере - средне- и легкосуглинистые;
незначительные площади занимают супесчаные и песчаные почвы. На пашне преобладают
почвы с тяжелым гранулометрическим составом.
Около 4% почвенного покрова области представлено почвами с негативными
признаками: переувлажненными, заболоченными, засоленными, солонцеватыми и т.д.
Анализ данных государственного мониторинга земель, других систем наблюдений
за состоянием окружающей среды показывает, что состояние качества земель продолжает
ухудшаться. На территории Свердловской области почвы сельскохозяйственных угодий,
особенно пашни, подвергаются деградации, загрязнению, уничтожению, захламлению
отходами производства и потребления, что нередко является следствием истощительного и
потребительского использования земель.
В последние годы на территории Свердловской области из-за отсутствия
финансирования работы по изучению состояния и использования земель, в частности
почвенные, геоботанические и другие специальные обследования не проводятся, что не
позволяет получить достаточную и достоверную информацию о состоянии земель, оценить
развитие негативных почвенных процессов, провести прогноз и выработку рекомендаций
по их предупреждению и устранению.
94
В обновлении же в настоящее время нуждается более 80% имеющихся материалов
по почвенному обследованию и около 100% - по геоботаническому обследованию.
Проведенный Управлением Росреестра по Свердловской области
анализ
материалов, имеющихся в ГФДЗ, а также данных, полученных в порядке информационного
взаимодействия от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной
и исполнительной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, о
состоянии и использовании земель за 2015 год по их качественному и экологическому
состоянию показывает, что на территории Свердловской области почти повсеместно
наблюдается деградация земель, отражающаяся на эффективности земледелия и
вызывающая расширение ареалов проблемных и кризисных экологических ситуаций.
Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель,
почвенного и растительного покрова, являются: водная эрозия, подтопление,
переувлажнение и заболачивание, засоление, снижение содержания гумуса в пахотном
горизонте, подкисление почв, зарастание сельскохозяйственных угодий мелколесьем и
кустарником, загрязнение и захламление земель, нарушение земель при строительных
работах, разработке и переработке полезных ископаемых и другие (таблица 20, рис. 33).
Таблица 20
Мониторинг состояния земель
(качественные показатели)
Состояние земель по развитию и распространению негативных процессов
в разрезе категорий земель
по состоянию на 1 января 2016 г.
Характе
Степень развития
Площадь
ристики земель
Наблюдаемый процесс
Источники информации
процесса
(тыс. га)
п/п
по категориям
1
2
3
4
5
6
1.
Всего земель
Радиоактивное
Всего подвергшихся
загрязнение
радиоактивному
загрязнению
слабая
средняя
сильная
Загрязнение химическими веществами и соединениями, из них:
Всего загрязненных
409,90
1. Материалы ГФДЗ:
тяжелыми
Умеренно опасная
17,34
картограммы содержания
металлами
Высоко опасная
18,92
валовых форм тяжелых
металлов в почвах (мг/кг)
Чрезвычайно опасная
масштаба 1:200000.
диоксинами и
Всего загрязненных
2. Ответ ФГБУ «Уральское
диоксиноподо
Умеренно опасная
УГМС» от 09.03.2016
бными токсантами
Высоко опасная
№ 18-13/24 на запрос
Чрезвычайно опасная
Управления Росреестра по
нефтью и
Всего загрязненных
0,02
Свердловской области
нефтепродуктами
Умеренно опасная
от 18.01.2016
Высоко опасная
№ 26-28/00699.
Чрезвычайно опасная
3. Данные, полученные в
порядке информационного
средствами
Всего загрязненных
0,01
взаимодействия от
химизации
Умеренно опасная
администраций
сельского
Высоко опасная
муниципальных образований.
хозяйства
Чрезвычайно опасная
Эрозия:
Всего эродированных
87,11
Материалы ГФДЗ:
водная;
слабая
53,72
карты эрозии почв масштаба
ветровая;
средняя
27,93
1:10000 и 1:100000, карты
линейная
эрозионной опасности
сильная
5,46
масштаба 1:100000
очень сильная
95
1
2
3
4
5
6
Всего подтопленных
70,89
Данные, полученные в порядке
слабая
44,69
информационного
Подтопление
средняя
22,88
взаимодействия от
администраций
сильная
3,22
муниципальных образований
Опустынивание
Всего опустыненных
слабая
средняя
сильная
очень сильная
Захламление
Всего захламленных
1,62
Данные годового
слабая
статистического отчета
по состоянию
средняя
на 01.01.2016 г.
сильная
Заболачивание
Всего заболоченных
552,98
Материалы ГФДЗ:
слабая
329,57
Результаты обобщения
почвенных материалов с
средняя
176,02
качественной
сильная
47,39
характеристикой земель
Переувлажнение
Всего
107,59
сельскохозяйственного
переувлажненных
назначения.
слабая
Графические материалы
средняя
масштаба 1:50000
сильная
Нарушение земель
Всего нарушенных
524,45
1. Материалы ГФДЗ:
(нарушенные земли)
слабая
карты динамики нарушенных
земель масштаба 1:10000 и
средняя
1:100000.
сильная
2. Данные годового
Иные негативные
Всего
180,90
статистического отчета по
процессы: заросшие
слабая
состоянию на 01.01.2016
кустарником и
средняя
мелколесьем
кормовые угодья
сильная
Из них:
Радиоактивное
Всего, подвергшихся
земли
загрязнение
радиоактивному
сельскохо-
загрязнению
зяйств
слабая
енного
средняя
назначения
сильная
1.1.
Загрязнение химическими веществами и соединениями, из них:
тяжелыми
Всего загрязненных
72,44
1.Материалы ГФДЗ:
металлами
Умеренно опасная
картограммы
содержания
Высоко опасная
валовых форм
Чрезвычайно
тяжелых металлов
опасная
в почвах (мг/кг)
диоксинами и
Всего загрязненных
масштаба 1:200000.
диоксиноподобны
Умеренно опасная
ми токсантами
Высоко опасная
2. Данные,
Чрезвычайно
полученные в порядке
опасная
информационного
нефтью и
Всего загрязненных
взаимодействия от
нефтепродуктами
Умеренно опасная
администраций
Высоко опасная
муниципальных
образований.
Чрезвычайно опасная
средствами
Всего загрязненных
0,01
химизации
Умеренно опасная
сельского хозяйства
Высоко опасная
Чрезвычайно
96

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/