Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2018 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Доклад о состоянии и использовании земель Свердловской области (2018 год) - часть 7

 

 

«Байкаловский» (66:05), «Белоярский» (66:06), «Верхнесалдинский» (66:08), «Верхотурский»
(66:09),
«Ирбитский районный» (66:11), «Невьянский» (66:15), «Нижнетуринский» (66:17),
«Режевской»
(66:22),
«Серовский районный»
(66:23),
«Туринский»
(66:30),
«Алапаевский
городской» (66:32), «Арамильский» (66:33), «Асбестовский» (66:34), «Березовский» (66:35),
«Верхнепышминский»
(66:36),
«Верхнетагильский»
(66:37),
«Верхнетуринский»
(66:38),
«Волчанский» (66:39), «Дегтярский» (66:40), «Екатеринбургский» (66:41), «Заречный» (66:42),
«Ирбитский городской» (66:44), «Каменск-Уральский» (66:45), «Камышловский городской»
(66:46),
«Кировградский» (66:49), «Краснотурьинский» (66:50), «Красноуральский» (66:51),
«Красноуфимский городской»
(66:52),
«Лесной»
(66:54),
«Нижнесалдинский»
(66:55),
«Нижнетагильский» (66:56), «Новоуральский» (66:57), «Первоуральский» (66:58), «Серовский
городской» (66:61), «Среднеуральский» (66:62), «Сухоложский» (66:63), «Бисертский» (66:65),
«Верхнедубровский»
(66:66),
«Верх-Нейвинский»
(66:67),
«Малышевский»
(66:68),
«Рефтинский» (66:69), «Свободный» (66:71), «Староуткинский» (66:72), «Уральский» (66:73)
кадастрового округа
«Свердловский»
(66) на кадастровые кварталы»
(далее
- Приказ)
утверждена схема расположения кадастровых районов и перечень наименований и учетных
номеров кадастровых районов на территории кадастрового округа
«Свердловский»
(66)
(рисунок 55).
95
Рис. 55. Схема расположения кадастровых районов на территории
кадастрового округа «Свердловский» (66)
Таблица 24
Перечень наименований и учетных номеров кадастровых районов
на территории кадастрового округа «Свердловский» (66)
№ п/п
Учетный номер
Наименование кадастрового района
кадастрового района
1
2
3
1
00
Условный
96
2
01
Алапаевский районный
3
02
Артёмовский
4
05
Байкаловский
5
06
Белоярский
6
08
Верхнесалдинский
7
09
Верхотурский
8
11
Ирбитский районный
9
15
Невьянский
10
22
Режевской
11
23
Серовский районный
12
30
Туринский
13
32
Алапаевский городской
14
33
Арамильский
15
34
Асбестовский
16
35
Берёзовский
17
36
Верхнепышминский
18
37
Верхнетагильский
19
38
Верхнетуринский
20
39
Волчанский
21
40
Дегтярский
22
41
Екатеринбургский
23
42
Заречный
24
44
Ирбитский городской
25
45
Каменск-Уральский
26
46
Камышловский городской
27
49
Кировградский
28
50
Краснотурьинский
29
51
Красноуральский
30
52
Красноуфимский городской
31
54
Лесной
32
55
Нижнесалдинский
33
56
Нижнетагильский
34
57
Новоуральский
35
58
Первоуральский
36
61
Серовский городской
37
62
Среднеуральский
38
63
Сухоложский
39
65
Бисертский
40
66
Верхнедубровский
41
67
Верх-Нейвинский
42
68
Малышевский
43
69
Рефтинский
44
71
Свободный
45
72
Староуткинский
46
73
Уральский
47
03
Артинский
48
04
Ачитский
1
2
3
49
07
Богдановичский
50
10
Гаринский
51
12
Каменский
52
13
Камышловский районный
53
14
Красноуфимский районный
54
16
Нижнесергинский
55
17
Нижнетуринский
56
18
Новолялинский
57
19
Пригородный
58
20
Пышминский
97
59
21
Ревдинский
60
24
Слободо-Туринский
61
25
Сысертский
62
26
Таборинский
63
27
Тавдинский
64
28
Талицкий
65
29
Тугулымский
66
31
Шалинский
67
43
Ивдельский
68
47
Карпинский
69
48
Качканарский
70
53
Кушвинский
71
59
Полевской
72
60
Североуральский
73
70
Пелымский
Утверждено также координатное описание местоположения границ кадастровых
районов, схемы расположения и перечни учетных номеров кадастровых кварталов на
территориях кадастровых районов, перечисленных в Приказе.
В кадастровое деление территории кадастрового округа согласно указанному Приказу
были внесены изменения.
По согласованию с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и
картографии (далее - Росреестр) внесены изменения в количество кадастровых кварталов. Из
перечня учетных номеров кадастровых кварталов исключены кадастровые кварталы,
дублирующие сведения других кадастровых кварталов, в том числе по кадастровому району
«Екатеринбургский» кадастровые кварталы с номерами
66:41:0508093,
66:41:0102044,
66:41:0513057 и по кадастровому району «Берёзовский» кадастровый квартал 66:35:0111001.
Приказом Федерального государственного бюджетного учреждения
«Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии» от
20 декабря
2018 г.
№ П/469 «Об утверждении кадастрового деления
кадастровых районов «Артинский» (66:03), «Ачитский» (66:04), «Богдановичский» (66:07),
«Гаринский»
(66:10),
«Каменский»
(66:12),
«Камышловский районный»
(66:13),
«Красноуфимский районный» (66:14), «Нижнесергинский» (66:16), «Нижнетуринский» (66:17),
«Новолялинский»
(66:18),
«Пригородный»
(66:19),
«Пышминский» (66:20),
«Ревдинский»
(66:21),
«Слободо-Туринский»
(66:24),
«Сысертский»
(66:25),
«Таборинский»
(66:26),
«Тавдинский»
(66:27),
«Талицкий» (66:28),
«Тугулымский» (66:29),
«Шалинский» (66:31),
«Ивдельский» (66:43), «Карпинский» (66:47), «Качканарский» (66:48), «Кушвинский» (66:53),
«Полевской» (66:59), «Североуральский» (66:60), «Пелымский» (66:70) кадастрового округа
«Свердловский» (66) на кадастровые кварталы» утверждены схемы расположения кадастровых
кварталов в границах кадастровых районов и перечень наименований и учетных номеров
кадастровых кварталов в границах указанных кадастровых районов на территории кадастрового
округа «Свердловский» (66).
Общее количество кадастровых кварталов на территории кадастрового округа
«Свердловский» в настоящее время составляет 16899.
Ведение кадастрового деления на территории Свердловского кадастрового округа
осуществляется в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской
Федерации от 24 ноября 2015 г. № 877 «Об утверждении порядка кадастрового деления
территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых
номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ» филиалом Федерального
государственного бюджетного учреждения
«Федеральная кадастровая палата Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому федеральному
округу (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по УФО) согласно приказу Росреестра от 18
октября
2016 г.
№ П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного
98
учреждения
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии отдельными полномочиями органа регистрации прав».
Порядок установления
(изменения) кадастрового деления утвержден приказом
Росреестра от 28 декабря 2015 г. № П/675 «О кадастровом делении территории Российской
Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы».
3.1.2. Государственный кадастровый учет земельных участков и государственная
регистрация прав на них
Количество земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, по состоянию
на 31декабря 2018 г. составляет 1 320 018 из них:
местоположение границ установлено - 789 642;
местоположение границ не установлено - 530 376.
Сведения о земельных участках, содержащиеся в ЕГРН, по категориям земель и
сведения о количестве земельных участков, в отношении которых осуществлены учетные
действия, представлены в таблицах 25 и 26.
Таблица 25
Сведения о земельных участках, содержащиеся в ЕГРН, по категориям земель
по состоянию на 31 декабря 2018 г.
из них земельные участки,
из них земельные участки,
местоположение границ
местоположение границ
Всего
которых установлено в
которых не установлено в
Наименование категорий земель
соответствии с требованиями
соответствии с требованиями
земельного законодательства
земельного законодательства
количество
количество
количество
Земли сельскохозяйственного
239075
125224
113851
назначения
Земли населенных пунктов
1068074
655717
412357
Земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения,
информатики, земли для
8899
7043
1856
обеспечения космической
деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного
специального назначения
Земли особо охраняемых
1163
975
188
территорий и объектов
Земли лесного фонда
809
374
435
Земли водного фонда
83
4
79
Земли запаса
1145
235
910
Сведения о категории земель
770
70
700
отсутствуют
Таблица 26
Количество земельных участков, в отношении которых за январь-декабрь 2018 г.
осуществлены учетные действия
внесены сведения
внесены
поставлены на
о местоположении
ВСЕГО
как ранее
сняты с учета
учет
границ
учтенные
количество
88 566
29 655
983
112 949
17 464
99
3.1.3. Проведение работ по верификации сведений Единого государственного реестра
недвижимости в кадастровом округе
Верификация сведений ЕГРН о пространственных данных границ земельных участков за
январь-декабрь 2018 г.:
количество земельных участков, в сведениях о которых выявлены ошибки - 59;
количество проверенных земельных участков - 59;
количество земельных участков, сведения о которых исправлены - 59.
В 2018 году проводились мероприятия по верификации сведений, внесенных в ЕГРН в
отношении объектов недвижимости, содержащих критическую ошибку «земельный участок не
попадает в заданный квартал», при условии отсутствия на дежурной кадастровой карте
графической информации о таких земельных участках. На сегодняшний день мероприятия
завершены. В результате было исправлено 710 земельных участков, в сведениях о которых
содержалась критическая ошибка переноса сведений (таблица 27).
В соответствии с планом-графиком Рабочей группы № 1, утвержденным руководителем
Управления и директором филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по УФО
7 февраля 2018 г.,
в 2018 году проводились мероприятия, связанные с приведением в соответствие сведений ЕГРН
и государственного лесного реестра о земельных участках с категорией земель - «земли
лесного фонда».
Таблица 27
Сведения об общем количестве земельных участков, подлежащих анализу при
проведении мероприятий по верификации сведений, внесенных в ЕГРН
в отношении объектов недвижимости
Общее количество земельных участков, подлежащих анализу
9097
Количество земельных участков, в отношении которых выполнен анализ, из них:
9097
технические ошибки и нормализация сведений (пересечения границ
декларированных земельных участков с границами земельных участков,
8 887
установленными в соответствии с законодательством)
- исключения в соответствии с пунктом 13 статьи 60.2 Закона о регистрации
44
№ 218-ФЗ
- одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющее предполагать
166
полное или частичное совпадение
В 2018 году для получения сведений о категории земель, виде разрешенного
использования земельного участка направлено 832 запроса в муниципальные образования,
расположенные на территории Свердловской области, в отношении 1331 земельного участка, у
которых отсутствует категория земель, 321 земельного участка, у которых отсутствует вид
разрешенного использования.
Получено 196 ответов, с которыми направлены постановления об отнесении земельных
участков к определенной категории и (или) установлении вида разрешенного использования, а
также в ответах органов местного самоуправления содержится информация о невозможности
уточнения характеристик земельного участка, в основном по следующим причинам:
отсутствуют сведения о местоположении земельного участка, о координатах
характерных точек его границ;
земельный участок находится в частной либо федеральной собственности, либо на
землях, право государственной собственности на которые не разграничено, в связи с чем у
органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по распоряжению земельным
участком;
ожидается изменение границ населенных пунктов.
Внесены сведения на основании полученных документов в отношении 752 земельных
100
участков (внесение сведений о категории земель - 622 земельных участка и виде разрешенного
использования - 130 земельных участков).
3.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
3.2.1. Государственный мониторинг земель
Согласно статьи 67 Земельного кодекса государственный мониторинг земель является
частью государственного экологического мониторинга
(государственного мониторинга
окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования,
направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их
количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия
почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской
Федерации.
Задачами государственного мониторинга земель являются:
своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих
изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об
устранении последствий такого воздействия;
обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей
среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области
земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному
надзору, в том числе для проведения административного обследования объектов земельных
отношений;
обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей
среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области
земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан
информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические
наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений
состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и
антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов,
обусловленных природными и антропогенными воздействиями, выработка предложений о
предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого
воздействия, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления,
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии
окружающей среды в части состояния земель.
В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель
подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за
использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Полученные по итогам мониторинга использования земель сведения используются при
осуществлении государственного земельного надзора для обеспечения органов
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан
информацией об использовании земель.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением
количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных
результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией,
нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
При проведении мониторинга состояния земель выявляются количественные
характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, видов
101
разрешенного использования и видов земельных угодий.
При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения качественных
характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов:
подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель,
загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами,
другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок
и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и
других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.
При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения
получаются с использованием:
а) дистанционного зондирования
(съёмки и наблюдения с космических аппаратов,
самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
в) наземных съёмок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
д) землеустроительной документации;
е) материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном
порядке;
ж) сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов
государственной власти и органов местного самоуправления;
з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного
самоуправления;
и) результатов обновления картографической основы;
к) данных государственного лесного реестра;
л) материалов почвенных и иных специальных обследований и изысканий.
3.2.1.1. Выполнение работ по государственному мониторингу земель
В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, Росреестр осуществляет в
установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный
мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного
назначения). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450
полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного
назначения возложены на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
На территории Свердловской области государственный мониторинг земель
(за исключением земель сельскохозяйственного назначения) осуществляет Управление в
соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Росреестра от
30
мая 2016 г. № П/0263.
При реализации полномочий по мониторингу земель Управление в установленном
порядке взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной
власти, органами исполнительной власти Свердловской области и органами местного
самоуправления (далее - органы власти).
В соответствии с Рекомендациями по организации деятельности и взаимодействия
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Свердловской области и структурных подразделений Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии при осуществлении государственного мониторинга
земель
(за исключением земель сельскохозяйственного назначения), разработанными во
исполнение приказа Росреестра от
26 июня 2015 г. № П/343 «Об
утверждении Порядка организации деятельности и взаимодействия территориальных органов и
структурных подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии при осуществлении государственного мониторинга земель» и утвержденными
102
приказом Управления от
19 октября 2015 г. № П/407 (далее - Рекомендации),
деятельность по мониторингу земель в Управлении осуществляют отдел землеустройства и
мониторинга земель, а также территориальные отделы Управления.
Отдел землеустройства и мониторинга земель Управления осуществляет:
организацию работ по мониторингу земель на уровне Свердловской области;
взаимодействие с органами исполнительной власти Свердловской области,
участвующими в осуществлении мониторинга земель, а также
органами местного
самоуправления г. Березовского, г. Верхней Пышмы и г. Екатеринбурга;
координацию деятельности территориальных отделов Управления по исполнению
государственной функции по мониторингу земель;
организацию выполнения работ по мониторингу земель в Свердловской области за счет
средств федерального бюджета в соответствии с государственными контрактами;
техническую приемку выполненных работ по мониторингу земель в Свердловской
области в случаях, предусмотренных условиями государственных контрактов, заключенных
Росреестром;
систематизацию и обобщение информации о выполненных работах по мониторингу
земель на уровне Свердловской области;
анализ и обобщение информации о состоянии и использовании земель в
административных районах
(городах)
(муниципальных образованиях), поступившей из
территориальных отделов;
анализ сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов
местного самоуправления по распоряжению земельными участками
г.
Березовского, г. Верхней Пышмы и г. Екатеринбурга;
сбор, обработку и актуализацию сведений о состоянии и использовании земель в
Свердловской области, их количественных и качественных характеристиках;
составление (актуализацию) картограмм изученности (наличия материалов) по каждому
виду работ в разрезе муниципальных образований в электронном виде и на бумажном носителе;
анализ и оценку качественного состояния земель в Свердловской области с учетом
воздействия природных и антропогенных факторов;
анализ динамики изменения состояния земель под влиянием негативных процессов
(эрозия, загрязнение земель) на федеральном полигоне государственного мониторинга земель
«Белоярский», расположенного на землях в границах Белоярского района;
подготовку краткой информационно-аналитической записки об основных тенденциях
динамики состояния земель в Свердловской области за отчетный период;
предоставление обобщенной информации по мониторингу земель и информационно-
аналитической записки о состоянии и использовании земель в Свердловской области в
Росреестр в сроки, установленные Росреестром;
оценку и прогнозирование развития негативных процессов, обусловленных природными
и антропогенными воздействиями в Свердловской области;
выработку предложений (рекомендаций) о предотвращении негативного воздействия на
земли, об устранении последствий такого воздействия в Свердловской области;
подготовку ежегодной аналитической записки о состоянии и использовании земель в
Свердловской области по завершении календарного года за отчетный период;
подготовку аналитических записок о состоянии и использовании земель в Свердловской
области в течение календарного года на основании поручений руководства Росреестра и
руководства Управления в сроки, определенные поручениями;
хранение материалов и данных государственного мониторинга земель в
государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее -
ГФДЗ), Управления в порядке, установленном нормативными правовыми актами по ведению
ГФДЗ, и базах данных автоматизированной информационной системы государственного
мониторинга земель;
информационное обеспечение деятельности органов власти, юридических лиц и граждан
103
данными мониторинга земель на территории Свердловской области.
Территориальные отделы Управления осуществляют:
организацию работ по мониторингу земель на уровне административных районов
(городов) (муниципальных образований), входящих в зону деятельности отделов;
взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам мониторинга земель;
анализ сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов
местного самоуправления;
систематизацию и обобщение информации о выполненных работах по мониторингу
земель на уровне административных районов (городов) (муниципальных образований);
сбор информации о состоянии и использовании земель в административных районах
(городах) (муниципальных образованиях), входящих в зону деятельности отделов, согласно
приложениям №№ 1, 3, 5, 7, 9, 10, 12 Рекомендаций, её обработку и хранение;
анализ и оценку качественного состояния земель в административных районах
(городах) (муниципальных образованиях) с учетом воздействия природных и антропогенных
воздействий;
подготовку информационно-аналитической записки о состоянии и использовании земель
в административных районах (городах) (муниципальных образованиях);
предоставление обобщенной информации по мониторингу земель и аналитической
записки о состоянии и использовании земель в разрезе административных районов (городов)
(муниципальных образований) в отдел землеустройства и мониторинга земель Управления в
сроки, установленные Рекомендациями.
При сборе информации о состоянии и использовании земель и её обработке отделом
землеустройства и мониторинга земель и территориальными отделами Управления в
2018 году проведены мероприятия по актуализации систематизированных сведений об
источниках информации о выполненных работах по изучению состояния и использования
земель в Свердловской области и административных районах (муниципальных образованиях).
В целях наглядного отображения изученности территории отделом землеустройства и
мониторинга земель ведутся картограммы изученности территории (наличия материалов в
ГФДЗ) в электронном виде и на бумажном носителе по следующим видам работ:
почвенных, геоботанических и других специальных обследований и изысканий;
составлению тематических карт и атласов состояния и использования земель;
составлению схем использования и охраны земель;
составлению проектов рекультивации нарушенных земель;
составлению проектов защиты земель от эрозии;
инвентаризации земель;
вычислению площадей земельных угодий в составе земель сельскохозяйственного
назначения и земель запаса.
Картограммы изученности
(наличия материалов) ведутся в целом на территорию
Свердловской области. На картосхемах наглядно в разрезе административных районов
(муниципальных образований) отображается состояние изученности территории
(наличия
материалов) по каждому виду работ (приложение 9). В 2018 году осуществлена актуализация
картограмм изученности в соответствии с землеустроительными документами, поступившими в
ГФДЗ Управления в течение отчетного года. Так, в
2018 году в ГФДЗ Управления
поступило
26 проектов рекультивации нарушенных земель, прошедших государственную
экспертизу землеустроительной документации, что отражено на картограмме изученности
(наличия материалов) «Составление проектов рекультивации нарушенных земель».
В ходе осуществления государственного мониторинга земель Управлением в порядке
информационного взаимодействия запрашивались сведения об использовании и состоянии
земельных участков у федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых
относится регулирование деятельности в отношении той или иной категории земель или вида
разрешенного использования земельных участков, а также у органов государственной и
исполнительной власти Свердловской области и органов местного самоуправления,
104
осуществляющих полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся
соответственно в собственности Российской Федерации, собственности Свердловской области,
муниципальной собственности, или земель, государственная собственность на которые не
разграничена.
Полученные сведения использовались для проведения анализа количественных и
качественных изменений, произошедших с земельным фондом на территории Свердловской
области в течение года. Все изменения, характеризующие земельный фонд на соответствующей
территории по категориям земель, видам использования, формам собственности, обобщались
территориальными отделами Управления и отражались в годовых статистических отчетах в
границах административных районов (городов), на основании которых Управлением составлен
годовой статистический отчет «О наличии и распределении земель по формам собственности,
категориям, угодьям и пользователям» в границах Свердловской области.
Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти и органов
местного самоуправления, юридических лиц и граждан данными мониторинга земель
осуществляется Управлением путем:
размещения ежегодного Доклада о состоянии и использовании земель Свердловской
области в региональном блоке Управления интернет-сайта Росреестра;
размещение краткой информационно-аналитической записки о состоянии земель
Свердловской области в региональном блоке Управления интернет-сайта Росреестра;
предоставления данных мониторинга земель органам власти на основании запросов;
предоставления всем заинтересованным лицам данных мониторинга земель из ГФДЗ в
порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства кадастра
объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги
«Ведение
государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»,
утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации от 14 ноября 2006 г № 376.
Так, в отчетном году:
в Министерство природных ресурсов Свердловской области предоставлена информация
к разделу «Почвы и земельные ресурсы» для подготовки к изданию государственного доклада
«О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2017 году»;
в Министерство финансов Свердловской области предоставлена информация из
годового статистического отчета об общей площади земель застройки в разрезе
административно-территориальных единиц, в том числе населенных пунктов, для целей
бюджетного планирования на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг.;
в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской
области и в федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный центр
агрохимической службы
«Свердловский»
(далее
- ФГБУ ГЦАС
«Свердловский»)
предоставлены экспликации земель по предприятиям и гражданам, занимающимся
сельскохозяйственным производством, формы государственной статистической отчетности 22-
1, 22-2, 22-3 и 22-4 в разрезе административных районов (городов), сведения о земельных долях
(выделенных и невостребованных) в разрезе территориально-административных единиц для
подготовки информации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного
назначения;
в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
предоставлена информация об общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных
на территории Сысертского городского округа Свердловской области;
в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по
Свердловской области предоставлена информация о площади территорий по городам и районам
Свердловской области в соответствии с административно-территориальным делением
Свердловской области и площади территорий городов Свердловской области без подчиненных
их администрации населенных пунктов для осуществления расчета плотности населения
Свердловской области, а также информация по количеству крестьянских (фермерских) хозяйств
105
и индивидуальных предпринимателей, хозяйств населения и площади выделенной им земли в
разрезе территориально-административных единиц, экспликации земель по предприятиям,
организациям и гражданам, занимающимся сельскохозяйственным производством, формы
государственной статистической отчетности 22-1, 22-2, 22-3 и 22-4;
Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу предоставлена
информация о землях, занятых лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, и о
площади лесных земель в составе всех категорий земель в разрезе административно-
территориальных единиц Свердловской области;
Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по
Свердловской области предоставлена информация в отношении земель сельскохозяйственного
назначения, в т.ч. фонда перераспределения, а также земель, используемых предприятиями,
организациями, хозяйствами, обществами и гражданами, занимающимися производством
сельскохозяйственной продукции;
предоставлена информация о наличии и распределении земель муниципальным
образованиям;
юридическим лицам и гражданам предоставлялась информация о качественной
характеристике конкретных земельных участков.
3.2.1.2. Анализ качественного состояния земель
Качественное состояние почв прежде всего обусловлено разнообразием
климатических, геологических, геоморфологических, растительных и других условий,
влияющих на формирование почв. Почвенные крупномасштабные обследования
территории Свердловской области, проводимые до
2002 года, позволили определить
качественный состав почв Свердловской области.
Разнообразие почвенного покрова представлено 35 генетическими типами почв:
от горно-тундровых и подзолистых на севере области до черноземов и черноземно-луговых
на юге. Преобладают подзолистые и дерново-подзолистые почвы (33,2% всего почвенного
покрова), темно-серые почвы распространены на 20% территории. Серые и светло-серые
почвы занимают 13,1% почвенного покрова области. Черноземы встречаются небольшими
массивами на юге и юго-западе области. В горной части распространены горно-таежные и
горно-тундровые почвы. К поймам рек приурочены пойменные почвы, в большинстве
своем переувлажненные (рисунок 56).
106
Рис. 56. Фрагмент почвенной карты Свердловской области
Масштаб 1:500 000
На территории области, особенно в горной её части и на юго-западе
(Красноуфимский, Артинский и Ачитский районы), распространены почвы овражно-
балочного комплекса. Таких почв, по материалам последнего тура почвенного
обследования,
-
44,3 тыс. га, более половины этих земель сосредоточено на
сельскохозяйственных угодьях (рисунок 57).
107
Рис. 57. Развитие овражно-балочного комплекса на землях, подверженных
линейной водной эрозии почв
Более
60% площади земельных ресурсов представлены низкоплодородными и
малопригодными для сельского хозяйства почвами.
Почвенный покров пашни представлен наиболее плодородными почвами - серыми
лесными, черноземами, в меньшей мере
- дерново-подзолистыми. На сенокосах и
пастбищах преобладают серые лесные, серые лесные глеевые, луговые, дерново-
подзолистые и болотно-подзолистые почвы.
На сельскохозяйственных угодьях по гранулометрическому составу преобладают
глинистые и тяжелосуглинистые почвы, в меньшей мере - средне- и легкосуглинистые;
незначительные площади занимают супесчаные и песчаные почвы. На пашне преобладают
почвы с тяжелым гранулометрическим составом.
Около 4% почвенного покрова области представлено почвами с негативными
признаками: переувлажненными, заболоченными, засоленными, солонцеватыми и т. д.
В последние годы на территории Свердловской области из-за отсутствия
финансирования работы по изучению состояния и использования земель, в частности
почвенные, геоботанические и другие специальные обследования не проводятся, что не
позволяет получить достаточную и достоверную информацию о состоянии земель, оценить
развитие негативных почвенных процессов, провести прогноз и выработку рекомендаций
по их предупреждению и устранению.
В обновлении же в настоящее время нуждается более 80% имеющихся материалов
по почвенному обследованию и около 100% - по геоботаническому обследованию.
Проведенный Управлением анализ материалов, имеющихся в ГФДЗ Управления, а
также данных, полученных в порядке информационного взаимодействия по запросам
Управления от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной и
исполнительной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, о
состоянии и использовании земель за 2018 год по их качественному и экологическому
состоянию показывает, что на территории Свердловской области почти повсеместно
наблюдается деградация земель, отражающаяся на эффективности земледелия и
вызывающая расширение ареалов проблемных и кризисных экологических ситуаций.
108
Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель,
почвенного и растительного покрова являются: водная эрозия, подтопление,
переувлажнение и заболачивание, засоление, снижение содержания гумуса в пахотном
горизонте, подкисление почв, зарастание сельскохозяйственных угодий мелколесьем и
кустарником, загрязнение и захламление земель, нарушение земель при строительных
работах, разработке и переработке полезных ископаемых и другие (рисунки 58 и 59,
приложение 10).
Рис. 58. Состояние земель по развитию и распространению негативных процессов
Рис. 59. Качественная характеристика сельскохозяйственных угодий
в составе земель сельскохозяйственного назначения
Одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и
утрату их плодородия, приводящих к загрязнению водоемов, заилению малых и больших
рек, является водная эрозия. За счет смыва почвы пашни теряют в среднем до 0,5 т/га
гумуса в год, до 20 - 25 кг/га азота, большое количество фосфора и калия (рисунок 60).
Основной причиной возникновения эрозии является нерациональное и неправильное
использование земельных ресурсов, дополненное влиянием природных факторов.
109
Рис. 60. Разрушение почвенного покрова на землях, подверженных водной эрозии
Ареалы проявления эрозионных процессов на территории Свердловской области
наблюдаются в основном на землях сельскохозяйственного назначения и приурочены к
массивам сельскохозяйственных угодий, в основном пашни с выраженным рельефом.
Наиболее эрозионно-опасными являются районы Предуралья: Артинский, Ачитский,
Красноуфимский, Шалинский. Здесь около 40% пашни нуждается в противоэрозионной
организации территории. На территории области около
3 млн. га представлено
мелкопрофильными горными почвами, которые встречаются преимущественно под лесами.
Интенсивная вырубка лесов на этих почвах приводит к развитию процессов водной эрозии.
По данным государственного мониторинга земель в Свердловской области водной и
ветровой эрозии подвержено
4,4% площади сельскохозяйственных угодий
(87,18 тыс. га).
Распределение эродированных земель и их соотношение площадей по степени
эродированности представлены в таблице 28 и на рисунке 61.
Таблица 28
Распределение эродированных земель по степени эродированности
Наименование негативного
Всего,
Степень эродированности
процесса
тыс. га
слабая
средняя
сильная
Водная эрозия
85,78
52,25
28,02
5,51
Ветровая эрозия
1,40
1,40
Итого:
87,18
53,65
28,02
5,51
110

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/