ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 6

 

 

Разработана методология морского пространствен-
ного планирования и концепция плана комплексного
(интегрированного) управления морским природо-
пользованием в Баренцевом море. Внедрение плана
комплексного управления позволит использовать
морские ресурсы наиболее эффективно и будет
способствовать снижению конфликтов между хозяй-
ственными отраслями
Глобальная стратегическая цель B. Сокращение прямых нагрузок на биоразнообразие
и стимулирование устойчивого использования
Задача 5
Правительством Российской Федерации в 2013 году
К 2020 году темпы утраты
приняты «Основы государственной политики в об-
всех естественных мест
ласти использования, охраны, защиты и воспроиз-
обитания, включая леса, как
водства лесов в Российской Федерации на период
минимум сокращены наполо-
до 2030 года», ставящие в том числе задачу по со-
вину и там, где осуществимо,
хранению экологического потенциала лесов. Данная
приведены почти к нулю, а
задача предусматривает:
деградация и фрагментация
• сохранение генетического, видового, экосистемного и
существенно снижены
ландшафтного разнообразия лесов, а также предот-
вращение фрагментации лесов (в первую очередь
лесов, имеющих высокую экологическую ценность);
• формирование национального лесного наследия
Российской Федерации, то есть фонда лесов, не под-
лежащих хозяйственному освоению;
• разработку и осуществление мер по использованию
лесов для сдерживания изменений климата, а также
адаптации лесного сектора экономики к этим из-
менениям;
• разработку и применение технологий, обеспечиваю-
щих сохранение экологических функций лесов и
их биологического разнообразия, включая методы
использования лесов, имитирующие их естественную
динамику и обеспечивающие формирование разно-
возрастных многопородных насаждений.
В настоящее время Рослесхоз разрабатывает кон-
цептуальные основы выделения участков Нацио-
нального лесного наследия Российской Федерации,
на основе чего впоследствии будет разработана
соответствующая нормативно-правовая база и по-
рядок выделения участков Национального лесного
наследия
Задача 6
Сертифицировано по экологическим стандартам
К 2020 году регулирование и
Морского попечительского совета около 80% про-
промысел всех запасов рыбы и
мысла минтая и 40% промысла трески, что позволя-
беспозвоночных и водных рас-
ет снизить воздействие двух крупнейших промыслов
тений осуществляются устой-
белой рыбы в мире.
чиво, на законных основаниях
Минсельхозом России и Росрыболовством реали-
и с применением подходов
зуется утвержденная Правительством Российской
с позиций экосистем, чтобы
Федерации Концепция развития рыбного хозяйства
избегать чрезмерной экс-
на период до 2020 года, целью которой является
плуатации рыбных ресурсов,
достижение устойчивого функционирования рыбо-
внедрены планы и меры вос-
хозяйственного комплекса на основе сохранения,
становления всех истощенных
воспроизводства и рационального использования
видов, рыболовный промысел
водных биологических ресурсов, развития аква- и
не оказывает значительного
марикультуры
80
неблагоприятного воздействия
на угрожаемые виды и уяз-
вимые экосистемы и воздей-
ствие рыболовства на живые
запасы, виды и экосистемы
не превышает экологически
безопасных пределов
Задача 7
В трех субъектах Российской Федерации в до-
К 2020 году территории, заня-
кументы лесного планирования и проектирования
тые под сельское хозяйство, ак-
включены сведения об объектах биоразнообразия
вакультуру и лесное хозяйство,
и мерах по их сохранению. В части управления
должны управляться устой-
лесным хозяйством к 2014 г. начиная с 2010 г. пло-
чивым образом, обеспечивая
щадь лесов, сертифицированных по системе FSC,
сохранение биоразнообразия
в России увеличилась с 25 млн до 38 млн га, что
составляет около 20% от всех лесов, переданных в
аренду. Россия занимает второе место в мире (по-
сле Канады) по площадям лесов, лесоуправление на
которых сертифицировано по системе FSC.
В 2013 г. приняты поправки в Лесной кодекс и
Кодекс об административных правонарушениях
по ужесточению контроля над оборотом круглых
лесоматериалов в целях осуществления противодей-
ствия нелегальным рубкам.
Минсельхоз России осуществляет комплекс мер
по устойчивому развитию сельских территорий,
включающих экологическую реабилитация сельских
территорий и экологизацию основных сфер сельской
экономики.
До 2013 г. аквакультура не имела детального право-
вого регулирования. В 2013 г. принят Федеральный
закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты», что
позволит обеспечить производство рыбной и иной
продукции аквакультуры и сохранение водных био-
логических ресурсов
Задача 8
Государственной Думой Федерального Собрания
К 2020 году загрязнение окру-
Российской Федерации рассматриваются представ-
жающей среды, в том числе
ленные Правительством Российской Федерации
в результате чрезмерного
для принятия два ключевых для обеспечения борь-
сброса биогенных веществ,
бы с загрязнением законопроекта - «О внесении
доведено до уровней, при
изменений в отдельные законодательные акты
которых функционированию
Российской Федерации в части совершенствова-
экосистем и биоразнообразию
ния нормирования в области охраны окружающей
не наносится ущерба
среды и введения мер экономического стимули-
рования хозяйствующих субъектов для внедрения
наилучших технологий» и «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об отходах производства
и потребления» и другие законодательные акты
Российской Федерации в части экономического
стимулирования деятельности в области обраще-
ния с отходами».
Осуществляется реализация мероприятий по лик-
видации экологического ущерба, связанного с про-
шлой хозяйственной деятельностью, на территориях
субъектов Российской Федерации (Забайкальский
и Хабаровский края, Архангельская, Владимирская,
Кемеровская, Мурманская, Самарская, Саратовская,
Прогресс в осуществлении Стратегического плана и достижения задач, принятых в Айти
81
Тамбовская области и г. Санкт-Петербург), а также
по ликвидации экологического ущерба, связанного
с прошлой хозяйственной деятельностью на остро-
вах архипелага Земля Франца-Иосифа (Земля
Александры, Гукера, Греэм-Белл, Гофмана, Хейса,
Рудольфа).
Принято решение о закрытии двух крупных
производств-загрязнителей: Байкальского
целлюлозно-бумажного комбината и никелевого
завода в Норильске.
В 2012 г. принят закон, который предусматривает
меры в области защиты морей от нефтяного загряз-
нения, в том числе необходимость разработки мер
по предотвращению и ликвидации вреда водным
биологическим ресурсам.
В 2012 г. объем выбросов от стационарных и
передвижных источников на единицу ВВП умень-
шился вдвое в сравнении с 2007 г. В то же время
общие объемы выбросов загрязняющих веществ
в Российской Федерации на душу населения не
уменьшаются
Задача 9
В целях организации системы мониторинга распро-
К 2020 году инвазивные
странения в лесах Российской Федерации чужеродных
чужеродные виды и пути их
(инвазивных) видов вредных организмов подведом-
интродукции идентифициро-
ственным Рослесхозу ФБУ ВНИИЛМ в 2010-2012 гг.
ваны и классифицированы по
подготовлены методики их обнаружения и учета.
приоритетности, приоритетные
Данные методики доведены до филиалов ФБУ
виды регулируются или ис-
«Рослесозащита» и включены в план работ. Отчет
коренены и принимаются меры
по выявлению инвазивных видов поступает ежегодно
регулирования путей переме-
в ФБУ «Рослесозащита» до 15 января.
щения для предотвращения их
На федеральном уровне принята концепция раз-
интродукции и внедрения
вития карантинной службы, в которой очерчен и круг
вопросов защиты от инвазий чужеродных видов.
Опубликованы крупные сводки по инвазивным
видам. В институтах РАН и Минсельхоза России ве-
дутся крупные базы данных по инвазивным чужерод-
ным видам, которые позволяют косвенно осущест-
влять мониторинг процесса их расселения
и натурализации.
В ряде регионов составляются Черные книги по ин-
вазивным видам (Тверская, Воронежская области)
Задача 10
Данная глобальная задача уточняется на националь-
К 2015 году сведены к миниму-
ном уровне
му многочисленные антропо-
генные нагрузки на коралло-
вые рифы и другие уязвимые
экосистемы, на которые воз-
действует изменение климата
или подкисление океанов, в
целях поддержания их целост-
ности и функционирования
82
Глобальная стратегическая цель C. Улучшение состояния биоразнообразия путем
охраны экосистем, видов и генетического разнообразия
Задача 11
Формирование уникальной системы особо охра-
К 2020 году не менее 17% рай-
няемых природных территорий (ООПТ) разных
онов суши и внутренних вод
категорий и уровней является одним из наиболее
и 10% прибрежных и морских
значимых достижений России в области сохранения
районов, и в частности райо-
и устойчивого использования биоразнообразия.
нов, имеющих особо важное
Согласно Концепции развития системы особо охра-
значение для сохранения био-
няемых природных территорий федерального значе-
разнообразия и обеспечения
ния на период до 2020 года, утвержденной распоря-
экосистемных услуг, сохраня-
жением Правительства Российской Федерации от
ются за счет эффективного и
22 декабря 2011 г. № 2322-р, до 2020 г. планируется
справедливого управления,
создать 11 заповедников, 20 национальных парков,
существования экологически
3 федеральных заказника, расширить территории
репрезентативных и хоро-
существующих 11 заповедников и 1 национального
шо связанных между собой
парка, обеспечить наличие охранных зон вокруг
систем охраняемых районов и
территорий всех заповедников и национальных пар-
применения других природо-
ков. В целом к концу 2020 г. планируется увеличить
охранных мер на порайонной
площадь, занимаемую ООПТ всех уровней, до
основе и включения их в более
13,5% площади страны, а площадь ООПТ федераль-
широкие ландшафты суши и
ного уровня - до 3%. Кроме того, в 10 субъектах
морские ландшафты
Российской Федерации разработаны концепции и
стратегии развития ООПТ регионального значения,
в 19 субъектах Российской Федерации приняты
схемы развития и размещения ООПТ регионального
значения, а 15 субъектов Российской Федерации
приняли концепции и стратегии в сфере охраны
окружающей среды, в которые включены меро-
приятия по развитию систем ООПТ регионального
значения.
Помимо ООПТ разных категорий, определенных Фе-
деральным законом «Об особо охраняемых природных
территориях», развивается система иных охраняемых
природных территорий, вытекающих из других отрас-
лей природоресурсного законодательства, - защитные
леса и особо защитные участки леса, водоохранные
зоны и прибрежные защитные полосы, рыбоохранные
и рыбохозяйственные заповедные зоны, зона охраны
охотничьих ресурсов. В настоящее время планируется
полный анализ и учет всех форм особо охраняемых
территорий для включения в показатели соотвествую-
щей национальной целевой задачи
Задача 12
В 2014 г. Правительством Российской Федерации
К 2020 году предотвращено
принята Стратегия сохранения редких и находя-
исчезновение известных
щихся под угрозой исчезновения видов животных,
угрожаемых видов, и статус
растений и грибов на период до 2030 года, опреде-
их сохранности, и в частности
ляющая на долгосрочной основе цели, задачи и
видов, численность которых
основные направления государственной политики и
более всего сокращается,
деятельности в этой области в интересах устойчиво-
улучшен и поддерживается
го развития Российской Федерации.
Принят федеральный закон, направленный на уже-
сточение ответственности за незаконную добычу и
оборот особо ценных видов животных, занесенных в
Красную книгу Российской Федерации и (или) охра-
няемых международными договорами.
Прогресс в осуществлении Стратегического плана и достижения задач, принятых в Айти
83
Принят и реализуется ряд стратегий и программ по со-
хранению амурского тигра, дальневосточного и перед-
неазиатского леопарда, белого медведя, зубра и др.
В результате:
• численность амурского тигра стабилизировалась и
составляет 428-502 особи. На Дальнем Востоке - в
Приморском крае и южной части Хабаровского
края в настоящее время обитает 95% всей популя-
ции амурского тигра. Около 20% площади ареала
амурского тигра включены в границы ООПТ;
• по данным учета 2013 г., численность дальне-
восточного леопарда увеличилась в 1,5 раза и
составляет 48-50 особей. Общая площадь ООПТ
федерального и регионального значения в местах
обитания леопарда составляет 3060 кв. км, таким
образом, под особой охраной находится около
70% площади его ареала;
• в Центре разведения и реабилитации леопарда
Сочинского национального парка получено первое
потомство переднеазиатского леопарда (8 котят),
идет подготовка котят к самостоятельной жизни в
дикой природе;
• численность зубра в российских вольно живущих
группировках достигла почти 450 особей. В лесах
европейской части с нуля созданы 8 группировок
зубра. Группировки Орловской, Калужской, частич-
но - Брянской областей уже расширились настоль-
ко, что в настоящее время объединены в единую
популяцию численностью более 300 особей.
В Красной книге Российской Федерации сокращено
около 50 позиций редких растений и животных (ряд
видов улучшил свой статус).
Проведена успешная реинтродукция исчезнувшего
в России вида гусеобразных - канадской казарки
на островах Курильской гряды. Птицы, выпущенные
на Курилах, отмечаются в других районах Тихого
океана.
Осуществляются программы по реинтродукции
обской популяции белого журавля-стерха, соколов-
балобанов и сапсанов
Задача 13
Министерством сельского хозяйства и РАН приняты
К 2020 году поддерживается
специальные программы по сохранению редких по-
генетическое разнообразие
род домашних животных и культурных растений
культивируемых растений и
сельскохозяйственных и до-
машних животных и их диких
родственников, включая дру-
гие ценные виды с социально-
экономической и культурной
точек зрения, и разработаны
и осуществлены стратегии по
минимизации генетической
эрозии и сохранению их гене-
тического разнообразия
84
Глобальная стратегическая цель D. Увеличение объема выгод для всех людей,
обеспечиваемых биоразнообразием и экосистемными услугами
Задача 14
Осуществлен комплекс работ, направленных на
К 2020 году восстановлены и
удержание воды в системе водоемов и каналов и
охраняются экосистемы, ока-
вторичное заболачивание в Подмосковье, что при-
зывающие важнейшие услуги,
вело к исключению торфяных пожаров на площади
включая услуги, связанные
более 50 тыс. га пожароопасных торфяников. Пред-
с водой, и содействующие
полагается, что одним из результатов этого проекта
охране здоровья, жизнеобе-
станет снижение выбросов парниковых газов в
спечению и благосостоянию, с
CO2-эквиваленте на 5-10 т/га, что составит минимум
учетом потребностей женщин,
415 тыс. тонн в год после восстановления гидрологи-
коренных и местных общин
ческого режима этой территории
и бедных и уязвимых слоев
населения
Задача 15
В России удалось создать уникальный позитивный
К 2020 году повышена сопро-
прецедент оплаты экосистемной услуги - сохра-
тивляемость экосистем и уве-
нения устойчивого традиционного природопользо-
личен вклад биоразнообразия
вания на территории с уникальным биоразнообра-
в накопление углерода благо-
зием в долине реки Бикин. Реализован проект, по
даря сохранению и восстанов-
которому леса были взяты в аренду на 49 лет для
лению природы, включая вос-
традиционного природопользования. Вместо запла-
становление как минимум 15%
нированных промышленных рубок удалось добиться
деградировавших экосистем,
сохранения лесов. Эта замена в 2009-2012 гг. по-
что способствует смягчению
зволила избежать эмиссии в атмосферу примерно
последствий изменения клима-
0,5 млн т СО2 с территории размером 0,5 млн га в
та и адаптации к ним и борьбе
местах обитания амурского тигра, занимаемой уни-
с опустыниванием
кальными хвойно-широколиственными лесами юга
Дальнего Востока, которая никогда не подвергалась
сплошным рубкам. Данный эффект был сертифи-
цирован через систему одобрения и верификации
проектов Киотского протокола
Задача 16
Вопрос о возможности присоединения России к
К 2015 году Нагойский про-
Нагойскому протоколу находится в стадии изучения
токол регулирования доступа
к генетическим ресурсам и
совместного использования на
справедливой и равной основе
выгод от их применения всту-
пил в силу и функционирует в
соответствии с национальным
законодательством
Задача 17
Обновляемая национальная стратегия и план дей-
К 2015 году каждая Сторона
ствий по сохранению биоразнообразия в настоящее
разработала и приняла в каче-
время находятся в стадии разработки
стве политического инструмен-
та эффективную совместную
и обновленную национальную
стратегию и план действий по
сохранению биоразнообразия
и приступила к их реализации
Прогресс в осуществлении Стратегического плана и достижения задач, принятых в Айти
85
Глобальная стратегическая цель E. Увеличение объема выгод для всех людей,
обеспечиваемых биоразнообразием и экосистемными услугами
Задача 18
Законодательством Российской Федерации преду-
К 2020 году традиционные зна-
смотрены гарантии коренным малочисленным на-
ния, нововведения и практика
родам при осуществлении ими традиционных видов
коренных и местных общин,
хозяйственной деятельности, имеющей значение для
имеющие значение для сохра-
сохранения и устойчивого использования биораз-
нения и устойчивого исполь-
нообразия. На территориях, являющихся местами
зования биоразнообразия, и
традиционного проживания и традиционной хозяй-
традиционное использование
ственной деятельности коренных малочисленных на-
ими биологических ресурсов
родов, закреплена обязанность компаний учитывать
уважаются в соответствии с
интересы этих народов при осуществлении хозяй-
национальным законодатель-
ственной деятельности и возмещать ущерб, причи-
ством и соответствующими
ненный среде обитания и биологическим ресурсам,
международными обязатель-
необходимым коренным малочисленным народам
ствами и полностью включены
для ведения традиционного природопользования. В
в процесс осуществления Кон-
2010-2013 гг. приняты нормативные акты, регламен-
венции и отражены в нем при
тирующие порядок осуществления прав коренных
всемерном и эффективном
малочисленных народов на охоту, использование
участии коренных и местных
лесов, рыболовство.
общин на всех соответствую-
При реализации проекта в долине реки Бикин (см.
щих уровнях
задачу 15) коренное население - удэгейцы - по-
лучило возможность долгосрочного традиционного
природопользования, а также улучшения условий
своей жизни
Задача 19
В настоящее время осуществлено реформирова-
К 2020 году усовершенство-
ние Российской академии наук в соответствии с
ваны, широко совместно
Федеральным законом «О Российской академии
используются, передаются и
наук, реорганизации государственных академий
применяются знания, научная
наук и внесении изменений в отдельные законода-
база и технологии, связанные
тельные акты». Указанным федеральным законом
с биоразнообразием, его стои-
определены организационно-правовая форма РАН
мостной ценностью и функ-
в соответствии с современным законодательством,
ционированием, его статусом
уставные цели академии и полномочия в рамках
и тенденциями в этой области,
научно-технической политики, права и обязанности
а также с последствиями его
РАН перед государством, а также оговорены особые
утраты
условия государственного регулирования и участия
государства в различных аспектах деятельности
РАН. Реформа РАН проводится с целью повы-
шения эффективности и результативности фун-
даментальной науки, а также разделения научно-
исследовательских и административных функций с
передачей последних в новый орган, подчиняющий-
ся Правительству Российской Федерации, - Феде-
ральное агентство научных организаций. В части
проблематики сохранения и устойчивого использо-
вания биоразнообразия данная реформа РАН пока
не оказала заметного воздействия на повышение
эффективности решения вопросов в этой области
и на ранее изложенную достаточно высокую оценку
соответствующего научного и научно-технического
потенциала
86
Задача 20
В России уже функционируют разные механизмы
К 2020 году, но не позднее это-
финансирования для осуществления мероприятий
го срока, должна значительно
в области сохранения и устойчивого использования
расшириться по сравнению с
биоразнообразия.
текущими уровнями мобилиза-
Государственные бюджетные источники финанси-
ция финансовых ресурсов для
рования являются системообразующими и в первую
эффективного осуществления
очередь направлены на формирование и реали-
Стратегического плана в обла-
зацию государственной политики и нормативно-
сти сохранения и устойчивого
правовое регулирование в этой области, а также на
использования биоразнообра-
обеспечение государственного надзора и управ-
зия на 2011-2020 годы из всех
ления государственным имуществом, в том числе
источников и в соответствии с
финансирование функционирования и развития
обобщенным и согласованным
системы особо охраняемых природных территорий.
процессом в рамках Страте-
Однако бюджетная система достаточно консерватив-
гии мобилизации ресурсов.
на, жестко регламентирована и часто не способна
Данная целевая задача будет
реагировать на оперативно возникающие запросы
подвергаться корректировке в
и проблемы практики. Внебюджетные источники,
зависимости от оценок потреб-
учитывая масштабы России, более мобильны и наи-
ностей в ресурсах, которые
более эффективны при обеспечении краткосрочных
будут разрабатываться и пред-
конкретных проблемных мероприятий в области
ставляться Сторонам
сохранения и устойчивого использования биоразно-
образия в разных секторах и на территории разных
субъектов Российской Федерации.
Позитивный опыт результатов проектов ГЭФ свиде-
тельствует о наличии достаточных институциональ-
ных возможностей воспроизводства и расширения
масштабов успешных механизмов и инструментов
финансирования из разных источников, включая
бизнес, в рамках существующей правовой базы
Прогресс в осуществлении Стратегического плана и достижения задач, принятых в Айти
87
Вклад действий по выполнению
Конвенции в достижение Целей развития
тысячелетия, намеченных на 2015 год
Выполнение Целей развития тысячелетия подробно рас-
смотрено в докладе о развитии человеческого потенциала в
Российской Федерации 2010 «Цели развития тысячелетия в
России: взгляд в будущее».
В период времени, прошедший после подготовки 4-го Национального до-
клада по сохранению биоразнообразия в Российской Федерации, наиболее
значимым документом, в котором анализируется достижение Целей развития
тысячелетия, является доклад о человеческом развитии в Российской Феде-
рации «Устойчивое развитие: вызовы Рио».
Основная цель доклада о человеческом развитии в Российской Федерации
2013 «Устойчивое развитие: вызовы Рио» - рассмотреть задачи перехода
России к устойчивому развитию в контексте человеческого развития, по-
казать необходимость учета в таком переходе социальных, экологических и
экономических факторов.
Некоторые показатели устойчивого развития из Концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в экологиче-
ской сфере:
Целью российской экологической политики является значительное улучшение качества
природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбаланси-
рованной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически
конкурентоспособных производств.
Планируется:
увеличение уровня затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и вос-
становление природной среды до 1,5% ВВП в 2020 г.;
снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3-7 раз в зависимо-
сти от отрасли;
сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее
чем в 5 раз;
сокращение доли населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологиче-
ской обстановкой, с 43% в 2007 г. до 14% в 2020 г.;
повышение технологической и экологической эффективности экономики к 2020 г.
приведет к снижению уровня экологического воздействия в 2-2,5 раза.
88
С этих позиций в докладе рассматриваются новые подходы к разработке мо-
дели «зеленой» экономики и индикаторов устойчивости. Особое внимание
уделено роли гражданского общества и бизнеса в переходе к устойчивому
развитию.
Позиционирование России как экологического донора предполагает как осо-
знание своей ответственности, так и развитие международных механизмов
для компенсации усилий по сохранению и приумножению своего природного
богатства.
В настоящее время основы политики Российской Федерации в области
устойчивого развития намечены по всем трем ее направлениям - экономи-
ческому, социальному и экологическому.
Экологизация экономического развития России является важнейшим ин-
струментом модернизации российской экономики, перехода к инновационно-
му социально ориентированному типу развития и достижения долгосрочных
целей. Для страны как глобального экологического донора, обладающего пя-
той частью мировых лесов, значительными водными и другими природными
ресурсами, вопросы обеспечения собственного экономического развития и
роста благосостояния граждан решаются в интересах не только нынешнего и
будущего поколений россиян, но и всего человечества.
Целью утвержденных Президентом Российской Федерации «Основ государственной
политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030
года» является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологиче-
ски ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды,
биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей
нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого на благоприятную окру-
жающую среду, а также обеспечение экологической безопасности.
Развитие инновационной, энергоэффективной «зеленой» экономики, вне-
дрение «зеленых» технологий, способствующих минимизации ущерба окру-
жающей среде, выгодно с экологической и с экономической точек зрения.
Экономический рост только тогда может быть обоснован, если между инте-
ресами экономики и задачей сбережения природы обеспечен разумный ба-
ланс, рассчитанный на долгосрочную перспективу.
Главной задачей для российской экономики на современном этапе являет-
ся уход от сырьевой модели. Эти задача является центральной и в концеп-
ции «зеленой» экономики. В ближайшие 10-20 лет важным принципом
социально-экономической политики и основой экологической политики
должна стать политика «двойного выигрыша». В частности, необходимо ра-
дикально повысить энергоэффективность, что даст огромный экологический
эффект и значительно повысит благосостояние, социальное и экологическое
качество жизни населения.
89
Вклад действий по выполнению Конвенции в достижение Целей развития тысячелетия, намеченных на 2015 г.
В России движение в поддержку устойчивого развития традиционно связывается с «зе-
леным» движением, базируясь главным образом на экологических общественных ор-
ганизациях. Среди них, кроме широко известных международных организаций (WWF,
Гринпис, Оксфам), следует указать Социально-экологический союз, «Зеленый Крест»,
Всероссийское обществ охраны природы, Центр экологической политики и культуры,
Центр экологической политики России, Центр охраны дикой природы, Экоцентр «Запо-
ведники», Центр «Эко-Согласие» и ряд других. Активно работают на экологическом на-
правлении и ряд региональных организаций - Фонд «Алтай - 21 век» (Барнаул), Центр
экологической политики и информации (Томск), Фонд устойчивого развития Алтая
(Горно-Алтайск) и другие.
Сейчас большинство россиян обеспокоены экологическими проблемами и
считают, что без их решения невозможно обеспечение устойчивого разви-
тия страны в целом. Одновременно с этим проблема гармонизации отно-
шений человека и природы не попадает в число первых десяти приоритетов
для населения, что объясняется высокой озабоченностью другими важными
социально-экономическими проблемами. Все более очевидной становится
недостаточность внимания к этой проблематике со стороны госструктур и
средств массовой информации.
Решение задачи модернизации экономики для России должно учитывать
огромные возможности страны в использовании экосистемных услуг, вклю-
чая глобальную экосистемную роль лесов, болот и других природных эко-
систем. Обеспечение природоохранных мер, таких как организация особо
охраняемых природных территорий (ООПТ), сохранение биоразнообразия,
следует включить в рыночные механизмы в виде платежей за экосистем-
ные услуги. Принципиально важной, особенно для идентификации пер-
спектив развития, является оценка экосистемных услуг, включая лесные,
водные, водно-болотные, биологические ресурсы, биоразнообразие, пло-
щадь ООПТ.
Россия участвует в глобальных усилиях по достижению принятых в
2000 году Целей развития тысячелетия (ЦРТ), совершенствуя свои пока-
затели развития. При этом ситуацию по достижению ЦРТ в России можно
охарактеризовать как неоднородную. С одной стороны, бедность по сравне-
нию с 1992 г. сократилась примерно в 2,5 раза, материнская и младенческая
смертность за последние годы снизились в два раза. Следует также отметить
и существенное увеличение государственного финансирования мер, способ-
ствующих достижению ЦРТ в России.
С другой стороны, констатируя сдвиги в решении проблемных вопросов
природоохранного блока, необходимо отметить целый блок задач, требую-
щих дальнейших усилий по их решению. Это, в первую очередь, решение
проблем загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, деградации
экосистем, утилизации отходов и ликвидации накопленного экологического
ущерба.
90
Одними из ключевых вызовов устойчивому развитию современности и на
долгосрочную перспективу для Российской Федерации являются:
„ изменение климата. Климат России более чувствителен к глобальному по-
теплению, чем климат многих других регионов земного шара;
„ загрязнение окружающей среды. Сегодня 56,3 млн человек (55% город-
ского населения страны) проживают в городах с высоким уровнем загряз-
нения;
„ деградация экосистем;
„ рост отходов, в том числе опасных;
„ проблема ликвидации накопленного экологического ущерба.
Обладая огромными территориями, не затронутыми экономической деятель-
ностью, колоссальными лесными и водно-болотные угодьями, запасами пре-
сной воды, имея значительный потенциал биоразнообразия, Россия являет-
ся страной, которая способна внести значительный вклад в формирование
устойчивого развития в мире.
В настоящее время в мире предпринимаются попытки рассчитать интеграль-
ные индикаторы устойчивого развития, базирующиеся прежде всего на эко-
логических параметрах. В частности, представляет интерес разработанный
конструктивный индекс, называемый «экологический след» (давление на
природу) (ЭС), который отражает оценку площади биопродуктивных земель
на планете и измерения потребностей человечества в этих биопродуктивных
землях. «Экологический след» выражается в глобальных гектарах на душу
населения и показывает количество условных гектаров территории, необхо-
димых для обеспечения жизнедеятельности человека.
«Экологический след» России (4,4 га на человека) существенно меньше, чем в
развитых странах, где этот индекс колеблется в среднем от 5 до 8 га на человека.
Вместе с тем российский индекс превышает среднемировой (2,7 га) в 1,6 раза.
О роли страны как экологического донора мира свидетельствует вклад Рос-
сии в ассимиляционный потенциал биосферы, который составляет 6,6 га
на душу населения, что в 3,7 раза превышает среднемировой уровень, со-
ставляющий 1,78 га. Превышение биопотенциала России по сравнению с
мировым уровнем особенно значительно по лесным массивам (4,22 против
0,76 га на душу населения).
В адаптированной для России системе Целей развития тысячелетия Цель 7
призвана обеспечить экологическую устойчивость нашей планеты и отдель-
ных стран. Для России обеспечение Цели экологической устойчивости пред-
полагает решение трех задач:
91
Вклад действий по выполнению Конвенции в достижение Целей развития тысячелетия, намеченных на 2015 г.
„ включить принципы устойчивого развития в страновые стратегии и про-
граммы и предотвращать потери природных ресурсов;
„ обеспечить население чистой питьевой водой;
„ обеспечить улучшение качества жилищных условий населения.
В качестве показателей прогресса предлагается восемь индикаторов
(табл. 14); среди них два собственно экологических (показатели 1 и 2), два
эколого-экономических (3 и 4) и четыре социально-экологических (пока-
затели 5-8).
Таблица 14. Вклад различных экосистем России в депонирование углерода
(+ - сток углерода из атмосферы, - - его источник)
Задачи ЦРТ
Показатели прогресса
Значение
для России
в достижении цели для России
показателя
Задача 1.
1. Процент территории с лесным
47%
Включить принципы
покровом
устойчивого развития
в страновые стратегии
2. Процент охраняемой природной
и программы и
территории для поддержания
13%
предотвращать потери
биоразнообразия наземной среды
природных ресурсов
3. Энергоемкость
0,324 т. н. э./тыс. долл.
4. Выбросы двуокиси углерода
2193 млн т
(тонн)
в СО2-эквиваленте
(около 70%
от выбросов 1990 г.)
5. Численность населения,
проживающего в особо
56,3 млн чел.
загрязненных городах
Задача 2.
6. Удельный вес жилищного фонда,
89% городского
Обеспечить население
оборудованного водопроводом
жилищного фонда
чистой питьевой водой
(город, село)
46% сельского
жилищного фонда
Задача 3.
7. Удельный вес городского
87% городского
Обеспечить улучшение
и сельского жилфонда,
жилищного фонда
качества жилищных
оборудованного канализацией
37% сельского
условий населения
жилищного фонда
8. Доля ветхого и аварийного
3,2%
жилищного фонда
92
Практические выводы, сделанные
в связи с осуществлением Конвенции
В период после подготовки 4-го Национального доклада по
сохранению биоразнообразия в Российской Федерации про-
изошли существенные изменения в политике, социально-
экономическом развитии и в решении экологических проблем.
В последнее десятилетие в России усилился процесс децентра-
лизации управления сохранением биоразнообразия и терри-
ториальной охраной природы, более широкое развитие полу-
чили инициативы в субъектах Российской Федерации.
Среди областей деятельности, в которых были достигнуты успехи в сохра-
нении биоразнообразия Российской Федерации, выделим следующие.
1. Приняты важные основополагающие государственные стратегические до-
кументы долгосрочного планирования, обеспечивающие дальнейшее пози-
тивное развитие сохранения и устойчивого использования биоразнообразия
России и выполнения ею обязательств по Конвенции о биологическом раз-
нообразии. Завершается разработка проекта новой Стратегии сохранения
биологического разнообразия в Российской Федерации. Внесены изменения
и уточнения в федеральные законы, касающиеся сохранения и устойчивого
использования биоразнообразия («О животном мире», «Об особо охраняе-
мых природных территориях», Лесной кодекс и др.), а также в Красную книгу
Российской Федерации.
2. Существенно расширена система особо охраняемых природных террито-
рий в Российской Федерации (за счет создания новых особо охраняемых при-
родных территорий - заповедников «Кологривский лес» (2006), «Утриш»
(2010), национальных парков «Калевальский» (2006), «Анюйский», «Удэ-
гейская легенда», «Бузулукский бор» и «Зов тигра» (2007), «Русская Ар-
ктика» (2009), «Сайлюгемский» (2010), «Земля леопарда» (2012), «Онеж-
ское Поморье», «Берингия» и «Шантарские острова» (2013), заказников
«Долина дзерена» и «Позарым» (2011), возросла репрезентативность и эф-
фективность сохранения равнинных и горных ландшафтов Дальнего Востока
(благодаря созданию новых крупных особо охраняемых природных террито-
рий). Некоторые субъекты Федерации создали сравнительно эффективные
сети региональных особо охраняемых природных территорий (например,
Практические выводы, сделанные в связи с осуществлением Конвенции
93
Волгоградская область, Камчатский край, Новгородская и Ленинград-
ская области) и региональные программы охраны редких видов. В 2011-
2013 гг. получены первые результаты реализации программы формирова-
ния «Изумрудной сети» (the Emerald Network) в европейской части России.
Выделена сеть территорий особого природоохранного значения, формируе-
мая в рамках Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред
обитания в Европе (Бернская конвенция), - всего 740 территорий, которые
Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской
Федерации на период до 2030 года
Правительство России утвердило разработанную Министерством природных ре-
сурсов и экологии Российской Федерации «Стратегию сохранения редких и нахо-
дящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Россий-
ской Федерации на период до 2030 года».
Как ранее отметил Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, Стра-
тегия позволит в значительной степени повысить эффективность борьбы с брако-
ньерством. Для достижения данной цели будут усилены меры по охране определенных
видов животных и растений, представляющих особый интерес для нелегального биз-
неса, в частности, амурского тигра, дальневосточного леопарда, снежного барса,
сайгака, крупных видов соколообразных, раннецветущих растений - диких видов галан-
туса, цикламенов и орхидей.
Стратегия предусматривает проведение специальных биотехнических мероприятий,
расширение питомников, рыборазводных центров, ботанических садов и дендрариев
для сохранения редких и исчезающих видов животных, растений и грибов. Стратегия
также направлена на совершенствование механизмов охраны животных, содержащихся
в неволе, в частности, она предполагает включение конфискованных животных в про-
граммы реинтродукции и переселения.
Документ предусматривает проведение государственного учета и мониторинга редких
и исчезающих видов животных и растений, развитие международного сотрудничества
в данной сфере.
Одним из приоритетных направлений Стратегии является эколого-
просветительская деятельность и формирование у граждан ответственного отно-
шения к природным комплексам и объектам.
Основные задачи, предусмотренные Стратегией, будут выполняться одновременно и
взаимосвязанно до 2030 г. в три этапа.
На первом этапе - с 2015 по 2017 г. основные усилия будут сосредоточены на совершен-
ствовании нормативно-правового регулирования, а также принципов ведения Красных
книг и информационно-аналитической базы.
На втором этапе - с 2018 по 2020 г. будет создана эффективная система осуществления
комплекса целевых практических мероприятий для предотвращения перехода видов
животных, растений и грибов в категорию «редких и находящихся под угрозой исчез-
новения».
Третий этап (2021-2030 гг.) предусматривает всестороннюю оценку результатов реа-
лизации первых двух этапов Стратегии и дополнительные меры, направленные на со-
хранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений
и грибов.
94
могут рассматриваться в качестве резервов для территориальной охраны
ландшафтного разнообразия, и проведена оценка их состояния. Созданы но-
вые участки природного наследия ЮНЕСКО - «Плато Путорана» (2010) и
«Ленские столбы» (2012), находятся в стадии подготовки номинации по та-
ким объектам природного наследия ЮНЕСКО, как «Дельта Волги» (2008),
«Ильменские горы» (2008), «Ландшафты Даурии - Даурский заповедник»
(2007), «Васюганское болото» (2007), «Командорские острова» (2005),
«Долина реки Бикин» и др. Подготовлены предложения по уточнению гра-
ниц и расширению объектов всемирного наследия «Девственные леса Коми»
и «Западный Кавказ» (2012, 2013).
3. Для сохранения ценных лесных ландшафтов сделан важный шаг в отноше-
нии сертификации по стандартам Лесного попечительского совета (к 2013 г.
более 30 млн га лесов России - 25% всех коммерческих лесов - сертифи-
цированы), а также в отношении внедрения в управление лесами моделей
устойчивого лесопользования и снижения площадей «пионерных» рубок в
приоритетных экологических регионах (особенно в лесах Дальнего Востока
и юга Сибири). Продолжается начатый еще в 1990-х гг. процесс восстанов-
ления лесов на деградированных аграрных землях - залежах, сенокосах и
пастбищах в лесной зоне - на Русской равнине и в поясе «сниженных» из-за
воздействия выпаса субальпийских ландшафтов на Северном Кавказе, что в
целом дает рост покрытой лесом площади России.
4. Продолжился процесс восстановления степных ландшафтов и их продук-
тивности на отдельных участках пасквальной дигрессии и опустынивания в
районе Северного Прикаспия, «Черных земель» (Калмыкия) и некоторых
регионов юга Сибири и Забайкалья как результат совместного влияния
снижения пастбищных нагрузок и повышения уровня осадков. Но в целом
степной биом по-прежнему остается самым деградированным на территории
России.
5. Продолжено внедрение концепции «экосистемных услуг», которое на дан-
ном этапе было ассоциировано с сохранением ландшафтного разнообразия,
обеспечивающего их разнообразие и высокий объем. Наиболее яркие ре-
зультаты оценок экосистемных услуг получены в рамках реализации в Рос-
сии проекта ТЕЕВ (The Economics of Ecosystems and Biodiversity), а также в
работах Института проблем экологии и эволюции РАН, Института географии
РАН, Института лесоведения РАН и Научно-производственного объедине-
ния «Кадастр» (Ярославль). В соответствующих разделах Национального
доклада представлены примеры, иллюстрирующие роль различных биомов
и ландшафтов России как поставщиков экосистемных услуг и их интеграции
в региональное развитие.
6. Участие России в Киотском протоколе на завершающем этапе получило
позитивное развитие: в 2012 г. начались международные консультации по
Практические выводы, сделанные в связи с осуществлением Конвенции
95

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/