ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 4

 

 

Задача 11
К 2020 году не менее 17% районов суши
К 2020 году репрезентативная система
и внутренних вод и 10% прибрежных и
экологически связанных ООПТ сохраняет
морских районов, и в частности районов,
природное разнообразие, эффективно
имеющих особо важное значение для
управляется и занимает не менее 17%
сохранения биоразнообразия и обеспе-
суши и 10% акватории национальной
чения экосистемных услуг, сохраняются
юрисдикции.
за счет эффективного и справедливого
К 2020 году площадь природных террито-
управления, существования экологически
рий регулируемого природопользования,
репрезентативных и хорошо связанных
играющих ключевую роль в предоставле-
между собой систем охраняемых районов
нии экосистемных услуг, увеличивается
и применения других природоохранных
мер на порайонной основе и включения
их в более широкие ландшафты суши и
морские ландшафты
Задача 12
К 2020 году предотвращено исчезновение
К 2020 году система управления сохране-
известных угрожаемых видов, и статус их
нием редких и находящихся под угрозой
сохранности, и в частности видов, числен-
исчезновения видов животных, растений
ность которых более всего сокращается,
и грибов обеспечивает их устойчивое
улучшен и поддерживается
существование в естественной среде
Задача 13
К 2020 году поддерживается генети-
К 2020 году генетическое разнообразие
ческое разнообразие культивируемых
культивируемых растений, сельскохозяй-
растений, сельскохозяйственных и до-
ственных и домашних животных, их диких
машних животных и их диких родствен-
сородичей, включая другие ценные виды,
ников, включая другие ценные виды, с
сохранено и устойчиво используется, а
социально-экономической и культурной
генетическая эрозия сведена к минимуму.
точек зрения, и разработаны и осу-
Создана государственная система управ-
ществлены стратегии по минимизации
ления генетическими ресурсами и целост-
генетической эрозии и сохранению их
ная система земельно-хозяйственной
генетического разнообразия
деятельности для работы с агро-
экологическими системами, минимизируя
вредное воздействие хозяйственной
деятельности человека на генетическое
разнообразие сортов и пород и их диких
сородичей
Задача 14
К 2020 году восстановлены и охраняются
К 2020 году обеспечено сохранение
экосистемы, оказывающие важнейшие
экосистем, оказывающих важнейшие
услуги, включая услуги, связанные с во-
услуги для обеспечения жизни, здоровья
дой, и содействующие охране здоровья,
и благосостояния населения
жизнеобеспечению и благосостоянию, с
учетом потребностей женщин, коренных
и местных общин и бедных и уязвимых
слоев населения
48
Задача 15
К 2020 году повышена сопротивляемость
экосистем и увеличен вклад биоразно-
образия в накопление углерода благода-
ря сохранению и восстановлению приро-
ды, включая восстановление как мини-
мум 15% деградировавших экосистем,
что способствует смягчению изменения
климата и адаптации к нему и борьбе с
опустыниванием
Задача 16
К 2015 году Нагойский протокол регули-
Способствовать ратификации Нагойского
рования доступа к генетическим ресур-
протокола Российской Федерацией
сам и совместного использования на
справедливой и равной основе выгод от
Гармонизация национального законода-
их применения вступил в силу и функцио-
тельства в соответствии с выполнением
нирует в соответствии с национальным
обязательств Российской Федерации в
законодательством
рамках Нагойского протокола
Определить организационную структуру,
необходимую для осуществления Нагой-
ского протокола в Российской Федерации
Создать условия для эффективной реали-
зации Нагойского протокола на нацио-
нальном и региональном уровнях
Задача 17
К 2015 году каждая Сторона разработа-
ла и приняла в качестве политического
инструмента эффективную совместную и
обновленную национальную стратегию и
план действий по сохранению биоразно-
образия и приступила к их реализации
Задача 18
К 2020 году традиционные знания,
К 2020 году законодательство обеспечи-
нововведения и практика коренных и
вает ведение традиционного образа жиз-
местных общин, имеющие значение для
ни и устойчивое использование биораз-
сохранения и устойчивого использования
нообразия коренными малочисленными
биоразнообразия, и традиционное ис-
народами, включая учет традиционных
пользование ими биологических ресурсов
знаний при планировании и осуществле-
уважаются в соответствии с националь-
нии деятельности, связанной с использо-
ным законодательством и соответствую-
ванием и воздействием на биологические
щими международными обязательствами
ресурсы
и полностью включены в процесс осу-
ществления Конвенции и отражены в нем
при всемерном и эффективном участии
коренных и местных общин на всех соот-
ветствующих уровнях
Новые национальные задачи в области биоразнообразия
49
Задача 19
К 2020 году усовершенствованы, широко
совместно используются, передаются и
применяются знания, научная база и тех-
нологии, связанные с биоразнообразием,
его стоимостной ценностью и функцио-
нированием, его статусом и тенденциями
в этой области, а также с последствиями
его утраты
Задача 20
К 2020 году, но не позднее этого сро-
Реализация НСПДСБ финансируется не
ка, должна значительно расшириться,
менее 80%. Данное финансирование до-
по сравнению с текущими уровнями,
стигается за счет:
мобилизация финансовых ресурсов для
• увеличения сумм субвенций федераль-
эффективного осуществления Страте-
ного бюджета субъектам Российской
гического плана в области сохранения
Федерации на выполнение задач по осу-
и устойчивого использования биораз-
ществлению переданных им полномочий
нообразия на 2011-2020 годы из всех
по сохранению охотничье-промысловых и
источников и в соответствии с обоб-
редких видов;
щенным и согласованным процессом в
• благотворительного финансирования
рамках Стратегии мобилизации ресурсов.
мониторинга численности и природо-
Данная целевая задача будет подвер-
охранных программ по сохранению
гаться корректировке в зависимости от
«флаговых» видов крупнейшими
оценок потребностей в ресурсах, которые
природно-ресурсными компаниями;
будут разрабатываться и представляться
Сторонам
• международного финансирования (в пер-
вую очередь в рамках проектов Глобаль-
ного экологического фонда) и в рамках
программ и проектов неправительствен-
ных организаций
50
Процесс создания нового Национального
стратегического плана действий
по сохранению биоразнообразия
для превращения его в эффективный инструмент,
обеспечивающий учет тематики биоразнообразия
Новая Национальная стратегия и план действий по сохра-
нению биоразнообразия
(НСПДСБ) разрабатываются в
настоящее время параллельно с подготовкой 5-го Нацио-
нального доклада по сохранению биоразнообразия. Новая
НСПДСБ призвана заменить собой принятую в 2001 г. На-
циональную стратегию сохранения биоразнообразия России.
Организационно в процессе разработки новой НСПДСБ каждая из принятых
в Айти глобальных задач и соответствующих им национальных целевых задач
рассматривается специально созданной для данной задачи группой экспер-
тов, состоящей из ведущих специалистов. Результаты, выработанные в груп-
пах экспертов, размещаются на специально созданной странице в Интернете
для привлечения к обсуждению возможно широкого круга заинтересованных
лиц и неправительственных организаций. На основании получаемых коммен-
тариев национальные целевые задачи уточняются применительно к нацио-
нальным приоритетам и возможностям их реализации.
Основным отличием новой разрабатываемой НСПДСБ является формулиро-
вание скоординированных с глобальными задачами, принятыми в Айти, на-
циональных целевых задач и конкретных индикаторов для их достижения.
Процесс создания новой Национальной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия
51
Меры, принятые для осуществления
Конвенции, и их результаты
За прошедший период на уровне политических решений во-
просы охраны окружающей среды, в том числе сохранения
и устойчивого использования биоразнообразия, стали при-
обретать большее значение по сравнению с предыдущими
годами. Подтверждением этому стали проведенные в 2010
и 2011 гг. под председательством Президента Российской
Федерации два заседания президиума Государственного со-
вета, посвященные вопросам охраны окружающей среды.
2013 г. был объявлен Президентом Российской Федерации
Годом охраны окружающей среды. Одним из ключевых меро-
приятий Года охраны окружающей среды после 10-летнего
перерыва было проведение 2-4 декабря 2013 г. Всероссий-
ского съезда по охране природы.
В работе съезда приняли участие более трех тысяч участников, включая из-
бранных на конференциях в субъектах Российской Федерации делегатов,
представителей бизнес-сообщества, Российской академии наук, научных,
образовательных, общественных и иных организаций, представители Госу-
дарственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само-
управления. В рамках съезда проведены пленарные заседания, включающие
конференции «Текущее состояние: что изменилось за 10 лет» и «Экологи-
ческие аспекты региональной политики», а также заседания 22 круглых сто-
лов, в том числе рабочие сессии «Сохранение биологического и ландшафт-
ного разнообразия», «Экотуризм на карте России», панельная дискуссия
«Изменение климата: пути предотвращения, последствия, адаптация к по-
следствиям. Охрана озонового слоя», интеграционная сессия «Международ-
ное сотрудничество в области охраны окружающей среды: от слова к делу»,
панельная дискуссия «Зеленые стандарты», форсайт-сессия «Экономика и
природа: где деньги?», круглые столы «Охотничье хозяйство и сохранение
биоразнообразия»,
«Инвестиции в природу», «Русское географическое
общество и охрана окружающей среды». В рамках съезда проведены также
Всероссийское совещание «Экологические аспекты лесного планирования и
52
проектирования» и конференция «Экосистемные услуги» (с участием пред-
ставителей РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, представителей других науч-
ных организаций, WWF России). Участниками круглых столов подготовлены
резолюции, основные положения которых отражены в итоговой резолюции
IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, принятой пода-
вляющим большинством (93%) участников. В итоговую резолюцию съезда
включено предложение о создании федерального экологического совета в
качестве площадки для регулярных консультаций руководителей федераль-
ных и региональных органов государственной власти с целью реализации
скоординированной экологической политики, а также Декларация о внедре-
нии в Российской Федерации принципов «зеленой» экономики.
Важным политическим решением было утверждение в декабре 2012 г. Пре-
зидентом Российской Федерации государственного стратегического докумен-
та «Основы государственной политики в области экологического развития
Российской Федерации на период до 2030 года», определившего основные
направления деятельности в области охраны окружающей среды на долго-
срочную перспективу. В этом документе в числе других целей обозначено со-
хранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия
и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и буду-
щих поколений.
Правительством Российской Федерации в последние годы принят целый ряд
документов государственного долгосрочного стратегического планирования,
связанных с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия.
Основные их них - Основы государственной политики Российской Феде-
рации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
в Российской Федерации на период до 2030 года, Концепция развития осо-
бо охраняемых природных территорий федерального значения на период до
2020 года, Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезно-
вения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на пери-
од до 2030 года.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации для
реализации документов государственного стратегического планирования
на основе программно-целевого планирования в настоящее время приня-
ты государственные программы развития отдельных отраслей на период до
2020 г., которые наряду с планами реализации принятых стратегий и феде-
ральными целевыми программами решения межотраслевых проблем состав-
ляют системную основу деятельности государственных органов управления,
привязанную к бюджетному процессу. Важно, что такие государственные
программы приняты по отдельным секторам природопользования: лесному,
охотничьему, рыбному хозяйствам, базирующимся на устойчивом использо-
вании биологических ресурсов.
Меры, принятые для осуществления Конвенции, и их результаты
53
В вопросах совершенствования законодательного регулирования и норма-
тивной правовой базы в сфере сохранения и устойчивого использования био-
разнообразия России отмечаются две основные тенденции: с одной стороны,
совершенствование механизмов государственного контроля (надзора) и уси-
ление мер ответственности за нарушение законодательства в области охраны
окружающей среды, с другой - сохранение местообитаний объектов живот-
ного мира и создание условий для их воспроизводства.
В целях совершенствования механизмов государственного контроля (над-
зора) и усиления мер ответственности за нарушение законодательства в
области охраны окружающей среды в 2011 г. расширены полномочия го-
сударственных инспекторов, осуществляющих охрану особо охраняемых
природных территории (ООПТ), ужесточены наказания за нарушения за-
конодательства об ООПТ, что способствовало повышению эффективности
государственного надзора за соблюдением природоохранного законодатель-
ства на ООПТ федерального значения.
Ряд законодательных актов, принятых в период 2009-2014 гг., направлен на
повышение эффективности государственного надзора (контроля) в области
соблюдения законодательства о животном мире, охоты и сохранения охот-
ничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресур-
сов. Например, в целях борьбы с браконьерством предусмотрено наделение
работников охотпользователей правами по охране закрепленных охотничьих
угодий, в том числе по проверке у охотников разрешительных документов.
Усилена ответственность за незаконную добычу и оборот редких и находя-
щихся под угрозой исчезновения видов животных. В частности, установлена
исключительно уголовная ответственность за незаконную добычу и оборот
особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадле-
жащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или)
охраняемым международными договорами Российской Федерации (амурский
тигр, леопард, белый медведь, крупные виды соколообразных, осетровые
виды рыб и др.). Кроме того, для борьбы с контрабандой диких животных ис-
чезающие виды и пушнина включены в Перечень стратегически важных то-
варов и ресурсов, незаконное перемещение которых через государственную
границу также предусматривает уголовную ответственность.
Внесенные в 2014 г. изменения в Лесной кодекс Российской Федерации на-
правлены на решение проблемы с нелегальной заготовкой древесины в Рос-
сии и будут способствовать развитию экологически ответственных деловых
отношений в лесной отрасли, так как вся информация о движении древесины
будет учитываться и храниться в единой государственной автоматизирован-
ной информационной системе. Информационная система станет ключевым
элементом в системе профилактики незаконных рубок и обеспечении про-
зрачности рынка лесоматериалов.
54
Ликвидирован целый ряд противоречий между Федеральным законом «Об особо
охраняемых природных территориях» и гражданским, земельным, лесным зако-
нодательством. В частности, в целях совершенствования правового регулирова-
ния организации и функционирования ООПТ определено правовое положение
их дирекций, установлен порядок создания охранных зон ООПТ различных кате-
горий, возможность преобразования заповедников в национальные парки.
Решению задач по сохранению биологического разнообразия России служит
создание новых и расширение территорий действующих ООПТ, что позво-
ляет обеспечить сохранение биологического и ландшафтного разнообразия
значительных территорий и эффективное сохранение местообитаний редких
и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, а также
способствует развитию экосистемных услуг. Только в последние годы образо-
ваны новый государственный заповедник - «Утриш», национальные парки
- «Русская Арктика», «Сайлюгемский», «Онежское поморье», «Шантар-
ские острова», «Земля леопарда», «Беренгия», «Чикой», федеральные за-
казники - «Долина дзерена» и «Позарым», а также расширены территории
ряда существующих государственных заповедников и национальных парков.
В основном сформирована нормативная правовая база, регулирующая во-
просы охраны и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезно-
вения объектов животного и растительного мира. Разработаны и приняты
стратегии сохранения отдельных редких и находящихся под угрозой исчез-
новения объектов животного мира: амурского тигра, дальневосточного лео-
парда, снежного барса, белого медведя, зубра, сахалинской кабарги. Начата
реализация программы по восстановлению (реинтродукции) переднеазиат-
ского леопарда на Кавказе, осуществляются программы реинтродукции об-
ской популяции белого журавля-стерха, соколов-балобанов и сапсанов.
В 2013 г. в развитие норм Федерального закона «О рыболовстве и сохране-
нии водных биологических ресурсов» принят Федеральный закон «Об аква-
культуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодатель-
ные акты Российской Федерации», которым установлены правовые основы
регулирования в области аквакультуры (рыбоводства) с целью обеспечения
производства рыбной и иной продукции аквакультуры и сохранения водных
биологических ресурсов. Ликвидированы имевшиеся ранее пробелы в за-
конодательстве по возмещению ущерба водным биологическим ресурсам в
результате загрязнения морской среды нефтью и нефтепродуктами.
Законодательно установлена единая государственная собственность Россий-
ской Федерации на объекты животного мира, исключающая признание такой
собственности за субъектами Российской Федерации.
В составе единой системы государственного экологического мониторинга
создается подсистема государственного мониторинга объектов животного
Меры, принятые для осуществления Конвенции, и их результаты
55
мира, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их оби-
тания и государственного мониторинга водных биологических ресурсов, а
также определен порядок сбора и использования получаемой информации.
Совершенствование организационных механизмов сохранения и устойчивого
использования биоразнообразия осуществляется в рамках проводимой адми-
нистративной реформы системы государственного управления, направленной
на повышение эффективности и информационной открытости деятельности
органов исполнительной власти. В рамках реформы совершенствуются ме-
ханизмы государственного регулирования исполнения государственных функ-
ций и предоставления государственных услуг на всех уровнях государственной
власти. В рамках этой реформы также происходит оптимизация распределения
полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Так, для
обеспечения эффективного государственного управления в области охраны и
использования всех объектов животного мира и среды их обитания, включая
редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира,
полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов переданы из
Минсельхоза России и Россельхознадзора в Минприроды России и Роспри-
роднадзор. В настоящее время в системе Минприроды России сосредоточены
также полномочия в области охраны окружающей среды, включая управле-
ние особо охраняемыми природными территориями федерального значения,
лесного и водного хозяйств. В ведении Минсельхоза России, помимо вопро-
сов сельского хозяйства, находятся вопросы рыболовства и сохранения вод-
ных биологических ресурсов. Для обеспечения координации деятельности и
взаимодействия по отдельным направлениям создаются межведомственные
комиссии. Одними из наиболее значимых достижений реформы являются
создание при федеральных органах исполнительной власти общественных
советов для предварительного обсуждения разрабатываемых проектов и до-
кументов, в том числе по вопросам сохранения и устойчивого использования
биоразнообразия, а также формирование системы для раскрытия информа-
ции в сети Интернет, общественного обсуждения этих проектов и документов
и результатов путем создания единого интернет-ресурса. Кроме того, преду-
смотрено обязательное обобщение федеральными органами исполнительной
власти - разработчиками проектов нормативных правовых актов результатов
публичных консультаций по таким актам, а также обязанность федеральных
органов исполнительной власти по обеспечению доступа в сети Интернет к
открытым данным, содержащимся в информационных системах органов госу-
дарственной власти Российской Федерации.
Второе, что следует отметить, - то, что в настоящее время осуществление
основных полномочий в области охраны и использования животного мира и
среды его обитания, рыболовства на внутренних водных объектах, охоты и со-
хранения охотничьих ресурсов, водного и лесного хозяйства передано органам
государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом,
56
способствуя реализации одного из ключевых подходов Конвенции о биологиче-
ском разнообразии о необходимости децентрализации управления в этой сфе-
ре, необходимо, чтобы своевременные и адекватные управленческие решения
в территориальном плане были максимально приближены к месту возникнове-
ния проблем с сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия.
Обеспечение механизмов сотрудничества и повышение эффективности между-
народной деятельности Российской Федерации в сфере охраны окружающей
среды и сохранения биоразнообразия - неотъемлемая часть российской по-
литики. Помимо Конвенции о биологическом разнообразии, Россия является
также стороной целого ряда международных конвенций, протоколов и согла-
шений, в рамках которых осуществляется взаимодействие по вопросам био-
разнообразия. В их числе: Конвенция по охране и использованию трансгра-
ничных водотоков и международных озер; Конвенция по защите морской среды
района Балтийского моря; Конвенция по защите Черного моря от загрязнения;
Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря; Конвенция
по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов;
План действий ЮНЕП по охране, управлению и развитию морской и прибреж-
ной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана; Конвен-
ция ООН по борьбе с опустыниванием; Конвенция о международной торговле
видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения; Кон-
венция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным
образом в качестве местообитания водоплавающих птиц; Международная кон-
венция о регулировании китобойного промысла; Рамочная конвенция ООН об
изменении климата и Киотский протокол, а также ряд других соглашений.
Помимо этого развивается сотрудничество с рядом международных органи-
заций, в том числе: Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудниче-
ством, ЮНЕП, ЮНЕСКО, Организацией экономического сотрудничества
и развития, Арктическим советом, Экономической и социальной комиссией
ООН для Азии и Тихого океана и др.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и со-
хранения биоразнообразия активно развивается в рамках двустороннего
сотрудничества с более чем 20 странами на основе соответствующих меж-
правительственных и межведомственных соглашений. С целым рядом стран
на регулярной основе эффективно реализуются совместные программы со-
трудничества, осуществляется обмен специалистами с целью изучения наи-
лучших практик, действуют рабочие органы для координации такого сотруд-
ничества, проводятся мероприятия международного уровня.
Развивается также процесс международного информационного обмена и
участия России в международных проектах по приоритетным направлениям
в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопас-
ности, защиты природной среды, в том числе в Арктике.
Меры, принятые для осуществления Конвенции, и их результаты
57
Основой финансирования мероприятий по сохранению и устойчивому ис-
пользованию биоразнообразия является поступление средств на их выпол-
нение из государственного бюджета разного уровня. При этом бюджетные
источники финансирования являются системообразующими и в первую оче-
редь направлены на формирование и реализацию государственной политики и
нормативно-правовое регулирование в этой области, а также на обеспечение
государственного надзора и управления государственным имуществом, в том
числе финансирование функционирования и развития системы особо охра-
няемых природных территорий. Общие затраты на охрану окружающей среды
в Российской Федерации из всех источников финансирования (федеральный,
региональные, местные бюджеты, средства предприятий и др.) включают в
себя инвестиции в основной капитал и текущие затраты на охрану окружаю-
щей среды, затраты на капитальный ремонт основных фондов, затраты на со-
держание государственных природных заповедников и национальных парков,
охрану и воспроизводство диких животных, расходы на тушение лесных пожа-
ров, произошедших в результате человеческой деятельности, и прочие затра-
ты. В некоторых регионах отмечается рост расходов на охрану природы, в том
числе и на сохранение биоразнообразия, однако на муниципальном уровне
финансирование охраны природы по-прежнему невелико, так как основные
налоговые поступления, в том числе и платежи по экологическим статьям,
идут в федеральный и региональные бюджеты.
Сравнивая инвестиции, выделяемые на выполнение мероприятий по сохра-
нению биоразнообразия за отчетный период времени, следует отметить, что
они возросли в части охраны и рационального использования лесных ресур-
сов, охраны и воспроизводства рыбных запасов, организации заповедников
и других природоохранных территорий. Вместе с тем значительно снизились
инвестиции в охрану и воспроизводство диких зверей и птиц (рис. 23).
Рис. 23. Инвестиции в основной капитал, направленные на сохранение биоразнообразия
(по данным формы государственной статистической отчетности Российской Федерации)
350 000
323 994
298 097
300 000
250 000
209 253
200 000
2010 год
136 490
145 583 148 898
2013 год
150 000
100 000
40 720
50 000
14 020
0
Охрана и воспроизводство
Организация заповедников
рыбных ресурсов
и других природоохранных
территорий
58
В связи с переходом на программно-целевые методы бюджетирования основные
расходы федерального бюджета в настоящее время планируются в рамках долго-
срочных (до 2020 г.) государственных программ. Состав и объем работ, а также
объем их финансирования за счет средств федерального бюджета определяются
при подготовке мероприятий, обеспечивающих реализацию соответствующей
государственной программы, в пределах бюджетных ассигнований, предусма-
триваемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в
федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Рядом государственных программ (например, федеральной целевой програм-
мой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской
природной территории на 2012-2020 годы») предусматривается софинанси-
рование осуществления мероприятий за счет средств субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. Другими государ-
ственными документами (например, Концепцией развития системы особо охра-
няемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года)
предусматривается также привлечение средств в виде иностранных грантов,
благотворительных пожертвований и средств, получаемых соответствующими
федеральными государственными бюджетными учреждениями (в том числе за-
поведниками и национальными парками) от приносящей доход уставной дея-
тельности. Так, в 2013 г. на законодательном уровне предусмотрено взимание
платы за посещение физическими лицами территорий государственных при-
родных заповедников в целях познавательного туризма, а также территорий на-
циональных парков (за исключением участков, расположенных в границах на-
селенных пунктов) в целях туризма и отдыха. В то же время получаемые доходы
передаются не дирекциям ООПТ, а в бюджеты различных уровней.
В свою очередь, в рамках механизмов софинансирования расходов субъектам
Российской Федерации и органам местного самоуправления из федерального
бюджета выделяются субсидии, а также субвенции для финансирования их
расходов, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации
на этих территориях.
Глобальным экологическим фондом был поддержан и финансируется ряд
проектных предложений Минприроды России. Часть из них перешла в ак-
тивную фазу реализации.
Результаты, достигнутые в области положительного
изменения биоразнообразия в стране
Наиболее важные результаты изменения биоразнообразия изложены в
разделе «Основные изменения в статусе и тенденциях в области биоразно-
образия». Среди примеров положительных изменений в области сохранения
биоразнообразия выделим:
Меры, принятые для осуществления Конвенции, и их результаты
59
Вопросы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия
включены в основные документы государственного планирования.
Созданы новые заповедники - «Кологривский лес» (2006), «Утриш»
(2010), национальные парки - «Калевальский» (2006), «Анюйский»,
«Удэгейская легенда» и «Зов тигра» (2007), «Русская Арктика» (2009),
«Сайлюгемский» (2010), «Земля леопарда» (2012), «Онежское
Поморье» (2013), «Берингия» (2013), «Шантарские острова» (2013),
заказники - «Долина дзерена» и «Пузарым» (2011).
Относительно стабильной остается площадь лесов Российской
Федерации.
Численность основных видов охотничьих ресурсов либо остается
стабильной, либо растет.
Численность амурского тигра стабилизировалась и составляет
428-502 особи, численность дальневосточного леопарда увеличилась
в 1,5 раза и составляет 48-50 особей, численность зубра в российских
вольно живущих группировках составляет 450 особей.
Разработаны и осуществляются стратегии сохранения отдельных
редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов
животного мира: зубра (2002), снежного барса (2002),
сахалинской кабарги (2008), белого медведя (2010),
амурского тигра (2010), дальневосточного леопарда (2013).
Начата реализация программ по восстановлению и реинтродукции
прочих редких видов (переднеазиатский леопард).
Ужесточено наказание за незаконную охоту и торговлю особо ценными
видами животных (алтайский горный баран, амурский тигр, белый
медведь, леопард, зубр, сайгак и снежный барс, балобан, беркут,
кречет, сапсан, несколько видов осетров и сахалинский таймень).
60
Препятствия, мешающие осуществлению мер по выполнению
обязательств Конвенции о биологическом разнообразии
В целом можно отметить, что действующее законодательство Российской
Федерации и система государственного управления в области охраны окру-
жающей среды в основном позволяют решать возникающие проблемы в
области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в соот-
ветствии с национальными приоритетами и возможностями их реализации.
Можно также отметить прогресс в учете вопросов качества окружающей
среды и биоразнообразия в рамках принимаемых государственных программ
и стратегий долгосрочного развития отдельных отраслей экономики, в пер-
вую очередь, связанных с биологическим природопользованием, а также по-
ложительные тенденции развития законодательства в этой области.
Однако сохраняется достаточное количество неурегулированных вопросов и
препятствий, мешающих осуществлению мер по охране окружающей среды
и сохранению биоразнообразия. Одним из следствий недостаточного государ-
ственного надзора в сфере охраны и использования биоресурсов стала их не-
легальная эксплуатация. Объемы нелегальной добычи леса, ценных видов рыб
и морских биоресурсов иногда сопоставимы с легальными. Сохраняется рост
нарушений законодательства и недостаточная эффективность государственно-
го надзора за его соблюдением. Кроме того, сохраняется необходимость обе-
спечения большей открытости деятельности органов государственной власти,
а также широкого участия общественности в обсуждении вопросов, касаю-
щихся охраны окружающей среды и сохранения биоразнообразия.
Необходимо принятие федерального закона, регулирующего вопросы ми-
нимизации негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию
экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной дея-
тельностью, а также разработка программы по реализации этого вида дея-
тельности.
Законодательство в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов требу-
ет усовершенствования в части установления существенных условий поль-
зования охотничьими ресурсами.
Сохраняются проблемы в системе управления особо охраняемыми природ-
ными территориями. Необходимо укрепление охраны и развития системы
ООПТ федерального, регионального и местного значения в строгом соот-
ветствии с их целевым предназначением, инспекторского состава регио-
нальных ООПТ. Кроме того, необходима дальнейшая проработка механиз-
мов финансирования деятельности ООПТ, в том числе из внебюджетных
источников. Одним из механизмов финансовой поддержки государственных
бюджетных учреждений, управляющих ООПТ, могло бы стать введение
специальных льгот в сфере налогообложения их деятельности.
Меры, принятые для осуществления Конвенции, и их результаты
61
В связи с принятием в 2013 г. Федерального закона, которым закреплена
возможность преобразования государственных заповедников в националь-
ные парки, требуется разработка предельно четких критериев такого пре-
образования, а также открытость деятельности государственных органов
по этому вопросу и обеспечение участия общественности в принятии таких
решений.
Не разработаны законодательные нормы и порядок организации морских
особо охраняемых природных территорий, а также в необходимом объеме -
программы комплексного управления прибрежными зонами.
Кроме того, необходимо усиление образовательной и просветительской дея-
тельности по формированию в обществе понимания важности роли биораз-
нообразия для развития и необходимости бережного отношения к природе.
62
Учет и включение вопросов биоразнообразия
в ведомственные и межведомственные
стратегии, программы, планы развития
Со времени подготовки 4-го Национального доклада о вы-
полнении обязательств Российской Федерации по Конвенции
о биологическом разнообразии в России достигнуты значи-
тельные результаты в области сохранения и устойчивого
использования биоразнообразия, при этом вопросы сохране-
ния биоразнообразия, охраны окружающей природной среды
все более учитываются и даже становятся одними из клю-
чевых в принимаемых политикообразующих документах.
Основными приоритетами национальной безопасности,
наряду с национальной обороной, государственной и обще-
ственной безопасностью, признаны сохранение окружающей
природной среды и обеспечение экологической безопасности.
Продолжается эффективная реализация государственных
стратегических и программных документов, направленных
на повышение благосостояния российских граждан, нацио-
нальной безопасности, динамичного развития российской
экономики. В основных государственных стратегических и
программных документах социально-экономического разви-
тия России обеспечение экологической безопасности опре-
делено одним из целевых ориентиров достижения высокого
уровня экономического и социального развития, а улучшение
качества окружающей среды и экологических условий жизни
человека - одним из результатов социального и экономиче-
ского развития.
Приняты Основы государственной политики в области экологического раз-
вития Российской Федерации на период до 2030 года и План действий по
их реализации, согласно которым стратегической целью государственной
экологической политики является сохранение благоприятной окружаю-
щей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов. При этом
приоритетность сохранения естественных экологических систем, природ-
ных ландшафтов и природных комплексов, а также охрана, воспроизводство
63
Учет и включение вопросов биоразнообразия в ведомственные и межведомственные стратегии, программы

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/