ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 7

 

 

включению углеродоемких экосистем, обладающих высокими способностя-
ми к аккумуляции и долголетнему удержанию углерода (болот, тундр и сте-
пей) в пакет «посткиотских соглашений» Конвенции по изменениям клима-
та, что позволит получить дополнительный экономический стимул и новые
финансовые механизмы сохранения этих ландшафтов, прежде всего наибо-
лее угрожаемого биома - степей.
7. Отмечается стабилизация и рост численности многих видов животных, в
том числе ранее входящих в федеральную и региональные Красные книги
(амурский тигр, дальневосточный леопард, бобр, рысь, белогрудый медведь,
сурок, кабарга, сибирский горный баран, серна, тетерев и др.). Устойчивый
рост численности характерен для основных видов охотничьих ресурсов, что
позволяет говорить об устойчивом использовании ресурсов биоразнообра-
зия в охотничьем хозяйстве Российской Федерации и о перспективах разви-
тия охотничьего туризма - национального и международного.
8. За отмеченный период в Красной книге Российской Федерации сокраще-
но около 50 позиций редких растений и животных, ряд видов улучшил свой
статус. Созданы и реализуются национальные стратегии и программы по со-
хранению отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов
животных (белый медведь, амурский тигр, дальневосточный и переднеазиат-
ский леопарды, снежный барс, зубр, сахалинская кабарга, белый журавль-
стерх, балобан, сапсан).
9. Завершилась программа Союза охраны птиц России (начатая еще в 1994 г.),
целью которой было выявление, мониторинг и организация охраны террито-
рий и акваторий, имеющих важнейшее значение для птиц. В итоге к 2014 г. вы-
явлено более 1100 ключевых орнитологических территорий России (КОТР),
в том числе более 700, имеющих международное значение. Россия достигла
определенных успехов в обеспечении охраны мигрирующих птиц на всем пути
их миграции и гнездования.
10. Существенно увеличились внимание и финансирование программ по со-
хранению биоразнообразия со стороны крупных НПО, например, можно вы-
делить ежегодные гранты Русского географического общества (РГО), имею-
щего отделения во всех 85 субъектах Российской Федерации, по поддержке
отдельных особо охраняемых природных территорий, сохранению редких ви-
дов, привлечению молодежи к охране природы, популяризации знаний в обла-
сти сохранения биоразнообразия, по поддержке специальных познавательных
каналов ТВ. Так, в последние 5 лет в РГО финансируется специальная про-
грамма «Сохранение редких видов», где среди приоритетов - изучение, мони-
торинг численности и местообитаний и сохранение таких видов животных, как
амурский тигр, дальневосточный леопард, снежный барс, белый медведь, бе-
луха, лошадь Пржевальского. В 2012 г. в РГО восстановлена Постоянная при-
родоохранительная комиссия, в которую вошли представители профильных
96
министерств и ведомств, Российской академии наук, ведущих университетов и
практики охраны природы. Главным приоритетом деятельности Комиссии ста-
ла поддержка действий по сохранению биоразнообразия страны.
11. В период после 2010 г. в Российской академии наук реализовывались не-
сколько крупных программ фундаментальных исследований, в том числе про-
грамма Президиума РАН «Биоразнообразие и динамика генофондов» (с под-
программой «Биоразнообразие: инвентаризация, функции, сохранение»). В
них были задействованы сотни исследовательских коллективов, десятки ин-
ститутов, созданы крупные базы данных, в том числе база данных по экспер-
там в области «живых систем» (для связей фундаментальных исследований
по биоразнообразию с бизнесом - http://biobase.biorf.ru/). К этому времени
приурочены публикации крупных монографий и статей, посвященных про-
блемам сохранения биоразнообразия России (см. список источников инфор-
мации к Национальному докладу).
12. Существенно выросла за последние 5 лет активность ГЭФ в реализации
на территории Российской Федерации проектов по сохранению биоразнообра-
зия, особенно при участи ПРООН. В этот период успешно завершена реали-
зация проектов по сохранению биоразнообразия полуострова Таймыр и водно-
болотных угодий Нижней Волги, начата реализация проектов по сохранению
биоразнообразия в энергетическом секторе, в степной зоне России и в Россий-
ской Арктике («Арктическая повестка»). Наиболее значимые конкретные ре-
зультаты по практическим действиям в области сохранения биоразнообразия
в 2010-2014 гг. в России получены именно в рамках данных проектов ГЭФ,
часть которых реализуется с привлечением особо охраняемых природных тер-
риторий федерального значения - заповедников и национальных парков.
Среди областей деятельности, в которых за рассматриваемый период не до-
стигнуто результатов и в которых встречены трудности, выделим следующие:
1. Для ландшафтов России, несмотря на некоторое снижение темпов роста
производства в последние годы, в целом отмечается рост «экологическо-
го следа» (на 2012 г. - около 4,4 глобальных гектаров, почти 2/3 которых
составляет «углеродный след»), хотя, по данным Всемирного фонда дикой
природы (Стратегия Всемирного фонда…, 2013), биологическая емкость тер-
ритории Российской Федерации (около 5 глобальных гектаров) пока не пре-
вышена. Но если рассматривать «экологический след» дифференцированно
по типам ландшафтов, то выделяются группы ландшафтов, для которых био-
логическая емкость среды уже превышена (степи, лесостепь и широколи-
ственные леса Русской равнины, фрагменты средиземноморских ландшаф-
тов Западного Кавказа, предгорья и низкогорья Северного Кавказа и др.).
Кроме того, несмотря на избыточность ресурсов пресных вод в стране и оби-
Практические выводы, сделанные в связи с осуществлением Конвенции
97
лия пресноводных водоемов - озер, рек и водохранилищ - в России сохра-
няются относительно высокие показатели «водного экологического следа»
(безвозвратных потерь). Остановить или снизить темпы роста «экологиче-
ского следа» в России за последние годы не удалось.
2. В рассматриваемый период среди новых законодательных актов можно
выделить федеральные законы - о рыболовстве, об охоте, об аквакультуре,
новый закон об особо охраняемых природных территориях, новый Лесной ко-
декс и др. В то же время экологическое законодательство требует системного
реформирования и совершенствования. Не решен вопрос о присоединении к
ряду конвенций и соглашений, в первую очередь, о доступе к экологической ин-
формации (Орхусская), об оценке воздействия на окружающую среду в транс-
граничном контексте и Протоколу по стратегической экологической оценке.
3. Наиболее уязвимые в отношении сохранения биоразнообразия биомы ле-
состепи и степи в последние годы испытывают высокие антропогенные на-
грузки: в производство вовлекаются ранее не используемые участки степей,
существенно сократилось поступление на поля органических удобрений (за
счет снижения поголовья скота). Сохраняется угроза нарушения климато-
регулирующей функции природных степей, прежде всего, за счет снижения
запасов углерода в черноземных почвах в виде гумуса и органоминераль-
ных соединений, а также за счет поступления в атмосферу дополнительных
объемов парниковых газов, по разным оценкам, способных даже превысить
к 2015-2020 гг. суммарную промышленную эмиссию С-СО2 России.
4. За годы, прошедшие после подготовки 4-го Национального доклада, зна-
чительно вырос поток туристов на особо охраняемых природных террито-
риях, прежде всего, гор юга России. Здесь начали формироваться крупные
спортивно-туристические кластеры, что в перспективе должно снизить про-
мышленные нагрузки на горные ландшафты и приоритетно развивать здесь
туризм и рекреацию, но одновременно эти действия увеличивают риск раз-
рушения экосистем и биоразнообразия за счет фрагментации местообитаний
и роста фактора беспокойства. В связи с изменением законодательства об
особо охраняемых природных территориях и ориентации многих из них на
развитие туризма и рекреации есть угроза разрушения экосистем части ранее
охраняемых природных территорий за счет строительства объектов туристи-
ческой инфраструктуры и роста рекреационных нагрузок.
5. После вступления России в ВТО существенно выросли риски и угрозы ро-
ста биотических инвазий на территорию Российской Федерации, риски рас-
пространения ГМО и ГМ-культур, нарушений в области охраны интеллек-
туальной собственности в отношении использования генетических ресурсов.
Необходимо продолжение оценки возможных экологических последствий
вступления России в ВТО и влияния процесса либерализации торговли на
сохранение биоразнообразия.
98
6. Для отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов и по-
пуляций статус сохранности достиг критического состояния (сайгак, кулик-
лопатень и др.). В некоторых случаях требуются срочные меры по спасению
вида на национальном и международном уровнях. В отношении сохранения
мигрирующих видов морских млекопитающих, сайгака, дзерена, некоторых
видов водоплавающих птиц, хищных птиц сохранялись трудности реализа-
ции планов - за рассматриваемый период не удалось остановить снижение
численности их отдельных популяций, сохранились угрозы трансформации
местообитаний на пути миграций.
7. Ранее принятые планы создания новых национальных парков и заповедни-
ков выполнены на 60-70%, не созданы включенные в федеральные планы и
схемы территориального развития регионов заповедники Ингерманландский
(Ленинградская область), Шульган-Таш (Республика Башкортостан), наци-
ональный парк «Хибины» (Мурманская область) и др. Число региональных
охраняемых природных территорий в отдельных регионах значительно сокра-
тилось. Восстановление трансформированных экосистем идет медленнее,
чем прирост их площадей, что приводит к увеличению площади нарушенных
ландшафтов, особенно в зоне тундр и тайги.
8. Существенных улучшений в сохранении разнообразия домашних животных
и культурных растений, достижений селекции за рассматриваемый период не
наблюдается. Реестр селекционных достижений не изменился. Специальные
программы по сохранению редких пород домашних животных и культурных
растений Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Рос-
сийской академией наук реализуются в недостаточном объеме.
9. Не удалось организовать централизованную систему мониторинга био-
тических инвазий. Несмотря на то что по этому направлению проводится
большая работа по координации исследований (Институт проблем эколо-
гии и эволюции РАН, Институт географии РАН, Зоологический институт
РАН, Институт океанологии РАН, Институт биологии внутренних вод РАН
и др.), опубликованы крупные научные сводки (см. список источников ин-
формации к Национальному докладу), проведены международные конфе-
ренции и действует специальный веб-сайт на www.sevin.ru, сохраняются
определенные трудности - в части взаимодействия с государственными
органами власти по контролю инвазий, ограничение списка карантинных
видов, слабый контроль за инвазиями гидробионтов и в частной торговле
растениями и животными.
Выделим наиболее важные проблемы и неустраненные препятствия, со-
храняющиеся или возникшие в последние годы в связи с выполнением
обязательств по КБР в России.
Практические выводы, сделанные в связи с осуществлением Конвенции
99
Главное препятствие носит институциональный характер. Многие трудности
в сохранении биоразнообразия в последние годы связаны с тем, что государ-
ственное управление в области сохранения биоразнообразия существенно
сокращено. Нет таковых подразделений и в Минсельхозе России, в Росры-
боловстве, Рослесхозе. Отдельные специалисты решают проблемы управле-
ния сохранением биоразнообразия в стране параллельно с решением других
вопросов государственного управления, что резко снижает эффективность
действий в данной области.
Ряд переданных субъектам Российской Федерации функций по управлению
сохранением и устойчивым использованием биоразнообразия не подкреплены
необходимым объемом целевого финансирования и не обеспечены соответ-
ствующими специалистами. В регионах нет практики деятельности благотво-
рительных фондов для поддержки сохранения биоразнообразия, а бизнес не-
охотно идет на финансирование специальных программ по биоразнообразию.
По-прежнему важными проблемами на федеральном и региональном уров-
нях остается высокий уровень браконьерства и переэксплуатация биоресур-
сов, что связано с недостаточной эффективностью государственного надзора
в этой области и слабой практикой правоприменения в выполнении феде-
рального и регионального законодательства в области биоразнообразия.
Сохраняется снижение интереса населения России в целом к проблемам
охраны природы. Это показывают результаты социологических опросов,
приоритеты послешкольного образования и динамика зрительского внима-
ния к каналам ТВ о живой природе. В стратегиях регионального развития
субъектов Российской Федерации в списках приоритетов позиции о сохра-
нении биоразнообразия либо отсутствуют, либо занимают последние места в
связи с декларациями по сохранению природы региона, развитию туризма и
экологическому воспитанию.
Для России остается важной проблемой (для страны в целом и ее отдель-
ных регионов) организация мониторинга биоразнообразия. Ведение государ-
ственных лесного, охотхозяйственного и рыбохозяйственного реестров, госу-
дарственный мониторинг промысловой фауны носят ведомственный характер
и в значительной степени имеют ресурсную направленность. Эффективность
ведения федеральной и региональных Красных книг (изменения состава за
10 лет, выявление видов и популяций с разным трендом численности) недо-
статочна и часто зависит от наличия экспертов по отдельным группам живот-
ных и растений, их уровня и квалификации, а также средств для проведения
специальных единовременных исследований в отдаленных регионах России
(например, по всей Арктике в случае с учетами численности белого медведя,
моржа или белухи). В итоге заключение о состоянии многих видов животных
и растений России и их местообитаний, включая возможные тенденции из-
менений, возможно получить в основном путем экспертных оценок.
100
Несмотря на более чем 10-летний опыт внедрения экономических и финан-
совых механизмов в практику сохранения биоразнообразия и рекомендаций
Всемирного саммита Рио+20 по «зеленой» экономике, наблюдается отста-
вание в использовании экономических оценок и концепции экосистемных
услуг в охране живой природы. Достижения в экологических и экономиче-
ских исследованиях пока слабо востребованы практикой охраны природы,
редко используются экономические показатели в оценках последствий для
биоразнообразия реализации крупных хозяйственных проектов. «Позелене-
ние» экономики России идет медленными темпами.
Научная поддержка мер по сохранению биоразнообразия России остается
недостаточной. Государственный заказ так и не начал формироваться в этой
практической сфере, программы по финансированию научного сопровождения
реализации КБР и других экологических конвенции в России не сформирова-
ны, а научные focal-point пока еще функционируют недостаточно активно.
В соответствии с выявленными важными проблемами и неустраненными
препятствиями, сохраняющимися в последние годы в связи с выполнени-
ем Россией обязательств по КБР, можно выделить следующие приоритеты
и дальнейшие меры по сохранению биоразнообразия в стране:
„ повышение эффективности государственного управления в области со-
хранения и устойчивого использования биоразнообразия, в том числе на
федеральном и региональном уровнях;
„ изучение новых и новаторских механизмов финансирования на всех уровнях
с целью повышения объемов финансирования данной области, укрепле-
ние национальных возможностей использования ресурсов и мобилизация
внутренних финансовых ресурсов через развитие экономических инстру-
ментов в области сохранения и устойчивого использования биоразнообра-
зия, вовлечение в область сохранения биоразнообразия бизнеса, а также
развитие разных форм партнерства государства, бизнеса, науки и обще-
ственности;
„ завершение подготовки обновленной Национальной стратегии по сохра-
нению биоразнообразия с учетом Стратегических целей Десятилетия био-
разнообразия ООН 2011-2020 гг. и Стратегического плана действий ЕС
по биоразнообразию на 2011-2020 гг. в соответствии со Стратегическим
планом в области сохранения и устойчивого использования биоразно-
образия на 2011-2020 годы и целевыми задачами по сохранению и устой-
чивому использованию биоразнообразия, принятыми в Айти;
„ снижение темпов сокращения численности популяций видов, у которых
отмечается ухудшение положения, а также темпов разрушения их место-
обитаний;
Практические
выводы, сделанные в связи с осуществлением Конвенции
101
„ обеспечение устойчивого использования ресурсов биоразнообразия в
природно-ресурсных отраслях - сельском, охотничьем, рыбном, лесном
хозяйствах;
„ усиление борьбы с браконьерством и переэксплуатацией биоресурсов,
повышение эффективности государственного надзора и совершенствова-
ние правоприменения в этой области;
„ развитие экологического образования и воспитания в области сохранения
и устойчивого использования биоразнообразия, формирование интереса
населения к проблемам охраны живой природы;
„ формирование эффективной системы мониторинга состояния биоразно-
образия страны на всех уровнях его проявления, повышение качества ин-
формации в этой области;
„ расширение практики использования экономических оценок и концепции
экосистемных услуг в охране живой природы, экономических показателей
в оценках последствий для биоразнообразия реализации крупных хозяй-
ственных проектов;
„ содействие в организации программы финансирования научного сопрово-
ждения реализации КБР и других экологических конвенций, осуществле-
нии координации, анализа и синтеза на федеральном уровне материалов
мониторинга и исследований в области биоразнообразия;
„ рассмотрение возможности формирования государственного национально-
го центра по проблемам сохранения и устойчивого использования биоразно-
образия, который мог бы осуществлять аналитические и координационные
функции по всем вопросам, вытекающим из Конвенции о биологическом
разнообразии и Стратегического плана Конвенции на 2011-2020 годы, и
официального единого веб-портала, где пользователи могли бы получать
всю необходимую по данной проблематике информацию.
102
Исполнительное резюме
В период после подготовки последнего 4-го Национального
доклада в Российской Федерации произошли существенные
изменения в политике, социально-экономическом развитии и
в решении экологических проблем. В последнее десятилетие в
России усилился процесс децентрализации управления сохра-
нением биоразнообразия и территориальной охраной приро-
ды, более широкое развитие получили инициативы в субъек-
тах Российской Федерации.
Среди областей деятельности, в которых были достигнуты успехи в сохране-
нии биоразнообразия, можно выделить:
„ Принятие некоторых важных основополагающих стратегических докумен-
тов, обеспечивающих дальнейшее позитивное развитие сохранения био-
разнообразия России и выполнения ею обязательств по Конвенции о био-
логическом разнообразии (например, Основы государственной политики
в области экологического развития Российской Федерации на период до
2030 года (2012), Основы государственной политики в области исполь-
зования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федера-
ции на период до 2030 года (2013), Концепция развития системы особо
охраняемых природных территорий федерального значения на период до
2020 года (2011), Стратегия сохранения редких и находящихся под угро-
зой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Феде-
рации на период до 2030 года (2014) и др.).
„ Создание новых охраняемых территорий: государственного заповедника
«Утриш» (2010); национальных парков «Русская Арктика» (2009), «Сай-
люгемский» (2010), «Земля леопарда» (2012), «Онежское Поморье», «Бе-
рингия» и «Шантарские острова» (2013); федеральных заказников «До-
лина дзерена» и «Позарым» (2011). Реализация программы формирования
«Изумрудной сети» (the Emerald Network) в европейской части России -
выделение сети территорий особого природоохранного значения, формируе-
мой в рамках Конвенции об охране дикой фауны и флоры и природных сред
обитания в Европе (Бернская конвенция), - всего 740 территорий.
„ Создание новых участков природного наследия ЮНЕСКО - «Плато Путо-
рана» (2010) и «Ленские столбы» (2012). Подготовлены и находятся в ста-
дии подготовки номинации по 5 объектам природного наследия ЮНЕСКО.
Исполнительное
резюме
103
„ Достижение существенного прогресса в сертификации лесов России по
стандартам Лесного попечительского совета (в 2013 г. более 30 млн га -
25% коммерческих лесов сертифицированы).
„ Продолжение внедрения концепции «экосистемных услуг» в практику
охраны природы. Наиболее яркие результаты оценок экосистемных услуг
получены в рамках реализации в России проекта ТЕЕВ (The Economics of
Ecosystems and Biodiversity). В соответствующих разделах Национального
доклада представлены некоторые его результаты.
„ Начало в 2012 г. по инициативе Российской Федерации международных
консультаций по включению углеродоемких экосистем (болот, тундр и сте-
пей), обладающих способностями к аккумуляции и долголетнему удержа-
нию углерода, в пакет «посткиотских соглашений» Рамочной конвенции
по изменению климата (РКИК ООН).
„ Рост численности (восстановление) многих видов животных, в том числе
ранее входящих в федеральную и региональные Красные книги (амурский
тигр, дальневосточный леопард, бобр, рысь, белогрудый медведь, сурок,
кабарга, сибирский горный баран, серна, тетерев и др.).
„ За отмеченный период в Красной книге Российской Федерации сокращено
около 50 позиций растений и животных, ряд видов улучшил свой статус.
Созданы и реализуются национальные стратегии по сохранению редких
видов (белый медведь, амурский тигр и др.).
„ Реализуется начатая еще в 1994 г. программа Союза охраны птиц России
(выявление мест обитания, мониторинг и организация охраны территорий
и акваторий, имеющих важнейшее значение для птиц). На 2014 г. выяв-
лено более 1100 ключевых орнитологических территорий России, в том
числе более 700, имеющих международное значение.
„ Существенно увеличились внимание к программам по сохранению био-
разнообразия и их финансирование со стороны крупных НПО. Например,
можно выделить ежегодные гранты Русского географического общества,
имеющего отделения в 85 субъектах Российской Федерации, по поддерж-
ке отдельных особо охраняемых природных территорий, сохранению ред-
ких видов, привлечению молодежи к охране природы, популяризации зна-
ний в области сохранения биоразнообразия, по поддержке специальных
познавательных каналов ТВ.
„ В период после 2010 г. в Российской академии наук реализовывались не-
сколько крупных программ фундаментальных исследований, в том числе
программа Президиума РАН «Биоразнообразие и динамика генофондов»
с подпрограммой «Биоразнообразие: инвентаризация, функции, сохране-
ние» (см. список источников информации к Национальному докладу).
104
„ Существенно выросла за последние 5 лет активность ГЭФ и ПРООН в
реализации на территории Российской Федерации проектов по сохране-
нию биоразнообразия.
К сожалению, в рассматриваемый период по ряду обязательств не достигнуто
результатов и сохранились трудности их достижения:
„ в России, несмотря на некоторое снижение темпов роста производства
в последние годы, в целом отмечается рост «экологического следа» (на
2012 г. - около 4,4 глобальных гектаров, почти 2/3 которых составляет
«углеродный след»);
„ экологическое законодательство в Российской Федерации требует си-
стемного реформирования и совершенствования. Не решен вопрос о при-
соединении к ряду конвенций и соглашений, в первую очередь, о доступе к
экологической информации (Орхусская), об оценке воздействия на окру-
жающую среду в трансграничном контексте и Протоколу по стратегиче-
ской экологической оценке;
„ по-прежнему наиболее уязвимые в отношении сохранения биоразнообра-
зия биомы лесостепи и степи в последние годы испытывают высокие на-
грузки аграрного использования, сохраняется угроза нарушения климато-
регулирующей функции природных степей;
„ за годы, прошедшие после подготовки 4-го Национального доклада, зна-
чительно вырос поток туристов на охраняемых природных территориях,
прежде всего, в горах юга России, что увеличивает риск разрушения эко-
систем и биоразнообразия за счет фрагментации местообитаний и роста
фактора беспокойства;
„ после вступления Российской Федерации в ВТО существенно выросли
риски и угрозы роста биотических инвазий на территорию страны, риски
распространения ГМО и ГМ-культур, нарушений в области охраны ин-
теллектуальной собственности в отношении использования генетических
ресурсов;
„ для некоторых редких видов и популяций фауны России статус сохранно-
сти достиг критического состояния (сайгак, кулик-лопатень и др.), требу-
ются срочные меры по спасению видов на национальном и международном
уровнях;
„ планы создания новых национальных парков и заповедников выполнены
на 60-70%, не созданы ранее входящие в планы и схемы территориаль-
ного развития регионов заповедники Ингерманландский, Шульган-Таш,
национальный парк «Хибины» и др. Число региональных охраняемых при-
родных территорий в отдельных субъектах Российской Федерации сокра-
тилось;
Исполнительное
резюме
105
„ существенных улучшений в сохранении разнообразия домашних живот-
ных и культурных растений, достижений селекции за рассматриваемый
период не наблюдалось. Например, в отношении растений Российский
государственный реестр селекционных достижений включает лишь 2,5%
декоративных культур, выращиваемых в Европе (по сортам - 6-9%);
„ не удалось организовать централизованную систему мониторинга биоти-
ческих инвазий. В выполнении обязательств по данной статье КБР встре-
чены определенные трудности - взаимодействие с государственными
органами власти по контролю инвазий, ограничение списка карантинных
видов, слабый контроль за инвазиями гидробионтов и в частной торговле
растениями и животными.
Значение биоразнообразия для страны
С момента представления 4-го Национального доклада существенных изме-
нений в значении биоразнообразия и экосистемных услуг для населения Рос-
сии не отмечено. В структуре валовой добавленной стоимости России доля
отраслей, связанных с использованием биологической продукции, ресурсов
биоразнообразия и природных экосистем, составила около 4%, из них сель-
ское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 3,8%, рыболовство, рыбовод-
ство - 0,2%. Вместе с тем развитие указанных отраслей, базирующихся на
сохранении и устойчивом использовании биоразнообразия, будет в перспек-
тиве играть все возрастающую роль не только в экономике страны, но и в
экологической и социальной сферах.
Российская Федерация занимает 1/8 часть суши планеты - большую часть
площади внетропической Евразии. Несмотря на то что по показателям видо-
вого разнообразия страна существенно уступает многим странам, располо-
женным в тропическом и субтропическом поясе, ее ландшафтное разнообра-
зие - одно из самых высоких в мире. При этом более 60% площади России
представлено девственными и слабонарушенными ландшафтами, сохраняю-
щими в первозданном виде местообитания растений и животных. Внедрение
концепции биоразнообразия в практику охраны природы России помогло
методологически усилить обоснование развития в стране территориальной
охраны - создание эффективной и репрезентативной сети особо охраняемых
природных территорий разных категорий и статуса.
В настоящем докладе рассмотрено значение для экономики и населения
страны трех групп экосистемных услуг, аналогичных выделенным в Нацио-
нальной стратегии сохранения биоразнообразия России (2001) группам жиз-
необеспечивающих функций биологического разнообразия, а именно: про-
дукционных, средообразующих и информационных, включая эстетические
(см. рис. 1-8).
106
Сток углерода в управляемые леса России после 2000 г. колеблется от 160
до 190 Мт С/год.
Наибольший вклад в процесс депонирования углерода вносят леса, что связа-
но не только с их преобладанием по площади, но и современным состоянием,
так как современный лесной покров европейской части России в значительной
степени состоит из вторичных лесов разных стадий восстановления. Заметный
сток углерода характерен для болот, где при скорости депонирования углеро-
да в 1,5 т C/га в год в целом торфяные болота депонируют 210 Мт C в год. В
расчете на единицу площади наиболее активно углерод поглощают заброшен-
ные степные и лесные пашни, которые поглощают 43 Мт С в год. Суммарный
среднемноголетний потенциал стока углерода с долговременной фиксацией в
степных экосистемах оценивается в 75 Мт С в год. В целом же продуктивность
степных экосистем в умеренном поясе оценивается в 7-10 т С/га в год. Тер-
ритория России в целом является нетто-стоком углерода (см. рис. 3).
В растительном покрове лесов запасы углерода составляют 49,4 Гт C. Торфя-
ные болота занимают площадь более 140 млн га и депонируют 33,6-67,2 Гт C.
Степи, луга и их антропогенные модификации на черноземных почвах, вклю-
чая залежи и пастбища, занимают более 220 млн га. Суммарный запас для
степного биома в России можно оценить в 35 Гт C. При площади тундр около
280 млн га (16% от территории страны) их суммарный запас С оценивается
в
28,6 Гт С. Наибольшие запасы углерода сосредоточены в Западной Си-
бири, а также в зонах распространения мерзлоты и на степных территориях
(см. рис. 4).
В Национальном докладе представлены некоторые материалы, иллюстри-
рующие роль различных ландшафтов как поставщиков экосистемных услуг
(см. табл.1-3). Российская Федерация в отношении реализации задач КБР
при сохранении ландшафтного и биологического разнообразия сталкивается
с острой проблемой соотношения глобальных, национальных и региональ-
ных (локальных) интересов при пользовании экосистемными услугами и за-
тратами на их поддержание. Так, 80-90% объема экосистемных услуг особо
охраняемых природных территорий составляют глобальные экосистемные
услуги (и в денежном, и натуральном выражении) - регуляция климата, ста-
билизация глобального баланса углерода и пр. На долю локальных экоси-
стемных услуг (например, продукционных, поддержания локального сообще-
ства) приходится всего 2-3% их объема.
Значение экосистемных услуг в социально-экономическом развитии регионов
России определяется на современном этапе главным образом биопродукци-
онными качествами ландшафта (см. табл. 4). В последние десятилетия дис-
танционными (через вегетационный индекс NDVI) и наземными измерениями
(учеты фитомассы, измерение годичных колец деревьев) выявляется замет-
ный тренд роста показателей первичной продукции ландшафтов России.
Исполнительное
резюме
107
Основные изменения в статусе и тенденциях в области
биоразнообразия
На территории Российской Федерации, по данным РАН, фауна позвоночных
насчитывает 1513 видов: 320 видов млекопитающих, 732 вида птиц, 80 видов
пресмыкающихся, 29 видов земноводных, 343 вида пресноводных рыб, 9 видов
круглоротых. Кроме того, в морях, омывающих Россию, встречается 1500 ви-
дов морских рыб. Фауна беспозвоночных насчитывает более 100 тыс. видов.
По данным Государственного доклада о состоянии и охране окружающей сре-
ды Российской Федерации в 2012 году, под угрозой исчезновения находится:
беспозвоночные - 0,1%, растения - 5%, рыбы и круглоротые - 7%, птицы
- 17%, млекопитающие - 20%, пресмыкающиеся - 28%, земноводные -
30%.
Достигнуты определенные положительные достижения в стабилизации и
увеличении ряда таких видов. В их числе:
„ численность амурского тигра стабилизировалась и составляет
428-
502 особи. На Дальнем Востоке - в Приморском крае и южной части Ха-
баровского края - в настоящее время обитает 95% всей популяции амур-
ского тигра. Общая площадь ареала амурского тигра в России составляет
180 тыс. км2. На долю ООПТ в границах ареала амурского тигра прихо-
дится около 36 тыс. км2, то есть около 20% площади ареала, в том числе
10% - на ООПТ федерального значения;
„ по данным учета 2013 г., численность дальневосточного леопарда уве-
личилась в 1,5 раза и составляет 48-50 особей. Общая площадь ООПТ
федерального и регионального значения в местах обитания леопарда со-
ставляет 3060 км2. Таким образом, под особой охраной находится около
80% площади его ареала. Существенно ограничено ведение охотничьего
хозяйства в охранной зоне национального парка «Земля леопарда» пло-
щадью 820 км2;
„ началась реализация Программы по восстановлению (реинтродукции)
переднеазиатского леопарда на Кавказе. В пределах исторического ареа-
ла подготовлены места для выпуска этого вида в природу, сформировано
маточное поголовье в Центре разведения и реабилитации леопарда Со-
чинского национального парка, получено первое потомство (8 котят), идет
подготовка котят к самостоятельной жизни в дикой природе;
„ численность зубра в российских вольно живущих группировках достигла
почти 450 особей. В рамках Стратегии восстановления зубра в России в
лесах европейской части с нуля созданы 8 группировок зубра. Перспек-
тива создания стабильной популяции действительно стала реальной.
Группировки Орловской, Калужской, частично - Брянской областей уже
108
расширились настолько, что в настоящее время объединены в популяцию
численностью более 300 особей;
„ восстановлены вольные популяции чистокровного зубра на Кавказе, прак-
тически уничтоженного в конце 1990-х гг. Численность зубра в двух груп-
пировках (в Северной Осетии и Карачаево-Черкесии) достигла 90 особей;
„ проведена успешная реинтродукция исчезнувшего в России вида гусе-
образных - канадской казарки на островах Курильской гряды.
По данным государственного мониторинга, состояние видов охотничьих ре-
сурсов в Российской Федерации в основном стабильно (см. табл. 6), для ряда
видов наблюдается положительная динамика. Этому способствуют и рацио-
нальные, научно обоснованные нормы добычи животных, а также регулярно
проводимая борьба с браконьерством.
По данным Рослесхоза, площадь земель, покрытых лесом, за период 2011-
2013 гг. несколько сократилась - с 46,62 до 46,5%, а также сократилась
площадь ценных лесов от общей территории страны. Вместе с тем за этот
же период времени выросли площади защитных лесов, лесов, расположен-
ные на особо охраняемых природных территориях и в водоохранных зонах
(см. табл. 7). Лесные пожары остаются главным фактором гибели лесов в
Российской Федерации, на долю которых приходится немногим менее двух
третей уничтожения площадей, покрытых лесом (см. табл. 8).
Негативные тренды в трансформации ландшафтного
разнообразия России, отмеченные в Национальном докладе
На суше:
„ усиление фрагментации горно-тундровых ландшафтов в центральных рай-
онах Кольского полуострова, на полярном Урале;
„ усиление фрагментации ландшафтов тундр и лесотундры в районах нефте-
и газодобычи Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского авто-
номных округов;
„ усиление фрагментации и расширение площади гарей и вырубок по все-
му ареалу таежных ландшафтов, примыкающих к освоенным районам и
транспортным магистралям, особенно на юге Сибири и Дальнего Вос-
тока;
„ трансформация традиционного агроландшафта средней и южной тайги и
смешанных лесов за счет продолжения процесса забрасывания пашни и
восстановления на ее месте леса;
Исполнительное
резюме
109
„ продолжение процессов «островизации» и минимизации размеров сохра-
нившихся степных ландшафтов за счет возвращения высоких уровней рас-
пашки земель, травяных пожаров;
„ резкое изменение структуры традиционных агроландшафтов среднегорий
и высокогорий Кавказа из-за упадка сельского хозяйства, снижения по-
головья скота, прекращения распашки земель.
На море:
„ деградация подводных ландшафтов Азовского моря, в первую очередь
района Керченского пролива, и прибрежных акваторий Черного моря за
счет загрязнения, инвазий чужеродных видов, антропогенного изменения
направленности прибрежных течений и трансформации речного стока рек
Западного Кавказа, в том числе р. Мзымта;
„ усиление риска деградации мелководных ландшафтов дельты Волги и Се-
верного Каспия в результате действий по стимулированию роста добычи
газа и нефти и развития транспортных структур;
„ повышение риска трансформации подводных ландшафтов (загрязнение,
повышение мутности воды, шельфов Баренцева и Печорского морей, Об-
ской и Тазовской губ) в районах разведки и обустройства месторождений
углеводородов и роста активности морского транспорта;
„ сохранение риска трансформации подводных ландшафтов прибрежных
зон Охотского моря в районе освоения месторождений углеводородов на
о. Сахалин;
„ сохранение угрозы деградации мелководных ландшафтов Балтийского
моря, в первую очередь, в районах Куршского залива, перспективных по
добыче нефти.
Среди прямых и опосредованных угроз биоразнообразию России в на-
стоящем Национальном докладе выделены следующие, расположенные в
соответствии с выявлением приоритетов:
1. Разрушение местообитаний животных и растений в процессе освоения
новых регионов (например, месторождений нефти и газа в Арктической
зоне).
2. Фрагментация ландшафтов и «островизация» природных экосистем,
особенно тундр и лесотундры в районах нефте- и газодобычи. Эти угрозы
существенно усилились в последние годы за счет освоения новых место-
рождений, формирования густой инфраструктуры по транспортировке
110
углеводородов, строительства железных и автомобильных дорог и нере-
гламентированного движения гусеничного транспорта.
3. Трансформация традиционного агроландшафта средней и южной тай-
ги, лесостепи, смешанных лесов за счет процесса забрасывания пашни,
сенокосов и пастбищ и восстановления на их месте леса, увеличение пло-
щади мелколесья с низким уровнем биоразнообразия и низкими кормо-
выми качествами для мигрирующих животных.
4. Угроза трансформации аборигенного биоразнообразия за счет ин-
вазий чужеродных видов. Эта угроза сохраняется для подводных ланд-
шафтов Азовского, Черного и Каспийского морей, бассейна реки Волги
и каскада ее водохранилищ. В некоторых заповедниках России в составе
фауны млекопитающих чужеродные виды составляют 20-25%.
5. Угрозы биоразнообразию, связанные с высоким уровнем браконьерства
и переэксплуатацией биологических ресурсов. Отмечается рост числа
случаев браконьерства. Кроме того, будущее некоторых групп биоразно-
образия Российской Федерации (осетровые, сиговые и некоторые популя-
ции лососевых рыб, дальневосточных крабов, глухаря, горных копытных,
тигра, леопарда, снежного барса и др.) связано в основном с борьбой с бра-
коньерством, снижением безработицы и бедности в депрессивных районах.
6. Угрозы лесному биоразнообразию в связи с лесными пожарами и дру-
гими антропогенными воздействиями, повреждениями вредными ор-
ганизмами и болезнями леса особенно остры для регионов севера евро-
пейской части России, где представлены уникальные крупные массивы
девственных лесов, юга Сибири и Дальнего Востока.
Влияние изменений биоразнообразия на экосистемные
услуги и их социально-экономические и культурные
последствия
Основные угрозы для биоразнообразия и экосистемных услуг, определенные
в 4-м Национальном докладе, сохранятся в ближайшей перспективе. В до-
кладе (см. табл. 9) дан анализ происходящих и прогнозируемых изменений
биоразнообразия и экосистемных услуг. Для прогноза возможных будущих
изменений в области сохранения и использования биоразнообразия и их
последствий в Национальном докладе представлена матрица долгосрочных
изменений, охватывающая основные биомы Российской Федерации и вы-
являемые природно-антропогенные (изменения климата) и антропогенные
тренды (см. табл. 10). Среди прогнозов последствий мегапроектов, которые
могут ухудшить ситуацию с сохранением отдельных групп биоразнообразия и
биомов, выделены:
Исполнительное
резюме
111

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/