четвертых педагогических чтениях в секции «Обучение и воспитание
глухих» работали три подсекции: «Обучение и воспитание в школах для
глухих детей», «Психологические вопросы обучения и воспитания глухих
детей», «Вопросы устной речи и акупедии». Кроме того, работала секция по
обучению взрослых глухих и секция по обучению и воспитанию
слабослышащих детей.
Учителя, воспитатели и руководители школ для глухих и слабослышащих
делились своим опытом и получали квалифицированные консультации
ученых-сурдопедагогов. Посредством педагогических чтений закреплялась
связь исследований по проблемам сурдопедагогики со школой, ее
практическими нуждами и потребностями.
Этим же целям служили и сессии Института дефектологии,
проводившиеся начиная с 1956 года один раз в четыре года. К 1979 году
было проведено восемь таких сессий. Каждая из них означала определенный
этап развития специальной педагогики и школы. На этих сессиях
заслушивались не только доклады сотрудников Института дефектологии, но
и других смежных институтов и учреждений, дефектологических
факультетов, медицинских учреждений, работников системы социального
обеспечения и др. В работе сессий принимали участие специалисты из стран
социалистического содружества. Значительное место в программе сессий
занимали проблемы теории сурдопедагогики, методики обучения и
воспитания глухих и слабослышащих, обучения взрослых глухих, проблемы
сурдопсихологии.
Педагогические чтения и научные сессии благотворно влияли на развитие
сурдопедагогической теории и практики, объединяя усилия ученых-
исследователей и творчески работающих учителей для практического
решения задач обучения и воспитания глухих и слабослышащих.
Вся работа ученых и учителей, равно как и деятельность органов
народного образования, была подчинена одной общей и главной цели —
обеспечить полноценное обучение, воспитание и развитие всех страдающих
недостатками слуха детей. Эта цель указывалась и в решениях директивных
органов, направленных на улучшение обслуживания детей с недостатками
слуха, на совершенствование педагогического процесса в специальной
школе.
Наиболее важным достижением советской сурдопедагогики
рассматриваемого периода было создание таких условий, при которых
практически все дети, страдающие недостатком слуха, могут получать в
специальной школе полное среднее образование. Решая эту невиданную по
своим масштабам задачу, советская сурдопедагогика добивается огромных
успехов. Главные из них связаны с деятельностью Научно-
исследовательского института дефектологии АПН СССР. Институт
теснейшим образом связывает свою исследовательскую работу с работой
базовых школ. Он осуществляет научное руководство всей системой
дефектологических учреждений в СССР.
Проводимые в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН
265