ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 34

 

  Главная      Учебники - Разные     ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - 1984 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34 

 

 

 

ИСТОРИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ (А.Г. Басова) - часть 34

 

 

четвертых   педагогических   чтениях   в   секции   «Обучение   и   воспитание
глухих»   работали   три   подсекции:   «Обучение   и   воспитание   в   школах   для
глухих   детей»,   «Психологические   вопросы   обучения   и   воспитания   глухих
детей», «Вопросы устной речи и акупедии». Кроме того, работала секция по
обучению   взрослых   глухих   и   секция   по   обучению   и   воспитанию
слабослышащих детей.

Учителя, воспитатели и руководители школ для глухих и слабослышащих

делились   своим   опытом   и   получали   квалифицированные   консультации
ученых-сурдопедагогов.   Посредством   педагогических   чтений   закреплялась
связь   исследований   по   проблемам   сурдопедагогики   со   школой,   ее
практическими нуждами и потребностями.

Этим   же   целям   служили   и   сессии   Института   дефектологии,

проводившиеся начиная с 1956 года один раз в четыре года. К 1979 году
было проведено восемь таких сессий. Каждая из них означала определенный
этап   развития   специальной   педагогики   и   школы.   На   этих   сессиях
заслушивались не только доклады сотрудников Института дефектологии, но
и   других   смежных   институтов   и   учреждений,   дефектологических
факультетов,   медицинских   учреждений,   работников   системы   социального
обеспечения и др. В работе сессий принимали участие специалисты из стран
социалистического   содружества.   Значительное   место   в   программе   сессий
занимали   проблемы   теории   сурдопедагогики,   методики   обучения   и
воспитания глухих и слабослышащих, обучения взрослых глухих, проблемы
сурдопсихологии.

Педагогические чтения и научные сессии благотворно влияли на развитие

сурдопедагогической   теории   и   практики,   объединяя   усилия   ученых-
исследователей   и   творчески   работающих   учителей   для   практического
решения задач обучения и воспитания глухих и слабослышащих.

Вся   работа   ученых   и   учителей,   равно   как   и   деятельность   органов

народного   образования,   была   подчинена   одной   общей   и   главной   цели   —
обеспечить полноценное обучение, воспитание и развитие всех страдающих
недостатками слуха детей. Эта цель указывалась и в решениях директивных
органов, направленных на улучшение обслуживания детей с недостатками
слуха,   на   совершенствование   педагогического   процесса   в   специальной
школе.

Наиболее   важным   достижением   советской   сурдопедагогики

рассматриваемого   периода   было   создание   таких   условий,   при   которых
практически   все   дети,   страдающие   недостатком   слуха,   могут   получать   в
специальной школе полное среднее образование. Решая эту невиданную по
своим масштабам задачу, советская сурдопедагогика добивается  огромных
успехов.   Главные   из   них   связаны   с   деятельностью   Научно-
исследовательского   института   дефектологии   АПН   СССР.   Институт
теснейшим   образом   связывает   свою   исследовательскую   работу   с   работой
базовых   школ.   Он   осуществляет   научное   руководство   всей   системой
дефектологических учреждений в СССР.

Проводимые в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН

265

СССР исследования по проблемам обучения и воспитания аномальных детей,
в   частности   детей   с   недостатками   слуха,   привлекают   внимание   многих
иностранных ученых и специалистов. Советские дефектологи — активные
участники   международных   конгрессов,   семинаров,   симпозиумов.   На   них
советские   сурдопедагоги   выступают   с   содержательными   докладами   по
вопросам   обучения   и   воспитания   детей   с   отклонениями   в   развитии.
Международные связи советских дефектологов из года в год расширяются.
Проводимые   Научно-исследовательским   институтом   дефектологии   АНН
СССР   каждые   три-четыре   года   научные   конференции   привлекают   много
иностранных   специалистов,   в   особенности   из   стран   социалистического
содружества.   Советская   дефектология,   в   том   числе   и   советская
сурдопедагогика, пользуется заслуженным авторитетом среди дефектологов
всего мира. Журнал «Дефектология» пользуется большой популярностью и в
других   странах   мира.   Труды   советских   сурдопедагогов   переводятся   на
многие иностранные языки.

В   настоящее   время   советская   система   учреждений   для   детей   с

недостатками слуха продолжает совершенствоваться. Обучение детей в этих
учреждениях бесплатное и обязательное. Таких успехов не знает ни одна из
капиталистических стран.

В начале 1975 года приказом министра просвещения СССР определялась

система мер по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и
обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития. Этот
приказ не только обеспечил улучшение материальных условий проведения
учебно-воспитательной   работы   в   специальных   школах,   но   и   определил
перспективы   дальнейшего   развития   всей   системы   обучения   и   воспитания
глухих   и   слабослышащих,   перспективы   дальнейшего   развития   научных
исследований в этой области педагогики.

Научные   и   практические   достижения   советской   сурдопедагогики

последнего   времени   являются   убедительным   свидетельством   гуманизма
общества развитого социализма и реального воплощения в жизнь ленинского
учения о коммунистическом воспитании подрастающих поколении.

Вопросы

1.   Какие   постановления   и   другие   документы   ЦК   КПСС   и   Советского

правительства   определяли   развитие   системы   народного   образования,
общеобразовательной   школы   и   характер   деятельности   советских   ученых-
сурдопедагогов в рассмотренный период?

2.   Над   какими   проблемами   работали   ученые-сурдопедагоги   в

рассмотренный период для повышения эффективности обучения учащихся с
недостатками слуха, речи?

3.   Каково   значение   деятельности   А.   И.   Дьячкова,   Р.   М.   Боскис,   С.   А.

Зыкова, Ф. Ф. Pay, Ж. И. Шиф и других советских ученых-дефектологов?

4.   Какое   влияние   оказывал   и   оказывает   Научно-исследовательский

институт   дефектологии   АПН   СССР   на   развитие   специального   обучения
глухих и слабослышащих?

266

284
5. Какую роль в развитии теории и практики сурдопедагогики играли и

играют педагогические чтения?

6.   Какие   задачи   стоят   перед   теорией   и   практикой   обучения   глухих   и

слабослышащих в свете приказа министра просвещения 1975 года?

Глава 20

Воспитание и обучение детей

с недостатками слуха в других социалистических странах

Развитие   стран   социализма   характеризуется   грандиозными   успехами   в

создании   новой,   социалистической   экономики   и   культуры,   подъемом
образовательного уровня народных масс. Огромное значение для развития
социалистических   стран   имеет   опыт   Советского   Союза,   вступившего   в
период развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму.

В основе системы народного образования стран социализма лежат общие

закономерности,   свойственные   всей   социалистической   системе,   которые
проявляются в каждой стране в соответствии с ее историей, сложившимися
традициями, национальными особенностями.

В социалистических странах утвердились такие принципы организации

системы   просвещения,   как   государственный   характер   школы,   светскость
образования,   единство   школьной   системы,   равное   право   всех   граждан   на
образование,   всеобщее   и   обязательное   бесплатное   образование   на   родном
языке.

Решающим   условием,   обеспечивающим   фактическое   право   на

образование, являются огромные ассигнования на просвещение и большой
рост школьного строительства.

Цель   учебно-воспитательной   работы   школы   —   формирование

всесторонне   образованного,   политически   сознательного   и   активного
гражданина — строителя социализма и коммунизма.

В   социалистических   странах   право   граждан   на   образование

гарантировано   конституциями   и   законами   об   осуществлении   всеобщего
обязательного   бесплатного   обучения.   Школа   полностью   находится   на
государственном обеспечении и отделена от церкви.

Школы   для   детей   с   недостатками   слуха   в   социалистических   странах

являются частью общей системы народного образования. Они находятся на
государственном   обеспечении,   что   создает   необходимую   материальную
основу для непрерывного совершенствования сурдопедагогической практики
и научных исследований в области дефектологии.

Остановимся   на   системе   народного   образования   в   отдельных

социалистических странах.

В Народной Республике Болгарии в 70-х годах имелось восемь школ для

глухих. Большинство из них было открыто в послевоенные годы. Наличие

267

такого числа школ позволяет осуществлять в республике всеобщее обучение
глухих детей.

Глухие дети в НРБ обучаются в специальной школе в течение восьми лет.

В   г.   Гарна   Ореховице   осуществляется   профессиональное   обучение
выпускников школ глухих. Срок такого обучения — два года. В 60-х годах в
Софии   были   открыты   четырехгодичные   курсы   для   молодежи,
заканчивающей специальную восьмилетнюю школу. На этих курсах юноши
и девушки получают знания в объеме неполной средней школы. Для глухих
детей   дошкольного   возраста   имеются   детские   сады.   Созданы
реабилитационные центры, которые проводят и отбор детей с недостатками
слуха в специальные школы. Для взрослых глухих создан производственный
кооператив. Союз глухих издает газету «Тишина».

Как   неоднократно   отмечали   сами   болгарские   сурдопедагоги,

принципиальные положения советской сурдопедагогической теории и опыт
советской   специальной   школы   оказали   огромную   помощь   в   преодолении
распространенных ранее в Болгарии идеалистических взглядов на проблемы
обучения и воспитания глухих.

Учебно-воспитательная работа в современных школах для глухих в НРБ

строится на научных основах. Главное внимание в них обращено на развитие
речи   учащихся   и   их   трудовое   обучение.   В   школах   для   глухих   и
слабослышащих   используется   остаточный   слух   учащихся.   Это   позволяет
осуществлять   дифференцированный   подход   к   учащимся   в   процессе   их
обучения   и   воспитания   в   специальной   школе.   В   системе   учреждений   для
детей с недостатками слуха в НРБ имеется и школа для глухих олигофренов.

В   процессе   строительства   социализма   в   Венгерской   Народной

Республике   были   охвачены   специальным   обучением   все   глухие   дети.
Будапешт   является   главным   центром   научных   исследований   в   области
сурдопедагогики и подготовки специалистов-сурдопедагогов.

Обучение в школах для глухих делится на несколько  этапов.
На первом этапе осуществляется преодоление немоты глухих учащихся.

Первый этап длится два года (первый и второй приготовительные классы).
Первостепенное значение в приготовительных классах придается занятиям
по   технике   речи.   Такая   работа   начинает   проводиться   уже   в   специальных
детских   садах.   В   детских   садах   много   внимания   уделяется   «вызыванию»
голоса и правильной постановке дыхания.

Второй этап обучения длится четыре года (I—IV классы). На этом этапе

значительное   внимание   продолжает   уделяться   развитию   речи   глухих
учащихся.   Кроме   того,   учащиеся   начинают   заниматься   географией,
рисованием, физкультурой.

Третий этап тоже длится четыре года (V—VIII  классы). В этих классах

учащиеся получают систематическую подготовку по венгерскому языку. Они
изучают   историю   своей   страны,   конституцию,   географию,   естествознание,
физику, химию, математику.

Школы   для   глухих   детей   являются   лечебно-педагогическими

учреждениями.

268

В ВНР издается журнал «Дьодь педагогики» («Специальная педагогика»).
В 60-х годах в Германской Демократической Республике было восемь

школ для глухих детей. В них учащиеся получали общеобразовательную и
профессиональную подготовку. Уже в это время имелась сеть специальных
молодежных профессиональных школ. В них глухие овладевали различными
профессиями:   зубопротезирование,   швейное,   столярное,   ткацкое
производство, малярное дело и др. Кроме того, глухие учащиеся получали
подготовку по разным видам сельскохозяйственного труда.

В   настоящее   время   в   ГДР   все   глухие   дети   охвачены   воспитанием   и

обучением   с   четырехлетнего   возраста   в   специальных   учреждениях.   По
достижении шестилетнего возраста они переходят в  I  класс. В школе дети
учатся в течение десяти лет.

По   окончании   школы   выпускники   направляются   в   профессиональные

технические школы с двух- или четырехгодичным сроком обучения.

В   ГДР   Обществом   глухих   издается   журнал   «Немецкий   глухой».

Значительную роль в развитии дефектологической науки играет специальный
журнал «Зондершуле» («Специальная школа»).

Дефектологи   ГДР   проявляют   все   больший   интерес   к   достижениям

советской системы обучения глухих и слабослышащих.

В Корейской Народно-Демократической Республике за годы народной

власти   была   создана   система   специально   организованного   воспитания   и
обучения   глухих   детей.   Уже   в   1960   году   в   КНДР   было   десять   школ   для
глухих.   В   КНДР   успешно   осуществляется   государственное   обязательное
обучение детей с недостатками слуха.

В Республике Куба  до революции были единичные небольшие частные

школы   для   глухих.   За   годы   социалистического   строительства   на   Кубе
создано восемь прекрасно оборудованных специальных школ-интернатов, в
которых глухие дети находятся на полном государственном обеспечении.

В Польской Народной Республике за годы народной власти развернута

широкая сеть учреждений для глухих и слабослышащих детей школьного и
дошкольного возраста с общим количеством учащихся 4578.

Перед поступлением в школу осуществляется психолого-медицинское и

аудиологическое   обследование   детей   в   пяти   специально   организованных
научных   центрах.   В   них   используются   новейшие   методы
сурдопедагогических   исследований.   В   этих   научных   центрах   работают
квалифицированные   специалисты   (психолог,   аудиолог,   психоневролог,
сурдопедагог   и   т.   д.).   Как   правило,   эти   центры   находятся   на   территории
школ.

Научные   исследования   в   области   сурдопедагогики   тесно   связаны   с

практической деятельностью специальных школ. Научные работники входят
в состав специальных комиссий, которые ведут наблюдения за физическим
развитием детей, состоянием их здоровья, в частности органов слуха. Под
руководством   членов   этих   комиссий   определяются   уровень
интеллектуального и речевого развития детей и особенности их характера.
Результаты обследования учитываются при приеме детей в школу.

269

Во   всех   учебных   заведениях   для   детей   с   недостатками   слуха

используются   слуховые   аппараты   индивидуального   и   коллективного
пользования.

В   Институте   специальной   педагогики   (Варшава)   разрабатываются

вопросы   обучения   и   воспитания   детей   с   недостатками   слуха.   В   этом
институте   ведется   подготовка   учителей   для   специальных   школ.   Институт
издает журнал «Специальная школа».

В ПНР существует Союз глухих. Этот союз располагает семьюдесятью

клубами,   в   которых   проводится   разнообразная   культурно-просветительная
работа среди взрослых глухих.

В 1959 году начал выходить журнал «Свет глухих».
В Социалистической Республике Румынии  за годы  народной власти

осуществлено   всеобщее   обучение   глухих.   Дошкольным   воспитанием
охвачена значительная часть глухих детей.

В   школе   для   глухих   учащиеся   обучаются   в   течение   десяти   лет.

Выпускники   школ   продолжают   обучение   в   профессионально-технических
училищах.

Взрослые глухие имеют свой союз. Этот союз издает газету.
Успешно   решаются   проблемы   сурдопедагогики   в   Чехословацкой

Социалистической Республике. В 70-х годах в ЧССР было одиннадцать школ
и восемь дошкольных учреждений для глухих детей, а также пять школ и два
детских   сада   для   слабослышащих   детей.   Уже   к   этому   времени   в   ЧССР
практически   была   решена   проблема   раннего   дифференцированного
воспитания и обучения детей с недостатками слуха. Основными центрами
разработки теории сурдопедагогики и подготовки дефектологических кадров
являются   Прага   и   Братислава.   В   ЧССР   издается   журнал   «Отазки
дефектологии» («Вопросы дефектологии»).

В   Социалистической   Федеративной   Республике   Югославии  в   1960

году   было   создано   два   типа   школ   для   глухих:   с   десяти-   и   восьмилетним
сроком   обучения.   В   стране   имеются   профшколы   с   трехгодичным   сроком
обучения.   К   середине   60-х   годов   в   СФРЮ   было   шестнадцать
общеобразовательных   и   двенадцать   профессиональных   школ   для   глухих.
Кроме   того,   было   семьдесят   специальных   классов   при   массовых
общеобразовательных   школах   и   двенадцать   специальных   классов   при
профессиональных   школах.   В   СФРЮ   начинает   развиваться   дошкольное
воспитание глухих.

При крупных школах для глухих имеются классы для слабослышащих

детей,   но   специальных   программ   для   них   нет.   Для   неграмотных   глухих-
переростков   созданы   специальные   курсы   ликвидации   неграмотности.   На
этих курсах учащиеся обучаются до шестнадцати лет, а затем включаются в
работу на производстве.

Кадры   учителей   для   специальной   школы   готовятся   в   Высшей

дефектологической   школе   Белграда,   которая   была   открыта   в   1962  году,   в
Высшей дефектологической школе Загреба, основанной в 1963 году, а также
в   Высшей   дефектологической   школе   в   Любляне.   В   Белградской   и

270

Люблянской школах срок обучения — два года, а в Загребской школе —
четыре года. Загребская школа готовит руководителей специальных школ.

Научно-исследовательская   сурдопедагогическая   работа   ведется   в

созданном в 1951 году в Загребе Центре по восстановлению слуха у глухих,
которым   руководит   Общество   глухих.   В   последние   годы   в   Центре   по
восстановлению слуха П. Губерина и его сотрудники разработали систему и
методы   использования   остатков   слуха.   Занятия   по   югославской   системе   с
детьми,   имеющими   недостатки   слуха,   дают   положительные   результаты.
Подобные центры были организованы и в других странах Западной Европы.
В их создании непосредственное участие принимал П. Губерина.

Во всех социалистических странах достигнут значительный прогресс в

развитии теории и практики обучения и воспитания детей с недостатками
слуха.

В настоящее время в социалистических странах открываются все более

широкие возможности для дальнейшего совершенствования этой работы.

В   тех   социалистических   странах,   где   еще   не   решена   проблема

дифференцированного обучения глухих и слабослышащих и их дошкольного
воспитания,   ведется   работа,   направленная   на   ее   решение.   В
социалистических   странах   продолжается   работа   по   дальнейшему
укреплению   материальной   базы   специальных   школ,   совершенствованию
учебников,   учебных   пособий,   дидактических   материалов.   Школы
оборудуются все более совершенной акустической аппаратурой.

Советский Союз оказывает социалистическим странам большую помощь

в   решении   теоретических   и   практических   вопросов   сурдопедагогики.
Советские ученые-дефектологи часто выезжают в социалистические страны
для   оказания   непосредственной   помощи   в   решении   проблем   обучения   и
воспитания   детей   с   недостатками   слуха.   Ряд   научных   исследований
выполнен   дефектологами   социалистических   стран   под   руководством
советских   ученых.   На   дефектологических   факультетах   высших   учебных
заведений Советского Союза учится много студентов из социалистических
стран.   Дефектологи   многих   социалистических   стран   сотрудничают   с
крупнейшим   советским   издательством   «Просвещение».   В   ходе   такого
сотрудничества было осуществлено совместное издание пособия для глухих
учащихся первых классов.

Вопросы

1. Какие общие принципы положены в основу деятельности специальных

школ в социалистических странах?

2.   Что   сделано   в   последнее   время   в   социалистических   странах   по

осуществлению всеобщего обучения детей с недостатками слуха?

3.   В   какой   мере   в   социалистических   странах   решены   вопросы

дифференцированного обучения детей с недостатками слуха?

4. Какое значение имеет советская сурдопедагогика для развития теории

и   практики   обучения   и   воспитания   детей   с   недостатками   слуха   в
социалистических странах?

271

1

См: Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938, т. 1 с 64.

2

Хрестоматия по истории педагогики. М., 1938 т. 1, с. 65.

3

Вальтер   Э.   История   обучения   глухонемых.   Билефельд   и   Лейпцинг,   1882,   с.   12   На

немецком языке

4

Вальтер   Э.   История   обучения   глухонемых.   Билефельд   и   Лейпцинг,   1882,   с.   12.   На

немецком языке

5

Это описание  дано в книге  Р. А. Сикара  «Курс обучения глухонемого от рождения».

Париж, 1814. На французском языке.

 

6

Рау Ф. Ф, Устная речь глухих. М., 1973, с. 178.

  7

Цит. по кн.: Общие основы  педагогики \ Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. М.,

1967, с. 332. 

8

См.: История СССр с древнейших времен и до наших дней М., 1966, т. 1 с. 344-345.

9

Подробнее об этом см. в кн.: Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей.

М.,1957, с.83-85.

10

Академические   известия,   1780   ч.   VI,т.   2   Кратценштейн   Х.  Т.   Опыт   решения   задачи,

предложенной С-Петербургской академией на 1780г. ( О сделании  инструмента , чтобы
подражать человеческому голосу) с. 182-252. 

11

Керестури   Ференц   –   венгр   по   происхождению.   Медицинское   образование   получил   в

Москве, где жил и работал до самой смерти

13

Радищев   А.   Н.     О   человеке,   о   его   смертности   и   бессмертии.   –   Избр.   философ.   соч.

М.,1949, с. 290

14

  Устав С.-Петербургского училища 1865 г.

15

Преображенский   С.С.   Меры   борьбы   с   глухонемотой.   Клиника   для   глухонемых.   –

Русская отоларингология, 1924, № 4.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс К. Критика Готской программы. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 29

—31.

2. Маркс   К.   и   Энгельс   Ф,   Манифест   Коммунистической   партии.   —   Маркс   К.   и

Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 440—447.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс

К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 177.

4. Энгельс Ф. Диалектика природы. — Маркс К. и Энгельс Ф.Соч., т. 20, с. 345—346,

508.

5. Энгельс  Ф.   Анти-Дюринг. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т. 20, с. 16.
6. Ленин В, И. Перлы народного прожектерства.— Поли. собр.соч., т. 2, с. 471—504.
7. Л е и и н В. И. К вопросу о политике министерства народного просвещения. —

Поли. собр. соч., т. 23, с. 125—135.

8. Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. —

Поли. собр. соч., т. 37, с. 74—78.

9. Ленин   В.   И.   Задачи   союзов   молодежи   (Речь   на  III  Всероссийском   съезде

Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). — Поли.
собр. соч., т. 41, с. 298—318.

10. Ленин  В.  И, О пролетарской культуре. — Полн. собр. соч., т 41, с. 336—337.
11. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.
12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года. М.,

1983.

13. О   согласовании   функций   народных   комиссариатов   просвещения   и

здравоохранения   в   деле   воспитания   и   охраны   здоровья   дефективных   детей.   Из
постановления СНК 10 декабря 1919 г. — Народное       образование     в     СССР:
Общеобразовательная   школа. ^  Сборник документов 1917 — 1973 гг. М., 1974.

14. Об   учреждениях   для   глухонемых,   слепых   и   умственно   отсталых   детей   и

272

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  32  33  34