СОВЕТСКАЯ КРИМИНАЛИСТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (Н.А. Селиванов) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     СОВЕТСКАЯ КРИМИНАЛИСТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (Н.А. Селиванов) - 1978 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

СОВЕТСКАЯ КРИМИНАЛИСТИКА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (Н.А. Селиванов) - часть 3

 

 

всестороннее исследование. Вспомним, например, о том, сколько
различных   методов   предложено   для   исследования
пересекающихся   штрихов   в   целях   установления
последовательности их выполнения.

В   научной   литературе   часто   упоминается   о   различиях

методов   теоретического   и   эмпирического   познания,   но   почти
ничего   не   говорится   об   отличии   собственно   познавательной
функции   науки   от   ее   разработочной   функции.   Между   тем
указанные   различия   названных   частей   предмета   науки
достаточно   существенны,   чтобы   обусловливать   и
соответственное   различие   методов   научной   деятельности.
Вследствие недостаточной разработанности этой проблемы мы
сможем   лишь   наметить   некоторые   черты,   характеризующие
методы разработочной (конструктивной) части науки.

Отметим  прежде  всего,  что  диалектико-материалистический

метод   является   основополагающим.   Он   занимает   особое,
исходное   место   в   системе   классификации   методов   любого
исследования.

Всеобщий диалектико-материалистический метод охватывает

все стороны научного исследования, все его формы и стадии и
применяется   в   любой   области   науки.   Это   метод   высшего
философского   уровня,   поскольку   его   теорией   является
марксистская философия.

В рамках философских наук, в частности в науковедении, в

логике и отчасти в психологии, исследуются и разрабатываются
методы   научного   познания,   используемые   в   тех   или   иных
сочетаниях во всяком научном исследовании, в любой области
знания.   Теории   этих   методов   (например,   эксперимента,
моделирования, версий и т. п.) относятся к той или иной отрасли
философских наук.

К   той   же   классификационной   группе,   по   нашему   мнению,

примыкают   методы   исследования,   разрабатываемые

 .

математикой.

Математику обычно не считают философской наукой'.

'  См.,   например:   Тростников   В.   Н.   О   взаимоотношении   математики   и

философии.  —  «Вопросы   философии»,  1972,   №   8,  с.  86.  Автор   включает
математику в число естественных наук.

Однако   ее   родство   с   логикой,   высокая   степень   абстракции   и
универсальный характер применения, на наш взгляд, выделяют
математику   из   числа   частных,   отраслевых   наук,   таких,   как
физика, психология и т. п.'

Математика,  так  же  как  и  кибернетика,  едва  ли  может  быть

18

целиком отнесена к числу естественных наук, да и само деление
на   естественные   и   гуманитарные   науки   вряд   ли   применимо   к
математике.

Учитывая   сказанное,   представляется   оправданным

помещение   математических   методов   исследования   на
заключительной   ступени   философского   уровня   классификации
методов   науки.   Здесь   они   будут   занимать   как   бы   переходное
место к методам следующего, более конкретного уровня

2

.

Согласно принятой системе классификации все методы этого

уровня мы будем именовать 

«обще познавательными».

Вообще   говоря,  

методы   исследования   можно   класси-

фицировать   несколькими   различными   способами   по   разным
основаниям.

В   качестве   первого   такого   основания   мы   примем   наиболее

типичную   последовательность   действий,   чаще   всего
встречающуюся   при   исследовании   самостоятельных   научных
проблем:

1. Нахождение и формулировка проблемы.
2. Построение гипотезы.
3. Собирание фактического материала.
4.  Анализ   совокупности   объектов,   составляющих   предмет

исследования.

5. Классификация и уточнение языка теории.
6. Синтез системы объектов и истолкование результатов.
7.  Проверка   (непосредственная   или   опосредствованная

практикой)

3

.

' А. С. Кравец в статье «О математизации метода познания» прогнозирует в

будущем создание «математизированной теории познания» (в сб.: Философия и
естествознание.   Вып.  3.  Метод   системно-структурных   исследований.   Воронеж,
1971, с. 217).

2

  М.   М.   Карпов   отмечает,   что   с   современной   точки   зрения   невозможно

относить математику только к естественным наукам. Ее методы проникли во все
отрасли знания, и потому она заняла особое место в системе наук (см.: К а р п о в
М. М. Философские вопросы современного естествознания. Ростов, 1972, с. 69).

3

  Если теоретическое исследование затем переходит в разработку прибора,

технологии, рекомендации и т. п., то практическая 'про-

Такую систему часто называют методикой. Приведенная схема

удовлетворительно описывает
методы теоретического исследования, соответствующего 
познавательной части предмета науки.
Для   ее   разработочной   части,   как   представляется,   можно
предложить следующую модификацию.

1.  Составление  проектного  задания  на  разработку  (прибора,

19

технологии,  рекомендаций,  предложений и т. п.).

2. Эскизный проект (принципиальная схема).
3. Отработка узлов устройства (или частей, стадий процесса и

т. п.).

4.  Согласование   узлов   (или   частей)   и   оптимизация   общей

схемы.

5.  Составление   рабочего   проекта   (окончательное   описание

процесса технологии, окончательная редакция рекомендаций).

6.  Наладка, корректировка и испытания, опытное применение

в практике.

Дальнейшая   классификация   методов   предполагает   деление

их   на   две   большие   группы:  

обще   познавательные   методы

эмпирического уровня

 исследования; 

обще познавательные

методы теоретического уровня'.

Целостная   процедура   исследования   какой-либо   проблемы   в

рамках   конкретной   науки,   например   криминалистики,   обычно
включает оба эти уровня в их естественной взаимосвязи.

В целях анализа, однако, их можно разделить и рассмотреть в

отдельности.

Методы эмпирического уровня

.  Они  служат  для  собирания

исходных   фактических   данных   и   их   первоначальной
систематизации. Прежде всего эти методы можно разделить на
два   основных   вида   и   один   вспомогательный.   Основными
являются:   наблюдение   фактов,   осуществляемое   без
вмешательства   в   самостоятельно   протекающий   процесс,   и
экспериментирование,   предполагающее   изучение   фактов   в
искусственно подготовлен-

верка   теории   обычно   совмещается   с   практической   проверкой   тех   устройств,
механизмов или процессов, которые были разработаны на основе данной теории.

' Об общей характеристике методов теоретического и эмпирического уровней

научного   исследования   см.:   Штофф   В.   А.   Введе"   вне   в   методологию   научного
познания. Л., 1972, с. 15.

20

20

ных   либо   специально   изменяемых  условиях

4

.   Вспомогательный

это   метод   фиксации   результатов   наблюдения   или
экспериментирования.

В   зависимости   от   применения   (или   неприменения)

технических   средств   можно,   далее,   различать:   простое   и
инструментальное   наблюдение   и   простое   и   инструментальное
экспериментирование.

Примерами   применения   экспериментальных   методов   в

криминалистике   могут   служить   многочисленные   исследования
устойчивости признаков почерка в зависимости от меняющихся
внешних   и   внутренних   (физиологических,   психологических)
условий,   при   которых   осуществляется   письмо

2

.   В   научных

работах в области криминалистической тактики можно указать на
эксперименты   по   исследованию   возможности   опознания   по
голосу

3

.

Криминалистика   использует   разнообразные

 

методы

фиксации   наблюдаемых   фактов

.   Их   можно   систематизи-

ровать   следующим   образом:

 

описание   качественных

характеристик   объектов;   измерение   количественных
характеристик.

*

  В   философской   литературе   иногда   применяется   классификация   методов,

основанная   на   объеме   сферы   их   применения.   Рассматриваемые   нами   в   этом
параграфе   методы   приблизительно   соответст-.вуют   группе   «общих»,   или
«общенаучных», методов по упомянутой объемной шкале. Так, И. Д. Андреев в их
числе   называет   анализ   и   синтез,   индукцию   и   дедукцию,   обобщение   и
абстрагирование, аналогию, моделирование, формализацию, аксиоматизацию и
др. (см.:

Андреев И. Д. Указ. работа, с.  283).  Сходный перечень приводит В. А. Штофф в
своей   названной   выше   работе.   П.   В.   Копнин   называет   такие   методы
специальными общенаучными (см. его статью:
Об   объективных   основах   философского   метода   и   его   отношение   к   методам
специальных наук.—«Философские науки», 1967, № 6, с. 70).

Упоминаемые   в   этой   группе   методы   эмпирического   уровня   (наблюдение,

эксперимент и др.) Р. С. Белкин называет частнонаучны-ми, исходя из критерия
полноты   охвата   предмета   исследования   (см.  его  книгу:   Ленинская   теория
отражения и методологические проблемы советской криминалистики, с. 87).

2

  См.,   например:   Рожков   а   Г.   В.   Устойчивость   признаков   почерка   в

зависимости от позы пишущего. — Криминалистика и судебная экспертиза. Киев,
1957;  Браун   В.   А.   Об   изменениях   почерка   в   зависимости   от   некоторых
физиологических состояний.—В сб.:
Вопросы судебной экспертизы и уголовного права. Фрунзе, 1961;

Неидентификационные   исследования   в   почерковедческой   экспертизе.
Киев, 1972, с. 26.

3

  См.:   Ревтов   Ю.   И.   Психологические   основы   криминалистической

идентификации 

21

Способы фиксации

 можно разделить и по другому основанию:

фиксация 

субъективными способами

—с помощью зрительной

оценки   признаков   либо   оценки   иных   непосредственно
воспринимаемых   параметров;   фиксация

 

объективными

способами

с 

помощью   фотографии,   звукозаписи   и

видеозаписи, саморегистрирующих приборов и т. п.

Оба эти способа запечатления результатов наблюдения или

эксперимента   могут   использоваться   для   фиксации   как
количественных, так и качественных признаков.

В   сфере   разработочной   (конструкторской)   научной

деятельности   также,   видимо,   можно   выделить   два   нерав-
нозначных   уровня:   уровень   разработки   общих   принципиальных
схем (ловых технологических процессов, новых конструкций и т.
п.)   и   уровень   «технического»   конетруи-рования,   разработки
рациональных монтажных схем, компановки узлов и т. п.

Методы   теоретического   уровня

.  Эти   методы  

свойст-

венны   опосредствованному   познанию,   изучению   законо-
мерностей, сущности исследуемых объектов.

В   чисто   теоретических   науках   они   могут   использоваться

самостоятельно;   в   науках   прикладных   и   теоретико-прикладных
они   служат   обобщению   и   организации   фактических   данных,
собранных на эмпирических ступенях исследования.

Методы   теоретического   уровня   находят   свое   научное

обоснование   в   комплексе   логических   наук   (в   традиционной
логике, различных специализированных логиках и т. п.). К этим
методам принадлежат:

1) формализация и идеализация';
2) аксиоматизация;
3) применение различных форм умозаключения;
4) моделирование

2

;

5)  приемы   семантического   анализа   языка   науки.   Из   числа
названных методов особенное значение

имеет применение умозаключений—основы всякого
теоретического рассуждения.

' См.: Гительсон В. М. Возникновение и становление идеализации как метода

научного познания.—В сб.: Проблемы методологии и логики науки. Вып. 4. Томск,
1968, с. 71.

2

 См.: Уемов А. И. Логические основы метода моделирования. М., 1971.

22

22

Умозаключения могут использоваться в двух формах:
традиционной, описательной и символической, в виде различных
исчислений.

В процессе построения теоретического знания используются

различные виды умозаключений.

Примером     использования   логических  •  аппаратов   может

служить   анализ   процесса   доказывания   средствами   логики
правдоподобных   умозаключений   и   индуктивной   логики

4

.  3.  М.

Соколовский   при   исследовании   проблемы   причинных   связей,
устанавливаемых судебной экспертизой, применил специальные
логические аппараты, разрабатываемые теорией индукции

2

.

Метод   формализации   используется   в   исследованиях,

связанных   с   опытами   по   использованию   методов   сетевого
планирования в практике расследования преступлений

3

.

Как   уже   отмечалось,   к   рассмотренным   выше   методам

непосредственно   примыкают   математические   методы
исследования. Значение математических методов в современной
науке   общеизвестно.   Язык   математики,   как   отмечает   В.   А.
Штофф,   «необходим   не   только   для   точного   выражения   всей
иерархии математических абстракций, он не только позволяет в
компактной   и   обозримой   форме   выразить   математические
отношения,   отображаемые   в   аксиомах   и   теоремах,   но   дает
возможность   наиболее   строго   и   адекватно   осуществлять
логические операции, доказательства и вычисления»

4

.

Дальнейшая   классификация   методов,   главным   образом

методов   эмпирического   уровня   исследования,   связанных   с
собиранием   фактического   материала   и   первичной   его
организацией,   также   зависит   от   принадлежности   теории,
обосновывающей метод, к той или иной науке (отрасли, разделу
и т. п.).  Однако  в отличие от предыдущих методы  этой группы
получают   теоретическое   обоснование   не   в   философских,   а   в
отраслевых   конкретных   науках,   таких,   как   химия,   биология,
криминалистика

4

 См.: Эйсман.А. А. Логика доказывания. М., 1971.

2

 Соколовский 3. М. Экспертное исследование причинной связи по уголовным 

делам. Киев, 1970, с. 17.

3

 См.: Драпкин Л. Я. Построение и проверка следственных версий.—Автореф. 

канд. дисс. М., 1972, с. 25.

4

 Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Л., 1972, с. 43.

23

23

и   т.   п.   Такой,   например,   физический   метод,   как   спектральный
анализ,   или   такой   конкретно-социологический   метод,   как
анкетирование,   будучи  применены  в  различных  исследованиях,
связаны   по   преимуществу   с   проведением   экспериментов,
наблюдениями, измерениями.

Характерным   для   современного   состояния   взаимосвязи   и

интеграции наук является широкий взаимный обмен методами и
средствами   исследования

.   Этот   обмен   происходит   не   только

между смежными, но и более далекими друг от друга науками.
Большое   число   особенно   эффективных   и   популярных   методов
составляет как бы общий фонд всей науки в целом, из которого
отдельные науки комплектуют свои методы.

Понятно,   что   метод   хроматографии,   например   при

исследовании красителей чернильных штрихов, и метод того же
наименования в микробиологических исследованиях различаются
в   деталях,   ибо   различны   конкретные   объекты   и   цели
исследования. И все же мы можем в обоих случаях говорить о
родовом   понятии   хроматографического   метода,   так   же   как   и
метода анкетирования, независимо от 'того, применяется ли он в
отношении   осужденных   при   изучении   мотивации   преступного
поведения   или   в   отношении   свидетелей   для   исследования
точности запоминания индивидуальных различий голоса.

Приводимый   ниже   перечень   отраслевых   методов,

используемых в криминалистике, содержит их перечень именно
на этом уровне родовых понятий.

В соответствии с принятым основанием деления мы прежде

всего   должны   выделить   две   большие   группы   отраслевых
методов

:   методы   естественных   наук

;

 

методы

гуманитарных наук

1

.

Методы 

первой из названных групп

  используются главным

образом   при   разработке   проблем  

криминалистической

техники,

  методы  

второй   группы

  —  в   исследованиях   по

криминалистической   тактике   и   методике

  расследования

отдельных видов преступлений.

К   числу   наиболее   часто   используемых   в   криминалистике

естественнонаучных методов следует отнести:

• О содержании понятия гуманитарных наук см.: Келле В. Ж., Ковальзон М. Я.

К   вопросу   о   классификации   общественных   наук.—В   сб.:   Методологические
вопросы общественных наук. М., 1966, с. 47.

) физические, и среди них в особенности оптические;
2)  химические   и   физико-химические,   в   особенности

аналитические;

24

3)  фотографические,   в   том   числе   методы   точной

запечатлевающей   фотографии,   и   некоторые   специальные
методы   (усиление   изображений,   цветная   съемка,   скоростная
съемка и др.);

4) биологические и физиологические.
Более   подробный   перечень   -отраслевых   методов,

используемых   в   различных   отделах   и   подразделах   науки
криминалистики   (таких,   например,   как   всевозможные
модификации

 

методик

 

электронной

 

микроскопии,

люминесцентного   анализа,   исследования   твердости   и   т.   п.),
вероятно,   вырос   бы   до   многих   десятков,   если   не   сотен
наименований.

Биологические   методы   находят   применение,   например,   в

некоторых   исследованиях   свойств   пальцевых   узоров   (в
частности,   проблемы,   наследования   формы   или   деталей
папиллярного   узора),   а   также   в   исследованиях,   относящихся   к
проблеме   идентификации   личности   по   чертам   внешности

1

.

Физиологические методы широко используются в исследованиях
механизма формирования некоторых признаков почерка

2

.

В   числе   отраслевых   методов   гуманитарных   наук   можно

выделить   подгруппу   методов,   используемых   для   исследования
психических   явлений   и   процессов,   связанных   с   поведением
преступника, характеризующих возможности свидетеля, а также
профессиональные качества следователя, судьи

8

.

В   исследованиях,   относящихся   к   области  тактики  и  частной

методики,   все   чаще   используются   средства   и   приемы,
характерные для конкретно-социологических исследований.

*  По   классификации   Р.   С.   Белкина   упомянутые   здесь   методы   отнесены   к

категории «специальных методов» (см.: Белкин Р. С. Ленинская теория отражения
и методологические проблемы советской криминалистики, с. 93).

2

 См., например: Судебно-почерковедческая экспертиза. М., 1971, с. 33.

3

  См.:   Шиханцев   Г.   Г.   О   формировании   следственных   способностей   в

процессе обучения.— В сб.: Вопросы судебной психологии. Минск, 1970, с. 14.

25

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..