ГОД ЭКОЛОГИИ в Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ОТЧЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ) - 2018 год

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3       4       5        6         7        8        9       10       11       12      13      14      15      16      17      18      19     20      21     22      23  

 

 


 


 


ГОД ЭКОЛОГИИ в Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ОТЧЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ) - 2018 год


Москва 2018 г.


 

Оглавление

Введение 3

  1. Экологическая политика Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на период до 2030 года 4

    1. Общие сведения 4

    2. Основные мероприятия 4

  2. Организационно-методическое сопровождение реализации Экологической политики 5 3 Улучшение экологического состояния объектов Государственной компании 6

    1. Стандарты Государственной компании «Автодор» 6

    2. Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации 8

    3. Внесение изменений в организационно-распорядительные и программные документы Государственной компании 9

  1. Улучшение экологического состояния 10

    1. Экодук на автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург» 10

    2. Мониторинг эффективности экодука на М-3 «Украина» 11

    3. Система раздельного сбора отходов 12

    4. Компенсационные мероприятия 12

    5. Энергоэффективные электротехнические технологии 12

    6. Энерго- и ресурсосберегающие технологии в строительстве 13

    7. Композитные конструкции 15

    8. Снижение выбросов загрязняющих веществ 16

  2. Развитие сотрудничества с гражданским обществом и контрагентами 17

    1. Сотрудничество с образовательными организациями, обмен опытом 17

    2. Конгрессно-выставочная деятельность 18

    3. Экспертиза эффективности реализации Экологической политики 19

    4. Мониторинг общественного мнения 19

    5. Международные конвенции 20

  3. План мероприятий реализации Экологической политики на 2018 год 21

Введение

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана на основании федерального закона от 17.07.2009 №145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для управления крупными инфраструктурными проектами создания, развития и эксплуатации сети скоростных автомагистралей, обеспечения экономического, социального и территориального развития регионов страны.

2017 год объявлен Годом экологии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года № 7. Отчетные материалы содержат информацию о реализации Государственной компанией «Автодор» мероприятий Года экологии.

  1. Экологическая политика Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на период до 2030 года


    1. Общие сведения

      В целях последовательного повышения экологической эффективности дорожной деятельности, безусловного исполнения актуальных и перспективных норм законодательства, обеспечения положительного имиджа компании в глазах общественности и инвесторов приказом от 04.12.2015 № 277 утверждена и введена в действие «Экологическая политика Государственной компании

      «Российские автомобильные дороги» на период до 2030 года» (далее – Экологическая политика).

      В 2017 году целях реализации Экологической политики реализован План мероприятий Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по проведению в 2017 году Года экологии (приказ от 23.12.2016 № 307).

      В период с 2017 по 2020 годы проводится реализация второго этапа Экологической политики, направленного на стабилизацию негативного воздействия автомобильных дорог компании на окружающую среду на уровне 2015 года, снижение рисков ЧС на 30% в сравнении с 2015 г.

      В рамках проведении Года экологии в 2017 году, назначенного Указом Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии», Государственная компания является ответственным исполнителем пунктов 109.10, 109.11 и 109.12 Плана основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1082-р (в редакции от 04.08.2017).


    2. Основные мероприятия

      Мероприятия Плана Государственной компании по проведению в 2017 году Года экологии, реализованы по следующим направлениям:

      • улучшение экологического состояния дорожных объектов и прилегающих к ним территорий;

      • совершенствование нормативной правовой и нормативно-технической

      базы;


      • сотрудничество с образовательными организациями;

      • экологические акции, конкурсы, конференции, выставки;

      • информационное обеспечение в сфере экологической безопасности.

  2. Организационно-методическое сопровождение реализации Экологической политики

    В целях реализации Экологической политики в Государственной компании создана Рабочая группа по организационному и методическому сопровождению внедрения мероприятий и актуализации Экологической политики (приказ от 30.12.2015 № 332).

    В Научно-техническом совете (НТС) Государственной компании функционирует секция «Охрана окружающей среды. Энергосбережение», в задачи которой входит:

      • анализ передовых мировых достижений науки, техники и прикладных исследований;

      • подготовка предложений по проектам документов, направленным на согласование НТС по направлению Секции;

      • анализ и подготовка предложений на включение в план научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, ключевым научно- техническим задачам, инновационной политике Государственной компании по направлению Секции;

      • разработка предложений по внедрению новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области организации дорожного движения, проектирования, строительства и управления состоянием автомобильных дорог;

      • научное обеспечение реализации Экологической политики, рассмотрение стандартов компании в области экологической безопасности.

        В целях решения комплекса экологических вопросов, возникающих при реализации дорожной деятельности, в соответствии с решениями Правительственной комиссией по транспорту и связи от 14.12.2010, Государственной компанией образован Комитет по общественному экологическому контролю строительства и эксплуатации скоростных автомобильных дорог России при Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (приказ от 24.01.2011 г. № 4).

        Основные функции Комитета:

      • изучение и обсуждение проблем, относящихся к природоохранной деятельности Государственной компании;

      • обеспечение информирования общественности о проведении мероприятий в области охраны окружающей среды;

      • подготовка рекомендаций по совершенствованию законодательства и информационной политики Государственной компании;

      • анализ и подготовка рекомендаций по реализации программ и проектов Государственной компании в области охраны окружающей среды;

      • оказание экспертных консультационных услуг.

    В состав комитета входят ведущие ученые страны - представители институтов РАН, РАЕН, высшей школы, экологических общественных организаций, средств массовой информации.

    На постоянной основе осуществляется организация взаимодействия Научно-технического совета, Комитета по общественному экологическому контролю строительства и эксплуатации скоростных дорог России, рабочей группы по реализации Экологической политики, других экспертных, консультативных и рабочих групп в части вопросов реализации мероприятий Экологической политики.


  3. Улучшение экологического состояния объектов Государственной компании


    1. Стандарты Государственной компании «Автодор»

      В 2017 году введены в действие или актуализированы 7 корпоративных стандарта СТО АВТОДОР экологической направленности:

      • СТО АВТОДОР 7.5-2016 «Требования к производственному экологическому контролю (мониторингу) на объектах Государственной компании «Автодор» (приказ от 11.01.2017 №1)

        Реализация Экологической политики предполагает наличие инструментария контроля исполнения природоохранных требований в процессе дорожной деятельности, осуществляемой подразделениями Государственной компании и контрагентами.

        Организация производственного экологического контроля и мониторинга в соответствии с СТО АВТОДОР обеспечивает выполнение работ с учетом необходимости соблюдения экологических требований, формирование и ведение отчетности.

      • СТО АВТОДОР 2.34-2017 «Технические требования к светодиодным светильникам» (приказ от 01.11.2017 № 276)

        Стандарт устанавливает требования к светодиодным светильникам, применяемым на автомобильных дорогах Государственной компании. Установлен минимальный показатель световой отдачи светодиодного светильника - 125 лм/Вт, вводится, как обязательное условие, применение систем автоматизированного управления освещением. Внедрение данного стандарта позволит снизить энергопотребление систем искусственного освещения на стадии эксплуатации.

      • СТО АВТОДОР 8.7-2017 «Требования к подсистеме ИТС

      «Метеомониторинг» на автомобильных дорогах Государственной компании

      «Российский автомобильные дороги» (приказ от 17.05.2017 №111)

      Определены требования к системам метеомониторинга, устанавливаемых на дорогах Государственной компании. Внедрение стандарта позволит оптимизировать расходы противогололёдных реагентов, снизить аварийность, за счет своевременного принятия мер по борьбе с зимней скользкостью.

      - СТО АВТОДОР 2.29-2016 «Рекомендации по применению битумных вяжущих на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор» (приказ от 07.09.2017 № 217), СТО АВТОДОР 2.30-2016 «Полимерно- модифицированные битумы. Технические условия» (приказ от 11.01.2017

      №4)

      Объектом стандартизации является устройство дорожных одежд с применением эффективных битумных вяжущих с учетом дорожно-климатического районирования и транспортной нагрузки.

      В СТО АВТОДОР введены дополнительные показатели качества полимерно-модифицированных битумов в части устойчивости к старению и стабильности при хранении вяжущих, обеспечения повышенной сдвигоустойчивости асфальтобетонов. Расширена номенклатура полимеров для получения модифицированных битумов. Применение оптимально подобранных вяжущих позволит увеличить срок службы дорожных одежд, а также межремонтные сроки.

      - СТО АВТОДОР 2.22-2016 «Требования к многофункциональным зонам дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог Государственной компании «Автодор» (приказ от 16.05.2016 № 70 в редакции приказа от 27.11.2017 № 300)

      В стандарте расширены требования к многофункциональным зонам дорожного сервиса в части: экологичных видов топлива (газомоторное топливо, электрозарядки), раздельного сбора отходов, энергоэффективности и «зеленого» туризма.

      - СТО АВТОДОР 7.6-2017 «Требования к мониторингу эффективности экодуков на автомобильных дорогах государственной компании «Автодор» (приказ от 25.12.2017 № 373)

      Стандарт устанавливает требования к процессу и системам мониторинга эффективности экодуков, обеспечивающих контроль перемещений диких животных в зависимости от типа сооружения, целевых видов представителей фауны, вариации растительности и т.д. Внедрение стандарта должно способствовать выработке оптимальных решений по размещению и обустройству биопереходов, обеспечения корректирующих воздействий на стадии эксплуатации.

      Актуализирован СТО АВТОДОР 2.27-2016 «Требования к ограничивающим пешеходным и защитным ограждениям на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор» (приказ от 11.08.2017 №187).

      Внедрение СТО АВТОДОР

      Осуществляется организационно-методическое сопровождение строительства экодуков. На автомобильной дороге М-11 «Москва – Санкт- Петербург» (1 этап, км 84+024) реализуется проект строительства экодука в соответствии с СТО АВТОДОР 7.4-2016 «Требования к экодукам на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор».

      На основе положений СТО АВТОДОР 7.5-2016 «Требования к производственному экологическому контролю на объектах Государственной компании «Автодор» выполняется мониторинг на объектах строительства автомобильной дороги М-11 (7,8 этапы).

      При модификации проектной документации по автомобильной дороге М-11 (8 этап) в части устройства локальных очистных сооружений использован СТО АВТОДОР 7.3-2016 «Требования к устройству гидроботанических площадок на автомобильных дорогах Государственной компании «Автодор».

      Разработана и апробирована методика оценки соответствия объектов придорожного сервиса требованиям СТО АВТОДОР 7.1-2013 «Зелёный стандарт Государственной компании «Автодор». С целью оценки доступности для маломобильных групп населения, выполнен выборочный контроль нескольких объектов дорожного и придорожного сервиса (АЗС, площадки отдыха, надземный пешеходный переход и др.). На автомобильной дороге М-4 «Дон» обследованы АЗС на км 43, правая сторона (ООО «Компания ТРАССА», «Топливная компания ЕКА»), площадки отдыха на км 71 и 76 (левая сторона).


    2. Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации

      В целях совершенствования нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды, энерго- и ресурсосбережения в 2017 году, Государственной компанией по запросам федеральных органов исполнительной власти рассмотрен ряд законопроектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения.

      Направлены предложения:

      • по реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации 27 декабря 2016 года по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений (24.01.2017 № Пр-140ГС), в том числе в части включения в Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года ряда ключевых индикаторов реализации Экологической политики Государственной компании «Автодор» на период до 2030 года для оценки достижения цели

        «Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду». Предлагается включить следующие показатели: доля автомобильных дорог, прошедших аудит энергоэффективности, %, сокращение удельного

        объема выбросов загрязняющих веществ транспортными средствами на автомобильных дорогах, % к предыдущему году, сокращение удельных энергозатрат на этапах жизненного цикла автомобильных дорог, % к предыдущему году;

      • по внесению изменений в Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части конкретизации требований по проведению археологических исследований и получения заключения государственной историко-культурной экспертизы при проведении работ по капитальному ремонту объектов транспортной инфраструктуры;

      • по внесению в сборники базовых цен затрат на проведение работ по оценке и компенсации ущерба водным биологическим ресурсам, а также их учёте при определении стартовых цен на проектные работы. Предложено внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2013

        № 384 в части ограничения перечня объектов, подлежащих согласованию с Федеральным агентством по рыболовству (далее – ФАР) и территориальными органами ФАР, объектами капитального строительства расположенными в зонах с особыми условиями использования территорий (рыбоохранные зоны, рыбохозяйственные заповедные зоны);

      • по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части проведения экспертизы модифицированной проектной документации по отдельным участкам линейных объектов, включая раздел мероприятий по охране окружающей среды;

      • в итоговый доклад о результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2016 год, целях и задачах на 2017 год и плановый период до 2019 года в части информации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе в части законотворческой деятельности.


    3. Внесение изменений в организационно-распорядительные и программные документы Государственной компании

      В целях соблюдения природоохранного законодательства и повышения эффективности и качества строительства, реконструкции, комплексного обустройства, ремонтов и содержания автомобильных дорог Государственной компании за счет применения современных технологий, а также стимулирования развития экологически чистого транспорта:

      • утверждена Программа развития зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями на автомобильных дорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на период до 2020 года (приказ от 22.11.2017 № 288), которая включает в себя основные мероприятия по планированию, проектированию, строительству, ремонту и

        содержанию зарядной инфраструктуры для гибридных автомобилей и электромобилей, определяет необходимый объем работ, очередность и сроки реализации, возможные механизмы финансирования;

      • утверждена программа испытаний изделий из композитных материалов, применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте, комплексном обустройстве и содержании автомобильных дорог на объектах Государственной компании «Автодор» (распоряжение от 05.09.2017 № ТП-78-р). Программа призвана обеспечить более широкое применение, повышение надежности и эффективности изделий из композитных материалов;

      • актуализированы составы Комитета по общественному экологическому контролю строительства и эксплуатации скоростных автомобильных дорог России при Государственной компании «Автодор» и Рабочей группы по реализации Экологической политики на период до 2030 года (приказ от 26.06.2017 № 132);

      • утвержден План научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Государственной компании «Автодор» (приказы от 26.05.2017 № 116 и от 04.12.2017 № 325), в который включена разработка проектов ГОСТ Р, содержащихся в Перспективной программе стандартизации в области дорожного хозяйства, утвержденной приказом Минтранса России от 28.09.2017 № 395, а также ряда СТО АВТОДОР экологической направленности.


  4. Улучшение экологического состояния


    1. Экодук на автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург»

      На объекте «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва- Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)» 1 этап, км 84» запланировано устройство биоперехода тоннельного типа, представляющего из себя проход в теле насыпи:

      • с обустройством на участке автомобильной дороги в зоне экодука акустических экранов, а также направляющих зеленых насаждений;

      • отделкой внутренней поверхности перехода звукопоглощающими панелями для снижения эффекта искусственного эха и ее специализированной окраской с градиентным переходом от темных тонов внизу к светлым вверху;

      • оснащением системой мониторинга движения диких животных. Мероприятие по строительству этого экодука включено в план

      Правительства Российской Федерации по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1082-р.

      Ввод сооружения в эксплуатацию запланирован на 2018 год.

    2. Мониторинг эффективности экодука на М-3 «Украина»

      В целях оценки эффективности биоперехода мостового типа, введенного в эксплуатацию в сентябре 2016 года на км 170+100 автомобильной дороги М- 3 «Украина», в течение 2017 года на регулярной основе проводились маршрутные обследования экодука и прилегающей территории. Мониторинг эффективности проводился специалистами Государственной компании, Государственного казенного учреждения Калужской области «Калугаоблохота». В мае, сентябре и декабре 2017 года проведена комплексная оценка экодука с привлечением студентов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

      Маршрутные обследования экодука и прилегающей территории выполнялись на предмет обнаружения и идентификации следов диких животных.

      Первые следы диких животных (лисиц) были обнаружены в сентябре 2016 года. В дальнейшем, до установления снежного покрова, в связи с уплотнением грунта и формированием травяного покрова в сентябре-октябре 2016 года обнаружение следов зверей было затруднено. Свежие следы лисиц регистрировались на некоторых участках экодука с рыхлым грунтом.

      При проведении комплексных обследований весной и осенью 2017 года обнаружены следы диких животных (косуль, лисиц, зайцев, кабанов и лосей) на подходах к экодуку с обеих сторон и на самом грунтовом покрытии пролетного строения. На участках почвенного покрова не покрытых растительностью обнаружены многочисленные следы. Данные по видам животных, следы которых обнаружены, представлены в таблице.


      Таблица – Перечень видов животных перемещающихся по экодуку

      image

      Виды животных обитающих на прилегающей территории

      Количество животных обитающих на прилегающей территории

      Периодичность маршрутных обследований


      12.16 01.17 02.17 03.17 05.17 20.09 23.11

      Лось

      191

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      v

      v

      Косуля

      143

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      v

      v

      v

      Кабан

      425

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      v

      v

      x

      Лисица

      434

      v

      v

      v

      v

      v

      v

      v

      x

      x

      Заяц

      1233

      v

      x

      v

      x

      x

      x

      v

      x

      x

      Белка

      3320

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      Горностай

      127

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      Куница

      176

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      Хорь

      11

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      x

      V – Обнаружены следы животного X – Нет данных

    3. Система раздельного сбора отходов

      В рамках расширения пилотного проекта по раздельному сбору отходов, начатого в 2016 году на автомобильной дороге М-4 «Дон», в 2017 году расширена зона эксперимента. Дополнительные контейнеры установлены на площадках отдыха на автомобильной дороге М-3 «Украина».

      Сбор реализован посредством разделения отходов на два потока – перерабатываемые (например, пластиковые канистры, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумага, и т.д.) и не перерабатываемые (пищевые отходы). Собранное сырье вывозится в точки накопления на финальную сортировку с последующей отправкой переработчикам.

      Проводится оценка технической и экономической эффективности раздельного сбора отходов для выработки возможных финансовых моделей развития такого подхода.


    4. Компенсационные мероприятия

      В рамках возмещения ущерба водным биологическим ресурсам, 17.05.2017 более 100 тысяч мальков стерляди общим весом 500 кг выпущено в Иваньковское водохранилище (Тверская область) в рамках возмещения возможного ущерба окружающей среде при строительстве участка км 58 - км 149 (1, 2 этапы) новой скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт- Петербург».

      По объекту: «Выполнение комплекса работ и услуг по реконструкции автомагистрали М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1250 – км 1319, км 1373+906 – км 1383+036, Краснодарский край, 2-я очередь строительства» выполнены компенсационные посадки 489 шт. деревьев-саженцев и 180 шт. кустарников- саженцев.


    5. Энергоэффективные электротехнические технологии

      Государственной компанией реализуется концепция максимального обеспечения энергоэффективности - на всех вводимых новым строительством и реконструкцией объектах обязательным условием является применение светодиодных светильников наружного освещения и автоматизированных систем управления освещением. Помимо энергосбережения светодиодные светильники не требуют специальных условий утилизации, не содержат ртути и других опасных веществ. На объектах Государственной компании установлено более 31 тысячи светодиодных светильников (36% от общего количества), из которых в 2017 году более 3 тысяч (на автомобильных дорогах М-11 «Москва – Санкт- Петербург, 4 этап, М- 4 «Дон»).

      На автомобильной дороге М-1 «Беларусь» внедрена пилотная автоматизированная система управления наружным освещением «КУЛОН». Система позволяет осуществлять контроль, диагностику и управление линиями освещения и отдельными светильниками. Применение системы позволяет сократить энергопотребление за счет оптимизации графика включения/отключения.

      Осуществляется опытная эксплуатация стационарных установок наружного освещения на экспериментальном участке автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 464+500 – км 492+700 в Воронежской области (от границы Липецкой области). В настоящее время на участке проводятся испытания осветительных приборов 6 производителей электрооборудования (ООО «ЛЕДЕЛ», АО «НИИПП», ООО

      «ЛЕД-Энергосервис», ООО «Четыре света», ООО «Центр свет», ООО НПП

      «НФЛ»).

      В рамках реализации платных участков км 1091,6 - км 1119,5 автомобильной дороги М-4 «Дон» и км 208 - км 258 автомобильной дороги М-11

      «Москва-Санкт-Петербург» размещено энергосберегающее оборудование инфокоммуникационной инфраструктуры, в том числе элементы интеллектуальной транспортной системы, применены светодиодные технологии на динамических информационных табло и знаках переменной информации на автоматизированных системах управления дорожным движением и системах взимания платы за проезд.

    6. Энерго- и ресурсосберегающие технологии в строительстве Холодный ресайклинг и использование асфальтогранулята

      При реконструкции объектов Государственной компании широко применяются современные технологии, направленные на ресурсосбережение и вторичное использование отходов, образующихся при проведении строительных работ. Ремонт дорожных одежд и укрепление грунтов с применением метода холодного ресайклинга (метод холодной регенерации) позволяет использовать на месте материал старого дорожного покрытия и, после его измельчения и перемешивания с цементом и/или битумом, укладки в качестве нового, связанного несущего слоя.

      В 2017 году холодный ресайклинг и асфальтогранулят применялся в рамках работ по капитальному ремонту автомобильных дорог М-4 «Дон»:

      • км 125+600 – км 132+000, устроено 152531 м2 нижнего слоя основания,

        выравнивающий слой выполнялся с применением асфальтогранулята;

      • км 486+000 – км 492+700 асфальтогранулят (20 – 30% смеси) использовался при устройстве 43490 м2 дорожных одежд;

      • км 1038+000 – км 1063+000 Устройство среднего слоя основания методом холодного ресайклинга толщиной 30 см с применением регенератора-смесителя, из смеси асфальтобетонного гранулята с добавлением щебня обработанного комплексным вяжущим - 277328,19 м2.

      Ущерб, наносимый окружающей среде, снижается благодаря использованию материала старой дорожной одежды, а также за счёт сокращения площадей для хранения отходов и объема привозных материалов.


      Геосинтетические материалы

      В рамках реализации п. 7 «Плана мероприятий («дорожной карты») по расширению применения инновационных технологий, материалов, в том числе битумов, и конструкций», утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 28.09.2015, Департаментом совместно с ООО «Кольцевая Магистраль» в ходе строительства пятого пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги (А- 113):

      1. В 2016 году создан опытно-экспериментальный полигон испытания геосинтетических материалов для армирования слоев оснований дорожных одежд, состоящий из 22 секций. Участие в опытно-экспериментальных работах приняли 14 компаний-производителей.

        В отчетном периоде в рамках лабораторных исследований свойств применённых при строительстве полигона геосинтетических материалов выполнены сравнительные межлабораторные испытания физико-механических свойств геосинтетических материалов в трех независимых лабораториях: ООО

        «СИБУР Геосинт», ООО «MACHINA-TST» и ООО «Дорожный исследовательский центр СибАДИ».

        В рамках работ по мониторингу транспортно-эксплуатационного состояния секций проведена оценка прочности, однородности, разрушений, продольной ровности покрытия по международной методике IRI и глубины колеи с использованием различных передвижных дорожных лабораторий.

        Кроме того, с использованием автоматизированных средств наблюдений ведется постоянный мониторинг транспортного потока и природно-климатических факторов, в том числе ведется учет интенсивности и состава движения ТС, температурных изменений по всей толщине покрытия дорожной одежды, температуры и относительной влажности воздуха и интенсивности осадков.

      2. В 2017 году завершены работы по созданию опытно-экспериментального полигона испытания геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонных слоев покрытий дорожных одежд, состоящий из 13 секций. Участие в опытно-экспериментальных работах приняли 9 компаний- производителей.

      На основании результатов мониторинга опытно-экспериментальных полигонов компании в период с 2017 по 2019 годы предполагается разработка национального стандарта по конструированию и расчету дорожных одежд, направленного на повышение долговечности дорожных одежд за счет применения ресурсосберегающих технологий, а также сокращение расхода топлива и выбросов вредных веществ за счет повышения транспортно- эксплуатационных показателей дорожных покрытий.


    7. Композитные конструкции

      Композитные материалы на автомобильных дорогах Государственной компании широко используются при устройстве локальных очистных сооружений, систем водоотведения (водоотводных лотков, смотровых колодцев, и т.д.), ограждающих конструкций (лестничных сходов, пешеходных ограждений).

      В 2017 году на объектах Государственной компании полимерные композитные материалы и изделия применены в следующих элементах обустройства автомобильных дорог:

      • перильные ограждения (875,5 м. п.);

      • лестничные сходы (78 шт.);

      • водоотводные лотки (328,4 м);

      • дорожные знаки на стойках (69 шт.);

      • световозвращающие элементы на барьерном ограждении;

      • сигнальные столбики по оси проезжей части;

      • трубы системы водоотведения (2029 м);

      • водосбросы с откоса насыпи и гасители.

      Для наработки опыта применения композитной арматуры и дальнейшей разработки нормативной базы реализуется проект «Комплексное применение новых материалов и технологий на опытном объекте: путепровод на лесохозяйственной дороге на ПК 5131+75 объекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва Санкт-Петербург на участке км 58 км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе). Этап 6 км 334 км 543» в рамках, которого реализовано строительство бесшовного пролетного строения с применением композитной напрягаемой и ненапрягаемой арматуры в рабочих зонах плиты проезжей части, а также балках пролетного строения.

      Применение композитных материалов позволяет увеличить срок службы конструкций за счет более высокой коррозионной стойкости, сократить издержки на монтаж конструкций и их содержание за счет отсутствия необходимости в покраске и нанесении антикоррозионной защиты.

       

      В целях стимулирования повышения качества композитных материалов и конструкций из них, утверждена (распоряжение от 05.09.2017 №ТП-78-р) Программа испытаний изделий из композитных материалов, применяемых при

      строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте, комплексном обустройстве и содержании автомобильных дорог на объектах Государственной компании «Автодор».


    8. Снижение выбросов загрязняющих веществ

      В целях исполнения п.109.12 распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1082-р «Реализация пилотного проекта по оснащению многофункциональной зоны на автомобильной дороге М-4 «Дон» км 56+300 (правая сторона) зарядной станцией для электромобилей» завершен монтаж на территории МФЗ зарядной станции для электромобилей. Станция введена в эксплуатацию 16.11.2017.

      В рамках Программы развития зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями на автомобильных дорогах Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на период до 2020 года (приказ от 22.11.2017 № 288) организовано взаимодействие с ПАО «Россети», Фондом

      «Сколково» (ООО «Квиттер»), производителями зарядных станций, автопроизводителями.

      В целях стимулирования развития транспорта использующего газомоторное топливо, обеспечивающее снижение выбросов загрязняющих веществ, подписано Соглашение о сотрудничестве с ПАО «Газпром» по созданию газозаправочной инфраструктуры на строящейся в Москве и Московской области Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).

      Документ содержит план-график строительства сети газозаправочных объектов на ЦКАД. Они могут быть размещены как на территории многотопливных автозаправочных станций, так и отдельно.

      В рамках VII Петербургского международного газового форума руководством Государственной компании и ПАО «Газпром» подписан План мероприятий (Дорожная карта) по развитию газозаправочной инфраструктуры на федеральных автомобильных дорогах, входящих в зону ответственности

      «Автодора». В соответствии с Дорожной картой «Газпром» планирует построить новые автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС, осуществляют заправку компримированным природным газом) и криогенные автозаправочные станции (КриоАЗС, заправка как сжиженным, так и компримированным природным газом) на автотрассах с большими грузо- и пассажирскими потоками и вблизи крупных транспортных узлов.


    9. Посты мониторинга качества воздуха

       

      Посты экологического мониторинга организованы в целях исполнения п.109.11 «Создание пилотного стационарного поста мониторинга метеорологических параметров и загрязняющих веществ в атмосферном

      воздухе» распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.06.2016

      № 1082-р.

      Первый пункт расположен на 71-м километре автомобильной дороги М- 4 «Дон», в зоне пункта взимания платы (ПВП), где существует высокий риск возникновения загрязнений воздуха из-за скопления машин, режима их движения: активного торможения перед ПВП и разгона после ПВП. Второй – в зоне свободного движения, на 68-м километре автомобильной дороги М-4 «Дон».

      Посты обустроены в целях исследовании концентрации в воздухе самых опасных для организма участников дорожного движения мелкодисперсных частиц и газов.

      С момента установки систем наблюдаются кратковременные (не более 1% от всей выборки измерений) превышения максимальной разовой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе. Это связано с проездом автомобилей низкого экологического класса, либо с неисправной системой очистки отработавших газов. В остальное время концентрация веществ соответствуют нормативным требованиям, установленным ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

      Проект по внедрению мониторинга воздуха реализуется при поддержке фонда «Сколково» в рамках совместного с Государственной компанией соглашения о сотрудничестве.

      Результаты мониторинга в режиме реального времени размещены на открытом для пользователей специально разработанном портале http://avtodor.cityair.ru.

      По итогам мониторинга специалисты Государственной компании смогут создать эко - модель «жизни» дороги в тех или иных условиях с учетом времени года, суток, погоды, температуры, интенсивности движения и выработать ряд экологических мероприятий для пунктов взимания платы, для всей сети автодорог, а также рассчитать воздействие на окружающую среду.


  5. Развитие сотрудничества с гражданским обществом и контрагентами


    1. Сотрудничество с образовательными организациями, обмен опытом

      В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями проводится работа по корректировке учебных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

       

      Положения Экологической политики учтены в программе подготовки бакалавров и магистров по направлению 20.00.01 «Техносферная безопасность»,

      профиль (программа) «Инженерная защита окружающей среды в дорожно- транспортном комплексе» МАДИ.

      Членами Рабочей группы по реализации Экологической политики, сотрудниками Государственной компании проведены лекционные занятия и семинары со студентами МАДИ в части практической реализации положений документа, а также применения «зелёных» технологий в автодорожном комплексе.

      В соответствии с соглашениями о сотрудничестве с ВУЗами, несколько студентов МАДИ и МИИТ прошли практику в Департаменте проектирования, технической политики и инновационных технологий. В рамках практики студенты приняли участие в разработке проектов методики мониторинга экодуков, методики оценки доступности объектов дорожного и придорожного сервиса для маломобильных групп населения, а также подготовке материалов для проекта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Руководство по оценке риска в течение жизненного цикла».

      В целях вовлечения персонала в реализацию Экологической политики в 2017 году прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность» 6 сотрудников филиалов Государственной компании.


    2. Конгрессно-выставочная деятельность

      В 2017 году сотрудники Государственной компании участвовали в работе Межрегионального экологического форума «Зеленые стандарты – устойчивое развитие» (г. Ростов-на-Дону), III Российской экологической недели – 2017 (г. Москва).

      В рамках III Международного форума «Инновации в дорожном строительстве» (г. Сочи) организован круглый стол № 1 «Экология в дорожной отрасли», на котором рассмотрены перспективы развития нормативной правовой базы зелёного строительства, пути решения проблем в области охраны окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, энерго- и ресурсосбережения, переработки отходов строительства.

      В рамках VIII Международной специализированной выставки-форума

      «ДорогаЭкспо-2017» (г. Москва) организован Круглый стол № 5 «Зеленое строительство автомобильных дорог» с участием Дорожной федерации Европейского союза (Франция). Рассмотрены вопросы устойчивого развития автомобильных дорог, новые подходы к дорожной деятельности в целях сокращения выбросов парниковых газов, энерго- и ресурсосбережения, результаты мониторинга экодука, концепция размещения зарядных станций для электромобилей, обеспечение доступности для маломобильных групп населения,

      реализация пилотного проекта по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха на автомобильных дорогах.

      В рамках V Всероссийского съезда по охране окружающей среды и II Международной Выставки-форума ЭКОТЕХ-2017 (г. Москва), организованных Минприроды России, приняли участие в качестве экспонента. На стенде компании демонстрировались достижения в реализации Экологической политики и результаты выполнения мероприятий Года экологии в Российской Федерации, закрепленных за Государственной компанией распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1082-р. Сотрудники компании приняли участие в деловой программе ЭКОТЕХа, выступив с докладами на секциях

      «Бизнес может способствовать биоразнообразию» и «Транспорт будущего».

      5 мая 2017 года проведена акция по устройству зеленых насаждений

      «Аллея памяти», приуроченной к Дню победы (совместно с ветеранами ВОВ) на площадке отдыха расположенной на 262 км автомобильной дороги М-11 «Москва

      – Санкт-Петербург».

      В мае 2017 года состоялся конкурс детского рисунка «Экология глазами детей», на котором были представлены рисунки детей сотрудников Государственной компании.

      В рамках X Международной Конференции «Освоение инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве» состоялся VI Всероссийский конкурс «Лидер освоения инноваций в дорожном хозяйстве Российской Федерации 2017» (г. Санкт-Петербург). Оценка заявок участников проводилась с учетом критериев в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, энерго- и ресурсосбережения.


    3. Экспертиза эффективности реализации Экологической политики

      Экспертиза эффективности реализации мероприятий Экологической политики проводится Комитетом по общественному экологическому контролю строительства и эксплуатации скоростных дорог России при Государственной компании «Автодор». Отчет о выполнении Плана мероприятий Года экологии Государственной компании «Автодор» рассмотрен и одобрен на Совместном заседании Рабочей группы по реализации Экологической политики Государственной компании «Автодор» на период до 2030 года и Комитета по общественному экологическому контролю строительства и эксплуатации скоростных автомобильных дорог России при Государственной компании

      «Автодор» (протокол от 25.12.2017 № ТП-45пр).


    4. Мониторинг общественного мнения

      Государственная компания регулярно проводит мониторинг общественного мнения, контрагентов и других заинтересованных сторон об эффективности

      реализации Экологической политики. Для информирования общественности о мероприятиях в области охраны окружающей среды на протяжении 2017 года публиковались материалы о деятельности связанной с реализацией Экологической политики на сайте, осуществлялась рассылка информационных материалов в СМИ и мониторинг публикаций по данной теме.

      За рассматриваемый период в социальных медиа выявлено 1229 сообщений с упоминанием Государственной компании «Автодор» в контексте экологии. Все зафиксированные упоминания в разрезе экологической политики были отмечены на Интернет-порталах.

      Наибольшее количество упоминаний в 1 полугодии вышло в региональных СМИ - 12, почти вполовину меньше в федеральных СМИ (5).

      Во 2 полугодии количество публикаций в региональных СМИ и федеральных СМИ было равно 10 и 11 соответственно.

      Наибольшее количество сообщений с упоминанием объекта исследования приходится на социальную сеть Вконтакте (46%). Далее следуют социальные сети Facebook (21%), где выявлена основная часть негативных публикаций, и Одноклассники (17%).

      Основная часть сообщений носит положительный характер (44%), количество нейтральных публикаций составляет 20% от общего массива выявленных записей, 36% записей – негативные.

      Среди позитивных сообщений об экологической политике, чаще всего встречаются публикации о построенном в Калужской области экодуке, анонсы строительства трех экодуков на автомобильных дорогах М-1 «Беларусь» и одного на М-11 «Москва – Санкт-Петербург», установке зарядных станций для электромобилей на трассе М-4 «Дон», участии в выставке ЭКОТЕХ 2017, эксперименте по мониторингу воздуха и деятельности компании по возмещению ущерба, наносимого строительством дорог. Выявлены также единичные упоминания об акциях по очистке придорожных территорий и посадке деревьев вдоль трасс.

      Негативные сообщения связаны с карьером в Клинском районе, национальных парках и заказниках Новгородской и Тверской областей, вредом для окружающей среды при строительстве ЦКАД. Также небольшая часть пользователей скептически относятся к строительству экодуков на трассах.


    5. Международные конвенции

      image

      В настоящее время Российская Федерация имеет действующие двусторонние соглашения (как рамочные, так и по отдельным областям природоохранной деятельности) более чем с 40 государствами ближнего и дальнего зарубежья. В рамках реализации Экологической политики Государственной компании «Автодор» на период до 2030 года проведен анализ

      соблюдения Государственной компанией требований международных соглашений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

      При проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог Государственной компании «Автодор» проводятся мероприятия по сокращению негативного воздействия на окружающую среду, обеспечения доступа общественности к принятию решений в области охраны окружающей среды обеспечивающих выполнение следующих конвенций:

      1. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992);

      2. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (Париж, 1994);

      3. Рамочная конвенция ООН по изменению климата (РКИК, Нью-Йорк, 1992) и Киотский протокол к РКИК (Киото, 1997);

      4. Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решения и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхусская конвенция), Орхус, 1998.

      В рамках деятельности компании по сохранению объектов животного мира при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, в том числе устройства экодуков соблюдаются следующие конвенции:

      1. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Вашингтон 1973;

      2. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция), Берн, 1979;

      3. Конвенция об охране мигрирующих видов животных (Боннская конвенция), Бонн, 1979.


  6. План мероприятий реализации Экологической политики на 2018 год

План мероприятий Экологической политики Государственной компании

«Автодор» на период до 2030 года (II этап, 2018 год).


Мероприятия плана реализации Экологической политики Государственной компании "Автодор" (II этап, 2018 год):


Улучшение экологического состояния объектов Государственной компании и прилегающих к ним территорий

  1. Строительство экодука тоннельного типа на объекте: «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)»

  2. Мониторинг миграционной активности животных на экодуке км 170+100 автомобильной дороги М-3 «Украина» в Калужской области

  3. Проведение рейтинговой оценки объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах Государственной компании в соответствии с СТО АВТОДОР 7.1-2013 и СТО АВТОДОР 2.22-2016

  4. Оценка эффективности акустических экранов на дорогах Государственной компании

  5. Проведение опытной эксплуатации стационарных установок наружного освещения на экспериментальном участке автомобильной дороги М-4

    «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 464+500 – км 492+700 в Воронежской области (от границы Липецкой области)

  6. Разработка мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при использовании противогололедных материалов

  7. Оценка доступности объектов придорожного сервиса для участников дорожного движения с ограниченными возможностями

  8. Проектирование экодука на км 184 автомобильной дороги М-1

    «Беларусь»

  9. Проектирование защитного ограждения на объекте: «Реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе участка автомобильной дороги М-1 "Беларусь" от Москвы через Смоленск до границы с республикой Беларусь (на Минск, Брест) км 132-км 456, Московская, Смоленская области (I-этап локальные мероприятия)»

  10. Комплексная оценка негативного воздействия автомобильных дорог Государственной компании на окружающую среду

  11. Проработка комплекса вопросов по повторному применению отходов, образующихся в результате деятельности Государственной компании

  12. Разработка требований к показателям энергоэффективности оборудования ИТС


    Совершенствование нормативной правовой и нормативно- технической базы

  13. Актуализация Экологической политики Государственной компании

    «Автодор» на период до 2030 года

  14. Разработка требований к автомобильным дорогам в зоне расположения особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

  15. Разработка проекта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению и обустройству экодуков»

  16. Разработка проекта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению и обустройству многофункциональных зон дорожного сервиса»

  17. Разработка проекта ГОСТ Р "Дороги автомобильные общего пользования. Доступность зданий и сооружений для участников дорожного движения с ограниченными возможностями"


    Конференции, выставки

  18. Участие в совместных мероприятиях с представителями Дорожной федерации Европейского союза (USIRF - Франция);

  19. Проведение круглого стола посвященного проблемам охраны окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог в рамках проведения международной специализированной выставки-форума

    «ДорогаЭкспо» в 2018 г.;


    Сотрудничество с образовательными организациями

  20. Повышение квалификации не менее 5 сотрудников Государственной компании в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

  21. Мероприятия по реализации Соглашения о сотрудничестве между Государственной компанией «Автодор» и Некоммерческой организацией «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Сколково)

  22. Создание каталога наилучших зеленых практик с подготовкой предложений по их тиражированию

  23. Сотрудничество с ВУЗами (прохождение студентами практики в Государственной компании, проведение лекционных занятий в области современных природоохранных и энергоэффективных технических и технологических решений)


    Информационное обеспечение в сфере экологической безопасности

  24. Мониторинг эффективности реализации Экологической политики Государственной компании «Автодор» на период до 2030 года;

  25. Поддержка на сайте Государственной компании раздела

    «Экологическая политика»;

  26. Мониторинг общественного мнения, контрагентов и других заинтересованных сторон об эффективности реализации Экологической политики Государственной компании.


 

 

 

 

 

 

////////////////////////////