ИЗМЕНЕНИЕ № 1 СТБ 1879-2008 ЗАТЯЖКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ. Технические требования

 

  Главная      Учебники -Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3       4       5        6         7        8        9       10       11       12      13      14      15      16      17      18      19     20      21     22      23  

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

СТБ 1879-2008

МКС 21.040.10


 

ИЗМЕНЕНИЕ № 1 СТБ 1879-2008 ЗАТЯЖКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ. Технические требования


 

ЗАЦЯЖКА РАЗЬБОВЫХ ЗЛУЧЭННЯЎ

Тэхнічныя патрабаванні


 

image


 

Введено в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 13.12.2012 № 79


 

Дата введения 2013-07-01


 

Библиографические данные дополнить кодом: «МКС 21.040.030».

Раздел 1. Первый абзац изложить в новой редакции:

«Настоящий стандарт распространяется на резьбовые соединения, в том числе со специальной резьбой, с винтами, с самостопорящимися болтами и гайками, металлических изделий, применяемых в автомобилестроении (далее – резьбовые соединения).»;

третий абзац исключить.

Пункт 4.1 изложить в новой редакции:

«4.1 Максимальный крутящий момент затяжки резьбового соединения выбирается согласно таб-лице Б.1 (приложение Б).».

Пункт 4.5. Первый абзац. Заменить слова: «На поле сборочного чертежа» на «В технических тре-бованиях (ТТ) на чертеже»;

примеры. Заменить класс резьбового соединения: «1» и «2» на «I» и «II» (2 раза); последний абзац изложить в новой редакции:

«В случае, если нет необходимости в регламентации класса соединений и крутящих моментов затяжки, в ТТ на чертеже приводится запись: «Затяжка резьбовых соединений – по СТБ 1879-2008», при этом минимальный момент затяжки выбирается по приложению В для третьего класса соедине-ния с учетом максимального крутящего момента затяжки резьбовых соединений, выбранного по приложению Б.»;

дополнить абзацами (после последнего):

«При установлении технических требований к затяжке резьбовых соединений со специальной резьбой, с винтами, с самостопорящимися болтами и гайками приводится указание о величинах ми-нимального и максимального крутящих моментов, назначаемых разработчиком конструкции для дан-ных соединений, с указанием или без указания класса соединения.

Пример – Затяжка гайки поз. ... – Мкр от 24 до 36 Н·м, класс II, по СТБ 1879-2008.

Для нескольких резьбовых соединений одного класса допускается указывать класс резьбового соединения один раз при перечислении моментов затяжки всех резьбовых соединений.

Пример – Затяжка резьбовых соединений – Мкр, Н·м, класс II, по СТБ 1879-2008:

  • дет. поз. ... от 25 до 32;

  • дет. поз. ... от 28 до 36;

– дет. поз. ... от 216 до 245;

– дет. поз. ... от 398 до 490.».

Пункт 4.7. Пятый абзац изложить в новой редакции:

«– деталей из металлов и сплавов (в том числе цветных и изоляционных);»; шестой абзац исключить.

Пункт 5.1. Первый абзац. Заменить слова: «(гайковертами)» на «(например, гайковертами)».


 

(ИУ ТНПА № 12-2012)


 

83

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СТБ 1879-2008


 


 

ЗАТЯЖКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Технические требования


 

ЗАЦЯЖКА РАЗЬБОВЫХ ЗЛУЧЭННЯЎ

Тэхнічныя патрабаванні


 

Издание официальное


 


 

 

БЗ 5-2008

 

Госстандарт Минск

 

УДК 621.882(083.74)(476) МКС 21.040.10 КП 02

Ключевые слова: затяжка, резьбовые соединения, технические требования, нормы затяжки, классификация

 


 

Предисловие


 

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь

«О техническом нормировании и стандартизации».

  1. РАЗРАБОТАН производственным республиканским унитарным предприятием «Минский завод колесных тягачей» (УП «МЗКТ»)

    ВНЕСЕН Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь

  2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 30 мая 2008 г. № 30

  3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


 

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

 

Издан на русском языке

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

image

ЗАТЯЖКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Технические требования

ЗАЦЯЖКА РАЗЬБОВЫХ ЗЛУЧЭННЯЎ

Тэхнічныя патрабаванні

Threaded fastener tightening The technical requirements


 

image

Дата введения 2008-12-01


 

  1. Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на резьбовые соединения металлических изделий, применяемых в автомобилестроении (далее – резьбовые соединения).

    Настоящий стандарт устанавливает технические требования к затяжке резьбовых соединений, в том числе крутящие моменты затяжки, с применением болтов, шпилек по ГОСТ 1759.4 и гаек по ГОСТ 1759.5 с номинальным диаметром от 8 до 24 мм.

    Стандарт не распространяется на резьбовые соединения со специальной резьбой, а также с самостопорящимися болтами и гайками.


     

  2. Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

    ГОСТ 1759.4-87 (ИСО 898-1-78) Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний ГОСТ 1759.5-87 (ИСО 898-2-80) Гайки. Механические свойства и методы испытаний

    ГОСТ 11284-75 Отверстия сквозные под крепежные детали. Размеры

    ГОСТ 22034-76 Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1,25 d. Класс точности В. Конструкция и размеры

    ГОСТ 22035-76 Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1,25 d. Класс точности А. Конструкция и размеры

    ГОСТ 22036-76 Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1,6 d. Класс точности В. Конструкция и размеры

    ГОСТ 22037-76 Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 1,6 d. Класс точности А. Конструкция и размеры

    ГОСТ 22038-76 Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 2 d. Класс точности В. Конструкция и размеры

    ГОСТ 22039-76 Шпильки с ввинчиваемым концом длиной 2 d. Класс точности А. Конструкция и размеры

    Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (далее – ТНПА) по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.

    Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим стандартом следует руко-водствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то поло-жение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


     

  3. Классификация резьбовых соединений

    1. По степени ответственности резьбовые соединения делятся на классы: I – особо ответственные;

      1. – ответственные;

      2. – общего назначения; IV – малоответственные.


       

      image

      Издание официальное

    2. Классы резьбовых соединений характеризуются величинами максимальных и минимальных крутящих моментов затяжки.

    3. Классы, максимальные и минимальные крутящие моменты затяжки для конкретных резьбовых соединений устанавливаются разработчиком конструкции, исходя из нагруженности и степени ответ-ственности соединений.

      Исключение составляют резьбовые соединения с затяжкой гайки под шплинты или замковые шайбы (см. 4.5, 5.6).

      Примеры крепежных деталей, образующих резьбовые соединения различных классов, приведены в приложении А.


       

  4. Нормы затяжки резьбовых соединений

    1. Максимальный крутящий момент затяжки резьбового соединения в зависимости от класса соединения выбирается согласно таблице Б.1 (приложение Б).

    2. По выбранному максимальному крутящему моменту затяжки резьбового соединения и классу соединения согласно таблице В.1 (приложение В) определяется минимальный крутящий момент затяжки.

    3. Приведенные в приложениях Б и В моменты затяжки применяются для резьбовых соединений, резьбы которых не имеют покрытия и смазки и специально не обезжирены.

      В противном случае величины моментов для резьбовых соединений должны быть скорректированы разработчиком в зависимости от применяемых покрытий или смазки. Величина коррекции при приме-нении смазки или покрытия определяется экспериментально и округляется (арифметически) до ближайшей величины, приведенной в приложении Б.

    4. Выбор максимального и минимального крутящих моментов затяжки для конкретного резьбового соединения с учетом нагруженности и степени ответственности (класса) производится разработчиком конструкции.

    5. На поле сборочного чертежа, в инструкциях на сборку должны приводиться указания о классе резьбового соединения и о максимальном и минимальном крутящих моментах затяжки.

      Пример – Затяжка болта поз. … – Мкр от 320 до 360 Н·м, класс 1 по СТБ 1879-2008.

      При затяжке гайки под шплинты или замковые шайбы (см. 5.6) указывается класс соединения и минимальный крутящий момент.

      Пример – Затяжка гайки поз. … – Мкр min 320 Н·м, класс 2 по СТБ 1879-2008.

      В случае, если нет необходимости в регламентации класса соединений и крутящих моментов затяжки, в чертеже приводится запись: «Затяжка резьбовых соединений – по СТБ 1879-2008», при этом максимальный и минимальный моменты затяжки выбираются по приложению В для третьего класса соединения.

    6. Для резьбовых соединений, отличающихся от указанных в приложении Б по диаметру и/или шагу резьбы, допускается установление разработчиком конструкции расчетных крутящих моментов затяжек, рассчитанных по предварительному усилию затяжки, составляющему 75 % от пробной нагрузки болта по ГОСТ 1759.4.

      Методика расчета приведена в приложении Г.

    7. Обязательно установление разработчиком максимальных и минимальных крутящих моментов затяжки на основании соответствующих расчетов и экспериментов для следующих крепежных резь-бовых соединений:

      • особо ответственных деталей;

      • пакетов пружинящих деталей (рессоры и др.), а также деталей с амортизационными прокладками;

      • деталей, работающих в специальных условиях нагрузки (регулировочные, стопорные и др.);

      • деталей из цветных металлов и сплавов;

      • деталей из других металлов (в том числе изоляционных);

      • соединений трубопроводов и «полых» болтов;

      • конусных деталей.

      Установленный максимальный крутящий момент затяжки не должен быть выше значений, приве-денных в приложении Б.

      Примечания

      1. Если в результате расчета или эксперимента момент затяжки требуется выше приведенного в приложении Б, необходима корректировка диаметра либо применение крепежной детали с большим классом прочности.

      2. Допускается уменьшение величины максимального крутящего момента в обоснованных случаях (по усмотрению разработчика), когда применяется крепежная деталь (с целью унификации или сокращения номенклатуры) более прочная, чем требуется по условиям работы.

    8. Величины максимального и минимального крутящих моментов затяжки для завинчивания шпильки «в тело» принимаются равными половине соответствующих крутящих моментов для затяжки болта (гайки), имеющего одинаковые размеры резьбы, покрытие и смазку, если иное не установлено в конструкторской документации.


       

  5. Технические требования

    1. Затяжка резьбовых соединений I и II классов должна производиться ручным или механизиро-ванным инструментом (гайковертами) с последующим контролем динамометрическим ключом по ТНПА.

      Контроль затяжки резьбовых соединений I и II классов должен производиться на 100 % соединений. Если конструкцией инструмента обеспечивается получение момента затяжки с заданной точностью,

      то затяжку резьбовых соединений I и II классов допускается производить в один прием до срабатывания устройства, выполняющего роль предельного, при этом контроль затяжки осуществляется периоди-чески, но не менее двух раз в смену.

    2. Затяжка резьбовых соединений III и IV классов должна осуществляться ручным или механи-зированным инструментом.

      Периодичность контроля затяжки резьбовых соединений устанавливается технологической доку-ментацией в зависимости от стабильности технологического процесса затяжки соединений.

      Отклонение от номинального крутящего момента затяжки – в пределах погрешности контрольного инструмента (динамометрического ключа).

    3. При использовании динамометрических ключей приложение усилия должно осуществляться плавно, без остановок, до тех пор, пока стрелка ключа не дойдет до установленной величины крутящего момента затяжки. Не допускается превышения величины максимального крутящего момента затяжки.

    4. При использовании предельных ключей, отрегулированных на выбранный крутящий момент, усилие должно прикладываться до поворота головки ключа или до срабатывания предельного уст-ройства.

    5. При использовании гайковертов как с непрерывно вращающимся приводом, так и с прерывистым приложением энергии привода (электрического, пневматического и гидравлического) завертывание должно осуществляться без преднамеренных остановок до тех пор, пока вращение не закончится.

    6. Затяжка гайки под шплинты или замковые шайбы должна производиться с контролем мини-мального крутящего момента и последующей подтяжкой ключом до совпадения с ближайшей прорезью или гранью гайки без контроля крутящего момента затяжки.

    7. Контроль крутящего момента затяжки должен осуществляться при помощи динамометрических ключей. Крутящий момент затяжки измеряется непосредственно в начале вращения по направлению дальнейшей затяжки.

Величина крутящего момента начала вращения может быть до 25 % выше установленного максимального крутящего момента затяжки. При дальнейшем вращении крутящий момент затяжки не должен превышать установленное значение максимального момента затяжки. При превышении ве-личины максимального крутящего момента затяжки резьбовое соединение следует разобрать и кре-пежные детали заменить.

В случае недостаточной величины крутящего момента затяжки производится подтяжка резьбового соединения до заданной величины крутящего момента затяжки.

Контроль крутящего момента затяжки должен производиться не позднее чем через 30 мин после затяжки.

Приложение А

(справочное)


 

Примеры крепежных деталей, образующих резьбовые соединения различных классов


 

  1. класс

    Гайка болта шатуна двигателя Шатунный болт компрессора

    Гайка болта крепления маховика к фланцу коленчатого вала Гайка болта задней подвески двигателя

    Гайка болта крепления ведомой конической (цилиндрической) шестерни главной передачи Гайка крепления фланца ведущей шестерни главной передачи

    Гайка болта крепления кронштейнов задней подвески к раме Гайка стремянок передних и задних рессор

    Гайка болта крепления кронштейна оси балансирной подвески Гайка сошки рулевого механизма

    Гайка шпильки крепления цапфы моста

    Гайка стяжного болта пальца передней рессоры Гайка пальца амортизатора

  2. класс

    Гайка шпильки крепления головки компрессора Гайка болта передней и задней подвесок двигателя Болт головки блока двигателя

    Гайка шпильки крепления полуоси моста к ступице колеса Болт крепления редуктора к картеру моста

    Гайка болта крепления картера моста

    Гайка болта крепления крышки разъемного моста Болты механизма рулевого управления

    Гайка шарового пальца поперечной и продольной рулевых тяг Гайка крепления колеса

    Гайка болта крепления фланца карданного вала

  3. класс

    Болт масляного картера двигателя Болт картера главной передачи

    Болт крепления крышки переключения коробки передач Болт крепления буксирного крюка

  4. класс

Болт крышки люка коробки передач и раздаточной коробки Болт крышки картера моста

Резьбовые детали креплений, непосредственно не несущие нагрузок

Приложение Б

(рекомендуемое)


 

Максимальные крутящие моменты затяжки резьбовых соединений


 

image

image

Таблица Б.1


 


 

Номи-нальный диаметр резьбы d, мм


 

Размер

«под ключ»

S


 

Шаг резьбы*, мм

Максимальный крутящий момент затяжки**, Н·м, для класса прочности

 

 

болта по ГОСТ 1759.4

 

 

5.8

6.8

8.8

10.9

12.9

 

 

гайки по ГОСТ 1759.5

 

 

4; 5; 6

5; 6

6; 8

8; 10

10; 12

6

10

1

5

8

10

12

16

8

12 – 14


 

1,25

16

18

25

36

40

10

14 – 17

32

36

56

70

90

12

17 – 19

56

62

100

125

160

14

19 – 22


 

1,5

80

100

160

200

250

16

22 – 24

110

140

220

320

360

18

24 – 27

160

200

320

440

500

20

27 – 30

220

280

500

620

700

22

30 – 32

280

360

620

800

900

24

32 – 36

2

360

440

800

1000

1100

* При применении резьбовых соединений с крупным шагом резьбы момент затяжки назначается по этой же таблице.

При применении резьбовых соединений с более мелким шагом резьбы момент определяется разработчиком конструкции.

** Величина максимального крутящего момента затяжки действительна также при завинчивании болта «в тело» при соблюдении рекомендаций по длине ввинчиваемого резьбового конца по ГОСТ 22034 – ГОСТ 22039.

Приложение В

(рекомендуемое)


 

Минимальные крутящие моменты затяжки резьбовых соединений


 

Таблица В.1 В ньютон-метрах


 

Максимальный крутящий момент затяжки

Минимальный крутящий момент затяжки для класса соединения


 

Точность измерения**

I

II

III

IV

5

4

3

2

–*


 

± 1,0

8

7

6

5

4

10

9

8

7

5

12

11

10

9

5

16

14

12

11

7

18

16

14

12

8

25

22

20

18

11

32

28

25

22

14

36

32

28

24

16


 

± 2,0

40

35

32

28

18

56

50

44

40

24

62

56

50

44

28

70

60

55

50

29


 

± 5,0

80

70

65

55

34

90

80

70

60

39

100

90

80

70

44

110

100

90

80

49

125

110

100

90

54

140

125

110

100

64

160

140

120

110

67


 

± 10,0

200

180

160

140

88

220

200

180

160

98

250

220

200

180

108

280

250

220

200

118

320

280

250

220

135

360

320

280

240

155


 

± 20,0

440

400

360

320

195

500

440

400

360

215

620

560

500

440

275

700

600

550

500

295


 

± 50,0

800

700

650

550

340

900

800

700

600

390

1000

900

800

700

440

1100

920

* Данные отсутствуют.

** Точность измерения относится к точности динамометрических ключей.

Приложение Г

(рекомендуемое)


 

Методика расчета максимального крутящего момента затяжки резьбового соединения


 

Максимальный момент затяжки резьбовых соединений Мкр рассчитывают по формуле


 

Мкр [0,161·+ 0,583 µ0 d2 + 0,25 µ0 (dтd0), (Г.1)


 

где Q

предварительное усилие затяжки, Н;

Р

шаг резьбы;

µ0

общий коэффициент трения, зависящий от наличия и вида покрытия, состояния трущихся поверхностей, смазки, повторяемости сборки, скорости свинчивания и т. д., например:

µ0 = 0,14

для резьбовых соединений без покрытия и смазки;

µ0 = 0,13

для резьбовых соединений с цинковым хроматированным покрытием без смазки;

Примечание – Значения коэффициентов трения для резьбовых соединений в зависимости от видов покрытия,

смазки и пр. приведены в технических справочниках, например [1], и выбираются разработчиком конструкции.


 

d2

средний диаметр резьбы, м;

dт

диаметр опорной поверхности гайки или головки болта, м;

d0

диаметр отверстия под крепежную деталь, м. В расчете dпринимают по второму ряду диаметров сквозных отверстий по ГОСТ 11284.

 

Предварительное усилие затяжки рассчитывают по формуле


 

= 0,75 Nпроб, (Г.2)


 

где Nпроб – пробная нагрузка болтов по ГОСТ 1759.4.

Библиография


 

[1] Иосилевич Г.Б., Строганов Г.Б., Шарловский Ю.В. Затяжка и стопорение резьбовых соединений. –

М.: Машиностроение, 1985. – 224 с.


 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////