Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     Из жизни пчел (К. Фриш) - 1980 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..

 

 

Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 20

 

 

156

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

157

ходках обильного взятка, и делают они это тем же

способом, что и сборщицы нектара. Они точно так же ис-

пользуют круговые танцы при близком и виляющие танцы

при удаленном источнике взятка, чтобы передать сообще-

ние о расстоянии и направлении.

Однако небольшое отличие все же есть. У сборщиц не-

ктара точное представление о цветках, которые нужно ис-

кать, передается при помощи цветочного запаха, сохра-

нившегося на теле и принесенного в медовом зобике (стр.

135). Сборщицы пыльцы не приносят домой душистого

нектара, но зато они доставляют небольшую частицу посе-

щенных ими цветков — цветочную пыльцу. Она имеет спе-

цифический запах, заметно отличающийся от запаха ле-

пестков и свой у каждого вида растений. Таким образом,

душистыми посланиями служат здесь пыльцевые штаниш-

ки.

Это доказывается следующим опытом. Подготовим

для сборщиц пыльцы два места кормления (рис. 99). На

одном из них

 группа меченых пчел собирает пыльцу

с шиповника, а на другом

 — вторая группа ведет сбор

этого корма с крупных цветков колокольчика. Уберем

цветки в обоих пунктах и устроим перерыв в кормлении.

Спустя некоторое время сборщицы, не находя пыльцы, бу-

дут оставаться дома, и только одна будет время от вре-

мени вылетать на разведку, чтобы посмотреть, не появи-

лось ли здесь опять что-нибудь пригодное для сбора. Вы-

ставим на месте, где стояли колокольчики, свежий букет

этих же цветов. Разведчица тотчас соберет обножку, поле-

тит домой и начнет танцевать. Первыми после перерыва

обратят внимание на ее танец пчелы, уже раньше собирав-

шие пыльцу с колокольчиков, так как знакомый запах как

 99. У — улей с

 Ш —

чашка с цветками шиповника;

 —

чашка с цветками колокольчика.

(Объяснение в тексте.)

бы говорит им, что цветки снова выделяют пыльцу. Не-

медленно поспешат они к цветкам колокольчика, на кото-

рых вскоре благодаря продолжительным танцам появятся

новички. Но сборщицы пыльцы с шиповника останутся в

улье, так как запах цветков колокольчика им незнаком.

Этого еще недостаточно, чтобы выяснить, что же имеет

решающее значение — запах лепестков или запах пыльцы.

Проведем опыт несколько иначе. Устроим еще раз на обо-

их местах кормления перерыв, после которого на том же

месте снова предложим пчелам колокольчики, предвари-

тельно заменив их собственные пыльники пыльниками ши-

повника

 Прилетевшая пчела-разведчица нахо-

дит на привычном месте знакомые ей цветки колокольчика

и собирает в них обножку. Таким образом, одна из пчел,

посещавших раньше цветки колокольчика,

 прежнем ме-

сте и в тех же цветках колокольчика собирает обножку из

пыльцы шиповника. Прилетев домой, она танцует, но все ее

 100. а. Цветок колокольчика (Campanula medium), часть венчика

удалена, чтобы показать внутренность цветка; большая часть пы-

льцы с загнутых вниз пыльников прилипла к

 Цветок коло-

кольчика, в котором все части, несущие пыльцу, удалены и заменены

пыльниками

 в. Цветок

 г. Цветок шиповника

с удаленными пыльниками; внутрь цветка помещены два пестика

с прилипшей к ним пыльцой, взятые из цветков колокольчика. Т —

тычинки;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

158

11. Как

 разговаривают друг с другом

подруги, которые целыми часами и днями собирали вме-

сте с ней пыльцу на цветках колокольчиков, не обращают

ни малейшего внимания на ее оживленный виляющий та-

нец. Напротив, совершенно «чужие» для нее сборщицы пы-

льцы с шиповника спешат к ней, обнюхивают ее обножку

и летят туда, где они привыкли собирать пыльцу с шипов-

ника и где теперь напрасно ищут его цветки. Таким обра-

зом, пчелы дали себя одурачить, но благодаря этому мы

теперь знаем, что не запах цветков колокольчика, в ко-

торых копошилась пчела, а запах принесенной ею пыльцы

шиповника играет решающую роль.

Обратный опыт (рис. 100, г) дает аналогичный резуль-

тат. Разведчица, собиравшая в цветках шиповника пыльцу

колокольчика, мобилизует своим танцем сборщиц пыльцы

с колокольчика.

ОБ ОПРОКИНУТОМ УЛЬЕ И О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ
ВОСПРИЯТИЯ ПЧЕЛАМИ ПОЛЯРИЗОВАННОГО СВЕТА

Чтобы подробнее изучить поведение пчел на горизон-

тальной танцевальной площадке, лучше всего использо-

вать наблюдательный улей, который можно наклонять

и при помощи винта и гайки закреплять в любом положе-

нии. Если поверхность сота наклонена хотя бы на 15° (рис.

101), танцовщицы уже могут указывать направление к со-

лнцу виляющим пробегом вверх и правильно воспроизво-

дить любой угол между направлением к кормушке и на-

правлением к солнцу. В этом им помогает хорошо

развитый орган

 позволяющий точно воспринимать

направление силы тяжести (см. стр. 22 — 23).

Но если сот лежит горизонтально, бежать вверх по не-

му невозможно. Тогда способ, описанный выше (стр. 151,

рис. 94), уже не подходит для указания направления. Забав-

но наблюдать, как пчелы при таких обстоятельствах с не-

изменным усердием продолжают танцевать, но без какой-

либо ориентировки виляющего пробега (так как небо для

них невидимо). Направление пробега в этом случае совер-

шенно беспорядочно изменяется. Но как только танцов-

щица увидит солнце или кусочек голубого неба, танцы ста-

новятся ориентированными и прямо указывают направле-

 Как пчелы разговаривают друг с другом

159

Рис. 101. Наблюдательный улей в наклонном положении. Даже при

таком незначительном наклоне пчелы могут танцевать, руковод-

ствуясь направлением силы тяжести.

Мы уже говорили, что эта поразительная ориентировка

по голубому небу объясняется поляризацией небесного

света. Добавим несколько слов о том, как это можно

доказать.

На рис. 102 изображен наблюдательный улей в гори-

зонтальном положении. Стеклянная стенка над сотами за-

крыта доской,

 прорезано четырехугольное

окошко. Над

 в круглой вращающейся раме размещен

большой

 стр. 100). При проведении опы-

та улей закрывают с трех сторон и танцующие на соте

пчелы видят через окошко в доске ограниченный участок

голубого неба. Небесный свет частично поляризован, и,

как мы уже знаем (рис. 66), каждый участок неба характе-

ризуется определенным направлением колебаний.

Поляризатор изменяет картину, пропуская лучи только

с какой-то одной плоскостью колебаний. Установим этот

поляризатор над танцующей пчелой так, чтобы проходя-

щие через него световые лучи сохраняли плоскость колеба-

ний, которую они имели на видимом участке неба. Пчелы

продолжают танцевать правильно и указывают верное на-

правление к кормушке.

 только повернуть поля-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

160

 Как пчелы разговаривают друг  другом

Рис. 102. Наблюдательный улей в горизонтальном положении, за-

крытый сверху поляризатором, который можно поворачивать.

ризатор, изменив тем самым направление колебаний, как

танцующие пчелы отклонятся в сторону поворота и по-

кажут неверное направление.

Чтобы точнее исследовать эту взаимосвязь, восполь-

зуемся звездообразным поляризатором (рис. 67). Рассма-

тривая через него голубое небо, мы очень быстро и четко

определим направление колебаний поляризованного света

в различных участках неба (рис. 68). Принцип опыта мож-

но пояснить на следующем примере. Для лучшего понима-

ния изберем наипростейшее из возможных условий: распо-

ложим кормушку на расстоянии 200 метров к западу от

улья. Танцовщицы через окно видят голубое небо на запа-

де, то есть в направлении к кормушке. Рядом с наблюда-

тельным ульем поместим звездообразный поляризатор,

направленный под углом 45° вверх на западную часть не-

ба, как ее видят пчелы через окно. Через поляризатор вид-

на картина типа

 (рис. 103). Ни при каком другом поло-

жении поляризатора мы не увидим через него эту картину.

Значит, на пути к источнику корма пчелы воспринимали

направление колебаний поляризованного света, соответ-

ствующее этой картине. Одновременно они, конечно, вос-

 103. Пример опыта, доказывающего ориентировку пчел по по-

ляризованному свету голубого неба. а. При полете от улья к располо-

женной на западе кормушке пчелы видят перед собой поляризо-

ванный свет, который соответствует видимой через поляризатор

картине М. Танцуя на горизонтальном соте, они могут видеть толь-

ко западный участок неба и указывают точно это направление.

6. С помощью поляризатора, помещенного над сотом, направление

световых колебаний заменяется для танцовщиц таким, которое со-

ответствует картине М звездообразного

 в результате

направление танца отклоняется на 35°

 в. Эта картина при обзо-

ре неба через звездообразный поляризатор появляется только на 34

севернее направления на запад. Когда танцовщице предъявляют со-

ответствующее направление колебаний на западе, она указывает на

 южнее западного направления, то есть с ошибкой всего лишь в 1

по сравнению с изменившимся направлением колебаний.

1-967

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

162

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

принимали другие направления колебаний в остальных

участках неба, но при танце они ориентируют виляющий

пробег точно в направлении, соответствующем той карти-

не поляризации света, которую они видели перед собой

при полете к кормушке. Они правильно танцуют и тогда,

когда над сотом установлен большой круглый поляриза-

тор в таком положении, чтобы направление колебаний по-

ляризованного света осталось неизменным. Это положе-

ние легко найти с помощью звездообразного поляризато-

ра, если над ним поместить второй вращающийся

обычный поляризатор.

Если теперь повернуть поляризатор над наблюда-

тельным ульем на 30° против часовой стрелки, ориентация

танца сразу изменится и пчелы будут указывать направле-

ние на

 южнее прежнего. Поместим перед звездо-

образным поляризатором обычный и придадим ему такое

же положение, какое занимает поляризатор, находящийся

над ульем; тогда на западе через оба поляризатора будет

видна картина

 (рис.

 Рассматривая голубое небо

через звездообразный поляризатор (теперь уже без обыч-

ного), мы увидим такую картину только на 34° севернее

прежнего направления на запад (рис. 103,в). При свобод-

ном полете к кормушке пчелы должны были придержи-

ваться направления на 34° левее этой картины. Теперь при

ограниченном для танцовщиц обзоре усредненные замеры

танцев дали величину угла 35° (отклонение в 1°; причем не

ясно, следует ли приписать эту неточность пчелам или

измерениям).

Таким образом, искусственно смещая картины поляри-

зации света на небосводе, можно соответственно изменять

направление, которое будут указывать пчелы. После того

как примерно в сотне всевозможных вариантов такого

опыта результаты в основном оказались одинаковыми,

уже не оставалось сомнений в том, что пчелы могут ориен-

тироваться по поляризованному свету.

ТАНЦЫ НА РОЕ

С помощью танцев пчелы могут сообщать сведения не

только об источниках нектара и пыльцы, но и о других це-

 своих полетов, например о том, где находятся лужи

 Как пчелы разговаривают друг с другом

163

с пригодной для сбора водой (стр. 140), или о том, где

можно собрать с древесных почек прополис, чтобы прома-

зать улей и заделать в нем щели. Особый интерес предста-

вляют танцы разведчиц, подыскивающих жилище и сооб-

щающих пчелиному рою о месте, пригодном для гнезда.

Как только весной семья приходит в роевое «настрое-

ние», пчелы-сборщицы становятся ленивыми и часто сидят

без дела, а некоторые обращаются к необычному для себя

занятию: они становятся разведчицами. Эти пчелы ищут

в окрестности подходящее жилище для будущей дочерней

семьи.

Вышедший рой сначала собирается вокруг матки, чаще

всего на ветке какого-нибудь из ближних деревьев (рис.

32), и вскоре на образовавшейся роевой грозди можно бы-

вает заметить танцующих пчел. Частично это те пчелы-раз-

ведчицы, которые уже заранее заботливо подыскивали

жилище, но скоро к ним во все большем числе подклю-

чаются другие пчелы, только теперь начавшие усердные

поиски. В различных местах, иногда вблизи, а иногда за

километры они находят дупло дерева, полость в стене, рас-

щелину скалы или пустой улей и тотчас же обследуют их.

Возвратившись, разведчицы танцуют на рое и сообщают

направление и расстояние до открытого ими возможного

приюта точно так же, как это делают пчелы-сборщицы,

указывая путь к источнику корма. А так как нередко успех

сопутствует многим разведчицам, на роевой грозди иногда

можно наблюдать больше 20 танцовщиц одновременно,

причем каждая из них показывает свое направление и рас-

стояние, соответствующее открытому ею жилищу. Здесь,

как правило, вмешивается пчеловод — он сажает рой

в улей, установленный на пасеке. Но если предоставить де-

лу идти естественным путем, то происходит нечто удиви-

тельное: пчелы проверяют, какой из предложенных при-

ютов им больше подходит. Это продолжается многие

часы, иногда даже дни, пока пчелы не придут к «единому

мнению». Тогда гроздь рассыпается и весь рой летит пря-

мо к своей новой квартире. Каким образом достигается та-

кое согласие? Когда пчелы мобилизуют других на раз-

личные источники пищи, танцы происходят тем оживлен-

нее и привлекают тем больше пчел, чем лучше предложе-

ние корма (см. стр. 137). У пчел-квартирьеров дело

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  18  19  20  21   ..