Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     Из жизни пчел (К. Фриш) - 1980 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..

 

 

Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 19

 

 

148

 Как пчелы разговаривают друг с другим

10, 100, 400, 800, 1200, 1600, 1950, 2050, 2400, 3000, 4000

и 5000 метров (рис.

 Сверх ожидания, мобилизо-

ванные пчелы строго следовали указаниям танца, часами

упорно обыскивая район расположения кормушки.

Но откуда пчелы вообще знают, как далеко они летали

и о каком расстоянии им нужно сообщить? Мы составляем

себе представление о расстоянии в метрах, иногда по за-

трате времени: «данное место находится отсюда в часе

ходьбы». Пчелы пользуются совсем другой мерой: необ-

ходимой затратой сил. При одном и том же расстоянии до

цели танцовщицы показывают

 удаленность, ес-

ли они, возвращаясь домой, летели против ветра, подни-

мались, преодолевая крутой обрыв, были обременены тя-

желой ношей или по другим причинам были вынуждены

производить большую работу. Особенно ясно эта взаи-

мосвязь видна в следующем опыте. Можно заставить пчел

проделать пешком путь от улья к кормушке, поместив над

прилетной доской стекло, чтобы помешать пчелам взле-

теть. Возвратившись домой, пчелы-пешеходы тоже тан-

цуют, но в то время как свободно летающие пчелы перехо-

дят от кругового танца к виляющему при расстоянии

60 — 80 метров, у пешеходов это происходит уже при рас-

стоянии в 3 — 4 метра до цели. Как же определяется в обоих

случаях затрата сил? Она измеряется расходом сахара.

А он при пешем марше на 3 — 4 метра столь же велик, как

при полете на 60—80 метров.

ВИЛЯЮЩИЙ ТАНЕЦ УКАЗЫВАЕТ ТАКЖЕ
И НАПРАВЛЕНИЕ К ИСТОЧНИКУ ВЗЯТКА

Пчелиная семья получила бы мало пользы, узнав, что

за два километра от улья цветет липа, если бы одновре-

менно не давалось указаний о направлении, в котором ее

нужно искать. Оказывается, виляющий танец доставляет

и такую информацию. Она содержится в фигуре танца,

а именно в направлении прямолинейного виляющего

пробега.

Сообщая направление, пчелы пользуются двумя раз-

личными способами в зависимости от того, танцуют ли

они, как обычно, на вертикальной поверхности сота в улье

или на какой-нибудь горизонтальной поверхности, напри-

мер на прилетной доске. Указание направления на гори-

зонтальной поверхности следует рассматривать как исто-

рически более древнюю форму. А так как она к тому же

более понятна, с нее и начнем.

Вспомним, что пчелы пользуются солнцем как компа-

сом (см. стр.

 Если при полете от улья к кормушке

солнце находилось от сборщицы, например, впереди слева

под углом 40°, то, вернувшись в улей, она в прямолиней-

ном виляющем пробеге придерживается того же угла по

отношению к солнцу и указывает, таким образом, прямо

на кормушку

 93). Семенящие за ней пчелы обращают

внимание на то положение, которое она занимает относи-

тельно солнца во время виляющего пробега. Улетая, они

сами принимают то же положение, что и сборщица, и в ре-

зультате направляются прямо к источнику корма.

Но это происходит только тогда, когда танцовщица ви-

дит солнце или по крайней мере голубое небо (см. стр.

и

 танцуя, например, на прилетной доске, что нередко

бывает в теплую погоду, когда приемщицы встречают воз-

вращающихся сборщиц у входа в улей. Можно также вы-

нуть один сот из улья и подержать его в горизонтальном

положении под открытым небом.

Танцующих пчел не так легко привести в замешатель-

ство. Они указывают направление в ту сторону, где брали

взяток, и если вращать лежащий сот, как поворотный круг

для паровозов, то они, позволяя танцевальной площадке

поворачиваться под их ногами, продолжают, подобно

стрелке компаса, указывать нужное направление. Но если

небо будет закрыто от их глаз, наступит полная дезориен-

тация и в танцах начнется путаница.

 93. Указание направления по солнцу при танце на горизонталь-

ной поверхности. У — наблюдательный улей;

направление полета к месту взятка. Справа — виляющий танец.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

150

 Как пчелы разговаривают друг с другом

Внутри улья темно, неба не видно, а соты расположены

вертикально. Все это не позволяет указывать направление

способом, с которым мы только что познакомились.

В этих условиях пчелы пользуются вторым, весьма приме-

чательным способом. Принимая за основу угол между на-

правлением, в котором они летели к кормушке, и прямой

линией к солнцу, они сохраняют его в танце, используя

в качестве одной из сторон этого

 направление силы

тяжести.

При этом виляющий пробег вверх означает, что кор-

мушка расположена от улья прямо по направлению

к солнцу; виляющий пробег вниз говорит о противопо-

ложном

 если же пробег идет, например, под

углом 60° влево от прямого направления вверх, то это оз-

начает, что кормушка находится влево под углом 60° от

прямого направления от улья к солнцу (рис. 94), и так да-

лее. То, что новички благодаря тонкому восприятию на-

правления силы тяжести узнают таким образом в темном

улье, они используют после вылета при ориентировке по

солнцу.

Подобно тому как при изучении передачи пчелами

данных о расстоянии мы проделали «ступенчатый опыт»,

проведем теперь «веерный опыт», чтобы узнать, действи-

тельно ли мобилизованные пчелы летят в указанном им

направлении. На рис. 95 в качестве примера приведен ре-

зультат одного такого опыта. Пронумерованные пчелы

получали сироп на кормушке

 установленной на арома-

тизированном поддоне в 600 метрах от улья. В 550 метрах

от улья были веерообразно размещены приманки с тем же

запахом, но без корма, на равных расстояниях друг от дру-

га, соответствующих углу 15°. Цифрами на рис. 95 указа-

но, сколько новичков появилось в течение 50 минут в со-

ответствующих пунктах. Видно, что лишь немногие из них

отклонились от правильного пути.

В тропиках дважды в году солнце в полдень стоит в зе-

ните, так что определить направление к цели по солнцу не-

возможно. Как же поступают в этом случае пчелы? Они

решили эту проблему поразительно

 остаются до-

ма. Как только солнце приблизится к зениту, пчелы

устраивают себе обеденный перерыв — даже в те дни, ког-

да тропическая жара в полдень не настолько велика, чтобы

Рис. 94. Указание направления по солнцу при танце на вертикальной

поверхности сота. Внизу слева в каждом случае

 ориенти-

ровка виляющего танца при данном положении кормушки.

Рис. 95. Результат «веерно-

го» опыта.

 —

кормушка. Маленькие ква-

дратики обозначают выста-

вленные душистые приманки

без корма. Цифрами указано

число посетивших их нович-

ков в течение 50 минут с нача-

ла опыта.

 1955

К 600 м

к востоку

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

нельзя было использовать имеющийся в природе хороший

взяток. Только с помощью особых приемов их можно за-

ставить посещать кормушку и в эти часы, но тогда, возвра-

тившись домой, сборщицы танцуют беспорядочно, делая

прямой пробег во всех направлениях. Этого и следовало

ожидать, и это подтверждает, что пчелы ориентируются

по солнцу.

При этом неожиданно выяснилось, что угол 2 — 3° от зе-

нита уже достаточен для того, чтобы пчелы могли опреде-

лять по солнцу направление и верно передавать его в тан-

це. Фасеточные глаза, укрепленные неподвижно на

головной капсуле и состоящие из тысяч глазков, оси ко-

торых расходятся во всех направлениях (см. рис. 55 и 56),

представляют собой удивительное приспособление для из-

мерения даже таких небольших углов.

В горах и крылатые существа не всегда могут достиг-

нуть цели прямым путем. Какими жестами пользуются

пчелы, чтобы указать окольный путь к источнику корма?

Этот вопрос мы смогли изучить в скалистой местности

в районе озера Вольфгангзее, где для этого имеется много

возможностей. Однажды наш наблюдательный улей был

помещен на горе Шафберг за гребнем скалы, а кормушку,

которую быстро накрыли вместе с находившимися на ней

мечеными пчелами, перенесли вокруг края обрыва к месту,

обозначенному на рис. 96 крестиком. На рис. 97 приведен

схематический план местности,

 проводился опыт.

Сборщицы летали туда и обратно кружным путем, изобра-

женным на чертеже в виде острого угла, но в танцах они

не указывали направления, в котором фактически ле-

тели от улья; они также не принимали в расчет вторую

сторону острого угла, описанного ими при полете,— оба

эти указания могли бы ввести в заблуждение их подруг.

Виляющий пробег танцовщиц показывал направление

от улья к кормушке по воздушной прямой линии, по кото-

рой они никогда не летали. Только так могли они верно

направить других пчел к месту взятка. Мобилизованные

пчелы искали в указанном направлении и, перелетев через

препятствие, достигали цели. Познакомившись с источни-

ком взятка, они потом тоже нашли более легкий путь во-

круг хребта. Поведение пчел, указывающих направление,

было вполне целесообразным. Но то, что, проделав

11. Как пчелы

 друг с другом

153

 96. Местность у горы Шафберг, где проводился опыт с полетом

пчел вокруг препятствия; крестиком слева указано местонахождение

кормушки. Наблюдательный улей стоял по другую сторону гребня

скалы, приблизительно на той же высоте.

Рис. 97. План местности,

проводился опыт на горе

Шафберг. У— улей;

 кор-

мушка;

 путь,

которым летали

прямой воздушный путь

к кормушке.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

154

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

Рис. 98. Опыт с указанием

направления вверх. У — на-

блюдательный улей внутри

радиобашни. Кормушка

установлена на платформе на

верхушке башни.

окольный путь, они оказались в состоянии определить дей-

ствительное направление без транспортира, линейки и чер-

тежной доски,— это, вероятно, самое удивительное из чу-

дес, которыми так богата жизнь пчел.

Это невольно наводило на мысль, что для каждой, да-

же такой трудной задачи пчелы обязательно находят реше-

ние. И все же однажды они не знали, как помочь себе. Улей

был окружен ажурной металлической решеткой радиобаш-

ни (рис. 98). Кормушка с помощью лебедки и привязанно-

го к тросу кормового столика была помещена на верхушку

башни, в точности над летком родного улья. Выражение

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

155

для понятия «вверх» пчелиным лексиконом не предусмо-

трено, так как в облаках цветы не растут.

Сборщицы, побывавшие на верхушке башни, не знали,

как сообщить о направлении, и исполняли круговой танец,

мобилизовавший их подруг на поиски взятка на земле, на

лугах, окружавших башню, и ни одна из них не взлетела

к источнику взятка, находившемуся наверху. Когда кор-

мушка была перенесена на луг на расстояние, соответ-

ствующее высоте башни, система, указывающая направле-

ние, стала функционировать безупречно.

Виляющий танец с его прямолинейным поступа-

тельным пробегом и круговой танец с его круговыми про-

бегами, по-видимому, с изумительной символической вы-

разительностью призывают к действию: один — напра-

вляя вдаль, а другой — к поискам вокруг родного улья.

Благодаря хорошо отрегулированной системе те пчелы,

которым предстоит лететь на далекое расстояние, полу-

чают точные указания о цели путешествия.

Но когда мобилизуются и следуют указаниям танца со-

тни новичков, среди них обычно находятся отдельные

пчелы, которые действуют по-иному. Некоторые пчелы,

наблюдавшие круговой танец, ищут взяток вдали, а на-

блюдавшие за виляющим танцем — вблизи улья (см., на-

пример, рис. 85) или в неверном направлении от него. Раз-

ве они не поняли пчелиного языка? Или это упрямцы,

желающие сами выбирать дорогу?

Каковы бы ни были причины такого «неправильного»

образа действий, в целом следует сделать вывод, что по-

добные диссиденты весьма полезны. Если в южной стороне

цветет

 то хотя и желательно поскорее послать туда

множество пчел, не мешает также разузнать, не раскры-

лись ли в это же время бутоны рапса и где-то на другом по-

ле. Этим оригиналам, которые не следуют общей схеме,

пчелиная семья обязана тем, что все источники взятка в зо-

не ее лёта быстро разыскиваются и используются.

ТАНЦЫ СБОРЩИЦ ПЫЛЬЦЫ

Наряду с медом в качестве второго незаменимого про-

дукта питания пчелиная семья собирает цветочную пыль-

цу. Сборщицы пыльцы тоже сообщают друг другу о на-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  17  18  19  20   ..