|
|
содержание .. 17 18 19 20 ..
148 Как пчелы разговаривают друг с другим 10, 100, 400, 800, 1200, 1600, 1950, 2050, 2400, 3000, 4000 и 5000 метров (рис. Сверх ожидания, мобилизо- ванные пчелы строго следовали указаниям танца, часами упорно обыскивая район расположения кормушки. Но откуда пчелы вообще знают, как далеко они летали и о каком расстоянии им нужно сообщить? Мы составляем себе представление о расстоянии в метрах, иногда по за- трате времени: «данное место находится отсюда в часе ходьбы». Пчелы пользуются совсем другой мерой: необ- ходимой затратой сил. При одном и том же расстоянии до цели танцовщицы показывают удаленность, ес- ли они, возвращаясь домой, летели против ветра, подни- мались, преодолевая крутой обрыв, были обременены тя- желой ношей или по другим причинам были вынуждены производить большую работу. Особенно ясно эта взаи- мосвязь видна в следующем опыте. Можно заставить пчел проделать пешком путь от улья к кормушке, поместив над прилетной доской стекло, чтобы помешать пчелам взле- теть. Возвратившись домой, пчелы-пешеходы тоже тан- цуют, но в то время как свободно летающие пчелы перехо- дят от кругового танца к виляющему при расстоянии 60 — 80 метров, у пешеходов это происходит уже при рас- стоянии в 3 — 4 метра до цели. Как же определяется в обоих случаях затрата сил? Она измеряется расходом сахара. А он при пешем марше на 3 — 4 метра столь же велик, как при полете на 60—80 метров. ВИЛЯЮЩИЙ ТАНЕЦ УКАЗЫВАЕТ ТАКЖЕ Пчелиная семья получила бы мало пользы, узнав, что за два километра от улья цветет липа, если бы одновре- менно не давалось указаний о направлении, в котором ее нужно искать. Оказывается, виляющий танец доставляет и такую информацию. Она содержится в фигуре танца, а именно в направлении прямолинейного виляющего пробега. Сообщая направление, пчелы пользуются двумя раз- личными способами в зависимости от того, танцуют ли они, как обычно, на вертикальной поверхности сота в улье или на какой-нибудь горизонтальной поверхности, напри- мер на прилетной доске. Указание направления на гори- зонтальной поверхности следует рассматривать как исто- рически более древнюю форму. А так как она к тому же более понятна, с нее и начнем. Вспомним, что пчелы пользуются солнцем как компа- сом (см. стр. Если при полете от улья к кормушке солнце находилось от сборщицы, например, впереди слева под углом 40°, то, вернувшись в улей, она в прямолиней- ном виляющем пробеге придерживается того же угла по отношению к солнцу и указывает, таким образом, прямо на кормушку 93). Семенящие за ней пчелы обращают внимание на то положение, которое она занимает относи- тельно солнца во время виляющего пробега. Улетая, они сами принимают то же положение, что и сборщица, и в ре- зультате направляются прямо к источнику корма. Но это происходит только тогда, когда танцовщица ви- дит солнце или по крайней мере голубое небо (см. стр. и танцуя, например, на прилетной доске, что нередко бывает в теплую погоду, когда приемщицы встречают воз- вращающихся сборщиц у входа в улей. Можно также вы- нуть один сот из улья и подержать его в горизонтальном положении под открытым небом. Танцующих пчел не так легко привести в замешатель- ство. Они указывают направление в ту сторону, где брали взяток, и если вращать лежащий сот, как поворотный круг для паровозов, то они, позволяя танцевальной площадке поворачиваться под их ногами, продолжают, подобно стрелке компаса, указывать нужное направление. Но если небо будет закрыто от их глаз, наступит полная дезориен- тация и в танцах начнется путаница. 93. Указание направления по солнцу при танце на горизонталь- ной поверхности. У — наблюдательный улей; направление полета к месту взятка. Справа — виляющий танец. |