Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     Из жизни пчел (К. Фриш) - 1980 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..

 

 

Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 18

 

 

140

 Как пчелы разговаривают друг с другом

с трудом). Сборщицы, использующие богатый взяток, тан-

цуют, другие — нет. К первой группе за одно и то же время

присоединяется в десять раз больше новичков, чем ко вто-

рой. Это очень целесообразно, но как это получается?

Пчелы, находящиеся на соте, не могут знать, откуда при-

летели танцовщицы, потому что ни одной из двух корму-

шек не было придано цветочного запаха; пчелы обыски-

вают местность, не имея определенной цели. Но если они

приблизятся к богатому источнику корма, то их привлечет

к нему запах ранее прилетевших сюда сборщиц; в то же

время они будут часто пролетать мимо кормушки, скудно

снабженной сиропом, не замечая ее, так как привлекающе-

го запаха здесь нет.

Что это действительно так, показывает контрольный

 можно как бы закупорить пчелиный флакончик с ду-

хами, заклеив кожный мешочек, в котором он находится,

тонким слоем шеллачной пленки. Теперь пчелы уже не

смогут раскрыть пахучую складку. Это не мешает пчелам-

сборщицам в их работе; при богатом взятке они танцуют

так же оживленно, как и прежде. Выставим на этот раз два

стеклышка, наполненных сахарным сиропом. Обе группы

пчел оживленно танцуют. Но группа тех пчел, которые не

могут издавать привлекающий запах, получает пополне-

ние вдесятеро меньшее, чем вторая группа.

Ту же роль, что и на кормушках, пахучий орган играет

и при посещении пчелами цветков. Здесь он тоже действует

только в том случае, если обильно выделяется достаточно

сладкий нектар.

Такую же функцию указателя местонахождения выпол-

няет этот орган при сборе воды, которая бывает временами

крайне необходима в довольно большом количестве, на-

пример для охлаждения улья. И в этом случае на поиски

вылетают разведчицы, которые, обнаружив подходящий

источник на берегу реки,

 колодца или на искусственной

поилке, устроенной пчеловодом, мобилизуют своих уль-

евых подруг с помощью танца, как они, возможно, недав-

но делали, сообщая об источнике нектара, и всеми до-

ступными им средствами направляют новичков к цели.

Насколько точно пчелы могут сообщать координаты

полезной для них находки, будет показано дальше.

 Как пчелы разговаривают друг  другом

141

ВИЛЯЮЩИЙ ТАНЕЦ СООБЩАЕТ РАССТОЯНИЕ

ДО ИСТОЧНИКА КОРМА

В течение многих лет опыты с кормушкой мы проводи-

ли только в непосредственной близости от улья. В районе

улья новички быстро ориентировались и были многочис-

ленны. Если контрольные часовые стекла выставлялись на

большем расстоянии, в то время как кормушка оставалась

вблизи улья, то новички прилетали на них тем позже и

в тем меньшем числе, чем больше было расстояние. Это не

казалось странным. Совершенно ясно, что мобилизо-

ванные пчелы прежде всего ищут корм поблизости от улья

и только тогда, когда они ничего здесь не находят, радиус

их полетов все больше увеличивается.

Но однажды, когда кормушка была установлена на

расстоянии многих сот метров от улья, рядом с ульем ее

искали только немногие новички, тогда как район далеко

отставленной кормушки посещался значительной группой

пчел. У нас возникло подозрение, что танец указывает так-

же, далеко ли следует лететь.

Если организовать опыт так, чтобы пронумерованные

пчелы из наблюдательного улья собирали корм вблизи не-

го и одновременно другие меченые пчелы из той же

семьи — на удаленной кормушке, то на сотах мы увидим

поразительную

 все пчелы, посещающие ближние

кормушки, танцуют круговой танец (см. рис. 82) а пчелы,

прилетающие с дальних кормушек, танцуют виляющий та-

нец. При этом танце пчела пробегает некоторое расстояние

по прямой, затем возвращается, делая полукруг, к исход-

ной точке, потом снова бежит по прямой и описывает по-

лукруг в другую сторону. Такой танец может продолжать-

ся несколько минут на одном и том же участке (рис. 88).

Виляющий танец заметно отличается от кругового

быстрыми боковыми движениями брюшка во время пря-

молинейного пробега (виляющий пробег). Одновременно

танцовщица производит шорох, который можно услы-

шать, если вставить один конец пластмассового стетоско-

па в ухо, а другой поднести к танцующей пчеле. Эти звуки

можно зарегистрировать при помощи микрофона. Коле-

бания будут воспроизводиться как повторяющиеся, очень

короткие «вспышки» вибраций (рис. 89). Каждая отдель-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

142

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

Рис. 88. Виляющий танец.

ная вспышка длится ничтожную долю секунды

кунды), такая же короткая пауза отделяет ее от следую-

щей. Частота вибраций составляет около 250 герц, что

соответствует частоте колебаний крыльев. Значит, эти сви-

стящие шорохи производятся летательной мускулатурой,

хотя и не сопровождаются настоящими ударами крыльев.

Примерно в течение секунды следуют одна за другой 30 та-

Рис. 89. Вибрации во время

 пробега, записанные аку-

стическим методом. (По Г. Эшу.)

Как пчелы разговаривают друг с другом

143

Рис. 90. Электромагнитная запись виляющих движений с нало-

женными на них вибрациями. Движения, представленные слева (а),

воспроизведены справа (б) в увеличенном виде. (По Г. Эшу.)

ких вибрационных вспышек. Эта частота воспринимается

нашим слухом как скрипучий шум.

Приклеив к спинной стороне брюшка танцовщицы ми-

ниатюрный магнитик, можно записать эти колебания на

магнитную ленту; вместе с ними записываются и виляю-

щие движения брюшка (рис. 90). На рисунке видно, что ко-

роткие вспышки вибраций независимы от виляющих дви-

жений и накладываются на них: они не связаны

с определенной фазой виляющего движения. Однако об-

щая продолжительность звучания точно соответствует

продолжительности прямого пробега, так что этот пробег

акцентируется не только виляющим движением, но и изда-

ваемым одновременно звуком. Мы уже упоминали (стр.

52), что пчелы хотя и не «слышат» колебания, переда-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 как

 разговаривают друг

 другом

ваемые по воздуху, но очень чувствительны к вибрации

предмета, на котором сидят. Поэтому они могут воспри-

нимать скрипучие звуки танцовщицы, следуя за ней по со-

ту. Они с большим вниманием прослеживают виляющий

танец, особенно фазу прямолинейного

 a.

 Если стоящую близко от улья кормушку переставлять

постепенно все дальше и дальше, то, когда расстояние до-

стигает 50—100 метров, круговые танцы сборщиц перехо-

дят постепенно в виляющие. Круговой и виляющий тан-

цы — это два разных выражения пчелиного языка, сооб-

щающие, близко или далеко расположен источник взятка.

Именно в этом смысле их и понимают пчелы в улье".

От одного только указания «ближе 100 метров» или

«дальше 100 метров» пчелам, которые должны вылететь

и

 источник корма, было бы мало пользы, так как зо-

 «пчела медоносная» (Apis

 своею рас-

пространения подразделяется на несколько

 рафических рас. В на-

ших опытах использовались в основном краинские пчелы (А.

 У »тих пчел круговой танец переходит в виляющий, как сказано

 лишь при расстоянии

 а, например,

у итальянской расы

 происходит при расстоянии

10 — 20 метров. В

 как и в

 существуют по-

родные варианты, гак сказать,

 иною языка. Если со-

здать смешанную семью из

 и итальянских пчел, то у моби-

лизованных на взяток новичков возникнут недоразумения по поводу

сообщаемого им расстояния. Однако мы не можем здесь вдаваться

в такие тонкости и

 ограничимся рассказом о наиболее под-

робно изученных краинских пчелах.

Разные расы пчел отличаются дру| от друга и в дру| их отноше-

ниях: по окраске,

 особенностям

 по усердию в сборе

корма, но

 злобивости и друт им признакам. Африкан-

ская раса

 adansonii из-за своей выдающейся способности к сбору

корма была

 в Южную

 но так как она отличается

большой

 рессивностью, ее скрестили с миролюбивой местной по-

родой и получили помеси. К сожалению, в 1957 году 26 чистопо-

родных семей африканских пчел, завезенных в Южную Америку, уле-

тели с пасеки и стали жиль в диком состоянии. Отличаясь большой

ройливостью, они очень скоро размножились и распространились

почти по всей Южной Америке. Они снискали всеобщую неприязнь,

так как эти разбойницы

 пчелиные семьи на пасеках, убивают

их маток и занимают ульи, что ввиду их злобивости крайне нежела-

 для пчеловодов. В заюловках газетных статей их заклеймили

как «пчел-убийц». Это несколько преувеличено, но все же в США вни-

мательно следят за приближением тропических пришельцев и на-

 что из-за климатических условий они не пересекут границу.

11. Как пчелы разговаривают друг  другом

145

на их лёта простирается на несколько километров во все

стороны от родного улья. Однако при постепенном пере-

мещении кормушки до границы этой зоны виляющий та-

нец закономерным образом изменяется, и это позволяет

как пчелам, так и наблюдающему за ними исследователю

получить более точное представление о расстоянии до ис-

точника взятка. При расстоянии 100 метров танец носит

стремительный характер и повороты (рис. 88) быстро сле-

дуют один за другим. Чем больше расстояние, тем умерен-

нее становится темп танца, тем медленнее следуют один за

другим повороты, тем длиннее прямолинейный виляющий

пробег. С часами в руках можно установить, что при уда-

лении кормушки на 100 метров пчела делает за четверть

минуты примерно 9—10 прямолинейных пробегов, при

расстоянии 500 метров — около шести, при расстоянии

1000 метров — от четырех до пяти, при 5000 метров — два

и при

 метров — в среднем чуть больше одного про-

бега (рис.

Таким образом, сигнал, имеющий отношение к рас-

стоянию, связан с продолжительностью виляющего про-

бега — «временем виляния», которое так выразительно

подчеркивается движениями брюшка и производимым зву-

ком. Пчелы должны обладать тонким чувством времени,

благодаря которому танцовщица, двигаясь в соответ-

ствующем ритме, способна информировать своих подруг

так, чтобы те могли правильно понять и оценить эту

информацию.

Действительно ли они способны к этому? Насколько

точно придерживаются новички, вылетающие из улья, рас-

стояния, указанного виляющим танцем? Чтобы узнать

это, на определенном расстоянии от улья покормим не-

скольких пронумерованных пчел сахарным сиропом, уста-

новив кормушку на подставке, имеющей слабый запах

апельсинового масла. Разложим такие же душистые при-

манки, но только без корма на разных расстояниях от

улья. Пчелы-сборщицы танцуют на сотах и посылают

своих подруг на поиски «закусочной» с запахом апельсино-

 На столь удаленные участки пчелы летят только в том случае.

если что-то их там очень сильно привлекает и если ближе к улью они

не могут найти ничего подходящего.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

146

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

О

0,5 1 1,5 2 2,5 3

 4 4,5 5 5,5 6 6,5 7 7,5 8 8,5 9 9,5

Расстояние от улья до кормушки, км

Рис. 91. Эта кривая наглядно показывает, как замедляется темп тан-

ца с увеличением расстояния до источника взятка.

вого масла. В одном таком опыте кормушка была устано-

влена в 450 метрах от улья, а ароматизированные приман-

ки разложены в том же направлении на расстояниях 100,

250, 400, 500, 650, 900 и

 метров от улья. Возле каждой

из них находился наблюдатель, отмечавший в течение двух

часов каждую прилетающую пчелу.

На рис.

 приведено число новичков, которые появи-

лись на разных приманках, а вычерченная кривая делает

результат опыта более наглядным. В другом опыте кор-

мушка находилась в 2000 м от улья, ароматические при-

манки (лавандовое масло) располагались на расстоянии

Рис. 92. Результат двух «ступенчатых» опытов. В

 (в)

кормушка

 с несколькими

 пчелами

лась в 450 метрах от

 во втором опыте

 - в 2 километрах. Ци

 на кривых указано число новичков, появившихся на соответ-

ствующих наблюдательных пунктах.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..