Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Из жизни пчел (К. Фриш) - 1980 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 15

 

 

Предположим, что мы приехали погостить в уеди-

ненный сельский домик в незнакомой нам местности

и хотим отыскать другой дом, который находится на

расстоянии четверти часа ходьбы от нашего, но не виден

из-за пересеченного, неровного ландшафта. Нам указы-

вают направление. Чтобы не потерять его во время

своего небольшого путешествия, мы должны сохранять

одно и то же положение относительно солнца — тогда

мы будем двигаться по прямой. Этот способ часто при-

меняют животные. Впервые его наблюдали у некоторых

 Если муравей отправляется из своего гнезда

в разведку, он движется под определенным углом

к солнцу и, следовательно, по прямой линии. Возвра-

щаясь обратно, он идет так, чтобы солнце оказывалось

как бы в зеркальном отображении. То, что муравьи дей-

ствительно ориентируются на местности по положению

небесных светил, можно доказать с помощью простого,

но убедительного опыта. Если возвращающегося домой

муравья отгородить от солнца ширмой и одновременно

с другой стороны поставить зеркало, отражающее солн-

це, то он тотчас же начнет двигаться в противополож-

ном направлении (рис. 73).

При более длинных путешествиях пользоваться та-

ким способом ориентировки нельзя, так как солнце, лу-

на и звезды меняют свое положение над горизонтом.

Если бы викинги не знали, что солнце утром видно на

востоке, в полдень — на юге, а вечером — на западе, то

в открытом море они плавали бы по кругу. Поистине

удивительно, что и пчелы могут пользоваться солнцем

как надежным компасом, причем они обращают внима-

ние на его положение на небосводе и вместе с тем

учитывают время дня. Хотя у них нет часов, они обла-

 73. Опыт с зеркалом до-

 муравьи ориенти-

руются по солнцу. Пунктирная

линия — путь муравья, когда он

видит отражение солнца в зерка-

ле.

 - гнездо. (По Санчи.)

10. Способы ориентировки

117

дают чувством времени, к эффективности которого мы
еще вернемся (стр. 167).

Следующий опыт убедительно показывает, что

пчелы действительно ориентируются по солнцу. Уста-

новим кормушку в пункте, удаленном на 200 метров

к западу от наблюдательного улья и будем там с утра

до вечера кормить сахарным сиропом две-три дюжины

помеченных краской пчел. Подставке, на которой стоит

кормушка, придается слабый запах (например, лавандо-

вого масла). Спустя несколько дней ранним утром пере-

несем улей в местность с совсем другим ландшафтом,

удаленную на много километров от первой. Установим

в четырех пунктах, находящихся от улья в 200 метрах

к западу, востоку, северу и югу, четыре одинаковые кор-

мушки с сиропом, имеющие запах лаванды. Около ка-

ждой из них должен быть наблюдатель, который немед-

ленно ловит каждую опустившуюся на кормушку пчелу.

В новой местности глаз не находит никаких примет,

которые он смог бы использовать для привычного опре-

деления стран света (сравните рис. 74а и

 Улей тоже

не может служить отправным пунктом для этого, так

как он ориентирован теперь совсем

 леток,

обращенный ранее на восток, повернут теперь на юг.

И несмотря на это, довольно скоро некоторые из наших

меченых пчел появляются на кормушке, расположенной

к западу от улья, а затем постепенно сюда слетается

и большинство из них; только немногие попадают на

другие кормушки, расставленные в направлении трех

других стран света. Итак, пчелы даже в новой для них

местности оказались в состоянии ориентироваться по

солнцу, когда они в поисках уже знакомой «закусочной»

полетели в привычном направлении. Но при последних

полетах пчел за взятком накануне вечером солнце нахо-

дилось на западе, а во время завершающего опыта оно

было на востоке. Значит, пчелы принимают в расчет
время суток.

Для того чтобы такой опыт удался, нет необходимо-

сти целый день приучать пчел к месту кормления. В пре-

красный солнечный день мы поставили на землю на-

блюдательный улей и только в полдень открыли леток.

С 3 до 4 часов дня на кормушке, расположенной в 180

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рис. 74а. Местность, в которой сначала находился наблюдательный

улей в опыте с его перестановкой. Вид на восток от кормового столи-

ка

 расположенного к западу от улья. Улей стоит за деревьями

и домами, большая липа в середине фотоснимка находится на полпу-

ти между ульем и кормушкой.

 Местность, в которую был перенесен улей в ходе опыта.

Вид со стороны западного кормового столика

 по направлению

к улью после его перемещения. Он стоит посередине широкого луга,

позади двух людей, которые на фотографии видны справа и выде-

ляются на фоне темного леса.

10. Способы ориентировки

119

Рис. 75. Другой опыт с перемещением улья.

 Наблюдательный улей

(НУ) перед перемещением; К — кормушка, расположенная в 180 ме-

трах от улья. б. Наблюдательный улей после перемещения. Четыре

кормовых столика расставлены во всех четырех направлениях.

метрах к северо-западу от улья, были помечены 42

пчелы, которые посещали кормушку до 8 часов вечера

(рис.

 Когда на следующее утро эта семья пчел

пробудилась для новых полетов, она оказалась в 23 ки-

лометрах от места своей прежней стоянки, в районе

с совсем другим ландшафтом, на берегу озера

зее. И все же пчелы, помеченные нами и получавшие на-

кануне корм в послеполуденные часы, теперь уже до по-

лудня появились на кормушках, из них 15 — на западной

и только по две — на северной и

 на восточную

кормушку не прилетело ни одной пчелы (рис.

Большинство пчел появилось рано утром, между 7 и

8 часами.

Итак, пчелам не нужно было предварительно узна-

вать, что при полете к западной кормушке они должны

держаться такого направления, чтобы утром солнце бы-

ло позади, а вечером — впереди. Они так хорошо

«знают» положение солнца над горизонтом в каждый

час дня, что могут утром, когда оно находится совсем

в другом месте, лететь к кормушке по тому же напра-

влению, которое они определили по небесному компасу

накануне вечером.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

120

10. Способы ориентировки

Является ли «знание» врожденным? Обусловлена ли

ориентация по положению солнца древним, миллионы лет

передающимся по наследству свойством пчелиного рода?

И нет, и да.

Можно спросить об этом самих пчел. Если держать мо-

лодых пчел в подвале, где они не будут видеть солнца,

а потом вынести их на волю, немедленно подвергнуть опи-

санной выше дрессировке и на следующий день перенести

в другую местность, то из этого ничего не выйдет, так как

пчелы не смогут найти направление, к которому их накану-

не приучали. Они приобретут эту способность лишь после

того, как на протяжении многих дней во время полетов на

воле ознакомятся с суточным движением солнца.

Это устроено очень мудро. Ведь движение солнца ме-

няется в зависимости от времени года; оно неодинаково

и на различных географических широтах. Крылатые суще-

ства могут относительно быстро расселяться по земному

шару. Поэтому застывшая, наследственно закрепленная

схема, пригодная только для одного места на Земле, оказа-

лась бы для них невыгодной. Стоило бы перевезти про-

изводительниц меда из одной части земного шара в дру-

гую, как неизбежно возникла бы страшная путаница.

Пчеловод тоже должен быть доволен тем, что каждой пче-

ле приходится в ранний период жизни знакомиться с су-

точным движением солнца в условиях данной местности.

Поразительно, что маленькие астрономы при этом об-

наруживают исключительную одаренность и выдержи-

вают следующий трудный экзамен. Пчелиную семью

содержат до полудня в подвале и в течение многих дней

пчелам дают возможность летать на воле только во вто-

рую половину дня. Молодые пчелы могут наблюдать

только послеполуденное движение солнца. Затем в незна-

комой для них местности их, также после полудня, дресси-

руют летать в одном направлении, а на следующее утро

еще раз переносят в местность с незнакомым ландшафтом.

Пчелы летят в том направлении, в котором их дрессирова-

ли. Они оказались в состоянии только по послеполуденно-

му перемещению солнца восстановить весь его дневной

путь над горизонтом.

Так как в других жизненных ситуациях пчелы отнюдь

не проявляют такой находчивости, можно думать, что

предрасположение к восприятию этого жизненно важного

курса обучения заложено в них самой природой — и в этом

смысле наследственная передача от предшествующих по-

колений играет важную роль.

Луна и сверкающие созвездия ночного неба, служив-

шие ориентирами викингам, ничего не говорят пчелам:

ночью они остаются в улье. Но под голубым дневным не-

босводом пчелы превосходят штурмана-человека, так как

глаза их способны определять плоскость поляризации све-

та. То, что представляется нам однородной голубизной не-

ба, для них испещрено местными опознавательными зна-

ками, зависящими от поляризации (см. рис. 66). Таким

образом, летящие пчелы определяют положение солнца не

одним-единственным участком сложного глаза, напра-

вленным прямо на него, но одновременно тысячами омма-

тидиев, воспринимающих поляризационный «узор» днев-

ного неба, который связан с положением солнца. Они

оптически ориентируются по обширному участку неба,

одновременно регистрируя с помощью множества прибо-

ров малейшее отклонение от нужного направления полета.

При этом в мозгу пчелы вряд ли откладываются разоб-

щенные восприятия отдельных омматидиев. Подобно то-

му как в нашем сознании восприятия, исходящие от сет-

чатки обоих глаз, сливаются в цельное стереоскопическое

изображение, так, вероятно, и отдельные картины, воспри-

нятые глазами пчелы, перерабатываются в ее мозгу в еди-

ное общее впечатление, о котором мы, конечно, не можем

ничего сказать.

Если солнце скрыто за горой или уже зашло за гори-

зонт, пчелы могут так же хорошо ориентироваться по по-

ляризованному свету голубого неба, как и по солнцу. Ког-

да небо покрыто облаками, им достаточно небольшого

голубого просвета, чтобы определить направление по

своему «компасу». Только при сплошной облачности они

лишены возможности воспользоваться явлением поляри-

зации, так как свет, прошедший через облака, не поляризо-

ван. Но и в этом случае они превосходят нас, так как при

увеличивающейся облачности пчелы видят солнце гораздо

дольше, чем мы. В этом им может позавидовать любой ка-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

122

10. Способы ориентировки

питан. Только тяжелые дождевые тучи препятствуют

ориентировке пчел по небу, но в такую погоду пчелы, как

правило, остаются дома.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ НЕБЕСНЫХ
И ЗЕМНЫХ ОРИЕНТИРОВ

Так как пчелы ориентируются не только по солнцу и за-

висящей от него поляризации небесного света, но и по

земным указателям, то хотелось бы знать, какое из этих

двух средств ориентировки имеет для них большее значе-

ние. Это можно выяснить, создав противоречие между

земными и небесными ориентирами, что нетрудно сделать

там, где есть подходящий ландшафт.

Пчелиную семью помещают, например, на опушке ле-

са, рядом с большим лугом, и группу меченых пчел при-

учают летать от улья вдоль леса в южном направлении

к кормушке с сиропом (рис.

 На следующее утро

семью перевозят в незнакомую ей отдаленную местность

и ставят на очень похожей на прежнюю опушке леса, гра-

ница которого на этот раз идет с запада на восток (рис.

 и 77). Куда полетят теперь пчелы — в открытое поле,

на юг, согласно указаниям небесного компаса, или же на

запад вдоль опушки леса, пользуясь ею как направляющей

линией, которая во время их полетов к кормушке накануне

была у них все время с правой стороны? В опыте большин-

ство пчел полетели вдоль опушки. На рис.

 представле-

но расположение столиков с кормушками и указано число

меченых пчел, пойманных на различных кормушках.

Таким же результатом закончился второй опыт, в кото-

ром линия полета пчел от улья к кормушке проходила па-

раллельно опушке леса на расстоянии 60 метров от нее. Но

в третьем опыте лес находился в

 метрах от улья; с это-

го расстояния деревья были видны под углом 3 — 4 градуса

(рис. 78), и роль леса как ориентира оказалась незначитель-

ной. Он не выдержал конкуренции с небесным компасом,

и после перестановки улья пчелы летели в открытое поле,

на юг.

Таким образом, можно создать условия, в которых раз-

личные наземные ориентиры окажутся в конфликте с поло-

жением солнца; и в зависимости от того, какие из этих

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..