Рис. 27.3. Гриф готовится бросить камень, чтобы разбить яйцо страуса. [Фотография J.M. Pearson
(Biofotos).]
скольку камень можно рассматривать как продолжение тела грифа.
Если животное чешется или трется о дерево, то нельзя считать, что оно использует
его в качестве орудия, но если слон или лошадь подберут палку, чтобы почесаться с
ее помощью, то будет считаться, что они используют палку как продолжение
своего тела для достижения немедленной цели. Однако птица, которая носит
веточки для постройки гнезда, использует их как материал, а не как продолжение
своего тела. Обычно гнездо не рассматривают как орудие для выращивания
птенцов, поскольку оно предназначено для достижения долговременной, а не
ближайшей цели.
Галапагосский дятловый вьюрок (Cactospiza pallida) отыскивает насекомых в
трещинах древесной коры, используя для этого колючку кактуса, которую он
держит в клюве (рис. 27.4). Согласно приведенному выше определению, это
типичный пример использования птицей орудия, однако можно ли считать это
признаком интеллектуальной деятельности? С функциональной точки зрения
использование колючки кактуса для отыскания пищи - это разумное решение
определенной проблемы. О человеке, который находит такое решение этой
проблемы, говорят, что он проявляет признаки интеллекта. И те исследователи,
которые намерены судить об интеллекте только на основе соответствующих
реакций организма на определенные условия, должны допустить, что этот вьюрок
ведет себя разумно.
Если бы оказалось, что поведение дятлового вьюрка носит в значительной степени
врожденный характер, то мы могли бы уже не считать его пищедобывательное
поведение проявлением интеллекта. Наблюдения за молодым дятловым вьюрком,
взятым из гнезда в стадии оперившегося птенца, показали, что птица уже в раннем
возрасте начинает манипулировать прутиками (Eibl-Eibesfeldt, 1967). Если этому
голодному птенцу показать в какой-либо ямке насекомое, то он бросит прутик и
будет пытаться достать насекомое клювом. Постепенно птенец начинает доставать
насекомых прутиком, и кажется вполне вероятным, что в развитии такого
поведения определенную роль играет научение. Но дает ли все это нам больше
оснований рассматривать такое поведение как показатель интеллекта? Здесь нам
нужно быть весьма осторожными. Даже если в развитии описанной выше
активности какую-то роль действительно играет научение, то все же кажется
вполне возможным, что дятловые вьюрки оказываются генетически
предрасположенными к научению это-
465