Диалекты животных представляют собой элементарную форму явления,
называемого традицией. Птенцы белоголовых воробьиных овсянок обязательно
слышат песенные диалекты, характерные для тех мест, где они родились,
поскольку чувствительные периоды научения пению приходятся у них на тот
период развития, когда они еще не способны покинуть гнездо. Еще одна форма
традиционного поведения - это миграции по определенным маршрутам некоторых
млекопитающих и птиц. Гуси, утки и лебеди совершают эти миграционные
перелеты стаями, состоящими из взрослых и молодых птиц. Молодняк учится у
взрослых лететь по маршруту, характерному для данной популяции,
останавливаться в традиционных местах отдыха, использовать места размножения
и зимовки (Schmidt-Koenig, 1979). Существует и много других примеров. Северные
олени также проявляют верность традиционным маршрутам миграции и тем
районам, где у них обычно рождаются оленята. Мигрирующие лососи появляются
на свет в пресноводных ручьях, а затем уплывают в море. Молодые рыбы
импринтируют запах воды родного ручья и возвращаются к нему, когда становятся
взрослыми, чтобы нереститься в традиционном месте. Известно, что некоторые
тропы олени и другие млекопитающие используют в течение столетий. В
некоторых районах Великобритании и Германии, где дороги пересекают
традиционные пути миграции жаб, служители заповедников во время брачного
периода этих земноводных стоят на страже, чтобы предотвратить их гибель под
колесами машин.
Простые формы традиционного поведения не требуют от животных каких-либо
особых способностей к научению или особого их обучения. Это поведение
проявляется как неизбежное следствие условий, в которых воспитываются молодые
животные, и их стремление импринтировать все особенности местообитания,
родителей и своих сверстников. Однако у некоторых животных поведение
формируется на основе более сложного научения. Мы уже видели, что некоторые
формы использования орудий у приматов могут распространяться по всей
популяции - по-видимому, в результате подражательного научения.
Однако подражание не является необходимым признаком высокого интеллекта.
Животные могут копировать друг друга в результате простого социального
облегчения (facilitation) проявлений соответствующей активности. Многие
животные, питаясь в группе, съедают больше, чем при питании в одиночку. Это
было продемонстрировано в экспериментах на цыплятах, щенках, рыбах и
опоссумах. Если цыпленку дают возможность наесться досыта, а затем
подсаживают его к другим цыплятам, которые продолжают есть, то сытая птица
тоже начнет есть. Замечено также, что домашние цыплята стремятся клевать, когда
это делают другие цыплята, даже если поблизости нет никакой пищи. Цыплята
стараются клевать любые мелкие объекты такого типа, которые клюет их мать. На
воробьях и зябликах было продемонстрировано стремление животных поедать
именно ту пищу, которую потребляют другие (Davis, 1973).
Социальное облегчение определенного поведения можно обнаружить и при
избегании животными вредной пищи. Предпринятые в США попытки уничтожить
большие стаи обыкновенных ворон с помощью ядовитых приманок не привели к
успеху, поскольку большая часть птиц начинала избегать этих приманок после
отравления нескольких птиц. Подобно этому реакция всего лишь одной крысы на
новую пищу может быть достаточной, чтобы определить реакции других крыс
группы. Если одна крыса ест данную пищу, то другие присоединяются к ней, но
если она, обнюхав пищу, отвергает ее, то другие тоже от нее отказываются. Иногда
первая крыса мочится на эту приманку и таким образом предупреждает других о
том, что ее следует избегать (Rozin, 1976b).
Очень часто привлечение к пище или, напротив, отвергание ее за счет социальных
взаимодействий возникает как результат стремления животных изучить места, где
побывали другие особи вида, а не как результат прямого копирования поведения
других. По-видимому, именно таким образом объясняется случай традиционного
воровства молока, которое совершали в Англии синицы-лазоревки. В течение мно-
469