тезис достаточно спорный. Когда мы изучаем вопрос о существовании языка в
царстве животных, мы должны продвигаться очень осторожно.
6.1. Невербальная коммуникация человека
Дарвин (1872) понимал, что между выражениями лица человека и мимическими
реакциями животных, особенно приматов, существует много общего. В настоящее
время ученые широко признают, что напрашивается прямое сравнение между
невербальными аспектами человеческой коммуникацни и демонстрациями у
животных. Однако следует учитывать, что некоторые стороны невербальной
коммуникации людей непосредственно связаны с языком. Очевидный пример -
знаковый язык, которым пользуются глухонемые. Однако многие простые жесты
вроде поднятого большого пальца руки - жеста-знака, вероятно, берут свое начало
непосредственно в языке.
В гл. 22 мы уже видели, что многие демонстрации и мимические реакции
животных представляют собой результат ритуализации. В процессе эволюции они,
по-видимому, произошли от оборонительных реакций, движений намерения,
смещенной активности животных и т. д. Имеются ли у человека какие-то
эквивалентные стереотипные демонстрации?
Одна из проблем в исследовании человеческой коммуникации заключается в том,
что она может иметь различные особенности, связанные с культурными
традициями народа. Например, некоторые способы выражения согласия или
отрицания чего-либо содержат такие движения головы, как кивание или небольшие
повороты головы из стороны в сторону. Однако смысл, который приписывается
этим движениям, широко варьирует в зависимости от культурных традиций народа
(Leach, 1972). Например, в Греции и некоторых других странах отрицание «нет»
выражается сильным и резким движением головы назад. Тем не менее при кросс-
культуральном обследовании было установлено, что некоторые выражения лица
являются универсальными и, по-видимому, имеют одно и то же значение у народов
самых различных культур, например «взлет» бровей (рис. 26.1), когда обе брови
мгновенно поднимаются вверх. Обычно этот сигнал подается как форма
приветствия на расстоянии (Eibl-Eibesfeldt, 1972). У разных народов встречаются
очень небольшие различия в использовании этого сигнала. В Европе его
используют для приветствия хороших друзей и родных, в Новой Гвинее - для
приветствия иностранцев, в Японии эта мимическая реакция подавлена и считается
неприличной. В целом же взлет бровей используется как форма дружелюбного
приветствия или одобрения, но у сдержанных и подозрительных лиц ее может и не
быть (Eibl-Eibesfeldt, 1972).
Целый ряд основных мимических выражений, таких, как улыбка, смех и крик, -
универсален. Они встречаются не только у представителей различных культур, но и
у людей, родившихся глухими и слепыми (Eibl-Eibesfeldt, 1970); особенно
выражены они у маленьких детей (Blurton-Jones, 1972). Эти мимические реакции
человека можно непосредственно сравнить с мимическими реакциями других
приматов. При анализе различных типов выражения лица человека было
обнаружено, что существует целый ряд условий, в которых проявляются
достаточно стереотипные реакции (Hoof, 1972, 1976). К ним относится
настороженность, которая выражается в относительно фиксированном
пристальном взгляде и некотором напряжении лицевых мышц. Такое выражение
лица очень напоминает соответствующую мимическую реакцию других приматов,
за исключением того, что у некоторых и уши также могут быть направлены в
сторону того, что привлекло их внимание. Чувство удивления внешне проявляется в
том, что человек на какое-то время поднимает брови, открывает глаза, а зачастую и
рот. Это выражение лица, по-видимому, не имеет никакого аналога среди обезьян.
Проявления страха сходны у многих приматов: для них характерны широко
раскрытые глаза и сжатые губы. При чувстве отвращения человек морщит нос и
поднимает верхнюю губу, прищуривает глаза и отворачивает лицо. Все
компоненты этого поведения - производные защитных реакций, направленных
441