возрасте около шести недель она обычно погибает от «износа» и чрезмерного
утомления.
23.2. Пищедобывательное поведение медоносной пчелы
Пчеле-разведчице, .занятой поиском пищи, приходится решать невероятно
сложную задачу. Она должна вылететь из гнезда и вести поиск пищи. Она должна
распознать подходящие источники пищи. Затем она должна зафиксировать в
памяти свое местонахождение по отношению к гнезду. Она должна совершить
обратный путь к гнезду и по возвращении сообщить о результатах своего поиска
другим рабочим пчелам, а также убедить их полететь и собрать корм из только что
обнаруженного источника. Как и у шмелей (гл. 24), все это должно быть выполнено
самым экономичным путем, с учетом качества пищи и ее удаленности от улья.
Медоносные пчелы «пасутся» прежде всего на тех растениях, цветки которых
содержат много пыльцы и выделяют сладкий нектар. Цветки многих видов
растений предназначены для того, чтобы привлекать пчел и других насекомых,
служащих переносчиками пыльцы от одного растения к другому и
осуществляющих таким образом перекрестное опыление. Некоторые цветки
открываются только в определенное время суток; поэтому пчелы должны
научиться не только тому, какие растения выделяют нектар, но и тому, в какое
время и в каком месте его можно добыть. Первый вопрос, на который нам нужно
ответить, - это каким образом пчелы распознают подходящие растения?
Когда медоносная пчела-сборщица обнаружит источник пищи, она может оказаться
далеко (до 10 км) от гнезда. Она должна вернуться к гнезду, чтобы информировать
других рабочих пчел о своей находке. Для этого пчела должна использовать
информацию о направлении к гнезду, даже если она летела от него весьма
окольным путем. Второй вопрос, который мы должны здесь рассмотреть, - это
каким образом пчелы ориентируются?
Вернувшись в гнездо, пчела-разведчица должна сообщить другим рабочим пчелам
направление и расстояние до источника пищи и дать некоторое представление о ее
качестве. Для этого ей нужно привлечь внимание других рабочих пчел, которые в
это время заняты другими делами или уже получили сообщение от других
разведчиц. Наш третий вопрос: каким образом пчелы обмениваются информацией
друг с другом?
23.3. Распознавание пчелами нужного растения
В 1912 г. Карл фон Фриш приступил к проведению экспериментов с медоносными
пчелами. Вопреки господствовавшим в то время представлениям он полагал, что
медоносные пчелы, вероятнее всего, должны обладать цветовым зрением. Иначе
зачем растениям столь красочные цветки? Фон Фриш обнаружил, что пчелы
быстро научаются посещать поставленное около улья блюдечко с раствором
сахара, из которого они получали сироп и уносили его в улей. Затем он помещал
это блюдце на лист цветной бумаги. После того как пчелы несколько раз посетили
это блюдце, он разложил на экспериментальном столике много листов цветной
бумаги и бумаги серого цвета, различавшегося по своей интенсивности. Оказалось,
что пчелы разыскивали пищу только на листах соответствующего цвета,
демонстрируя тем самым, что они способны отличать различные цвета от оттенков
серого тона. Фон Фриш обнаружил также, что пчелы оказываются не в состоянии
отличать красный цвет от серого, но обнаруживают разницу между листами серой
бумаги, изготовленной на различных фабриках. Дальнейшие исследования
показали, что некоторые листы бумаги сильнее отражали ультрафиолетовый свет,
чем другие, и что пчелы способны это ощущать.
Теперь мы знаем, что медоносные пчелы обладают хорошо развитым цветовым
зрением, которое отличается от нашего тем, что они не воспринимают красного
цвета. Однако пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, к которым глаз
человека совершенно нечувствителен. Фон Фриш обнаружил, что на многих
цветках имеются особые метки, названные ука-
377