Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - 1989 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - часть 7

 

 

сношениях с чертом и прочей нечистью. Прежде всего это касалось особей черной масти.
Черная   собака   и   дьявол   в   мышлении   средневекового   человека   объединялись   в   зловещем
единстве. И черный пес представал для них внешней оболочкой дьявола.

Абрахам Хондиус. «Охота на кабана». Вторая половина XII века. Галерея Палатина.

Флоренция. 

Фрагмент монгольской миниатюры около 1720 года «Пришедшие к святым женщины

выходят из воловьей упряжки». Музей Виктории и Альберта. Лондон. 

В легендах старой Англии черная собака всегда воплощала злое начало, появление ее

предвещало всякого рода несчастья, болезни, смерть. В Уэльсе, например, все были твердо
убеждены: если вблизи дома, где умирает человек, появляется черная собака, значит, душа
покойника на том свете будет вечно страдать и мучиться.

Местные   жители   —   пастухи   Высоких   Татр   до   сих   пор   предпочитают   собак   белого

окраса. Они считают, что черные собаки способны причинить скоту любые неприятности.

Однако при этом горцы — вопреки всякой логике — полагают, будто заболевшую скотину
можно излечить с помощью черной собаки, причем довольно просто: достаточно в миску с
водой положить горящие угли, а затем облить этой водой черного пса, и все болезни скотины
тут же перейдут на собаку…

«Императорская охота». Деталь китайского книжного свитка около 1700 года.

Охотничий музей. Мюнхен. 

Даже   в   средневековом   Китае,   где   в   принципе   считали,   будто   собака   в   состоянии

отпугивать   злых   духов   и   прочую   нечисть,   к   собакам   черной   масти   относились   с
предубеждением.   Бытовало   мнение,   будто   черно-мастные   псы   могут   накликать   на   хозяев
беду.

(Впрочем,   в   совсем   еще   недавние   времена,   каких-нибудь   сто-двести   лет   назад,

повсеместно было широко распространено убеждение: собаки якобы способны общаться со
всякого рода духами, представителями потусторонних сил и загробного мира.)

Случалось,  собаки   —  в  первую  очередь,  конечно,   черные  —  на   процессах  «ведьм»

приговаривались к казни через повешение…

«Широкую популярность йоги ловко используют различного рода дельцы и шарлатаны.

Лучше всего устроился, пожалуй, токийский «гуру» Шигенори Масуда. Он создал школу йоги
для…   кошек   и   собак.   Около   двухсот   человек,   преимущественно   женщины,   регулярно
приводят   своих   питомцев   на   занятия,   которые   продолжаются   около   часа.   Стоимость
одного сеанса — 10 долларов. Масуда утверждает, что йога может избавить животных
от нервных болезней, лени, ожирения и других недугов».
 

Подозрения   и   убеждения   средневековых   мудрецов   в  отношении   дьявольских   связей

собак нисколько не мешали людям в ту эпоху использовать собачью кожу для изготовления
дамских сумочек, перчаток, обуви.

«Охота на кабана» (фрагмент). 

В средние века широкое распространение (по инициативе людей, конечно) получили

бои собак с быками, вепрями, лошадьми и друг с другом. В Англии вплоть до XIX века
большой   популярностью   пользовалась   также   травля   терьерами   в   специальных   загонах
корабельных крыс. В анналы английской кинологии занесен рекордсмен терьер по кличке
Билли, который в 1820 году за пять с половиной минут передушил сотню мощных крыс…

В средневековье, насколько известно, началась дрессировка собак для ловли людей. Эту

практику ввел или во всяком случае поощрял в середине века португальский принц Генрих,
вошедший в историю как Генрих Мореплаватель, Благочестивый.

Натасканные   псы   использовались   для   поисков   рабов   португальскими   мореходами   в

Западной Африке. Захватывая с помощью огромных собак сотни африканцев, португальцы
отбирали на месте самых крепких или самых, с их точки зрения, красивых, остальных же,
главным   образом   стариков   и   детей,   безжалостно   убивали   или   оставляли   в   сожженных
селениях без кормильцев, на произвол судьбы. Отобранных пленников забивали в колодки,
грузили на суда, заполняя каждый метр «свободной» площади, и перевозили в Португалию в
такой тесноте, в какой никогда не решились бы, боясь убытков, перевозить скот. Смертность
среди несчастных узников при длительных морских переходах была ужасающая, но продажа
уцелевших   рабов   все   же   приносила   предпринимателям,   королевской   казне   огромные
прибыли…

Ян Вильденс. «Зимний ландшафт с охотником». Дрезденская галерея. 

Общеизвестно,   что   при   завоевании   Америки   испанцы   успешно   использовали   собак,

которые принимали самое активное участие в военных действиях. Епископ Бартоломе Лас
Касас в памфлете «Кратчайший рассказ о разрушении Западной Индии» с гневом писал о
зверствах своих соотечественников: «Христиане своими конями, мечами и копьями стали
учинять побоища среди индейцев и творить чрезвычайные жестокости. Вступая в селение,
они   не   оставляли   в   живых   никого.   Были   обучены   и   вымуштрованы   отчаяннейшие   псы,
которые,   завидя   индейца,   в   мгновенье   ока   разрывали   его   на   куски…   Эти   псы   творили
великие опустошения и душегубства».

Пудель Джонни. 

Иллюстрация неизвестного художника к трактатам Петрарки «О средствах против

доброй и злой фортуны». Страсбург, 1521—1522 годы. 

Ксилография Лукаса Кранаха Старшего «Княжеская чета верхом», 1506 год. Дрезден. 

Собака в католической церкви. Ксилография. 

Какой   дьявол   мог   бы   додуматься   до   такого?   Да   будь   на   вооружении   человеческой

жадности добрейшие ангелы, и тех, наверное, алчные люди постарались бы превратить в
убийц и кровопийц! Право, кажется: обладай собаки способностью членораздельной речи,
слово «человек» могло бы стать у них в ту эпоху самым бранным словом…

Память о кровавых псах конкистадоров сохранилась в сознании людей и по сей день.

«Собаками войны» презрительно называют во всем мире военных наемников, которые по
указке   и   с   ведома   реакционных   режимов   участвуют   в   подавлении   национально-
освободительных   движений   в   странах   Азии,   Африки,   Латинской   Америки,   организуют
антиправительственные заговоры и террористические акции.

Наконец,   как   и   в   древние   времена,   боевые   собаки   в   средние   века   сотнями,   даже

тысячами,   участвовали   в   сражениях.   Во   время   войны   Испании   с   Францией   в   составе
испанской   армии   насчитывалось   4   тысячи   собак,   в   сражении   при   Валенсии   они   оказали
войскам большую помощь. Собак, сопровождавших военные обозы и транспорт, одевали в
специальные панцири с остриями для защиты от нападения вражеской конницы. Применял
собак в бою также Атилла и японские феодалы.

С появлением огнестрельного оружия роль собаки как средства нападения на человека

уменьшилась.

Быстрота передвижения, тонкое обоняние и слух, способность видеть в ночное время,

легкость   передвижения   по   любой   местности,   большая   выносливость   —   все   эти   качества
собаки весьма ценились военными специалистами новейшего времени.

Боевые собаки как вспомогательное средство стали использоваться во многих армиях

мира в качестве связных, подносчиков патронов и продовольствия. Знаменитыми в истории
войн стали и некоторые отнюдь не боевые собаки.

Любимая левретка задиристого прусского короля Фридриха участвовала вместе с ним в

походах и битвах Семилетней войны. Король очень любил свою собаку, приказывал слугам
обращаться к ней на «вы». А когда Бише — так звали королевскую любимицу — в 1745 году
попала в битве с австрийцами в плен, то король сильно озлобился, разбил неприятеля и в том
же году по условиям Дрезденского мирного договора истребовал себе в вотчину Силезию и…

возвращение дорогой сердцу левретки! А после смерти вызволенной из плена любимицы
король   —   разбойник,   погубивший   десятки   тысяч   человеческих   жизней   во   имя   своих
престижных соображений, повелел соорудить на могиле левретки мраморный памятник.

Хиеронимус Босх. «Битва злых духов» (фрагмент). 

Иллюстрация Альбрехта Дюрера из книги С. Бранда «Корабль дураков». 

Прославился   в   боях   и   представитель   славного   племени   пуделей   —   собак

исключительно   понятливых   и   дружелюбных.   Большой   пудель   по   кличке   Усач   вместе   с
полком наполеоновской армии участвовал во многих сражениях и был награжден боевым
французским орденом за спасение полкового знамени в битве при Аустерлице.

В   руководстве   по   подготовке   специалистов   служебного   собаководства   «Служебная

собака» рассказывается: собак в армии содержали у себя и многие русские полководцы. У
Петра I была собака, которая во время его походов и сражений помогала поддерживать связь
с военачальниками, перенося приказы и донесения.

Во время осады Севастополя, в военных операциях на Кавказе и в русско-турецкой

войне   1877—1878   годов   собак   использовали   главным   образом   в   качестве   сторожей.   В
сороковых годах прошлого века на Кавказе в военных укреплениях на берегу Черного моря
содержали по нескольку сторожевых собак «на пайке от казны», как было указано в одном из
приказов.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..