Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - 1989 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..

 

 

Слово о собаке (Корнеев Л.А.) - часть 6

 

 

И поныне племена Северного Борнео полагают, будто огнедышащая собака охраняет

врата   рая,   обладая   за   свою   верную   службу   особой   привилегией:   ей   принадлежат   все
поступающие в рай девственницы.

Образ собаки-«вахтера» потустороннего мира усопших и пастыря их душ имел также

свои   аналоги   в   культах   древней   общественности   Греции,   Рима,   Индии,   Ирана,   Мексики,
других стран.

Еще   пример   из   жизни   древнегреческих   канисов  фамилиарисов:   как   свидетельствует

великий Гомер, только верный пес Аргус сразу признал постаревшего Одиссея, когда тот
после долгих лет странствий и похождений вернулся наконец в родной дом и стал наводить
там надлежащий порядок.

Вот как это было.
…Медленно продолжали свой путь Эвмей-свинопас с Одиссеем. Наконец приблизились

они к дворцу Одиссея. Оттуда неслись звуки кифары и пение. Пир женихов был в самом
разгаре. Эвмей и Одиссей, громко разговаривая друг с другом, вошли во двор. Там на куче
навоза у самых ворот лежала старая собака Одиссея, Аргус. Едва только услыхала она голос
своего   хозяина,   как   насторожила   уши.   Почуял   верный   Аргус   своего   господина,   вильнул
хвостом и хотел подняться, чтобы броситься ему навстречу, но был уже не в силах двинуться.

Всеми брошенный, старый, он издыхал. Узнал своего верного Аргуса и Одиссей. Слеза

скатилась из его глаз; поскорее смахнул он слезу рукой, чтобы не заметил ее Эвмей.

Шевельнулся Аргус и издох. Двадцать лет ждал он своего господина и сразу узнал его,

даже под видом нищего.

Так рассказывает Гомер.

Актеон защищается от напавших на него собак, посланных Дианой (барельеф). Древняя

Греция. 

Область почитания собаки распространилась у древних греков и на небесные сферы.

Восход звезды Собаки, Сириуса, знаменовал собой начало нового года у афинян, а собака
могучего   охотника   Ориона   в   порядке   поощрения   была   превращена   древнегреческими
астрономами в ярчайшее созвездие на небосводе.

Фрагмент древнегреческой вазы. 

И конечно, согласно древнегреческой мифологии, трехглавый адский пес Цербер, на

шее которого с грозным шипением шевелились змеи, сторожил выход из мрачного царства
Аида,   неумолимого   брата   Зевса,   не   допуская   возврата   душ   умерших   в   общество   живых
людей.

Там,   в   царстве   Аида   —   по-древнеримски   Плутона, —   на   берегах   священной   реки

Стикса (не путать с Летой!) водились чудовищные собаки. Они сопровождали свиту великой
богини Гекаты, которая блуждала безлунными ночами в глубокой тьме по дорогам и у могил,
сопровождаемая   (помимо   стигийских   собак)   всякого   рода   привидениями   и   чудовищами,
насылая   на   спящих   людей   жуткие   кошмары   и   тяжкие   сны.   Геката   слыла   помощницей   в
колдовстве   и   по   совместительству   —   против   колдовства;   чтобы   задобрить   ее,   люди
приносили в жертву собак.

Пес рангом ниже Цербера — всего лишь двухголовый, по кличке Орфо, — согласно

древнегреческим мифам, пас коров любимца богов Гериона.

Использовали собак боги древних греков и на охоте — взять хотя бы ту же Артемиду,

которая   превратила   в   оленя   охотника   Актеона   (он   тоже   охотился   с   собаками)   за   то,   что
несчастный юноша застал богиню за раздеванием. Суровые, надо сказать, нравы царили в
древности!

Кстати   сказать,   собак   Актеона   —   они   тоже   ведь   таращили   глаза   на   обнаженную

богиню! — суровая девственница никак не покарала. Ибо в Древней Греции собака даже у
богов пользовалась уважением. Понятно, почему никто в Греции в те времена не удивлялся,
когда философ Сократ то и дело клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку тоже
большим философом…

На этой монгольской почтовой марке изображена декоративная комнатная собака

редкой породы папильон. 

В переводе с французского это слово означает «бабочка»: ушки собаки, окрас которых

—   черный,   красный   или   песочного   цвета   —   частично   переходит   на   белую   мордочку,
напоминают крылья бабочки.
 

Папильон — это карликовый спаниель со стоячими ушами, выведенный в Испании и

Италии в XV–XVI веках. Не исключено, что в формировании породы папильон принимали
участие мексиканские собачки чихуахуа.
 

Разновидность   папильонов   с   висячими   ушами   во   Франции   называется   «карликовый

спаниель с висячими ушами». 

Папильон,   как   считают   специалисты,   поколениями   выращивался   с   единственной

целью   —   для   дамского   времяпрепровождения.   Известно,   что   папильоны   долгое   время
пользовались большой популярностью при дворе французских Людовиков. Собачка из породы
папильон была любимицей казненной французской королевы Марии-Антуанетты, которая не
расставалась с ней до самой плахи.
 

И   ныне   папильоны,   изящные   миниатюрные   собаки,   словно   самой   природой

предназначенные в спутники человеку городскому, во Франции в большой чести: несмотря
на кажущуюся хрупкость, папильон легко переносит резкие смены температур, не боится
ни жары, ни зимних холодов.
 

У папильона длинная шелковистая шерсть; высота в холке собаки составляет 20—25

сантиметров, вес — до 4 килограммов. Папильоны распространены ныне помимо Франции
также в Бельгии, Англии, США и Голландии. Папильон — веселая, игривая собака.
 

Обратил внимание на собаку и другой известный человек античной Греции — Диоген.

Он следовал в жизни заповедям циников, согласно которым не нужно соблюдать какие-либо
приличия в обществе, а наоборот — стремиться к «абсолютной свободе». Символом свободы
Диоген   считал   бездомную   бродячую   собаку,   которая   не   обременена   необходимостью
придерживаться   правил   приличия.   Когда   Александр   Македонский   познакомился   с   этим
удивительным  «поборником  свободы»,  то  услышал  такой   совет:   «Приобрети   себе  собаку,
которая за тебя будет облаивать людей, не нравящихся тебе». В ответ Александр воскликнул:
«Если бы я не был Александром Великим, то хотел бы быть Диогеном!»

Великий Рим не уступал эллинам в интересе и любви к собакам. Римляне различали

пастушеских собак, охотничьих и, конечно, боевых. На римских аренах сражались молоссы
из Эпира и мощные доги из Британии.

Римляне выбивали изображения собак на своих монетах, изображали их на фресках,

выкладывали в мозаичных панно. Их воспевал в своих стихах великий Вергилий.

Но   особой   популярностью   у   граждан   и   гражданок   «вечного   города»   пользовались

комнатные собачонки. Они в большом количестве содержались во дворцах аристократов всех
калибров.   Комнатные   собаки   были   так   любимы   в   домах   римских   патрициев,   что   Юлий
Цезарь как-то даже поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав
предпочтение в любви декоративным собачкам…

Обожествление   собаки   предшествовало   культу   Солнца   в   древнем   Перу,   а   многие

племена   индейцев   Аляски   полагали,   будто   предками   их   были   местные   лайки.
Небезынтересно отметить, что антиподы аляскинских обитателей, аборигены Суматры, были
точно   такого   же   мнения.   Только,   разумеется,   род   свой   они   вели   не   от   лаек,   которые   на
острове не водились, а от иных лающих предков…

Индейцы   племени   потаватуми,   люди   с   весьма   богатой   фантазией,   утверждали,   что,

когда старуха, которая взобралась на Луну, окончит вязать свою корзину, наступит конец
света. Но к счастью для рода людского, всякий раз, когда злокозненная бабка должна вот-вот
завершить свою работу, появляется Большая Собака. Она проглатывает бабкин полуфабрикат
и тем самым спасает человечество от неминуемой гибели. Доказательство сего процесса для
них очевидно: ведь именно поэтому происходят периодические лунные затмения…

Сцена охоты на древнеримском горельефе. Римские бани. Потсдам. 

Собаке поручались не только души людей. И поныне в некоторых странах мира тело

усопшего иногда предается не земле или огню, а «попечению» клыков собак либо хищных
зверей. Напрасно было бы упрекать при этом организаторов подобных похорон в дикости:
вероятно,   по   их   верованиям,   именно   желудок   животного   —   лучшее   вместилище   души
дорогого покойника…

Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.

В боевых порядках легионов

Отношение   к   собаке   в   еще   не   открытой   Америке   в   прошлом   удивительно

соответствовало   установкам   многих   обитателей   Старого   Света.   Ацтеки,   например,   своих
собачек однозначно считали священными животными. С их помощью, полагали подданные
Монтесумы и прочих ацтекских тоталитарных правителей, душа человека может спастись
после   его   смерти.   Ибо   именно   собаки   предназначены   помочь   душе   человеческой   найти
верный путь в потусторонний мир. Поэтому последний взор, умирающий ацтек обязательно
обращал на свою собаку, бесспорно видя в ее преданных глазах готовность исполнить любое
желание хозяина…

Собака занимала высокий ранг и в обществе древних персов. Их бог — пес Ахура

Мазда   —   весьма   гордился   тем,   что   он   «самоодет,   самообут,   бдителен,   острозуб,   рожден
охранять людское добро».

Находили   древние   персы   разнообразное   применение   своим   псам   и   в   повседневной

жизни. Так, они использовали собак в боевых порядках своих войск. Известно, например, что
древнеперсидский царь Камбиз при завоевании Египта в 525 году до нашей эры широко
применял при атаках противника своры мощных боевых мастифов, вес которых достигал
почти центнера.

Этот   обычай   —   явное   заимствование:   халдеи   еще   в   IX   веке   до   нашей   эры   при

вторжении   в   Южную   Месопотамию   обучали   собак   боевому   искусству,   надевали   на   них
тяжелые   металлические   ошейники   с   острыми   кривыми   ножами.   Впоследствии
использование боевых псов имело место и в Древнем Риме.

Около двух тысяч лет назад договидные собаки вместе с азиатскими овцами в качестве

военных трофеев были завезены в Грецию, где широко распространились. По преданию, эти
собаки были подарены Александру Македонскому в Индии и происходят от тибетских догов,
высокоценимых в то время в Месопотамии. В Римскую империю они проникли из Греции
под названием «эпирских» собак или молоссов, и из Восточной Европы — из сарматского
племени   аланов   под   названием   «аланской»   собаки.   Своры   обученных   боевых   молоссов
придавались   римским   легионам.   В   войнах   рабовладельческого   периода   собаки   в   бою
составляли первую шеренгу, во второй шли рабы, а в третьей — воины.

Молоссы,   прославленные   поэтами   Древнего   Рима,   отличались   такой   силой   и

свирепостью, что могли вступать в поединок со львами или медведями. На потеху римлянам
они   использовались   для   бесчеловечного   представления   на   аренах   цирка   в   боях   с
гладиаторами и дикими зверями.

«Спустите боевых псов!» — кричал Марк Антоний над телом убитого Юлия Цезаря.
Молоссы   дали   начало   целому   ряду   крупных   и   сильных   пород:   догов,   сенбернаров,

ньюфаундлендов, ротвейлеров, аланов, кувасов, пиренейских овчарок, бульдогов и других.

Месопотамская боевая собака (ассирийский барельеф). 

Впрочем,   главной   сферой   применения   собачьих   талантов   и   в   Древней   Греции,   и   в

Древнем Риме была охота, охрана дома и имущества, игры с чадами и домочадцами. Кроме
молоссов и мастифов популярны были также гладкошерстные гончие, различные комнатные
собаки, особенно предки мальтийских болонов — мелиты.

В   дошедших   до   нас   произведениях   древнегреческих   писателей   имеется   немало

указаний,   что   древние   греки   тоже   весьма   ценили   собак   и   широко   применяли   их   в
хозяйственной деятельности.

Более   2300   лет   назад   некий   Ксенофон,   военачальник   из   Афин,   составил   первый

известный в мире кинологический трактат «Псовая охота», в котором он описал различные
способы   натаски   собак,   разыскивающих   дичь   при   помощи   чутья.   Несколько   позднее
древнегреческий историк Арриан сделал описание пород собак, разыскивающих дичь; он, в
частности,   советовал:   «Обязательно   погладьте   гончака   по   голове,   похвалите,   если   тот
поймает зайца, скажите ему: «Отлично, Сиррус! Прекрасно, Боннас! Браво, мой Хори!» Ибо,
подобно людям благородной души, собаки любят, когда их хвалят!»

А кто же этого не любит?

Английский бульдог. 

По правде сказать, древнегреческие собаки вполне заслуживали похвалы. По преданию,

ведь именно они спасли от врагов город Коринф, когда уснула, упившись вином, стража
городских   стен,   а   противник   в   тот   час   хотел   взять   город   штурмом.   Враги   бесшумно
взобрались на городские стены, но бдительные псы набросились на них. Завязался бой людей
с собаками. Верные псы держались до последнего: помощь подоспела когда в живых остался
всего лишь один пес…

На   следующий   день   героической   собаке   из   местной   казны   была   выдана   дорогая

награда: массивный серебряный ошейник с надписью: «Защитник и спаситель Коринфа».

Во многих странах Европы и Америки выходят красочные журналы, посвященные

вопросам содержания собак и других домашних животных в городе и деревне. 

Трудно   переоценить   ту   пользу,   которую   приносят   десяткам   миллионов   людей

подобные издания. Настало время выпуска аналогичного специализированного журнала и в
Советском Союзе.
 

Это — ротвейлер. 

Предками   его   считаются   крупные   собаки,   сопровождавшие   римские   легионы:   они

охраняли   продовольственные   обозы   легионеров,   рогатый   скот.   Так   собаки   попали   в
европейский город Ротвейлер, где купцы использовали их для тех же целей, что и легионеры.
К   целенаправленному   разведению   породы   приступили   в   начале   XX   века,   именно   этим
периодом   датируется   появление   названия   породы   —   ротвейлер.   Сегодня   эта   собака
распространена и популярна во всем мире.
 

Крепкого   телосложения,   мускулистая,   мощная.   При   ее   выведении   не   стремились   к

привлекательному   экстерьеру,   достоинствами   считались   сила   и   самостоятельность.
Хвост у щенка обрезается на четвертый день после рождения. Шерсть короткая, гладкая,
несколько   жестковатая,   окрас   неоднородный;   черный   цвет   спины   переходит   в   темно-
красный на морде, груди и лапах. Ротвейлер — собака уравновешенная, спокойная, умная.
Очень привязана к хозяину, неподкупна и преданна, недоверчиво относится к посторонним,
но не коварна. Характер бойцовский, атакует стремительно.
 

Восприимчива, легко поддается обучению, быстро усваивая необходимые навыки. 

Использование   собак   для   охраны   крепостей   имеет   давнюю   историю.   Еще   6000   лет

назад   с   этой   целью   собак   выводили   на   ночь   за   крепостные   стены   и   запирали   ворота.
Привыкшие   получать   пищу   от   своих   хозяев   в   крепости,   собаки   оставались   до   утра   под
стенами,  будя  стражу громким  лаем  в случае  попытки  противника  под  покровом  ночной
темноты приблизиться к крепости.

Дороже человеческих душ

В   средние   века,   в  эпоху   феодализма,   расцветает   слава   охотничьих   собак.   Короли   и

герцоги,   бароны   и   графы   содержали   охотничьи   своры,   в   которых   насчитывались   многие
сотни голов. Например, граф Гастон де Фуа, автор манускрипта об охоте с собаками, даже в
путешествие брал с собой до полутора тысяч четвероногих охотников. Так было во Франции
в XIV веке.

Но   и   Азия   не   отставала   от   Европы.   Венецианский   землепроходец   Марко   Поло

рассказывал, что у великого хана Хубилая, завоевавшего Китай, два брата были заядлыми
охотниками, каждый из которых имел более 2 тысяч охотничьих мастифов. Сам же великий
хан выезжал на охоту в сопровождении 2 тысяч охотников и 10 тысяч охотничьих собак.
Можно себе представить, сколько было гама и лая!

Обилие собак в охотничьих сворах в средние века объяснялось, видимо, тем, что в те

времена, когда еще не было огнестрельного оружия, для травли серьезного зверя требовалось
большое   количество   псов.   Велики   были   среди   них   и   потери.   По   данным   французских
средневековых хроник, при охоте на кабана, устроенной в XVI веке дворянином Жаком дю
Фулу, в своре от полусотни собак в живых осталась лишь дюжина. А потому, так же как и
средневековые   рыцари,   особо   ценные   псы   облачались   псарями   в   специальные   латы   и
кольчуги…

Забота вполне понятная: хорошие охотничьи собаки ценились исключительно высоко.

Натасканная гончая в Англии в XI веке приравнивалась по цене к рабу. Потом цены на собак
резко возросли. Спустя пятьсот — шестьсот лет в Российской империи в эпоху крепостного
права помещики за хороших охотничьих собак расплачивались целыми деревнями вместе со
многими населяющими их человеческими душами…

Некоторые французские короли предписывали калечить чужих собак, дабы те не гоняли

дичь в королевских угодьях. Исключение делалось лишь для мелких шавок: их вымеряли
специальным «собакомером» — металлическим кольцом диаметром семь дюймов. Почему
именно семь, а не шесть или восемь дюймов — старинные хроники не сообщают. Возможно,
потому, что семерка относилась к числу «магических» цифр: «семь пядей во лбу», «семь раз
отмерь, один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глазу» и так далее.

А спустя столетия, в XIX веке, во французском департаменте Бордо на собак свалилась

иная   беда:   местные   каниды   пристрастились   к   поеданию   винограда.   И   владельцы
виноградников   получили   право   повесить   любого   пса,   появившегося   вблизи   без
намордника…

Уже в эпоху средневековья больных собак заботливо лечили в специальных лечебницах.

Миниатюры, изображающие псовую охоту, демонстрируют и различные приемы, и способы
врачевания недужных собак псарями и ветеринарами. В лечебницах существовали особые
фонтаны для снабжения этих пациентов чистой проточной питьевой водой. И даже особые
столбы,   обвязанные   соломенными   жгутами,   для   удобства   исполнения   непременного
собачьего ритуала.

Но в то же время, как и в древности, в средние века собака у многих народов вызывала

и   всякого   рода   суеверные   чувства.   Скажем,   немцы   полагали,   будто   собака   состоит   в

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  4  5  6  7   ..