Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума - часть 3

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Развитие сетевого взаимодействия ДОУ с учреждениями социума - часть 3

 

 

Дом культуры приглашает нас на представления гастролирующих коллект                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
ивов, организует для детей праздники, посвящённые Дню защиты детей, приглашает на 
интерактивные выставки («Русская народная кукла», «Медведи» и др.) 
 В Доме культуры проходят представления, организованные специально для детей  
Вологодской филармонией им. Гаврилова, губернаторским  оркестром   г. Череповца. 
Музыканты этих  коллективов организуют и выездные  выступления  для наших 
воспитанников  и  в музыкальном зале детского сада.  
В течение последних лет мы не пропустили не одного выступления этих замечательных 
коллективов. В этом году между учреждениями заключён договор о сотрудничестве и 
утверждён план совместной работы.  
 
Взаимодействие с МБУ «Чагодощенский музей  истории и культуры» 
Это учреждение на протяжении многих лет наш давний партнёр в вопросах нравственно-
патриотического  воспитания дошкольников.  

В детском саду реализуется Программа «Приобщение детей к истокам русской 

народной культуры» под редакцией О.Л.Князевой   и используется как парциальная    в 
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (тематический модуль 
«Патриотическое воспитание») Данная программа  помогает воспитывать детей в духе 
народных традиций, является средством формирования у детей патриотических чувств и 
развития духовности.  
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам 
национального искусства – от театра до живописи, от пляски, сказки, музыки до театра, в 
развитии личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине. 
В старшей и подготовительной группах  ежегодно реализуется  программа  
«Экскурсионные занятия» для детского сада, разработанная  Чагодощенским музеем 
истории и народной культуры  специально для дошкольников. Занятия проводятся в 
форме игр, познавательных развлечений, театрализованных постановок. По полученным 
впечатлениям об увиденном  в группах с детьми реализуется Тематический проект 
«История Чагодощенского края».
 
                                                     Тематика занятий 

1.  Целый день играем в куклы. 

2.  Марьюшка да серебряное  донце – золотое веретенце (о прялке и прядении). 

3.  Самовар кипит, уходить не велит. 

4.  Сказ на полотенце (о народной вышивке). 

5.  В полотняной стране (о старинном утюге). 

6.  Расписная сказка (о народной росписи). 

7.  Жаворонки – встреча весны. 

8.  Птицы-наши друзья. 

9.  Кто живёт в лесу? (звери и птицы Чагодощенского края). 

10. «Неделя здоровья» (о здоровом образе жизни) 

11.  Праздник Покрова пресвятой Богородицы. 

12. Кузьминки -по лету поминки.. 

13. Введение в храм Пресвятой Богородицы «Ангельская душка». 

14. Кукольное представление, рождественский вертеп «Вслед за Рождественской 

звездой». 

15. Масленица -обмануха. 

16.  Пасхальные забавы. 

17. Встреча с берёзкой. 

18.  Собирайся народ в Купальский хоровод. 

Ежегодно работники музея предоставляют нам информацию о запланированных 
мероприятиях и изменениях и дополнениях в годовой план. По приглашению работников 
музея мы организуем автобусные поездки на мероприятия. В последние годы творческий 
коллектив этого учреждения активно предлагает выездные интерактивные представления  
«В гостях у Айболита»,  «Птицы –наши друзья», «В гостях у сказки» и др. В этом году 
между учреждениями заключён договор о сотрудничестве и утверждён план совместной 
работы.  
 
Блок VI Взаимодействие с организациями муниципального района 
 
Социальные партнёры- организации п. Сазоново и с. Белые Кресты (Пожарная часть, 
Белокрестский маслозавод, торговые организации, колхоз Сазоновский, почта России и 
др.)
 
 
Цель блока: установление связей с внешней общественностью, достижение 
доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его 
услугам.:  
 
Задачи блока:  
расширение кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, 
развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за 
счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);  
формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного 
пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;  
воспитания уважения к труду взрослых;  
привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ. 
 

  

Игра выступает как важное средство воспитания и своеобразным, свойственным 
дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта, основным источником 
которого является окружающий мир ребенка, жизнь и деятельность взрослых и 
сверстников. 
  
В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и его 
сверстниками, ребенок приобретает положительный опыт совместных действий. 
  
Вторым этапом ознакомления детей с социумом являются экскурсии к объектам, 
находящимся вне территории детского сада, так как взаимодействие дошкольного 
учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. 

Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов 
деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью 
экологического воспитания и оздоровительной работы. 
Для решения данной задачи нами  был разработан перспективный план для старшей и 
подготовительной группы по ознакомлению с социально-значимыми объектами села 
Белые Кресты и посёлка Сазоново, план экскурсий и прогулок  району и к историческим 
памятникам. 
 Во время прогулок дети усваивали нормы поведения на улице, закрепляли знания о 
городском транспорте, правилах дорожного движения, что способствовало развитию 
эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру, и усвоению новых 
способов поведения в проблемных ситуациях. С помощью родителей были организованы 
экскурсии в аптеку, на почту, в пожарную часть, на маслозавод, молочную ферму. 
Работники данных учреждений радушно принимали детей, объясняли, рассказывали о 
своей работе. После посещений этих объектов у детей осталась масса впечатлений.  
 
 
Блок VII Интеграция общественного и семейного воспитания 
 

 В соответствии с Законом "Об образовании" родители являются первыми 

педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и 
интеллектуального развития личности ребёнка в раннем и дошкольном  возрасте,  одной 
из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для 
обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на 
создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Одной из 
важнейших задач ФГОС ДО стоит:  «обеспечение психолого-педагогической поддержки 
семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, 
охраны и укрепление здоровья детей».
   Традиционными формами работы с  родителями в 
этом направлении нельзя ограничиваться, так как они являются препятствием к 
функционированию ДОУ в режиме развития и многие из них устарели, потому, что 
недостаточно дифференцированы. Они не учитывают  изменения в современной семье, 
новые возможности и требования к образовательным услугам. 
                   
 
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями 

В  современных    условиях  дошкольное  образовательное  учреждение  является 

единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим 
с семьей,  то есть  имеющим возможность оказывать  на неё  определенное влияние. 
В  основу  совместной  деятельности  семьи  и  дошкольного  учреждения  заложены 
следующие принципы: 

  единый подход к процессу воспитания ребёнка; 

  открытость дошкольного учреждения для родителей; 

  взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей; 
  уважение и доброжелательность друг к другу; 

  дифференцированный подход к каждой семье; 

  равно ответственность родителей и педагогов. 

На  сегодняшний  день  в  ДОУ    осуществляется  интеграция  общественного  и 

семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: 
- с семьями воспитанников; 
- с  будущими родителями. 

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к 

школе,  но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, 
выявляли  способности.  Однако  без  тесного  взаимодействия  с  семьей  решить  эти 

проблемы  практически  невозможно.  Поэтому  основной  целью    взаимодействия  с 
родителями мы считаем: 

возрождение  традиций  семейного  воспитания  и  вовлечение  семьи  в  воспитательно-
образовательный процесс 

Задачи
1)  формирование психолого- педагогических знаний родителей; 
2)  приобщение родителей к участию  в жизни ДОУ; 
3)  оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. 
          
Методологической основой взаимодействия семьи и ДОО выступают:  
-теоретические основы педагогической науки, разработанные известными  педагогами; 
-стратегический подход к оценке взаимодействия семьи и ДОО  и поведению мониторинга 
сотрудничества семьи и детского сада (Т.Н. Доронова, К.Ю. Белая); 
- научно-методические условия оптимизации содержания и форм сотрудничества 
родителей, педагогов и администрации ДОО, разработанные Е.П. Арнаутовой,  
О.Л.Зверевой; 
-принцип функционирования детского сада как открытой системы в процессе 
взаимодействия с семьями воспитанников  и социумом (Л.А. Павлова  и др.) 
 

                 На основе данных подходов в ДОО сложилась 

                
   Модель сотрудничества семьи и детского сада в течение года 
 

Участие родителей в 

жизни ДОО 

Формы сотрудничества 

Периодичность 

сотрудничества 

В проведении 
мониторинговых 
исследований 

Анкетирование. 
Социальный опрос. 
«Родительская почта»  

3-4 раза в год 
По мере 
необходимости. 
1 раз в квартал 

В создании условий  

Участие в субботниках по 
благоустройству территории. 
Помощь в создании предметно-
развивающей среды. 
Оказание помощи в ремонтных работах 

2 раза в год 
 
Постоянно 
Ежегодно 

В управлении ДОО 

Участие  в работе родительского 
комитета, совета ДОО, педагогического 
совета. 

 

В просветительской 
деятельности, направленной 
на повышение 
педагогической культуры, 
расширение 
информационного поля 
родителей. 

Наглядная информация (стенды, папки-
передвижки, семейные групповые 
фотоальбомы «Из жизни группы», 
«Копилка добрых дел», «Мы 
благодарим», памятки).  
Заполнение Сайта ДОО 
Консультации, семинары-практикумы, 
конференции. 
Распространение опыта семейного 
воспитания. 
 Родительские собрания.  
Выпуск газеты для родителей. 

1 раз в квартал 
 
 
Обновление 
постоянно. 
1 раз в месяц 
По годовому 
плану. 
1 раз в квартал 
1 раз в квартал 

В воспитательно-
образовательном процессе, 
направленном на 
установление 

Дни открытых дверей. 
Дни здоровья. 
Недели творчества. 
Совместные праздники, развлечения.  

2 раза в год 
1 раз в квартал 
2 раза в год 
По плану  

сотрудничества и 
партнёрских отношений с 
целью вовлечения 
родителей в единое 
образовательное 
пространство. 

Встречи с интересными людьми. 

 

Семейные клубы «Навстречу друг 
другу», «Дружная семья». 
Клубы по интересам для родителей. 
Участие в творческих выставках, 
смотрах-конкурсах. 
Участие в проектной деятельности. 

 

                                               
                                       Формы работы с родителями 
 
Анкетирование            Семейный круглый           Дни открытых      Проведение совместных 
 и тестирование                     стол                                  дверей              праздников, досугов 
 
 
Индивидуальные                                   Выставки                                   Консультации                                                      
 
 
Мониторинг                                   
                                                     
                                                                 Конкурсы 
              
 
 Консультации 

 

 

Формы работы  

                                                               с родителями                            Семинары-практикумы 
 
Родительские собрания 
                                                                                                            
 
Оформление фотоальбомов 
       
 
Приобщение к совместной                                                              Встречи с интересными 
            деятельности                                                                                    людьми 
 
  
 
Основными направлениями взаимодействия с семьёй   являются: 
Аналитическое  направление 
Цель
изучение потребности родителей в образовательных услугах,  выявление степени 
осведомлённости  их в вопросах ведения ФГОС дошкольного образования и желания  
стать непосредственными участниками образовательного процесса.  
Формы работы:  
-анкетирование родителей (при компетентностном подходе содержание анкеты 
составляется инициативной группой  родителей   или членами родительского комитета); 
-опрос родителей;  
- открытый диалог;  
-индивидуальные и групповые беседы; 

-мини-опросы. 
Просветительское направление  
Цель
: информирование  родителей о содержании ФГОС ДО , знакомство  с 
образовательной программой ДОУ,  формирование у  родителей умения руководства 
детской деятельностью в новых условиях.  
 «Информация должна быть актуальной для родителей и не являться простой 
формальностью. Следует учитывать особенности родителей конкретной группы» А.А. 
Майер. 
Формы работы:  
Традиционные:  
-стенды  «Вниманию родителей! Всё  о ФГОС ДО» 
-папки-передвижки,  
-тематические газеты «Работаем по ФГОС ДО»; 
-тематические консультации в сочетании с обратной связью; 
 -выступление в средствах массовой информации (статьи в газету, выступление на радио); 
-тематические родительские собрания «Что должны знать родители о ФГОС ДО»?; 
-участие в работе педагогического совета  «Организация образовательной деятельности по 
ФГОС ДО»; 
-участие в заседаниях  органов общественного  управления (родительский комитет, Совет 
ДОУ); 
-заседания семейного клуба « Мы – партнёры»; 
-день открытых дверей  «Один день в детском саду» (знакомство с условиями 
современной предметно-пространственной среды, просмотр  совместной  и 
самостоятельной  образовательной деятельности); 
Активные формы (с использованием компетентностного подхода) 
-выставки- библиотечки для родителей; 
-настольная тематическая информация «Что такое ФГОС дошкольного образования?»; 
-интервью с родителями «Что положительного несёт нам ФГОС ДО»? 
-папки-наполнители (В них содержится важная информация о содержании положений 
ФГОС ДО в сжатой форме, помещённая  на оранжевых листах.  С ней  родители могут  
познакомиться дома, возвращая обратно в папку через несколько дней.  На зелёных листах 
они  могут задать интересующий их вопрос,  и получить письменный ответ работников 
ДОУ); 
-«цветок вопросов» (на круге пишется вопрос для обсуждения :  «Что вы хотите узнать о 
ФГОС  ДО?», «Какие изменения вы заметили в дошкольном образовании  в связи с 
введением ФГОС»?  Рядом укладываются стикерсы, на которых родители могут изложить  
письменно  своё мнение. Затем эти ответы наклеиваются вокруг вопроса  в форме цветка. 
Это позволит педагогу выбрать тему консультации или информационной ширмы, 
подготовиться к  родительскому собранию. Данная форма актуальна как на начальном , 
так и   на внедренческом этапе ФГОС.  
- просмотр видеозаписей занятий, прогулок, игровой деятельности, которые озвучиваются 
специалистами; 
-лекции, записанные на аудиокассеты; 
-встречи за круглым столом (на этапе информированности родителей о ФГОС).  Здесь 
эффективно   используется    метод групповой дискуссии, метод игры, моделирующий 
отношения «педагог-ребёнок-родитель», метод коллективного спора. 
-презентация дошкольного учреждения на общем родительском собрании в конце 
учебного года (показ включённости родителей в различные виды деятельности, принятие 
во внимание предложений семьи); 
-открытые просмотры занятий, досугов (когда родитель берёт на себя роль воспитателя, 
героя); 

- конференция с родителями ( в занимательной форме педагоги, специалисты и родители 
моделируют различные жизненные ситуации); 
-мастер-класс для родителей, организованный педагогами, когда родители принимают на 
себя роль детей, мастер-класс могут показать сами родители;  
Организационное направление 
Цель: вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность. 
Традиционные формы: 
-участие в конкурсах, выставках; 
-участие в экскурсиях, поездках на природу; 
-участие в ремонте по благоустройству ДОУ;  
-совместное проведение мероприятий (учёт принципа гармонизации детско-родительских 
отношений); 
-день самоуправления; 
Активные формы ( с использованием компетентностного подхода) 
-проведение родителями бесед с детьми (о профессиях, здоровье и т.д.); 
-изготовление баннера родителями о своём ребёнке «Всё обо мне»; 
-выступление детей и родителей по принципу «Минута славы». 
 
 

Педагоги нашего дошкольного учреждения уделяют большое внимание работе с 

семьями воспитанников, привлечению их к участию в жизни детского сада. Вовлечение 
родителей в единое образовательное пространство. Они постоянные участники всех 
праздников, спортивных состязаний, выставок, конкурсов. Родители – первые помощники 
и активные участники педагогического процесса. Нетрадиционные досуговые 
мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении 
контактов со взрослыми ; среда социального развития ребенка обогащается новыми 
формами отношений со взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к 
родителям и другим взрослым людям. В детском саду проходят всевозможные выставки: 
рисунков, поделок из природного материала, любительских снимков, семейного хобби и 
многие другие. Одна из задач, организации выставок совместного творчества, которую 
преследуют педагоги ДОУ - это создание атмосферы общности детей, родителей и 
воспитателей, активизация родительского участия в жизни детского сада, в воспитании 
ребенка.  
 

 

                    Промежуточный анализ полученных результатов проекта 
 
 

Таким образом, наше дошкольное образовательное учреждение не представляет 

возможным  реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого 
сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.  Оно заинтересовано:  
- в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного 
учреждения только с семьями своих воспитанников;  
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;  
в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности 
для максимального количества семей;  
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.  
- в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.  
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция 
дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает 
учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация 
социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:  
- использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их 
индивидуальных возможностей;  

- решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных 
услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.  
 
Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять воспитательную и 
культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения 
различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты 
образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является 
ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, 
оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и 
взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и 
педагогов. 
В результате проведенной работы у детей сформировались  представления о правилах и 
нормах поведения в обществе, о многообразии человеческих отношений, что 
способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему 
миру и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях. 
Данные  мониторинга качества сетевого взаимодействия ДОУ в условиях введения ФГОС 
ДО свидетельствуют о  положительной динамике развития этого процесса.  

 

Система отслеживания результатов 

Критерии оценки 

Субъекты оценки 

Периодичность 
оценки 

Методы оценки 

1.Создание правовой базы 
сотрудничества 

администрация 

Раз в год – 
итоговый 

Заключение 
договоров, анализ 
планов. 

2. Организационно- 
педагогические условия 
успешной работы  

Творческая 
группа, 
самооценка 

Текущий – раз в 
полугодие 

Анализ среды, 
наблюдение. 

3. Создание структуры 
взаимодействия учреждений 
социума  

Администрация, 
творческая 
группа, 
самооценка 

Текущий – раз в 
полгода 

Анализ планов, 
наблюдение, опросы 

4. Освоение новых форм 
социального партнерства 

Творческая 
группа, 
самооценка 

Текущий – раз в 
полугодие  
Итоговый – раз 
в год 

Самодиагностика, 
наблюдение, 
анкетирование 

5. Снижение уровня 
заболеваемости детей 

Творческая 
группа, 
самооценка 

Текущий – раз в 
полугодие  
Итоговый – раз 
в год 

Диагностика, анализ 
планов, наблюдение 

6. Адекватная ориентировка 
детей, родителей, педагогов 
в социокультурном 
пространстве микрорайона 

Творческая 
группа, 
администрация, 
самооценка 

Текущий – раз в 
полугодие  
 
Итоговый – раз 
в год 

Анализ планов, 
опросы, 
наблюдения, беседы 

7. Рост 
психоэмоционального 
благополучия участников 

Администрация, 
психолог 

Текущий – раз в 
полугодие  
 

Тестирование, 
диагностика, 
наблюдения, беседы 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..