Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Проведене школьного этапа всероссийской олимпиады по обществознанию в 2018–2019 году - часть 10

 

 

145 

 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

 

Ответ:  

1. Брак и семья не тождественные понятия. В утверждении приводится определение се-

мьи. 

2. Нуклеарные семьи характерны для современного общества, в то время расширенные 

характерны для традиционных. 

3. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией. 

4. А брак между одной женщиной несколькими мужчинами полиандрией. 

5. Утверждение о том, что в основе полигамии лежат экономические и социальные при-

чины является верным. 

По 3 балла за каждую верный ответ, всего — 15  баллов.  

4. Используя все приведенные ниже термины, заполните схему. 

Общественное  сознание,  индивидуальное  сознание,  сознание,  мораль,  религия,  право-

сознание,  уровни  сознания,  обыденное  сознание,  теоретическое  сознание,    компоненты, 

идеология. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

146 

 

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По 1 баллу за каждую верную позицию, 1 балл за правильное расположение основного по-

нятия, всего — 11 баллов. 

 

5. Решите логическую задачу. 

Судья  Справедливцева  парировала  аргументы,  ставящие  под  сомнение  обоснованность 

утверждения свидетеля о неправомерности решения, отклоняющего его протест против по-

становления об аннулировании заявления об отказе им от своих первоначальных показаний. 

Означает ли это, что она оставила в силе первоначальные показания свидетеля? Обоснуйте 

свой ответ. 

Ответ:

 Нет, она признала отказ от показаний. 

До 9 баллов за верный ответ с обоснованием. 

 

6.  Суфийская  притча  гласит:

  один  эгоцентричный  человек,  стремящийся  к  высшему 

сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился у ворот поговорить со сторожем. 

— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных 

искателей Истины ... 

— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, — сказал сто-

рож. 

— В самом деле? И сколько же их? 

— … 

Сознание 

обыденное сознание 

индивидуальное сознание 

правосознание 

общественное сознание 

религия 

мораль 

идеология 

теоретическое 

компоненты 

уровни 

147 

 

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? 

Обоснуйте свой ответ. 

Ответ: 

«На одного меньше, чем вы думаете».  Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и 

самолюбование,  звучащие  в  реплике  пришедшего,  несовместимы  с  настоящими  поисками 

Истины. 

Обоснование  (пример):  В  реплике  пришедшего  заложена  пресуппозиция  «Я-то  точно 

подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обла-

дателем  Истины  (или  даже  настоящим  ее  искателем)  означает  выдавать  неизвестное  за  из-

вестное, искомое за найденное. 

Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования. 

До 10 баллов за верный ответ с обоснованием. 

 

7. Решите экономическую задачу 

В январе 2016 года ставка по депозитам в банке «Накопительный» составляла 

х 

% го-

довых, тогда как в январе 2017 года — 

% годовых, причем известно, что x + y = 30%. В ян-

варе 2016 года вкладчик открыл счет в банке «Накопительный», положив на него некоторую 

сумму. В январе 2017 года, по прошествии года с того момента, вкладчик снял со счета пя-

тую часть этой суммы. Укажите значение 

x

 при котором сумма на счету вкладчика в январе 

2018 года станет максимально возможной. Пусть первоначальный вклад равен 1. 

Решение

:

 

При первоначальном вкладе равном 1 через год при 

х

% годовых на счету окажется сумма 1∙ 

(1+ 0,01

х

). 

(2 балла)

 

Далее вкладчик снимает со счета пятую часть первоначальной суммы. То есть на счету ока-

зывается сумма 1+ 0,01

х

 — 0,2 = 0,8 + 0,01

х

(2 балла)

 

В банке меняется процентная ставка и составляет теперь 

у

 %, т.е. (30 — 

х

) %. 

Еще через год у вкладчика на счету окажется сумма (0,8+0,01

х

) ∙ (1,3 — 0,01

х

). 

(2 балла)

 

Нас интересует значение 

х

, при котором значение f(

x

) = (0,8 + 0,01

х

) ∙ (1,3 — 0,01

х

(2 бал-

ла)

 

будет максимальным. 

Исследуем данную функцию методами математического анализа или максимальное значение 

функция f(

x

) примет в точке 

х

0

 

(вершина параболы), то есть в точке 

х

0

 

= 25. 

(2 балла)

 

Ответ: 

25%. 

Всего 10 баллов.

 

 

148 

 

8. 

Классическая типология форм правления восходит к политической логике Аристотеля, 

и любое учебное пособие в мире приводит схему, построенную исходя из размышлений фи-

лософа в главе IX «Политики». 

Восстановите в приведенной ниже таблице знаменитую схему. Укажите наиболее  «пра-

вильную» власть, по мнению Аристотеля.  

Властвует в пользу: 

Общего блага управляе-

мых 

 

 

Монархия 

 

Несколько 

 

 

 

 

Плохая демократия 

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________ 

 

Ответ: 

Властвует в пользу: 

Общего блага управляе-

мых 

Личного блага правителей 

Один 

Монархия 

Тирания 

Несколько 

Аристократия 

Олигархия 

Все (или как можно больше)  Хорошая  демократия  (по-

литейя) 

Плохая демократия 

Аристотель видел наилучшую «правильную» власть в смешении монархии, аристократии 

и политейи в их умеренном виде и в зависимости от реальной ситуации. 

По  2  балла  за  каждый  верно  заполненный  пропуск,  2  балла  за  верное  указание  пра-

вильной власти по мнению Аристотеля. Всего — 14 баллов. 

 

9. Прочтите ниже предложенный отрывок  и выполните все задания. 

 

Весь мир —

 

театр. 

В нем женщины, мужчины —

 

все актеры

.

 

У 

них есть свои выходы, уходы, 

149 

 

И каждый не одну играет роль. 

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, 

Ревущий горько на руках у мамки... 

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой, 

С лицом румяным, нехотя, улиткой 

Ползущий в школу. А затем любовник, 

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной 

В честь брови милой. А затем солдат, 

Чья речь всегда проклятьями полна

,

 

Обросший бородой, как леопард

,

 

Ревнивый к чести, забияка в ссоре, 

Готовый славу бренную искать 

Хоть в пушечном жерле. Затем судья 

С брюшком округлым, где каплун запрятан, 

Со строгим взором, стриженой бородкой, 

Шаблонных правил и сентенций кладезь, — 

Так он играет роль. Шестой же возраст — 

Уж это будет тощий Панталоне, 

В очках,в туфлях, у пояса —

 

кошель, 

В штанах, что с юности берег, широких 

Для ног иссохших; мужественный голос 

Сменяется опять дискантом детским: 

Пищит, как флейта... А последний акт, 

Конец всей, этой странной, сложной пьесы — 

Второе детство

полузабытье: 

Без глаз, без чувств

без вкуса

без всего. 

 

У. Шекспир. Комедии / Пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. М., 1987.С- 592-593 

 

9.1.  Какие  два  социологических  понятия  скрыты  в  монологе  Жака  комедии 

У.Шекспира «Как вам это понравится?»? 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

150 

 

____________________________________________________________________ 

 

9.2. Дайте определения этим двум понятиям.  

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

 

9.3. Поясните свою точку зрения посредством содержания данного монолога. 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

____________________________________________________________________ 

 

Ответ:  

9.1 

Понятие Социализация и понятие Социальная роль 

9.2

  Понятие  №1  Социализация —  совокупность  способов  формирования  навыков  и 

социальных установок индивидов, соответствующий их социальным ролям. Процесс усвое-

ния человеком культуры общества.  

Понятие  №2  Социальная  роль —  поведение,  ожидаемое  от  индивида,  занимающего 

определенную социальную позицию. Идея социальной роли изначально ассоциируется с ро-

лью актера, исполняемой на сцене театра. В любом обществе индивид исполняет различные 

социальные роли, связанные с различными сферами своей деятельности.(Источник: Гидденс 

Э. Социология, Москва: URSS, 2005). Ролью называется ожидаемое поведение, обусловлен-

ное статусом человека. (Источник: Смелзер Н., Москва: Феникс, 1994) 

151 

 

9.3

 Семь действий пьесы как семь этапов жизни: от рождения и младенчества до ста-

рости и смерти. (Источник: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе, Москва: «Рус-

ская панорама»,2011) 

В монологе прослеживаются роли школьника, любовника, солдата, судьи и старца. А 

также предъявляемые ожидания к каждой из ролей: школьник у него портфель, румяное ут-

реннее  лицо,  он  неохотно  ползет  в  школу;  когда  он  любовник,  он воздыхает  по  своей  воз-

любленной и воспевает ее; будучи солдатом, он носит бороду, ругается, он задирист и готов 

к реакции на оскорбления; будучи судьей, он тщательно одевается и произносит мудрые сен-

тенции.(Источник:  Дарендорф  Р.  Тропы  из  утопии,  М:  Праксис,  2002);  будучи  старцем  он 

носит очки и кошелек у пояса. 

По 4 балла за каждое задание, всего — 12 баллов.  

 

Оценка за работу 

(Заполняется жюри)

 

Задание

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

Всего 

баллов 

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жюри 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Член жюри 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

152 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА  ШКОЛЬНИКОВ  ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС. 

Максимальный балл — 100 

 

Фамилия, имя___________________________Класс_______________ 

 

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное  утверждение верно, напишите 

«да», если считаете, что утверждение ошибочно, напишите «нет». Внесите свои ответы 

в таблицу. 

1)

 

Начальная и элементарная форма чувственного познания — это понятие. 

2)

 

Человек в отличие от животных есть существо смеющееся и плачущее. 

3)

 

Девиация в обществе выполняет как функции так и дисфункции. 

4)

 

Внутриролевым  напряжением  считается  напряжение,  возникающее  в  результате 

конфликта между требованиями различных социальных ролей.  

5)

 

В процессе первичной социализации роль главного агента социализации в совре-

менном обществе все больше и больше берут на себя СМИ. 

6)

 

Все авторитарные государства являются унитарными. 

7)

 

К формам правления можно отнести конфедеративное и унитарное государства. 

8)

 

Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. 

9)

 

Абсентеизм является формой политического поведения. 

10)

 

Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме. 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:  

10 

Нет 

Нет 

Да 

Да 

Да 

Нет 

Нет 

Да 

Да 

Да 

По 1 баллу за каждую верную позицию, всего — 10 баллов. 

 

2.  Что  объединяет  понятия,  образующие  каждый  из  представленных  рядов?  Дайте 

краткий ответ. 

1) Социальный институт, интегративная функция, мировоззренческая функция, терапев-

тическая функция, функция социализации и социального контроля, политическая функ-

ция ________________________________________. 

153 

 

2) Результат деятельности человека, социальный опыт, нормы и ценности, образцы пове-

дения, навыки и знания, артефакты 

_________________________________. 

3) Социально-профессиональная, кастовая, этакратическая, социально-культурная, со-

словная_________________________________________. 

 

Ответ:

  

1) социальный институт религии 

2) культура 

3) стратификационные системы 

По 3 балла за каждую верную позицию, всего — 9 баллов.  

 

3. В приведенном ниже тексте допущены ошибки. Найдите и исправьте их.  

Политическая система — это единство и взаимообусловленность всех политических ин-

ститутов и процессов. Политическая система состоит из следующих подсистем: институцио-

нальной,  коммуникативной,  нормативной,  идеологической,  функциональной  и  культурной. 

Институциональная подсистема представлена такими институтами как государство, партии, 

политические  режимы,  общественно  политические  движения  и  т.д.  Коммуникативная  под-

система представлена СМИ. Нормативная подсистема включает в себя совокупность норма-

тивно — правовых актов, обеспечивающих функционирование политической системы.   

Принято различать функции выхода и функции входа политической системы. К функци-

ям входа относятся, например, политическая социализация,  нормотворчество, артикуляция 

интересов. К функциям выхода принято относить агрегацию интересов, контроль  за испол-

нением законов. 

_____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________  

____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________  

____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________  

____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________  

154 

 

____________________________________________________________ 

 

Ответ:  

1.

 

Политическая система состоит из следующих подсистем: институциональной, комму-

никативной, нормативной, функциональной и культурной. Идеологической подсисте-

мы не существует. 

2.

 

Институциональная подсистема представлена такими институтами как государство, 

партии, общественно политические движения и т.д. Политические режимы не явля-

ются институтами. 

3.

 

Коммуникативная подсистема представлена СМИ. СМИ являются компонентом ин-

ституциональной системы. 

4.

 

К функциям входа относятся политическая социализация, артикуляция интересов. 

5.

 

К функциям выхода принято относить, контроль за исполнением законов, нормотвор-

чество. 

По 3 балла за каждую верный ответ, всего — 15  баллов.  

4. Установите соответствие между авторами и выдвинутыми ими теориями.

 

 

Автор

 

 

Теория

 

А.  Макс Вебер 

1. 

Общество собою представляет совокупность матери-

ально-производственных отношений и возвышаю-

щуюся на них совокупность идеологических, духов-

ных и культурных отношений 

Б. 

Э. Дюркгейм 

2. 

Социальное действие — это «идеальный тип». Соци-

альным называется то действие, которое наполнено 

смыслом и направлено на группу индивидов. Приме-

ром социального действия является целерациональное 

действие 

В.  Карл Маркс 

3. 

Общество не сводится к сумме составляющих его ин-

дивидов, оно является системой, первичной по отно-

шению к индивидам 

Г. 

Огюст Конт 

4. 

Общество необходимо изучать по аналогии с естест-

венными науками. Необходимо использовать только те 

понятия, которые соответствуют только наблюдаемым 

явлениям 

155 

 

 

Ответ: 

А 

Б 

В 

Г 

По 2 балла за каждую верную позицию, всего — 8 баллов. 

 

5.  Суфийская  притча  гласит:

  один  эгоцентричный  человек,  стремящийся  к  высшему 

сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился у ворот поговорить со сторожем. 

— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных 

искателей Истины ... 

— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счет, — сказал сто-

рож. 

— В самом деле? И сколько же их? 

— … 

Как вы думаете, что ответил сторож? Что он хотел показать пришедшему этим ответом? 

Обоснуйте свой ответ. 

Ответ: 

«На одного меньше, чем вы думаете».  Вероятно, он хотел показать, что эгоцентризм и 

самолюбование,  звучащие  в  реплике  пришедшего,  несовместимы  с  настоящими  поисками 

Истины. 

Обоснование  (пример):  В  реплике  пришедшего  заложена  пресуппозиция  «Я-то  точно 

подлинный искатель Истины». Однако поиски Истины устроены так, что считать себя обла-

дателем  Истины  (или  даже  настоящим  ее  искателем)  означает  выдавать  неизвестное  за  из-

вестное, искомое за найденное. 

Допустимы и другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования. 

До 7 баллов за верный ответ с обоснованием. 

 

6. Решите экономическую задачу 

Функция спроса и предложения смартфонов «Isung» составляют 

Q

D

 = 200 — P 

и

 Q

S

 = 2 

 P — 260 

тыс. шт., 

где 

Р — 

цена, тыс. руб. 

156 

 

Определите, к чему приведет введение налога на добавленную стоимость в размере 20% 

от величины добавленной стоимости, если доля добавленной стоимости в цене 30%. Какова 

будет чистая выручка? 

Ответ:

 

Налог 20% на добавленную стоимость составляет 1/6 от добавленной стоимости, т.е. в 

данном случаем 5% от цены 

(2 балла)

Поэтому равновесная цена увеличится с 96,67 тыс. 

руб. до 100 тыс. руб. 

(2 балла)

, а равновесное количество уменьшится с 103,33 до 100 тыс. 

руб. 

(

2 балла)

, что увеличит общую выручку с 9,998 до 10 млрд. руб., но чистая выручка по-

сле вычета налога составит 9,5 млрд. руб. 

(2 балла)

Всего 8 баллов. 

 

7. Решите юридическую задачу. 

12-летний Гонщиков, катаясь на велосипеде, подаренном ему родителями на день ро-

ждения, повредил припаркованную «Газель». Владелец автомобиля потребовал от родителей 

Гонщикова в качестве компенсации причиненного вреда велосипед ребенка.  

Правомерно ли требования владельца автомобиля? Ответ обоснуйте. 

Ответ: 

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 

возраста 14 лет, несут его родители (2 балла), если не докажут, что вред возник не по их вине 

(2  балла),  поэтому  родители  должны  компенсировать  причиненный  ущерб  из  собственных 

средств, а велосипед является собственностью ребенка (2 балла). Также требование о пере-

даче велосипеда незаконно, так как родители должны компенсировать именно причиненный 

вред, то есть либо в денежном эквиваленте (2 балла), либо путем устранения повреждений (2 

балла), а требовать конкретную вещь пострадавший не может.

 

Всего 10 баллов. 

 

8. Прочитайте фрагменты текста и выполните задания. 

Н.О. Лосский:

 «Главный вид страданий, имеющий наиболее очевидный нравственный 

смысл, суть укоры ...» 

Эрих Фромм:

 «Никакая трансцендентная человеку сила не может предъявлять ему мо-

ральных требований. Человек ответствен перед самим собой за то, как он распорядился сво-

ей жизнью. Только понимая, что говорит ему голос ..., он может дать ответ самому себе». 

8.1. Назовите универсальное понятие, которое пропущено в обеих цитатах. 

8.2. Как каждый автор раскрывает смысл и содержание этого понятия?  

Ответ:  

157 

 

8.1.

 

совесть 

8.2. Лосский понимает под совестью страдания, имеющие нравственный смысл. 

Фромм — совесть это внутренний голос человека, его ответственность перед самим со-

бой. 

2 балла за указание понятия, 4 балла за приведенные определения. Всего  6 баллов. 

 

9. Проанализируйте представленные ниже диаграммы и выполните предложенные за-

дания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.1

.  Опираясь  на  данные  диаграммы,  опишите  динамику  брако-разводного  процесса 

на территории России с 2006 по 2010 год на основе приведенных графиков. Укажите наблю-

даемые взаимосвязанные тенденции. 

_____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________  

____________________________________________________________ 

 

9.2.

 Дайте определение брака и назовите его формы, в чем состоит сущность различ-

ных форм брака? 

_____________________________________________________________ 

_____________________________________________________________  

____________________________________________________________ 

158 

 

9.3.

  Какое  социологическое  понятие  скрывается  за  понятиями  «брак»  и  «развод»? 

Дайте его определение.  

_____________________________________________________________  

_____________________________________________________________  

_____________________________________________________________  

_____________________________________________________________ 

 

9.4.

 В приведенный ниже текст вставьте по смыслу пропущенные слова из нижепри-

веденного  списка  понятий.  Одно и  то  понятие  слово  может  употребляться  несколько  раз  в 

зависимости от необходимости и содержания отрывка. 

 

нуклеарная семья, «родство», расширенная семья, родственный  

 

Термин  

 

 означает  совокупность  социальных  отношений,  основанных  на 

некоторых  факторах.  К  ним  относятся  биологические  связи,  брак  и  правовые  нормы, 

правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе  

 

 

отношений существуют два основных типа семейной структуры. 

  

 

состоит  из  взрослых  родителей  и  детей,  которые  от  них  зависят.  Многим 

американцам этот тип семьи кажется естественным. 

  

 

 (в отличие от первого типа семейной структуры) включает    

семью 

и 

многих  родственников,  например  дедушку  и  бабушку,  внуков,  дядю,  тетю,  двоюродных 

братьев и сестер. В большинстве обществ  

 

семья  считается  важным,  а  может 

быть, и основным социальным объединением. Однако наблюдаются существенные различия 

в оценке роли  

 

 

семьи    как  основы  развития  социальных  отношений  и 

гаранта взаимной помощи и поддержки. 

 

Ответ: 

9.1.

 Как видно из данных и графика, за последние пять лет наименьший уровень бра-

косочетания наблюдался в 2006 году, затем резко возрос уровень (на 148,9 тысяч единиц) в 

2007 году, далее наблюдается чуть менее, но все же резкий спад в 2008 году (на 83,5 тысяч 

единиц). И только начиная с 2009 года из графика видно постепенное, но перманентное воз-

растание значения:  с 2008 года до 2009 года  количество браков  увеличилось на 20,4 тысяч 

единиц, а с 2009 года по 2010 год — на 15,7 тысяч единиц. 

159 

 

Исходя из данных и построенного графика видно, что начиная с 2006 года по 2008 ко-

личество  разводов  возрастало:  сначала  произошел  достаточно  сильный  рывок  (с  2006  по 

2007 год на 45,1 тысяч единиц), потом постепенно (с 2007 по 2008 год на 17,5 тысяч единиц). 

И только с 2008 по 2009 года начинается положительная динамика — небольшой спад (на 4 

тысячи  единиц).  Далее  же  наблюдается  резкий  спад  и  уменьшение  количества  разводов  с 

2009 по 2010 год на целых 60,1 тысячу единиц — всего за год. 

Если сопоставить динамику разводимости с динамикой браков за последние пять лет, 

то заметна вполне логическая взаимосвязь: количество заключенных браков с 2008 года на-

чало медленно, но верно расти, а количество разводов — падать 

Соответственно  можно  сказать,  что  семейная  демографическая  ситуация  в  стране  с 

2008 года начала стабилизироваться. 

9.2.  Брак 

(marriage).  Социально  одобряемые  сексуальные  отношения  между  двумя 

индивидами. (Доп. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, 

но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак явля-

ется  основой  для  репродуктивной  семьи,  т.  е.  ожидается,  что  супружеская  пара  рождает  и 

воспитывает детей. Во многих обществах разрешен полигамный брак, в котором у индивида 

может быть сразу несколько супругов). 

 

Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год  

Формы брака:

 Моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной.  По-

лигамия называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между од-

ним мужчиной и несколькими женщинами называется  полигинией; брак между одной жен-

щиной и несколькими мужчинами получил название  полиандрии. Еще одной формой явля-

ется групповой брак — между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.  

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994 

[…] там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не позволялось вступать 

в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая 

практика  называется  экзогамией.  Эндогамия  противоположна  ей  —  индивиды  обязаны 

избирать  супругов  внутри  родственной  группы.  В  обоих  случаях  принадлежность  к 

определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений. 

Источник: Гидденс Э., Москва, Издательство URSS, 2005 год 

9.3.  Семья 

Основанное на кровном родстве,  браке или усыновлении объединение лю-

дей,  связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;  члены 

семьи часто живут в одном доме. Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994 

9.4.

  Термин 

«родство»

  означает  совокупность  социальных  отношений,  основанных  на 

некоторых  факторах.  К  ним  относятся  биологические  связи,  брак  и  правовые  нормы, 

160 

 

правила,  касающиеся  усыновления,  попечительства  и  т.п.  В  общей  системе 

родственных

 

отношений существуют два основных типа семейной структуры. 

Нуклеарная

 

семья

 состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Многим 

американцам этот тип семьи кажется естественным. 

Расширенная

 

семья

  (в  отличие  от  первого  типа  семейной  структуры)  включает 

нуклеарную

  семью  и  многих  родственников,  например  дедушку  и  бабушку,  внуков,  дядю, 

тетю,  двоюродных  братьев  и  сестер.  В  большинстве  обществ 

нуклеарная

  семья  считается 

важным,  а  может  быть,  и  основным  социальным  объединением.  Однако  наблюдаются 

существенные различия в оценке роли 

расширенной

 семьи как основы развития социальных 

отношений и гаранта взаимной помощи и поддержки. 

Источник: Смелзер Н., Москва, Феникс, 1994 

До 4 баллов за полностью выполненное задание, всего 16 баллов 

 

10. Решите кроссворд 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали 

1. Термин, применяемый для обозначения условий, при которых социальные группы имеют 

неравный  доступ  к  таким  социальным  благам,  как  деньги,  власть,  престиж,  образование, 

информация (Стратификация). 

4. Человек, находящийся на границе различных социальных групп и испытывающий влияние 

противоречащих друг другу норм, ценностей (Маргинал). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..