ПАО "Камаз". Годовой отчёт за 2015 год - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО "Камаз". Годовой отчёт за 2015 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ПАО "Камаз". Годовой отчёт за 2015 год - часть 2

 

 

32

33

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЗОР РЫНКА

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Экспорт запчастей

В 2015 году запчасти КАМАЗ экспортировались 

в 49 стран дальнего и ближнего зарубежья. 

При этом был принят ряд мер по борьбе с контра-
фактной продукцией:

Реализация запасных частей КАМАЗ на экспорт  
по видам запасных частей, 

млн руб.

Доля Казахстана в общей реализации запасных частей 
КАМАЗ на экспорт по странам, 

млн руб.

325

402

549

598

595

561

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

726

1 029

1 139

1 214

1 419

1 367

1 217

1 283

1 354

1 541

1 762

2 017

1 962

1 778

2 009

Собственное производство

Покупные

431

680

780

969

1 000

1 087

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1 029

1 354

1 541

1 762

2 017

1 962

1 778

2 009

Общий объем реализации

Объем реализации в Казахстане 

Значимые события 2015 года в прочих регионах экспорта 

в дальнем зарубежье

Восточная Европа

 

На сборочное предприятие «Аутобаги» осуществлена поставка 25 единиц СКД 

 

«Евро-5» под сборку автомобилей КАМАЗ для потребителей в странах Восточной Европы. 
В 2016 году в соответствии с требованиями европейского законодательства ПАО «КАМАЗ» 
начнет поставку СКД «Евро-6».

Африка

 

В рамках программы переоснащения парка Всемирной продовольственной программы 
ООН были торжественно переданы партии автомобилей КАМАЗ (88 единиц); 

 

в рамках программы по борьбе с последствиями лихорадки Эбола в Либерии и Гвинее реа-
лизован проект с Международной организацией гражданской обороны (МОГО) на поставку 
16 автомобилей КАМАЗ.

Латинская Америка 

и США

 

Осуществлена поставка первой партии автомобилей (5 единиц) для эквадорского покупате-
ля (Эквадор – новый рынок для ПАО «КАМАЗ»);

 

на предприятии Modasa (Перу) собраны прототипы автобусов на шасси КАМАЗ;

 

осуществлена поставка в США очередной партии шасси КАМАЗ (40 единиц) для производ-
ства автофургонов. 

 

внедрена фирменная упаковка KAMAZ с защитной 
пломбой на запасные части, наиболее подвержен-
ные контрафакту;

 

продолжается работа по регистрации товарного 
знака KAMAZ на зарубежных рынках;

 

проводятся проверки торговых точек на законность 
использования товарного знака.

Развитие экспорта

В 2015 году ПАО «КАМАЗ» с привлечением 

международной консалтинговой компании 

разработало «Экспортную стратегию 

ПАО «КАМАЗ» на мировом рынке тяжелого 

грузового транспорта на период 2016–2020 годов». 

В рамках экспортной стратегии были определены:

 

приоритетные экспортные рынки для продвижения 
продукции КАМАЗ с учетом прогнозов развития 
региональных экономик, конкурентной среды и воз-
можностей ПАО «КАМАЗ»;

 

продуктовый портфель для экспортных рынков. 
При этом запланирована как адаптация суще-
ствующих моделей КАМАЗ под требования потре-
бителей на экспортных рынках, так и разработка 
и производство новых моделей;

 

перечень потенциальных партнеров для организа-
ции сборочных производств и продвижения продук-
ции КАМАЗ;

 

необходимые статьи и объемы финансирова-
ния. С Правительством Российской Федерации 
прорабатываются возможности предоставления 
ПАО «КАМАЗ» субсидий на финансирование части 
затрат, связанных с адаптацией, сертификацией 
и продвижением продукции КАМАЗ на внешних 
рынках.

В отдельные подпроекты были выделены 

 

и проработаны: 

 

развитие сотрудничества и расширение присут-
ствия ПАО «КАМАЗ» на рынке Индии;

 

выход ПАО «КАМАЗ» на рынок Китая.

В конце 2015 года началось выполнение целого ряда 
первоочередных мероприятий по реализации экс-
портной стратегии, в 2016 году работы будут продол-
жены.

Для развития экспорта продукции КАМАЗ большое 
значение будет иметь государственная поддержка 
со стороны Правительства Российской Федерации в части:

 

финансирования экспортных проектов (субсидиро-
вание процентной ставки по кредитам, выдаваемым 
зарубежным покупателям российской продукции);

 

страхования экспортных проектов в ЭКСАР 
(ПАО «КАМАЗ» уже пользуется данной мерой);

 

компенсации части затрат на приведение продук-
ции в соответствие требованиям ряда зарубежных 
стран (НИОКР, подготовка производства, сертифи-
кация, испытания и пр.);

 

компенсации части затрат и помощь в организации 
и проведении различных специализированных вы-
ставок и ярмарок российской продукции на терри-
ториях стран-импортеров.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

34

35

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЗОР РЫНКА

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ

КАМАЗ, построенный всей 

страной, – основа транспортной 

безопасности и достояние 

России.

Предвосхищая потребности, 

мы поставляем автомобильную 

технику и фирменный сервис, 

помогая клиентам достигать 

вдохновляющих целей.

ПАО «КАМАЗ» – социально 

ответственный партнер, 

действующий ради долгосрочных 

интересов акционеров 

и благосостояния сотрудников.

ПАО «КАМАЗ» – 
национальный отраслевой 
лидер, крупный 
международный игрок 
в партнерстве с Daimler AG

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

37

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Выручка

 

1

 

230–270 

млрд руб.

EBITDA, % от выручки

8–10

 % 

Инвестиции

 2

60–80

 млрд руб.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Миссия ПАО «КАМАЗ»

 

КАМАЗ, построенный всей страной, – основа 

транспортной безопасности и достояние России.

 

Предвосхищая потребности, мы поставляем 

автомобильную технику и фирменный сервис, по-

могая клиентам достигать вдохновляющих целей.

 

ПАО «КАМАЗ» – социально ответственный пар-

тнер, действующий ради долгосрочных интере-

сов акционеров и благосостояния сотрудников

.

Стратегические приоритеты

 

Ключевой рынок – Россия, доминирование 

на рынках стран СНГ, присутствие на привлека-

тельных рынках стран Евразии, Африки и Южной 

Америки.

 

Позиционирование в среднем ценовом сегменте.

 

Интеграция в мировую автомобильную промыш-

ленность.

Программа стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2020 года

Базовые установки стратегии: последовательный 
вывод на рынок автомобилей КАМАЗ нового поко-
ления, реализация программы реинжиниринга, раз-
витие сотрудничества с зарубежными партнерами 
и усиление интеграции в мировую автомобильную 
промышленность, расширение экспортной деятель-
ности. Это позволит Компании достигнуть эффек-
тивности на уровне лучших отраслевых значений, 
обеспечит долгосрочную конкурентоспособность 
и устойчивое развитие.

Негативные тенденции в экономике Российской Фе-
дерации, продолжившиеся в 2015 году, повлекли 
за собой кризисный спад ключевого для Компании 
российского рынка грузовиков и, вследствие этого, от-
клонения показателей деятельности Компании от пара-
метров, запланированных в стратегии на отчетный год.

При этом подтвердилась правильность выбранного 
вектора стратегического развития: автомобили но-
вого модельного ряда имеют устойчиво растущий 

Стратегические цели ПАО «КАМАЗ»

2016

Целевые показатели на 2016 год 
(утверждены Советом директоров)

 

освоение производства авто-

мобилей тяжелого семейства 

нового поколения;

 

выполнение проектных работ 

по созданию двигателя КАМАЗ  

Р-6 и кабины нового поколения;

 

расширение модельного ряда 

автомобилей и автобусов, ра-
ботающих на газовом топливе.

 Научно-технические цели:

 Финансовые цели:

 Рыночные цели:

Выручка 

 

112,

1

  

млрд руб. 

EBITDA 

 

5,72

  

млрд руб. 

Чистая прибыль

 

0,051

  

млрд руб.

Рентабельность 

 

по EBITDA 

5,1

 %

Рентабельность 

 

по чистой прибыли

 

0,1

 %

Реализация

 

грузовых 

 

автомобилей

 

32

 тыс. шт.

На российском 

 

рынке

  

25 тыс. шт.

 

 

На экспорт

 

7 тыс. шт.

Реализация 

автобусов

 

550

  

шт.

Реализация 

прицепов

 

3,4

  

тыс. шт.

Реализация 

запасных частей

 

11,2

  

млрд руб.

Реализация 

продукции 

диверсификации 

6,6

 млрд

 

руб.

Видение

 

ПАО «КАМАЗ» – национальный отраслевой 

лидер, крупный международный игрок в партнер-

стве с Daimler AG

.

спрос. Осуществляемая модернизации повысила 
производительность и эффективность производ-
ства. Развитие совместных предприятий по компо-
нентам и парка поставщиков на площадях 

 

АО «КИП «Мастер» во многом нивелировало отри-
цательное влияние валютных колебаний. Активиза-
ция экспортной деятельности и расширение рынков 
присутствия позволили диверсифицировать риски 
и увеличить экспорт в страны дальнего зарубежья.

Рассматривая различные сценарии развития рос-
сийского рынка грузовиков, Компания предполагает, 
что с высокой вероятностью к 2020 году рынок вос-
становится до нормального состояния под влияни-
ем основных движущих факторов: возобновление 
роста российской экономики, государственное регу-
лирование и поддержка отрасли, реализация накоп-
ленного отложенного спроса.

Компания ориентируется 

на достижение в 2020 году 

стратегических целей.

Ознакомиться с полным 
текстом публичной версии 
стратегии вы можете 
на сайте: 

about/development/strategy

Годовые финансовые показатели по МСФО

Суммарный объем инвестиций 

 

за 2014–2020 годы, в зависимости 

от реализации этапов реинжиниринга

Принимая во внимание высокую волатильность и неопределенность развития макроэконо-
мических процессов, Компания предусматривает, в случае необходимости, соответствую-
щую актуализацию программы стратегического развития и корректировку стратегических 
целей.

2020

Объем продаж техники 

 

60–70

 тыс. шт. 

Доля продаж за рубежом 

 

20–30

 % 

Действующая программа стратегического развития утвержде

-

на Советом директоров ПАО «КАМАЗ» 24 декабря 2014 года.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

38

39

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ПАО «КАМАЗ» развивает продуктовую 

линейку, последовательно выводя 

на рынок семейства грузовиков нового 

поколения, наиболее востребованных 

потребителями. Разработка иннова-

ционных транспортных систем, в том 

числе гибридных, электрических, 

автономных автомобилей обеспечит 

прорыв ПАО «КАМАЗ» в группу 

инновационных лидеров глобальной 

автоиндустрии.

ГУМЕРОВ Ирек Флорович

Заместитель генерального директора 

ПАО «КАМАЗ» – директор по развитию

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Продуктовый 

портфель 

и инновации

Развитие 

производствен   -

ной системы  

ПАО «КАМАЗ»

Реинжиниринг

Развитие 

персонала

Клиентские 

сервисы

Стратегические 

партнерства

Экспортные 

поставки

1

4

7

2

5

3

6

1

Продуктовый 

портфель 

и инновации

Классический модельный ряд вы-
пускается с использованием совре-
менных компонентов (двигатель 
Cummins, коробка ZF и др.). 

 

Основные усилия направлены 
на повышение надежности и каче-
ства автомобиля без существенно-
го повышения цены.

Выпуск автомобилей нового поко-
ления, обладающих принци пиально 
новыми потребительскими свой-
ствами.

 

Кабина-трансформер

 

Беспилотная техника 

 

Электробусы

 

Другие НИР

Подробнее на с. 45

Эффективное управление 
продуктовым портфелем 
для выпуска востребованной 
рынком продукции 
и реализации перспективных 
разработок.

Инновационные разработки 

Классический модельный ряд

Новое поколение

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

40

41

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

2

Развитие 

производственной 

системы  

ПАО «КАМАЗ»

 

Экологическая программа груп-
пы организаций ПАО «КАМАЗ» 
на 2013–2020 годы, включая 
План мероприятий в области ох-
раны окружающей и социальной 
среды (ПМООСС)

 

Комплексная программа пожар-
ной безопасности группы органи-
заций ПАО «КАМАЗ» 

 

на 2013–2020 годы

 

Комплексная программа про-
мышленной безопасности груп-
пы организаций ПАО «КАМАЗ» 
на 2013–2020 годы

 

Комплексная программа по ох-
ране труда группы организаций 
ПАО «КАМАЗ» 

 

на 2013–2020 годы

 

Комплексная программа по обе-
спечению сохранности собствен-
ности ПАО «КАМАЗ» 

 

на 2015–2020 годы

 

Внедрение системы управления 
стабильностью технологических 
процессов на основе SPC, MSA

 

Распространение системы кон-
троля качества продукции на ос-
нове 4-х петель качества на все 
производственные процессы

 

Внедрение системы финишного 
контроля качества автомобилей 
на основе бенчмаркинга евро-
пейских производителей грузо-
вых автомобилей

Подробнее на с. 72 и 77

Подробнее на с. 61

 

Развитие единой информацион-
ной системы автоматизирован-
ного управления производством 
на базе ИС SAP и внедрение 
интегрированных с ней MES си-
стем управления и оптимизации 
производственной деятельности 
цехового уровня

 

Внедрение интегрированной 
системы логистики уровня 4PL

 

Увеличение производительно-
сти труда до уровня не менее 
2,0 автомобиля на работника 
к 2020 году

 

Повышение энергоэффектив-
ности производства в два раза 
к 2020 году

 

Организация инструментального 
менеджмента Tool Management, 
включая изготовление оснастки 
и приспособлений

 

Внедрение пооперационного 
расчета себестоимости с приме-
нением АВС-костинга на плат-
форме SAP

 

Оптимизация функции ремонта 
и обслуживания технологическо-
го и энергетического оборудова-
ния и инженерных сетей

 

Реализация совместных проек-
тов с Daimler Truck по развитию 
Производственной системы 

 

КАМАЗ (PSK) на базе интегра-
ции с операционной системой 
TOS Daimler

 

Развитие lean-культуры (береж-
ливое производство) на всех 
уровнях управления

 

Создание и развитие учебного 
центра PSK – «Фабрика про-
цессов», комплексной системы 
обучения сотрудников методам 
и принципам Lean

 

Создание системы управления 
кайдзен-проектами, повыша-
ющей мотивацию персонала 
и эффективность реализации 
проектов

Подробнее на с. 60

Качество

Безопасность

Корпоративная 

культура

  

Исполнение

заказа

S

SAFETY

Q

QUALITY

D

DELIVERY

C

COST

M

MORALE

Качество

Безопасность

Затраты

Корпоративная 

культура

  

Исполнение

заказа

S

SAFETY

Q

QUALITY

D

DELIVERY

C

COST

M

MORALE

Затраты

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

42

43

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

3

4

Стратегические 

партнерства

Реинжиниринг

 

Расширение сотрудничества 
по компонентам с мировыми 
лидерами (парк поставщиков, 
совместные предприятия 

 

(далее – СП), лицензии); 

 

отраслевая унификация ключевых 
компонентов.

 

СП «ЦФ КАМА»

 (коробки передач)

СП «КАММИНЗ КАМА»

 (дизельные двигатели) 

СП «Кнорр-Бремзе КАМА»

 (тормозные 

механизмы)

СП «Федерал Могул Набережные Челны»

 

(детали цилиндропоршневой группы)

АО «КИП «Мастер»

 (парк поставщиков)

 

Расширение продуктового 
портфеля;

 

комплексное предложение 
для клиентов;

 

совместное использование 
дилерской сети;

 

использование общих 
компонентов.

DK RUS

 (тяжелые грузовые автомобили 

премиум-сегмента, среднетоннажные автомобили 

премиум-сегмента) 

СП «КАМАЗ-Марко»

 (автобусные шасси 

и автобусы малого класса премиум-сегмента)

Создание компактного, энергоэффективного, гибкого, высокотехнологичного 
производства для выпуска конкурентоспособных грузовых автомобилей ши-
рокого модельного ряда.

Переход от политики 
глубокой вертикальной 
интеграции к концентрации 
на ключевых компетенциях 
в разработке продукта 
и основных технологических 
переделах.

Развитие компонентной базы

Сборочные производства

5

Клиентские  

сервисы

6

Экспортные  

поставки

Развитие поставок автомобилей и запасных частей, создание сборочных про-
изводств за рубежом, выстраивание системы финансовых услуг и послепро-
дажного обслуживания клиентов на перспективных экспортных рынках.

Подробнее на с. 28, 50

Развитие лизинга и финансовых 
сервисов, модернизация дилерской 
сети, развитие послепродажных 
услуг:

Подробнее на с. 54

Подробнее на с. 52

Запасные части

Финансовые сервисы

Дилеры и СТО

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

44

45

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

7

Развитие  

персонала

Реализация процесса развития персонала предусматривает выполнение ком-
плекса функциональных мероприятий, проектов и целевых работ с широким ис-
пользованием системы KPI.

Процесс развития персонала 
нацелен на формирование 
коллектива компетентных, 
заинтересованных 
и эффективных сотрудников, 
принимающих активное 
участие в развитии Компании.

Подробнее на с. 79, 82 и 85

Корпоративная культура,  
принципы PSK, процессы, 
поддерживающие людей

 

Руководство людьми носит 

стабильный характер

 

Принципы работы 

 

с персоналом справедливы 

и последовательны

 

Говорим о проблемах. Исправ-

ляем ошибки

 

Безопасное рабочее место

 

Работа в команде

 

Поддержка со стороны лидеров

 

Обратная связь

 

Управление HR-брендом (привлекательный работодатель) 

и EVP (ценностное предложение Компании)

 

Программы привлечения и удержания востребованного 

персонала

 

Целевая подготовка студентов

Привлечение 

персонала

 

Управление знаниями

 

Создание Многофункционального центра прикладных квали-

фикаций (МЦПК) и Учебно-технологического комплекса (УТК)

 

Сеть региональных учебных  центров для обучения персонала 

партнеров (дилеров, поставщиков)

Формирование 

компетенций

 

Управление корпоративной культурой

 

Управление внутренними коммуникациями 

 

Управление талантами (карты развития)

 

Управление социальным пакетом

 

Развитие нематериальной мотивации

Вовлечение

 

Управление рабочим временем 

 

Performance management

 

Система управления результативностью до уровня 

 

структурного подразделения

 

Нормирование труда (актуализация трудоемкости)

 

Снижение бюрократических процедур

 

Аутсорсинг процессов

Совершенст-

вование

Задачи

Ключевые направления

Компетентный, вовлеченный, эффективный персонал

Достойные кандидаты, перспективные сотрудники

Развитие продукта

Автомобили КАМАЗ

Динамично развивается модельный ряд автомоби-
лей нового поколения: начато серийное производ-
ство транспортных автомобилей – седельных и бор-
товых тягачей 6х4 полной массой 26 т (КАМАЗ-65206 
и  КАМАЗ-65207), выпущены магистральные автомо-
били КАМАЗ-5490 с автоматизированной коробкой 
передач и системой управления, обеспечивающей 
высокий комфорт и безопасность.

Разработаны, изготовлены и проходят испытания ав-
томобили нового модельного ряда тяжелого семей-
ства: самосвалы с колесной формулой 6х4, 8х4 и 6х6, 
с одними из лучших в своем классе показателями гру-
зоподъемности, топливной экономичности и нагрузок 
на оси, с высокими показателями надежности агрега-
тов и автомобиля в целом.

Продолжены работы по расширению классиче-
ских семейств автомобилей КАМАЗ с двигателя-
ми  «Евро-5» для внутреннего рынка и с двигателями 
«Евро-6» для экспортных поставок.

Автобусы и автобусные шасси КАМАЗ

Проводятся испытания полунизкопольного автобу-
са большого класса НЕФАЗ с дизельным двигателем 
и автоматической коробкой передач, соответствующими 
перспективным требованиям по экологии, обеспечи-
вающими более высокую плавность хода и комфорт.

Завершены предварительные испытания низкополь-
ного автобуса большого класса НЕФАЗ с газовым 
двигателем с лучшими показателями по экономии 
топ лива, снижению шума и новыми решениями 

 

по интерьеру, значительно повышающими комфорт 
для пассажиров.

Проходят испытания опытные образцы автобуса ма-
лого класса c газовым двигателем, соответствующим 
лучшим показателям для данного класса.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Двигатели КАМАЗ

Проект по созданию нового семейства дизельных 
6-цилиндровых рядных двигателей  КАМАЗ Р6 выпол-
няется в соответствии с графиком. Опытные образцы 
проходят комплекс испытаний, ведется технологиче-
ская подготовка производства.

Инновационные разработки

Изготовлен и продемонстрирован на выставке 
«КОМТРАНС-2015» концептуальный макет каби-
ны-трансформера, обеспечивающей максимальную 
безопасность и комфорт для работы водителя за счет 
уникального набора средств взаимодействия водите-
ля с автомобилем; продумана организация простран-
ства кабины для комфортного пребывания во время 
стоянок и отдыха – с возможностью трансформации ра-
бочего помещения в мобильный офис, жилую комна-
ту, кухню-столовую, спортзал.

Опытные образцы электробусов особо малого и боль-
шого классов прошли испытания на соответствие сер-
тификационным требованиям. 

Ведутся активные работы по созданию автомобилей 
КАМАЗ с автоматизированным управлением. 

В ближайшие годы планируется создать линейку ав-
томобилей КАМАЗ с функциями дистанционного и ав-
тономного управления и системами ADAS.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

46

47

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Компания стремится гибко

и оперативно реагировать

на запросы потребителей, 

снабжать их конкуренто-

способными, удобными 

и выгодными решениями для 

реализации транспортных 

и специальных задач.

Большое значение имеет 

обеспечение качественного 

сервиса фирменными запасными 

частями и всего комплекса 

услуг, сопровождающих продажи 

и эксплуатацию автотехники.

В своей деятельности 

ПАО «КАМАЗ» взаимодействует 

c заинтересованными сторонами 

и сохраняет баланс интересов 

стейкхолдеров.

ОБЗОР 
РЕЗУЛЬТАТОВ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

48

49

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОДУКТОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Текущий модельный ряд

CЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА КАМАЗ

Прицепная техника НЕФАЗ

Спецавтотехника на шасси КАМАЗ

Автобусы НЕФАЗ

Газобаллонная автотехника

4308

Цистерны

Автомобили с КМУ

Автобетоносмесители

Городские автобусы

Самосвальные

Каматейнер

Автобетононасосы

Автобусы туристические 

VDL-НЕФАЗ

Бортовые

Вахтовые автобусы

Контейнеровозы

Автоцистерны

65117

6520

43118

5490

СРЕДНЕТОННАЖНОЕ  

СЕМЕЙСТВО

МОДЕРНИЗИРОВАН-

НОЕ СЕМЕЙСТВО

ТЯЖЕЛОЕ  

СЕМЕЙСТВО

ПОЛНОПРИВОДНОЕ  

СЕМЕЙСТВО

МАГИСТРАЛЬНОЕ  

СЕМЕЙСТВО

Новинки модельного ряда

Осуществлен вывод на рынок новых комплектаций ма-
гистральных и транспортных седельных тягачей 4х2 
и 6х4 (КАМАЗ 5490 и 65206) с автоматизированной ко-
робкой передач. Уникальная система управления ко-
робкой передач с помощью подрулевого переключа-
теля обеспечивает высокий комфорт и безопасность. 
Исполнение седельных тягачей ДОПОГ позволяет осу-
ществлять их эксплуатацию в составе автопоезда с по-
луприцепом-цистерной для перевозки опасных грузов. 
Тягачи дополнительно оснащены защищенными жгута-
ми проводов, дублирующим выключателем электропи-
тания, имеют защиту топливного бака, экран глушителя 
нейтрализатора. Широкая гамма сформированного но-
вого модельного ряда седельных тягачей позволяет по-
добрать автомобиль для любых транспортных задач.

Автомобиль КАМАЗ 5490 ДОПОГ

Автомобиль КАМАЗ 65806 (масса автомобиля до 33 т)

Автомобили тяжелого модельного ряда полной массой 8х4, 6х6, 6х4

В 2016 году готовится к началу производства тяжелое 
семейство автомобилей различных колесных формул 
(6х4, 6х6, 8х4). Каждый из автомобилей имеет два ис-
полнения. Исполнение с нагрузкой на ведущие мосты 
до 13 т комплектуется обновленным двигателем 

 

КАМАЗ V-8. Исполнение с усиленными ведущими мо-
стами до 16 т отличается новым мощным экономич-
ным двигателем Cummins. Оба исполнения имеют пе-
редние управляемые оси, допускающие нагрузку до 9 т.

Подготовленный широкий модельный ряд тяжелых 
автомобилей позволяет подобрать автомобиль для 
различных условий эксплуатации с требуемой грузо-
подъемностью.

Колесная формула

Полная масса

Исполнение с осевой нагрузкой до 13 т

Исполнение с осевой нагрузкой до 16 т

6х4

35 т

41 т

8х4

44 т

50 т

6х6

33,5 т

41 т

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

50

51

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ПРОДАЖИ И СЕРВИС

Стратегические достижения 2015 года  

и стратегические цели на 2016 год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016 П

26

32

45

Экспорт

Российская Федерация

Доля экспорта

28

39

22

15 %   

13 %    14 %    14 %    13 %   

16 %   

22 %    22 %

39

38

33

23

25

4

6

4

6

6

6

7

7

45

44

39

30

32

Продажи грузовой автотехники

 

тыс. шт.

Достижения 2015 года

 

Доля Компании на рынке тяжелых грузовых авто-
мобилей России выросла до 51 %

 

Доля Компании в сегменте магистральных тягачей 
рынка России выросла с 4 % в 2014 году до 16 % 
в 2015 году

 

Серийный выпуск автомобилей нового модельного 
ряда – КАМАЗ-65206 и КАМАЗ-65207

 

Увеличение лояльности потребителей России 
к бренду КАМАЗ

 

Доля экспорта выросла до 22 %

 

Увеличение продаж газомоторных грузовиков 

 

и газовых автобусов

 

 

Увеличение объема продаж грузовой авто-
техники до 32 тыс. шт., в том числе на рынке 
России – 25 тыс. шт., на экспорт – 7 тыс. шт.

 

Доля экспорта автомобилей – 22 %

 

Вывод на рынок России нового поколения авто-
мобилей тяжелого семейства

 

Дальнейший рост доли и укрепление позиций

Цели на 2016 год

 

Объем продаж техники – 60–70 тыс. шт.

 

Доля экспорта – 20–30 %

Цели на 2020 год

Нашей целью является своевременное 

обеспечение потребителей наиболее 

конкурентоспособными, удобными 

 

и выгодными для них решениями 

 

транспортных и специальных задач.

АФАНАСЬЕВ Сергей Александрович

Заместитель генерального директора 

ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису 

Динамика реализации грузовых 
автомобилей КАМАЗ, 

тыс. шт.

В 2015 году уменьшились объемы продаж автомо-
билей на внутреннем рынке на 29 % и возросли 
продажи на экспорт (8 %). Продажи в дальнее зару-
бежье выросли на 45 %, в страны СНГ – на 12 %.

Компания стремится гибко и оперативно 

реагировать на запросы клиентов, намерена 

обеспечивать их наиболее высокую 

удовлетворенность.

Огромную роль для максимального удовлетворе-
ния все возрастающих запросов наших клиентов 
играет вывод на рынок нового модельного ряда ав-
томобилей, которые по своим потребительским 
свойствам и техническим характеристикам не усту-
пают аналогичной продукции ведущих мировых 
производителей.

Большое значение имеет обеспечение качественно-
го сервиса фирменными запасными частями и все-
го комплекса услуг, сопровождающих продажи и экс-
плуатацию автотехники.

Несмотря на существующие макроэкономические риски, 
интерес владельцев автотранспорта к проблеме обнов-
ления устаревших парков коммерческого автотранспорта 
все больше возрастает. Все больше возрастает роль дей-
ствующей программы утилизации.

Важнейшими продуктовыми направлениями работы 
Компании являются автобусы и прицепная техника.

Возрастает значимость продвижения продукции Компа-
нии на зарубежных рынках. Компания видит для себя 
значительный потенциал развития экспортных продаж.

Продажи

22,0 

28,3 

39,1 

39,1 

38,1 

32,6 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

23,1

2,7

2,8

4,5

5,5

5,0

4,4

4,9 

1,2 

1,2 

1,7 

0,9 

0,7 

1,2 

1,7

25,9

32,3

45,3

45,5

43,8

38,7

29,7

Внутренний рынок

Страны СНГ

Дальнее зарубежье

Концепция системы продаж

Компания предлагает своим клиентам не только сам 
продукт, но и широкий комплекс услуг, сопутствующих 
его продаже, эксплуатации и обслуживанию, а также 
его утилизации.

ПАО «КАМАЗ» ориентировано на продвижение ком-
плекса услуг:

 

финансовые услуги (кредит, лизинг, рассрочка);

 

сервисное обслуживание выпускаемого продукта;

 

авторизованный ремонт любой сложности и объе-
ма;

 

широкая консультационная поддержка, обучение 
персонала, своевременное информирование о но-
вых разработках, конструктивных решениях и осо-
бенностях;

 

качественные и оригинальные запчасти, их опера-
тивная поставка;

 

утилизация автомобилей.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

52

53

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Продвижение 

 

Компания осуществляет продажи своей продук-
ции через дилерскую сеть, заводы-изготовители 
спецтехники, а также посредством прямых продаж 
корпоративным клиентам.

 

Одним из трендов является рост прямых продаж 
корпоративным клиентам.

 

Продвижение продукции Компания осуществляет 
совместно с субъектами дилерской сети и офици-
альными партнерами (заводами-изготовителями 
спецавтотехники).

 

Компания реализует программу круглогодичных 
тест-драйвов, конференций для корпоративных 
клиентов.

 

Рекламно-выставочная деятельность (сеть интер-
нет, выставки, автопробеги, ТВ-реклама, публи-
кации в прессе, наружная реклама, полиграфия, 
промоакции, тест-драйвы, адресная рассылка, 
аргументаторы).

 

PR-поддержка и прочее.

ПАО «КАМАЗ» использует наиболее эффективные 
средства продвижения исходя из опыта мирового 
и российского автопрома.

Торгово-сервисные центры

 

В течение 2015 года продолжилась работа по под-
бору новых субъектов дилерской сети, которая про-
водилась с акцентом на качество торгово-сервис-
ных центров. В течение 2015 года были проведены 
рабочие встречи с субъектами дилерской сети, 
внеочередные аттестации. В результате по итогам 
года общее количество предприятий дилерской 
сети составило 198, с учетом ротации и выбытия 
неэффективных дилеров.

 

За 2015 год уровень соответствия субъектов дилер-
ской сети дилерскому стандарту ПАО  «КАМАЗ» – 
Руководству для дилеров – достиг 79 %. При том 
что в начале 2015 года были повышены требова-
ния в части сервиса.

 

В 2015 году было построено и открыто пять новых 
дилерских центров КАМАЗ в соответствии со стан-
дартами Руководства по дилерам и Руководства 
по фирменному стилю. Реконструкцию существую-
щих зданий и сооружений произвели пять дилеров. 

 

В целом инвестиции дилеров на мероприятия, 
связанные с приведением к соответствию требова-
ниям Руководства для дилеров, составили более 
911 млн руб. 

 

Во второй половине года был внедрен новый фор-
мат проведения аттестаций дилеров (в том числе 
выездных), включающий в себя подробный анализ 
бизнес-процессов с целью принятия корректирую-
щих мер в адрес дилера и выдачи рекомендаций 
по улучшению показателей деятельности.

 

С 2015 года для специалистов по продажам дилер-
ских центров запущена новая программа обучения 
«Автомобиль КАМАЗ как продукт», задача 

 

которой –  дать эффективные инструменты ме-
неджерам по продажам при работе с клиентом, 
такие как презентация автомобиля КАМАЗ, демон-
страция его возможностей и умение эффективно 
работать с возражениями клиента. На постоянной 
основе для специалистов по продажам проводится 
обучение «Технология продаж. Базовый курс». 

Основные задачи по дилерской сети 

на 2016 год

 

При дальнйшем развитии дилерской сети основное 
внимание будет уделено процессу выбора партне-
ров, готовых инвестировать в бизнес ПАО «КАМАЗ». 
Это особенно важно с учетом вывода на рынок 
с 2016 года автомобилей «Евро-5», когда дилерам 
придется конкурировать на рынке с представителя-
ми «большой семерки». Основная задача, которую 
ПАО «КАМАЗ» преследует, – сделать бизнес по про-
дажам и сервису автотехники КАМАЗ привлека-
тельным для потенциальных инвесторов и обе-
спечивать доходность выше, чем у конкурентов. 
Помимо традиционных документов для подготовки 
заявки претенденту будут даны все необходимые 
расчеты и рекомендации для составления бизнес- 
модели дилерского центра. 

Значительное внимание будет уделено обеспечению 
полного сопровождения нового дилера на этапе стар-
та и вхождения в рынок. Для этого будет разработана 
соответствующая программа адаптации новых диле-
ров с комплексом мероприятий. 

Дилерская сеть в Российской Федерации

Среди всех компаний – производителей грузовых ав-
томобилей тяжелого класса, представленных на рын-
ке России, ПАО «КАМАЗ» обладает самой крупной 
дилерской и сервисной сетью. 

Наиболее полный охват потребителей в регионах яв-
ляется одним из основных конкурентных преиму-
ществ Компании. Дилерская сеть Компании в России 
по состоянию на 31 декабря 2015 года насчитывала 
198 субъектов, из них аттестовано на право сервисного 
обслуживания продукции Компании 178 субъектов.

В 2015 году Компания активно повышала качество 
обслуживания и сервисного сопровождения на рынке 
автотехники за счет стремления к наиболее полному 
удовлетворению требований клиентов и непрерывно-
го улучшения деятельности.

198

 дилерских центров

40

 сервисных центров в СНГ

29

станций технического 

обслуживания в СНГ

 

В 2016 году ожидается рост среднего про-
цента соответствия субъектов дилерской 
сети требованиям стандарта до 80 %. При 
этом запланирована сдача в эксплуатацию 
пяти новых дилерских центров по стандарту 
ПАО «КАМАЗ». 

 

Ключевой задачей в 2016 году является макси-
мальная поддержка субъектов дилерской сети 
в виде инструментов, понимание и внедрение 
которых обеспечит их конкурентоспособность 
на рынке грузовой автотехники:

• 

скрипт, аргументатор;

• 

данные по регистрации ГИБДД;

• 

бизнес-модель;

• 

тайный покупатель;

• 

обучение, вебинары, аттестация;

• 

смягчение требований;

• 

планы, рекомендации;

• 

интервью, карта результативности. 

Цели на 2016 год

Дилерская сеть на зарубежных рынках

Сбытовая сеть ПАО «КАМАЗ» за рубежом по состоянию 
на 31 декабря 2015 года состояла из 82 субъектов, вклю-
чая дистрибьюторов и дилеров по реализации автомо-
бильной техники и/или запасных частей, в том числе:

 

26 субъектов в странах дальнего зарубежья;

 

56 субъектов в странах СНГ (включая Грузию).

В 2015 году в рамках ежегодной аттестации субъектов ди-
лерской сети ПАО «КАМАЗ» за рубежом были назначены 
новые субъекты дилерской сети различных категорий: 

 

дистрибьютор в Азербайджане;

 

дилер в Афганистане;

 

два дилера в Казахстане;

 

дистрибьютор и три дилера в Республике Беларусь;

 

дилер в Армении;

 

дилер во Вьетнаме;

 

дилер в Эквадоре;

 

дилер в Анголе;

 

два дилера в Иране.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

54

55

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ки на газомоторном топливе, «Утилизация и trade-in». 
В совокупности по всем трем программам 

 

АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» было реализо-
вано 72 % автотехники, из которых 48 % пришлось 
на «Льготный лизинг», 32 % – на программу по газо-
моторной технике и 14 % – на «Утилизацию». В рам-
ках участия в программе субсидирования приобре-
тения техники на газомоторном топливе в 2015 году 
предприятиям республик Татарстан и Башкортостан 
были переданы в лизинг автомобили КАМАЗ и ав-
тобусы НЕФАЗ, работающие на компримированном 
природном газе.

Кроме участия в трех госпрограммах клиентам были 
предложены шесть собственных программ, разра-
ботанных с учетом потребностей отдельных групп 
клиентов, и про должена популярная в 2014 году про-
грамма лизинга «Специальный»

Вся техника, приобретаемая в группе компаний 

 

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ», оснащается средствами навига-
ции ГЛОНАСС, позволяющими клиенту осуществлять 
постоянный контроль маршрутов и режимов эксплуа-
тации автотехники.

На 2016 год, с учетом сокращения рынка лизинга 
грузовой техники более чем вдвое, АО «Лизинго-
вая компания «КАМАЗ» запланировало реализа-
цию в лизинг 950 автомобилей КАМАЗ. Ожидается 
продление государственной поддержки, в планах 
Компании – начало разработки совершенно ново-
го «продукта жизненного цикла», спрос на который 
в России уже сформировался. Продолжится актив-
ное взаимодействие с дилерами ПАО «КАМАЗ» как 
единственными представителями группы компаний 
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» в регионах.

Финансовые программы с партнерами

Следуя опыту зарубежных автопроизводителей, одним 
из важных направлений деятельности в ПАО «КАМАЗ» 
стало развитие финансового сервиса. 

Цели на 2016 год

Финансовые программы

Trade-in

Программа trade-in ПАО «КАМАЗ» доступна для юри-
дических лиц. В 2015 году, согласно отчету Министер-
ства промышленности и торговли, зафиксировано 
626 автомобилей, отгруженных дилерами конечным 
покупателям.

Варианты обмена:

 

обмен по программе trade-in производится на авто-
мобили КАМАЗ по принципу «ключ в ключ», то есть 
один подержанный грузовик = один новый грузовик;

 

в рамках обмена подержанных грузовиков (старый 
на восстановленный или старый на старый);

 

средства, полученные за автомобиль по программе 
trade-in, могут быть направлены на приобретение 
нового грузового автомобиля КАМАЗ, как по дого-
вору купли-продажи, так и в лизинг в качестве пер-
воначального взноса.

Лизинг

Лизинг становится все более важным фактором при 
принятии потребителем решения о приобретении 
автомобиля. На сегодняшний день в лизинг реализу-
ется около 23 % всех грузовых автомобилей полной 
массой 14–40 т в стране. Среди них почти половину 
составляют КАМАЗы.

В настоящий момент комплексный лизинговый про-
дукт включает в себя все необходимые потребителю 
услуги: систему клиентского финансирования, сер-
висное сопровождение, консультации, модернизацию, 
замену и утилизацию автомобиля.

АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» предоставляет ус-
лугу лизинга «от производителя» уже 13 лет. По итогам 
2015 года Компания занимает второе место среди ли-
деров рынка в сегменте грузового транспорта, а также 
входит в топ-15 лизинговых компаний России, работа-
ющих во всех сегментах

1

.

В 2015 году АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» при-
няло активное участие в разработке и реализации го-
сударственных программ субсидирования: «Льготный 
лизинг» (Постановление Правительства Российской 
Федерации № 451), субсидирование покупки техни-

По данным «Эксперт РА» – «Рэнкинг лизинговых компаний России по итогам 2015 года».

Цели на 2016 год

Основная задача данного направления – сделать авто-
мобиль КАМАЗ доступным для каждого потенциального 
потребителя, желающего пополнить или обновить свой 
автопарк. Разработка и внедрение новых схем клиент-
ского финансирования, а именно кредитования, пар-
тнерских программ с лизинговыми компаниями, рас-
считаны на самых различных клиентов – от частных 
предпринимателей до крупных корпораций. 

 

В 2015 году специально для клиентов, желающих при-
обрести новый грузовой автомобиль КАМАЗ, Компания 
совместно с банками и лизинговыми компаниями-пар-
тнерами разработала и внедрила финансовые продук-
ты с существенно сниженной процентной ставкой. 

Основные направления финансового 

сервиса в 2015 году

 

Лизинг с компаниями-партнерами

В рамках развития Программы сотрудничества 
ПАО «КАМАЗ» с лизинговыми компаниями-партнерами 
в декабре 2015 года подписано соглашение о сотруд-
ничестве с новым партнером – АО «Сбербанк Лизинг». 
По данной программе с дилерами ПАО «КАМАЗ» также 
работают лизинговые компании ПАО «Европлан», 

 

ОАО «ВЭБ-Лизинг». К Программе подключено 
55 субъек тов дилерской сети ПАО «КАМАЗ». В це-
лях усовершенствования взаимодействия участников 
и условий Программы с лизинговыми компаниями- 
партнерами в 2016 году планируется внедрение новой 
схемы работы, упрощение документооборота и автома-
тизация процесса учета автотехники, реализуемой 

 

по Программе.

 

Кредитование потребителей автотехники КАМАЗ

Одним из востребованных направлений финансового 
сервиса в 2015 году стало кредитование потребите-
лей автотехники КАМАЗ. 

В апреле 2015 года в рамках Программы креди-
тования конечных потребителей подписано со-
глашение с ПАО «АК БАРС БАНК». В программе 
 «КАМАЗ-финанс» приняли участие более 50 субъек-
тов дилерской сети ПАО «КАМАЗ». Одобрено заявок 
на сумму 798,2 млн руб., из них профинансировано 
автотехники на сумму 347,2 млн руб.

В целях расширения регионального присутствия 
и создания специального финансового продук-
та в 2016 году планируется привлечение новых 
партнеров, имеющих широкую филиальную сеть 
и возможность создания экспресс-продукта.

 

Финансирование субъектов дилерской сети 
ПАО «КАМАЗ», находящихся на территории  
Российской Федерации

В текущей экономической ситуации на рынке грузо-
вого автотранспорта очень актуальна программа фи-
нансирования дилерского склада и факторинга.

ПАО «КАМАЗ» совместно с ПАО «ВТБ24» в рам-
ках развития сотрудничества разработана про-
грамма финансирования официальных дилеров, 
в октябре 2015 года подписано соглашение между 
АО «ТФК «КАМАЗ» и АО «Система Лизинг 24».

По условиям программы АО «Система Лизинг 24» осу-
ществляет финансирование дилеров в размере 100 % 
стоимости автомобиля по единой выгодной кредитной 
ставке и свободному графику финансирования. 

Также в 2015 году дилерами ПАО «КАМАЗ» активно ис-
пользовалась схема факторинга ООО «ВТБ Факторинг». 

В программе приняли участие 16 субъектов дилер-
ской сети, одобрены лимиты финансирования на сумму 
1,1 млрд руб. 

В рамках программы отгружено 325 единиц автотехники 
на сумму 1,2 млрд руб. 

В 2016 году планируется привлечение новых партнеров, 
участников программы, а также усовершенствование 
условий программы. 

Все программы финансового сервиса направлены 
на увеличение продаж дилеров и создание более 

 

выгодных условий приобретения автотехники КАМАЗ 
для конечного потребителя.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

56

57

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Производственные мощности подразделений  

и организаций ПАО «КАМАЗ» и их использование в 2015 году

Виды продукции

Показатели 

производственной 

мощности 

Данные по загрузке 

производственных 

мощностей, %

Автомобили КАМАЗ, тыс. шт.

71,0                                39,8

Двигатели и силовые агрегаты, тыс. шт.

60,0                                38,8

Литье чугунное, тыс. т

246,0                       25,8

Литье стальное, тыс. т

61,3                           31,8

Литье цветное, тыс. т

35,2               15,9

Штамповки горячие (поковки), тыс. т

206,7                     23,4

Штамповки холодные, тыс. машино комплектов

75,0                                39,6

Самосвальная надстройка ОАО «НЕФАЗ», тыс. шт. 

21,0                         29,7

Автобусы пассажирские ОАО «НЕФАЗ» г. Нефтекамск, тыс. шт.

1,5                                 41,1

Автобусы вахтовые ОАО «НЕФАЗ» г. Нефтекамск, тыс. шт.

0,8                                          53,5

Прицепы ОАО «НЕФАЗ» г. Нефтекамск, тыс. шт.

3,8                                       49,3

Полуприцепы автомобильные ОАО «НЕФАЗ» г. Нефтекамск, тыс. шт.

3,5                   20,8

Цистерны ОАО «НЕФАЗ» г. Нефтекамск, тыс. шт.

2,5                           32,0

Автобетоносмесители ОАО «ТЗА» г. Туймазы, тыс. шт.

3,0                 17,7

Автобетононасосы ОАО «ТЗА» г. Туймазы, тыс. шт.

0,1          8,1

Бетононасосы ОАО «ТЗА» г. Туймазы, тыс. шт.

0,1     0,9

Суточный темп сборки, производительность 

главного сборочного конвейера (ГСК)

Суточный темп сборки в 2015 году составил 

 

185 автомобилей. Доля выпущенных 

автомобилей тяжелого и полноприводного 

семейства осталась на уровне 2014 года.

В 2015 году значительно увеличилось производство 
автомобилей магистрального семейства тяжелого 
ряда, который составил 5,8 % от общего объема про-
изведенных автомобилей. Рост обусловлен модер-
низацией модельного ряда магистрального семей-
ства за счет выпуска новой модели автомобиля 5490, 
выпуск которой в 2015 году составил 1 179 единиц, 
в 2014 году – 483 единиц.

924

3 274

3 746

4 120

3 816

3 654

2 413

3 636

3 318

4 316

2 663

3 088

967

3 364

3 854

4 237

3 935

3 818

2 514

3 841

3 455

4 514

2 867

3 134

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

Объем производства машинокомплектов (с учетом СКД, без Марко Поло)

Объем производства по ГСК

Среднесуточный темп производства в 2014 году, 

шт.

749

2 599

2 695

2 061

1 684

1 444

1 369

1 575

3 024

3 357

3 494

3 908

812

2 652

2 768

2 175

1 744

1 552

1 478

1 636

3 130

3 505

3 646

3 958

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

Объем производства машинокомплектов (с учетом СКД, без Марко Поло)

Объем производства по ГСК

Среднесуточный темп производства в 2015 году,

 шт.

Тяжелые
Полноприводные

Другие семейства

23 %

45 %

32 %

2015

2014

46 %

34 %

20 %

Доля тяжёлых и полноприводных автомобилей в общем объеме производства

Доля тяжелых и полноприводных автомобилей 
в общем объеме производства, 

%

Увеличивается производство новой техники транс-
портного семейства, а именно моделей 65 206; 
65 207, которые составили в 2014 году суммарно 
16 единиц и в 2015 году 156 единиц.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

58

59

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Тяжелые

Магистральные

16,9 %

5,8 %

2015

2014

2,4 %

18,1 %

Прочие

Магистральные

5490

1,4 %

4,4 %

2015

2014

1,3 %

1,1 %

Прочие

Доля тяжелых и магистральных автомобилей  
в общем объеме производства, 

%

Доля магистральных автомобилей в общем объеме 
производства, из них КАМАЗ-5490, 

%

Среднесуточный темп ГСК

2014

2015

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

180

200

220

160

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

2014

2015

8

9

10

11

12

7

Производительность в час на одном ГСК

В 2014 году темп производства по ГСК составлял 
200–220 автомобилей с режимом работы ГСК 1 в две 
смены; ГСК 2 в одну смену. Средняя производите-
льность одного ГСК за час составляла при данном 

 

режиме работы 9,3 автомобиля в час. 

В июле 2015 года был осуществлен переход на од-
носменный режим работы по обоим ГСК с изготовле-
нием 80 автомобилей в смену. 

Производительность ГСК превысила уровень 
2014 года и составила 10 автомобилей в час. Рост 
темпа ГСК в октябре–декабре 2015 года до 180 авто-
мобилей в сутки был обусловлен увеличением зака-
зов товаропроводящей сети на автомобили в указан-
ный период. При этом была достигнута максимальная 
производительность труда до 11,3 автомобилей в час. 
Средняя производительность одного ГСК за час рабо-
ты в 2015 году составила 9,7 автомобилей в час.

Общий объем производства машинокомплектов

1

шт. 

Объем поставки запасных частей 
ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ» и АО «ВТК «КАМАЗ»,  

млн руб.

Объем производства СКД,

 шт. 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

23 957   

34 916   

47 877   

51 277   

45 565   

40 500   

29 081

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

625   

930   

1 303   

1 091   

1 452   

1 528   

1 053

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3 655   

5 496   

6 558   

6 892   

6 012   

6 361    6 061

11,3

  автомобилей в час

180

  автомобилей в сутки

Максимальная производительность труда

Рост темпа ГСК в октябре–декабре 2015 года до

С учетом СКД, без учета автобусных шасси Марко Поло

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

60

61

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Производственная система

В целях повышения конкурентоспособности 
ПАО «КАМАЗ», улучшения качества выпускаемой 
продукции и повышения производительности труда 
в ПАО «КАМАЗ» ведется непрерывная работа по раз-
витию производственной системы КАМАЗ на принци-
пах бережливого производства. Успехи в развитии 

 

производственной системы КАМАЗ достигаются 
за счет вовлечения персонала в систему непрерыв-
ных улучшений по всем направлениям хозяйственной 
деятельности ПАО «КАМАЗ» через внедрение 

 

кайдзен-предложений и реализацию кайдзен-проек-
тов. В отчетном периоде внедрено 68 150 кай дзен-
предложений и реализован 1221 кайдзен-проект 
с экономическим эффектом 1,958 млрд руб. 

 

В том числе были реализованы проекты корпоратив-
ного уровня. 

В проекте по снижению затрат на технологические 
и пригородные перевозки экономический эффект 

 

составил 163,3 млн руб. Если в начале 2015 года 
на одного водителя приходилось 1,5 рейса, то по ито-
гам реализации проекта загрузка водителя увеличи-
лась в 2 раза, то есть до 3 рейсов. Фактическое сни-
жение затрат составило 33 % при плане 25 %, в том 
числе на привлеченный транспорт – 80,8 %. По ито-
гам проекта сокращено использование 93 сторонних 
транспортных средств, привлекаемых ПАО «КАМАЗ» 
со стороны. Задача на 2016 год – увеличить количе-
ство рейсов с 3 до 5.

Экономический эффект от реализации проек-
та по многостаночному обслуживанию оборудова-
ния составил 91 млн руб. Всего многостаночным об-
служиванием охвачено 3 042 единицы из возможных 
3 636 единиц. В среднем процент охвата многоста-
ночного обслуживания оборудования составил 84 %.

Проект «Оптимизация логистических процес-
сов в ПАО «КАМАЗ» на пилотных участках автомо-
бильного завода, завода двигателей, прессово-рам-
ного завода, литейного завода за счет внедрения 
принципа «Автопоезд» принес 0,79 млн руб. экономи-
ческого эффекта.

Продолжается развитие тренингового центра «Фабри-
ка процессов». Разработаны два новых тренинга: 
«Бы страя переналадка» (SMED) и «Повышение про-
изводительности процессов на примере конструкто-
ра КАМАЗ». Пла нируется разработка тренинга «Кар-
тонное моделирование производственных ячеек». 
Это позволит обучить производственный персонал 
более эффективным методам труда. Всего за прошед-
ший год на фабрике процессов обучено 733 руководите-
лей и специалистов ПАО «КАМАЗ».

В 2015 году в ПАО «КАМАЗ» впервые организован 
и проведен конкурс «Лидер PSK». Цель конкурса – 
перейти от количества кайдзен-предложений и про-
ектов к их качеству, не потерять, внедрить каждую 
ценную идею, а также вовлечь как можно больше 
персонала Компании в процесс улучшений. Победи-
тели первого этапа конкурса получают уже не 100 или 
200 руб. за предложение, а весьма солидные суммы. 

 

На втором этапе конкурса суммы, в зависимости 
от номинаций и места (первое, второе, третье), 

 

варьируются от 18 тыс. до 200 тыс. руб.

В октябре 2015 года на площадке ПАО «КАМАЗ» про-
ведена вторая научно-практическая конференция 
по бережливому производству. В работе конферен-
ции приняли участие 457 представителей различных 
предприятий Татарстана и Российской Федерации, 
руководители министерств, ведомств, муниципаль-
ных образований Республики Татарстан, специалисты 
из Германии и Японии. В рамках конференции была 
проведена первая Всероссийская олимпиада по бе-
режливому производству среди высших учебных за-
ведений страны, где уже сейчас готовят магистрантов 
в области бережливого производства. 

В целях распространения успешного опыта развития 
производственной системы КАМАЗ проводится день 
открытых дверей. В течение отчетного периода пред-
ставители более 20 предприятий Российской Федера-
ции и Республики Татарстан ознакомились с развити-
ем производственной системы КАМАЗ.

Основные результаты развития PSK

Основные итоги развития PSK

№ 

Показатели

Результат за 

2006–2015 

годы

1.

Обучено принципам и методам 

«Бережливое производство» 

 

100 % персонала, человек

101 992

2.

Подано кайдзен-предложений, шт.

1 328 866

3.

Внедрено кайдзен-предложений, шт.

1 159 334

4.

Открыто проектов, шт.

22 814

5.

Внедрено проектов, шт.

17 493

6.

Охвачено системой 5S рабочих 

мест, шт.

35 452

7.

Охвачено системой ТРМ, 

 

единиц оборудования

13 773

8.

Охвачено системой SMED, единиц 

оборудования

225

9.

Стандартизировано операций, шт.

3 822

10.

Визуализировано операций, шт.

3 053

11.

Получен экономический эффект, 

млрд руб.

33

12.

Затраты на развитие PSK, млн 

руб. (0,55 % от экономического 

эффекта)

182

В ПАО «КАМАЗ» ежегодно принимаются 

Цели PSK. Цели PSK разрабатываются 

в подразделениях и организациях ПАО «КАМАЗ», 

которые включают обязательства по достижению 

поставленных задач. 

 

Снизить коэффициент частоты несчастных 
случаев на производстве (количество несчаст-
ных случаев на тысячу работников) на 10 % 
от среднего значения, достигнутого за послед-
ние 5 лет.

 

Открыть проект по трансформации системы 
менеджмента качества ПАО «КАМАЗ». 

 

Снизить простои лимитирующего оборудова-
ния в 2016 году на 20 % от факта 2015 года.

 

Повысить оперативную эффективность про-
цесса прохождения заказа на товарную про-
дукцию ПАО «КАМАЗ» в 2 раза относительно 
2015 года за счет сокращения: изменений 
последовательности закладки автомобилей 
на ГСК; простоев ГСК.

 

Увеличить производство продукции диверси-
фикации в 1,5 раза.

 

Повысить производительность труда на 15 %, 
в  том числе за счет реализации эргономичных 
рабочих мест.

 

Организовать 30 эталонных рабочих мест 
по принципу «Каракури».

 

Руководителям высшего и среднего звена 
управления открыть и реализовать кайдзен-про-
екты по исключению/сокращению потерь в про-
изводственных и офисных процессах c общим 
экономическим эффектом 1 600 млн руб.

 

Разработать и внедрить систему управления 
компетентностью линейных руководителей 
основного производства. 

 

Продолжить сотрудничество в области береж-
ливого производства с высшими учебными 
заведениями.

 

Обеспечить широкое распространение инфор-
мации об успешном опыте развития PSK для 
повышения лояльности персонала и клиентов 
Компании, жителей Республики Татарстан 
к ПАО «КАМАЗ». Занимать активную позицию 
в создании и работе структур, способствующих 
развитию бережливого производства в Респуб-
лике Татарстан и Российской Федерации.

Цели на 2016 год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

62

63

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Система менеджмента качества

Создание конкурентоспособной по показателям ка-
чества продукции, удовлетворяющей требованиям 
и ожиданиям потребителей, является главной целью 
ПАО «КАМАЗ» в области качества и основой финан-
сового благополучия Компании.

Обеспечение качества продукции осуществляется 
в соответствии с Политикой ПАО «КАМАЗ» в области 
качества, основными задачами которой являются:

 

систематический анализ текущих и перспективных 
требований и ожиданий потребителей и объектив-
ная оценка удовлетворенности нашей продукцией;

 

систематическое обучение персонала в области ка-
чества, привлечение каждого сотрудника к участию 
в совершенствовании процесса создания каче-
ственной продукции, мотивация персонала с целью 
раскрытия их творческих способностей и вовле-
чения в процесс постоянного улучшения качества 
выпускаемой продукции;

 

внедрение современных методов, технических 
средств проектирования и прогрессивных техно-
логий, нацеленных на предотвращение дефектов, 
повышение стабильности технологических процес-
сов и качества продукции;

 

развитие информационных технологий для под-
держки процессов, обеспечивающих формирова-
ние показателей качества автомобилей КАМАЗ;

 

профессиональное сервисное обслуживание грузо-
вых автомобилей с применением самого современ-
ного универсального и специализированного обо-
рудования и инструмента, обусловленное высокой 
квалификацией технического персонала.

Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» 
в 2015 году успешно была проведена ресертифика-
ция системы менеджмента качества (СМК) 

 

ПАО «КАМАЗ» на соответствие требованиям: 

 

ИСО 9001:2008, ГОСТ ISO 9001-2011, 

 

ГОСТ РВ 0015-002-2012.

Созданы и успешно работают 96 КVP-групп (состав: 
руководители производственных подразделений, тех-
нологи, работники служб качества, рабочие). Полу-

ченный экономический эффект по итогам работы этих 
групп составил 120 471 тыс. руб. 

Достигнуты результаты по улучшению качества про-
изводства автомобилей за 2015 год, а именно:

 

количество дефектов на 1 проверенный автомо-
биль (DPV) снизилось на 36,5 %;

 

коэффициент дефектности (APA) снизился на 63,5 %.

Совокупный показатель удовлетворенности потреби-
телей продукцией ПАО «КАМАЗ», выявленный по ре-
зультатам анкетирования крупных автохозяйств 

 

в IV квартале 2015 года составил 7,49 балла 

 

(в IV квартале 2014 года он составлял 7,3 балла). 
Оценка проведена по 10-балльной системе в соответ-
ствии с методикой оценки удовлетворенности 

 

потребителей продукцией (услугами) ПАО «КАМАЗ». 
В опросе, проведенном в IV квартале 2015 года, уча-
ствовало 228 предприятий Российской Федерации.

Планирование и выполнение мероприятий, необходи-
мых для достижения поставленных целей в области 

 

качества в 2015 году, осуществлялось по 32 процессам 
системы менеджмента качества ПАО «КАМАЗ». Выпол-
нение программы «Качество-2015» составило 97,9 %.

На 2016 год установлены следующие основные 

цели в области качества:

 

Снизить уровень рекламаций от потребителей 

по изделиям собственного производства на 10 %

 

Снизить уровень рекламаций от потребителей 

по комплектующим изделиям на 10 %

 

Снизить коэффициент дефектности (APA) 

на автомобиль на 10 %

 

Снизить количество дефектов (DPV) на авто-

мобиль на 10 %

 

Снизить коэффициент дефектности (APA) 

по перспективным автомобилям на 25 %

 

Снизить количество дефектов (DPV) по пер-

спективным автомобилям на 25 %

 

Снизить уровень потерь от брака на 10 %

Цели на 2016 год

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выручка

По результатам 2015 года выручка от продаж составила 
97 455 млн руб., что на 12 % меньше, чем в 2014 году. 
Главный фактор, оказавший влияние на полученный ре-
зультат – снижение объема продаж на 23 %.

По сравнению с прошлым годом структура выручки 
практически не изменилась. Основным сегментом биз-
неса группы организаций ПАО «КАМАЗ» – 68 % выруч-
ки (в 2014 году: 69 %) – остается реализация грузовых 
автомобилей и сборочных комплектов, 15 % выручки 

 

(в 2014 году: 14 %) группа организаций ПАО «КАМАЗ» 
получает от продаж запасных частей, 8 % (в 2014 году: 
8 %) – от реализации автобусов, прицепной техни-
ки и автобетоносмесителей, 9 % выручки (в 2014 году: 

9 %) приходится на долю прочей деятельности.

Рынок грузовых автомобилей в Российской Федерации 
в 2015 году сократился на 45 % к прошлому году. 

 

Основные причины снижения рынка – общий спад 
в экономике, рост процентных ставок по кредитам и ос-
лабление курса рубля. Однако во втором полугодии на-
блюдалось некоторое оживление экономики, что поло-
жительно отразилось на продажах автомобилей. Это 
обусловлено в основном действием мер поддержки, 
принятых Правительством Российской Федерации, по-
степенным снижением процентных ставок по кредитам 
и адаптацией экономики к новым условиям. 

Структура выручки по видам продукции, работ, услуг 

Млн руб.

2015

2014

Грузовые автомобили и сборочные комплекты

66 157

76 833

Запасные части

14 808

15 990

Автобусы, прицепная техника и автобетоносмесители

8 226

8 633

Производственные услуги

2 481

4 309

Продукция металлургического производства

1 397

1 307

Доход от финансовой аренды

853

567

Прочие

3 533

2 960

Итого выручка

97 455

110 599

Одним из конкурентных преимуществ 

предприятия в условиях современной 

рыночной экономики и нестабильности 

внешней среды может стать 

применение современных технологий 

в области финансового управления, 

которые позволяют увеличить 

финансовый результат Компании 

и обеспечить долговременный период 

ее деятельности, учитывая интересы 

собственников.

МАКСИМОВ Андрей Александрович

Заместитель генерального директора 

ПАО «КАМАЗ» – финансовый директор

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

 

источник - https://kamaz.ru/