ПАО "Камаз". Годовой отчёт за 2015 год - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ПАО "Камаз". Годовой отчёт за 2015 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ПАО "Камаз". Годовой отчёт за 2015 год - часть 1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

2

Обращения руководства

Обращение Председателя Совета директоров

.........

2

Обращение Генерального директора

.........................

4

6

Ключевые результаты 

и события

10

 ПАО 

«КАМАЗ»

Группа организаций ПАО «КАМАЗ»

.........................

10

География деятельности

...........................................

12

Бизнес-модель

...........................................................

14

Конкурентные преимущества

...................................

16

18

Обзор рынка

Мировой рынок грузовых автомобилей

...................

20

Макроэкономика

........................................................

22

Российский рынок

......................................................

23

Экспортные рынки

.....................................................

28

34

 Стратегия развития

Стратегия развития

...................................................

36

Ключевые направления реализации стратегии

......

38

Техническое развитие

...............................................

45

46

 Обзор результатов

Продуктовый портфель

.............................................

48

Продажи и сервис

......................................................

50

Производственные результаты

.................................

56

Финансовые результаты

............................................

63

Взаимодействие с заинтересованными 

сторонами

...................................................................

68

Экология и охрана окружающей среды

...................

71

Энергетическая эффективность

...............................

76

Промышленная безопасность и охрана труда

........

77

Персонал

....................................................................

79

Социальная политика 

...............................................

82

Корпоративная культура

............................................

85

Спонсорство

...............................................................

86

Взаимодействие с местными сообществами

..........

87

Благотворительность

.................................................

87

88

 Корпоративное управление

Система корпоративного управления 

ПАО «КАМАЗ»

............................................................

90

Общее собрание акционеров ПАО «КАМАЗ» 

.........

93

Совет директоров ПАО «КАМАЗ»

.............................

96

Генеральный директор и Правление

.....................

107

Страхование ответственности 

...............................

110

Контроль

....................................................................

111

Развитие корпоративного управления

...................

116

Информация о соблюдении 

Кодекса корпоративного управления 

....................

117

118

Управление рисками

Управление рисками

................................................

120

Организационная структура риск-менеджмента

...

121

Процесс управления рисками

.................................

122

Основные факторы риска

.......................................

122

126

 Акционерам и инвесторам

Акции

........................................................................

128

Облигации ПАО «КАМАЗ»

.......................................

131

Кредитные рейтинги

................................................

133

Взаимодействие 

с инвесторами и акционерами

................................

134

Дивиденды

...............................................................

136

138

 Приложения

Финансовая отчетность

...........................................

140

Общие сведения о ПАО «КАМАЗ»

.........................

238

Ключевые события ПАО «КАМАЗ» 2015 года

.......

240

Краткая история ПАО «КАМАЗ»

.............................

241

Отчет о соблюдении принципов и рекомендаций 

Кодекса корпоративного управления

.....................

244

Участие ПАО «КАМАЗ» 

в коммерческих и некоммерческих организациях

.

268

Структура группы организаций ПАО «КАМАЗ»

.....

270

Экстраординарные сделки

......................................

271

ОБ ОТЧЕТЕ

Настоящий годовой отчет составлен по итогам работы   
ПАО «КАМАЗ» за период с 1 января по 31 декабря 2015 года

 
Термины

Под «Группа организаций ПАО «КАМАЗ» подразумеваются ПАО «КАМАЗ», дочерние и зависимые 
общества ПАО «КАМАЗ».
Под «Группа технологической цепочки ПАО «КАМАЗ» (ГТЦ ПАО «КАМАЗ») подразумеваются 
ПАО «КАМАЗ» и следующие ее дочерние общества: ООО «ПЖДТ-Сервис», ООО «КАМАЗ-Энерго», 
АО «ТФК «КАМАЗ», АО «ВТК «КАМАЗ», АО « Лизинговая компания «КАМАЗ», ООО «АвтоЗапчасть 
 КАМАЗ», ОАО «КАМАЗ-Дизель», ОАО «КАМАЗ-Металлургия», ОАО «КамПРЗ», ОАО «КИСМ».

 
Заявление об ограничении ответственности

Если не указано иное, финансовые показатели, представленные в годовом отчете, приведены и рас-
считаны на основе консолидированной отчетности по международным стандартам финансовой от-
четности и соответствуют аналогичным показателям, раскрываемым в документе.
Некоторые разделы в годовом отчете содержат перспективы или прогнозы в отношении деятельно-
сти ПАО «КАМАЗ». Реальный ход событий или результаты могут существенно отличаться от заяв-
ленных с учетом действия множества макроэкономических факторов, возможного изменения конъюн-
ктуры рынка, влияния рисков, связанных с деятельностью ПАО  «КАМАЗ», а также иных факторов.

Дополнительная информация 

на сайте ПАО «КАМАЗ»:  

www

.kamaz.ru

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2

3

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБРАЩЕНИЕ  
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

Уважаемые акционеры!

Общий спад мировой и отечественной экономики 
в 2015 году, ослабление курса рубля и многие другие 
причины привели к осложнениям как в российской 
промышленности, так и в отдельной ее отрасли – 

 

автомобилестроении. Снижение темпов производ-
ства в большинстве грузообразующих отраслей, 
а также сокращение строительства способствова-
ли значительному снижению объемов коммерческих 
перевозок грузов и, соответственно, потребностей 
в транспорте. При этом небольшое оживление эконо-
мики во втором полугодии положительно отразилось 
на продажах автомобилей. ПАО «КАМАЗ» удалось 
не только удержать свои позиции на рынке произво-
дителей тяжелых грузовых автомобилей, но и начать 
новые проекты. 

51 % – доля ПАО «КАМАЗ» на российском рынке 

тяжелых грузовых автомобилей.

По показателям 2015 года доля компании на рын-
ке тяжелых грузовых автомобилей России вырос-
ла до 51 %, в сегменте магистральных тягачей уве-
личилась с 4 % в 2014 году до 16 % в отчетном году. 
Огромная работа проведена по освоению перспек-
тивного автомобиля КАМАЗ с кабиной,  отвечающей 
мировым стандартам. Завершена технологическая 
подготовка производства для выпуска автомобилей 
семейства 5490. Начат также серийный выпуск двух 
новых моделей грузовиков, созданных в сотрудниче-
стве с немецкой компанией Daimler AG – седельного 
тягача КАМАЗ-65206 и бортового магистрального ав-
томобиля КАМАЗ-65207. 

Важным направлением в развитии компании стало 
освоение продукции с использованием газовых дви-
гателей. В целях удовлетворения возросшего спро-
са потребителей, в том числе из ближнего зарубежья, 
ведется активная работа по расширению  модельного 

География продаж автомобилей КАМАЗ и запас-
ных частей стремительно расширяется путем освое-
ния новых рынков сбыта. За счет роста ценовой кон-
курентоспособности продукции позиции компании 
существенно упрочились, а доля экспорта выросла 
до 22 %. Среди стран, куда в отчетном году осущест-
влялись основные поставки – Казахстан, Туркменистан, 
Вьетнам, Объединенные Арабские Эмираты, Литва. 

В целях повышения производительности труда 

 

и улучшения качества выпускаемой продукции 
в ПАО «КАМАЗ» внедряются принципы бережливого про-
изводства. Важным событием для ПАО «КАМАЗ» стало 
получение первого в России сертификата на соответ-
ствие действующей системы менеджмента бережли-
вого производства в категории «Крупные предприятия».

ЧЕМЕЗОВ 

СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Генеральный директор

Государственной корпорации «Ростех» 

Председатель Совета директоров 

ПАО «КАМАЗ»

ряда газобаллонной автотехники. Переход на газо-
моторные автомобили позволит получить экономиче-
скую выгоду и экологическую эффективность. 

Кроме того, ПАО «КАМАЗ» в сотрудничестве с рос-
сийской инжиниринговой компанией Drive Electro 
разработаны электробусы, которые прошли все не-
обходимые испытания и готовы к запланирован-
ной в текущем году тестовой эксплуатации в Москве 
и в Иннополисе. Начато также тестирование беспи-
лотника, разработанного совместно с «ВИСТ Групп» 
и Cognitive Technologies.

В отчетном году в рамках госпрограммы AutoNet на-
чалась реализация проекта роботизированной авто-
техники КАМАЗ. На прототипе, успешно прошедшем 
первые испытания, реализованы несколько режи-
мов движения: дистанционное управление, движение 
по заданному маршруту с помощью навигационно-
го комплекса, автоматическое движение по известно-
му маршруту, автоматическое движение за ведущим 
транспортным средством.

Позиции ПАО «КАМАЗ» укрепляются, в том 

числе через создание совместных предприятий 

и сборочных производств за рубежом.

Так, АО «КАМАЗ-Инжиниринг», расположенное в Ка-
захстане, полностью завершило процесс перевода ав-
томобилей КАМАЗ с экологического класса «Евро-2» 
на «Евро-3». Предприятие «АУТОБАГИ» в Литве ос-
воило сборку КАМАЗов экологического класса «Евро- 5» 
из  сборочных комплектов деталей, поставляемых 
из Набережных Челнов. «КАМАЗ Моторз Лимитед», ко-
торое находится в Индии, сертифицировало ряд моде-
лей и проводит технологическую подготовку производ-
ства по освоению и сборке автомобилей в Индии.

Итоги деятельности компании за 2015 год 

подтверждают правильность выбранного вектора 

стратегического развития и обозначенных 

приоритетов. 

Автомобили КАМАЗ нового модельного ряда имеют 
устойчиво растущий спрос, и их выпуск планомерно 
растет. Реализованные проекты технологической мо-
дернизации повысили производительность и эффектив-
ность производства. Развитие совместных предприя-
тий по компонентам и парка поставщиков на площадях 
АО «КИП «Мастер» во многом нивелировало отрица-
тельное влияние валютных колебаний. Активизация 
экспортной деятельности и расширение рынков при-
сутствия способствовали увеличению поставок продук-
ции в страны дальнего зарубежья. Все это позволяет 
ПАО «КАМАЗ» рассчитывать в дальнейшем на устой-
чивое развитие.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4

5

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

Уважаемые акционеры!

Представляем вам годовой отчет по итогам 

 

деятельности ПАО «КАМАЗ» в 2015 году. Авто-
мобильный рынок России, к сожалению, продол-
жил свое падение. Однако наши усилия возымели 
ощутимый результат, который выразился 

 

в росте экспортного направления, увеличении 
доли на  отечественном рынке и значительных 

 

инвестициях, определяющих будущее Компании. 
Есть все основания полагать, что уже в 2016 году 
мы увидим рост продаж.

Доля ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузо-
вых автомобилей полной массой 14–40 т 

 

выросла до 51 %. В целом за 2015 год реализо-
вано 29 704 грузовых автомобиля КАМАЗ: из них 
на российский рынок направлено более 23 тыс. 
единиц, на экспорт – более 6,5 тыс. Реализова-
но запасных частей по договорам комиссии – 
на сумму 8,45 млрд руб., по договорам постав-
ки – на сумму 3,48 млрд руб. Размер инвестиций 
за 2015 год составил 5 991 млн руб. (без НДС).

29 704 автомобиля реализовано в 2015 году.

Рост конкурентоспособности

За счет роста ценовой конкурентоспособности про-
дукции ПАО «КАМАЗ» на зарубежных рынках 

 

существенно укрепились позиции на рынках стран 
ближнего и дальнего зарубежья. География продаж 
расширяется за счет освоения новых рынков Африки, 
Азии, Латинской Америки. Компания активно рабо-
тает на новых рынках: Ангола, Египет, страны 

 

Южной Африки, Индонезия, Перу,  а также укре-
пляет свои позиции на рынках: Вьетнам, страны 
Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Основными 
рынками сбыта в 2015 году являлись Казахстан, 

 

Туркменистан, Вьетнам, Объединенные Арабские 
Эмираты, Литва.

Управление качеством

В рамках реализации программы «Качество-2015» 
были достигнуты значительные результаты. Так, ко-
личество дефектов на один проверенный автомо-
биль в 2015 году снизилось на 36,5 %, по сравнению 
с 2014 годом уровень рекламаций на автомоби-
ли КАМАЗ снизился на 10,3 %. Решением Сове-
та по присуждению премий Правительства Россий-
ской Федерации в области качества ПАО «КАМАЗ» 
признано дипломантом конкурса на соискание пре-
мий Правительства Российской Федерации в обла-
сти качества в 2015 году.

Перспективные разработки

Также состоялась презентация макета кабины-транс-
формера КАМАЗ-2020 с принципиально новой концеп-
цией интерьера и общего взаимодействия автомобиля 
с водителем. Опытный образец грузовика с такой ка-
биной планируется создать в течение двух лет.

Есть все основания полагать, что позиции 

 

ПАО «КАМАЗ» на рынке укрепятся еще больше, пре-
жде всего, в магистральном сегменте и карьерной 
самосвальной технике, и Компания продолжит вы-
водить на рынок модели нового поколения автомоби-
лей КАМАЗ, принимать самое активное участие в го-
сударственных программах стимулирования рынка, 
предлагать весь комплекс услуг. Новый виток разви-
тия неизбежен.

ОБРАЩЕНИЕ  
ГЕНЕРАЛЬНОГО 
ДИРЕКТОРА

КОГОГИН  

СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ 

Генеральный директор 

 

ПАО «КАМАЗ»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6

7

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

25 911

32 300

45 288 45 471 43 832

38 655

29 704

–23,2 %

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 60 894    

 73 773    

 109 995    

 118 510     114 317     110 599    

 97 455   

–11,9 %

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

3 891 

4 040 

6 166 

6 329 

5 743 

6 089 

6 591

22 020 

28 260 

39 122 

39 142 

38 089 

32 566 

23 113

Внутренний рынок 

Экспорт

–29,0 %

+8,2 %

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 7 177    

 10 476    

 15 370    

 19 984    

 16 901    

 14 819    

 7 797   

Операционные показатели

Финансовые показатели

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

748  

858  

549  

687  

897  

535  

727 

+35,9 %

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

–2 579     –652    

 2 036    

 211    

–2 383   

–4,2 % 

–0,9 % 

1,9 % 

5,1 % 

3,7 % 

0,2 % 

–2,4 %

Чистая прибыль (убыток)

Рентабельность

 6 056    

 4 267    

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 5 564    

 4 587    

 7 904      7 762    

 5 812    

 3 974    

 3 103   

–21,9 %

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

39 % 

37 % 

33 % 

30 % 

35 % 

41 % 

51 %

–2,9% 

0% 

0% 

0% 

0% 

0% 

–1,1%

+10 п. п.

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 4 271    

 2 975    

 4 170      4 221    

 5 458    

 5 991   

4,0 % 

3,8 % 

3,6 % 

4,8 % 

5,6 % 

6,1 %

Инвестиции в НИОКР

и модернизацию ОС

Инвестиции в процентах от выручки 

 6 190    

7,0 % 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

65 

62 

63 

62 

57 

53 

48

–9,4 %

Рентабельность и EBITDA

 2015 

 2014 

 2013 

 2012 

 2011 

 2010 

 2009 

Валовая рентабельность, %

8,0

13,4

14,8

16,9

14,0

14,2

11,8

EBITDA, млн руб. 

 (244)

5 610 

9 046 

11 443 

7 006 

4 664 

828 

Рентабельность по EBITDA , %

–0,3

5,1

7,9

9,7

6,4

6,3

1,4

Оборотный капитал 

и ликвидность 

 2015 

 2014 

 2013 

 2012 

 2011 

 2010 

 2009 

Оборотный капитал, млн руб. 

13 311 

16 975 

17 280 

15 588 

10 990 

10 905 

11 377 

Оборачиваемость капитала, дни 

50 

56 

55 

48 

36 

54 

68 

Денежный поток от операционной 

деятельности, млн руб. 

43 

5 667 

6 763 

4 330 

6 710 

6 328 

3 516 

Финансовый долг 

 

(кредиты и займы), млн руб. 

35 115 

23 814 

16 518 

15 541 

21 744 

22 134 

22 985 

Чистый долг, млн руб. 

16 366 

12 623 

10 795 

9 938 

10 272 

10 900 

15 782 

Расходы по процентам, 

 

за вычетом субсидий, млн руб. 

 1 664 

794 

652 

732 

523 

1 449 

1 577 

Продажа грузовых автомобилей, 

шт.

Продажа грузовых автомобилей по рынкам сбыта, 

шт.

Выручка, 

млн руб.

Валовая прибыль, 

млн руб.

Продажа автобусов, 

шт.

Продажа прицепов и полуприцепов, 

шт.

Чистая прибыль (убыток) и рентабельность, 

млн руб.

Доля рынка грузовых автомобилей  
Российской Федерации (14–40 т)

1

%

Среднесписочная численность сотрудников, 

тыс. чел.

Инвестиции в НИОКР и модернизацию основных 

средств, 

млн руб.

Финансовые показатели

 2015 

 2014 

 2013 

 2012 

 2011 

 2010 

 2009 

Операционный (убыток)/прибыль, 

млн руб.

(1 073)

2 243 

5 695 

8 378 

3 983 

1 886 

(1 767)

Операционная рентабельность, % 

–1,1

2,0

5,0

7,1

3,6

2,6

–2,9

Чистый (убыток)/прибыль 

акционеров Компании, млн руб. 

(2 074)

149 

4 367 

5 999 

1 990 

 (525)

(2 267)

Капитал, млн руб. 

37 333 

39 831 

38 724 

37 895 

31 893 

30 121 

30 803 

ROE, рентабельность капитала, % 

–2,9

5,6

14,7

22,1

12,5

6,3

–5,7

Количество акций, 

средневзвешенное, тыс. шт. 

680 907 

680 907 

718 686 

730 688 

707 230 

707 230 

707 230 

EPS, (убыток)/прибыль на одну 

акцию, руб./акция 

(3,05)

0,22 

6,08 

8,21 

2,81 

(0,74)

(3,21)

Подробнее на с. 50

Подробнее на с. 63

Данные по регистрации автотехники

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8

9

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ 2015 ГОДА

Февраль

Апрель

Сентябрь

Апрель

Июнь

Весной ПАО «КАМАЗ» представило электробусы, разра

-

ботанные в сотрудничестве с российской инжиниринго

-

вой компанией Drive Electro.

ПАО «КАМАЗ» приступило к первым тестовым испы

-

таниям беспилотника, разработанного совместно 
с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

ПАО «КАМАЗ» запустило в серийное производство две  
новые модели грузовиков, созданные в сотрудничестве  
с немецкой компанией Daimler AG – седельный тягач 
 КАМАЗ-65206 и бортовой магистральный  
автомобиль   КАМАЗ-65207.

ПАО «КАМАЗ» представило на выставке 
«КОМТРАНС-2015» концепт революционной кабины  
КАМАЗ-2020.

Состоялось торжественное открытие корпуса по про

-

изводству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси 
с газовыми двигателями. ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Газпром» 
подписали соглашение о синхронной работе по разви

-

тию рынка газомоторного топлива.

На Прессово-рамном заводе введена в эксплуатацию  
линия мелко-узловой сварки каркаса кабины для нового 
модельного ряда Компании.

Июнь

Полный перечень корпоративных 
событий ПАО «КАМАЗ» читайте 
в приложении на с. 240

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10

11

Годовой отчет | 2015

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ПАО «КАМАЗ»

ПАО «КАМАЗ»

ГРУППА ОРГАНИЗАЦИЙ ПАО «КАМАЗ» 

Группа организаций ПАО «КАМАЗ» 

объединяет 89 компаний на территории 

России, СНГ и дальнего зарубежья.

Единый производственный комплекс группы орга-
низаций ПАО «КАМАЗ», который охватывает весь 
технологический цикл производства грузовых авто-
мобилей – от разработки, изготовления, сборки авто-
техники и автокомпонентов до сбыта готовой продук-
ции и сервисного сопровождения, сконцентрирован 
в городе Набережные Челны, Республика Татарстан. 

Крупнейшими производствами технологического 
комплекса ПАО «КАМАЗ» являются:

 

автомобильный завод – основное автосборочное 
производство и металлообработка;

 

литейный завод – производство отливок;

 

кузнечный завод – производство поковок;

 

завод двигателей – производство силовых агре-
гатов, двигателей, коробок передач и запасных 
частей к ним;

 

прессово-рамный завод – прессово-сборочное 
производство;

 

инструментальный завод – производство инстру-
мента, оснастки и оборудования. 

«КАМАЗ» образован в 1969 году как Камский комплекс заводов 

по производству большегрузных автомобилей (производственное 

объединение «КАМАЗ»). В 1990 году ПО «КАМАЗ» преобразовано 

в акционерное общество. 

 

Первый автомобиль сошел с главного сборочного конвейера 

16 февраля 1976 года. С тех пор выпущено более 2 млн автомобилей 

и  около 2,8 млн двигателей. КАМАЗы эксплуатируются более чем 

в 80 странах мира.

Совместные предприятия

Совместно с Daimler AG создано предприятие по про-
изводству грузовых автомобилей марок 

 

Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso.

На площадке в Набережных Челнах расположе-
ны ЗАО «КАММИНЗ КАМА», ООО «ЦФ КАМА», 
ООО «Кнорр-Бремзе КАМА», ООО «Федерал-Могул 
Набережные Челны», ООО «КАМАЗ-ТЕРМИШИН», 
ООО «КЦК» – совместные предприятия, созданные 
ПАО «КАМАЗ» с участием мировых лидеров авто-
компонентной отрасли, обеспечивающие основное 
производство двигателями, коробками передач, тор-
мозными системами, надстройками и другими ком-
плектующими мирового класса.

На производственных мощностях дочернего предпри-
ятия ПАО «КАМАЗ» – ОАО «НЕФАЗ» в г. Нефтекамск 
Республики Башкортостан – размещены:

 

сборка автобусов Marcopolo на базе автобусных 
шасси КАМАЗ, соответствующих экологическим 
нормам «Евро-4» и выше, удовлетворяющих со-
временным требованиям к технике для перевозки 
пассажиров (ООО «КАМАЗ-Марко»);

 

совместно с концерном Palfinger создано предпри-
ятие, специализирующееся на разработке и произ-
водстве краново-манипулярных устройств (далее 
КМУ) (ООО «Палфингер Кама Цилиндры»).

Лизинговая деятельность

АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» работает на рын-
ке лизинговых услуг с 2002 года, осуществляет роз-
ничные продажи и отгрузку автомобилей КАМАЗ,

 

НЕФАЗ, СЗАП, ТЗА и спецтехники на шасси КАМАЗ 
во всех регионах России, выполняя обязательства 
по обеспечению гарантийного обслуживания.

Развитие малого, среднего и крупного бизнеса

АО «КИП «Мастер» – индустриальный парк, соз-
данный для развития предприятий малого, сред-
него и крупного бизнеса, ориентированных на ма-
шиностроительную отрасль, и оказывающий целый 
комплекс услуг: начиная от аренды качественных 
производственных и офисных помещений, заканчи-
вая широким перечнем вспомогательных функций, 
необходимых для функционирования каждого пред-
приятия. АО «КИП «Мастер» успешно функционирует 
уже более десяти лет и вносит существенный вклад 
в развитие социально-экономической среды г. Набе-
режные Челны.

На территории АО «КИП «Мастер» работает 
257 предприятий, в которых трудоустроено около 
5 000 человек. Каждое из этих предприятий, осущест-
вляя свою деятельность, привлекает в экономику 
инвестиционные ресурсы, создает при этом рабо-
чие места, повышает производственный потенци-
ал и формирует дополнительную налогооблагаемую 
базу. Более 76 % выручки резидентов индустриально-
го парка формируется предприятиями, осуществляю-
щими свою деятельность в сфере машиностроения.

1976

 

год выпуска

 

первого автомобиля

>2 

млн

 

автомобилей

 

выпущено

>80 

стран

 

пользуются продукцией 

 

ПАО «КАМАЗ»

Крупными заводами, входящими в группу организаций ПАО «КАМАЗ» и расположенными вне основной 
производственной площадки города Набережные Челны, являются:

 

○ ОАО «НЕФАЗ» 

 

 

(г. Нефтекамск, Респуб-
лика Башкортостан) – 
производство само-
свальных надстроек 
и автобусов на шасси 
КАМАЗ, производство 
прицепной техники 
и запасных частей;

 

○ ОАО «ТЗА» 

 

 

(г. Туймазы, Респуб-
лика Башкортостан) – 

 

производство бето-
нотранспортной и про-
тивопожарной техники;

 

○ АО «КАМАЗ-

 

Инжиниринг» 

 

 

(г. Кокшетау, Республи-
ка Казахстан) – произ-
водство и реализация 
автобусов, автомоби-
лей, спецтехники и за-
пасных частей к ним;

 

○ «КАМАЗ Моторз 

 

Лимитед» 

 

 

(г. Хосур, Индия) – сбо-
рочное производство 
автомобилей КАМАЗ 
в Индии.

Подробнее 
об истории 
ПАО «КАМАЗ» 
читайте 
в приложении 
на с. 241

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12

13

Годовой отчет | 2015

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ПАО «КАМАЗ»

ГЕОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Усть-Каменогорск

Ерейментау

Борисов

Павловское

ст. Динская

Верхнерусское

ст. Динская

Каменск-Шахтинский

Симферополь

Михайловка

Белоус

Чернушка

Первоуральск

Абакан

Нерюнгри

Владивосток

Сысерть

Тарасовский

Боровичи

Красный Бор

Антоново

Подольск

Горки

Дилерская сеть в России

 198

 дилерских центров в России

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Дистрибьюторы, дилеры
Сборочные заводы

ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

Куба – 1
Ангола – 1
Венесуэла – 1
Эквадор – 1
Вьетнам – 4
Индонезия – 1
Монголия – 1
ОАЭ – 1

Иран – 3
Индия – 1
Афганистан – 3
Болгария – 1
Литва – 3
Сербия – 3
Венгрия – 1

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

СТРАНЫ СНГ

Казахстан – 25
Украина – 8
Беларусь – 5
Молдова – 3
Азербайджан – 3

Армения – 3

Абхазия – 1
Грузия – 1
Таджикистан – 1
Узбекистан – 2
Кыргызстан – 3
Туркменистан –1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сеть продаж и сервиса ПАО «КАМАЗ» охватывает 
все регионы России и СНГ, а также традиционные за-
рубежные рынки сбыта. В 2015 году ПАО «КАМАЗ» 
продолжало активно расширять свою товаропроводя-
щую и сервисную сеть в России и за ее пределами. 

ООО «КАМАЗТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ» занимает важ-
ное место в корпоративной структуре ПАО «КАМАЗ», 
организуя и развивая сервисное сопровождение ав-
тотехники КАМАЗ по Российской Федерации и СНГ 
на всем протяжении всего срока службы.

Дилерская и сервисная сеть

Подробнее 
о развитии 
дилерской сети 
читайте на с. 52

* По состоянию на 1 января 2016 года.

198 дилерских центров в России
31 сервисный центр в СНГ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14

15

Годовой отчет | 2015

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ПАО «КАМАЗ»

Комплектующие отечественные
Комплектующие импортные
Металл
Энергоносители
Материалы

51 %

23 %

14 %

9 %

4 %

61,0

 млрд руб.

Грузовые автомобили и сборочные комплекты
Запасные части
Автобусы, прицепная техника и автобетоносмесители
Производственные услуги
Продукция металлургического производства
Доход от финансовой аренды
Прочие

68 %

15 %

8 %

3 %

1 %

97,5

 млрд руб.

1 %4 %

68

  

%

18

 

%

6 %

3

 

%

3

 

%1

 

%

1 %

Материалы, комплектующие
Затраты на оплату труда
Топливо и энергия

Услуги сторонних организаций
Амортизация основных средств
Расходы на гарантийный ремонт
Прочие расходы

 

95,8

млрд руб.

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

Структура потребления 

ключевых ресурсов

Структура 

выручки

Себестоимость

РЕСУРСЫ

РЕЗУЛЬТАТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

48

 тыс. человек

Среднесписочная численность 

сотрудников группы ПАО «КАМАЗ» 

по консолидированной отчетности

51 % 

Доля ПАО «КАМАЗ» на российском 

рынке автомобилей полной массой 

свыше 14 т составляет в 2015 году

 

Литейный завод

 

Кузнечный завод

 

Прессово-рамный завод

 

Завод двигателей 

 

Автосборочный завод 

 

Ремонтно-инструментальный завод

 

НЕФАЗ

 

ТЗА

 

ЦФ КАМА

 

КАММИНЗ КАМА

 

Кнорр-Бремзе КАМА

 

Федерал Могул Набережные Челны 

 

ДаймлерКамаз Рус

 

КранЦентрКамаз

 

Палфингер Кама Цилиндры

 

КАМАЗ-Марко

 

КАМАЗ-ТЕРМИШИН

 

АО «КИП «Мастер»

Производственные активы группы организаций 

 

ПАО «КАМАЗ»

1.

 Импортозамещение

2.

  Локализация производства комплектующих 

на производственной площадке 

 

в г.  Набережные Челны

3.

  Повышение маржинального дохода 

низкорентабельных автомобилей

4.

  Снижение норм расхода металлов и материалов

5.

  Применение альтернативных материалов 

на литейном производстве

6.

 Повышение производительности труда 

Меры по управлению эффективностью

Производственная система ПАО «КАМАЗ» (PSK) 

на принципах бережливого производства

ЗАКУПКИ

РАЗРАБОТКА 

ПРОДУКЦИИ 

ПРОДАЖА

И ПОСТАВКА 

ПРОДУКЦИИ

МАРКЕТИНГ

СЕРВИСНОЕ 

ОБСЛУЖИВАНИЕ 

И РЕМОНТ 

АВТОТЕХНИКИ

ПРОИЗВОДСТВО 

КОМПОНЕНТОВ

ПРОИЗВОДСТВО 

ЗАГОТОВОК

СБОРКА

АВТОТЕХНИКИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

16

17

Годовой отчет | 2015

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ПАО «КАМАЗ»

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Динамичность, гибкость и высокая адаптивность Компании

1

 

Предвидение долгосрочных трендов развития рынков

 

Долгосрочное прогнозирование, подготовка сценариев и анализ рисков

 

Быстрое и соразмерное реагирование на быстро изменяющиеся условия рынка

 

Развитие продаж в соответствии с направлением развития спроса на рынке

 

Техническое обслуживание автомобилей в гарантийный и послегарантийный период

 

Финансовые услуги (кредит, лизинг от производителя, рассрочка, факторинг)

 

Консультативная поддержка партнера, обучение персонала

 

Долгосрочная активная работа Компании с корпоративными клиентами

 

Утилизация автомобилей, авторизованный ремонт любой сложности и объема

 

Современная оптимальная система логистики

 

Качественные оригинальные запчасти, их оперативная доставка

 

Гибкая ценовая политика с учетом конъюнктуры рынка

 

Разработка новой техники с использованием передовых информационных технологий 

и PLM-решений в оптимальные сроки и на качественно новом уровне

 

Сотрудничество с инновационными лидерами по направлениям

 

Вывод на рынок автомобилей нового поколения с принципиально новыми техническими 

характеристиками и потребительскими свойствами

 

Безусловное соблюдение законных прав и интересов участников корпоративных отношений

 

Внедрение единых стандартов корпоративного управления в группе организаций ПАО «КАМАЗ»

 

Совершенствование информационной политики и систем внутреннего контроля

 

Обеспечение открытости и прозрачности деятельности ПАО «КАМАЗ» путем своевременного 

раскрытия объективной и достоверной информации о Компании в полном соответствии 

с существующими нормативными требованиями

 

Конструктивное взаимодействие с инвесторами, работниками, деловыми партнерами 

ПАО «КАМАЗ»

 

Самая широкая дилерская сеть в Российской Федерации: дилерская сеть ПАО «КАМАЗ» 

в России включает 198 субъектов

1

 

Самая широкая сервисная сеть в Российской Федерации: разветвленная авторизованная 

сервисная сеть в России, осуществляющая сервисное обслуживание продукции ПАО «КАМАЗ», 

насчитывает 178 субъектов

1

 

КАМАЗ – наиболее известный бренд в России в сегменте грузовых автомобилей полной массой 

свыше 14 т

 

КАМАЗ – общеизвестный товарный знак

 

Соответствие продуктов по ключевым свойствам требованиям клиентов

 

Низкая стоимость владения продуктов для потребителей

 

Лидерство в крупных сегментах рынка грузовых автомобилей России (строительная, 

внедорожная, коммунальная, сельскохозяйственная автотехника и другие сегменты)

 

Адаптация продуктов к условиям эксплуатации

 

Разработка и вывод на рынок новых продуктов (новый модельный ряд грузовых автомобилей 

КАМАЗ, газовая автотехника, электробусы)

 

Разработка перспективных продуктов, на которые ожидается значительный спрос на рынке 

в будущем (беспилотные автомобили, гибриды, электромобили)

 

Грузовые автомобили (более 60 моделей и 1 500 комплектаций)

 

Специальная автомобильная техника и надстройки (самосвалы, вахтовые автобусы, 

бетоносмесители и бетононасосы, автоцистерны и автотопливозаправщики, коммунальные 

машины, автомобили с КМУ, пожарная автотехника). Более 2 000 моделей спецтехники 

на шасси КАМАЗ

 

Автобусные шасси и автобусы малого и большого классов городского, пригородного 

и международного сообщения

 

Прицепная техника для большегрузных автомобилей (прицепы, полуприцепы, в том числе 

прицепная емкостно-наливная техника)

Обеспечение удовлетворенности клиентов

2

Опыт разработки продуктов и вывода их на рынки

3

Широкий модельный ряд автомобилей, спецтехники и шасси

4

Узнаваемый бренд

5

Развитая товаропроводящая и сервисная сеть Компании

6

Комплексный подход к продаже 

автотехники и услуг по ее обслуживанию

7

Инновационное и техническое развитие

8

Применение лучших практик в области 

корпоративного управления

9

По состоянию на 1 февраля 2016 года

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

18

19

Годовой отчет | 2015

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР РЫНКА

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ПАО «КАМАЗ»

Ключевой рынок – Россия, 

доминирование на рынках стран 

СНГ, присутствие на привлека-

тельных рынках стран Евразии, 

Африки и Южной Америки.

Позиционирование в среднем 

ценовом сегменте.

Интеграция в мировую 

автомобильную промыш ленность. 

ОБЗОР РЫНКА

51 %

доля ПАО «КАМАЗ» 
на российском рынке 
грузовых автомобилей  
полной массой свыше 14 т

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20

21

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЗОР РЫНКА

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Daimler

260

Volvo

179

VW

144

Paccar

139

DongFeng

111

Sinotruk

92

Tata

91

FAW

90

Beiqi Foton

87

Shaanxi

82

Toyota

56

Navistar

50

Iveco

38

Ashok 

Leyland

36

An. 

Jianghuai

29

Kamaz

23

Isuzu

23

Anhui 

Hualing

12

SAIC

11

Hyundai

10

Baotou N. 

Benz

9

Uralaz

7

Другие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

35

ОБЗОР РЫНКА

МИРОВОЙ РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Макротенденции

Глобализация и ужесточение 

конкурентной борьбы, рост 

неопределенности и коммерческих 

рисков

Замедление роста рынка 

в развивающихся странах, 

усиление колебаний спроса

Ужесточение законодательных норм 

в области экологии, безопасности, 

шума

Рост требований к эффективности 

техники (совокупная стоимость 

владения). Усиление значения 

дизайна и комфорта. 

Массовое распространение IT 

и коммуникационных технологий

Повышение требований к условиям 

приобретения, послепродажному 

обслуживанию, доступности сервиса

Отраслевые тренды

Увеличение масштабов бизнеса, 

уменьшение числа производителей, 

фокус на ключевых компетенциях, 

кооперация (НИОКР, производство), 

аутсорсинг

Географическая диверсификация 

продаж, размещение производств 

вблизи рынков потребления. 

Повышение гибкости 

производственных мощностей

Повышение экологических 

параметров техники, расширение 

использования альтернативных 

видов топлива и комбинированных 

энергетических установок

Усложнение техники, увеличение 

удельной грузоподъемности 

и топливной экономичности, 

повышение комфортабельности, 

применение новых материалов 

и электронных систем, телематика

Комплексное предложение для 

клиента (широкий модельный ряд, 

фирменное техобслуживание, 

финансовый сервис). Смещение 

прибыли от продаж автомобилей 

на услуги. Управление парками

Действия ПАО «КАМАЗ»

Интеграция с Daimler AG, 

стратегические партнерства 

 

по компонентам, развитие 

 

парка поставщиков

Увеличение экспортных поставок, 

создание сборочных производств 

ПАО «КАМАЗ» за рубежом, выход 

на новые рынки. Модернизация 

 

и реинжиниринг производства

Разработка и постановка 

на производство автомобилей 

 

«Евро-5», «Евро-6». Развитие 

семейств автомобилей и автобусов 

на газовом топливе

Разработка и постановка 

на производство автомобилей 

 

нового модельного ряда. 

 

Разработка перспективных семейств 

автомобилей КАМАЗ-2020

Расширение продуктовой гаммы, 

развитие лизинга и финансового 

сервиса, модернизация дилерской 

сети, развитие послепродажных 

услуг

Производство в 2015 году (тыс. шт.) 

по данным The Global Truck Industry, 

2016 edition, Automotive Reports Ltd.

Daimler

260

Volvo

179

VW

144

Paccar

139

DongFeng

111

Sinotruk

92

Tata

91

FAW

90

Beiqi Foton

87

Shaanxi

82

Toyota

56

Navistar

50

Iveco

38

Ashok 

Leyland

36

An. 

Jianghuai

29

Kamaz

23

Isuzu

23

Anhui 

Hualing

12

SAIC

11

Hyundai

10

Baotou N. 

Benz

9

Uralaz

7

Другие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

35

КАМАЗ входит в топ-20 мировых 

производителей грузовых автомобилей 

полной массой 16 т и выше по итогам 

2015 года

№ 16

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22

23

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЗОР РЫНКА

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

МАКРОЭКОНОМИКА

Прошедший год был сложным для экономики России:

 

ВВП снизился на 3,7 %;

 

инвестиции в основной капитал уменьшились 

 

на 8,4 %;

 

объем работ по виду деятельности «Строитель-
ство» снизился на 7,0 %;

 

промышленное производство сократилось на 3,4 %;

 

обрабатывающая промышленность снизилась 

 

на 5,4 %;

 

объем коммерческих перевозок грузов, выполняе-
мых всеми видами транспорта (без трубопровод-
ного и железнодорожного транспорта необщего 
пользования) снизился на 2,9 %;

 

потребительская инфляция составила 12,9 %.

При этом необходимо отметить ряд положительных 
фактов:

 

производство основных видов первичных топливно-

 

энергетических ресурсов увеличилось на 0,8 %;

 

добыча топливно-энергетических полезных 

 

ископаемых сохранилась на уровне 2014 года;

 

производство продукции сельского хозяйства вы-
росло на 3,0 %;

 

коммерческий грузооборот вырос на 0,1 %.

В 2015 году произошло сокращение потребительского 
и инвестиционного спроса. Торможение инвестицион-
ных процессов вызвано: 

 

снижением потребительского спроса, что вызвано 
падением реальных доходов населения; 

 

ограничением источников финансирования 

 

(ограничения возможности заимствования россий-
скими компаниями кредитных ресурсов за рубежом 
и высокие процентные ставки по кредитам отече-
ственных банков).

Основными факторами снижения спроса на транс-
портные услуги в 2015 году стали: 

 

сокращение объемов производства в основных 
грузообразующих секторах промышленности;

 

снижение реальных располагаемых доходов 

 

населения страны;

 

снижение темпов инвестиций и строительства;

 

снижение уровня реальной заработной платы.

За последние два года инфляция усилилась вдвое – 
в 2011–2013 годах средний прирост за год составлял 
6,4 %. Главным фактором такого усиления инфля-
ции стала значительная девальвация рубля, резко 
усилившаяся с конца 2014 года и продолжившаяся 
в 2015 году.

Основные факторы влияния макроэкономической 

ситуации на рынок Компании определяются как 

факторами, характеризующими инвестиционную 

активность, так и показателями развития 

наиболее крупных отраслей – потребителей 

грузовой автотехники:

 

инвестиции в основной капитал;

 

объемы строительства;

 

динамика объемов добычи полезных 

ископаемых;

 

динамика промышленного производства;

 

производство продукции сельского хозяйства;

 

объем коммерческих перевозок грузов.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК 

43

57

97

105 

91

66

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

36

1 298

1 887

1 919

1 652

1 722

1 756

1 735

3 %

3 %

5 %

6 %

5 %

4 %

2 %

Мировой рынок

Рынок Российской Федерации

Российский рынок тяжелых грузовых автомобилей 
по итогам 2015 года оценивается в 36 тыс. шт. Доля 
рынка России по итогам 2015 года составляет 2 % 
от мирового рынка, но при этом имеет огромный потен-
циал своего развития (в 2012 году рынок России состав-
лял 6 % от мирового рынка тяжелых грузовиков).

ПАО «КАМАЗ» представлено в двух классах грузовых 
автомобилей: 

 

автомобили полной массой свыше 14 т (тяжелые 
грузовые автомобили – основной выпускаемый 
класс);

 

автомобили полной массой от 8 до 14 т. 

Емкость и динамика рынка России определяются вну-
шительной потребностью в транспортировке различных 
грузов, большой протяженностью российских дорог, по-
требностью в обновлении действующих парков автотех-
ники, огромным потенциалом своего развития и роста. 

Тенденции

В целом рынок грузовых автомобилей России характе-
ризуется следующими тенденциями:

 

высокая зависимость спроса от общей макроэконо-
мической конъюнктуры в России и на мировых рын-
ках, увеличение волатильности рынка коммерческой 
техники;

 

рост требований покупателей к потребительским 
свойствам и качеству автомобилей (производитель-
ность, топливная экономичность, эргономика, ком-
форт, надежность, ресурс и долговечность);

 

повышение качества послепродажного обслужива-
ния, сервиса. Необходимость обеспечения ориги-
нальными запасными частями;

 

ужесточение требований к уровню квалификации во-
дителей и механиков. Высокий спрос на опытных во-
дителей;

 

увеличение стоимости новых конструкторских реше-
ний и комплекса новых технологий;

 

возрастающая значимость снижения стоимости вла-
дения грузовым автомобилем;

 

развитие рынка финансовых услуг (лизинг, кредит, 
рассрочка);

 

ужесточение экологических требований и требова-
ний по безопасности эксплуатации автотранспорта;

 

повышение интереса потребителей к проблеме об-
новления устаревающих парков автотехники;

 

развитие отрасли утилизации автотранспорта;

 

высокая конкуренция на рынке;

 

снижение импорта и развитие внутреннего произ-
водства автотехники, в том числе сборочных произ-
водств иностранных концернов;

 

рост уровня локализации компонентов и ускорение 
импортозамещения;

 

необходимость ускоренного внедрения инноваций 
как важный фактор сохранения и роста конкуренто-
способности продукции;

 

расширение использования альтернативных ви-
дов топлива на транспорте, прежде всего природно-
го газа.

   По классификации – грузовые автомобили полной массой 16 т и выше.

 

 

Источники: The Global Truck Industry, 2015 edition, Automotive Reports Ltd., 

данные по регистрациям автотехники.

Динамика мирового рынка грузовых автомобилей 
тяжелого класса

1

тыс. шт.

Российский рынок коммерческой автотехники 

является одним из крупных рынков грузовых 

автомобилей в мире. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

24

25

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЗОР РЫНКА

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Падение объемов производства в большинстве 

 

отраслей, снижение объемов строительства и оказы-
ваемых транспортных услуг привело к уменьшению 
объемов коммерческих перевозок и, соответственно, 
потребности в транспорте. Ограничение источников 
финансирования вызвало еще большее сокращение 
инвестиционных процессов, в том числе объемов за-
купки автотехники.

Данные по регистрациям автотехники

43

57

97

105

91

66

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016 П

36

40

Рынок грузовых автомобилей 

в Российской Федерации

КАМАЗ

17

21

32

32

32

27

18

22

Российский рынок грузовых автомобилей  
полной массой свыше 14 т

1

тыс. шт.

Рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т

По итогам года рынок автомобилей полной 

массой свыше 14 т снизился на 45 % 

 

по сравнению с 2014 годом.

Снижение рынка автомобилей полной массой 

 

свыше 14 т произошло по следующим причинам:

 

ослабление деловой активности и падение 

 

экономики;

 

снижение объемов строительства;

 

снижение обрабатывающей промышленности;

 

снижение инвестиций в основной капитал и спро-
са на товары инвестиционного назначения;

 

ухудшение финансового состояния потребителей 
и показателей их бизнеса, сокращение объемов 
закупки автотехники.

Парк грузовых автомобилей

Парк грузовых автомобилей России старый. Обновле-
ние парка – из важных драйверов рынка грузовых 

 

автомобилей. 

Конкуренция 

ПАО «КАМАЗ» занимает лидирующие позиции 
во всех продуктовых сегментах рынка, кроме маги-
стральных седельных тягачей, в котором с выводом 
магистрального тягача КАМАЗ-5490 активно наращи-
вает долю и укрепляет позиции в сегменте.

Структура российского парка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн (по состоянию на 01.01.2016)

До 5 лет
От 6 до 10 лет
От 11 до 15 лет

21 %

17 %

12 %

8 %

От 16 до 20 лет
От 21 до 25 лет
Старше 25 лет

17 %

24 %

Структура российского парка грузовых автомобилей 
полной массой свыше 14 т

2

%

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016 П

Динамика доли ПАО «КАМАЗ» в продуктовых сегментах российского

рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн 

13

14

15

16

17

14,2

14,7

14,8

14,9

15,6

15,5

16,3

Средний возраст российского парка грузовых 
автомобилей полной массой свыше 14 т, 

лет

Почти две трети парка 

имеет возраст старше 

10 лет. 

Средний возраст парка 

грузовых автомобилей 

растет.

39

37

33

30

35

41

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

51

10

10

12

12

10

11

10

10

9

7

4

5

5

6

28

34

38

39

39

34

26

5

4

5

10

7

6

2

6

5

4

4

4

3

4

2

1

1

1

1

1

КАМАЗ
МАЗ
УРАЛ
Европейские производители

Китайские производители
Прочие иномарки
Прочие производители 

Динамика доли марок на российском рынке грузовых 
автомобилей полной массой свыше 14 т

3

%

По состоянию на 1 января 2016 года

За счет комплекса реализованных 

 

в 2015 году мер, а также влияния внешней среды, 

позиции ПАО «КАМАЗ» на основных сегментах 

рынка существенно укрепились.

Основными конкурентами Компании на российском рын-
ке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т яв-
ляются ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «УРАЛ», автопроизво-
дители стран дальнего зарубежья, осуществляющие 
сборку в России и импортирующие в страну.

Данные по регистрациям автотехники

В условиях сложившейся непростой 

 

рыночной конъюнктуры ПАО «КАМАЗ» 

вывел на рынок новый модельный ряд 

автотехники, отвечающий ключевым 

требованиям клиентов. Автомобили 

 

нового модельного ряда обеспечивают 

высокий уровень производительности, 

надёжности, экономичности, комфорта

 

и безопасности при низкой стоимости 

владения. Наши потребители высоко 

оценили превосходные эксплуатацион-

ные характеристики автомобилей 

 

КАМАЗ, о чем свидетельствует увеличе-

ние нашей доли рынка в 2015 году. 

АФАНАСЬЕВ Сергей 

Александрович

Заместитель генерального директора 

ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26

27

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЗОР РЫНКА

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Положение Компании на рынке

Комплекс реализованных в 2015 году мер, направ-
ленный на укрепление позиций Компании на рынке 
грузовых автомобилей России:

 

разработка и вывод на рынок нового модельно-
го ряда автомобилей КАМАЗ, которые по своим 
потребительским свойствам и техническим харак-
теристикам не уступают аналогичной продукции 
ведущих мировых производителей;

 

формирование максимально доступного потреби-
телю конкурентоспособного коммерческого предло-
жения;

 

повышение качества предоставляемых потребите-
лям услуг;

 

совместная с заводами – изготовителями спецнад-
строек работа по повышению уровня удовлетво-
ренности спецтехникой;

 

активная работа товаропроводящей сети, обеспе-
чивающая предоставление всего комплекса услуг. 
Развитие сервиса;

 

развитие лизинговых продуктов;

 

увеличение продаж газобаллонной техники благо-
даря государственному субсидированию закупок 
газомоторной автотехники и лизингу;

 

работа в рамках программы утилизации;

 

активное продвижение и увеличение доли Компа-

нии в сегменте магистральных тягачей;

 

реализация комплексной программы продвижения 
продукции и бренда КАМАЗ в регионы России;

 

развитие проекта сети фирменных магазинов 
«Оригинальные запчасти КАМАЗ»;

 

сохранение гибкой ценовой политики на россий-
ском рынке грузовых автомобилей и запасных 
частей.

Магистральные

седельные

тягачи

Технологические

седельные

тягачи

Бортовые

автомобили

Самосвалы

Шасси 

и спецтехника

Динамика доли ПАО «КАМАЗ» в продуктовых сегментах российского

рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн 

2013

2014

2015

2 %

4 %

16 %

61 %

43 % 43 %

29 %

62 %

67 %

42 %

46 %

60 % 59 %

55 %

61 %

Доля КАМАЗ в продуктовых сегментах российского рынка 
грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т, %

В 2015 году рынок грузовых автомобилей полной мас-
сой от 8 до 14 т снизился на 13 %. Замедление рынка 
среднетоннажных автомобилей обусловлено теми же 
факторами, что и снижение рынка большегрузных ав-
томобилей. 

На динамику рынка среднетоннажных автомобилей ока-
зало влияние снижение объемов розничной торговли.

Рынок среднетоннажных автомобилей более волати-
лен, чем рынок большегрузной автотехники, что объяс-
няется более высокой долей индивидуальных пред-
принимателей и малых компаний среди потребителей 
среднетоннажных грузовых автомобилей.

13,1

12,1

10,0

8,6

2012

2013

2014

2015

2016 П

8,8

0,7

0,7

0,4

0,3

0,3

Рынок грузовых автомобилей 

в Российской Федерации

КАМАЗ

Российский рынок грузовых автомобилей полной 
массой от 8 до 14 т

1

тыс. шт.

Данные по регистрациям автотехники

Рынок грузовых автомобилей полной массой от 8 до 14 т

Конкуренция

5

6

4

4

41

26

34

65

13

11

4

2

10

10

8

3

11

20

33

19

8

15

8

4

9

5

3

3

1

7

5

1

2012

2013

2014

2015

КАМАЗ
ГАЗ
ЗИЛ
МАЗ

Марки Японии и Южной Кореи
Европейские марки
Марки Китая
Прочие марки

Динамика доли марок на российском рынке грузовых 
автомобилей полной массой от 8 до 14 т

2

%

По итогам 2015 года доля Компании 

 

на российском рынке грузовых автомобилей 

полной массой от 8 до 14 т составила 4 %, 

повторив итоги 2014 года.

Данные по регистрациям автотехники

Мероприятия, направленные на развитие продаж 
запасных частей:

 

продажа запасных частей через государственные 
корпорации, сервисные центры;

 

создание отдельного производства запасных частей 
на модели автомобилей, снятые с производства, а так-
же продукции low-cost на автомобили старше 10 лет;

 

развитие розничной сети фирменных магазинов 
«Оригинальные запчасти КАМАЗ».

Сдерживающие факторы продаж  
запасных частей:

 

снижение объемов коммерческих перевозок грузов;

 

снижение количества используемых автомобилей 
КАМАЗ вследствие старения парка – пополнение 
парка КАМАЗ новыми автомобилями происходит 
более медленными темпами, чем выбытие старых 
автомобилей из действующего парка.

Рынок запчастей

2014

2015

2016 П

12,9

11,2

10,6

Объем продаж АЗК

Емкость рынка з/ч

Доля на рынке

7,2

7,4

8,0

62 %

64 %

70 %

Емкость рынка запасных частей и доля ПАО «КАМАЗ» 
(собственное производство), 

млрд руб.

2014

2015

2016 П

18,6

Объем продаж АЗК

Емкость рынка з/ч

Доля на рынке

20 %

20 %

21 %

19,4

19,0

3,9

3,8

3,9

Емкость рынка запасных частей и доля ПАО «КАМАЗ» 
(покупная продукция)

3

млрд руб.

С учетом объемов ООО «Склад Торгово-финансовой компании КАМАЗ», 

дистрибьютора ПАО «КАМАЗ» по запасным частям

5

6

4

4

41

26

34

65

13

11

4

2

10

10

8

3

11

20

33

19

8

15

8

4

9

5

3

3

1

7

5

1

2012

2013

2014

2015

КАМАЗ
ГАЗ
ЗИЛ
МАЗ

Марки Японии и Южной Кореи
Европейские марки
Марки Китая
Прочие марки

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28

29

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЗОР РЫНКА

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

ЭКСПОРТНЫЕ РЫНКИ 

В 2015 году экспорт автомобилей и СКД (сборочных 

комплектов деталей) КАМАЗ осуществлялся в более чем 

40 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, 

Африки, Восточной Европы, Латинской Америки. Сборка 

автомобилей КАМАЗ из СКД производилась на сборочных 

предприятиях в Казахстане, Литве, Азербайджане, Индии.

Продажи на экспортных рынках сбыта

Структура экспорта автотехники КАМАЗ 
по экспортным рынкам, 

шт.

Структура экспорта автотехники КАМАЗ 
по видам продукции, 

шт.

На долю стран СНГ пришлось 74,6 % от общего объе-
ма экспорта, доля стран дальнего зарубежья соста-
вила 25,4 %. При этом более 70 % экспорта продукции 
КАМАЗ обеспечили три главных рынка: Республика Ка-
захстан (2 493 единицы автомобилей и СКД), Туркме-
ния (1 452 автомобиля), Вьетнам (743 автомобиля). 
В остальные страны экспорт автомобилей и СКД 

 

КАМАЗ осуществлялся в меньших объемах.

В 2015 году поставки СКД осуществлялись на сбороч-
ные предприятия ПАО «КАМАЗ» в Казахстане, Литве, 
Азербайджане.

6 591 единица автомобилей и СКД 

 

ПАО «КАМАЗ» поставлена на экспорт

1

 

204

   

1 215   

1

 680   

855   

701   

1

 155   

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1 674

2 687    2 825   

4 486   

5 474    5 042   

4 934    4 917

3 891   

4 040   

6 166   

6 329   

5 743   

6 089   

6 591

СНГ

Дальнее зарубежье

579   

876   

1 363   

1 091   

1 452   

1 528   

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1 204

3 312    3 164   

4 803    5 238   

4 291    4 561   

5 387

3 891   

4 040   

6 166   

6 329   

5 743   

6 089   

6 591

Автомобили

СКД

Произошедшая в 2015 году девальвация рубля уве-
личила ценовую конкурентоспособность автомобилей 
КАМАЗ, в первую очередь в сравнении с китайскими 
автомобилями, и вызвала повышение интереса к про-
дукции КАМАЗ в странах дальнего зарубежья. 

 

В результате на некоторых рынках (например, 
во Вьетнаме) удалось существенно увеличить прода-
жи автомобилей КАМАЗ. 

В странах СНГ произошла девальвация национальных 

 

валют, что фактически нивелировало эффект  от деваль-
вации рубля и не позволило нарастить объемы экспорта.

В сложившихся условиях все большее значение начали 
приобретать рынки дальнего зарубежья. В результате 
в 2015 году в сравнении с 2014 годом экспорт в страны 
дальнего зарубежья вырос на 44,9 %, а по отношению 
к 2013 году увеличился более чем в два раза.

 

В целом на протяжении 2015 года экспортные рынки нахо-
дились под влиянием следующих негативных факторов:

 

существенное снижение мировых цен на энергоно-
сители привело к вынужденному сокращению госу-
дарственных расходов в странах, бюджет которых 
зависим от экспорта нефти и газа (Туркменистан, 
Казахстан, Ангола, Венесуэла, ОАЭ и страны 

 

Ближнего Востока);

 

значительная девальвация национальных валют 
и снижение покупательской способности в странах 
СНГ, экономика которых тесно связана с экономикой 
России;

 

продолжающийся военный конфликт в Сирии и выз-
ванная этим политическая нестабильность в странах 
Ближнего Востока;

 

замедление темпов экономического роста Китая, 
непосредственно влияющее на состояние экономик 
стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки;

 

ухудшение политической ситуации в Афганиста-
не, оказывающее дестабилизирующее положение 
на весь регион Средней Азии.

Доля стран в общем объеме экспорта автотехники

Страна

2014, %

2015, %

Казахстан

                                            70,1 

                        37,8 

Азербайджан

2,2 

0,7 

Туркменистан

1,5 

              22,0 

Прочие страны СНГ

    7,3 

 3,0 

Афганистан

1,5 

0,5 

Страны Латинской Америки

0,2 

1,1 

Страны Африки

  3,5 

 2,4 

Страны Ближнего Востока

  3,4 

    5,8 

Вьетнам

2,3 

       11,3 

Индия

1,1 

0,6 

Литва

0,7 

 3,1 

Прочие страны дальнего зарубежья

0,6 

0,5 

Заводы-изготовители спецтехники Российской 

Федерации (экспорт)

   5,7 

      11,0 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

31

Годовой отчет | 2015

ПАО «КАМАЗ»

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

КОРПОРАТИВНОЕ 

УПРАВЛЕНИЕ

АКЦИОНЕРАМ 

И ИНВЕСТОРАМ

ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБЗОР РЫНКА

КЛЮЧЕВЫЕ  

РЕЗУЛЬТАТЫ И СОБЫТИЯ

ОБРАЩЕНИЯ

РУКОВОДСТВА

Экспорт в страны СНГ

4 917 автомобилей и СКД КАМАЗ 

экспортировано в страны СНГ в 2015 году.

Рынок Казахстана

Несмотря на значительное снижение объемов экспор-
та, Казахстан сохранил за собой статус крупнейше-
го экспортного рынка продукции КАМАЗ – за 2015 год 
было экспортировано 2 493 единицы автомобилей 
и СКД.

Снижение объемов экспорта в первую очередь было 
вызвано значительным ухудшением состояния эконо-
мики Республики Казахстан в 2015 году, произошед-
шим по следующим причинам:

 

существенное снижение мировых цен на энергоно-
сители, а также на другие основные виды экспорт-
ной продукции, включая черные и цветные металлы, 
уголь. В результате поступление доходов в государ-
ственный бюджет Казахстана сократилось 

 

на 40–50 % и целый ряд государственных проектов 
был заморожен либо перенесен на 2017 год;

 

значительное снижение спроса на продукцию казах-
станских предприятий со стороны основных торго-
вых партнеров, прежде всего России и Китая, также 
испытывающих сложности в экономике;

 

существенная девальвация национальной ва-
люты: со 188 тенге за 1 долл. США в середине 
года до 343 тенге за 1 долл. США к концу декабря 
(падение до 56 % на пике), которая снизила покупа-
тельскую способность казахстанских потребителей.

Указанные условия, по мнению большинства ана-
литиков, сохранятся и в 2016 году, соответственно, 
улучшения ситуации в экономике Казахстана можно 
ожидать не ранее 2017 года.

Ухудшение состояния экономики негативно повлия-
ло и на автомобильный рынок Казахстана. По дан-
ным Ассоциации казахстанского автомобильного биз-
неса, в 2015 году в Казахстане продажи автомобилей 
сократились на 31 %, однако при этом доля продук-
ции КАМАЗ на рынке выросла до 48 % (+9 % по срав-
нению с 2014 годом). 

Среди значимых мероприятий по продвижению про-
дукции КАМАЗ на рынке Казахстана, выполненных 

 

в 2015 году, следует отметить:

 

проведение целого ряда рекламно-выставочных 
мероприятий – «День поля» Карагандинской об-
ласти, «День поля» Акмолинской области, «День 
поля» Костанайской области, «День клиента» 
на базе «ЗапКазКАМАЗ», выставка «KIOGE 2015», 
выставка «КазАгро 2015»;

 

выполнение государственного заказа на поставку 
более 500 автомобилей КАМАЗ в различные мини-
стерства и ведомства Республики Казахстан;

 

запуск заготовительного производства на сбороч-
ном предприятии АО «КАМАЗ-Инжиниринг» 

 

(г. Кокшетау) для расширения гаммы производи-
мой спецтехники и увеличения доли локализации. 
В 2015 году на заводе выпускались как серийные 
грузовые автомобили КАМАЗ, так и различная 
спецтехника (вахтовые автобусы, наливная техника 
и машины технической помощи).

Рынок прочих стран СНГ

Среди прочих стран СНГ следует выделить Туркмени-
стан, куда в 2015 году через компанию 

 

KAMAZ FTC Corp. (дилер ПАО «КАМАЗ» в Туркме-
нистане) было поставлено 1 452 автомобиля КАМАЗ 
для нужд различных государственных министерств 
и ведомств. Для сравнения, в 2014 году в Туркмени-
стан было экспортировано всего 89 автомобилей.

В 2015 году объем экспорта автомобилей 

и СКД КАМАЗ в страны дальнего зарубежья 

составил 1 674 единицы, что на 44,9 % выше 

показателей 2014 года.

Среди рынков дальнего зарубежья можно выделить:

 

Вьетнам – объем экспорта составил 743 автомобиля;

 

Литва – экспортировано 206 единиц автомобилей 
и СКД;

 

Cтраны Ближнего Востока (ОАЭ, Ливан, Иордания, 
Саудовская Аравия, Кувейт) – экспортировано 

 

384 единицы автомобилей и СКД.

Рынок Вьетнама

В 2015 году благодаря активной совместной работе 
АО «ВТК КАМАЗ» и компании New Atlantic International 
Trading Co. (официальный дистрибьютор КАМАЗ 
во Вьетнаме) объемы поставок автомобилей КАМАЗ 
во Вьетнам по сравнению с 2014 годом удалось увели-
чить более чем в 5 раз, запасных частей КАМАЗ в 2,5 раза. 

При этом АО «ВТК КАМАЗ», в целях создания мак-
симально благоприятных условий, осуществляло от-
грузки продукции КАМАЗ в адрес дистрибьютора 
с отсрочкой платежа под комплексное страхование 
ЭКСАР (Российское агентство по страхованию экс-
портных кредитов, созданное по решению Прави-
тельства Российской Федерации специально для под-
держки экспорта). 

 

В свою очередь, дистрибьютором:

 

создана сервисно-сбытовая сеть из 17 субъектов, 
осуществляющих продажу и сервисное обслужи-
вание автомобилей КАМАЗ на всей территории 
Вьетнама; 

 

совместно с вьетнамскими банками разработана 
и применяется система кредитования покупателей 
автомобилей КАМАЗ;

 

проведена полномасштабная выставка автомоби-
лей КАМАЗ на Vietnam Motor Show в Хошимине;

 

на вьетнамских заводах спецтехники расширяется 
производство спецтехники на шасси КАМАЗ (авто-
цистерны, вакуумные автомобили, коммунальная 
техника, КМУ).

Экономическая ситуация во Вьетнаме в 2015 году 
в целом оставалась стабильной, а в некоторых отрас-
лях наблюдались положительные тенденции, так, на-
пример:

 

отмечено возобновление активности в отрасли 
недвижимости;

 

запущены и активно реализуются крупные строи-
тельные проекты (дороги, мосты); 

 

в банковской сфере отмечена повышенная актив-
ность выделения кредитных средств со снижением 
процентной ставки. В целях недопущения банков-
ского кризиса продолжается директивное объеди-
нение банков.

Наблюдался рост товарооборота с Россией 

 

в 2015 году. Рост экспорта из России во Вьет-
нам составил: нефтепродукты (+5,2 %), удобрения 
(в 2,5 раза), продукция химической промышленно-
сти (+41 %), кабельная продукция (+50 %), изделия 
из черных металлов (+25 %), автомобили (+55 %).

Учитывая в целом позитивный прогноз развития эко-
номики Вьетнама, в 2016 году ПАО «КАМАЗ» плани-
рует экспортировать в страну до 1 000 автомобилей.

Экспорт в страны дальнего зарубежья

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

 

 

 

источник - https://kamaz.ru/