ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА ЕжЗРУ1, Ем508ТРУ1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА ЕжЗРУ1, Ем508ТРУ1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ВАГОНЫ МЕТРОПОЛИТЕНА ЕжЗРУ1, Ем508ТРУ1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ - часть 2

 

 

Величины сопротивлений резисторов в ящиках ЯС-44 указаны в таблицах 7,8.
Таблица 7 ЯщикЯС-44В
Обозначение ступени
Сопротивление, Ом
МК1-МК2
18,75 ПЭ150
Р13-РЗЗ
51 ПЭ75
РЗЗ-Р42
300 ПЭ75
В ящике ЯС-44Г установлены резисторы, которые используются в цепи нулевого реле в качестве
балласта и цепи тиристорного регулятора РТЗОО/300 в качестве делителя напряжения.
Таблица 8
Обозначение ступени
JI25-
Л28-
Л43-
Л43-
Л39-
Л40-
Л42-
НР-
Л42
Л42
Л44
Л45
Л42
Л43
Л43
НР1
Сопротивление, Ом
270
270
270
270
300
300
660
5400
ПЭ7
ПЭ7
ПЭ7
ПЭ7
ПЭ1
ПЭ1
ПЭ1
ПЭ1
5
5
5
5
50
50
50
50
3.11. Индуктивный шунт ИШ-15А
Индуктивный шунт предназначен для шунтирования совместно с активным сопротивлением
обмоток возбуждения групп двигателей, для обеспечения одинаковой скорости изменения тока
якорей и обмоток возбуждения при всплесках напряжения.
Индуктивный шунт представлен на рис. 19.
Рис. 19 Индуктивный шунт ИШ-15А
Состоит из стального сердечника (1), на который
намотаны шесть катушек (2) из шинной меди.
Катушки соединены в две группы, в каждой группе
по< три последовательно. Сердечник крепится
болтами (3) к боковинам (4). Шунт имеет четыре
вывода (5), к которым крепятся болтами силовые
провода, а место соединения надежно изолируется
лакотканью.
Индуктивность шунта близка к индуктивности обмоток возбуждения. При ослаблении магнитного
поля двигателей методом шунтировки создается замкнутый контур, в который включены катушки
главных полюсов, обладающие большой индуктивностью.
При всплесках напряжения в контактной сети в катушках главных полюсов индуктируется ЭДС
самоиндукции, исключая возникновения кругового огня по коллектору. Индуктивный шунт
препятствует резкому нарастанию тока якоря и тем самым обеспечивает более благоприятный в
коммутационном отношении режим работы ТЭД.
Технические данные
1. Номинальное напряжение, В-
-750;
2. Длительный ток, А
-160;
3. Сопротивление при 20° С, Ом
-0,003 8;
4. Масса аппарата, не более, кг
-135;
5. Число катушек, шт
-6.
Аппарат подвешен к раме вагона на изоляторах посередине около третьей колесной пары.
3.12. Контакторы
В процессе работы вагонов в электрических цепях происходит большое количество различных
переключений аппаратами ЛК-756, ПР-772, ЭКГ-17И, ЭКГ-18И, ЯК-37. Эти переключения
необходимы для осуществления процесса пуска, регулирования скорости, установлению
необходимого режима работы электрооборудования.
Переключения схемы разными аппаратами изменяют построение электрической цепи- создают
последовательное, последовательно-параллельное включение ТЭД, режим ослабления поля,
перевод схемы в тормозной режим.
Переключение электрических цепей в основном осуществляется контакторами, являющимися
основными коммутирующими аппаратами. При помощи контакторов реализуется дистанционное
управление электрооборудованием.
Различают контакторы с индивидуальным приводом (электропневматические и
электромагнитные) и контакторы, установленные в аппаратах с двух и многопозиционным
приводом (кулачковые контакторы).
Ниже рассмотрены конструкции основных аппаратов и их элементов.
3.12.1 Электропневматические контакторы ПК-162А, ПК-163А
Электропневматические контакторы предназначены для подключения тяговых двигателей к
контактному рельсу на ходовом режиме и для образования тормозного контура, с отключением
ТЭД от контактного рельса на тормозном режиме. Имея дугогасительную камеру, они могут
разрывать силовые электрические цепи с нормальным током, так и при коротком замыкании по
команде реле перегрузки.
Контактор (рис.20) состоит из: изолированного стального стержня (1), на котором крепится
подвижный (5) и неподвижный (4) контакт с дугогасительной катушкой (3). Держатель
подвижного контакта (13), удерживаемый пружиной, поворачивается на оси относительно рычага,
осуществляя притирание контактов. Ось тяги (7) сцепляет подвижный контакт с пневматическим
приводом, который состоит из цилиндра (11) и штока с поршнем (9). Поршень имеет уплотнение
из кожаных манжет (10). Внутри цилиндра расположена пружина, которая давит на поршень,
вызывая отключение контактора, если в цилиндре нет
воздуха. Цилиндр трубопроводом связан с
электропневматическим вентилем включающего
типа. Шток перемещает тягу (7) и направляющую
скобу, которая удерживает колодку блокировочных
контактов (8).
Рис.20 Контактор ПК-162А
Контактор ПК-163А, в отличие от контактора ПК-
162А, имеет полностью изолированный стальной
стержень (в контакторе ПК-162А стальной стержень
по краям не изолирован) и видоизмененную
дугогасительную камеру, вследствие чего
коммутационная способность контактора ПК-163А
составляет ЗОООА, вместо 1500А у контактора ПК-
162А.
При отключении контактора возникает дуга, для гашения которой используется дутогаситещьная
камера (2). Она состоит из асбоцементных стрнок со стальными полюсами.
Под действием магнитного потока дугогасительной катушки, дуга перемещается на края
контактов, все более растягиваясь. Затем дуга переходит на дугогасительные рогаэа происходит ее
выхлоп через дугогасительную камеру.
Чтобы обеспечить хороший контакт между контактами во время включения контактора,
подвижный контакт имеет притирающий ход (притирание). Притирание создается специальной
притирающей пружиной (5).
Рис. 21 Положение контактов при включении
После соприкосновения контактов (см. рис. 21) начинается процесс притирания. Рычаг (4) под
действием сжатого воздуха продолжает двигаться вверх и заставляет держатель контакта (3)
поворачиваться на своей оси.
Подвижный контакт (1) накатывается на неподвижный контакт (2) и происходит притирание,
которое продолжается до момента пока держатель (3) не получит, упора в рычаг (4) и движение
рычага вверх не прекратится. Во время притирания контактов также происходит проскальзывание
поверхности одного контакта относительно другого, в результате этого стирается пыль и слой
окисла, который может образоваться на контактных поверхностях и увеличить переходное
сопротивление.
Применение электропневматических контакторов в силовой схеме связано с тем, что для
значительных токов (400-500А) более надежно достигаются большие нажатия контактов при
пневматическом приводе, чем при других системах (например, электрический привод).
Большие нажатия контактов необходимы для того, чтобы уменьшить величину сопротивления в
месте соприкосновения контактных поверхностей и тем самым уменьшить нагревание контактов.
Блокировочные контакты ПК-163А, ПК-162А
Для обеспечения последовательности включений и работы отдельных аппаратов
электропневматические контакторы снабжены блокировочными контактами, которыми
производится размыкание и замыкание проводов управления других аппаратов. Блокировочные
контакты состоят из ряда неподвижных пальцев (2), соединенных с проводами управления и
медных сегментов (1), укрепленных на подвижных электроизоляционных колодках (3).
Вследствие различной конфигурации сегментов и различной их расстановки на колодке могут
быть получены разнообразные комбинации соединений между пальцами. Одна из разновидностей
конфигурации сегментов и их расположение на подвижной колодке показаны на Рис. 22,
Давление блокировочных пальцев должно быть 1,0 - 2,5 кГс., рассчитаны на пропуск тока 20-25А.
Рис. 22 Вариант
расположения
блокировочных контактов
ПК-163 А
Блокировочные контакты подразделяются на нормально-замкнутые -
размыкающие, нормально-разомкнутые - замыкающие. При включении
контактора и замыкании силового контакта, нормально-замкнутые бло-
кировочные контакты - размыкаются, а нормально-разомкнутые блокировоч-
ные контакты - замыкаются.
Включение контактора
При подаче питания на катушку электропневматического вентиля включающего типа воздух из
магистрали управления поступает через вентиль в полость цилиндра и давит на поршень.
Поршень, сжимая пружину, перемещается вверх, перемещаются шток и тяга. Происходит
включение силовых контактов и перемещение подвижного контакта относительно неподвижного
под действием притирающей пружины. Одновременно происходит переключение блокировочных
контактов.
Отключение контактора
При снятии питания с катушки электропневматического вентиля воздух из цилиндра аппарата
выходит в атмосферу. Под действием пружины и собственного веса контактор отключается.
Одновременно происходит переключение блокировочных контактов. При размыкании силовых
контактов возникает электрическая дуга, которая гасится в дугогасительной камере.
3.12.2 Ящик с линейными контакторами ЛК-756Б
В ящике установлено пять контакторов типа ПК-163А (ПК-162А).
Обозначение по схеме: ЛК1, ЛК2, ЛКЗ, ЛК4, ЛК5.
Расположение контакторов в ящике (вид со стороны платформы):
ЛКЗ, Ж1, ЛК5, ЛК4, ЛК2.
ЛК1, ЛК5 - коммутируют главную цепь.
ЛК2- для мягкого сброса схемы тормозного режима (при отключении вводится резистор).
ЛКЗ- коммутирует 1-ю группу двигателей.
ЛК4- коммутирует 2-ю группу двигателей.
Подключение магистрали со сжатым воздухом осуществляется через орешковый изолятор.
Технические данные:
1. Номинальное напряжение силовой цепи, В
- 750;
2. Длительный ток, А
- 400;
3. Напряжение цепи управления, В
-75;
4. Номинальный ток цепи управления., А
- 20;
5. Минимальное напряжение срабатывания, В
- 43;
6. Масса, не более, кг
- 247,5;
Технические данные пневматического привода:
1. Диаметр цилиндра, мм
- 58;
2. Ход поршня, мм
- 24,5;
3. Номинальное давление воздуха, кГс/см2
- 5,0;
4. Минимальное давление воздуха при срабатывании, кГс/см2
- 3,75.
Технические данные силовых контактов:
1. Ширина контактов, мм
- 20;
2. Раствор контактов, мм
- 24-27;
3. Притирание контактов, мм
- 4-5,5;
4. Нажатие контактов при давл. 5 кГс/см2, кгс
- 57-66;
5. Поперечное смещение контактов относительно
друг друга, не более, мм
-1,5;
6. Толщина контакта, измеренная на
расстоянии 16 мм от пятки, не менее, мм
- 4,0.
Технические данные блокировочных контактов:
1. Расположение блокировок
- переднее;
2. Нажатие пальцев, кГс
-1-2,5;
3. Номинальный ток, А
- 25.
Технические данные дугогасительной катушки:
1. Число витков
- 4;
2. Сечение, мм
- 180;
3. Длительный ток, А
- 500.
Общий вид ящика с контакторами ПК-163А представлен на рис.23, его; монтажная схема
представлена на рис.24.
рис.24
Следует принимать во внимание, что включение и выключение линейных контакторов по
различным причинам механического характера, происходит не одновременно и необходимо
следить за тем, чтобы эта разница была минимальной. При работе схемы в тормозном режиме,
если указанный разброс существует, ток в цепи ТЭД, где контактор отключился, спадает до нуля,
а в цепи где контактор задержался даже на время
составляющее 50-100 мс, ток успевает возрасти на
значительную величину( вплоть до двойной).
Ящик подвешен к раме вагона на изоляторах
справа.
Рис.23 Ящик с контакторами ПК-163А
3.12.3 Электромагнитные вентили
Рис. 25 Вентиль ВВ-10
Для управления подачей сжатого воздуха в цилиндры приводов элек-
тропневматических аппаратов служат электромагнитные вентили
включающего и выключающего типа.
Вентиль включающего типа при возбужденной катушке сообщает
цилиндр аппарата; с источником сжатого воздуха, а при
невозбужденной катушке - с атмосферой.
Вентиль выключающего типа при невозбужденной катушку
сообщает Цилиндр аппарата с источником сжатого воздуха, а при
возбужденной катушке-с атмосферой.
Общий вид электромагнитного вентиля включающего типа
представлен на рис.25.
Рассмотрим устройство и работу электропневматического вентиля
ВВ-10 включающего типа.
Вентиль состоит из двух узлов - электромагнита и распределительной коробки. Электромагнит
состоит из катушки (1) со стальным сердечником, стопы, фланца (2), якоря (6). К фланцу крепится
изолятор (3), в котором размерены два вывода катушки для крепления подходящих проводов. На
изоляторе установлена полиэтиленовая крышка (4), через центральную перемычку которой можно
вручную привести вентиль в действие, нажав на гайку (5).
Якорь устанавливается по резьбе на штоке (7) и фиксируется от отворачивания гайкой.
Распределительная клапанная коробка состоит из прессованного корпуса, имеющего
уплотнительные бурты по месту размещения впускного (10) и выпускного (8) клапанов,
размещенных на шпильке (9) в центральном отверстии корпуса.
Впускной клапан (10) подрессорен пружиной (11), опирающейся на штуцер (12).
В исходном состоянии пружина (11), преодолевая вес подвижной системы- якоря (6), штока (7),
клапанов (8 и 10) и шпильки (9), перекрывает впускным клапаном подачу сжатого воздуха в
цилиндр аппарата.
При подаче напряжения на катушку (1) якорь (6) электромагнита вместе с закрепленными на нем
деталями подвижной системы перемещается вниз до упора. Впускной клапан при этом
открывается, выпускной перекрывается. Воздух поступает в цилиндр аппарата.
На вагонах ЕжЗРУ1, Ем508ТРУ1 должен применяться электромагнитный вентиль типа ВВ-10.
Допускается использовать вентили ВВ-2 и ВВ-3.
Технические характеристики
1. Номинальное напряжение, В
-75;
2. Номинальное давление воздуха, кГс/см2
-5;
3. Минимальное напряжение срабатывания
при давлении 5 кГс/см2, В
-45.
3.12.4 Электромагнитные контакторы
Электромагнитные контакторы включаются за счет силы электромагнита. При протекании тока по
катушке электромагнита создается намагничивающая сила, которая притягивает якорь к
сердечнику. Происходит замыкание силовых контактов и одновременно переключение
блокировочных контактов цепи управления.
При снятии питания с катушки электромагнита за счет действия противовеса или отключающей
пружины якорь отходит от сердечника. Размыкаются силовые контакты и одновременно
переключаются блокировочные контакты; цепи управления. При размыкании силовых контактов
возникает электрическая Дуга, которая растягивается между контактами, переходит на
дугогасительные рога и выдувается магнитным потоком дугогасительной катушки в камеру, где и
гаснет.
По конструкции все электромагнитные контакторы аналогичны, но отличаются техническими
данными и конструкцией блокировочных контактов в зависимости от параметров цепей, в
которые они включены.
Электромагнитный контактор КПП-113 изображен на рис.26.
Контактор состоит из электромагнитной и дугогасительной систем. Его полностью монтируют на
отдельной изоляционной панели (1). Основными частями электромагнитной системы являются: Г-
образное ярмо (2), сердечник с катушкой (3), шунт (4), кронштейн и якорь с противовесом (5).
Контактное нажатие подвижного контакта (6) на неподвижный
контакт (7) создается притирающей пружиной (8).
Рис.26 Контактор КПП-113
На кронштейне магнитной системы установлено блокировочное
устройство. Блокировочные контакты мостикового типа (9)
устанавливаются на пластмассовой траверсе, которая при повороте
якоря перемещается в направляющих. При перемещении траверсы
сжимаются пружины блокировочного устройства, создавая контактное
нажатие между подвижными и неподвижными контактами
(блокировочный контакт замыкается).
Дугогасительная система контактора включает в себя: неподвижный
контакт с дугогасительной катушкой (7), дугогасительную камеру (10), полюса (11). Для
присоединения силовых проводов подвижный и неподвижный контакты имеют вывода (12).
Электромагнитные контакторы типа КПП-113 имеют предельную коммутационную способность
порядка 250-З00А и установлены в ящике ЯК-37В-1.
3.12.4.1 Ящик с контакторами ЯК-37В-1
Общий вид ящика представлен на рис.27,28, его монтажная схема представлена на рис. 29.
Рис.27 ЯщикЯК-37В-1 (внутренняя панель)
В ящике на двух панелях установлены электромагнитные
контакторы.
1. Контакторы шунтировки КШ-1, КШ-2, предназначены
для подключения параллельно обмоткам возбуждения
групп двигателей индуктивного шунта и резистора
ослабления поля, для ослабления магнитного поля групп
двигателей в ходовом режиме.
Катушки контакторов включены в схеме управления в
цепь первого провода, силовые контакты- включены в
силовую цепь.
2. Контакторы силового блока КСБ-1, КСБ-2 предназначены для подключения параллельно
обмоткам возбуждения групп генераторов силовые тиристорные ключи, для регулирования
магнитного поля генераторов в тормозном режиме.
Катушки контакторов включены в схеме управления в цепь 6-го провода, силовые контакты
включены в силовую цепь.
3. Контакторы тормозного режима ТР-1, ТР-2.
Катушки контакторов получают питание при сборе схемы на тормоз по цепи 6-го провода.
Силовые контакты включены в силовую цепь, замыкая ступени в цепи тормозного контура;
блокировочные контакты включены в цепь привода СДПП.
4. Контактор первичного преобразователя КПП предназначен для подключения источника
бортового энергопитания (ДИП-01К) к токоприемникам вагона. Катушка включена в цепь
источника ДИП-01К.
Включается контактор при подаче импульсного питания по 27-му поездному проводу и
становится на самоблокировку. Для отключения контактора КПП, а следовательно и источника
ДИП-01К, необходимо кратковременно подать импульс тока на 28-й поездной провод.
Технические данные КПП-113
1. Раствор контактов, мм, не менее
главных
-8;
блокировочных
-3,5;
2. Провал контактов, мм, не менее
главных
-0,5;
блокировочных
-0,5;
3. Нажатие контактов конечное, кГс, не менее
главных
-0,8,
блокировочных
-0,2;
4. Толщина контактов, мм, не менее
главных
-0,2,
блокировочных
-0,2;
5. Смещение главных контактов, мм, не более -2.
Рис. 28 Ящик ЯК-37В-1 (внешняя панель)
Ящик крепится к раме вагона на изоляторах справа.
Открывающиеся кожуха ящика имеют устройство,
исключающее падение их на путь.
3.12.4.2 Ящик ЯМК
Ящик ЯМК с электромагнитными контакторами устанавливается на вагонах типа ЕжЗРУ1 и
Ем508ТРУ1 при проведении модернизации взамен ящиков ЯК-36 (ЯК-4). Общий вид ящика
представлен на рис.30, его монтажная схема представлена на рис.31
В ящике установлены электромагнитные контакторы типа МК1-20М (1) и электротепловое реле
типа ТРТП-115Р (2) (см. рис.30).
Электромагнитные контакторы МК1-20М имеют повышенную надежность, высокую
коммутационную способность (до 250А), механическую и электрическую износостойкость по
сравнению с контакторами КПП-110, МКИ-150, ДБ-928.
Рис. 29 Монтажная схема ящика ЯК-37В-1
Рис.30 Ящик ЯМК
Применение контакторов МК1-20М позволило осуществить подвеску ящика ЯМК к раме вагона
без изоляторов.
Конструкция контактора МК1-20М многоблочная. Общий вид контактора представлен на рис.32.
Все узлы и детали собираются на скобе (1) магнитной системы, служащей базовой деталью
контактора. Магнитная система клапанного типа, двухкатушечная. Якорь (2) магнитной системы
соединяется с пластмассовым рычагом (4), плечи которого через цилиндрические оси (3) передают
движение контактным траверсам главных контактов (9) и блокировочных контактов. Якорь вра-
щается на призмах. Компенсация износа рабочих граней призм якоря обеспечивается пружинами
(13), автоматически поджимающими якорь к скобе магнитной системы.
Контактная система главных контактов состоит из контактной колодки (5) с неподвижными
контактами (8), траверсы с подвижными мостиками (7) и Дугогасительной камеры (6).
Для снятия дугогасительной камеры необходимо нажать пальцами на выступающие части
защелкивающих колодок (14) и выдвинуть камеру вперед.
Контактная система блокировочных контактов состоит из двух контактных колодок (11), на
которых закреплены скобы неподвижных контактов (10) и траверсы (12) с подвижными
контактными мостиками.
Технические данные МК1-20М:
1. Номинальный ток, А
-10;
2. Раствор контактов, не менее, мм
главных
-4,0;
блокировочных
-5,0;
3. Провал контактов, не менее, мм
главных
-2,5;
блокировочных
-1,5;
4. Нажатие контактов, не менее, Н
главных
-5,0;
блокировочных
-0,9;
5. Номинальное напряжение, В
силовой цепи
-1000;
вспомогательной
-75.
Рис. 31 Монтажная схема ящика ЯМК
Рис. 32 Общий вид контактораМК1-20МУЗ
Устройство и работа реле ТРТП-115Р
Тепловое реле ТРТП-115Р представлено на Рис. 33.
Рис. 33 Реле ТРТП-115Р
Биметаллический элемент (8) имеет У- образную
форму и посажен на (1). На правый край
биметаллического элемента опирается пружина (7),
другой край опирается на изоляционную колодку (3),
несущую на себе контактный мостик с контактами
(6).
Левый край элемента биметаллического соединен с
механизмом уставки (2). позволяющим регулировать
ток несрабатывания путем изменения натяга
биметаллического элемента.
При токах срабатывания биметаллический элемент, нагреваясь, поворачивает изоляционную
колодку (3) вокруг оси и воздействует на контакт реле, который размыкается.
Возврат реле в исходное положение (замыкание контакта) происходит при нажатии кнопки (4).
Технические данные ТРТП-115Р
1. Номинальный ток, А
-7;
2. Время срабатывания, с
при токе 27 + ЗА, не более
-25;
при токе 45 А, не более
-5;
В ящике ЯМК установлены контакторы и реле.
1. Контактор компрессора - КК (тип МК1-20М), предназначен для подключения двигателя
моторкомпрессора к вспомогательной цепи напряжения контактного рельса.
Катушка включена в цепь 22-го провода цепи управления, силовой кон включен в цепь двигателя
моторкомпрессора.
2. Контактор вспомогательных цепей- KB Ц (тип МК1-20М), предназначен для подключения
вспомогательной цепи напряжение контактной сети к токоприемникам вагона. (На вагонах ЕжЗ и
Ем508Т для подключения высоковольтной вспомогательной цепи к токоприемникам применяется
автомат АВ8).
Катушка получает питание при включении на вагоне выключателя батарей ВБ через А53 и ПЦБК
по проводу Б8/7. Силовой контакт КВЦ включен в вспомогательную цепь напряжения контактной
сети.
3. Контактор управления печами- КУП (тип МК1-20М), предназначен для подключения печи
отопления кабины к токоприемникам вагона. (Коª КУП установлен в ящике только на головных
вагонах).
Катушка получает питание при включении на вагоне выключателя < ВБ через А53 и А75. Силовой
контакт КУП включен в цепь печи отопления.
4. Тепловое реле токовое с ручным возвратом - ТРК (тип ТРТП-115Р), предназначено для
защиты двигателя моторкомпрессора от токов недопустимой продолжительности.
Катушка реле включена в цепь двигателя моторкомпрессора, размыкающий контакт ТРК включен
в цепь катушки КК 22-го провода.
При длительном протекании тока по цепи моторкомпрессора катушка ТРИ нагревается, реле
срабатывает, размыкая свой контакт в цепи катушки КК 22-го провода. Контактор КК
отключается, размыкая силовой контакт в цепи мотор-компрессора, и моторкомпрессор также
отключается.
Восстановить цепь моторкомпрессора возможно в этом случае включением ТРК вручную,
нажатием на корпусе реле на кнопку.
Ящик подвешен к раме вагона слева. Съемный кожух ящика имеет устройство, исключающее
падение его на путь.
3.12.5 Кулачковые элементы
Кулачковые элементы подразделяются на силовые КЭ-47, КЭ-46А и цепей управления КЭ-42,
ЭУ1, ЭУ5, КЭ-48А.
Замыкание и размыкание кулачковых элементов осуществляется кулачковыми шайбами,
имеющими определенный профиль - выступы и впадины (рис.40).
Когда ролик кулачкового элемента расположен во впадине шайбы, то контакты будут замкнуты,
благодаря действию включающей пружины. Если шайба давит на ролик кулачкового элемента, то
контакты будут разомкнуты. Процесс замыкания разделяется на две стадии - сближение контактов
до касания, а затем их притирание. Процесс замыкания контактов представлен на рис. 21.
Кулачковый элемент КЭ47 предназначен для переключения в силовых цепях, не связанных с
разрывом тока
Общий вид кулачкового элемента КЭ-47 представлен на рис. 34
Кулачковый элемент состоит из: изолятора (1), рычага (2),
контактодержателей (3), подвижного (4) и неподвижного
контакта (5), притирающей пружины (6), включающей
пружины (7), шунта (8), ролика (9), на который воздействует
шайба.
Устанавливается в аппаратах: реверсор, переключатель
положений, реостатный контроллер.
Рис. 34 Кулачковый элемент КЭ-47
Кулачковый элемент КЭ-46А - предназначен для
переключения в силовых цепях, связанных с разрывом
тока. По конструкции кулачковый элемент КЭ-46А
аналогичен КЭ-47. Отличается наличием дугогашения.
(катушка, дугогасительная камера, дугогасительные рога).
Устанавливается в аппарате - переключатель положений.
Общий вид кулачкового элемента представлен на рис. 35.
Рис.35 Кулачковый элемент КЭ-46А
Кулачковые элементы КЭ-42, ЭУ5, мостикового типа, предназначен для переключения в цепях
управления без разрыва тока. Это обеспечивает двойной разрыв цепи и исключение шунта.
Общий вид кулачковых элементов КЭ-42, ЭУ5 представлен на рис.36,37.
Кулачковые элементы состоят из: изолятора (1), рычага (2), неподвижно го контакта (3) (болты с
напайками), подвижного контакта (4) (мостик), притирающей
пружины (5), включающей пружины (6), ролика (7), на который
воз действует шайба.
Устанавливается в аппаратах: реверсор, переключатель
положений, статный контроллер, контроллер машиниста.
Рис. 36 Кулачковый элемент КЭ-42
Рис. 37 Кулачковый элемент ЭУ5
Кулачковый элемент КЭ-48А предназначен для переключения в цепях управления, связанных с
разрывом тока.
Общий вид кулачкового элемента представлен на рис.38.
Кулачковый элемент состоит из: изолятора (1), рычага (2),
неподвижного контакта (3), подвижного контакта (4),
притирающей пружины (S), включающей! пружины (6), шунта
(7), скобы (8), ролика (9), дугогасительной катушки (10).
Наличие дугогасительной катушке обеспечивает надежные
переключения! в цепях управления под нагрузкой.
Устанавливается в контроллере машиниста.
Рис. 38 Контактор КЭ-48А
Технические данные кулачковых элементов
КЭ-47
Наименование параметров
КЭ-48А
ЭУ5
КЭ-42
КЭ-46А
Нажатие контактов, rf~ с
3,5-4,5
0,6
0,28
0,3-0,34
Раствор контактов, мм
8-14
7-14
8-10
7-12
Провал контактов, мм
10
3,7
2
2
Толщина контактов у пятки, не
4,5
-
-
-
менее, мм
Поперечное смещение
контактов относительно друг
1,5
1
1
1
друга, не боже, мм
Толщина серебряного контакта,
-
0,2
0,2
0,2
не менее, мм
Номинальный ток, А
260
20
20
20
Номинальное напряжение, В
750
75
75
75
Масса, кг
1,37
0,6
0,13
0,19
3.13. Двухпозиционный электропневматический привод
Двухпозиционный электропневматический привод предназначен для переключения кулачкового
вала группового переключателя. Общий вид привода представлен на Рис. 39.
Привод состоит из чугунного литого цилиндра (1) диаметром 58 мм, в котором перемещаются два
поршня с уплотнением из кожаных манжет (2). Поршни соединены штоком (3). В средней части
штока в цилиндрическом отверстии 030 мм установлен бронзовый сухарь (9), в отверстие
которого вставлено водило (7), соединенное с кулачковым валом (8).
Накладка (6) не дает возможности осевых перемещений водила и ограничивает ход поршня.
Хвостовик водила служит для ручного переключения аппарата.
Цилиндр с обеих сторон закрыт крышками (10) на которых установлены электромагнитные
вентили (11).
При включении какого-либо вентиля сжатый воздух, проходя через каналы вентиля поступает
через канал в приливе крышки в цилиндр и перемещает поршни из одного крайнего положения в
другое и водило поворачивает вал на 45°.
Для обеспечения требуемой скорости переключения
привода, воздух в цилиндр поступает через калиброванное
отверстие во втулках.
Рис. 39 Электропневматический привод
В корпусе привода имеются три прилива для крепления к
корпусу аппарата.
Технические данные привода
1. Диаметр цилиндра, мм
-58;
2. Ход поршня, мм
-40;
3. Номинальное давление, кгс/см2
-5,0;
4. Минимальное давление срабатывания, кГс/см2
-3,75.
Общий вид кулачкового вала представлен на рис.40.
Рис. 40 Кулачковый вал
двухпозиционного
группового аппарата
3.14. Групповые переключатели
Групповыми переключателями, в зависимости от функций, которые они выполняют (например,
изменение направления тока в обмотке якоря ТЭД) называют аппараты, состоящие из групп
силовых контакторных элементов, которые переключаются от! воздействия профилированных
шайб (5), насаженных на один вал (рис.40), приводимый во вращение общим приводом.
В зависимости от числа позиций, переключаемых приводом, групповые переключатели имеют
электропневматические, электродвигательные или ручные приводы.
Двухпозиционный переключатель (реверсор) имеет электропневматический привод;
многопозиционные переключатели (переключатель положений,
реостатный контроллер) имеют электродвигательный привод, а многопозиционный
переключатель (контроллер машиниста) — ручной привод.
Групповые переключатели, как и индивидуальные, имеют контакторные элементы, включенные в
цепи управления и переключаются, также как и силовые от воздействия профилированных шайб,
насаженных на общий вал.
Групповыми переключателями с электропневматическим приводом управляют при помощи
электромагнитных вентилей включающего типа. На схемах электропневматический привод
(рис.39) обозначается двумя катушками электромагнитных вентилей, впускающих сжатый воздух
в цилиндр привода при возбуждении катушки, а при обесточенной катушке соединяет этот
цилиндр с атмосферой. От этого зависит положение кулачкового вала аппарата, а следовательно и
кулачкового контактора в схеме.
Групповые многопозиционные переключатели с электродвигательным приводом управляются при
помощи малогабаритного электродвигателя постоянного тока типа ПЛ-072; на схеме
обозначаются СДРК и СДПП.
Вал кулачкового барабана для групповых контакторов (рис.40) выполнен из стали. На среднюю
часть вала имеющего квадратное сечение, насажены кулачковые шайбы (5) прессованные из
пластмассы. Шайбы имеют специальный профиль (впадины и выступы) и установлены на валу в
таком порядке, что обеспечивают размыкание и замыкание кулачковых элементов фуппового пе-
реключателя цепей силовой и управления в определенной последовательности, согласно
диаграмме замыкания кулачковых элементов.
Диаграмма замыкания кулачковых контакторов РК представлена на рис.106.
3.14.1 Реостатный контроллер ЭКГ-17И-1
Реостатный контроллер предназначен для последовательного выведения из цепи ТЭД элементов
пуско-тормозных резисторов в процессе пуска и электрического реостатного торможения, а также
для ослабления магнитного поля ТЭД.
Общий вид аппарата представлен на рис.41, его монтажная схема представлена на рис.42.
Аппарат кулачкового типа, многопозиционный. На ХОД имеет 36 позиций, на ТОРМОЗ - 18
позиций. Вращение вала РК происходит в обе стороны: с 1-й по 18-ю позиции - в прямом
направлении, с 18-й(19) по 1-ю(36) позиции - в обратном направлении.
Реостатный контроллер смонтирован на раме, состоящей из трех силуминовых боковин (1,4,11)
закрепленных на двух металлических угольниках (10). В двух крайних боковинах установлены
подшипники, в которых вращается кулачковый вал с профилированными шайбами (6). С обеих
сторон вала к боковинам крепятся рейки (3) с установленными на них кулачковыми элементами
(2) типа КЭ-47 (27 шт.) силовой цепи и кулачковыми элементами (5) типа ЭУ5 (15 шт.) цепи
управления.
Кулачковый вал РК приводится во вращение электродвигателем (13) типа ПЛ-072Г (СДРК -
серводвигатель РК). Усилие от двигателя на кулачковый вал передается через двухступенчатый
редуктор, Первая ступень червячная (12) с передаточным числом 25, вторая ступень зубчатая (9) с
передаточным числом 1,74. Общее передаточное число редуктора 25x1,74=43,5.
Вал редуктора соединен с валом СДРК полумуфтой. При работе электродвигателя СДРК
кулачковый барабан (6) вращается и его профилированные шайбы воздействуют на ролики
кулачковых элементов, контакты которых
при этом замыкаются или размыкаются
согласно развертке (диаграмме включения)
и производят переключения в силовой цепи
и в цепи управления.
Рис.41 Реостатный контроллер
ЭКГ-17И-1
Скорость вращения вала РК регулируется
резистором (7,8), включенным 1
параллельно якорю СДРК (рис.113).
Изменение направления вращения вала РКГ
происходит путем изменения контактами
реле реверсировки РР, направления тока в обмотке возбуждения СДРК. Остановить вал РК на
позиции возможно путем замыкания обмотки якоря СДРК накоротко.
На схеме управления цифрами обозначены КЭ РК, которые показывают, на каких позициях РК
данный КЭ замкнут.
Например: РК5-18-контакты КЭ замкнуты с 5-ой по 18-ую позиции, а разомкнуты с 1-ой по 4-ую
позиции РК.
Исходное положение РК-1 -я позиция.
Технические данные ЭКГ-17И-1:
1. Номинальное напряжение силовой цепи, В
-750;
2. Номинальное напряжение цепи управления, В
-75;
З. Угол поворота кулачкового барабана
- на одну позицию, град,
-19;
4. Число позиций
-18;
5. Хронометрическое время вращения зала, сек.
до 18-ой позиции Хода
-3,1-3,5;
до 18-ой позиции Тормоза
-3,8-5,1.
Технические данные ПЛ-072Г.
1. Мощность, Вт
-170;
2. Ток обмотки якоря, А
-3,2;
3. Ток обмотки независимого возбуждения, А
-1,73;
4. Номинальное напряжение, В
-70;
5. Тип щетки
-ЭГ8;
6. Давление на щетку, кГс
-0,40-0,42;
7. Высота щетки, не менее, мм
-10;
8. Сопротивление обмотки якоря, Ом
-3,34;
9. Сопротивление обмотки независимого
возбуждения, Ом
-31,7.
Аппарат подвешен к раме вагона на изоляторах справа. Съемные кожуха ящика имеют устройства,
исключающие падение их на путь.
Рис.42
3.14.2 Переключатель положений ЭКГ-18И-1
Переключатель положений предназначен для переключения групп ТЭД с последовательного
соединения на параллельное соединение и с моторного режима на тормозной.
Аппарат кулачкового типа, многопозиционный. Имеет три положения: ПС - последовательное, ПП
- параллельное, ПТ1 - положение Тормоз-1 (положение Тормоз- 2 является переходным).
По конструкции переключатель положений аналогичен реостатному контроллеру. Кулачковый вал
переключателя положений приводится во вращение) электродвигателем типа ПЛ-072Д (СДПП -
серводвигатель ПП) через двухступенчатый редуктор. Вращение вала происходит в одну сторону.
В переключателе установлены 20 кулачковых элементов КЭ-47 и 2 кулачковых элемента КЭ-46А,
включенных в силовую цепь и 18 кулачковых элементов ЭУ5, включенных в схеме управления.
Остановка переключателя положений на позициях при снятии питания электродвигателя СДПП
осуществляется при помощи двух тормозов: электрического торможения якоря СДПП и дискового
электромагнитного тормоза ЭТПП, смонтированного на валу червячного редуктора. Так как при
торможении электродвигателя СДПП его обмотка возбуждения не имеет питания время остановки
якоря и, кроме того, якорь СДПП не замыкается накоротко (как у СДРК) - электротормоз оказался
не эффективным.
Поэтому привод СДПП оборудован дисковым фрикционным электромагнитным тормозом.
Дисковый тормоз
Дисковый тормоз изображен на рис. 43.
Дисковый тормоз монтируется на валу (3) червячного редуктора. Состоит из: электромагнита (5),
двух систем дисков тормозных (9) и промежуточных (8).
Тормозные диски жестко закреплены на валу и вращаются вместе с валом червяка. К ним
приклепываются асбофрикционные накладки.
Промежуточные диски, укрепленные на шпильках (10), могут перемещаться вдоль оси. Силой
пружины (6), воздействующей на якорь-шайбу электромагнита (7), диски сжимаются,
затормаживая вал за счет силы трения, возникающей между дисками и шайбой.
Рис.43 Дисковый тормоз
1-вая моторчика СДПП,
2- соединительная муфта,
3-вая червячной передачи,
4-червячная передача,
5-катушка ЭГПП,
6-пружина,
7-якорь-шайба,
8-промежуточные диски,
9-тормозные диски,
10-направляющие шпильки,
11-кулачковый вал
Электромагнит дискового тормоза выполнен из катушки ЭТПП, одетой на сердечник.
Электрически катушка ЭТПП соединена последовательно с обмотками СДПП (см. рис. 116).
При подаче питания на электродвигатель СДПП, протекающий по катушке ЭТПП ток, создает
магнитный поток, который притягивает якорь-шайбу тормоза и, сжимая пружину, освобождает
диски. Вал (11) переключателя положений получает возможность свободно вращаться.
При снятии питания с электродвигателя СДПП, исчезает магнитный поток, и пружина сжимает
диски и шайбу. Действуя совместно с электротормозом, дисковый тормоз надежно останавливает
вал переключателя положений на позиции.
Для ручного отключения дискового тормоза имеется скоба, поворот которой в горизонтальное
положение освобождает диски, растормаживая их.
Промежуточные и тормозные диски выполнены из немагнитного материала за исключением
якоря-шайбы.
Угол поворота вала переключателя:
С ПС на ПП
60°;
С ПП на ПТ1
80°;
с ПТ1 на ПС
220°.
Замыкания кулачковых элементов силовой цепи переключателя положений показаны в таблице 9.
Таблица 9
Конт.
Т1
Т2
Т3
Т4
Т5
Т6
Т7
Т8
Т9
Т10
Т11
Т12
Т13
Т14
Т15
Т16
Т17
Т18
Т19
Т20
Т21
Т22
Поз.
ПС
ПП
ПТ1
ПТ2
Технические данные ПЛ-072Д:
1. Мощность, Вт
-150;
2. Номинальное напряжение, В
-24;
3. Ток обмотки якоря, А
-10;
4. Ток обмотки возбуждения, А
-3,35;
5. Давление на щетку, кГс
-0,40-0,42;
6. Высота щетки, не менее, мм
-10;
7. Сопротивление обмотки якоря, Ом
-0,32;
8. Сопротивление обмотки возбуждения, Ом
-5,75;
9. Частота вращения, об/мин
-1350.
Аппарат смонтирован на стальной раме с двумя съемными кожухами и подвешен к раме вагона на
изоляторах справа. Съемные кожуха в ящике оборудованы устройствами, предохраняющими их
падение на путь.
Монтажная схема переключателя положений ЭКГ-18И-1 представлена рис.44.
Рис.44
3.14.3 Реверсор П1Р-772А-1
Реверсор предназначен для изменения направления движения вагона тем смены направления тока
в обмотках якоря групп ТЭД.
Аппарат кулачкового типа, импульсного действия. Имеет два положена «Впередª и «Назадª и
приводится в действие двухпозиционным электропневматическим приводом, катушки которого
включены в схеме управления.
Реверсор представлен на рис. 45, его монтажная схема представлена рис.46.
Каркас реверсора состоит и двух штампованных боковин (1). В боковинах установлены
подшипники (2) с кулачковым валом и профилированными шайбами. По обе стороны вала на
рейках (3) закреплены 8 кулачковых элементов типа КЭ-47 (5), включенных в силовую цепь и 4
кулачковых элемента типа ЭУ5 (4), включенных в цепь управления. Рейки крепятся к боковинам
каркаса.
Реверсор поворачивается в одно из фиксированных
положений после по-1 дачи питания на
соответствующую катушку привода (6).
В реверсоре установлены датчики тока якоря и
возбуждения типа ДТ-143.1 Каждый датчик выполнен
как трансформатор постоянного тока и предназначен
для согласования работы тиристорного ключа и
силовой схемы тормозного режима
Рис. 45 Реверсор ПР-772А-1

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..