ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ - часть 8

 

 

Вместе с тем, ряд проблем, особенно в охотничьем хозяйстве, остался нерешенным
- а именно вопросы положительных стимулов; это вопрос гарантий охотпользователям и
компенсации их капитальных вложений в случае изъятия земель охотхозяйств для
государственных нужд, вопросы возмещения им убытков в случае незаконной охоты на их
территориях, конфликты интересов охотпользователей и землепользователей и др.
В начале 2014 г., подготовлены дополнительные предложения по улучшению и
гармонизации природоохранного законодательства, в настоящее время проходящие
согласование в заинтересованных министерствах и парламенте РК. Соответственно,
готовится ряд поправок в существующие подзаконные акты и разрабатываются новые
«Правила...», «Порядки...» и т.п.
В Стратегическом плане МООС РК на 2011-2015 годы, в соответствии с
утвержденной концепцией
«Зеленой экономики», определен переход страны к
низкоуглеродному развитию, который предусматривает создание условий для
функционирования рынка торговли квотами парниковых газов и формирования
принципов “зеленой” экономики. В поправках к Экологическому кодексу предусмотрены
рыночные механизмы сокращения выбросов и поглощения парниковых газов, процедуры
мониторинга и экологические
(«зеленые») инвестиции. Для реализации рыночных
механизмов регулирования углеродных выбросов Правительством и МОСиВР РК
приняты соответствующие нормативные документы.
Положительное стимулирование в области использования рыбных ресурсов
осуществляется путем долгосрочного закрепления рыбохозяйственных водоемов за
пользователями. На сегодня 1791 рыбохозяйственных водоемов (участков) закреплено
за
1004 пользователями, с которыми заключены договоры на ведение рыбного
хозяйства, сроком на 10 лет. Пользователи, заинтересованные в рыбных ресурсах,
вкладывают собственные средства на цели охраны, воспроизводства рыбных
ресурсов, научные исследования и укрепление материально-технической базы. За
2006-2013 годы пользователями по данным направлениям инвестировано более 10
млрд. тенге (около $ 67,000,000).
Масштабная работа по стимулированию в области лесного хозяйства проводилась
в рамках проекта «Сохранение лесов и увеличение лесистости территории республики»
при поддержке МБРР и ГЭФ, с выдачей грантов. В рамках реализации проекта
осуществлен комплекс мероприятий, направленных на сохранение и восстановление
лесных массивов ленточных боров Прииртышья Восточно-Казахстанской и Павлодарской
областей и саксауловых насаждений Кызылординской области, включая фитомелиорацию
на осушенном дней Аральского моря. Безусловным достижением следует считать
развитие в Казахстане частного лесного фонда, для которого созданы законодательные
предпосылки. Его площадь хоть пока и незначительна - 0,4 тыс. га, но возросла за 3 года в
4 раза, показывая устойчивую динамику роста. Этот вид пользования природными
ресурсами
- частное лесоразведение
- новый для Казахстана, и его развитие
представляется достаточно перспективным.
В сохранении биоразнообразия заинтересованы фирмы, занимающиеся
экологическим туризмом. В целях развития экологического туризма на ООПТ действует
Меморандум о взаимопонимании между Комитетом индустрии туризма Министерства
индустрии и новых технологий Республики Казахстан
(КИТ МИНТ РК), КЛОХ,
Казахстанской туристской ассоциацией
(КТА). В программах развития туризма
сохранение биоразнообразия обязательно подчеркивается, что является положительным
стимулом. Вместе с тем, из сохраняющего отрицательного стимула, связанного с
использованием территорий ООПТ для туризма и рекреации, следует отметить
возможность вывода земель из ООПТ для строительства объектов туризма. Она появилась
с 2008 г. и опыт показал, что это несет серьезные риски целостности системы ООПТ
119
страны, особенно вблизи крупных городов с очень высокими ценами на земельные
участки. В настоящее время обсуждается вопрос об изменении данной статьи Закона.
Положительное стимулирование сохранения биоразнообразия в охотничьем
хозяйстве основано на активном включении в этот процесс охотпользователей при
долгосрочном закреплении за ними угодий, на срок от 10 до 30 лет. Охотпользователи,
заботящиеся о наличии дичи в угодьях, направляют собственные финансовые средства на
развитие охотничьих хозяйств, включая затраты на содержание егерей и на
биотехнические мероприятия. В 2010-2013 годах в республике распланированы новые
охотхозяйства на площади около 20,0 млн. га. В общей сложности в стране действует 675
охотничьих хозяйств на площади 120,0 млн. га (44,2% площади страны); в 2013 году на
развитие охотничьих хозяйств охотпользователи направили 1801,6 млн. тенге (около $
12,000,000). Количество охотничьих хозяйств, их техническая оснащенность и расходы на
содержание в течение
4 лет регулярно возрастали. Как говорилось выше, в
законодательстве пока существует ряд норм, резко осложняющих финансовую
устойчивость и стимулирование в охотхозяйстве, в том числе в дичеразведении, которые
планируется пересмотреть.
В целях обеспечения выполнения Республикой Казахстан обязательств,
вытекающих из Картахенского протокола по биобезопасности, РГП «Национальный
центр биотехнологии» Комитета науки МОН РК (Координационный центр в области
биологической безопасности) в 2010 г. разработал проект закона РК «О государственном
регулировании генно-инженерной деятельности», проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам государственного регулирования генно-инженерной
деятельности». На основе результатов анализа международного опыта по вопросам
регулирования оборота и контроля ГМО подготовлен проект
«Концепции
государственного регулирования оборота и контроль генетически модифицированных
организмов в Республике Казахстан». В настоящее время проекты двух законов находятся
на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Обсуждение этих
документов, призванных обеспечить контроль в сфере ГМО и в том числе устранение
стимулов, потенциально вредящих биоразнообразию, затянулось.
Детально вопросы выявления, ликвидации или резкого снижения отрицательных
стимулов (включая субсидии), наносящих вред биоразнообразию, в различных отраслях
народного хозяйства, а также внедрение положительных стимулов включены в
разрабатываемую Национальную стратегию по сохранению биоразнообразия.
Целевая задача 4. К 2020 году правительства, деловые круги и субъекты
деятельности на всех уровнях внедрили планы в целях достижения устойчивости
производства и потребления и не допускают, чтобы последствия использования
природных ресурсов нарушали экологическую устойчивость.
В Казахстане принята новая политика, направленная на переход к
«зеленой»
экономике развития. Концептуальную основу стратегии по переходу к
«зеленой»
экономике составляют: Стратегия развития Казахстана до 2030 года; Стратегический план
развития Республики Казахстан до 2020 года; Стратегия индустриально-инновационного
развития на
2003-2015 годы; Государственная программа по форсированному
индустриально-инновационному развитию на
2010-2014 годы; Программа
«30
корпоративных лидеров Казахстана», а также другие программы в сфере
индустриализации; Послание Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие -
новый экономический подъем - новые возможности Казахстана»; Энергоэкологическая
120
стратегия; Программа Партнерства стран Европы, Азии и Тихого океана по реализации
Астанинской Инициативы «Зеленый мост» на 2010-2014 годы; Отраслевая программа
«Жасыл Даму» на 2010-2014 годы.
Основными направлениями по решению задач в области восстановления и
сохранения устойчивости экосистем предусмотрено: создание условий для перехода к
устойчивому развитию; предотвращение изменения климата и адаптация; сохранение
биоразнообразия, предотвращение опустынивания и деградации земель; реабилитация зон
экологического бедствия и загрязненных территорий.
Для реализации новой политики развития страны, Указом Президента Республики
Казахстан от 30 мая 2013 года
№ 577 утверждена Концепция по переходу Республики
Казахстан к «зеленой экономике».
«Зеленая экономика» является одним из важных инструментов обеспечения
устойчивого развития страны. Переход к «зеленой экономике» позволит Казахстану
обеспечить достижение поставленной цели по вхождению в число
30-ти наиболее
развитых стран мира. По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой
экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП на 3%, создать более 500 тысяч
новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг,
обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения. В целом объем
инвестиций, необходимый для перехода на «зеленую экономику», составит порядка 1%
ВВП ежегодно, что эквивалентно 3-4 млрд. долларов США в год.
Основными приоритетными задачами по переходу к
«зеленой экономике»
являются: 1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных,
биологических и др.) и управления ими; 2) модернизация существующей и строительство
новой инфраструктуры; 3) повышение благополучия населения и качества окружающей
среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду; 4) повышение
национальной безопасности, в том числе водной безопасности.
В числе ряда приоритетных направлений, в Концепии указано «Сохранение и
эффективное управление экосистемами». Комплексное управление природными
экосистемами должно осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития
в целях повышения их значимости и экономического потенциала. В части управления
живой природой отмечена ее уникальность и привлекательность для развития устойчивой
охоты и спортивного рыболовства, развития экотуризма, организации фото-сафари,
воспроизводства диких животных в условиях вольерного и полувольного содержания и
других направлений, что, по сути, является
«зелеными» инвестициями. Подчеркнута
перспективность охотничьего туризма. Экологический туризм отмечен как один из
наиболее перспективных туристических продуктов и указано, что непременным условием
в этой связи является сохранение предназначенных для экотуризма ландшафтов. Но в
целом, вопросы сохранения и устойчивого использования биоразнообразия как такового
отражены в Концепции только тезисно, без детализации.
Для координирования исполнения Концепции и контроля перехода к «зеленой
экономике» создан Совет по переходу Казахстана к «зеленой экономике» при Президенте
Республики Казахстан.
Основным программным документом страны, прямо ориентированным на
сохранение биоразнообразия, является программа «Жасыл даму» (в переводе с казахского
«Зеленое развитие»), утвержденная Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 10 сентября 2010 года № 924 и рассчитанная на 2010-2014 гг. В рамках
оптимизации действующих программных документов в Программу интегрирован ряд из
них, перекрывающихся по тематике, включая экологическую безопасность, развитие и
размещение особо охраняемых природных территорий, охрану окружающей среды,
121
увеличение площади зеленых насаждений, использование животного мира и др.
Достижение целей программы
«Жасыл даму» осуществляется в соответствии со
Стратегическим планом Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК на 2009-
2011 гг. и 2011-2015 гг. и мерами, определенными в Экологическом кодексе Республики
Казахстан.
Программа ориентирована на применение прогрессивного принципа "зеленой
экономики", которая предусматривает устранение зависимости между использованием
ресурсов и экологическими последствиями от экономического роста. Определены
мероприятия по развитию международных отношений, научного обеспечения охраны
окружающей среды и природопользования, системы мониторинга окружающей среды и
природных ресурсов, вопросы экологического образования, просвещения и повышения
информированности населения.
В Программу включен блок лесного хозяйства и животного мира, особо
охраняемых природных территорий. Одной из основных целей общества, как
утверждается в Программе, является сохранение биологического разнообразия и
обеспечение устойчивого развития страны.
Действия по отраслям расписаны по годам, с указанием ответственного ведомства,
формы и сроков отчетности, индикаторов выполнения. Программа носит межотраслевой и
обязательный характер, и должна способствовать комплексному решению многих
вопросов, включая: выбросы парниковых газов, загрязнение атмосферного воздуха, зоны
экологического бедствия, особо охраняемые природные территории, отходы производства
и потребления, водные ресурсы, озеленение и другие.
На реализацию Программы предусматривается финансирование общим объемом
161714,06 млн. тенге (или около 1 млрд. 80 млн. долл. США по среднему курсу 2010-2013
гг.), включая средства республиканского и местных бюджетов, международных грантов,
займов и собственных средств природопользователей.
Таким образом, идет процесс активного внедрения идей и планов устойчивого
производства и потребления на всех уровнях; проблемой остается недостаточность
положительного стимулирования на местном уровне конкретных предприятий и
природопользователей. Обеспечение экологической устойчивости на местном уровне пока
достигается в основном путем контроля, штрафов и санкций.
Стратегическая цель B.
Сокращение прямых нагрузок на биоразнообразие и стимулирование устойчивого
использования
Целевая задача 5. К 2020 году темпы утраты всех естественных мест обитания,
включая леса, как минимум сокращены наполовину и там, где осуществимо,
приведены почти к нулю, а деградация и фрагментация существенно снижены.
Тотальные изменения многих экосистем в Казахстане произошли более 50 лет
назад после массовой распашки земель степной и лесостепной зоны. Распаханность
разнотравных степей на равнинах достигает 90%, в мелкосопочнике - до 30%. Сухие степи
распаханы на 50-60%, а в мелкосопочнике - на 10-15%. Оставшиеся в этих подзонах
степные участки
(каменистые и комплексные степи склонов) значительно
трансформированы. В других типах ландшафтов, пригодных для выпаса, вплоть до конца
1980-х гг. наблюдалась нарастающая высокими темпами деградация пастбищ. После
распада СССР и экономического коллапса 1990-х гг., сопровождавшегося падением
поголовья скота и общим сокращением сельскохозяйственного производства, началось
естественное восстановление экосистем на залежах в районах экономически
122
неэффективного земледелия и на брошенных пастбищах. В последние 5 лет наблюдались
различные тенденции в состоянии местообитаний. С одной стороны, продолжалось
естественное восстановление залежей и некогда деградировавших пастбищ, с другой -
ранее брошенные территории возвращались в хозяйственный оборот и наблюдался
нарастающий локальный перевыпас близ населенных пунктов в связи с ростом поголовья
скота. По данным на
2013 г., до
15% земель сельскохозяйственного назначения
используется нерационально, около 125 миллионов гектаров пастбищ не обводнены и не
используются, более
20 миллионов гектаров пастбищ, прилегающих к населенным
пунктам, ввиду нерационального использования классифицируются как деградированные.
Особенно уязвимы низкопродуктивные пастбища пустынной зоны. Для прекращения
деградации пастбищных угодий Комитетом по управлению земельными ресурсами
Министерства регионального развития Республики Казахстан в 2012-2013 гг. проведена
инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, в том числе пастбищ на
общей площади 30,6 млн. га. Выяснено, что почти на 60% пастбищ существует проблема с
водопоями, что вызывает недоиспользование отгонов, концентрацию скота у поселков и
на ограниченных территориях с перевыпасом на этих участках и деградацией пастбищ и
биоразнообразия. Выявлено, что в целом по стране требуется восстановление, ремонт или
сооружение более 9900 источников воды. Работы по обводнению пастбищ запланированы
в рамках государственной программы «Агробизнес-2020», и уже ведутся в ряде областей.
Обводнение отгонов и рассредоточение скота позволит снизить локальные нагрузки на
пастбища и деградацию местообитаний.
Другие причины деградации пустынных местообитаний - бессистемная дорожная
сеть, зарегулирование стока рек, нелегальная вырубка саксаула на дрова для продажи. В
результате урбанизации и интенсивного сельскохозяйственного освоения предгорной
полосы юга и востока страны сохраняется сильное нарушение естественного
растительного покрова. В долинах рек пустынной зоны - Или, Сырдарьи, Шу, Таласа - в
связи с ограничением речного стока почти полностью деградированы
высокопродуктивные пойменные сообщества. В северо-западном Казахстане пойменные
леса в связи с нарушением гидрологического режима также деградированы. Тугайные
леса, произрастающие узкой полосой вдоль рек, подвержены сильному антропогенному
прессу, который сохраняется неизменным, препятствуя их естественному возобновлению.
В значительно угнетенном состоянии остаются леса лесостепной и степной зон также из-
за нарушения гидрологического режима, местами пожаров, нелегальных рубок и т.п. Из-за
угрозы увеличения забора воды из р. Или в ее верхнем течении в Китае для орошения,
возникла опасность резкого падения уровня воды и деградации экосистем оз. Балхаш и
долины р. Или; та же проблема существует для трансграничных рек Иртыш и Сырдарья с
устойчивым снижением ежегодного притока на
2-3%. Большое влияние на фауну
оказывают работы по прокладке дорог, трубопроводов, линий электропередач, идущие
нарастающими темпами. Устойчиво растет площадь земель, занятых горнодобывающими
предприятиями; увеличившись с 2008 до 2012 г. на 14% и достигнув 910 тысяч га. В
последние 5 лет резко растут площади нефте- и газодобычи, разработки урановых руд и
т.п. в западном Казахстане, Восточном Прикаспии, пустыне Бетпакдала и др.
Использование существующей сырьевой модели развития народного хозяйства
приводит к неэффективному развитию экономики и постоянно повышающейся нагрузке
на экосистемы.
Положительного влияния и снижения темпов деградации (не считая естественного
восстановления брошенных пашен и создания ООПТ) удалось добиться в ряде мест
локально при рассредоточении скота от поселков, а также в двух других направлениях -
восстановлении Аральского моря и увеличении лесистости.
Построенная в 2005 г. Кокаральская плотина, отделившая Малый Арал от основной
акватории, позволила стабилизировать и поднять уровень этого теперь отдельного
водоема, а также снизить в нем соленость. В итоге в Малом Арале опять появилась рыба
123
(помимо интродуцированной в нем камбалы), возродилось рыболовство. Территория
«Малое Аральское море и дельтовые озера Сырдарьи» в 2012 г. внесена в список
Рамсарских угодий. Экономическая ситуация в регионе несколько улучшилась, локально
улучшилось и состояние биоразнообразия, однако в целом в Приаралье продолжаются
процессы опустынивания и угрозы для биоразнообразия сохраняются. Они усиливаются с
разработкой нефтяных месторождений Кумколь.
Положительные изменения произошли в лесном фонде. Общая площадь
государственного лесного фонда республики с 2008 по 2013 г. увеличилась на 1 млн. 10,4
тыс. га (3,5%). В рамках проекта «Сохранение лесов и увеличение лесистости территории
республики» осуществлен комплекс мероприятий, направленных на сохранение и
восстановление лесных массивов ленточных боров Прииртышья Восточно-Казахстанской
и Павлодарской областей и саксауловых насаждений Кызылординской области, включая
фитомелиорацию на осушенном дне Аральского моря. В ленточных борах в резерватах
«Семей орманы» и «Ертіс орманы» работы по восстановлению лесов и улучшению их
состояния проведены на площади 20200 га; на осушенном дне Аральского моря
проведены посадки саксаула на площади более 70 тысяч га; создано 20 демонстрационных
участков площадью около 200 га каждый для восстановления саксаульников и
прилегающих пастбищных угодий с участием местного населения. В целом по стране,
резко снижено число лесных пожаров.
В целом, несмотря на успехи на локальном и на отраслевом (лесные
местообитания) уровне, местообитания в целом по стране продолжают испытывать
усиливающийся пресс с нарастанием деградации в местах разработок полезных
ископаемых. Отсутствие единой системы мониторинга местообитаний не позволяет
адекватно оценивать степень и темпы их деградации или восстановления. Все это требует
формирования единой государственной политики по мониторингу и сохранению
экосистем и эффективного контроля за ее проведением в жизнь.
Целевая задача 6. К 2020 году регулирование и промысел всех запасов рыбы и
беспозвоночных и водяных растений осуществляются устойчиво, на законных
основаниях и с применением подходов с позиций экосистем, чтобы избегать
чрезмерной эксплуатации рыбных ресурсов, внедрены планы и меры восстановления
всех истощенных видов, рыболовный промысел не оказывает значительного
неблагоприятного воздействия на угрожаемые виды и уязвимые экосистемы и
воздействие рыболовства на живые запасы, виды и экосистемы не превышает
экологически безопасных пределов.
Регулированием использования рыбы и водных беспозвоночных занимается
Комитет рыбного хозяйства МОСиВР РК и 8 его территориальных инспекций на местах,
организованных по бассейнам крупных рек и водоемов. Вопросы регулирования на
Каспии ежегодно обсуждаются с другими прикаспийскими государствами в Комиссии по
водным биоресурсам Каспийского моря.
Регулирование использования рыбных ресурсов с 2006 года осуществляется путем
долгосрочного закрепления рыбохозяйственных водоемов за пользователями. На сегодня
1791 рыбохозяйственных водоемов (участков) закреплено за 1004 пользователями, с
которыми заключены 10-летние договоры на ведение рыбного хозяйства. Пользователи,
согласно договорам по закреплению водоемов, вкладывают собственные средства на цели
охраны, воспроизводства рыбных ресурсов, научные исследования и укрепление
материально-технической базы. За
2010-2013 годы пользователями по данным
направлениям инвестировано более 3 млрд. 500 млн. тенге (более $ 23,440,000).
124
Постоянно ведется работа по предупреждению, выявлению и пресечению фактов
незаконного лова рыбы, который наблюдается во всех регионах и местами, особенно на
Каспии (осетровые рыбы), носит характер организованной преступности.
Ежегодно на водоемах и (или) участках международного, республиканского и
местного значения в рамках бюджетной программе 039 «Сохранение и воспроизводство
рыбных ресурсов и других водных животных» проводятся научно-исследовательские
работы. В биологических обоснованиях определяется предельно допустимый объем
изъятия рыбных ресурсов, даются рекомендации по режиму и регулированию
рыболовства, его оптимизации и т.п., включая рекомендации по ограничениям и запретам.
На основании этих биологических обоснований ежегодно готовится постановление
Правительства РК об утверждении лимитов вылова рыбы и других водных животных в
рыбохозяйственных водоемах. Таким образом, обеспечивается устойчивое использование
водных биологических ресурсов (включая водных беспозвоночных, а именно Artemia
salina) в водоемах с учетом природных и антропогенных факторов.
В Программе по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан
на 2013-2020 годы «Агробизнес-2020», предусмотрены меры государственной поддержки
по развитию товарного рыбоводства. В 2013 году были разработаны 8 нормативно-
методических актов в отрасли товарного рыбоводства, создающих законодательную
основу для этого вида бизнеса.
В целях усиления борьбы с нарушениями природоохранного законодательства
принимаются меры по совершенствованию законодательства; ряд изменений был внесен в
январе
2012 г., еще ряд поправок обсуждается в настоящее время. Готовятся
соответствующие подзаконные акты, так как именно в рыбном хозяйстве нормативная
база все еще имеет наибольшее число пробелов.
Полноценному выполнению данной Целевой задачи препятствует недостаточная
эффективность контроля на местах за соблюдением квот и порядка использования рыбных
и других водных биоресурсов, а также еще не полностью отрегулированная
законодательная нормативная база.
125
Целевая задача 7. К 2020 году территории, занятые под сельское хозяйство,
аквакультуру и лесное хозяйство, управляются устойчивым образом, обеспечивая
сохранение биоразнообразия.
Проблемы, вызываемые для биоразнообразия сельским хозяйством, связаны в
основном с разрушением местообитаний - это деградация пастбищ, ветровая и водная
эрозия, дегумификация пашни, загрязнение пестицидами и гербицидами. Так, из-за
отсутствия адекватного управления в Северном и Центральном Казахстане от водной
эрозии страдает 5,6 млн. га пашни и снижена урожайность зерновых культур на 20-30%; в
9 из
14 областей Казахстана деградация земель сельскохозяйственного назначения,
включая пастбища, составляет 30-50% и выше. Засоление почв, водная и ветровая эрозия,
уменьшение гумуса, вторичное засоление при сбросах воды после орошении отмечены
более чем на 90% пахотных почв республики. Проблемы нерационального использования
земель при животноводческом и пастбищном ведении хозяйства усугубляются в
настоящее время многочисленностью мелких агропромышленных и животноводческих
формирований, не обладающих достаточными ресурсами для полноценного управления
территориями.
В настоящее время системной работы, прямо увязывающей управление
сельскохозяйственными территориями с сохранением биоразнообразия, не проводится.
Ведется деятельность по восстановлению нарушенных земель и пастбищ (см. в Целевой
задаче
5), прежде всего ориентированная на сокращение темпов опустынивания и
повышение продуктивности животноводства и растениеводства. В
«Концепции по
переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», утвержденной 30 мая 2013 года,
предусматривается увеличение производительности труда в сельском хозяйстве к 2020 г. в
3 раза, со снижением давления на экосистемы, ограничением использования пестицидов и
гербицидов и т.п., а также улучшение системы управления земельными ресурсами с
учетом сохранения окружающей среды.
Коммерческое лесоразведение в Казахстане ведется в очень малых масштабах,
промышленные рубки в естественных лесных массивах запрещены, поэтому практически
все лесные угодья управляются таким образом, что обеспечивают сохранение
биоразнообразия. Проблемой является качество этого управления и сохранение лесов как
таковых. Усиление системы управления лесным хозяйством на национальном и местном
уровнях, борьба с нелегальными рубками, пожарами, лесовосстановление и т.п. ведутся в
рамках текущей межотраслевой программы
«Жасыл даму» при поддержке
международных проектов, вопросы сохранения и восстановления лесов включены в
Концепцию развития «зеленой экономики» (см. Целевую задачу 5).
Аквакультура постепенно развивается в небольших водоемах, в настоящее время
существенного прямого влияния на биоразнообразие не оказывает.
В текущей межотраслевой программе
«Жасыл даму» вопросы сохранения
биоразнообразия в программах развития и управления сельским хозяйством отсутствуют,
как не обозначена и прямая связь биоразнообразия с лесным хозяйством и аквакультурой.
Необходимость включения сохранения биоразнообразия в планы управления в этих
отраслях будет отражена в готовящейся национальной стратегии сохранения
биоразнообразия.
· Целевая задача 8. К 2020 году загрязнение окружающей среды, в том числе в
результате чрезмерного сброса биогенных веществ, доведено до уровней, при которых
функционированию экосистем и биоразнообразию не наносится ущерба.
126
Проблема загрязнения окружающей среды обостряется и является серьезной, а
локально - очень опасной. Это происходит как из-за недостатка очистных сооружений и
контроля, так и из-за недостаточно жестких казахстанских стандартов по выбросам
загрязнителей. Так, текущие выбросы теплоэлектростанций превосходят предельные
значения для Европы по твердым частицам более чем в 10 раз, по оксидам азота -более
чем на 20%, по оксидам серы -более чем в 2,5 раза. В Концепции перехода к «зеленой
экономике» в качестве индикатора борьбы с загрязнениями указано снижение выбросов
оксидов серы и азота в окружающую среду к 2030 г. до европейского уровня. В программе
«Жасыл даму» запланировано снижение за период 2009-2014 гг. выбросов в атмосферу
вредных веществ не менее чем на 5,9%, уровня сбросов загрязнителей - не менее чем на
3,5%.
По статистике, с 2009 по 2012 г. снизились: объем неочищенных сточных вод,
сброшенных в водоемы - на 7,6%, а их доля в общем объеме сточных вод - на 12,9%;
выбросы в атмосферу диоксида серы - на 1,3%, пыли - на 7,1%, свинца - на 29,3%, ртути -
на 33,3%, мышьяка - на 46,2%, дихлорэтана - на 67,1%.
За те же 4 года, с 2009 по 2012 г., возросли: выбросы в атмосферу оксидов азота -
на 20,7%, аммиака - на 29,4%, неметановых летучих органических соединений - на 33%,
углеводородов - на 30,7%, оксида углерода - на 3,1%, кадмия - на 168,5%, толуола - на
50,2%, бензапиренов - на 6,9%,
Общий объем внесения пестицидов за 4 года сократился на 5,2%, при этом
внесение инсектицидов возросло на 16,5%, регуляторов роста растений - в 4 раза, при
снижении использования родентицидов на 55% и гербицидов на 2,1%. Однако, с учетом
сокращения общей площади обрабатываемых земель на 40%, нагрузки на используемые
участки не снизились, а возросли. По данным по биогенам из реки Иртыш, содержание в
воде фосфора на двух точках снизилось на 40-85%, на одной возросло почти в 5 раз,
содержание нитратов снизилось на 13-83%; на Каспии содержание фосфора остается
стабильным или падает, по нитратам летнее содержание выросло в 2 раза, а весеннее - в
22 раза.
Таким образом, тенденции по различным видам загрязнителей весьма различны.
При существующей сырьевой направленности экономики и интенсификации сельского
хозяйства задача борьбы с загрязнениями является очень сложной, но увеличение усилий
государства в этом направлении и включение этих вопросов в госпрограммы позволяет
надеяться на изменение ситуации в лучшую сторону к 2020 г.
Целевая задача 9. К 2020 году инвазивные чужеродные виды и пути их интродукции
идентифицированы и классифицированы по приоритетности, приоритетные виды
регулируются или искоренены и принимаются меры регулирования путей
перемещения для предотвращения их интродукции и внедрения.
Проблема инвазивных и чужеродных видов возникла в стране достаточно давно, но
на нее не обращалось серьезного внимания. Проведенный в 2012 г. анализ показал, что в
Казахстане в различной степени распространены потенциально опасные для
естественного биоразнообразия 26 видов рыб, 1 вид птиц, 5 видов млекопитающих, ряд
видов беспозвоночных, и высокое число умышленно или случайно занесенных видов
растений. Специальных задач или программ по их контролю и мерам регулирования не
существует, не считая попыток оценок численности отдельных видов.
Контроль целенаправленно осуществляется только за вредителями и болезнями в
сельском хозяйстве: это около
50 видов многоядных и свыше
100 видов
специализированных вредителей, более 70 видов болезней, 300 видов сорняков, 10 видов
127
карантинных объектов, наносящих ущерб сельскохозяйственному производству.
Фитосанитарный мониторинг, а также фитосанитарные мероприятия против особо
опасных вредных организмов и карантинных объектов проводятся за счет бюджетных
средств, в рамках государственных программ «Защита растений» и «Карантин растений».
Для предотвращения заноса и распространения карантинных вредных организмов
проведена оценка фитосанитарного риска для
31 вида вредителей, 1 вида нематоды, 11
видов болезней, 8 видов сорных растений с использованием компьютерных технологий
Европейской и Средиземноморской организации по карантину и защите растений
(ЕОЗКР). Для разработки стратегии защиты биогеографических зон стран
- членов
Таможенного Союза разработаны предикторы вероятности проникновения, вероятность
акклиматизации, потенциальная экономическая вредоносность 13 карантинных видов
вредных организмов для территории Казахстана. Ведется обмен информацией с научно-
исследовательскими учреждениями стран Таможенного союза по всем направлениям в
области карантина растений.
Вне сферы сельского хозяйства, мониторинг и регулирование численности
инвазивных и чужеродных видов должны быть включены в национальную стратегию
сохранения биоразнообразия и соответствующие отраслевые программы.
· Целевая задача 10. К 2015 году сведены к минимуму многочисленные антропогенные
нагрузки на коралловые рифы и другие уязвимые экосистемы, на которые
воздействует изменение климата или подкисление океанов в целях поддержания их
целостности и функционирования.
Не применимо к Казахстану
Стратегическая цель C.
Улучшение состояния биоразнообразия путем охраны экосистем, видов и
генетического разнообразиям охраны экосистем, видов и генетического
разнообразия
Целевая задача 11. К 2020 году как минимум 17% районов суши и внутренних вод и
10% прибрежных и морских районов, и в частности районов, имеющих особо важное
значение для сохранения биоразнообразия и обеспечения экосистемных услуг,
сохраняются за счет эффективного и справедливого управления, существования
экологически репрезентативных и хорошо связанных между собой систем
охраняемых районов и применения других природоохранных мер на порайонной основе
и включения их в более широкие ландшафты суши и морские ландшафты
Для достижения реальных результатов по сохранению биоразнообразия в условиях
возрастающего антропогенного пресса необходимо формирование репрезентативной
системы ООПТ с обеспечением их связности, когда заповедные ядра (заповедники,
национальные парки, резерваты) соединяются между собой территориями с менее строгой
охраной
(заказники, заповедные зоны), а также элементами экологической сети
-
экологическими коридорами, лесными массивами, водоохранными зонами и полосами и
другими в той или иной мере охраняемыми природными территориями. С 2010 г. и до
настоящего времени создание новых и расширение существующих ООПТ идет в рамках
Программы «Жасыл даму» на 2010-2014 гг., согласно которой за этот период должно быть
создано 13 новых и расширено 7 ООПТ. В качестве задачи для Казахстана в рамках КБР,
128
ставилась цель расширить площадь ООПТ до 8,5% от территории государства, обеспечив
защиту важнейших экосистем.
Система ООПТ страны на конец 2013 г. включает 10 государственных природных
заповедников, 12 государственных национальных природных парков, 5 государственных
природных резерватов,
50 государственных природных заказников;
26 памятников
природы; 5 государственных ботанических садов; 5 государственных заповедных зон. Из
видов ООПТ, направленных на сохранение биоразнообразия in-sity, имеют статус
юридического лица
(то есть собственную администрацию, штат охраны и т.п.)
заповедники, национальные парки и резерваты.
С 2009 по 2013 г. площадь учреждений особо охраняемых природных территорий
увеличилась на 1 млн. 16,6 тыс. га, появилось по два новых национальных парка и
государственных природных резервата, ряд заповедников и национальных парков
расширен. В общей сложности, площадь всех
108 ООПТ республиканского
(национального) значения составляет 23 290 471 га, что составляет 8,6% площади страны.
Однако, в их числе лишь 27 ООПТ (не считая ботанических садов) имеют статус
юридического лица, их общая площадь составляет 6 272 766 га, или 2,3% площади
страны, что все еще явно недостаточно. При этом наблюдается хорошая положительная
динамика - в 2009 г. площадь этих категорий ООПТ составляла 3769,1 тыс. га, или 1,4% от
всей территории государства, то есть за 4 года она увеличилась на 66,5%.
На данном этапе, размещение ООПТ Казахстана трудно квалифицировать как
«экологическую сеть». Вместе с тем, сейчас идет формирование региональных
экологических сетей в Заилийском Алатау, Жонгарском Алатау и в Алтайском регионе. С
созданием ГПР «Алтын Дала» в 2012 г. начато формирование реальной экологической
сети в зоне сухих степей Центрального Казахстана, с отработкой - впервые в стране -
механизмов создания экологических коридоров между этим ГПР и Иргиз-Тургайским
ГПР. Формируются элементы экологических сетей и на межгосударственном уровне - это
Западно-Тянь-Шаньский и Алтай-Саянский экологические регионы. Начатые работы и
разрабатываемые подходы должны быть продолжены по всем природным комплексам
Казахстана - горные регионы, лесостепь, степи, пустыни, полупустыни, прибрежные и
водные экосистемы.
Недостаточно полно сохраняется в ООПТ видовое разнообразие млекопитающих,
для защиты которого необходимо создание ООПТ со статусом юридического лица в
различных типах пустынь, особенно на западе страны, включая плато Устюрт.
Отметим, что для усиления системы ООПТ в пустынной зоне в конце 2013 г. начал
работу специальный проект ПРООН/ГЭФ/Правительства РК. За последние
5 лет
огромную роль в развитии системы ООПТ, усилении их возможностей и управления
сыграли проекты ГЭФ/ПРООН/Правительства РК «Комплексное сохранение глобально-
значимых водно-болотных угодий как среды обитания водоплавающих птиц»,
«Сохранение и устойчивое управление степными экосистемами», «Сохранение in-situ
горного агробиоразнообразия в Казахстане», «Сохранение и устойчивое использование
биоразнообразия Алтайско-Саянского экорегиона».
Возрастает роль ООПТ, позволяющих ограниченное хозяйственное использование
части территории, гармонизированное с целями сохранения биоразнообразия, по типу
биосферных резерватов (по терминологии UNESCO). Это - государственные природные
резерваты и государственные национальные
(или региональные) природные парки.
Понятия «биосферный резерват», как такового, в казахстанском законодательстве не
существует. Тем не менее, две территории были внесены в список биосферных резерватов
UNESCO в
2012-2013 гг.
-
это государственные природные заповедники
«Коргалжынский» и
«Алакольский», а номинация по третьей территории,
государственному природному резервату «Акжайык», находится на рассмотрении.
129
Для обеспечения сохранения водно-болотных угодий страны в рамках компетенции
МОСиВР Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 6
сентября 2013 года были утверждены списки водно-болотных угодий международного и
республиканского значения. В них, как угодья международного значения, вошли все 10
казахстанских Рамсарских территорий общей площадью 3,281,398 га и 44 территории как
угодья республиканского (национального) значения, общей площадью 1,773,408 га. Все
эти 54 участка являются ключевыми орнитологическими территориями международного
значения
(IBA), подтвержденными BirdLife International. Таким образом, государство
взяло на себя обязательство принимать меры по их сохранению, таким образом увеличив
связность сети ООПТ.
В настоящее время на научной основе и с учетом принципов репрезентативности и
связности разрабатывается перспективная схема развития системы ООПТ и других
устойчиво управляемых территорий до
2030 г., которая будет включена в
государственные программы.
Целевая задача 12. К 2020 году предотвращено исчезновение известных угрожаемых
видов и статус их сохранности, и в частности видов, численность которых более
всего сокращается, улучшен и поддерживается.
К числу глобально угрожаемых (категории CR, EN, VU, NT) во флоре Казахстана
относится 15 видов, включая 5 Critically endangered (Berberis karkaralensis, Calligonum
triste, Lonicera karataviensis, Populus berkarensis, Sibiraea tianschanika), 8 Endangered и 2
Vulnerable.
Список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений на
национальном уровне, утвержденный в 2006 г., содержит 387 видов растений. Сохранение
редких видов растений реально ведется только на ООПТ, специальных мер на других
участках не предпринимается. Исключение - яблоня Сиверса и абрикос обыкновенный;
работа по их сохранению не только в ООПТ, но и на прилежащих территориях велась в
2006-2012 гг. в рамках проекта ГЭФ/ПРООН
«Сохранение in-situ горного
агробиоразнообразия в Казахстане». В результате, угроза для этих двух видов несколько
снизилась, особенно благодаря включению ряда участков их произрастания в охраняемые
территории. Отдельные участки ареалов (с разной полнотой покрытия) всех 5 критически
угрожаемых видов (CR) также сохраняются в различных ООПТ.
В национальный перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов
животных в 2006 г. (с тех пор список не менялся) включено: млекопитающих - 40, птиц -
57, пресмыкающихся - 10, земноводных - 3, рыб - 18, кольчатых червей - 2, моллюсков -
6, ракообразных -1, паукообразных -2, и насекомых - 85 видов. Из глобально угрожаемых
видов категорий CR, EN, VU, NT в Казахстане встречается 78. Из категории CR отмечено
12 видов, включая 6 видов рыб (Acipenser gueldenstaedtii, Acipenser nudiventris, Acipenser
persicus, Acipenser stellatus, Huso huso, Pseudoscaphirhynchus fedtschenkoi), 3 вида птиц
(Leucogeranus leucogeranus, Numenius tenuirostris, Vanellus gregarius),
2 вида
млекопитающих (Mustela lutreola, Saiga tatarica), и один вид моллюсков
(Dreissena
caspia).
Отметим, что у глобально угрожаемых видов амфибии Ranodon
sibiricus (семиреченский лягушкозуб, EN), кулика кречетки Vanellus gregarius (CR) и
антилопы сайгак Saiga tatarica (CR) в Казахстане обитает до 90% их мировых популяций,
что налагает на страну особую ответственность за их сохранение.
Основная угроза для осетровых рыб - нелегальный вылов, с которым ведется
постоянная борьба. Для восстановления поголовья редких видов в Каспийском море
проводится рыборазведение и выпуск мальков, однако объемы выпусков и принимаемые
по борьбе с браконьерством меры пока недостаточны, чтобы говорить о том, что
130
опасность для видов миновала. В бассейнах Сырдарьи и Или угроза полного исчезновения
сырдарьинского лжелопатоноса (Pseudoscaphirhynchus fedtschenkoi) и шипа
(Acipenser
nudiventris) сохраняется.
Из трех критически угрожаемых видов птиц в Казахстане гнездится только
кречетка, мониторинг популяций которой показал рост и стабилизацию численности вида
в последние
5 лет, угроза существованию вида резко снижена. Сохраняется угроза
популяциям сокола-балобана (Falco cherrug), численность которого из-за нелегального
отлова была резко подорвана на юго-востоке страны в конце 1990-х гг., а на западе - в
2005-2009 гг. Для его сохранения необходима специальная программа, включая
возможную реинтродукцию.
Наглядны успехи Казахстана в восстановлении численности сайгака, численность
которого падала с более чем миллиона голов в начале 1990-х гг. до примерно 30 тысяч в
2002 г. Основная причина - нелегальная добыча ради рогов для вывоза в Китай. Охота на
сайгака уже 15 лет полностью запрещена, запрет продлен до 2020 г. С 2003 г., государство
принимает все возрастающие усилия по спасению вида, финансируя специальные
мобильные отряды, и сотрудничая с охотпользователями, научными и общественными
организациями. Вклад в сохранение вида внес проект ГЭФ/ПРООН
«Сохранение и
устойчивое управление степными экосистемами», прежде всего путем участия в
расширении сети ООПТ (новый резерват «Алтын Дала»). Общая численность вида
выросла за 4 года более чем в 2 раза, до 187 тысяч голов; однако, все еще в крайне
угрожаемом положении находится устюртская популяция сайгака.
Успешно идет сохранение угрожаемых на национальном уровне тугайного оленя
(Cervus elaphus bactrianus), кулана (Equus hemionus), джейрана (Gazella subgutturosa),
горных баранов, или аргали (Ovis ammon ssp., комплекс подвидов), численность которых
также устойчиво растет с разной скоростью благодаря достаточно эффективной борьбе с
браконьерством
(для первых двух также реинтродукции), в рамках государственной
программы по сохранению редких копытных.
Вопросы сохранения редких видов включены в Программу «Жасыл даму» с
индикативными показателями для нескольких видов, а также указаны в Концепции
перехода к «зеленой экономике». По отдельным видам подписаны меморандумы в рамках
Боннской конвенции, утверждено несколько национальных Планов действий
(Single
Species Action Plan). Вопросы сохранения видов (включая разработку данных планов)
поддерживались в ряде проектов ГЭФ/ПРООН (тех же, что в Целевой задаче 11).
Контроль ввоза/вывоза редких видов ведется в соответствии с положениями CITES.
Регулярный мониторинг редких видов в настоящее время ведется только на
территории ООПТ, позвоночные животные отчасти учитываются в охотхозяйствах, и
только копытные и осетровые учитываются в рамках специальных программ. По
остальным видам растений и животных
(причем по малой их части) идет сбор
информации в рамках отдельных проектов, без системы мониторинга. Без такой системы
невозможно наполнение и действенное использование создаваемой Государственной
системы природных кадастров: рыбный, лесной; кадастр особо охраняемых территорий и
животного мира.
Целевая задача 13. К 2020 году поддерживается генетическое разнообразие
культивируемых растений и сельскохозяйственных и домашних животных и их
диких родственников, включая другие ценные виды с социально-экономической и
культурной точек зрения, и разработаны и осуществлены стратегии по
минимизации генетической эрозии и сохранению их генетического разнообразия.
В Казахстане сконцентрированы уникальные генетические ресурсы растительного
агробиоразнообразия (АБР) мирового значения. Они, по данным 2013 г., включают 226
131
видов диких сородичей культурных растений, определяющих генетический потенциал 24
сельскохозяйственных культур. Мировое признание получило плодовое АБР и, прежде
всего, дикой яблони (яблоня Сиверса - Malus sieversii), яблоня Недзвецкого - Malus
niedzwetzkyana) и абрикоса обыкновенного
(Armeniaca vulgaris). Гены дикой яблони
имеются практически у всех современных эффективных коммерческих сортов этой
культуры.
Перспективны также казахстанские генетические ресурсы фисташки настоящей
(Pistacia vera), миндаля обыкновенного (Amygdalus communis) и винограда винного (Vitis
vinifera). Казахстан располагает 10 видами смородины (Ribes spp.) и видом крыжовника
(Glossularia spp.); в стране произрастает 120 видов диких сородичей моркови, портулака,
спаржа, лука и чеснока. Здесь сконцентрировано огромное видовое и генетическое
разнообразие тюльпанов - 31 вид рода Tulipa. Перспективно природное АБР технических
растений (Linum spp., Carthamnus spp., Eruca spp., Brassica spp.) и кормовых (прежде всего
люцерна - Medicago spp.).
В республике выведены и районированы более 70 сортов зерновых, 68 сортов
плодово-ягодных, более 60 сортов овоще-бахчевых культур, более 20 сортов картофеля.
В 2013 г. закончено формирование аннотированного списка лекарственных
растений, произрастающих на территории Казахстана, который включает 1525 видов из
622 родов, относящихся к
136 семействам высших цветковых растений. Коллекция
Приаральской опытной станции генетических ресурсов растений насчитывает
10765
образца сельскохозяйственных культур. Из них кормовых - 4539 образцов, овощных -
1634, зерновых - 3994 и сорговых - 598. Развиваются лесосеменные базы с выделением
объектов селекционно-генетического назначения, среди которых Алматинский и
Кокшетауский лесные селекционные центры, Приаральская опытная станция
генетических ресурсов сельскохозяйственных растений.
Агробиоразнообразие животного мира практически не используется в селекционной
работе. Из диких предков домашних животных в стране обитают муфлон (Ovis vignei),
пять подвидов горного барана (О.ammon), кабан (Sus scrofa), кулан (Equus hemionus),
шакал (Canis aureus), волк (C.lupus), пятнистая кошка (Felis lybica) и ряд других. Среди
птиц - это, прежде всего, семейства утиные и куриные. Один из примеров успешного
использования генетического материала диких животных - создание в Казахстане более 30
лет назад породы овец «архаро-меринос», при выведении которой использовались дикие
горные бараны. В стране используется ряд пород местной селекции, в т.ч. крупного
рогатого скота - 4, овец - 9, коз - 3, лошадей - 2. Ценны аборигенные породы собак - тазы
и тобет.
Следует отметить, что целый ряд диких животных республики используется без
выведения сельскохозяйственных пород; это марал и ряд пушных зверей. Однако, пушное
звероводство развито в стране слабо. Из диких птиц в ряде охотхозяйств успешно
разводится фазан; питомник по разведению дрофы-красотки (Chlamydotis undulata macqueeni)
создан в 2011 г. при поддержке ОАЭ в Южно-Казахстанской области.
Из рыб и круглоротых в настоящее время искусственным способом выращиваются
порядка 7-10 форм, включая гибриды. Прудовое рыбоводство в последние пять лет
устойчиво развивается. Интересны как генетический ресурс амфибии и рептилии.
Стратегий по минимизации генетической эрозии и сохранению генетического
разнообразия ценных видов нет, за исключением обычных мер по поддержке
генетической чистоты пород домашних животных
Стратегическая цель D.
132
Увеличение объема выгод для всех людей, обеспечиваемых биоразнообразием и
экосистемными услугами
Целевая задача 14. К 2020 году восстановлены и охраняются экосистемы,
оказывающие важнейшие услуги, включая услуги, связанные с водой, и содействующие
охране здоровья, жизнеобеспечению и благосостоянию, с учетом потребностей
женщин, коренных и местных общин и бедных и уязвимых слоев населения
Направленная работа по восстановлению экосистем, прямо влияющая на большие
группы местного населения, ведется в трех направлениях: это восстановление
деградированных пастбищ, восстановление экосистем Аральского моря и улучшение
состояния лесных угодий. Все эти мероприятия более подробно описаны в других
разделах отчета и в Целевой задаче 5; здесь напомним очень коротко.
Комитетом по управлению земельными ресурсами Министерства регионального
развития Республики Казахстан в
2012-2013 гг. проведена инвентаризация земель
сельскохозяйственного назначения, в том числе пастбищ. Выяснено, что для прекращения
процесса деградации пастбищ необходимо масштабное обводнение их участков вдали от
поселков. Работы по обводнению пастбищ идут в рамках государственной программы
«Агробизнес-2020». Обводнение отгонов и рассредоточение скота позволит снизить
локальные нагрузки на пастбища и деградацию местообитаний.
Построенная в 2005 г. Кокаральская плотина, отделившая Малый Арал от основной
акватории, позволила стабилизировать и поднять уровень этого теперь отдельного
водоема, а также снизить в нем соленость. В итоге в Малом Арале опять появилась рыба
(помимо интродуцированной в нем камбалы), возродилось рыболовство, улучшилось
состояние угодий дельты Сырдарьи.
Общая площадь государственного лесного фонда республики с 2008 по 2013 г.
увеличилась на 1 млн. 10,4 тыс. га (3,5%), постепенно улучшается управление в лесном
хозяйстве.
Безусловно, эти действия по восстановлению экосистем, особенно по пастбищам и
Аральскому моря, прямо улучшают жизнеобеспечение местных общин, включая женщин
и бедные и уязвимые слои населения, обеспечивая общий доступ к увеличивающимся
природным ресурсам.
Целевая задача 15. К 2020 году повышена сопротивляемость экосистем и увеличен
вклад биоразнообразия в накопление углерода благодаря сохранению и восстановлению
природы, включая восстановление как минимум 15% деградировавших экосистем, что
способствует смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним и
борьбе с опустыниванием
Восстановление деградировавших экосистем ведется в стране в рамках Программы
«Жасыл даму», включено в Концепцию перехода к
«зеленой экономике», идет в
соответствии с отраслевыми программами по отдельным направлениям. Это, прежде
всего, борьба с опустыниванием, восстановление пастбищ и увеличение лесистости
страны. Подробнее см. в Целевых задачах 5 и 7. В Концепции перехода к «зеленой
экономике» подчеркнута важность эффективного управления экосистемами и учет
последствий изменения климата
(подробнее в Целевой задаче
4). Указать процент
восстановленных экосистем по состоянию на 2013 г. не представляется возможным; к
следующему Национальному отчету по БР этот индикатор будет уже действовать.
133
Целевая задача 16. К 2015 году Нагойский протокол регулирования доступа к
генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе
выгод от их применения вступил в силу и функционирует в соответствии с
национальным законодательством
Казахстан не подписал и пока не ратифицировал Нагойский протокол. С января
2014 г. при поддержке МОСиВР начал работу проект по поддержке ратификации и
вступления в силу Нагойского протокола, в котором запланировано как продвижение его
ратификации, так и выработка соответствующих дополнений к национальному
законодательству.
Стратегическая цель E.
Повышение эффективности осуществления за счет общественного планирования,
управления знаниями и создания потенциала
Целевая задача 17. К 2015 году каждая Сторона разработала и приняла в качестве
политического инструмента эффективную совместную и обновленную
национальную стратегию и план действий по сохранению биоразнообразия и
приступила к их реализации.
В настоящее время основной документ, направляющий в Казахстане
государственную работу по сохранению биоразнообразия - Программа «Жасыл даму»
(2010-2014 гг.). В рамках специального проекта при поддержке ПРООН/ГЭФ завершается
разработка Национальной стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия,
которые должны быть представлены в Правительство РК для рассмотрения летом 2014 г.
Целевая задача 18. К 2020 году традиционные знания, нововведения и практика
коренных и местных общин, имеющие значение для сохранения и устойчивого
использования биоразнообразия, и традиционное использование ими биологических
ресурсов уважаются в соответствии с национальным законодательством и
соответствующими международными обязательствами и полностью включены в
процесс осуществления Конвенции и отражены в нем при всемерном и эффективном
участии коренных и местных общин на всех соответствующих уровнях
В настоящее время в национальном законодательстве отсутствует целевая
поддержка традиционных знаний, нововведений и практик коренных и местных общин,
имеющих значение для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, и
традиционного использования ими биологических ресурсов. В Казахстане к видам
традиционного использования биологических ресурсов можно отнести систему отгонного
кочевого животноводства. Использование пастбищ регулируется на местном уровне; в
настоящее время готовится проект Закона РК «О пастбищах», в котором должны быть в
полной мере учтены традиционные знания и практики.
Знания и практики местных общин в обязательном порядке учитываются при
начатом в Казахстане процессе создания «экологических коридоров», согласуемых, в
числе прочих, с местным населением. Они, согласно нормативных документов, должны
учитываться также в Планах управления ООПТ, чтобы в максимальной степени
обеспечить интересы и участие местного населения.
134
Готовящиеся Национальная стратегия и План действий по сохранению
биоразнообразия предусматривают учет интересов и вовлечение местных общин.
· Целевая задача 19. К 2020 году усовершенствованы, широко совместно
используются, передаются и применяются знания, научная база и технологии,
связанные с биоразнообразием, его стоимостной ценностью и функционированием,
его статусом и тенденциями в этой области, а также с последствиями его утраты.
Научный потенциал Казахстана в сфере биоразнообразия представлен как
государственным, так и негосударственным сектором. Финансирование научных
исследований и выработки рекомендаций по использованию и сохранению биоресурсов
ведется как за счет государственного заказа, так и по грантам, в том числе зарубежным.
При этом, государственные расходы превышают внешние средства в десятки, если не
сотни, раз. Прикладные исследования регулярно финансируются по планам МОСиВР РК.
В планах МОН РК тематики в области биоразнообразия занимают относительно
небольшое место, но тем не менее, ряд работ в этом направлении успешно
осуществляется. Технологии разрабатываются как в исследовательских учреждениях, так
и в бизнесе, связанном с биоресурсами
(дичефермы, аквакультура, питомники,
прогнозирование продуктивности угодий и т.п.). С 2012 г. начата разработка вопросов
оценки экосистемных услуг. Разрабатываются методики рекреационных нагрузок,
методики оценки ущерба животному миру при разрушении местообитаний и т.п.
Для накопления и эффективного использования знаний для сохранения и
использования биоразнообразия с
2010 г. активизирован процесс создания единой
системы кадастров по биоразнообразию: по лесному хозяйству, животному миру,
растительному миру и др. Работа идет в рамках государственного заказа, с
потенциальным вовлечением ряда баз данных, уже созданных в Казахстане по различным
проектам: базы по мониторингу экосистем в ООПТ, по лесу, по горному
агробиоразнообразию, по степным экосистемам и др..
Целевая задача 20. К 2020 году, но не позднее этого срока, должна значительно
расшириться по сравнению с нынешними уровнями мобилизация финансовых ресурсов
для эффективного осуществления Стратегического плана в области сохранения и
устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы из всех источников и в
соответствии с обобщенным и согласованным процессом в рамках Стратегии
мобилизации ресурсов.
На национальном уровне в соответствии с существующими государственными
программами в последние годы идет устойчивый рост средств, затрачиваемых на
сохранение и обеспечение устойчивого использования биоразнообразия. Так, в текущей
Программе «Жасыл даму» общий объем финансирования на 2010 г. составлял 31914.1
млн. тенге (около $ 212,800,000), план на 2014 г. - 38089.9 млн. тенге (около $
253,900,000). Инвестиции в Концепцию перехода к «зеленой экономике» составят до 2050
г. в среднем до 1% ВВП.
135

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..